Протокол № 1 ___________Волкова И.В. __________________Сидикеев Р.Р.
Красновосходская средняя общеобразовательная школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области
Планирование составлено на основе Программы : 5-9классы общеобразовательных учреждений / Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлёва, А.Н.Майков. – М. : Вентана- Граф, 2013.-256с.
Учебники: Л.В. Искровская, С.Е. Фёдоров, Ю.В.Гурьянова/под общ.ред. В.С. Мясникова: История Средних веков:6 класс.- М.: Вентана-Граф, 2014. П.А. Баранов, Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева/под общ. ред. Р.Ш. Ганелина: История России: 6 класс.- М.: Вентана-Граф, 2014.
-приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 г. Москва «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использовании при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
-распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31 января 2012 № 320-р «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
- распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013 г. № 559-р «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- основной образовательной программы основного общего образования МОУ Красновосходской СОШ, утверждённой приказом от 2 сентября 2013г. №156;
- учебного плана МОУ Красновосходской СОШ, утвержденного приказом от 27.08.2014г. №140;
За основу рабочей программы взята авторская программа по истории для 5 – 9 классов, Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлёва, А.Н.Майков. , которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по истории и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, : Вентана- Граф, 2013.-256с.
Учебники: Л.В. Искровская, С.Е. Фёдоров, Ю.В.Гурьянова/под общ.ред. В.С. Мясникова: История Средних веков:6 класс.- М.: Вентана-Граф, 2014. П.А. Баранов, Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева/под общ. ред. Р.Ш. Ганелина: История России: 6 класс.- М.: Вентана-Граф, 2014.
Курс истории в 6 классе направлен на достижение целей и задач , обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и много конфессиональном обществе.
Школьный предмет «История» относится к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов — «Всеобщая история» и «История России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются в 5-9 классах синхронно-последовательно. Программы курсов предусматривают систематическое изучение истории с древнейших времён до начала XXI в. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. Группировка учебного материала в курсе «Всеобщая история» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «История России» — по хронологическо-тематическому. Прослеживается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что даёт возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету. При этом максимально учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования.
Содержание курсов нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными (методологическими) подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия для приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в учебный материал занимательных фактов (например, из истории повседневной жизни людей), так и путём вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общие учебные умения. К ним, помимо воспроизведения учебного материала, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.
Знакомство с историей начинается в 5 классе с вводного пропедевтического курса, рассказывающего о предмете и задачах исторической науки, целях изучения истории, видах исторических источников и т. п. При этом особое внимание обращается на дальнейшее формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических и др.
В процессе изучения курсов «Всеобщая история» и «История России» соблюдается преемственность в хронологии, терминологии и понятийном аппарате, в формировании умений. Обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии России и других стран и народов мира. Особое значение авторы придают реализации огромного воспитательного потенциала курса «История России», позволяющего развивать у школьников патриотические чувства, формировать у них гражданские качества и гуманитарные свойства личности.
неоднозначности оценок исторических событий и результатов деятельности исторических персоналий; введении сюжетов о жизни типичных представителей различных социальных слоев — создателей историко-культурного наследия прошлого, благодаря чему у учащихся формируются представления о мире человека определённой эпохи и ценностно-эмоциональное отношение к свершениям предшествующих поколений; наличии развёрнутых характеристик культурных достижений народов мира в разные исторические периоды, что позволяет оценить их вклад в становление современной цивилизации; освещении процесса исторического складывания многонационального, многоконфессионального и социально-многообразного населения Российского государства, что способствует осознанию проблем современного российского общества и содействует формированию толерантности.
- познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки, лабораторная работа по документальным источникам, учебнику; групповая и парная работа; самостоятельное изучение отдельных с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания); учебные проекты.
беседы; объяснение учителя; исследование; сопоставление и анализ, дискуссии, практикумы, семинары , сюжетно -ролевые игры.
Программа линии УМК Издательского центра «Вентана- Граф» разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. История в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Всего на её изучение отводится 385 учебных часов. Из них на 5, б, 7 и 8 классы приходится по 70 часов (2 часа в неделю), а в 9 классе — 105 часов (3 часа в неделю).
Учебное время между курсами «Всеобщая история» и «История России» распределяется следующим образом. В 5 классе 14 % учебного времени отводится на пропедевтический курс «Введение в историю», а 86 % часов — на курс «Всеобщая история». В 6, 7, 8 и 9 классах на курс «Всеобщая история» приходится 30 % учебного времени, а на курс «История России» — 70 % часов.
Содержание курса ориентировано на системнодеятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся с опорой на использование современных технологий обучения. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Серьёзное внимание уделено достижению личностных результатов, т. е. системе ценностных отношений обучающихся: к себе, к другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернетресурсов;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;
- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;
- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ОГЕ.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления и события и т.д.
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Занятия , общественное устройство, верования древних германцев.
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.
Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.
Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.
Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.
Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.
Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.
Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.
Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.
Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Содержание | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обуч-ся | Система оценки | Д / З |
факт | план | Личностные | Метапредметные | Предметные |
Раздел I. Средневековый мир в V – XI вв. ( 14 часов) |
Тема 1. Рождение средневековой Европы ( 2 часа). |
1. | | | Древние германцы | открытия нового знания (ОНЗ).
| Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати.. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
| научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов. Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы | Индивидуальная Анализ иллюстраций учебника, с. :-11. | Вопросы | § 1, подг. разверответ на вопрос «Как появилось неравенство у древних германцев» |
2. | | | Варварские королевства | Урок отработки умений и рефлексии | Падение Западной Римской империи. Остготское королевство. Вестготское, Франкское королевства. | Индивидуальная . Решение проблемных заданий. Составление схемы, сравнительной таблицы | Текущий составить рассказ. Самопроверка | § 2, р.т, работа по карте |
Тема 2. Западная Европа в V – XI вв. ( 7 часов). |
3. | | | Труд средневекового человека | открытия нового знания (ОНЗ).
| Расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство средневекового человека. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора | познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
| овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Текущий – работа по карточкам. Самопроверка | § 3, проч рассказ о суассонской чаше и отв. на вопрос «О чем свид. случай с чашей» |
4. | | | Распространение христианства | Урок решения учебной задачи | Появление государства. Христианская церковь. Монастыри. Возникновение монашества. Разделение церквей. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии | Индивидуальная работа, составление схемы; | Текущий -решение задач на счёт исторического времени Самопроверка | Подготовить презентацию, сообщения |
5. | | | Империя Карл Великого | открытия нового знания (ОНЗ). | Карл Великий. Войны в Италии и Испании. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого | Индивидуальная . Решение проблемных заданий. Составление схемы, сравнительной таблицы | Текущий - игра «Путешествие по карте». Самопроверка | § 6 Р.т. составить расскоз-план |
6. | | | Крестьяне и феодалы | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница | Индивидуальная работа: выполнение заданий рабочей тетради. Работа по составлению схемы. Анализ фрагментов исторического документа | Текущий – задания с кратким ответом. Самопроверка | §7Составить таблицу « Сословия» |
7. | | | Феодальная раздробленность. Франция и Германия. | открытия нового знания (ОНЗ). | Распад Империи Карл Великого. Западно-франкское королевство. Франция. Восточно-франкское королевство. Германия. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре | Индивидуальная работа: выполнение заданий рабочей тетради. Работа по составлению схемы. Анализ фрагментов исторического документа | Текущий – игра «Чёрный ящик». Самопроверка | § 8, Р.т |
8. | | | Викинги. Образование новых европейских государств. | урок постановки учебной задачи | Люди с севера. Скальды. Эпоха викингов Англия : волны и нашествия. Образование скандинавских государств. | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Текущий - работа по карточкам. Самопроверка | § 9, Р.т |
9. | | | Культура Западной Европы. | урок решения частных задач с применением открытого способа | Наследие варваров в средневековой Европе. Рождение средневековой литературы. Архитектура Живопись. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Познавательныеставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества Усвоение системы научных знаний о жизни франков и германских народов в раннее средневековье | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Теку щий – игра «Собери картинку». Самопроверка | |
Тема 3.Византия и славяне.(3 часа) |
10 | | | Византийская империя | открытия нового знания (ОНЗ). | Образование Восточной Римской империи. Население и хозяйство Византии. Эпоха императора Юстиниана Византия в XII-XIвв. | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи | Групповая работа : анализ текста и иллюстраций учебника, участие в дискуссии. | Теку-щий – карточки с вопросами. Самопроверка | |
11 | | | Образование славянских государств. | открытия нового знания (ОНЗ). | Славяне. Первое Болгарское царство. Великоморавская держава. Чехия. Польша | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия | Научатся определять термины: вече Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры | Групповая работа: участие в беседе, дискуссии. | Теку-щий – карточки с вопросами. Самопроверка | |
12 | | | Культура Византии и славянских государств. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Истоки и своеобразие византийской культуры. Византийская культура Развитие славянской культуры | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений | Групповая работа: участие в беседе, дискуссии. | Теку-щий – карточки с вопросами. Самопроверка | |
Тема 4. Арабы в VI – XI вв. ( 2 часа) |
13 | | | Зарождение и распространение ислама. | открытия нового знания (ОНЗ). | Пророк Мухаммад. Мир ислама. Арабский халифат. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Познавательныевыбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират. Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов | Работа в парах : анализ исторического документа, выполнение заданий рабочей тетради. | Текущий - работа по карте. Самопроверка | |
14 | | | Культура исламских стран. | Урок обобщения и систематизации знаний | Развитие искусств. Мусульманские города. Развитие наук. Арабская литература. | Работа в парах : анализ исторического документа, выполнение заданий рабочей тетради. | Текущий - работа по карточкам. Самопроверка | |
Раздел II. Средневековый мир XII-XV вв. (14 часов) |
Тема 5 .Средневековое общество Европы (3 часа) |
15 | | | Европа XII-XV вв.: природа и человек. | открытия нового знания (ОНЗ). | Жизнь, быт, труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянское хозяйство. Натуральное хозяйство. Община. | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Познавательные самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство. Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников | Групповая работа: участие в беседе, дискуссии. | Текущий - работа по карточкам. Самопроверка | |
16 | | | Рыцарство | открытия нового знания (ОНЗ). | Возникновение рыцарства. Обряд посвящения. Замок. Рыцарские турниры. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Познавательные самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз. Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов | Групповая работа: участие в беседе, дискуссии. | Текущий - работа по карточкам. Самопроверка | |
17 | | | Город и горожане | Урок обобщения и систематизации знаний | Возникновение городов. Развитие средневековых городов. Цеха ремесленников. Развитие торговли и банков. Изменения в средневековой картине мира. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий | Познавательные ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство | Работа в парах : анализ исторического документа, выполнение заданий рабочей тетради. | Текущий - работа по карточкам. Самопроверка | |
Тема 6. Развитие европейских государств в XII- XV вв. ( 5 часов) |
18 | | | Католическая церковь в борьбе за власть. Крестовые походы. | открытия нового знания (ОНЗ). | Индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема , хождение в Каноссу крестоносцыдуховно-рыцарский орден. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Задания с кратким ответом | |
19 | | | Англия. | открытия нового знания (ОНЗ). | Шериф, « щитовые деньги», суд присяжных, хартия ,парламент. воздействие норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии, реформы Генриха Палантагенета, ,Иоанн Безземельный. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий | Познавательные ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство | Работа в парах : анализ исторического документа, выполнение заданий рабочей тетради. | Тестирование + защита индивидуальной творческой работы | |
20 | | | Франция. Столетняя война. | открытия нового знания (ОНЗ). | Дофин, национальная независимость. Исторические факты: причины, этапы, ход, итоги войны. Исторические личности: Жанна Д`Арк | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия. Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов | Работа в парах : анализ исторического документа, выполнение заданий рабочей тетради. | Текущий - работа по карточкам. Самопроверка | |
21 | | | Государства Пиренейского полуострова. | открытия нового знания (ОНЗ). | Реконкиста. Мусульманская Испания. Образование Испанского королевства. Укрепление власти католической церкви. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей | Работа в парах : анализ исторического документа, выполнение заданий рабочей тетради. | Текущий работа по карточкам. Самопроверка | |
22 | | | Государство Юго - Восточной и Центральной Европы в XII-XV вв. | урок обобщения и систематизации знаний | Второе Болгарское царство. Сербия. Чехия и гуситское движение. Венгрия. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского сражения. | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Текущий работа по карточкам. Самопроверка | |
Тема 7. Культура средневекового мира ( 3 часа) |
23 | | | Наука, образованиелитература. | открытия нового знания (ОНЗ). | Схоластика и теология. Зарождение новых знаний. Школы и университеты. Литература и книгопечатание. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Регулятивные ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректоры, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, минизингеры, ваганты, готика Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв, основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Текущий - работа по карточкам. Самопроверка | |
24 | | | Расцвет средневекового искусства. | урок обобщения и систематизации знаний | Искусство стиля готики | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов | Работа в парах изготовление презентаций, выполнение заданий рабочей тетради. | Задания с кратким ответом | |
25 | | | Раннее Возрождение и гуманизм в Италии в XIV- XVвв. | урок обобщения и систематизации знаний | Интерес к античности. Гуманизм и гуманисты. Литература. Архиттектура Развитие наук. | Работа в парах изготовление презентаций, выполнение заданий рабочей тетради. | Задания с кратким ответом | |
Тема 8. Государства Азии в эпоху Средневековья ( 3 часа) |
26 | | | Византия и Османская империя.. | открытия нового знания (ОНЗ). | Крестовый поход в центре православия Восстановление Византийской империи . Держава сельджуков. Образование Османской империи. Падение Византийской империи | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательныеставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Текущий - игра «Путешествие по карте». Самопроверка | |
27 | | | Империя Чингисхана и держава Тимура | открытия нового знания (ОНЗ). | Сердце Центральной Азии – Монголия. Образование расцвет и падение империи Чингисхана Держава Тимура | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Текущий - игра «Путешествие по карте». Самопроверка | |
28 | | | Китай, Япония, Индия. | открытия нового знания (ОНЗ). | Поднебесная империя Культура Китая. Япония – Страна восходящего солнца Культура Японии Индия Природа и люди Завоевание мусульманами Северной Индии | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Текущий игра «Путешествие по карте». Самопроверка | |
Обобщение (1 час) |
29 | | | Итоговое обобщение | Урок решения учебной задачи | Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных ком-х задач | Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии Творческая работа – проект. | Текущий решение тестов | |
ИСТОРИЯ РОССИИ: с древнейших времен до конца 16 века ( 41 часов) |
Введение ( 1 час). |
30 | | | Введение. | открытия нового знания (ОНЗ). | | | | | Беседа | | |
Раздел I. Народы и государства на территории России ( 5 часов) |
31 | | | Древнейшее население на территории нашей страны. | открытия нового знания (ОНЗ). | Первые люди на территории нашей страны. Первобытные охотники. Первые земледельцы и скотоводы. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение. Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Текущий работа по карточкам. Самопроверка | |
32 | | | Древнейшие культуры. | открытия нового знания (ОНЗ). | Археологические культуры земледельцев и скотоводов. Расселение индоевропейцев Мир Северного Причерноморья | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Текущий работа с тестами Самопроверка | |
33 | | | Славянский мир. | урок решения учебной задачи | Происхождение славян. Славяне и Великое переселение народов. | Индивидуальная Анализ иллюстраций учебника | Текущий игра «Путешествие по карте». Самопроверка | |
34 | | | Восточные славяне и их соседи. | урок решения учебной задачи | Расселение восточных славян. Соседи восточных славян Поселок восточных славян | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось. Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата | Индивидуальная Анализ иллюстраций учебника, | Текущий игра «Путешествие по карте». Самопроверка | |
35 | | | Повторительно- обобщающий урок по теме " Народы и государства на территории России. | уроки общеметодологической направленности
| Лента времени | Работа в парах изготовление презентаций, выполнение заданий рабочей тетради. | Тестирование + защита индивидуальной творческой работы | |
Раздел II. Древняя Русь ( середина IX – первая треть XII в.) ( 9 часов) |
36 | | | Основание Древнерусского государства | открытия нового знания (ОНЗ). | Условие рождения государства Древняя Русь – страна рек и городов. Русское государство при князьях Рюрике и Олеге. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников | Работа в парах выполнение заданий рабочей тетради. | Текущий работа с тестами Самопроверка | |
37 | | | Русь становится великой. | уроки общеметодологической направленности
| Князь Игорь Старый. Княгиня Ольга. Походы князя Святослава против Хазарского каганата Войны на Дунае | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности | Научатся определять термины: уроки, погосты, реформа Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы, называть имена и деяния первых русских князей, анализировать значение налоговой реформы княгини Ольги, давать личностную характеристику Святослава | Индивидуальная Анализ иллюстраций учебника, | Текущий игра «Путешествие по карте». Самопроверка | |
38-39 | | | Русь на рубеже X-XIвв. Принятие христианства. | открытия нового знания (ОНЗ). | Древнерусское государство в конце X в. Начало княжения Владимира Выбор веры Распространение христианства на Руси | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания | Научатся определять термины: оборонительная система, митрополит, устав Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства | Работа в парах выполнение заданий рабочей тетради. | Текущий работа с тестами Самопроверка | |
40 | | | Расцвет Древнерусского государства | открытия нового знания (ОНЗ). | Великий князь Ярослав. Государственная деятельность Ярослава Мудрого. Русь при сыновьях Ярослава Мудрого Древнейший свод законов на Руси – « Русская Правда» | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси | Работа в парах выполнение заданий рабочей тетради. | Текущий задания с кратким ответом. Самопроверка | |
41 | | | Земледельцы и землевладельцы. | урок отработки умений и рефлексии.
| Земледельцы на Руси Боярская вотчина. Кто работал на вотчинной земле | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Научатся определять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)» | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Карта, схема, устный опрос, карточки с индивидуальным заданием | |
42 | | | Города и горожане | урок отработки умений и рефлексии.
| Облик древнерусского города Население городов Древней Руси Назначение древнерусского города | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Текущий работа с тестами Самопроверка | |
43 | | | Культура. Мир людей Древней Руси. | Урок общеметодологической направленности | Окружающий мир в восприятии людей Древней Руси Занятия сельского населения Городская жизнь Монастыри Древней Руси Древнерусская литература , архитектура, живопись. Достижения ремесленников | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию | Научатся определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Текущий задания с кратким ответом. Самопроверка | |
44 | | | Повторительно- обобщающий урок по теме « Древняя Русь ( середина IX- первая треть XIIв.)». | урок систематизации знаний
| | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Научатся определять термины, изученные в главе «Древняя Русь в VIII- первой половине XII в.» Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры | Работа в парах изготовление презентаций, выполнение заданий рабочей тетради | Тестирование + защита индивидуальной творческой работы | |
Раздел III. Раздробленность на Руси ( вторая треть XII- XIII вв.) ( 11 часов) |
45 | | | Появление самостоятельных княжеств. | открытия нового знания (ОНЗ). | Начало дробления Руси Причины распада Руси на самостоятельные княжества Последствия распада единой Руси Власть великих киевских князей в раздробленной Руси | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников | Работа в парах, выполнение заданий рабочей тетради | Текущий работа по карточкам. Самопроверка | |
46 | | | Владимиро-Суздальское княжество. | открытия нового знания (ОНЗ). | Географическое положение, природа и население. Правители Владимиро- Суздальской земли Управление Владимиро- Суздальским княжеством | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей Получат возможность научиться: характеризовать государственно-политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Карта, схема, устный опрос, карточки с индивидуальным заданием | |
47 | | | Господин Великий Новгород. | открытия нового знания (ОНЗ). | Основные занятия жителей Великого Новгорода Природа края Население Великого Новгорода Управление Великого Новгорода Соперничество Великого Новгорода и Владимиро- Суздальского княжества | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Научатся определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств. | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Текущий задания с кратким ответом. Самопроверка | |
48 | | | Культура. Мир людей Руси XII-XIIIвв. | урок общеметодологической направленности | Мир в представлении русских людей XII – XIII вв. Культурное достижения народа Повседневная жизнь | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны. Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XII-XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников | Индивидуальная Анализ иллюстраций учебника | Текущий работа по карточкам. Самопроверка | |
49 | | | Культурное наследие времён раздробленности. | урок общеметодологической направленности | Памятники письменности. Изделия ремесленников Памятники архитектуры и иконописи | Индивидуальная Анализ иллюстраций учебника | устный опрос, карточки с индивидуальным заданием | |
50 | | | Русь «между двух огней». XIIIв. | открытия нового знания (ОНЗ). | Воинственные соседи Руси на западе и востоке. Западноевропейское войско Вооруженные силы Руси | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности | Научатся определять термины: нойон, фураж, стан Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоевания Батыя. | Индивидуальная . Решение проблемных заданий. Составление схемы, сравнительной таблицы | Карта, схема, устный опрос | |
51 | | | Нашествие Батыя на Русь. | открытия нового знания (ОНЗ). | Битва на реке Калке Поход Батыя северо-восточную Русь ( первый поход) Поход на южную Русь ( второй поход) | Индивидуальная . Решение проблемных заданий. Составление схемы, сравнительной таблицы | Карта, схема, устный опрос | |
52 | | | Победы над шведами и ливонским орденом. | открытия нового знания (ОНЗ). | Невская битва Ледовое побоище Значение побед над шведами и крестоносцами | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания | Научатся определять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского Получат возможность научиться: рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского | Индивидуальная . Решение проблемных заданий. Составление схемы, сравнительной таблицы | Карта, схема, устный опрос | |
53 | | | Зависимость русских земель от Золотой Орды. | урок общеметодологической направленности | Последствия нашествия Батыя Владение Батыя и его преемников Зависимость Руси от Орды. Ордынское иго. Политика великого князя Александра Невского | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция Получат возможность научиться: называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников | Индивидуальная Анализ иллюстраций учебника | Карта, схема, устный опрос | |
54 | | | Практическое занятие. Работа с историческими источниками | урок общеметодологической направленности | Исторические источники и их виды. Работа с иллюстрациями учебника, воспроизводящими вещественные исторически е источники | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | Научатся определять термины, изученные в главе «Русь удельная в XII-XII вв» Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры | Работа в парах : анализ исторического документа, выполнение заданий рабочей тетради. | Краткий анализ документов | |
55 | | | Повторительно- обобщающий урок « Раздробленность на Руси ( вторая треть XII-XIIIвв.)». | урок систематизации знаний | Работа в парах изготовление презентаций, выполнение заданий рабочей тетради | Тестирование + защита индивидуальной творческой работы | |
Раздел IV . На пути к единому государству. XIV- начало XVI (11 часов) |
56 | | | Первые шаги на пути объединения русских земель. | открытия нового знания (ОНЗ). | Причины объединения русских земель. Соперничество Тверского и Московского княжеств за первенство на Руси Укрепление Московского княжества | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Получат возможность научиться: называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы | Работа в парах : анализ исторического документа, выполнение заданий рабочей тетради. | Вопросы | |
57 | | | Московское княжество при Дмитрии Донском. | открытия нового знания (ОНЗ). | Преемники Ивана Калиты Куликовская битва Последствия Мамаева побоища Набег хана Тохтамыша на Москву | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Научатся определять термины: передовой, засадный полк Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту | Работа в парах : анализ исторического документа, выполнение заданий рабочей тетради. | Краткий анализ документов | |
58 | | | Политика приемников Дмитрия Донского ( первая половина XVв.). | открытия нового знания (ОНЗ). | Отношения между Литовским и Московским княжествами Междоусобная война на Руси второй четверти XVв. | Индивидуальная . Решение проблемных заданий. Составление схемы, сравнительной таблицы | Вопросы | |
59 | | | Объединение русских земель ( вторая половина XV-начало XVIв.). | урок общеметодологической направленности | Москва- центр объединения Руси. Конец ордынского ига Московская Русь и её соседи | Индивидуальная . Решение проблемных заданий. Составление схемы, сравнительной таблицы | Вопросы | |
60 | | | Московская Русь – единое государство | урок общеметодологической направленности | Управление Московском государством Чиновники московской Руси Государев двор Войско великого князя. Суд в Московском государстве Суд и государство | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Научатся: показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству. Получат возможность научиться: делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига | Индивидуальная . Решение проблемных заданий. Составление схемы | Вопросы | |
61 | | | Люди Московской Руси. | урок отработки умений и рефлексии | Крестьяне Князья, бояре и служилые люди Жители городов Священники и монахи Казаки | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательныесамостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Научатся определять термины: боярская дума, уезды, волости, кормления, местничество, помещики, Судебник, пожилое Получат возможность научиться: давать характеристику политическому устройству Московского государства, самостоятельно проводить исторические параллели между политическими процессами и изменениями, происходившими в системе землевладения | Индивидуальная Анализ иллюстраций учебника | Вопросы | |
62 | | | Быт наших предков в XIV- началеXVIв | урок отработки умений и рефлексии | Как воспринимал мир человек того времени Быт крестьян Быт знатных людей Москва и Московский кремль Монастыри в Московской Руси | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Научатся определять термины: административные здания, кафтан, полати, харчевня Получат возможность научиться: давать характеристику русского дома, называть предметы одежды, составлять рассказ «В ожидании гостей» | Индивидуальная Анализ иллюстраций учебника | Текущий работа по карточкам. Самопроверка | |
63 | | | Культурное наследие Московской Руси. | урок общеметодологической направленности | Письменные памятники XV-XVI вв. Мастерство московских ремесленников Архитектурные памятники Иконы и фрески | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XVI вв., проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующими историческими событиями | Групповая форма работы, Индивидуальная работа, участие в дискуссии | Текущий работа по карточкам. Самопроверка | |
64 | | | Практическое занятие. Работа с письменными историческими источниками. | урок общеметодологической направленности | Работа с документами | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Научатся определять термины, изученные в главе, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Работа в парах изготовление презентаций, выполнение заданий рабочей тетради | Краткий анализ документов | |
65 | | | Повторительно- обобщающий урок по теме « На пути к единому государству. XIV- начало XVI в.)». | урок решения частных задач с применением открытого способа | Решение тестов | Работа в парах изготовление презентаций, выполнение заданий рабочей тетради | Тестирование + защита индивидуальной творческой работы | |
66 | | | Родной край с древности до начала XVIв. | урок общеметодологической направленности | Сельское хозяйство,города,ремесла,памятники культуры и быта родного края. | | | | Работа в парах изготовление презентаций, выполнение заданий рабочей тетради | Тестирование + защита индивидуальной творческой работы | |
Обобщение ( 4 часа) |
67-70 | | | Итоговое обобщение. Общие и особенные черты в истории Западной Европы и России. | Урок систематизации знаний | | определяют свою личностную позицию, адкватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников. | научатся определять изученные в курсе «История России» термины и понятия, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Работа в парах изготовление презентаций, выполнение заданий рабочей тетради | Тестирование + защита индивидуальной творческой работы | |
4.П.А. Баранов История Средних веков : рабочая тетрадь. 6 класс / П.А. Баранов - М.: « Вентана- Граф» 2014.
5. .Е.Н. Сорокина.. Методическое пособие по истории Росии. 6 класс: пособие для учителя / Е.Н.Сорокина История России: 6 класс – поурочные разработки- 2014.
6. История Алексашкина Л.Н., Гевуркова Е.А., Ворожейкина Л.И. История России. Сборник контрольных работ.
7. История России Тематический контроль Ю.Г Гаврилина, И.А. Артасов/Национальное образование , М.: - 2013.
8. Необходимо также использовать атлас и контурные карты по истории Средних веков, истории России для 6 класса (М.: Дрофа, ДИК, 2011).
9. Агибалова Е.В., Донской Г.М История средних веков М., «Просвещение», 2010
10. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI М., «Просвещение», 2010 г
4.П.А. Баранов История Средних веков : рабочая тетрадь. 6 класс / П.А. Баранов - М.: « Вентана- Граф» 2014.
5. Необходимо также использовать атлас и контурные карты по истории Средних веков, истории России для 6 класса (М.: Дрофа, ДИК, 2011).