kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (10 класс,базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государ­ственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории и «Примерной программы качества подготовки выпускников сред­ней школы по истории», авторы Алексашкина Л. Н., Данилов А. А.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников:

  • Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVIII века / А. Н. Саха­ров, В. И. Буганов - Ч. 1и 2
  • Загладин, Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца ХГХ века / Н. В. Загладин. - М: Русское слово, 2007;

•  дополнительных пособий для учителя:

  • Серов, Б. Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХГХ века/ Б. Н. Серов, А. Р. Лагно. - М.: ВАКО, 2005;
  • Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе / Е. Н. За­харова. - М: Владос, 2001.

Календарно-тематический план предусматривает организацию процесса обучения:

  • История России с древнейших времен до конца XIX века - 81 час;

В соответствии с этим реализуется модифицированная программа. Существенным изме­нением в преподавании является параллельное изучение тем: «Феодальная раздробленность Руси», «Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм», «Наполеоновские войны. Отече­ственная война 1812 г.». Усвоение материала на творческом уровне осуществляется за счет выделения часов на семинарские занятия, на которых анализируются первоисточники, идет работа со статистическими документами, схемами, таблицами, а также на повторительно-обобщающие уроки выносится ряд дискуссий, затрагивающих наиболее спорные вопросы отечественной и зарубежной истории, тем самым формируется свой взгляд на изучаемые со­бытия. Домашние задания альтернативны и сориентированы на различный уровень подго­товки учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (24 ч)



N п/п

Тема уроков

Дидактическая

модель

обучения

Педагогиче­ские средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информаци-

онно-методиче-ское обеспе­чение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

1

2

3

4

5

6

7

8

1

История в системе гуманитарных наук

Проблемное обучение. Задачный подход

Вводная лекция. Актуализа­ция изучен­ного ранее материала в ходе беседы

Индивидуальная.

Составление конспекта, уча­стие в беседе

Уровни освоения

Репродуктивный:

- называть в хронологической последова­
тельности этапы развития человечества,
называть хронологические их рамки.

Продуктивный:

- объяснять особенности познания про­
шлого;

- характеризовать теории исторического
развития.

Творческий:

- выявлять положительные и негативные
стороны марксистской концепции истории,
теории локальных цивилизаций, теории
мирового цивилизационного развития

История в системе гуманитарных на­ук. Основные концепции исто­рического разви­тия человечества. Периодизация ис­торического про­цесса

Введение.

§1-3

2

У истоков ро­да человече­ского. Неоли­тическая ре­волюция

Проблемное обучение. Задачный подход

Проблемное изложение материала, познава­тельные задачи

Фронтальная.

Решение позна­вательных задач

Репродуктивный:

- знать этапы развития человечества;

- показывать на карте регионы, являющие­
ся прародиной человечества;

- давать определение понятию «неолити­
ческая революция».

Природное и со­циальное в чело­веке и человече­ском сообществе первобытной эпо­хи. Изменения в укладе жизни и формах социаль­ных связей.

§4-5


Просмотр содержимого документа
«10»

Окончание табл.



1

2

3

4

5

6

7

8

24

Урок итогово­го повторения

Задачный подход

Итоговое тестирова­ние

Индивидуальная




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИСТОРИЯ РОССИИ (80 ч)



№ урока

Тема уроков

Дидактическая

модель

обучения

Педагогиче­ские средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информаци-

онно-методиче-

ское обеспе­чение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

1

2

3

4

5

6

7

8

1- 2

Введение в курс «Исто­рия России».


Особенности российской цивилизации

Проблемное изложение, задачный подход

Вводная лекция. Эвристиче­ская беседа

Индивидуальная. Выявление ис­торических осо­бенностей Рос­сийского госу­дарства.

Фронтальная. Определить геополитиче­ское положение России

Уровни освоения

Репродуктивный:

- называть особенности Российской цивилизации;

- давать определение понятиям: предыстория, история, цивилизация.

Продуктивный:

- характеризовать этапы Российской истории;

- объяснять сущность взглядов на Российскую цивилизацию;

- аргументированно доказывать свою точку зрения на проблему характера Российской цивилизации

Понятия: предыс­тория, история, цивилизация, эше­лонная модель развития. История России -часть всемирной истории

Захаро­ва, Е. Н. Методиче­ские реко­мендации к изуче­нию исто­рии в 10 классе/ Е. Н. Заха­рова, с. 53-57


Просмотр содержимого документа
«11»

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6

7

8










Серов, Б. Н. Поурочные разработки по истории России / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно, с. 16-18. Историческая карта Евразии

§1-2

3-4

Восточные славяне в V-IХ ве­ках

Проблемное изложение, задачный подход

*

Проблемно изложение материала, использова­ние карты и докумен­тального материала

а

Фронтальная. Определять взаимосвязь природно-климатических условий и заня­тий восточных славян.

Индивидуальная. По карте соста­вить схему «Соседи вос­точных славян»

Репродуктивный:

- давать определение понятиям: «военная
демократия», политеизм;

- характеризовать занятия и общественный
строй у восточных славян;

- называть имена языческих богов.

Продуктивны и

- используя историческую карту, характе­
ризовать взаимоотношения восточных сла­
вян и их соседей;

- устанавливать причинно-следственные
связи между природно-климатическими
условиями и занятиями восточных славян;

- объяснять сущность «военной демокра­
тии»;

- характеризовать языческую культуру

Восточносла­вянские племе­на и их соседи. Занятия, обще­ственный строй и верования восточных сла­вян

Серов, Б. Н. Поурочные разработки по истории России / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно, с. 16-19. Захарова, Е. Н. Методи­ческие реко­мендации к изучению истории в 10 классе / Е. Н. Захарова, с. 57-59. Карты: «Рассе­ление восточ­ных славян», «Византийская империя и сла­вяне», изобра­жения языче­ских богов

§3-4


Просмотр содержимого документа
«12»

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6

7

8

5-6

Формирова­ние Древне­русского государства

Проблемное изложение, заданный подход

Диалоговые формы обу­чения, про­блемное изложение материала

Фронтальная. Характеристика этапов склады­вания Древне­русского госу­дарства.

Индивидуальная. Анализ теорий происхождения государства, выявление соб­ственной пози­ции по данной проблеме

Репродуктивный:

- характеризовать этапы складывания
государства у восточных славян;

- находить оценочные суждения

в учебной и справочной литературе по проблеме теорий происхождения государства у восточных славян.

Продуктивный:

- выявлять предпосылки образования
Древнерусского государства;

- сопоставлять процесс образования
Древнерусского государства и евро­
пейских государств периода средневе­
ковья;

- используя знания курса «Общество-
знание», выявлять признаки Древне­
русского государства

Предпосылки скла­дывания Древне­русского государ­ства (социально-экономические, социально-полити­ческие, духовные, внешнеполитиче­ские). Этапы скла­дывания государст­ва. Возникновение ядра восточносла­вянского государ­ства. Данные «По­вести временных лет». Теории воз­никновения госу­дарства у восточ­ных славян (нор­маннская, анти­норманнская, со­временные теории)

Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению исто­рии в 10 классе/ Е. Н. Захарова, с. 59-64. Серов, Б. Н. Поурочные разра­ботки по истории России / Б. Н. Се­ров, А. Р. Лагно, с. 24-29. Карта «Киевская Русь в DC-XI вв.»

§5-6

7-8

Первые рус­ские князья

Задачный подход

Анализ учебной и дополни­тельной литературы

Групповая. Составление таблицы «Первые рус­ские князья»

Репродуктивны й:

- называть основные направления дея­
тельности первых русских князей;

- понимать причины, процесс, значе­
ние принятия Русью христианства;

- давать определение понятиям: госу­
дарство, дань, полюдье, уроки, погос­
ты, монотеизм.

Деятельность пер­вых русских кня­зей (укрепление власти киевского князя, отношения с Византией, от­ношения с восточ­ными соседями, итоги правления).

Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению исто­рии в 10 классе/ Е. Н. Захарова, с. 64-67. Серов, Б. Н. По­урочные разработ­ки по истории России / Б. Н. Се­ров, А. Р. Лагно, с. 29-31


Просмотр содержимого документа
«13»

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6

7

8






Продуктивный:

- характеризовать основные направления
деятельности первых русских князей по
самостоятельно выделенным критериям;

- показать значение реформы княгини
Ольги для Древнерусского государства;

- показать влияние Византии на политиче­
скую сферу и культуру Киевской Руси,

- выявить причины перехода Руси к моно­
теистической религии

Конфессиональ­ный фактор в складывании российской циви­лизации

Карта «Киев­ская Русь в ГХ-XI вв.»

§7-8

9. ПОУ. Предыстория народов России. Начало Руси.

10-14






Русь в XI -

первой чет-

верти ХП в.

Ярослав Муд-

рый. Влади-

мир Мономах

Проблем-

ное изло-

жение,

задачный

подход


Проблемная

лекция.

Анализ

документов.

Беседа


Индивидуальная.

Анализ Русской

Правды




Репродуктивны и:

- давать определение понятиям: междо-

усобные войны, династический брак,

Русская Правда, кормление, вотчина;

- называть причины междоусобных войн,

знать их основных участников;

- разъяснять сущность порядка наследова­
ния киевского престола (очередного

и по старшинству);

- называть основные категории населения
Киевской Руси;

- знать основные положения Русской
Правды

Междоусобные

войны на Руси.

Внутренняя и

внешняя политика

Ярослава Мудрого.

Русская Правда. Неравенство рус­ского общества XI - первой четвер­ти XII в. Возник­новение феодаль­ной земельной соб­ственности. Власть и церковь. «Поуче­ние Владимира Мономаха»

Серов, Б. Н.

Поурочные

разработки

по истории

России /

Б. Н. Серов, А. Р. Лагно, с. 31-39, 48-50.

Карта «Киев­ская Русь в DC-XI вв.»

§9-12

15






Культура Руси

Х-ХIII веков





Проблем-

ное изло-

жение,

заданный подход



Проблемное

изложение

материала




Групповая.

Разработка про-

ектов по теме

урока



Репродуктивный:

- давать определение понятиям: культура,

житие, икона, фреска, миниатюра;

- называть памятники древнерусской куль­
туры (архитектурные, литературные);

- называть основные литературные жанры,

раскрывать их содержание;


Христианская

культура и языче-

ские традиции






Просмотр содержимого документа
«14»

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6

7

8




Беседа. Решение проблем­ных задач


- разъяснять особенности деревянного
зодчества, изобразительного искусства,
декоративно-прикладного искусства.

Продуктивный:

- выявлять особенности древнерусской
культуры;

- определить влияние Византии на культу­
ру Древней Руси;

- подчеркнуть влияние языческой тради­
ции на христианскую культуру Руси.

Творческий:

- доказать присутствие языческого эле­
мента в современной культуре;

- разработать проект по теме урока

Контакты с куль­турами Запада и Востока. Влияние Визан­тии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности

§17-18

16

Политиче­ская раз­дроблен­ность Руси

Про­блемное изложе­ние, за­данный подход

Проблем­ная лекция. Беседа

Индивидуальная.

Составление

конспекта

Репродуктивный:

- называть причины политической раз­
дробленности;

- понимать и объяснять сущность полити­
ческой раздробленности;

- разъяснять значение Любечского съезда
князей 1097 г.

Продуктивный:

- характеризовать предпосылки политиче­
ской раздробленности (формирование
местных княжеских династий, укрепление
местного боярства, развитие ремесла

и торговли, изменение положения и роли Киева, духовные предпосылки);

Причины распада Древнерусского государства. Сущность процес­са политической раздробленности

Захарова, Е. Н. Ме­тодические рекомен­дации к изучению истории в 10 классе / Е. Н. Захарова, с. 75-78.

Серов, Б. Н. Поуроч­ные разработки по истории России / Б. Н. Серов, А. Р. Лаг-но, с. с. 54-58. Карта «Феодальная раздробленность на Руси»

14§


Просмотр содержимого документа
«15»

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6

7

8






- сопоставлять процесс раздробленности
Древнерусского государства и Европей­
ских государств, определять сходства

и различия;

- высказывать оценочные суждения о поло­
жительных и отрицательных последствиях
политической раздробленности на Руси


§14

17-18














Модели поли-

тического

и социально-

экономиче-

ского развития

русских зе-

мель: Новго-

родская земля,

Галицко-

Волынское

княжество,

Владимиро-

Суздальское

княжество

Про-

блемное

изложе-

ние, за-

дачный

подход









Беседа.

Про-

блемные

задания











Групповая.

Составление

проектов

по темам:

«Новгород-

ская земля»,

«Галицко-

Волынское

княжество»,

«Владимиро-

Суздальское

княжество»



Репродуктивны и:

- знать основные понятия темы: политиче-

ская раздробленность, вече.

- характеризовать Галицко-Волынское,

Владимиро-Суздальское и Новгородское

княжества по предложенным учителем

критериям.

Продуктивный:

- характеризовать Галицко-Волынское,

Владимиро-Суздальское и Новгородское

княжества по самостоятельно выделенным

критериям;

- показать влияние деятельности князей на

политическое и социально-экономическое развитие Русских земель.

Творческий:

- подготовить групповой проект по теме урока

Природные усло-

вия, социально-

экономические

особенности,

высшие органы

власти, структура

управления, ха-

рактер политиче-

ской власти, дея-

тельность князей,

взаимоотношения

с соседями Новго-

родской земли,

Галицко-Волын-ского и Владими-ро-Суздальского княжеств

Захарова, Е. Н. Мето-

дические рекоменда-

ции к изучению исто-

рии в 10 классе/

Е. Н. Захарова,

с. 79-80.

Серов, Б. Н. Поуроч-

ные разработки

по истории России /

Б. Н. Серов, А. Р. Лаг-

но, с. 58-64.

Карта «Феодальная

раздробленность

на Руси»

§15-16

19

ПОУ. Русь в XI-XIIвв.

20-21







Монгольское

нашествие

на Русь. Русь

и Золотая

Орда



Про-

блемное

изложе-

ние, за-

дачный

подход


Про-

блемное

изложе-

ние. Дис-

куссия.

Работа

с картой

Индивидуаль-

ная.

Составление

конспекта

«Этапы мон-

гольского

нашествия»

Репродуктивный:

- проследить по исторической карте завое-

вание монголами русских княжеств (битва

на Калке, разгром Рязанского княжества,

разорение Владимирской земли, попытка

похода на Новгород);

- на основе данных учебника определить причины поражения русских земель.

Образование

Монгольского

государства.

Монгольское

нашествие



§19-20


Просмотр содержимого документа
«16»

Продолжение табл.



1 2 3

4

5

6

7

8






Фронтальная. Участие в дис­куссии

Продуктивный:

- выявить предпосылки завоеваний монголов;

- охарактеризовать основные этапы наше­
ствия монголов на Русь;

- определить характер взаимоотношений
Руси и Золотой Орды, высказывать оце­
ночные суждения о характере ордынского
владычества;

- выявить последствия монгольского на­
шествия, определить его влияние на весь
ход русской истории.

Творческий:

- дискутировать по проблеме: «Влияние
монгольского ига на складывание россий­
ской цивилизации. Оценки монгольского
ига:

1. Иго носило террористический характер;

2. Русь и Золотая Орда - идеальный сим­
биоз (Л. Н. Гумилев)»

Включение рус­ских земель в сис­тему управления Монгольской им­перии. Золотая Орда. Роль мон­гольского завое­вания в истории Руси

Карта «Русские зем­ли в ХП-ХШ вв.», карты битв в учеб­нике

§19-20

22

Втор­жение кресто­носцев. Алек­сандр Невский

Проблем­ное изло­жение,

заданный подход

Проблемное изложение. Дискуссия. Работа с картой

Групповая. Обсуждение вопроса «Итоги и последствия вторжения кре­стоносцев».

Фронтальная. Участие в дис­куссии

Репродуктивный:

- знать основные факты и хронологию
событий немецко-шведской агрессии
на Русь;

- используя карту, рассказывать об отра­
жении опасности с Запада.

Продуктивны и:

- раскрывать причины вторжения кресто­
носцев на Русь;

Экспансия с Запа­да. Невская битва, Ледовое побоище. Борьба с агресси­ей крестоносцев: итоги и значение

Захарова, Е. Н. Мето­дические рекоменда­ции к изучению исто­рии в 10 классе/ Е.Н. Захарова, с. 81-87. Серов, Б. Н. Поуроч­ные разработки по истории России / Б. Н. Серов, А. Р. Лаг-но, с. 72-80


Просмотр содержимого документа
«17»

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6

7

8






- определять последствия вторжения кре­
стоносцев на Русь.

Творческий:

- Дискутировать по проблеме: «Все сла­
вянские народы утрачивали национальную
самостоятельность, кроме русских. Выбор
А. Невского сохранил возможность фор­
мирования русской государственности.
Согласны ли вы с данным мнением?»


Карта «Русские земли в ХП-ХШ вв.», карты битв в учебнике

§20

23-24

Москва -центр объеди­нения русских земель. Дмитрий Донской

Про­блемное изложе­ние, за-дачный подход

Проблем­ная лек­ция.

Дискуссия. Работа с картой

Фронтальная.

Участие

в дискуссии.

Групповая. Выявлять предпосылки объединения Руси, причи­ны возвыше­ния Москвы

Репродуктивный:

- называть этапы объединения земель во­
круг Москвы;

- знать причины возвышения Москвы.

Продуктивный:

- выявлять предпосылки объединения рус­
ских земель (социально-экономические,
социально-политические, культурные);

- характеризовать этапы объединительного
процесса;

- анализировать деятельность московских
князей (их взаимоотношения с соседними
княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой).

Творческий:

- дискутировать по проблеме «Москва
или Тверь?»;

- соотносить процесс объединения русских
земель с объединительным процессом,
происходившим в западноевропейских
государствах, выявлять черты сходства

и различия

Восстановление экономики рус­ских земель. Роль городов в объеди­нительном про­цессе. Борьба за политическую гегемонию в Се­веро-Восточной Руси. Москва как центр объеди­нения русских земель

Захарова, Е. Н. Методи­ческие рекомендации к изучению истории в 10 классе / Е. Н. Заха­рова, с. 92-94. Серов, Б. Н.

Поурочные разработки по истории России / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно, с. 84-89.

Карта «Образование и расширение Россий­ского государства (XIV-XVI вв.)»

§21-22


Просмотр содержимого документа
«18»

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6

7

8

25

Иван Ш -государь всея Руси. Русь между Восто­ком и Западом

Про­блемное изложе­ние, за-дачный подход

Проблем­ное изло­жение ма­териала. Дискуссия. Работа с докумен­том

Индивидуальная. Анализ статей Судебника 1497.

Фронтальная. Участие в дис­куссии

Продуктивный:

- анализировать статьи Судебника 1497 г.;

- проследить процесс закрепощения кре­
стьян;

- выявлять причины складывания само­
державной формы государственности

в России;

- показать взаимосвязь процессов объеди­
нения русских земель и освобождения

от ордынского владычества.

Творческий:

- участвовать в дискуссии по вопросу
«Каковы причины складывания деспотиче­
ской формы Российского государства?»

Завершение объ­единения русских земель и образо­вание Российско­го государства. Свержение золо­тоордынского ига. Особенности об­разования центра­лизованного госу­дарства в России. Рост международ­ного авторитета Российского госу­дарства

Серов, Б. Н. Поурочные раз­работки по исто­рии России / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно, с. 89-96. Карта «Образо­вание и расши­рение Российско­го государства (XIV-XVI вв.)»

§23

26

Культура и быт XIV-XV веков

Про­блемное изложе­ние, за-дачный подход

Проблем­ное изло­жение ма­териала. Беседа. Решение проблем­ных задач

Групповс Разработ ектов по урока

[Я.

ка про-теме

Репродуктивный:

- называть достижения русской культуры
XIV-XV веков, давать им краткую харак­
теристику.

Продуктивный:

- выявлять особенности русской культуры,
определять влияние монголо-татарского
нашествия и золотоордынского ига на раз­
витие культуры;

- характеризовать достижения культуры;

- выявлять основные тенденции развития
культуры XIV-XV веков.

Творческий:

- участвовать в разработке группового
проекта по теме

«Москва - третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Культурное разви­тие русских земель и княжеств. Влия­ние внешних фак­торов на развитие русской культуры

Серов, Б. Н. Поурочные раз­работки по исто­рии России / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно, с. 97-100. Репродукции и фотографии. Фрагменты фильма

А. Тарковского «Страсти по Андрею»

§24

27

ПОУ. Русь в XIII-XV вв.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (10 класс,базовый уровень)

Автор: Мухаметзанов Ринат Эмирянович

Дата: 03.08.2014

Номер свидетельства: 111094


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства