Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса: «Проектно-исследовательская деятельность».»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №8»
г.о. Саранск Республика Мордовия
РАССМОТРЕНА
И РЕКОМЕНДОВАНА
К УТВЕРЖДЕНИЮ
руководитель М.О. истории
_______ И. П. Гасинюкова
протокол №1от «30»августа 2017г..
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
______________ Г.Н. Зазулина
«___»____________2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ «СОШ №8»
_______________А.С. Николаев
«_____»_____________2017 г.
Приказ №____
от «01» сентября 2017г.
Программа
элективного курса
«Проектно-исследовательская деятельность»
на 2017 -2018 учебный год
по
истории
для
(предмет)
8 «В» класса
учитель
(класс)
Гасинюкова Ирина Павловна
квалификационная категория
высшая
1 час
34 часа
количество часов в неделю количество часов в год
Пояснительная записка
Современный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.
. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Элективный курс «Проектно – исследовательская деятельность» направлен на формирование ключевых компетентностей в области истории, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. При исследовании важно объяснить причинно-следственные связи, проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала. С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизических особенностей ребят.
В курсе «Проектно-исследовательская деятельность» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, сделать их более практико ориентированными, что и преследует программа модернизации образования.
Цель курса Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи курса:
формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
формирование у обучаемых представления о науке (углубление и расширение знаний, усвоение понятий, формирование исследовательских умений и навыков);
развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;
воспитание сознательного отношения к труду;
творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу;
научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы;
пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов, мировой, отечественной и местной истории;
приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны знать:
основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
По окончании изучения спецкурса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны уметь:
формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
наблюдать за социальными явлениями;
описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Содержание курса «Проектно-исследовательская деятельность» базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании спецкурса можно выделить три направления.
Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.
Формирование знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской и проектной работ, методах.
Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.
Однако, эти разделы не выделяют в разделы курса, так как занятия призваны сопровождать работу школьника над его научными работами от этапа формулирования темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки доклада к их защите. Поэтому материал располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Все виды работ в курсе подразделяются на лекционные, семинарские занятия и практические работы.
Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления исследовательской и творческой деятельности учащихся, результаты которой могут войти в «портфолио» учащихся.
Содержание программы имеет тесную с историей и обществознания.
Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода работы над научной работой.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением исследовательской работы, проекта. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы:
защиту темы исследования (проекта);
обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ;
предзащиту исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ.
Форма итоговой аттестации – зачет.
Программа содержит список рекомендуемой литературы, которая может помочь в самообразовании учащихся, в подготовке исследовательских работ.
Отбор содержания курса проводился с учетом другого вида внеклассной работы – функционирования научно-исследовательского общества учащихся (НОУ), на заседаниях которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие проектно-исследовательскую работу школьников как:
защита тем проектов и исследовательских работ школьников;
круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;
предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;
защита завершенных проектов и исследовательских работ;
итоговая конференция НОУ.
Содержание программы
1. Введение (2 ч.) Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2. Реферат как научная работа (6 ч.) Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.
Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
3. Способы получения и переработки информации (7 ч.) Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практическая работа № 3. Использование каталогов и поисковых машин.
Практическая работа № 4. Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».
4.Исследовательская работа (13 ч.) Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Практическая работа № 5. Работа над введением научного исследования.
Практическая работа № 6. Работа над основной частью исследования.
Практическая работа № 7. Создание компьютерной презентации.
5. Публичное выступление (3 ч.) Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Практическая работа № 8. Подготовка авторского доклада.
6. Итоговая конференция (2 ч.)
Тематический план
№ раздела
Наименование разделов, тем
Количество часов
Итоговая форма контроля
Всего часов
лекции
cем.
практ.
Конференции
Виды работы
1
Введение.
2
2
2
Реферат как научная работа 2.1. Реферирование. Реферат, его виды. 2.2. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. 2.3. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. 2.4 Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. 2.5. Проблема, предмет и объект. 2.6.Практическая работа № 2.Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
6
2
2
2
Отчет к Пр. р № 1, 2.
3
Способы получения и переработки информации. 3.1. Виды источников информации.
7
3
2
2
Работа с различными источниками информации.
Отчет к Пр. р № 3, 4.
3.2. Практическая работа № 3.Использование каталогов и поисковых машин.
3.3. Библиография и аннотация, виды аннотаций Практическая работа № 4.Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе». 3.4. Составление плана информационного текста. 3.5. Тезисы. Конспект. 3.6. Цитирование, правила оформления цитат. 3.7. Рецензия, отзыв.
Предзащита на заседании НОУ
Итоговое занятие I полугодия. Конференция
1
Защита темы реферата, конференция
4
Исследовательская работа. 4.1. Структура исследовательской работы, критерии оценки. 4.2. Этапы исследовательской работы. 4.3. Введение научного исследования.
13
4
6
3
Работа с различными источниками информации.
Отчет к Пр. р № 5, 6, 7.
4.4. Практическая работа № 5. Работа над введением научного исследования. 4.5. Основная часть исследования.
Сообщение «Методы исследования».
Защита темы исследовательской работы
4.6. Практическая работа № 6. Работа над основной частью исследования. 4.7. Методы исследования. 4.8. Результаты опытно-экспериментальной работы. 4.9. Тезисы. 4.10. Компьютерная презентация. 4.11. Практическая работа № 7. Создание компьютерной презентации. 4.12. Отзыв. 4.13. Рецензия.
Проведение некоторых видов опытно – экспериментальной работы.
Обсуждение работы на заседании НОУ
5
Публичное выступление 5.1. Публичное выступление на трибуне и личность. 5.2. Главные предпосылки успеха публичного выступления. 5.3.Практическая работа № 8. Подготовка авторского доклада.