kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории для 8 класса к УМК Данилова А.А., Косулиной Л. Г."История России. XIX век"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изучению истории России XIX в. составлена на основе Федерального  компонента государственного стандарта общего образования, программы основного общего образования по истории к УМК    Данилова А.А., Л.Г. Косулиной "История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 8 класса к УМК Данилова А.А., Косулиной Л. Г."История России. XIX век"»

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX в. 8 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Настоящая рабочая программа по изучению истории России XIX в. составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы основного общего образования по истории,

Основными целями данной программы являются:

  • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов,

  • основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;

  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;

  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа;

  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры,

  • воспитание уважения к истории, традициям своего и других народов.

Основные задачи рабочей программы направлены на воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование личностного отношения к истории своей страны, стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. Уделяется внимание проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.


УМК.

1. Данилов А.А., Л.Г. Косулина. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение»

2. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 кл. / Под науч. ред. Б.Н. Серова - М.: Вако

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. 8 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение»

В 8 классе на изучение истории России отводится 43 часа (2 ч. в неделю).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Учащиеся должны знать:

  • даты и ключевые события истории России XIX в. (годы царствования императоров, «великих реформ», политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г., 1813 -1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.);

  • характерные, существенные черты социально-экономического развития и политического строя России в XIX в.;

  • положение разных слоев населения;

  • внутреннею и внешнюю политику самодержавия; идеологии и практики общественных движений XIXв. (консервативных, либеральных, радикальных);

  • место, обстоятельства, участников событий 1812 г., 1825 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.;

  • крупнейших государственных и общественных деятелей России XIX в.; выдающихся представителей и достижения российской культуры; полководцев и участников военных компаний;

  • термины и понятия значительных процессов и основных событий.

Должны уметь:

  • соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории России XIX в.;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;

  • показывать на исторической карте территории, вошедшие в состав России в XIX в., места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов (Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, капиталистические отношения, реформа, контрреформы, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция); выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России XIX в., достижениям отечественной культуры данного периода.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Россия в XIX в. (43 ч.)

Россия в первой четверти XIX в.

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический и политический строй.

Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. «Негласный комитет». Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. Учреждение Государственного совета.

Внешняя политика в 1801- 1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.

Отечественная война 1812 г. Планы и силы сторон. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Цели заграничного похода. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I.

Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

Общественное движение. Тайные массовые организации. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.

Россия во второй четверти XIX в.

Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I. Восстание 14 декабря 1825 г., его значение и последствия.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Ужесточение контроля над обществом. Свод законов Российской империи. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева.

Внешняя политика в 1826-1849 гг. Россия и революции в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Восточный вопрос. Национальная политика самодержавия. Кавказская война.

Общественное движение 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Теория «общинного социализма».

Крымская война 1853-1856 гг. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Культура и быт в первой половине XIX в. Сословный характер образования. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Особенности и основные стили в художественной культуре. Литература. Золотой век поэзии. Критический реализм. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Русско-византийский стиль. Культура народов России.

Россия во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права. Начало правления Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Значение реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Национальный вопрос. Польское восстание 1863 г. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.

Пореформенное развитие страны. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии.

Революционное движение в пореформенный период. Революционное народничество. Народнические организации 60-70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля». «Народная воля». Убийство Александра II.

Внешняя политика Александра II. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги.

Внутренняя политика Александра III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика.

Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности.

Положение основных слоев российского общества. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство. Разночинная интеллигенция. Усиление расслоения крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Школьная реформа. Научные достижения. Критический реализм в литературе. Журналистика. Общественно-политическое значение передвижников. «Могучая кучка». Русская опера. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Урбанизация. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.


Календарно-тематический план


п/п

Тема раздела, урока


Элементы содержания

Планируемый результат

Вид контроля

Работа с детьми с ОВЗ

Дата проведения

план

факт

1

Российская империя на рубеже XVIII-XIX вв.

Многоконфессиональный, мещане, «капиталистые» крестьяне, отходничество, разложение феодальной системы и складывание капитализма

Знать особенности Российской империи на рубеже XVIII-XIX вв.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход




2

Внутренняя политика Александра I

в 1801-1806 гг.

«Негласный комитет», Вольные хлебопашцы, либерализм, самодержавная власть, манифест, реформа, амнистия, министерство.

Уметь объяснить: «Негласный комитет», реформы Сперанского

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход




3

Внешняя политика Александра I

в 1801-1812 гг.

Коалиция, конвенция, континентальная блокада, сейм, восточный вопрос

Знать особенности внешней политики России в 1801-1812

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход




4

Отечественная война 1812 г.

Отечественная война, генеральное сражение. Фураж, инфантерия, флеши, редут, ополчение, партизаны, батарея

Знать причины, основные события и итоги Отечест-венной войны 1812

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



5

Внешняя политика России

в 1813-1825 гг.


Битва народов, конгресс. Венский конгресс, Священный союз, Восточный вопрос

Знать основные события внешней политики в 1813-1825 гг.


Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



6

Внутренняя политика Александра I

в 1815-1825гг.

Конституция, неприкосновенность личности, гражданские свободы, независимость, самостоятельность, автономия, мистицизм, иезуиты, Сейм, ценз.

Знать основные события и итоги внутренней политики.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



7

Социально-экономичес-кое развитие после 1812 г.

Экономический кризис, крепостное право, тарифный устав.


Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



8

Общественное движение 1-й четверти XIX века.

Общественное движение. Либерализм, масонство, тайное общество, разделение властей, Конституция.

Знать характерные черты общественного движения

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



9

Обобщающий урок по теме: «Россия в годы правления Александра I

Определять и объяснять свое отношение и оценку основных событий всего периода.


Итоговый

Индивидуальный дифференцированный подход



10

Движение декабристов.


Династический кризис, присяга, диктатор восстания, временное правительство, картечь, декабристы.


Знать причины, основные события, итоги и значение движения декабристов.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



11

Внутренняя политика Николая I

Канцелярия, кабинет министров, свод законов, бюрократический аппарат, социальная база, государ-ственные крестьяне, общественная запашка, картофельные бунты, обя-занные крестьяне, старец, корпус жандармов.

Знать характерные черты внутренней политики Николая I

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



12

Социально-экономическое развитие России в 1-й половине

XIX в.

Кризис крепостнической системы, мануфактура, фабрика, промышленный переворот, расслоение крестьянства, машинное производство, экономический уклад, рабочий класс, буржуазия, товарно-денежные отношения, «капиталистые» крестьяне, ассигнации.

Иметь представ-ление об особен-ностях хозяйст-венного развития

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



13

Внешняя политика Николая I в1826 – 1849 гг.

Автономия, парламент, «международный жандарм», навигация, контрибуция.

Горцы, имам, Шамиль, мюридизм, имамат, теократия, газават.

Знать основные события и особенности внешней политики Николая I в1826 – 1849 гг.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



14

Общественные движения

1830-1850 гг.

Общественное движение. Консерватизм, «православие, самодержавие, народность», либерализм, социализм, революционеры, западники, славянофилы, общинный социализм

Знать особенности общественного движения 30-50-х гг.XIX в.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



15

Крымская война.

Крымская война, Синопское сражение, причины войны, повод к войне, кремневые винтовки.

Знать причины войны, ход военных действий, итоги и значение и последствия Крымской войны.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



16

Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия.

Гимназия, приходское училище, уездное училище, сословность образовательной системы

Знать особенности образования и науки.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



17

Русские первооткры-ватели и путешественники

Экспедиция.

Знать русских первооткрывателей и путешественников.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



18

Золотой век российской культуры

Художественная культура, художественный стиль, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм, национальное самосознание, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр

Знать особенности развития художественной культуры в 1-й половине XIX века

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



19

Перемены в быту основных сословий населения.

Подклеть, горница, светлица, барельеф, анфилада, коридорная система, сюртук, косоворотка, сермяга, зипун, поршни, чугунки, приданое.

Иметь представле-ние о переменах в быту основных сословий населения.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



20

Россия в годы правления Николая I

Даты и термины раздела.

Умение обобщать знания по теме и систематизировать материал.

Итоговый

Индивидуальный дифференцированный подход



21

Кризис империи Николая I. Россия накануне преобразований.

Объективные и субъективные предпосылки, причины отмены крепостного права, смягчение политического режима, редакционные комиссии, главный комитет по крестьянскому делу.

Иметь представление об особенностях дореформенного и пореформенного периода, знать основные черты реформ 60-70-х годов.


Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



22

Отмена крепостного права.

Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники, прирезки, даровой надел, переход на выкуп, «высшая», «низшая» нормы надела.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



23

24

Реформы

60-70-х годов.

Земство, куриальная система выборов, имущественный и возрастной ценз, гражданское общество, принципы буржуазного права, правовое государство, суд присяжных, мировой суд, всеобщая воинская повинность.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



25

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

Аренда земли. Отработочная система, товарное производство, «ж\д горячка», концессия, промышленный переворот, стачка

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



26

Общественное движение: либералы и консерваторы в 60-70-е гг.

Либералы, земский конституционализм, консерваторы, тверской адрес

Знать особенности общественного движения середины 50-х-начала 60-х гг.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



27

Радикальные общественные движения

60-70-х гг

Революционер, «хождение в народ», народничество, «Земля и воля».

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



28

Кризис внутренней политики Александра II на рубеже

70-80-х гг.

Департамент государственной полиции при МВД, диктатура Лорис-Меликова.

Отказ правительства от либерального курса, «диктатура сердца» Лорис-Меликова, убийство Александра II.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



29

Внешняя политика Александра II.

Союз трёх императоров, «священная война», нейтрализация. Основные направления внешней политики России в 60-70-х гг. XIX в., европейская политика, завершение Кавказской войны, политика России в Средней Азии, Дальневосточная политика, продажа Аляски.

Знать основные события внешней политики Александра II.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



30

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Балканский кризис, национально-освободительная борьба, справедливые и несправедливые войны, Берлинский конгресс.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



31

Правление Александра II.

Даты и термины раздела

Умение обобщать знания по теме и систематизировать материал.

Итоговый

Индивидуальный дифференцированный подход



32

33

Внутренняя политика Александра III

«сессии сведущих людей», переселенческая политика, циркуляр о «кухаркиных детях» ,земский начальник, контрреформы, рабочее законодательство, полицейское государство, реакционная политика, участковые начальники, русификаторская политика, антисемитизм, «черта оседлости».


Определять особенности внутренней политики Александра III

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



34

Социально-

экономическое развитие России

в 80-90-е гг.

Косвенные налоги, конвертируемость, дефицит бюджета, винная монополия.

Иметь представление об особенностях общественного движения в 80-90-е гг.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



35

36

Положение основных слоев российского общества.

Сословия, классы, пролетариат, буржуазия, меценатство, имущественное расслоение.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



37

Появление новых течений в общественно-политической жизни

в 80-90-х гг.

Кризис революционного народничества, теория малых дел, рабочее движение, марксизм.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



38

Внешняя политика Александра III

Военная конвенция, мобилизация, сепаратный мир, военный союз, Тройственный союз.

Уметь дать общую характеристику внешней политики

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



39

Достижения российской науки и образования во 2-й половине XIX века.

Естественные науки, гуманитарные науки, классические и реальные гимназии.

Знать основные достижения российской науки, образования и культуры России во 2-й половине XIX века.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



40

Достижения художествен. культуры России во 2-й половине XIX века

Критический реализм, передвижники, эклектика, типовая архитектура, Могучая кучка, народные промыслы.

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



41

Быт и образ жизни в городе и деревне

во 2-й половине

XIX в.

Урбанизация, коммунальное хозяйство, сословный быт, качество жизни.

Иметь представление об особенностях быта во 2-й половине

XIX в..

Текущий

Индивидуальный дифференцированный подход



42

«Правление Александра

III».

Понятия, изученные в курсе истории России второй половины XIX века.

Умение обобщать знания по теме и систематизировать материал основных событий всего периода.

Итоговый

Индивидуальный дифференцированный подход



43

Обобщающий урок по теме: «Россия в

XIX в.»

Индивидуальный дифференцированный подход




12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Орлова Ольга Борисовна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257140


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства