Факультатив предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории России, "белых пятен" и малоизученных страниц. Необходимость данного курса очевидна, так как на уроках теоретического обучения невозможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие, углубленно изучить территориальные, административные изменения в связи с большим объёмом программного материала и ограниченным количеством часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа факультатива "Белые пятна" истории»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива "Белые пятна" истории
Пояснительная записка
Факультатив предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории России, "белых пятен" и малоизученных страниц. Кроме обучающей роли, он должен помочь обучающимся прикоснуться к болям, славе и величию родной земли, понять в восстановленной связи времен, кто мы есть и куда идем, честно, без «грима и купюр» разобраться в череде первых лиц державы. Зримо увидеть тех, кто вошел в историю под знаком плюс или минус. Выбранная тема дает возможность рассуждать о роли личности в истории, ознакомиться с различными точками зрения на их деятельность. В рамках курса изучается жизнь и деятельность выдающихся людей, оставивших заметный (иногда печальный) след в нашей истории; воссоздается картина борьбы за власть, страницы истории России, полные драматизма; её создатели мудрые и мужественные князья (Владимир Святой, Александр Невский, Дмитрий Донской), и цари (Петр I, Александр I, Александр II); её создавали временщики и самозванцы (Лжедмитрий I), полководцы и фавориты (князь Потемкин Таврический, Никон), топили в крови и жгли борцы за идею (Аввакум, С.Г.Нечаев). Деятельность многих из них до сих пор вызывает споры: кто они – герои или антигерои? (Иван Грозный, Пётр I, Николай I, Александр III). Но каждый раз народ поднимался - и Россия жила, и снова и снова являла миру феномен свободолюбия. Яркие и таинственные страницы из биографий и деятельности известных людей, оставивших заметный след в нашей истории, могут стать стимулом к более глубокому изучению истории.
Необходимость данного курса очевидна, так как на уроках теоретического обучения не возможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие, углубленно изучить территориальные, административные изменения в связи с большим объёмом программного материала и ограниченным количеством часов. Между тем углубленное изучение истории даёт целостную и объективную оценку событий и явлений, позволяет сформировать собственную точку зрения на происходившее.
Цель курса: формирование уважительного отношения к своей стране, ее историческому прошлому; повышение интереса к отечественной истории и углубление знаний в области обществоведческих дисциплин.
Задачи курса:
- формировать умения и навыки, необходимые для работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы и публичного выступления;
- развивать способность к аналитическому мышлению, умение устанавливать причинно - следственные связи между различными историческими событиями, личностными характеристиками и результатами деятельности исторических личностей;
- формировать умения осмысливать различные точки зрения на роль личности в историческом процессе;
- способствовать развитию информационной компетенции и творческой поисковой деятельности.
- воспитание гражданских качеств и активной жизненной позиции, патриотизма, любви к Родине, гордости за своё прошлое.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся.
Обучающиеся смогут узнать:
Характерные черты наиболее ярких личностей в истории, как положительные, так и отрицательные;
Роль и значение деятельности исторической личности;
Оценка персоналии очевидцами и нашими современниками;
Суть, основные моменты того или иного исторического документа, дающего подлинное, объективное знание происходящих событий;
Границы Русского государства в разные исторические периоды;
Социально-экономическое развитие края в различные периоды.
Обучающиеся будут уметь:
Работать с первоисточниками, документами, картами, энциклопедическими словарями;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Анализировать, сопоставлять, давать собственную оценку событиям;
составлять связный рассказ по тому иному вопросу истории, опираясь на документы, факты;
Читать исторические карты разных исторических эпох, делая сравнения и выводы
Содержание обучения.
1.Введение. (1 час). Значение углубленного изучения документов, первоисточников, личностей, карт для изучения исторических процессов в развитии России. Понятие о «белых пятнах» и «чёрных ящиках» истории. Трудности в выявлении некоторых фактов, явлений и событий. Состояние современной исторической науки.
2. Русь феодальная IX- XIV века. (5 часов). Споры о происхождении славян и местах их поселения. Славяне и печенеги, половцы, булгары, хазары, буртасы - хорошая война или плохой мир? "Повесть временных лет" Нестора, тексты «Велесовой книги», летописи, былины - самые первые источники. Князь Кий, Щек, Хорив и Лыбедь - легенды о происхождении народов. Гостомысл - личность легендарная. Аскольд, Дир и вещий Олег - загадки происхождения и княжения. Прекраса – Хельга – Ольга – Елена - версии жизнеописания великой княгини. Тайна смерти Святослава. Выбор веры – чему удивлялся Андрей Первозванный? Тайны династических браков дочерей Ярослава Мудрого (Анна Ярославна и «Песнь о Роланде»). Кто кого побил на поле Куликовом?
3. Наше государство в XV- XVI веках. (3 часа). Собирание Руси: кошелёк или сила? Царь "всея Руси" Иван Грозный. Семейные тайны Ивана Грозного и многочисленные жёны, верные «псы», кромешники и духовный наставник, заступник земли Псковской - юродивый «Николка – Христа - ради». Смерть наследника и версии убийства сына. Сокровища библиотеки Ивана Грозного. Письма А. Курбского и крамола. Заговоры бояр.
4. Преображённая Россия XVII - XVIII веков. (4 часа). Самозванцы и их настоящие имена. Странные браки Марины Мнишек. Заговоры бояр. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский - спасители России. Повторение подвига Ивана Сусанина во время Великой Отечественной, афганской войн, чеченских событий. Первые Романовы. Насколько тихим был Алексей «Тишайший»? Пётр 1 - крепостник или революционер? «Убиение царевича Алексея Петровича» и подложные письма. Екатерина в документах и легендах. Князь Таврический и «потёмкинские деревни».
5. На пути реформ XIX века. (3 часа). М.М. Столыпин без легенд. Освободитель Александр II. Отечественная война, восстание декабристов, Крымская Война, русско – турецкая война. Тайна смерти Александра III. Тёмные силы Григория Распутина. А были ли Романовы Романовыми?
6. Наше Отечество в XX веке. (4 часа). Биографии и судьбы лидеров белого движения: А.Ф.Керенский, Н.Н.Юденич, А.В.Колчак, Л.Г.Корнилов, А.И.Деникин, П.Н.Врангель. Их роль, значение деятельности. В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, М.В. Фрунзе, С.М.Будённый, К.Е.Ворошилов - их биографии, судьбы. А были ли покушения на В.И.Ленина? «Слепой» стрелок – Фанни Каплан. И.В.Сталин в судьбе страны. Малоизвестные факты из биографии И.В.Сталина. Соратники и современники об И.В.Сталине. Секретный поезд Сталина и спецпоезд фюрера. «Мышиная война» под Сталинградом. Главные сражения войны. "Умираю за Родину!" - документы и предсмертные письма. Неизвестные факты из деятельности НКВД во время Великой Отечественной войны. Три смерти Лаврентия Берия. Тёмные факты «застоя» и «перестройки».
ЛИТЕРАТУРА
1. http: // www. magister. msk. ru /l ibrary / history /- Материалы русской истории
2. http: // www. hist. msu. ru /- Исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова
3. http: // www. archaeology. ru/- Российский археологический сервер
4. http: // www. rulers. narod .ru/- Всемирная история в лица