kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультатива "Белые пятна" истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультатив  предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории России, "белых пятен"  и  малоизученных страниц.  Необходимость  данного курса очевидна, так как   на  уроках  теоретического  обучения  невозможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие, углубленно изучить территориальные, административные изменения в связи с большим объёмом  программного материала  и  ограниченным  количеством  часов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа факультатива "Белые пятна" истории»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива "Белые пятна" истории

Пояснительная записка

Факультатив предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории России, "белых пятен" и малоизученных страниц. Кроме обучающей роли, он должен помочь обучающимся прикоснуться к болям, славе и величию родной земли, понять в восстановленной связи времен, кто мы есть и куда идем, честно, без «грима и купюр» разобраться в череде первых лиц державы. Зримо увидеть тех, кто вошел в историю под знаком плюс или минус. Выбранная тема дает возможность рассуждать о роли личности в истории, ознакомиться с различными точками зрения на их деятельность. В рамках курса изучается жизнь и деятельность выдающихся людей, оставивших заметный (иногда печальный) след в нашей истории; воссоздается картина борьбы за власть, страницы истории России, полные драматизма; её создатели мудрые и мужественные князья (Владимир Святой, Александр Невский, Дмитрий Донской), и цари (Петр I, Александр I, Александр II); её создавали временщики и самозванцы (Лжедмитрий I), полководцы и фавориты (князь Потемкин Таврический, Никон), топили в крови и жгли борцы за идею (Аввакум, С.Г.Нечаев). Деятельность многих из них до сих пор вызывает споры: кто они – герои или антигерои? (Иван Грозный, Пётр I, Николай I, Александр III). Но каждый раз народ поднимался - и Россия жила, и снова и снова являла миру феномен свободолюбия. Яркие и таинственные страницы из биографий и деятельности известных людей, оставивших заметный след в нашей истории, могут стать стимулом к более глубокому изучению истории.

Необходимость данного курса очевидна, так как на уроках теоретического обучения не возможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие, углубленно изучить территориальные, административные изменения в связи с большим объёмом программного материала и ограниченным количеством часов. Между тем углубленное изучение истории даёт целостную и объективную оценку событий и явлений, позволяет сформировать собственную точку зрения на происходившее.

Цель курса: формирование уважительного отношения к своей стране, ее историческому прошлому; повышение интереса к отечественной истории и углубление знаний в области обществоведческих дисциплин.

Задачи курса:

- формировать умения и навыки, необходимые для работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации;

- совершенствовать навыки самостоятельной работы и публичного выступления;

- развивать способность к аналитическому мышлению, умение устанавливать причинно - следственные связи между различными историческими событиями, личностными характеристиками и результатами деятельности исторических личностей;

- формировать умения осмысливать различные точки зрения на роль личности в историческом процессе;

- способствовать развитию информационной компетенции и творческой поисковой деятельности.

- воспитание гражданских качеств и активной жизненной позиции, патриотизма, любви к Родине, гордости за своё прошлое.

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся.

Обучающиеся смогут узнать:

  • Характерные черты наиболее ярких личностей в истории, как положительные, так и отрицательные;

  • Роль и значение деятельности исторической личности;

  • Оценка персоналии очевидцами и нашими современниками;

  • Суть, основные моменты того или иного исторического документа, дающего подлинное, объективное знание происходящих событий;

  • Границы Русского государства в разные исторические периоды;

  • Социально-экономическое развитие края в различные периоды.

Обучающиеся будут уметь:

  • Работать с первоисточниками, документами, картами, энциклопедическими словарями;

  • Устанавливать причинно-следственные связи;

  • Анализировать, сопоставлять, давать собственную оценку событиям;

  • составлять связный рассказ по тому иному вопросу истории, опираясь на документы, факты;

  • Читать исторические карты разных исторических эпох, делая сравнения и выводы

Содержание обучения.

1.Введение. (1 час). Значение углубленного изучения документов, первоисточников, личностей, карт для изучения исторических процессов в развитии России. Понятие о «белых пятнах» и «чёрных ящиках» истории. Трудности в выявлении некоторых фактов, явлений и событий. Состояние современной исторической науки.

2. Русь феодальная IX- XIV века. (5 часов). Споры о происхождении славян и местах их поселения. Славяне и печенеги, половцы, булгары, хазары, буртасы - хорошая война или плохой мир? "Повесть временных лет" Нестора, тексты «Велесовой книги», летописи, былины - самые первые источники. Князь Кий, Щек, Хорив и Лыбедь - легенды о происхождении народов. Гостомысл - личность легендарная. Аскольд, Дир и вещий Олег - загадки происхождения и княжения. Прекраса – Хельга – Ольга – Елена - версии жизнеописания великой княгини. Тайна смерти Святослава. Выбор веры – чему удивлялся Андрей Первозванный? Тайны династических браков дочерей Ярослава Мудрого (Анна Ярославна и «Песнь о Роланде»). Кто кого побил на поле Куликовом?

3. Наше государство в XV- XVI веках. (3 часа). Собирание Руси: кошелёк или сила? Царь "всея Руси" Иван Грозный. Семейные тайны Ивана Грозного и многочисленные жёны, верные «псы», кромешники и духовный наставник, заступник земли Псковской - юродивый «Николка – Христа - ради». Смерть наследника и версии убийства сына. Сокровища библиотеки Ивана Грозного. Письма А. Курбского и крамола. Заговоры бояр.

4. Преображённая Россия XVII - XVIII веков. (4 часа). Самозванцы и их настоящие имена. Странные браки Марины Мнишек. Заговоры бояр. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский - спасители России. Повторение подвига Ивана Сусанина во время Великой Отечественной, афганской войн, чеченских событий. Первые Романовы. Насколько тихим был Алексей «Тишайший»? Пётр 1 - крепостник или революционер? «Убиение царевича Алексея Петровича» и подложные письма. Екатерина в документах и легендах. Князь Таврический и «потёмкинские деревни».

5. На пути реформ XIX века. (3 часа). М.М. Столыпин без легенд. Освободитель Александр II. Отечественная война, восстание декабристов, Крымская Война, русско – турецкая война. Тайна смерти Александра III. Тёмные силы Григория Распутина. А были ли Романовы Романовыми?

6. Наше Отечество в XX веке. (4 часа). Биографии и судьбы лидеров белого движения: А.Ф.Керенский, Н.Н.Юденич, А.В.Колчак, Л.Г.Корнилов, А.И.Деникин, П.Н.Врангель. Их роль, значение деятельности. В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, М.В. Фрунзе, С.М.Будённый, К.Е.Ворошилов - их биографии, судьбы. А были ли покушения на В.И.Ленина? «Слепой» стрелок – Фанни Каплан. И.В.Сталин в судьбе страны. Малоизвестные факты из биографии И.В.Сталина. Соратники и современники об И.В.Сталине. Секретный поезд Сталина и спецпоезд фюрера. «Мышиная война» под Сталинградом. Главные сражения войны. "Умираю за Родину!" - документы и предсмертные письма. Неизвестные факты из деятельности НКВД во время Великой Отечественной войны. Три смерти Лаврентия Берия. Тёмные факты «застоя» и «перестройки».

ЛИТЕРАТУРА

1. http: // www. magister. msk. ru /l ibrary / history /- Материалы русской истории

2. http: // www. hist. msu. ru /- Исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова

3. http: // www. archaeology. ru/- Российский археологический сервер

4. http: // www. rulers. narod .ru/- Всемирная история в лица


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
программа факультатива "Белые пятна" истории

Автор: Баданова Наталья Валерьевна

Дата: 14.12.2016

Номер свидетельства: 369704


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства