kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Самараград"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа является модифицированной и разработана для факультативных занятий с учащимися 5 класса МБОУ «школа № 83» г.о. Самара. Программа «Самароград» формирует у обучающихся конкретную картину исторического развития Самары, представления о разных сторонах ее современного состояния.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Самараград"»

Рабочая программа

«Наш Край».

5 класс.

Пояснительная записка.

Данная программа является модифицированной и разработана для факультативных занятий с учащимися 5 класса МБОУ «школа № 83» г.о. Самара.

Нормативно-правовая основа формирования программы:

1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся №1599 от 19.12.14;

3.Устав и программа МБОУ «школа № 83» г.о. Самара;

4.Авторская программа: Г.В. Алексушин «Самароведение: рабочая программа для 6 класса.» Самара,2015.

Согласно положениям нового СФГОС, история и культура родного края приобретает все большее значение во внеурочной деятельности обучающихся. Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «Малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Самары и Самарской области, с ее историческими и природными особенностями. Факультативные занятия по «Самароведению» способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким понятиям, как патриотизм, чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к человеку. Особое внимание уделяется знакомству обучающихся с родным краем – географическим положением, природными особенностями, памятниками природы, историко-культурными и национальными памятниками.


Программа «Самароведение» формирует у обучающихся конкретную картину исторического развития Самары, представления о разных сторонах ее современного состояния. При этом на курс выделяется очень небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, в первую очередь – очевидных достижениях и преимуществах Самары и культуры ее жителей. Курс дает возможность не только познакомиться с Самарой, но и с ее ролью в развитии и современном состоянии России и мира.

Сильной стороной программы является её прикладная направленность. С помощью специально организованных наблюдений, поездок, походов, экскурсий, презентаций, зарисовок и сравнений, учащиеся с интеллектуальными нарушениями не только смогут пассивно воспринять на элементарном уровне изучаемые объекты, но и анализировать, пережить историю своего родного края, особенности природы, культуры своего народа, пропуская весь материал через собственное творчество.

Данная программа ориентирована на использование УМК:

1.Г.В. Алексушин Самароведение: учебник для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – Самара,2015.

2. Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 1.- Самара: Культурное наследие, 2011.

3.Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 2.- Самара: Культурное наследие, 2012.

4.Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 3.- Самара: Культурное наследие, 2013.

Целью программы факультативного курса «Наш Край» является:

Формирование целостного представления о городе Самара как о своей малой родине через приобщение к ее историческому прошлому и изучение (активное участие) в современной жизни города, края.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Формировать общие представление о географическом положении города Самара и области, разнообразии рельефа, изменении климатических условий, своеобразии животного и растительного мира.

2.Познакомить с историей основания крепости Самара, символикой города и основными историческими событиями развития города.

3.Осветить в доступном для обучающихся объеме экономическое, социальное, политическое и культурное развитие и современное состояние Самары. Показать роль участия Самары в развитии и современной жизни России.

4.Изучить месторасположение, современный вид и значение достопримечательностей в общем культурном пространстве Самары.

5.Активно использовать внешнюю образовательную среду как средство обучения учащихся с недостатком интеллекта для лучшего понимания и осмысления изучаемых объектов.

Общая характеристика факультативного курса «Наш Край»

«Наш Край» – это факультативный курс о прошлом и настоящем родного края, важный региональный компонент учебной программы образовательного учреждения. Развитие чувства любви к родной земле начинается с привязанности к отчиму дому, к школе, к своему краю, к тому малому миру, который доступен, близок, понятен. Курс «Наш Край» дает комплексное представление о городе Самара. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии своеобразия и неповторимости Самары.

«Наш Край» – это одна из существенных основ корневой культуры человека, нравственности и гражданственности, становления мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к родному краю, бережного отношения к окружающей среде. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике отдельных жителей города и его гостей, чья деятельность на благо города сделала его лучше и обогатила живущих в нем людей.

В факультативном курсе «Наш Край» рассматриваются характерные особенности Самары в географическом, историческом и культурном направлениях, прослеживается взаимосвязь с Россией и миром, раскрывается значение нашего города. Самароведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, районе, крае, участвовать в их развитии.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач образования, обучающихся с умственной отсталостью, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся 5 класса, особенностей их реализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу факультативного курса «Наш Край» составляют следующие содержательные линии:

  1. Комплекс знаний о рельефе, климате, почвах, растительном и животном мире Самары, ее истории, комплексе современных сторон жизни.

  2. Сохранение и развитие культурно- исторического наследия.

  3. Практические работы, экскурсии определяют деятельный подход в развитии обучающихся и накоплении у них разностороннего опыта поведения в обществе.

Место факультативного курса в учебном плане:

Факультативный курс «Наш Край» изучается с учетом образовательных обучающихся в качестве факультативных занятий в 5 классе в объеме 1 час в неделю. Всего 34 часа.

Личностные и предметные результаты освоения факультативного курса.

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно- ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит освоение обучающимися с умственной отсталостью знаниями, различными видами деятельности и умениями.

Личностные результаты:

  • Осознание своей идентичности как жителя своего города, гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • Осмысление социально-значимого опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • Понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • Способность решать творческие задачи, представляя результаты соей деятельности в разных формах (сообщение, презентация и др.);

  • Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • Овладение целостными представлениями о своеобразии Самары как важной основы для миропонимания и познания современного общества;

  • Способность принимать значение событий и явлений прошлого и современности в своем крае;

  • Умение изучать и систематизировать информацию из разных источников, раскрывая ее познавательную ценность;

  • Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и социума в своем городе;

  • Готовность применять краеведческие знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей «малой Родины».

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по «Наш Край» на конец изучения курса:

Минимальный уровень:

  • представление о своей семье, взаимоотношениях членов семьи, профессиях родителей, участии семьи в жизни родного края; элементарные сведения о своем крае как месте проживания, о своих земляках; знание некоторых памятников истории и культуры родного края;

  • умение рассказывать о своей семье; умение описывать достопримечательности, памятники, родного края.

Достаточный уровень:

  • знание истории своей семьи, представление об участии старших поколений родственников в развитии родного края; знание основных фактов (событий, явлений) в развитии истории и культуры родного края;

  • знание знаменитых земляков (известных исторических деятелей ученых, деятелей культуры); знание памятников истории и культуры, музеев родного края;

  • умение составлять свою родословную, биографии жителей родного края, выдающихся земляков; умение устанавливать последовательность и длительность событий, происходивших в родном крае; умение описывать достопримечательности, памятники, события, отражающие историю и культуру родного края; умение находить информацию о родном крае в разных источниках.

Основное содержание факультативного курса «Наш Край».

Весь курс разбит на разделы по темам изучения. На каждом году изучения ребята знакомятся с пятью разделами, которые являются обязательными для изучения и повторения. В каждом разделе в качестве закрепляющего материала предполагается экскурсия, которая наглядно и практически позволит учащимся уточнить и пополнить знания по теме.

Каждая тема факультативного курса «Наш Край» расчленена на более мелкие, частные вопросы, а также практические задания, которые могут быть представлены в качестве сообщений или презентаций. Расчленение тем на частные вопросы поможет учащимся уточнить, систематизировать и дополнить свои знания о родном крае, а учителю - реализовать личностно-ориентированную и коррекционную направленность образовательного процесса.


Программа курса основывается на главных принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплексности, интеграции, а также соблюдение комплексного подхода и концентрического принципа в изучении родного края позволит сформировать более глубокие знания краеведческого содержания у учащихся со снижением интеллекта.

Методы краеведческой работы факультатива могут быть весьма разнообразными. Основным является слово учителя, а метод проектов, активное использование внешней среды, самостоятельная практическая деятельность учащихся с картами, таблицами, мультимедийными средствами дополнят, закрепят их знания.

Календарно – тематическое планирование.

п/п

Тема и тип урока


Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности.

Примечания.


Предметные

Личностные


Метапредметные



Раздел 1.Введение в курс «Наш Край»». (5 часов)


1

Введение в «Самароведение». (1 час)

Научатся определять термины: область, регион, край, краеведение, хронология, самароведение, самаровед.

Получат возможность научиться: работать с учебником, картой.

Выражают положительное отношение к процессу познания. Формулируют своё отношение к актуальным проблемам современности.


Регулятивные –

Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.

Познавательные –самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Коммуникативные

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятийные для партнера высказывания.

Раскрыть значение терминов краеведение, хронология, самароведение, самаровед.

Участвовать в обсуждении вопроса: Для чего нужно знать свой край?

Определять роли самароведов.

Называть источники по «Самароведению».

Изучать деятельность самароведов.




2

Символы Самары (герб, флаг, гимн). Самарский народ. (1 час)


Научатся определять термины: символика, герб, флаг, гимн, национальность, этнос.

Получат возможность научиться:

различать национальности и этносы населения я Самары.

Освоение личностного смысла учения. Осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Самарской области).

Регулятивные – учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Коммуникативные

строить собственное высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Раскрыть значение терминов символика, герб, флаг, гимн, национальность, этнос.

Называть и описывать Самарские символы.

Сравнивать национальности и этносы населения Самары.



3

Природа Самарского края. Волга. (1 час)


Научатся определять термины: климат водные богатства, растительный и животный мир, обитатели.

Получат возможность научиться:

Привязывать к конкретному региону(Самарскому) климат, растительный и животный мир региона.


Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Осознание себя как члена общества на региональном уровне (житель Самарской области).


Регулятивные –ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план действий.

Познавательные

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.)

Коммуникативные

Допускают возможность разных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Раскрыть значение терминов климат водные богатства, растительный и животный мир, обитатели.

Показывать на карте Самарскую область.

Сравнивать климат, растительный и животный мир страны и своего региона,

Называть региональные особенности климата, растительного и животного мира своего региона.

Характеризовать природное окружение города Самара.



4

Растительный и животный мир. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

(1 час)

Научатся определять термины: Охрана природы, Красная книга, международное сотрудничество в охране природы.

Получат возможность

познакомиться с животными и растениями Самарских лесов и степей.

Выражают положительное отношение к процессу познания. Формулируют своё отношение к актуальным проблемам современности.


Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

Познавательные –перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.)

Коммуникативные

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Раскрыть значение терминов, растительный и животный мир, обитатели. Охрана природы, Красная книга, международное сотрудничество в охране природы.

Сравнивать растительный и животный мир страны и своего региона,

Называть региональные особенности растительного и животного мира своего региона.

Характеризовать природное окружение города Самара.



5

«Животные, занесенные в Красную книгу». Экскурсия в Самарский зоопарк. (1 час)


Научатся определять термины: Охрана природы. Красная книга (– международное сотрудничество в охране природы).

Получат возможность

познакомиться с живыми обитателями Самарских лесов и степей.

Самоопределяться в жизненных ценностях

(на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).

Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

Познавательные –перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.)

Коммуникативные

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Участвовать в обсуждении вопроса:

Что я могу сделать для охраны окружающей среды? Называть обитателей самарского зоопарка – занесенных в Красную книгу.

Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом.



Раздел 2.История Самарского края. Самара дореволюционная. (5часов)


6

Первые упоминания о Самаре. Самарская крепость. (1586-1688). (1 час)



Научатся определять термины: древние люди, оседлые и кочевые племена, государство Волжская Болгария, Муромский городок, ханство Золотой Орды, Казанское ханство, Астраханское ханство, Святитель Алексий, крепость- опорный пункт Русского государства для защиты от набегов кочевников, первый самарский воевода князь Григорий Засекин.

Получат возможность: познакомится с прошлым Самарского края.

Получат возможность научиться: понимать разницу между легендой и реальностью.

Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения. Осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Самарской области). Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее

Регулятивные –

определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Коммуникативные – слушать и понимать речь других.


Раскрыть значение терминов древние люди, оседлые и кочевые племена, государство Волжская Болгария,

ханство Золотой Орды, крепость, воевода.

Изучать основные исторические события заселения Среднего Поволжья. Объяснять: причины строительства крепости.

Называть основные события из истории образования Самары.




7

Самара – город (1688-1780). (1 час)


Научатся определять термины: губерния, уезд.


Получат возможность познакомиться с историей становления Самары как города.


Выражают свою позицию на уров­не положитель­ного отношения к учебному про­цессу; проявляют учебно-познава­тельный интерес к новому мате­риалу и способам решения новой задачи. Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого; оценивать их возможное влияние на будущее.

Регулятивные – прогно­зируют результаты ус­воения изучаемого мате­риала; принимают и со­храняют учебную задачу.

Познавательные – Работая с информацией, уметь передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде.

Коммуникативные

слушать и понимать речь других.

Раскрыть значение терминов губерния, уезд.

Изучать основные исторические события Среднего Поволжья.

Называть основные события из истории образования города Самара.



8

Самара уездная(1780-1850). (1 час)


Научатся определять термины: городничий, правление, дума, магистрат, голова.


Получат возможность научиться: понимать механизм управления регионом.


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого; оценивать их возможное влияние на будущее.

Регулятивные – определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.

Познавательные – Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Формировать умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их.

Коммуникативные

адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке.

Раскрыть значение терминов городничий, правление, дума, магистрат, голова.

Изучать основные исторические события Среднего Поволжья.

Называть основные события из истории города Самара.

Сравнивать: статус и роль социальных слоев города.



9

Самара губернская(1851-1917). (1 час)



Научатся определять термины:

Генерал – губернатор, вице – губернатор.

Получат возможность научиться:

понимать систему управления уездов губернии.

Осознание себя как члена общества на региональном уровне (житель Самарской области). Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого; оценивать их возможное влияние на будущее.

Регулятивные – определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.

Познавательные – Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Формировать умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их.

Коммуникативные

адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке.

Раскрыть значение терминов Генерал – губернатор, вице – губернатор.

Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Объяснять: причины создания самарской губернии.

Называть основные события из истории города Самара.

Сравнивать: статус и роль социальных слоев города.




10

«Исторические вехи Самарского края». Экскурсия в историко-краеведческий музей им. П. Алабина. (1 час)


Получат возможность

ознакомиться с историческими экспонатами краеведческого музея.

Самоопределяться в жизненных ценностях

(на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).

Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

Познавательные –перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.)

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом.

Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного.



Раздел 3. От Самары к Куйбышеву и обратно. (5 часа)


11

От Самары к Куйбышеву(1917-1939). (1 час)


Научатся определять термины: революция, гражданская война, республика, горком и обком партии, первый секретарь, председатель.

Получат возможность научиться:

Определять признаки экономических обществ на местном материале. Анализировать роль партии и советской власти в развитии города и края.

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Регулятивные – ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные – Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения поставленных задач.

Раскрыть значение терминов. революция, гражданская война, республика, горком и обком партии, первый секретарь, председатель.

Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Объяснять: причины преобразования государственного и городского управления.

Называть основные исторические события и видных политических деятелей станы и области.

Рассказывать: о причинах и особенностях переименования Самары в Куйбышев.



12

Куйбышев накануне и в годы Великой Отечественной Войны(1939-1945). (1 час)


Научатся определять термины:

Эвакуация, столица. Парад, штурмовик, истребитель, бомбардировщик.

Получат возможность научиться:

Анализировать события, происходившие в стране и регионе в годы Великой Отечественной Войны.

Выражают свою позицию на уров­не положитель­ного отношения к учебному про­цессу; проявляют учебно-познава­тельный интерес к новому мате­риалу и способам решения новой задачи. Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого; оценивать их возможное влияние на будущее.

Регулятивные – адекватно воспринимают предложения и оценку учителей и других людей.

Познавательные – Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Формируют умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их.

Коммуникативные

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания.

Раскрыть значение терминов. Эвакуация, столица. Парад, штурмовик, истребитель,

Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Объяснять: значение парада 7 ноября 1941гю; причины победы в Великой Отечественной Войне.

Называть основные исторические события ВОВ, связанные с городом.

Рассказывать: о подвигах самарского народа на фронте и в тылу.

Анализировать роль Куйбышева в победе над Германией в годы ВОВ.

Оценивать: заслуги самарского народа в победе.



13

Куйбышев послевоенный(1945-1990). (1 час)


Научатся определять термины:

Телевидение, самолет, ракетоноситель, космонавтика.

Получат возможность научиться:

Анализировать информацию о научных и научно-технических достижениях региона.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу.

Регулятивные –

определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.

Познавательные – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и сети Интернет;

Коммуникативные

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Раскрыть значение терминов телевидение, самолет, ракетоноситель, космонавтика.

Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Объяснять: значение и роль г. Куйбышев в развитии космонавтики в СССР.

Рассказывать: о первом полете человека в космос.

Анализировать культурные достижения региона.

Объяснять и оценивать заслуги самарского региона в развитии космонавтики.



14

От Куйбышева к Самаре. (1 час)



Научатся определять термины:

Город –побратим, город – партнер, сервис.

Получат возможность научиться:

понимать закономерность изменений в российском обществе.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу.

Регулятивные – принимают и со­храняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные – Работая с информацией, уметь передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде.

Коммуникативные

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Раскрыть значение терминов город –побратим, город – партнер, сервис.

Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Устанавливать: связи между вариантами городского герба разных эпох.

Анализировать особенности экономического характера общества современного Самарского региона.

Объяснять и оценивать заслуги самарского региона в развитии России.



15

«Взгляд в прошлое и настоящее Самары». Викторина - обобщение. (1 час)


Получат возможность обобщить знания об исторических изменениях Самары.

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.


Регулятивные – владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные –формирование умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их.

Коммуникативные

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Объяснять: смысл изученных понятий. Раскрывать сущность особенностей развития города.

Выделять основные общественно-экономические, культурные и политические процессы в городе.












Раздел 4. Многоликая Самара. (11 часов)

(Культурное и экономическое наследие Самары.)

16

Административное деление. Промышленный район. (1 час)


Научатся определять термины: правительство, комиссия, комитет, совет, политическая партия.

Получат возможность научиться: характеризовать систему самоуправления городом.

Осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Самарской области).


Регулятивные – определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.

Познавательные – Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Формировать умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их.

Коммуникативные

адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке.

Раскрыть значение терминов правительство, комиссия, комитет, совет, политическая партия.

Изучать работу городских властей и органов самоуправления. Систематизировать деятельность разных политических партий.

Анализировать систему самоуправления Самары.

Объяснять разницу между городским и губернским уровнями власти и самоуправления.



17

«Безымянка – моя малая родина». Обзорная экскурсия по Промышленному району. (1 часа)

Научатся определять термины: городское пространство, район, поселок, улица, переулок, топоним.

Получат возможность узнать о Безымянке (истории, положении, населении, хозяйстве, легендарных жителях).

Самоопределяться в жизненных ценностях

(на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).

Регулятивные – прогно­зируют результаты ус­воения изучаемого мате­риала; принимают и со­храняют учебную задачу.

Познавательные – Работая с информацией, уметь передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде.

Коммуникативные

слушать и понимать речь других.

Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом.

Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного.



18

Транспорт Самары. Железная дорога.


Научатся определять термины: гужевой, ямщик, дилижанс, извозчик, конно-железная дорога, телеграф, телефон, трамвай, электричка, метро, такси, троллейбус, аэродром.

Получат возможность научиться: отличать эпохи развития транспорта.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

Познавательные –самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении задач различного характера.

Коммуникативные –учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.


Раскрыть значение терминов гужевой, ямщик, дилижанс, извозчик, конно-железная дорога, телеграф, телефон, трамвай, электричка, метро, такси, троллейбус, аэродром.

Систематизировать виды городского транспорта Самары.

Называть транспортные эпохи Самары.

Объяснять роль различных видов транспорта в развитии города.



19

«Самара железнодорожная». Экскурсия в музей железнодорожного транспорта. (1 час)

Получат возможность

ознакомиться с историческими экспонатами музея.

Самоопределяться в жизненных ценностях

(на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).

Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

Познавательные –перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.)

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом.

Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного.



20

Строительство. Городское хозяйство. (1 час)

Научатся определять термины: водопровод, канализация, электричество, освещение, мощение, застройка.

Получат возможность научиться: понимать систему городского хозяйства и застройки.

Ориентироваться в строительной и хозяйственной деятельности региона; оценивать их возможное влияние на будущее.

Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания.

Раскрыть значение терминов водопровод, канализация, электричество, освещение, мощение, застройка.

Объяснять роли в городском хозяйстве Самары водопровода, канализации, электричества, освещения, мощения, современной застройки.

Анализировать систему городского строительства и бытового хозяйства Самары.



21

Самарская продукция. (1 час)


Научатся определять термины: промышленность, сельское хозяйство, автомобилестроение, нефтяная отрасль, электроэнергетика. Получат возможность научиться: систематизировать производимые в Самаре продукты хозяйственной деятельности.

Ориентироваться в важнейших для региона продуктах хозяйственной деятельности; оценивать их возможное влияние на будущее.

Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания.

Раскрыть значение терминов промышленность, сельское хозяйство, автомобилестроение, нефтяная отрасль, электроэнергетика. Систематизировать производимые в Самаре продукты хозяйственной деятельности (технику, продукты питания и т.д.). Называть причины производства местной продукции.

Анализировать процесс производства местной продукции.



22

Наука, образование и культура в Самаре. (1 час)

Научатся определять термины: училище, гимназия, лицей, семинария, институт, университет, академия, музей, театр, филармония.

Получат возможность научиться: понимать систему образования и культурной жизни Самары.

Проявляют устойчивые предпочтения и ориентации на образование и культуру как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания.

Раскрыть значение терминов училище, гимназия, лицей, семинария, институт, университет, академия, музей, театр, филармония. Систематизировать виды учебных заведений и центов культурной жизни Самары.

Называть учебные заведения разного статуса.

Анализировать процесс образования и культуры в Самаре.



23

Здравоохранение, спорт и физкультура в Самаре. (1 час)


Научатся определять термины: больница, госпиталь, скорая помощь, лаборатория.

Получат возможность научиться: понимать систему здравоохранения, фармацевтики, спорта, туризма и отдыха Самары.

Ориентируются в строительной и хозяйственной деятельности Самары; оценивать влияние здравоохранения, развития физкультуры, спота и туризма на будущее региона.

Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания.

Раскрыть значение терминов больница, госпиталь, скорая помощь, лаборатория.

Систематизировать систему здравоохранения, спорта, физкультуры, туризма и отдыха Самары.

Называть заведения здравоохранения разного статуса.

Анализировать процесс здравоохранения, спорта, физкультуры, туризма и отдыха в Самаре.



24

Религия в Самаре. Самарские православные храмы и церкви. (1 час)


Научатся определять термины: конфессия, православие, храм, монастырь, католицизм, костел, лютеранство, кирха, ислам, мечеть, иудаизм, синагога, буддизм.

Получат возможность научиться: относить верующих в Самаре к различным религиозным конфессиям.

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания.

Раскрыть значение терминов конфессия, православие, храм, монастырь, католицизм, костел, лютеранство, кирха, ислам, мечеть, иудаизм, синагога, буддизм.

Объяснять значение религии в культурном и духовном развитии народа.

Систематизировать различные религиозные конфессии Самары.

Устанавливать связь между религиозными конфессиями и их храмами.

Называть основные религиозные конфессия и их храмы в Самаре.

Находить информацию о религиях и их храмах в Самаре.



25

«Дорога к храму». Экскурсия в Храм Александра Невского. (1 час)


Получат возможность посетить храм Александра Невского; познакомится с архитектурой, внутренним убранством, режимом функционирования.

Самоопределяться в жизненных ценностях

(на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).

Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

Познавательные – перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные

слушать и понимать речь других.

Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом.

Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного.



26

Тест – игра: «Как живет наш город?». (1 час)


Получат возможность обобщить знания о всесторонней жизни Самары.

Осознание себя как члена общества на региональном уровне (житель Самарской области).


Регулятивные – владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные –формирование умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их.

Коммуникативные

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Объяснять: смысл изученных понятий. Раскрывать сущность особенностей всесторонней жизни города.

Выделять основные общественно-экономические, культурные и политические процессы в городе.




Раздел 5: Культурная жизнь Самары. (8 часов).

27

Запечатленная память о прошлом:

парки, скверы, памятники. Струковский сад – старый парк. (1 час)


Научатся определять термины: городское пространство, район, площадь, парк, сквер, набережная, мемориальный объект, скульптура, памятник, памятный знак, барельеф, стела.

Получат возможность

познакомится с памятными местами и Набережной Самары.

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую форму человеческой жизни.

Регулятивные –Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);

Коммуникативные

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Раскрыть значение терминов городское пространство, район, площадь, парк, сквер, набережная, мемориальный объект, скульптура, памятник, памятный знак, барельеф, стела.

Объяснять значение самарского наследия в культурном и духовном развитии города.

Устанавливать связь между различными памятными местами Самары и соответствующими им историческими событиями.

Называть основные достопримечательности Самары.

Находить информацию о достопримечательностях Самары.



28

«Струковский парк». Экскурсия. (1 час)

Получат возможность посетить «Струковский парк».

Осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Самарской области).

Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

Познавательные – перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные

слушать и понимать речь других.

Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом.

Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного.



29

Самара в литературе и искусстве. Известные литераторы и художники о Самаре. (1 час)

Научатся определять термины: писатель, поэт, композитор, художник, актер.

Получат возможность

познакомится с произведениями Самаре.

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую форму человеческой жизни.

Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания.

Раскрыть значение терминов писатель, поэт, композитор, художник, актер.

Устанавливать связь между знаменитыми авторами и произведениями о Самаре.

Называть знаменитые произведения о Самаре.

Находить информацию о произведениях о Самаре.



30

Конкурс чтецов: «Слово о Самаре.» (1 час)

Получат возможность

познакомится с произведениями Самаре.

Самоопределяться в жизненных ценностях

(на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).

Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

Познавательные – перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные

слушать и понимать речь других.

Устанавливать связь между знаменитыми авторами и произведениями о Самаре.

Обмениваться впечатлениями от услышанного.



31

Имена, вошедшие в историю Самары. У истоков города. (1 час)


Научатся определять термины: земляк, гласный, министр, Нобелевская премия.

Получат возможность

понимать роль отдельного жителя или гостя города Самары в его развитии.

Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные –определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные – используют знако -символические средства, в том числе схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные

Договариваются о распределении ролей в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Раскрыть значение терминов земляк, гласный, министр, Нобелевская премия. Объяснять значение известных земляков и гостей Самары в историческом, экономическом, культурном и духовном развитии города.

Устанавливать связь между знаменитыми людьми Самары и соответствующими им историческими событиями.

Называть известных людей Самары.

Находить информацию о выдающихся земляках.



32

Край, овеянный легендами. Жигулевские легенды. (1 час)


Получат возможность

познакомится с легендами и мифами Самарской Луки.

Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения.

Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

Познавательные –перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.)

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);

Коммуникативные

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Объяснять значение самарского наследия в культурном и духовном развитии города.

Устанавливать связь между легендами, памятными местами Самары и соответствующими им историческими событиями.

Называть основные легенды и достопримечательности, связанные с ними.

Находить информацию о мифах и легендах Самары.



33

«Люблю тебя, моя Самара!» Работа с библиотечными источниками и

поиск необходимой информации в интернете. Консультации. (1 час)


Научатся определять термины, изученные в курсе «Самароведение».

Получат возможность систематизировать главные события истории родного города, основные его достижения и значение для России.

Выражают положительное отношение к процессу познания. Формулируют своё отношение к актуальным проблемам современности.


Регулятивные –

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные

ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Коммуникативные

отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Понимать роль курса «Самароведение» в системе знаний.

Характеризовать особенности развития города.

Систематизировать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы в городе.

Оценивать качество своего города.

Выполнять презентацию на заданную тему




34

«Люблю тебя, моя Самара!» Защита проекта: (1 час)

Научатся создавать электронную презентацию на заданную тему.

Получат возможность выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления, оценивать свои достижения.

Осознание себя как члена общества на региональном уровне (житель Самарской области).

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные –

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные

отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Уметь представить презентацию о родном городе.

Оценивать полученный результат проектной деятельности.





Литература.

Список литературы для учителя:

Г.В. Алексушин. Самароведение: Рабочая программа. – Самара,2014.

Г.В. Алексушин. Самароведение: Учебно- методическое пособие. – Самара,2012.

Г.В. Алексушин. Самарские губернаторы. Самара,1996.

А.Н.Завальный, Н.В.Зинченко,В.С.Мокрый. Государственные символы Самарской области. – Самара.1999.

Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 1-Самара: Культурное наследие, 2011.

Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 2-Самара: Культурное наследие, 2012.

Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 3-Самара: Культурное наследие, 2013.

Список литературы для учащихся:

Г.В. Алексушин Самароведение: Учебник для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – Самара,2015.

Г.В. Алексушин Самароведение: Учебное пособие. – Самара,2014.

География Самарской области. Любое издание.

Учебно-методическое обеспечение.

  • Фото и видеоиллюстрации;

  • архивные документы;

  • кроссворды по темам;

  • разработки экскурсий в том числе виртуальных;

  • разработки занятий по темам;

  • презентации по темам.

Полезные ссылки по краеведению

Сайт Самарской областной универсальной библиотеки - http://www.lib.smr.ru/lib3/index.php

Сайт Самарской областной юношеской библиотеки - http://www.soub.ru/

Сайт МБУК г. о. Самара «Самарская централизованная система детский библиотек» - http://www.csdb-samara.ru/

Сайт Тольяттинской библиотечной корпорации - http://hcls.tgl.ru/

Сайт Библиотеки Самарского государственного университета - http://weblib.ssu.samara.ru/index.html

Сайт НТБ Самарского государственного аэрокосмического университета им С. П. Королева - http://lib.ssau.ru/

Сайт Правительства Самарской области - http://www.adm.samara.ru/

Сайт Администрации городского округа Самара - http://www.city.samara.ru

Сайты по истории и культуре Самарской области -

•Сайт «История Среднего Поволжья» - http://medianet.yartel.ru/povolzje/

•Сайт «Самарская область: забытые истории» - http://www.samara-history.ru/

•Сайт «Самара-городок. Cегодня много лет назад. Колесо истории» - http://news.samaratoday.ru/news1/years/

•Сайт Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина - http://www.alabin.ru/alabina

•Самарский областной художественный музей - http://www.artmus.ru/ , http://www.museum.ru/M1600

•Сайт Самара в открытках и фотографиях - http://oldsamara.samgtu.ru/

•Сайт Самарской Епархии - http://www.samara.orthodoxy.ru/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Самараград"

Автор: Шевченко Анна Михайловна

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339796


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства