Рабочая программа и планирование курса 5 кл. "История и культура Ставропольского края"
Рабочая программа и планирование курса 5 кл. "История и культура Ставропольского края"
Тематическое планирование составлено для курса по краеведению "История и культура Ставропольского края". Данный курс составлен для учащихся 5 класса и рассчитан на 18 часов (один час в неделю).
Основные цели курса:
Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и планирование курса 5 кл. "История и культура Ставропольского края" »
ПРОГРАММА
Курс по краеведению
5 класс учителя истории и обществознанию ЕНИНОЙ ВЕРЫ АНАРЬЕВНЫ
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ.
г. Ставрополь 2014г.
Пояснительная записка.
Интерес к проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
«Самостоянье» человека, по мнению А.С.Пушкина, может быть основано на знании собственных корней, истории своего рода, своего края.
Появление в школьном учебном плане, наряду с основным федеральным компонентом, компонента регионального (локального) дает возможность расширить и углубить знания школьников о своей малой Родине.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, - гордость за это.
Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
Воспитание гражданственности и любви к Родине;
Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.
По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.
Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Данный курс составлен для учащихся 5 класса и рассчитан на 18 часов (один час в неделю).
Основные цели курса:
Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению.
Основные цели данного курса реализуются через систему следующих задач:
Познакомить учащихся с основами краеведения;
Научить из большого объема информации выбирать главное, оформлять готовый материал, публично выступать с докладом.
Научить составлять родословные своей семьи;
Познакомить с историей родной школы;
Интересно и доступно познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном городе (историческими, географическими, этнографическими, экономическими, социологическими, экологическими и т.д.);
Научить ориентироваться в городском пространстве, понимать образно-знаковый язык карт, схематических планов города;
Развивать картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, инструментальных измерений, умений обрабатывать и анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания;
Развивать основы пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;
Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края;
Способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания;
Создавать объективную основу патриотизма и любви к малой Родине.
Создавать ситуацию комфорта, творчества, толерантности.
Наименование тем
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт
Всего
Теория
Практика
Глубокая древность
1
0,5
0,5
лекция, практическая работа.
Презентация.
Древние народы и цивилизации.
1
0,5
0,5
лекция, практическая работа.
Презентация.
Средневековье степного края
1
0,5
0,5
Лекция.
Презентация.
Край в составе средневековых государств.
1
0,5
Лекция.
Сообщения.
Народы Ставрополья
1
0,5
1
Лекция.
Сообщения.
Россия и народы Кавказа
1
0,5
Лекция.
Реферат.
В поисках земли и свободы. Экономическое развитие в первой половине 19 века.
2
1
1
Исследовательская работа.
Сообщения.
Общественная жизнь и культура в первой половине 19 века. Эпоха великих перемен.
2
1
1
Лекция.
Реферат.
Пореформенная колонизация края. Революционное движение на Ставрополье.
2
1
1
Лекция.Музей.
Реферат.
Развитие края в начале 20 века. Ставрополье в годы первой мировой войны.
2
2
2
Создание проекта
Защита проекта «Ставрополье в годы первой мировой войны».
Культура городов края и просвещение во второй половине 19-н20 века.
2
1
1
Творческая работа
Защита творческой работы.
Культура и быт крестьянского и кочевого населения Ставрополья.
2
1
1
Творческая работа.
Защита творческой работы.
Учебно-тематическое планирование факультативного курса История и культура Ставропольского края 5 класс».
Содержание программы курса «Краеведение».
1.Глубокая древность. Первобытное общество, каменный век, древние племена .
Практическая работа.
2. Древние народы и цивилизации
Ранний железный век на Кавказе. Сарматы и кавказцы. Практическая работа.
3.Средневековье степного края. Кочевники и земледельцы,аланы и асы, гунны и тю
Практическая работа.
4.Край в составе средневековых государств. Половцы, славяне-русы на Северном Кавказе.
7. В поисках земли и свободы. Экономическое развитие в первой половине 19века. Заселение Ставрополья . Иностранные поселения . Связи славян с местными народами. Итого: 18 часов.
8.Общественная жизнь и культура в первой половине 19века. Эпоха великих перемен.
Практическая работа.
9. Пореформенная колонизация края. Революционное движение на Ставрополье. Практическая работа.
10. Развитие края в начале 20 века. Ставрополье в годы первой мировой войны. Практическая работа.
11. Культура городов края и просвещение во второй половине 19-н20вв. Изменение внешнего облика городов, школы, библиотеки, музеи и искусство, театр и музыка.
12 Культура и быт крестьянского и кочевого населения Ставрополья. Творческая работа. Защита проектов.
Литература:
1. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917года. Авторы:Н.Д.Судавцов, Т.А.Невская, А.В.Найденко ,И.М. Назарова.