kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа школьного кружка музея"Поиск"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края.Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность
Задачи: 

 Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда. 
 Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
 Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка; 
 Оформление и экспонирование материалов;
 Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей. 
 Организация научно-исследовательской работы 
 Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики. 
Концепция авторской дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа школьного кружка музея"Поиск" »





Ачинская общеобразовательная школа- интернат№2















Рабочая программа школьного музея «Поиск»
















Автор: учитель истории

Голубева Анна Сергеевна







Ачинск 2014-2015г




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


  1. Название программы: «Школьный краеведческий музей« Поиск»»


  1. Автор:Голубева А.С, учитель истории и обществознания


  1. Целевые группы: учащиеся 9 классов школы (14-16 лет).


4 .Цель программы:создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность


5.Направленность: музееведение


6. Срок реализации программы: 1 год


7. Вид программы: модифицированная






















Введение

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края:собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Школьные музеисуществовали во многих российских гимназиях вXIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко – краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XXвека в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.

В разные периоды истории школьные музеи переживали подъёмы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.


Пояснительная записка

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования. 


Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. 


Авторская дополнительная образовательная программа «Школьный музей» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании. 


Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 


Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность


Задачи: 

Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда. 
Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка; 
Оформление и экспонирование материалов;
Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей. 
Организация научно-исследовательской работы 
Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики. 
Концепция авторской дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики. 


Музейная педагогика дает возможность: 

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; 

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; 

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 

-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Практическая культурно-образовательная деятельность музея 

Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем. 


Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы: 
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы. 


Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч. 
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами ,первостроителями города. 
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, чаепития для ветеранов. 
По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций. 
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.

Направления деятельности: 

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями. 
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции. 
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности. 
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно. 
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования. 


Формы организации работы с музейной аудиторией: 

• лекции; 
• экскурсии; 
• консультации; 
• литературные и исторические гостиные; 
• киносеансы; 
• встречи с интересными людьми; 
• исторические игры, викторины; 
• проектная и исследовательская деятельность; 
• использование интернет – технологий; 
• создание видеопрезентаций; 
• посещение школьных музеев и музеев города и области; 
• оформление выставок, обновление экспозиций; 
• встречи с ветеранами войны. 

Прогнозируемые результаты: 

1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории г. Ачинска, Красноярского края и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России. 
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края. 
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Перечень мероприятий и работ по реализации программы «Школьный музей»

1. Работа по нормативно - правовому и организационно - методическому обеспечению развития сети школьных музеев в городе

1. Разработка и утверждение программ по работе с активом школьных музеев

Октябрь


2. Разработка и утверждение программ по работе с активом школьных музеев, с руководителями школьных музеев

Октябрь

Руководитель




2. Научно-методическое обеспечение музейно-педагогической деятельности

1. Выпуск рекомендаций по созданию на базе ОУ этнографических, исторических и иных выставок (экспозиций), клубов

Декабрь

Управление образования города


3. Информационно - аналитическое обеспечение работы школьных музеев

1. Размещение на сайте школы информации о проведенных мероприятиях.

В течение периода действия программы



2.Оформление стенда «По проспектам души»

В течение года


4. Общегородские мероприятия, конкурсы, смотры школьных музеев

1.Краевой конкурс «Мой герб !Мой флаг!»

Сентябрь- октябрь

Туристско- краеведческий отдел

2. Конкурс «Добрая дорога детства»

3. Конкурс «Мое Красноярье»

4.Конкурс «Археологический квест. Иные миры»

Ноябрь

Декабрь - март

Туристско- краеведческий отдел

3. День открытых дверей в школьном музее

апрель

Рук-ли школьных музеев

4. Презентации вновь открытых музеев

В течение периода действия программы

Рук-ли ОУ, на базе которых открывается музей

5. Городская олимпиада по краеведению

6 Акции в школьных музеях

Февраль

Февраль, май

Туристско- краеведческий отдел

7. Участие в региональных, всероссийских и международных конкурсах по направлению

В течение периода действия программы



Содержание программы «Школьный музей»


Программа «Школьный музей» предполагает обучение учащихся учреждений основного образования детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Курс рассчитан на один год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для:

- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.

Программа «Школьный музей» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный музей».

Особым компонентом программы может быть постоянно действующая научная экспедиция учащихся учреждения образования по изучению и охране историко-культурного и природного наследия родного края музейно-краеведческими средствами. В экспозиции могут принимать посильное участие все учащиеся учреждения образования. Организационно-методическим центром этой экспедиции может выступать Совет школьного музея. Таким образом, фонды школьного музея и его информационно-краеведческая база смогут пополняться не только в результате деятельности актива самого музея, но и других учащихся учреждения образования.

Научная экспедиция включается в сетку учебно-тематического плана только в той мере, которая необходима Совету школьного музея для осуществления функций организации и координации деятельности экспедиционных групп (отрядов) для реализации своих музейно-краеведческих задач.

Таким образом, программа «Школьный музей» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:

    1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

    2. Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра.

    3. Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях, федеральных, региональных и местных программ музейно-краеведческими средствами.

В процессе обучения по программе учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.

Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.

Каждая учебная тема программы снабжена списком рекомендуемой специальной литературы. Для программы в целом составлен общий список рекомендуемой литературы. Однако если у руководителя программы не возможности использовать какие-либо из рекомендованных изданий, он может заменить их теми, которые изданы в регионе, либо воспользоваться помощью местных специалистов краеведения и музейного дела.


Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»


№ п/п Содержание программы

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего



1. Введение

3

5

8



2. Наследие в школьном музее

5

3

8



3. Функции школьного музея

3

-

3



4. Родной край в истории государства российского

9

9

18



5. Организация школьного музея

3

8

11



6. Моя семья и родной край

6

3

9



7. Комплектование фондов школьного музея

9

6

15



8. Наша школа в истории края

3

9

12



9. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях

3

6

9



10. Социально-экономическая история края

12

9

21



11. Фонды школьного музея

3

6

9



12. Культурное наследие родного края

9

9

18



13. Учёт и описание музейных предметов

3

6

9



14. Военная слава земляков

18

18

36



15. Экспозиция школьного музея

9

9

18



16. Тексты в музейной экспозиции

3

3

6



17. Наше природное наследие город

9

9

18



18. Экскурсионная работа в школьном музее

9

18

27



19.Участие в мероприятиях городского туристско-краеведческого отдела согласно плану мероприятий на 2014-2015 учебный год


-

78



Итого:



315



Программа курса «Школьный музей»


Тема 1. Введение (8 часов)

Теоретические занятия (3 часа)

Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах

Практические занятия (6 часов)

Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции

Тема 2. Наследие в школьном музее (8 часoв)

Теоретические занятия (5часов)

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Практическое занятие (3 часа)

Творческое сочинение учащихся «Наследие, которым я дорожу»

Оформление стенда «По проспектам души»

Тема 3. Функции школьного музея (3 часа)

Теоретические занятия (3 часа)

Полуфункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.


Тема 4. Родной край в истории государства российского (18 часов)

Теоретические занятия (9 часов)

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Первая палеолитическая стоянка. Г.А Авраменко- археологические раскопки. Ачинский Казанский собор Божьей матери - история возникновения. К 700летию Сергия Радонежского. Быт восточных славян

Практические занятия (9 часов)

Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.

Викторина «Быт восточных славян»,««Геральдика городов Красноярского края»

Тема 5. Организация школьного музея (11 часов)

Теоретические занятия (3 часа)

Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Практические занятия (8 часов)

Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.

Тема 6. Моя семья и родной край (9 часов)

Теоретические занятия (6 часов)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия (3 часа)

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Тема 7. Комплектование фондов школьного музея (15 часов)

Теоретические занятия (9 часов)

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.

Практические занятия (6 часов)

Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея. Определение объектов и источников комплектования. Составление планов экскурсий. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экскурсий.

Тема 8. Наша школа, город в истории края (12 часов)

Теоретические занятия (3 часа)

Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах.

Практические занятия (9 часов)

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.

Тема 9. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях (9 часов)

Теоретические занятия (3 часа)

Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других полевых исследований – одна из основных научных задач комплектования фондов школьного музея. Суть занятий: научная, юридическая и физическая сохранность предметов музейного значения.

Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях. Специальное снаряжение для транспортировки краеведческих материалов.

Практическое занятие (6 часов)

Изучение формуляров полевых документов. Изготовление полевых документов учёта и описания краеведческих материалов. Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея.

Тема 10. Социально-экономическая история края (21 час)

Теоретические занятия (12 часов)

Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности родного края. Население края - главное его богатство.

Практические занятия (9 часов)

Изучение опубликованных источников по социально-экономической истории края. Выявление объектов музейно-экономической истории края. Выявление объектов музейно-краеведческих исследований. Создание презентаций по теме: Основные промышленные предприятия города, края».Проведение экскурсии «Национальный костюм в истории города, края, страны»

Тема 11. Фонды школьного музея (9 часов)

Теоретические занятия (3 часа)

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Практические занятия (6 часов)

Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.

Тема 12. Культурное наследие родного края (18 часов)

Теоретические занятия (9 часов)

Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Живая культура. Разнообразие объектов культурного наследия на территории края. Основные приёмы выявления, учёта и описания объектов культурного наследия. Мониторинг объектов культурного наследия. Музеефикация объектов культурного наследия.

Практические занятия (9 часов)

Выявление и пилотажное обследование объектов культурного наследия на территории родного края. Игра-практикум по составлению паспортов объектов культурного наследия.

Проведение экскурсии «Национальный костюм в истории города, края, страны»

Тема 13. Учет и описание музейных предметов (9 часов)

Теоретические занятия (3 часа)

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Практические занятия (6 часов)

Ролевая игра- практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.

Тема 14. Военная слава земляков(к 70-летию ВОВ) (36 часов)

Теоретические занятия (18 часов)

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Военные реликвии семьи. Служба в армии -почетная обязанность гражданина России. Основные битвы ВОВ. Красноярский край в годы ВОВ. Основные битвы ВОВ. Холокост- путь к толерантности. Линии судьбы, из воспоминаний узников концлагерей.

Практические занятия (18 часов)

Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Сбор сведений о ветеранах войны, уточнение списков ветеранов, проживающих на территории г.АчинскаПоздравление ветеранов войны и учителей-пенсионеров с государственными праздниками.Уход за воинскими захоронениями.Военная викторина«Это наша война - это наша Победа» Создание мероприятий по теме:«Их имена не забыты, защитникам Отечества посвящается!»;«Свидетели войны, свидетели Победы»»;«Дорога жизни. Ленинград»»


Тема 15. Экспозиция школьного музея (18 часов)

Теоретические занятия (9 часов)

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия (9 часов)

Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.

Тема 16. Тексты в музейной экспозиции ( 6 часов)

Теоретические занятия (3 часа)

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Практические занятия (3 часа)

Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Тема 17. Наше природное наследие (18 часов)

Теоретические занятия (9 часов)

Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность, животный мир региона. Объекты природного наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация. Экологические проблемы края. Мониторинг природного наследия.

Практические занятия (9 часов)Выявление объектов природного наследия родного края, их учёт и разработка программ охранных мероприятий. Сбор материалов для гербариев, образцов почв, геологических коллекций, фотографий и рисунков фауны, природных ландшафтов для школьного музея.

Тема 18. Экскурсионная работа в школьном музее (36 часов)

Теоретические занятия (9 часов)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практические занятия (18 часов)

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.

Тема 19. Городские мероприятия туристско- краеведческого отдела(78 часов)

Городские мероприятия проводятся согласно годовому плану







Ожидаемые результаты.


Для музеев:


1) оптимизация деятельности музеев в русле основного направления программы;

2) совершенствование содержания деятельности музеев;



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа школьного кружка музея"Поиск"

Автор: Голубева Анна Сергеевна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191890


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства