kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (10 класс,базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государ­ственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории и «Примерной программы качества подготовки выпускников сред­ней школы по истории», авторы Алексашкина Л. Н., Данилов А. А.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников:

  • Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVIII века / А. Н. Саха­ров, В. И. Буганов - Ч. 1и 2
  • Загладин, Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца ХГХ века / Н. В. Загладин. - М: Русское слово, 2007;

•  дополнительных пособий для учителя:

  • Серов, Б. Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХГХ века/ Б. Н. Серов, А. Р. Лагно. - М.: ВАКО, 2005;
  • Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе / Е. Н. За­харова. - М: Владос, 2001.

Календарно-тематический план предусматривает организацию процесса обучения:

  • История России с древнейших времен до конца XIX века - 81 час;

В соответствии с этим реализуется модифицированная программа. Существенным изме­нением в преподавании является параллельное изучение тем: «Феодальная раздробленность Руси», «Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм», «Наполеоновские войны. Отече­ственная война 1812 г.». Усвоение материала на творческом уровне осуществляется за счет выделения часов на семинарские занятия, на которых анализируются первоисточники, идет работа со статистическими документами, схемами, таблицами, а также на повторительно-обобщающие уроки выносится ряд дискуссий, затрагивающих наиболее спорные вопросы отечественной и зарубежной истории, тем самым формируется свой взгляд на изучаемые со­бытия. Домашние задания альтернативны и сориентированы на различный уровень подго­товки учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (24 ч)



N п/п

Тема уроков

Дидактическая

модель

обучения

Педагогиче­ские средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информаци-

онно-методиче-ское обеспе­чение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

1

2

3

4

5

6

7

8

1

История в системе гуманитарных наук

Проблемное обучение. Задачный подход

Вводная лекция. Актуализа­ция изучен­ного ранее материала в ходе беседы

Индивидуальная.

Составление конспекта, уча­стие в беседе

Уровни освоения

Репродуктивный:

- называть в хронологической последова­
тельности этапы развития человечества,
называть хронологические их рамки.

Продуктивный:

- объяснять особенности познания про­
шлого;

- характеризовать теории исторического
развития.

Творческий:

- выявлять положительные и негативные
стороны марксистской концепции истории,
теории локальных цивилизаций, теории
мирового цивилизационного развития

История в системе гуманитарных на­ук. Основные концепции исто­рического разви­тия человечества. Периодизация ис­торического про­цесса

Введение.

§1-3

2

У истоков ро­да человече­ского. Неоли­тическая ре­волюция

Проблемное обучение. Задачный подход

Проблемное изложение материала, познава­тельные задачи

Фронтальная.

Решение позна­вательных задач

Репродуктивный:

- знать этапы развития человечества;

- показывать на карте регионы, являющие­
ся прародиной человечества;

- давать определение понятию «неолити­
ческая революция».

Природное и со­циальное в чело­веке и человече­ском сообществе первобытной эпо­хи. Изменения в укладе жизни и формах социаль­ных связей.

§4-5


Просмотр содержимого документа
«10»

Окончание табл.



1

2

3

4

5

6

7

8

24

Урок итогово­го повторения

Задачный подход

Итоговое тестирова­ние

Индивидуальная




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИСТОРИЯ РОССИИ (80 ч)



№ урока

Тема уроков

Дидактическая

модель

обучения

Педагогиче­ские средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информаци-

онно-методиче-

ское обеспе­чение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

1

2

3

4

5

6

7

8

1- 2

Введение в курс «Исто­рия России».


Особенности российской цивилизации

Проблемное изложение, задачный подход

Вводная лекция. Эвристиче­ская беседа

Индивидуальная. Выявление ис­торических осо­бенностей Рос­сийского госу­дарства.

Фронтальная. Определить геополитиче­ское положение России

Уровни освоения

Репродуктивный:

- называть особенности Российской цивилизации;

- давать определение понятиям: предыстория, история, цивилизация.

Продуктивный:

- характеризовать этапы Российской истории;

- объяснять сущность взглядов на Российскую цивилизацию;

- аргументированно доказывать свою точку зрения на проблему характера Российской цивилизации

Понятия: предыс­тория, история, цивилизация, эше­лонная модель развития. История России -часть всемирной истории

Захаро­ва, Е. Н. Методиче­ские реко­мендации к изуче­нию исто­рии в 10 классе/ Е. Н. Заха­рова, с. 53-57


Просмотр содержимого документа
«11»

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6

7

8










Серов, Б. Н. Поурочные разработки по истории России / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно, с. 16-18. Историческая карта Евразии

§1-2

3-4

Восточные славяне в V-IХ ве­ках

Проблемное изложение, задачный подход

*

Проблемно изложение материала, использова­ние карты и докумен­тального материала

а

Фронтальная. Определять взаимосвязь природно-климатических условий и заня­тий восточных славян.

Индивидуальная. По карте соста­вить схему «Соседи вос­точных славян»

Репродуктивный:

- давать определение понятиям: «военная
демократия», политеизм;

- характеризовать занятия и общественный
строй у восточных славян;

- называть имена языческих богов.

Продуктивны и

- используя историческую карту, характе­
ризовать взаимоотношения восточных сла­
вян и их соседей;

- устанавливать причинно-следственные
связи между природно-климатическими
условиями и занятиями восточных славян;

- объяснять сущность «военной демокра­
тии»;

- характеризовать языческую культуру

Восточносла­вянские племе­на и их соседи. Занятия, обще­ственный строй и верования восточных сла­вян

Серов, Б. Н. Поурочные разработки по истории России / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно, с. 16-19. Захарова, Е. Н. Методи­ческие реко­мендации к изучению истории в 10 классе / Е. Н. Захарова, с. 57-59. Карты: «Рассе­ление восточ­ных славян», «Византийская империя и сла­вяне», изобра­жения языче­ских богов

§3-4


Просмотр содержимого документа
«12»

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6

7

8

5-6

Формирова­ние Древне­русского государства

Проблемное изложение, заданный подход

Диалоговые формы обу­чения, про­блемное изложение материала

Фронтальная. Характеристика этапов склады­вания Древне­русского госу­дарства.

Индивидуальная. Анализ теорий происхождения государства, выявление соб­ственной пози­ции по данной проблеме

Репродуктивный:

- характеризовать этапы складывания
государства у восточных славян;

- находить оценочные суждения

в учебной и справочной литературе по проблеме теорий происхождения государства у восточных славян.

Продуктивный:

- выявлять предпосылки образования
Древнерусского государства;

- сопоставлять процесс образования
Древнерусского государства и евро­
пейских государств периода средневе­
ковья;

- используя знания курса «Общество-
знание», выявлять признаки Древне­
русского государства

Предпосылки скла­дывания Древне­русского государ­ства (социально-экономические, социально-полити­ческие, духовные, внешнеполитиче­ские). Этапы скла­дывания государст­ва. Возникновение ядра восточносла­вянского государ­ства. Данные «По­вести временных лет». Теории воз­никновения госу­дарства у восточ­ных славян (нор­маннская, анти­норманнская, со­временные теории)

Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению исто­рии в 10 классе/ Е. Н. Захарова, с. 59-64. Серов, Б. Н. Поурочные разра­ботки по истории России / Б. Н. Се­ров, А. Р. Лагно, с. 24-29. Карта «Киевская Русь в DC-XI вв.»

§5-6

7-8

Первые рус­ские князья

Задачный подход

Анализ учебной и дополни­тельной литературы

Групповая. Составление таблицы «Первые рус­ские князья»

Репродуктивны й:

- называть основные направления дея­
тельности первых русских князей;

- понимать причины, процесс, значе­
ние принятия Русью христианства;

- давать определение понятиям: госу­
дарство, дань, полюдье, уроки, погос­
ты, монотеизм.

Деятельность пер­вых русских кня­зей (укрепление власти киевского князя, отношения с Византией, от­ношения с восточ­ными соседями, итоги правления).

Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению исто­рии в 10 классе/ Е. Н. Захарова, с. 64-67. Серов, Б. Н. По­урочные разработ­ки по истории России / Б. Н. Се­ров, А. Р. Лагно, с. 29-31


Просмотр содержимого документа
«13»

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6

7

8






Продуктивный:

- характеризовать основные направления
деятельности первых русских князей по
самостоятельно выделенным критериям;

- показать значение реформы княгини
Ольги для Древнерусского государства;

- показать влияние Византии на политиче­
скую сферу и культуру Киевской Руси,

- выявить причины перехода Руси к моно­
теистической религии

Конфессиональ­ный фактор в складывании российской циви­лизации

Карта «Киев­ская Русь в ГХ-XI вв.»

§7-8

9. ПОУ. Предыстория народов России. Начало Руси.

10-14






Русь в XI -

первой чет-

верти ХП в.

Ярослав Муд-

рый. Влади-

мир Мономах

Проблем-

ное изло-

жение,

задачный

подход


Проблемная

лекция.

Анализ

документов.

Беседа


Индивидуальная.

Анализ Русской

Правды




Репродуктивны и:

- давать определение понятиям: междо-

усобные войны, династический брак,

Русская Правда, кормление, вотчина;

- называть причины междоусобных войн,

знать их основных участников;

- разъяснять сущность порядка наследова­
ния киевского престола (очередного

и по старшинству);

- называть основные категории населения
Киевской Руси;

- знать основные положения Русской
Правды

Междоусобные

войны на Руси.

Внутренняя и

внешняя политика

Ярослава Мудрого.

Русская Правда. Неравенство рус­ского общества XI - первой четвер­ти XII в. Возник­новение феодаль­ной земельной соб­ственности. Власть и церковь. «Поуче­ние Владимира Мономаха»

Серов, Б. Н.

Поурочные

разработки

по истории

России /

Б. Н. Серов, А. Р. Лагно, с. 31-39, 48-50.

Карта «Киев­ская Русь в DC-XI вв.»

§9-12

15






Культура Руси

Х-ХIII веков





Проблем-

ное изло-

жение,

заданный подход



Проблемное

изложение

материала




Групповая.

Разработка про-

ектов по теме

урока



Репродуктивный:

- давать определение понятиям: культура,

житие, икона, фреска, миниатюра;

- называть памятники древнерусской куль­
туры (архитектурные, литературные);

- называть основные литературные жанры,

раскрывать их содержание;


Христианская

культура и языче-

ские традиции






Просмотр содержимого документа
«14»

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6

7

8




Беседа. Решение проблем­ных задач


- разъяснять особенности деревянного
зодчества, изобразительного искусства,
декоративно-прикладного искусства.

Продуктивный:

- выявлять особенности древнерусской
культуры;

- определить влияние Византии на культу­
ру Древней Руси;

- подчеркнуть влияние языческой тради­
ции на христианскую культуру Руси.

Творческий:

- доказать присутствие языческого эле­
мента в современной культуре;

- разработать проект по теме урока

Контакты с куль­турами Запада и Востока. Влияние Визан­тии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности

§17-18

16

Политиче­ская раз­дроблен­ность Руси

Про­блемное изложе­ние, за­данный подход

Проблем­ная лекция. Беседа

Индивидуальная.

Составление

конспекта

Репродуктивный:

- называть причины политической раз­
дробленности;

- понимать и объяснять сущность полити­
ческой раздробленности;

- разъяснять значение Любечского съезда
князей 1097 г.

Продуктивный:

- характеризовать предпосылки политиче­
ской раздробленности (формирование
местных княжеских династий, укрепление
местного боярства, развитие ремесла

и торговли, изменение положения и роли Киева, духовные предпосылки);

Причины распада Древнерусского государства. Сущность процес­са политической раздробленности

Захарова, Е. Н. Ме­тодические рекомен­дации к изучению истории в 10 классе / Е. Н. Захарова, с. 75-78.

Серов, Б. Н. Поуроч­ные разработки по истории России / Б. Н. Серов, А. Р. Лаг-но, с. с. 54-58. Карта «Феодальная раздробленность на Руси»

14§


Просмотр содержимого документа
«15»

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6

7

8






- сопоставлять процесс раздробленности
Древнерусского государства и Европей­
ских государств, определять сходства

и различия;

- высказывать оценочные суждения о поло­
жительных и отрицательных последствиях
политической раздробленности на Руси


§14

17-18














Модели поли-

тического

и социально-

экономиче-

ского развития

русских зе-

мель: Новго-

родская земля,

Галицко-

Волынское

княжество,

Владимиро-

Суздальское

княжество

Про-

блемное

изложе-

ние, за-

дачный

подход









Беседа.

Про-

блемные

задания











Групповая.

Составление

проектов

по темам:

«Новгород-

ская земля»,

«Галицко-

Волынское

княжество»,

«Владимиро-

Суздальское

княжество»



Репродуктивны и:

- знать основные понятия темы: политиче-

ская раздробленность, вече.

- характеризовать Галицко-Волынское,

Владимиро-Суздальское и Новгородское

княжества по предложенным учителем

критериям.

Продуктивный:

- характеризовать Галицко-Волынское,

Владимиро-Суздальское и Новгородское

княжества по самостоятельно выделенным

критериям;

- показать влияние деятельности князей на

политическое и социально-экономическое развитие Русских земель.

Творческий:

- подготовить групповой проект по теме урока

Природные усло-

вия, социально-

экономические

особенности,

высшие органы

власти, структура

управления, ха-

рактер политиче-

ской власти, дея-

тельность князей,

взаимоотношения

с соседями Новго-

родской земли,

Галицко-Волын-ского и Владими-ро-Суздальского княжеств

Захарова, Е. Н. Мето-

дические рекоменда-

ции к изучению исто-

рии в 10 классе/

Е. Н. Захарова,

с. 79-80.

Серов, Б. Н. Поуроч-

ные разработки

по истории России /

Б. Н. Серов, А. Р. Лаг-

но, с. 58-64.

Карта «Феодальная

раздробленность

на Руси»

§15-16

19

ПОУ. Русь в XI-XIIвв.

20-21







Монгольское

нашествие

на Русь. Русь

и Золотая

Орда



Про-

блемное

изложе-

ние, за-

дачный

подход


Про-

блемное

изложе-

ние. Дис-

куссия.

Работа

с картой

Индивидуаль-

ная.

Составление

конспекта

«Этапы мон-

гольского

нашествия»

Репродуктивный:

- проследить по исторической карте завое-

вание монголами русских княжеств (битва

на Калке, разгром Рязанского княжества,

разорение Владимирской земли, попытка

похода на Новгород);

- на основе данных учебника определить причины поражения русских земель.

Образование

Монгольского

государства.

Монгольское

нашествие



§19-20


Просмотр содержимого документа
«16»

Продолжение табл.



1 2 3

4

5

6

7

8






Фронтальная. Участие в дис­куссии

Продуктивный:

- выявить предпосылки завоеваний монголов;

- охарактеризовать основные этапы наше­
ствия монголов на Русь;

- определить характер взаимоотношений
Руси и Золотой Орды, высказывать оце­
ночные суждения о характере ордынского
владычества;

- выявить последствия монгольского на­
шествия, определить его влияние на весь
ход русской истории.

Творческий:

- дискутировать по проблеме: «Влияние
монгольского ига на складывание россий­
ской цивилизации. Оценки монгольского
ига:

1. Иго носило террористический характер;

2. Русь и Золотая Орда - идеальный сим­
биоз (Л. Н. Гумилев)»

Включение рус­ских земель в сис­тему управления Монгольской им­перии. Золотая Орда. Роль мон­гольского завое­вания в истории Руси

Карта «Русские зем­ли в ХП-ХШ вв.», карты битв в учеб­нике

§19-20

22

Втор­жение кресто­носцев. Алек­сандр Невский

Проблем­ное изло­жение,

заданный подход

Проблемное изложение. Дискуссия. Работа с картой

Групповая. Обсуждение вопроса «Итоги и последствия вторжения кре­стоносцев».

Фронтальная. Участие в дис­куссии

Репродуктивный:

- знать основные факты и хронологию
событий немецко-шведской агрессии
на Русь;

- используя карту, рассказывать об отра­
жении опасности с Запада.

Продуктивны и:

- раскрывать причины вторжения кресто­
носцев на Русь;

Экспансия с Запа­да. Невская битва, Ледовое побоище. Борьба с агресси­ей крестоносцев: итоги и значение

Захарова, Е. Н. Мето­дические рекоменда­ции к изучению исто­рии в 10 классе/ Е.Н. Захарова, с. 81-87. Серов, Б. Н. Поуроч­ные разработки по истории России / Б. Н. Серов, А. Р. Лаг-но, с. 72-80


Просмотр содержимого документа
«17»

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6

7

8






- определять последствия вторжения кре­
стоносцев на Русь.

Творческий:

- Дискутировать по проблеме: «Все сла­
вянские народы утрачивали национальную
самостоятельность, кроме русских. Выбор
А. Невского сохранил возможность фор­
мирования русской государственности.
Согласны ли вы с данным мнением?»


Карта «Русские земли в ХП-ХШ вв.», карты битв в учебнике

§20

23-24

Москва -центр объеди­нения русских земель. Дмитрий Донской

Про­блемное изложе­ние, за-дачный подход

Проблем­ная лек­ция.

Дискуссия. Работа с картой

Фронтальная.

Участие

в дискуссии.

Групповая. Выявлять предпосылки объединения Руси, причи­ны возвыше­ния Москвы

Репродуктивный:

- называть этапы объединения земель во­
круг Москвы;

- знать причины возвышения Москвы.

Продуктивный:

- выявлять предпосылки объединения рус­
ских земель (социально-экономические,
социально-политические, культурные);

- характеризовать этапы объединительного
процесса;

- анализировать деятельность московских
князей (их взаимоотношения с соседними
княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой).

Творческий:

- дискутировать по проблеме «Москва
или Тверь?»;

- соотносить процесс объединения русских
земель с объединительным процессом,
происходившим в западноевропейских
государствах, выявлять черты сходства

и различия

Восстановление экономики рус­ских земель. Роль городов в объеди­нительном про­цессе. Борьба за политическую гегемонию в Се­веро-Восточной Руси. Москва как центр объеди­нения русских земель

Захарова, Е. Н. Методи­ческие рекомендации к изучению истории в 10 классе / Е. Н. Заха­рова, с. 92-94. Серов, Б. Н.

Поурочные разработки по истории России / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно, с. 84-89.

Карта «Образование и расширение Россий­ского государства (XIV-XVI вв.)»

§21-22


Просмотр содержимого документа
«18»

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6

7

8

25

Иван Ш -государь всея Руси. Русь между Восто­ком и Западом

Про­блемное изложе­ние, за-дачный подход

Проблем­ное изло­жение ма­териала. Дискуссия. Работа с докумен­том

Индивидуальная. Анализ статей Судебника 1497.

Фронтальная. Участие в дис­куссии

Продуктивный:

- анализировать статьи Судебника 1497 г.;

- проследить процесс закрепощения кре­
стьян;

- выявлять причины складывания само­
державной формы государственности

в России;

- показать взаимосвязь процессов объеди­
нения русских земель и освобождения

от ордынского владычества.

Творческий:

- участвовать в дискуссии по вопросу
«Каковы причины складывания деспотиче­
ской формы Российского государства?»

Завершение объ­единения русских земель и образо­вание Российско­го государства. Свержение золо­тоордынского ига. Особенности об­разования центра­лизованного госу­дарства в России. Рост международ­ного авторитета Российского госу­дарства

Серов, Б. Н. Поурочные раз­работки по исто­рии России / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно, с. 89-96. Карта «Образо­вание и расши­рение Российско­го государства (XIV-XVI вв.)»

§23

26

Культура и быт XIV-XV веков

Про­блемное изложе­ние, за-дачный подход

Проблем­ное изло­жение ма­териала. Беседа. Решение проблем­ных задач

Групповс Разработ ектов по урока

[Я.

ка про-теме

Репродуктивный:

- называть достижения русской культуры
XIV-XV веков, давать им краткую харак­
теристику.

Продуктивный:

- выявлять особенности русской культуры,
определять влияние монголо-татарского
нашествия и золотоордынского ига на раз­
витие культуры;

- характеризовать достижения культуры;

- выявлять основные тенденции развития
культуры XIV-XV веков.

Творческий:

- участвовать в разработке группового
проекта по теме

«Москва - третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Культурное разви­тие русских земель и княжеств. Влия­ние внешних фак­торов на развитие русской культуры

Серов, Б. Н. Поурочные раз­работки по исто­рии России / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно, с. 97-100. Репродукции и фотографии. Фрагменты фильма

А. Тарковского «Страсти по Андрею»

§24

27

ПОУ. Русь в XIII-XV вв.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (10 класс,базовый уровень)

Автор: Мухаметзанов Ринат Эмирянович

Дата: 03.08.2014

Номер свидетельства: 111094


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства