Рабочая программа ИСТОРИЯ 6 класс 2015/2016 уч.год
Рабочая программа ИСТОРИЯ 6 класс 2015/2016 уч.год
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе примерной программы основного общего образования по истории (базовый уровень), в соответствии с учебным планом МКОУ «Школы-лицея №2» г. Белогорска на 2015/2016 учебный год. Программа адресована учащимся 6 классов. Объем программы – 70 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ИСТОРИЯ 6 класс 2015/2016 уч.год »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №2»
Г.БЕЛОГОРСКА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«Утверждаю»
Директор МКОУ
«Школа-лицей №2»
___________Н.Г.Заноздра
Приказ №___от «__ » _____ 2015 г
Рабочая программа
ИСТОРИЯ
6 класс
2015/2016 уч.год
Разработчики:
Казак Ольга Васильевна
Панькова Марина Петровна,
учителя истории и обществознания
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
________Т.А.Макаренко
«___» ___________2015 г.
«Рассмотрено»
на заседании МО
Протокол №_______
от «___» ___________ 2015 г.
Руководитель МО
__________О.В.Казак
Белогорск, 2015г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе примерной программы основного общего образования по истории (базовый уровень), в соответствии с учебным планом МКОУ «Школы-лицея №2» г. Белогорска на 2015/2016 учебный год. Программа адресована учащимся 6 классов. Объем программы – 70 часов.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.
Место предмета в базисном учебном плане
В учебном плане отведено 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на уровне основного общего образования на базовом уровне, из расчета по 2 учебных часа в неделю с 5 по 9 классы, по 70 часов в год.
Программа включает учебно-методический комплект:
1. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2014 г.-288 с.
2. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6кл ./А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- 2-е изд. М.: Просвещение, 2014 г.- 272 с.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории (базовый уровень), в соответствии с учебным планом МКОУ «Школы-лицея №2» г. Белогорска на 2015/2016 учебный год.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Предполагается синхронно-параллельное изучение курсов «История России» и «Всеобщая история» с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
В программе реализуются следующие принципиальные установки:
- компетентностный подход к определению целей и содержания школьного исторического образования, при котором формируются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (навыки самоорганизации);
- системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии; среди различных аспектов системного подхода главное внимание уделяется системно-историческому, позволяющему выяснить условия возникновения исторических явлений, этапы развития, а также (в случае необходимости) современное состояние и возможные перспективы развития;
- многофакторный (полифакторный) подход к изучению причинно-следственных связей, в рамках которого наряду с экономическими и политическими факторами рассматриваются демографический, этнонациональный, религиозный, личностно-деятельный, природно-климатический, географический и прочие факторы;
- деятельностный подход к отбору исторического содержания, при котором учебно-методический комплекс, созданный на основе данной программы, должен помочь учителю сформулировать учебные задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач (с учителем в роли консультанта), формирования собственной позиции при оценке спорных исторических явлений;
- государственнический подход к реализации воспитывающей функции школьного исторического образования, в рамках которого формируется положительная гражданская идентичность учащихся, воспитываются патриотизм и уважение к своему Отечеству, правам и свободам человека, социальная ответственность, приверженность к гуманистическим, демократическим и нравственным ценностям.
Главная (сквозная) содержательная линия курса — человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение.
В программе в целостном и систематизированном виде рассмотрены следующие ключевые аспекты данной деятельности:
- экономическая история России: развитие материального производства, эволюция трудовой и хозяйственной деятельности, изменение характера экономических отношений;
- социальная история России: формирование, структура и эволюция этнических, конфессиональных, социальных и других общностей; динамика социальных взаимоотношений и социальных конфликтов;
- политическая история России: зарождение и эволюция российской государственности, её исторические формы и типы; механизмы и модели функционирования и смены власти, взаимодействия власти и общества на разных этапах развития; основные вехи политической истории;
- история внешней политики России: динамика статуса страны в системе международных отношений; особенности взаимодействия с различными народами и государствами; причины, ход и последствия важнейших военных конфликтов;
- социокультурная история России: развитие и важнейшие особенности культуры многонационального российского народа; эволюция научных знаний и системы образования; принятие, усвоение и творческое развитие традиционных религий народов России; вклад народов России в мировую культуру; история повседневной жизни и быта представителей различных слоёв российского общества; эволюция их ценностных ориентиров, потребностей, мотивации, картины мира.
Курс сочетает историю государства и населяющих его народов. Он даёт представление об основных этапах исторического пути, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Задачи изучения истории России в 6 классе:
формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времён до конца XVI в., понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;
развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях («Повесть временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси.
Цель изучения курса «История Средних веков»:
освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Общие задачи изучения предмета «История Средних веков» следующие:
формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;
овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);
овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V—XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;
воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;
развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;
формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.
Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учётом особенностей эволюции средневековой личности.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационно-коммуникативной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология критического мышления и учебно-поисковой деятельности обучающихся, проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:
Устные виды контроля:
устный ответ на поставленный вопрос;
развернутый ответ по заданной теме;
устное сообщение по избранной теме.
Письменные виды контроля:
составление хронологических таблиц;
составление сравнительных таблиц;
анализ документов;
анализ исторических ситуаций;
анализ исторических версий и оценок.
Творческие работы:
презентации;
проекты
Тестирование:
с помощью технических средств обучения;
письменное тематическое тестирование;
Межпредметные связи на уроках истории
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе среднего общего образования является необходимость обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения учащихся, понимание ими закономерностей общественного развития и осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности. Кроме этого, важно знать основные типы и виды связей, которые в органическом единстве способствуют обучению, воспитанию и развитию учащихся с учетом современных требований, предъявляемых к преподаванию истории . Это хронологические связи – ретроспективные (предшествующие), перспективные (предваряющие), сопутствующие (синхронные), а также информационные связи – фактические, понятийные, теоретические.
Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории .
Можно проследить связь истории и обществознания с другими предметами: 1.История – Русский язык и литература.
При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Анализируются исторические документы, фрагменты из художественных произведений, художественной литературы, и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками и оценками в учебниках истории. Речевая деятельность является основой межпредметных связей русского языка с другими предметами, а развитие речи – это общая образовательная и воспитательная задача учителей, поскольку обучение на уроках по любому предмету происходит в процессе речевого общения учителя и обучающихся. Важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического и обществоведческого материала производит использование литературного материала.
2. История – География
История современного общества сложна и разнообразна, это разнообразие зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. Фактически в курсе географии и истории изучаются одни и те же процессы с учетом специфики каждого предмета. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, социально-экономическом развитии стран на разных этапах развития, закрепляет умение оперировать статистическим, табличным, картографическим материалом. При изучении войн необходима опора на картографический материал.
3.История – Информатика
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и обучающимся в деятельности различные источники информации. Школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.
4. История, обществознание – Математика
Решение заданий, задач на счет лет в истории.
5 . История, обществознание – Биология и экология
С курсом биологии может использоваться межпредметная связь при изучении темы «Основные концепции исторического развития человечества», «Природное и социальное в человеке».
Таким образом, реализация межпредметных связей способствует повышению познавательной деятельности школьников, помогает разносторонне раскрыть содержания всех учебных предметов в их взаимосвязи.
Место учебного предмета в учебном плане
История включена в область общественно-научных предметов вместе с обществознанием и географией.
Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6—9 классах в общем объёме не менее 138 ч. Из них: 6 класс — не менее 30 учебных часов.
В 6 классе на изучение истории в МКОУ «Школа-лицей №2» отводится 2 ч в неделю. Курс «История России» рекомендуется изучать параллельно с курсом «Всеобщая история».
В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы школьников, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.
Предмет «Всеобщая история» должен ввести учащегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Для обязательного изучения учебного предмета в 6 классе отводится не менее 28 ч.
Предполагается, что усвоение учащимися курсов всеобщей истории в 5—9 классах станет основополагающим для понимания и осмысления курса «Истории России с древнейших времён» с 6 по 11 класс.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернетресурсов;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;
- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;
- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знаниями:
- ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
- основных информационных источников по историческим периодам;
- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
Умениями:
- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);
- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
- давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
- на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;
- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.
Требования к уровню подготовки обучающихся по истории
В результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1.Знание хронологии истории Средних веков и отечественной истории с древнейших времен до конца XVIв., работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий названного периода всеобщей и отечественной истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, ма-кетов, электронных изданий, Интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание учебного курса
История средних веков(28 ч)
Введение. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.(1 ч)
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество (6 ч)
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) (4 ч)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв. (5 ч)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья (3 ч)
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История Россия
История России с древности до XVв. (40 ч)
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.1
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX – начало XII в.)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба в внешней агрессией в XIII в.
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек.Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Тематическое планирование
№ раздела и тем
Наименование разделов и тем
Учебные часы
Контрольные работы
Практические работы
История средних веков
28
1
Понятие «Средние века». Хронологические рамки средневековья.
1
2
Западная и Центральная Европа в VXIII вв.
Великое переселение народов. Расселение
франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Создание и распад империи Карла Великого.
5
3
Средневековое европейское общество. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Монастыри и монахи. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи гильдии.
6
4
Византия и арабский мир. Крестовые походы. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Арабские племена: расселение, занятия, занятия. Возникновение ислама.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Завоевания сельджуков и османов. Падение
Византии. Османская империя.
4
5
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Государства Центральной Азии в средние века. Доколумбовы цивилизации Америки.
4
6
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Столетняя война: причины и итоги. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
5
7
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Городской и крестьянский фольклор. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Особенности средневековой культуры народов Востока. Полугодовое тестирование по курсу «Истории Средних веков».
3
ИСТОРИЯ РОССИИ
40
8
Введение. Что изучает история Отечества.
1
9
Тема 1. Восточные славяне
Восточные славяне и их соседи. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Родоплеменные отношения.
3
10
Тема 2. Русь в IX- первой половине XII
Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья. Полюдье. Князь Владимир. Крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси.
9
11
Тема 3. Русь во второй половине XII-XIII
вв.
Раздробление Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество. Великий Новгород. Галицко-Волынская земля. Монгольское нашествие на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями.
Русь и Орда. Русь и Литва. Культура русских земель.
9
12
Тема 4. Образование единого русского государства
Усиление Московского княжества в Северо-
Восточной Руси. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV в. создание единого Русского государства. Церковь и государство. Культура и быт в XIV- начале XVI в. основные социальные слои Российского государства в XIV- начале XVI в.
9
13
Тема 5. Московское государство в XVI
веке.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Внешняя политика Ивана IV. Опричнина. Культура и быт в XVI в.
6
14
Итоговое повторение и обобщение. Итоговое тестирование по курсу «Истории России».
1
15
Итоговое повторение и обобщение. Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.
2
16
Резерв
2
Итого
70
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
План
Факт
1
Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Королингов.
4
Складывание феодальных отношений в странах Европы. Сеньоры и вассалы.
5
Образование государств во Франции, Германии, Италии.
6
Ранние славянские государства. Просветители славян Кирилл и Мефодий. Христианская церковь в раннее Средневековье.
Византия и арабский мир (4 ч)
7
Территория, хозяйство, государственное устройство империи. Византийские императоры.
8
Культура Византии. Просвещение. Искусство. Христианская церковь.
9
Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов.
10
Распространение ислама. Культура арабов.
Средневековое европейское общество (6 ч)
11
Знать и рыцарство. Феодальное землевладение. Крестьянство. Жизнь, быт, труд крестьян. Феодальная зависимость.
12
Средневековый город. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление.
13
Жизнь и быт горожан. Средневековые города
– республики.
14
Церковь и духовенство. Католицизм и православие. Светские правители и церковь.
15
Крестовые походы.
16
Повторительно-обобщающий урок по темам: «Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Византия и арабский мир. Средневековое европейское общество».
Государства Европы в XIV-XV вв. (5 ч)
17
Франция. Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия. Генеральные штаты.
18
Англия. Генрих II и его реформы.
Парламент. Сословная монархия.
19
Столетняя война. Причины войны. Жанна д Арк. Жакерия.
20
Восстание Уота Тайлера. Германские государства в XII-XV вв.
21
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья (3 ч)
22
Представления средневекового человека о
мире. Религия и общество.
23
Наука и образование. Появление университетов. Развитие техники. Книгопечатание.
24
Повторительно-обобщающий урок по темам: «Государства Европы в XIV-XV вв. Культурное наследие Средневековья»
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (4 ч)
25
Османская империя. Завоевания турок – османов.
26
Китай. Борьба против завоевателей.
27
Индия. Делийский султанат.
28
Культура народов Востока. Народы Америки. Государства. Культура.
29
Введение. Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории.
Восточные славяне (3 ч)
30
Древние люди на территории нашей страны.
31
Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян.
32
Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
Русь в IX- первой половине XII в. (9 ч)
33
Формирование Древнерусского государства.
34
Предпосылки и причины образования государства у восточных славян.
35
Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства.
36
Походы Святослава.
37
Князь Владимир. Крещение Руси.
38
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира.
39
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства.
40
Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности
41
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древнерусское государство»
Русь во второй половине XII – XIII вв. (9 ч)
42
Расцвет Древнерусского государства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве.
43
Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий.
44
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Галицко-Волынская земля.
45
Монгольское нашествие на Русь. Героическая
борьба русского народа против завоевателей и
ее историческое значение.
46
Борьба русских земель с западными завоевателями. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
47
Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Последствия ордынского владычества.
48
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства.
49
Культура русских земель. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
50
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь во второй половине XII – XIII вв.»
Образование единого Русского государства. Московское государство в XVIв. (9 ч)
51
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Причины возвышения Москвы.
52
Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
53
Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.
54
Образование русской, украинской и белорусской народностей.
55
Создание единого Русского государства.
56
Конец ордынского владычества. Иван III.
57
Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Зарождение феодально-крепостнической системы.
58
Церковь и государство. Становление русской
автокефальной церкви. Взаимоотношения
церкви с великокняжеской властью.
59
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Образование единого Русского государства. Московское государство в XVI в.»
Московское государство в XVI в (6 ч)
60
Начало правления Ивана IV. Реформы Из-
бранной рады 50 – х гг. XVI в.
61
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей.
62
Причины Ливонской войны. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
63
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
64
Культура и быт в XIV – XVI вв. исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV – XVI вв. Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература.
«Хождение…» Афанасия Никитина.
65
Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев .Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний.
Начало книгопечатания.
66
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Московское государство в XVI в»
67-68
Итоговое повторение на тему:
«Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы».
69-70
Резерв
Критерии для оценивания устного ответа на уроках истории
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
История Средних веков. 6 класс: Поурочные разработки к учебникам Е. В Агибаловой, Г. М. Донского(М.: Просвещение) , В.А.Ведюшкина (М.: Просвещение). – М.: ВАКО, 2004. – 416 с. – (В помощь школьному учителю);
История России с древнейших времен до конца XVI века: Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 класс/ Авт. – сост. Н.Ю.Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2005. –224 с.
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах./ М.: Эксмо, 2004. — 320 с.
http://www.historic. ry/books/index/shtml- историческая библиотека
http://www/pish/ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
1 Изучение тематического блока «Народы и государства на территории нашей страны в древности» возможно и в качестве особого учебного модуля в составе курса «История Древнего мира» (V класс).