Рабочая программа музейных уроков по Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (9-11 классы)
Рабочая программа музейных уроков по Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (9-11 классы)
Рабочая программа музейных уроков по Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (9-11 классы) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа музейных уроков по Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (9-11 классы)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
История Великой Отечественной войны.
Музейные уроки.
9-11 класс
ТАМБОВ
1. Пояснительная записка
Рабочая программа музейных уроков по Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (9-11 классы) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).
Нормативно-правовая основа рабочей программы Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Учебный план образовательного учреждения на 2014-2015 год .
Годовой календарный график образовательного учреждения на 2014 - 2015 учебный год.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования.
Программа позволяет посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал периода Великой Отечественной войны, уяснить причинно-следственные связи исторических событий.
Главным остается цель исторического образования – знание истории Отечества, формирование у школьников гражданской ответственности, воспитание патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Основополагающие принципы программы: включение истории России XX в. в мировую историю как одной из ее важнейших частей; последовательное проведение принципа историзма и объективности, максимальной взвешенности оценок; выявление альтернатив развития на крутых переломах истории с последующим выяснением причин реализации одной из них; оценка различных точек зрения историков на ключевые явления и события; уважение права ученика на собственное, обоснованное мнение.
Предлагаемая музейная образовательная комплексно-целевая Программа «Великая Отечественная… Память и боль» ориентирована на целенаправленное приобщение детей и учащейся молодежи кизучению истории Великой Отечественной войны, представляет собой дополнение к курсу по истории Беларуси и разработана в соответствии с учебными программами и с учетом возрастных особенностей. Данная тематика поможет учителям и преподавателям в подготовке и проведении уроков истории, уроков мужества, лекций, бесед, различных массовых мероприятий, занятий, классных часов и пр., сделать их более содержательными, насыщенными новыми фактами и увлекательными по форме.
Систематическое обращение к предложенной тематике на протяжении средней школы будет содействовать более глубокому изучению истории России, в том числе и Тамбовской области, в годы Великой Отечественной войны, даст возможность сформировать у обучающихся целостное представление о событиях 1941-1945 годов. Кроме того, будет содействовать любви к Родине, воспитанию патриотизма и высоких гражданских качеств, уважению к историческому прошлому родного края, повышению общего уровня знаний.
Предлагаемая тематика основана наиспользовании подлинных исторических памятников: предметов военной археологии (остатков оружия и снаряжения погибших воинов Красной Армии), мемориальных предметов, рукописных партизанских журналов, листовок и мн. др., представленных в экспозициях тамбовских музеев, посвященных Великой Отечественной войне, а также на прослушивании аудиозаписей личных воспоминаний участников событий 1941 – 1945 г.г., что обладает наибольшим эмоционально-психологическим воздействием. Все это даст возможность не только прикоснуться к подлинным экспонатам, ставшим свидетелями трагического периода в жизни советского народа, но и услышать факты из уст участников, свидетелей и очевидцев тех событий.
Программа предусматривает комплексное использование разнообразных музейных форм научно-просветительской работы: лекции, беседы, экскурсии по памятным и боевым местам, виртуальные экскурсии с использованием мультимедийных материалов, связанным с историей Великой Отечественной войны, викторины и др.
Изучение истории Великой Отечественной войны направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Требования к уровню подготовки лицеистов должны знать/понимать:
Факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
Особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории периода Второй мировой войны;
Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Должны уметь:
Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
Критически анализировать источник исторической информации;
Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
Устанавливать причинно-следственные связи;
Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
Представлять результаты изучения исторического материала в конспектах, реферате, рецензии;
Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;
Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, Гражданина России.
Владеть компетенциями:
Информационной
Коммуникативной
Рефлексивной
Познавательной.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. Основные этапы военных действий.
Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР. Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные действия весной-осенью 1942г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлениях.
Экспозиция школьного музея Боевой Славы:
Войшель И.П.,Хабибулина Т., Подгайнов В.Н., Сысоев А.А., Кириллов А., Голиков В., Лядов Б., Люсиис В., Ратников Н., Егельский П., Васильев Н.П., О.Кожухова, Корецкий Д., Левочский С.А., Черемисин Б.П., Зимин А.Н.,Киселев И., Беляева Р.В.
Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра.
Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944-1945 гг. Восстание государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.
Экспозиция школьного музея Боевой Славы:
Михайлов В. А., Шудра В. Х., Завадский А.Ю., Попов Н. М., Ефимов В.А., Назарьев Г. А., Борисов Г.Е., Бобер Р.А., Чистяков В.С., Шолмов В.П., Николаев Е.А., Иванов А.М., Войшель В.П., Дмитриев Ю.С., Решетов Н.А., Киреев В,М., Кривенко П.И., Корабельников В.И., Ларионов А.Л.
Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии.
Экспозиция школьного музея Боевой Славы:
Климов Б.А., Виноградов Е.Н.
Героизм советских людей в годы войны. Советское военное искусство. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье.
Превращение страны в единый военный лагерь. Перестройка экономики страны на военный лад. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.
Экспозиция школьного музея Боевой Славы:
Вирта Н.Е.(Карельский), Сажин П.А.
СССР в антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция.
Роль СССР во Второй мировой войне. Источники, значение, цена Победы.
Литература:
Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. Издательство Агентства печати «Новости», 1969
Золотарев В. История Великой войны 1941–1945 (комплект из 2 книг) Издательство: Институт экономических стратегий, Рубин Серия: Военная история Российского государства, 2010
Мерников А. Вторая мировая война,1939-1945. День за днем. Хроника событий Издательство: Харвест, 2011
Черчилль У. С. Вторая мировая война. В 6 томах (комплект из 3 книг), авторский сборник, Альпина нон-фикшн, 2014
Энциклопедия: Великая Отечественная война 1941-1945. Козлов М. М. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1985
Региональный компонент:
Аврех, Л.И. Тамбовская партийная организация в борьбе за послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства (1945 – 1953 гг.) / Л.И. Аврех. – Тамбов, 1961. – 56 с.
Бредихин, В.Е. Реализация программы всеобщего обучения граждан СССР военному делу в Тамбовской области в 1941 – 1944 гг. / В.Е. Бредихин // Армия и общество в Российской истории XVIII – XX вв. : сб. тр. междунар. заочной науч. конф. – Тамбов, 2007. – С. 170 – 175.
Бредихин, В.Е. Тамбовский комсомол в хлебозаготовках периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) / В.Е. Бредихин // Общество и государство в России: традиции, современность, перспективы : сб. науч. ст. – Тамбов, 2003. – Вып. 1. – С. 208 – 220.
Вклад Тамбовской области в победу в Великой Отечественной войне : материалы областной науч.-практ. конф. – Тамбов, 2005. – 93 с.
Дьячков, В.Л. Армейский призыв и воинские потери Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны: число, возрастная и социальная структура / В.Л. Дьячков // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – 2006. – Вып. 4 (44). – С. 96 – 104.
Дьячков, В.Л. Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Факты и цифры / В.Л. Дьячков // Регион 68. – 2005. – № 3. – Ч. 1. – С. 46–47.
Дьячков, В.Л. Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Факты и цифры / В.Л. Дьячков // Регион 68. – 2005. – № 4. – Ч. 2. – С. 47.
Дьячков, В.Л. Великая Отечественная война и Тамбовская область / В.Л. Дьячков // Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 88–89.
Дьячков, Л.Г. Тамбовская партийная организация в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) / В.Л. Дьячков. – Тамбов, 1961. – 56 с.
И пыль веков от хартии отряхнув… : хрестоматия по истории Тамбовского края. – Тамбов, 1993. – 388 с.
Историческое краеведение: история Тамбовского края : учеб. пособие для учащихся 7 – 9-х классов. – Тамбов, 2007.
Котовск – город труженик и воин. – Тамбов, 2000. – 368 с.
Крылов, П.М. Красный Крест в Тамбовской области за сто лет (1867 – 1967) : исторический очерк / П.М. Крылов. – Воронеж, 1967. – 36 с.
Мичуринск в годы Великой Отечественной войны. – Мичуринск, 1995. – 136 с.
Музей народного образования Тамбовской области. Путеводитель. – Тамбов, 1988. – 72 с.
Народное хозяйство Тамбовской области : статистический сборник. – Тамбов, 1957. – 188 с.
Народное хозяйство Тамбовской области : статистический сборник. – Воронеж, 1961. – 250 с.
Народное хозяйство Тамбовской области : статистический сборник. – Тамбов, 1972. – 158 с.
Народное хозяйство Тамбовской области за 60 лет : юбилейный статистический сборник. – Тамбов, 1977. – 199 с.
Народное хозяйство Тамбовской области за 70 лет : статистический сборник. – Тамбов, 1987. – 190 с.
Немеркнущий пример советского патриотизма. – Тамбов, 1983. – 23 с.
Очерки истории Тамбовской организации КПСС. – Воронеж, 1984. – 503 с.
Патриотический почин тамбовских колхозников в годы Великой Отечественной войны. 1941 – 1945 гг. : сб. документов. – Тамбов, 1961.
Письма Великой Отечественной войны (из фондов ГУ «ЦДНИТО») : сб. документов / под ред. В.Л. Дьячкова. – Тамбов, 2005. – 632 с.
Победоносцев, А.С. Мобилизация населения на строительство укрепленных рубежей в Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. / А.С. Победоносцев, В.Л. Дьячков // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – 2007. – Вып. 2 (46). – С. 175 – 182.
Поколение, опаленное войной. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов в воспоминаниях и письмах. – Тамбов, 1995. – 320 с.
Советы Тамбовской области 1922 – 1956 гг. : сб. документов и материалов. – Воронеж, 1991. – 304 с.
Страницы истории Тамбовского края. – Воронеж, 1986. – 223 с.
Ступени века / С. Владимиров, М. Астров, С. Корнеев. – Тамбов, 1963. – 128 с.
Тамбовская деревня в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 : тез. докл. к науч. конф. (апрель 1995). – Тамбов, 1995. – 70 с.
Танковая колонна «Тамбовский колхозник». – Тамбов, 2002. – 36 с.
200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области : историко-статистический сборник. – Тамбов, 1997. – 232 с.
Книга памяти Тамбовской области: в 10 т. / Правление Тамбовского областного отделения Российского фонда мира; ред. В. С. Рязанов. — Тамбов: Пролетарский светоч, 1999