Программа «Обучать креативно – значит воспитывать талантливых людей» (Креативное обучение как средство совершенствования учебных знаний по истории)
Программа «Обучать креативно – значит воспитывать талантливых людей» (Креативное обучение как средство совершенствования учебных знаний по истории)
Главнымфактором креативного обучения является инициативность обучающихся. Обучающийся перестает быть объектом педагогического воздействия и становится полноправным субъектом общения. Он несет ответственность за свою работу в той же мере, как преподаватель – за свою. Формула «нет плохих учеников» тут не работает: не из всякого обучающегося даже очень хороший преподаватель может «сделать» креативную личность; безответственный, безынициативный, не желающий или не способный действовать самостоятельно обучающийся для креативного обучения не годится. Правда, хороший педагог и в этом отношении многое может сделать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа «Обучать креативно – значит воспитывать талантливых людей» (Креативное обучение как средство совершенствования учебных знаний по истории)»
Курапина Н.В.
Период работы: 2018-2019
Учебная группа, количество обучающихся: ТОП-1, 25 обучающихся
Название программы (плана)
«Обучать креативно – значит воспитывать талантливых людей» (Креативное обучение как средство совершенствования учебных знаний по истории)
Реализуемая цель (и)
Повысить качество образования по дисциплине «История» путем формирования у обучающихся первого курса креативных качеств личности.
Сценарий креативного обучения предполагает «штучный подход», индивидуально-ориентированную работу преподавателя с обучающимися. Во главу угла ставится задача развития способностей обучающихся к самостоятельному формированию новых знаний, умений, способов действий.
Главнымфактором креативного обучения является инициативность обучающихся. Обучающийся перестает быть объектом педагогического воздействия и становится полноправным субъектом общения. Он несет ответственность за свою работу в той же мере, как преподаватель – за свою. Формула «нет плохих учеников» тут не работает: не из всякого обучающегося даже очень хороший преподаватель может «сделать» креативную личность; безответственный, безынициативный, не желающий или не способный действовать самостоятельно обучающийся для креативного обучения не годится. Правда, хороший педагог и в этом отношении многое может сделать.
В креативном обучении учебный процесс превращается в совместную работу преподавателя и обучающегося. Он организуется как форма естественного, живого человеческого контакта полноправных партнеров, заинтересованных друг в друге и в деле, которым они вместе занимаются. Преподаватель здесь – не «поводырь», а человек, обладающий бóльшим объемом знаний и умений, чем обучающийся, а потому имеющий возможность давать советы и рекомендации обучающемуся и пользующийся у него авторитетом. Отношения между преподавателем и обучающимся принимают характер неформального, личностного общения. В этом общении идет не одностороннее движение информации от преподавателя к обучающемуся, а двусторонний обмен информацией. В него втягивается вся личность обучающегося в целом, а преподаватель уже не просто «выполняет обязанности», а входит в духовный мир обучающегося как близкий ему человек. Обучение в такой форме - это уже самообучение, которое каждый отдельный обучающийся совместно с преподавателем организует по-своему в соответствии с психологическими особенностями своей личности.
Совместная работа обучающегося с преподавателем в процессе креативного обучения – это их со-творчество. Креативное обучение – это и обучение творчеству, и само по себе творческая деятельность. Огромное значение при этом приобретает личность педагога. Он должен быть яркой, талантливой личностью. Нетворческий педагог творчеству не научит.
В креативном обучении происходит как бы возврат к тому, что было характерно для начального обыденно-практического обучения: учебный процесс сливается с жизнью, с решением реальных задач, становится совместной жизнедеятельностью преподавателя и обучающегося. В то же время креативная форма обучения синтезирует в себе методы всех предшествующих форм.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:
Социальная активность
Гражданская ответственность
Патриотизм
Социализация обучающихся
Духовность
Системность
Учебная активность
Учебная успешность
Познавательная деятельность
Творческая самостоятельность
Креативное мышление
Самоорганизация обучающихся
Академическая успеваемость
Результаты деятельности
Определены теоретические основы и психолого-педагогические условия креативного обучения истории.
Обоснованы положения необходимости креативного обучения истории в современных условиях.
Проведена апробация элементов методики креативного обучения и оценено ее влияние на уровень усвоения знаний:
произошло осознание обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
развитие у обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности;
становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества;
уровень социализации обучающихся повысился на 7%;
уровень освоения обучающимися учебного материала повысился на 12%;
повысился уровень познавательной самостоятельности обучающихся на 13%;
повысился уровень академической успеваемости обучающихся на 7%
Выводы. Обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию в рамках моделей креативного обучения, целью которого, как указывалось выше, является развитие творческих мыслительных способностей, а значит и креативнойкомпетенции, возможно только с использованием адекватных задачам, приемов и нетрадиционных образовательных технологий, которые: вовлекают каждого обучающегося в активный познавательный и информационно-коммуникационный процесс (и, прежде всего, с помощью современных информационных технологий); позволяют создавать условия для применения каждым обучающимся приобретенных знаний; – помогают обучающимся осознать, где, каким образом и для каких целей приобретаемые знания могут быть применены