Программа является модифицированной и разработана для факультативных занятий с учащимися 5 класса МБОУ «школа № 83» г.о. Самара. Программа «Самароград» формирует у обучающихся конкретную картину исторического развития Самары, представления о разных сторонах ее современного состояния.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Самараград"»
Рабочая программа
«Наш Край».
5 класс.
Пояснительная записка.
Данная программа является модифицированной и разработана для факультативных занятий с учащимися 5 класса МБОУ «школа № 83» г.о. Самара.
Нормативно-правовая основа формирования программы:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся №1599 от 19.12.14;
3.Устав и программа МБОУ «школа № 83» г.о. Самара;
4.Авторская программа: Г.В. Алексушин «Самароведение: рабочая программа для 6 класса.» Самара,2015.
Согласно положениям нового СФГОС, история и культура родного краяприобретает все большее значение во внеурочной деятельности обучающихся. Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «Малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Самары и Самарской области, с ее историческими и природными особенностями. Факультативные занятия по «Самароведению» способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким понятиям, как патриотизм, чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к человеку. Особое внимание уделяется знакомству обучающихся с родным краем – географическим положением, природными особенностями, памятниками природы, историко-культурными и национальными памятниками.
Программа «Самароведение» формирует у обучающихся конкретную картину исторического развития Самары, представления о разных сторонах ее современного состояния. При этом на курс выделяется очень небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, в первую очередь – очевидных достижениях и преимуществах Самары и культуры ее жителей. Курс дает возможность не только познакомиться с Самарой, но и с ее ролью в развитии и современном состоянии России и мира.
Сильной стороной программы является её прикладная направленность. С помощью специально организованных наблюдений, поездок, походов, экскурсий, презентаций, зарисовок и сравнений, учащиеся с интеллектуальными нарушениями не только смогут пассивно воспринять на элементарном уровне изучаемые объекты, но и анализировать, пережить историю своего родного края, особенности природы, культуры своего народа, пропуская весь материал через собственное творчество.
Данная программа ориентирована на использование УМК:
1.Г.В. Алексушин Самароведение: учебник для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – Самара,2015.
2. Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 1.- Самара: Культурное наследие, 2011.
3.Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 2.- Самара: Культурное наследие, 2012.
4.Н.В. Арнольд Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 3.- Самара: Культурное наследие, 2013.
Целью программы факультативного курса «Наш Край» является:
Формирование целостного представления о городе Самара как о своей малой родине через приобщение к ее историческому прошлому и изучение (активное участие) в современной жизни города, края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Формировать общие представление о географическом положении города Самара и области, разнообразии рельефа, изменении климатических условий, своеобразии животного и растительного мира.
2.Познакомить с историей основания крепости Самара, символикой города и основными историческими событиями развития города.
3.Осветить в доступном для обучающихся объеме экономическое, социальное, политическое и культурное развитие и современное состояние Самары. Показать роль участия Самары в развитии и современной жизни России.
4.Изучить месторасположение, современный вид и значение достопримечательностей в общем культурном пространстве Самары.
5.Активно использовать внешнюю образовательную среду как средство обучения учащихся с недостатком интеллекта для лучшего понимания и осмысления изучаемых объектов.
Общая характеристика факультативного курса «Наш Край»
«Наш Край»– это факультативный курс о прошлом и настоящем родного края, важный региональный компонент учебной программы образовательного учреждения. Развитие чувства любви к родной земле начинается с привязанности к отчиму дому, к школе, к своему краю, к тому малому миру, который доступен, близок, понятен. Курс «Наш Край» дает комплексное представление о городе Самара. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии своеобразия и неповторимости Самары.
«Наш Край» – это одна из существенных основ корневой культуры человека, нравственности и гражданственности, становления мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к родному краю, бережного отношения к окружающей среде. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике отдельных жителей города и его гостей, чья деятельность на благо города сделала его лучше и обогатила живущих в нем людей.
В факультативном курсе «Наш Край» рассматриваются характерные особенности Самары в географическом, историческом и культурном направлениях, прослеживается взаимосвязь с Россией и миром, раскрывается значение нашего города. Самароведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, районе, крае, участвовать в их развитии.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач образования, обучающихся с умственной отсталостью, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся 5 класса, особенностей их реализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу факультативного курса «Наш Край» составляют следующие содержательные линии:
Комплекс знаний о рельефе, климате, почвах, растительном и животном мире Самары, ее истории, комплексе современных сторон жизни.
Сохранение и развитие культурно- исторического наследия.
Практические работы, экскурсии определяют деятельный подход в развитии обучающихся и накоплении у них разностороннего опыта поведения в обществе.
Место факультативного курса в учебном плане:
Факультативный курс «Наш Край» изучается с учетом образовательных обучающихся в качестве факультативных занятий в 5 классе в объеме 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Личностные и предметные результаты освоения факультативного курса.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно- ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит освоение обучающимися с умственной отсталостью знаниями, различными видами деятельности и умениями.
Личностные результаты:
Осознание своей идентичности как жителя своего города, гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
Осмысление социально-значимого опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
Способность решать творческие задачи, представляя результаты соей деятельности в разных формах (сообщение, презентация и др.);
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
Овладение целостными представлениями о своеобразии Самары как важной основы для миропонимания и познания современного общества;
Способность принимать значение событий и явлений прошлого и современности в своем крае;
Умение изучать и систематизировать информацию из разных источников, раскрывая ее познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и социума в своем городе;
Готовность применять краеведческие знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей «малой Родины».
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по «Наш Край»на конец изучения курса:
Минимальный уровень:
представление о своей семье, взаимоотношениях членов семьи, профессиях родителей, участии семьи в жизни родного края; элементарные сведения о своем крае как месте проживания, о своих земляках; знание некоторых памятников истории и культуры родного края;
умение рассказывать о своей семье; умение описывать достопримечательности, памятники, родного края.
Достаточный уровень:
знание истории своей семьи, представление об участии старших поколений родственников в развитии родного края; знание основных фактов (событий, явлений) в развитии истории и культуры родного края;
знание знаменитых земляков (известных исторических деятелей ученых, деятелей культуры); знание памятников истории и культуры, музеев родного края;
умение составлять свою родословную, биографии жителей родного края, выдающихся земляков; умение устанавливать последовательность и длительность событий, происходивших в родном крае; умение описывать достопримечательности, памятники, события, отражающие историю и культуру родного края; умение находить информацию о родном крае в разных источниках.
Основное содержаниефакультативного курса «Наш Край».
Весь курс разбит на разделы по темам изучения. На каждом году изучения ребята знакомятся с пятью разделами, которые являются обязательными для изучения и повторения. В каждом разделе в качестве закрепляющего материала предполагается экскурсия, которая наглядно и практически позволит учащимся уточнить и пополнить знания по теме.
Каждая тема факультативного курса «Наш Край» расчленена на более мелкие, частные вопросы, а также практические задания, которые могут быть представлены в качестве сообщений или презентаций. Расчленение тем на частные вопросы поможет учащимся уточнить, систематизировать и дополнить свои знания о родном крае, а учителю - реализовать личностно-ориентированную и коррекционную направленность образовательного процесса.
Программа курса основывается на главных принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплексности, интеграции, а также соблюдение комплексного подхода и концентрического принципа в изучении родного края позволит сформировать более глубокие знания краеведческого содержания у учащихся со снижением интеллекта.
Методы краеведческой работы факультатива могут быть весьма разнообразными. Основным является слово учителя, а метод проектов, активное использование внешней среды, самостоятельная практическая деятельность учащихся с картами, таблицами, мультимедийными средствами дополнят, закрепят их знания.
Календарно – тематическое планирование.
№
п/п
Тема и тип урока
Планируемые результаты
Характеристика основных видов деятельности.
Примечания.
Предметные
Личностные
Метапредметные
Раздел 1.Введение в курс «Наш Край»». (5 часов)
1
Введение в «Самароведение». (1 час)
Научатся определять термины: область, регион, край, краеведение, хронология, самароведение, самаровед.
Получат возможность научиться: работать с учебником, картой.
Выражают положительное отношение к процессу познания. Формулируют своё отношение к актуальным проблемам современности.
Регулятивные –
Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.
Познавательные –самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
Коммуникативные –
Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятийные для партнера высказывания.
Раскрыть значение терминов краеведение, хронология, самароведение, самаровед.
Участвовать в обсуждении вопроса: Для чего нужно знать свой край?
Определять роли самароведов.
Называть источники по «Самароведению».
Изучать деятельность самароведов.
2
Символы Самары (герб, флаг, гимн). Самарский народ. (1 час)
различать национальности и этносы населения я Самары.
Освоение личностного смысла учения. Осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Самарской области).
Регулятивные – учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.
Коммуникативные –
строить собственное высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Раскрыть значение терминов символика, герб, флаг, гимн, национальность, этнос.
Называть и описывать Самарские символы.
Сравнивать национальности и этносы населения Самары.
3
Природа Самарского края. Волга. (1 час)
Научатся определять термины: климат водные богатства, растительный и животный мир, обитатели.
Получат возможность научиться:
Привязывать к конкретному региону(Самарскому) климат, растительный и животный мир региона.
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Осознание себя как члена общества на региональном уровне (житель Самарской области).
Регулятивные –ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план действий.
Познавательные –
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.)
Коммуникативные –
Допускают возможность разных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Раскрыть значение терминов климат водные богатства, растительный и животный мир, обитатели.
Показывать на карте Самарскую область.
Сравнивать климат, растительный и животный мир страны и своего региона,
Называть региональные особенности климата, растительного и животного мира своего региона.
Характеризовать природное окружение города Самара.
4
Растительный и животный мир. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
(1 час)
Научатся определять термины: Охрана природы, Красная книга, международное сотрудничество в охране природы.
Получат возможность
познакомиться с животными и растениями Самарских лесов и степей.
Выражают положительное отношение к процессу познания. Формулируют своё отношение к актуальным проблемам современности.
Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.
Познавательные –перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.)
Коммуникативные –
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Раскрыть значение терминов, растительный и животный мир, обитатели. Охрана природы, Красная книга, международное сотрудничество в охране природы.
Сравнивать растительный и животный мир страны и своего региона,
Называть региональные особенности растительного и животного мира своего региона.
Характеризовать природное окружение города Самара.
5
«Животные, занесенные в Красную книгу». Экскурсия в Самарский зоопарк. (1 час)
Научатся определять термины: Охрана природы. Красная книга (– международное сотрудничество в охране природы).
Получат возможность
познакомиться с живыми обитателями Самарских лесов и степей.
Самоопределяться в жизненных ценностях
(на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).
Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.
Познавательные –перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.)
Коммуникативные –
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Участвовать в обсуждении вопроса:
Что я могу сделать для охраны окружающей среды? Называть обитателей самарского зоопарка – занесенных в Красную книгу.
Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом.
Раздел 2.История Самарского края.Самара дореволюционная. (5часов)
6
Первые упоминания о Самаре. Самарская крепость. (1586-1688). (1 час)
Научатся определять термины: древние люди, оседлые и кочевые племена, государство Волжская Болгария, Муромский городок, ханство Золотой Орды, Казанское ханство, Астраханское ханство, Святитель Алексий, крепость- опорный пункт Русского государства для защиты от набегов кочевников, первый самарский воевода князь Григорий Засекин.
Получат возможность: познакомится с прошлым Самарского края.
Получат возможность научиться: понимать разницу между легендой и реальностью.
Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения. Осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Самарской области).Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее
Регулятивные –
определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.
Коммуникативные – слушать и понимать речь других.
Раскрыть значение терминов древние люди, оседлые и кочевые племена, государство Волжская Болгария,
ханство Золотой Орды, крепость, воевода.
Изучать основные исторические события заселения Среднего Поволжья. Объяснять: причины строительства крепости.
Называть основные события из истории образования Самары.
7
Самара – город (1688-1780). (1 час)
Научатся определять термины: губерния, уезд.
Получат возможность познакомиться с историей становления Самары как города.
Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого; оценивать их возможное влияние на будущее.
Регулятивные – прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные – Работая с информацией, уметь передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде.
Коммуникативные –
слушать и понимать речь других.
Раскрыть значение терминов губерния, уезд.
Изучать основные исторические события Среднего Поволжья.
Называть основные события из истории образования города Самара.
Получат возможность научиться: понимать механизм управления регионом.
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого; оценивать их возможное влияние на будущее.
Регулятивные – определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.
Познавательные – Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Формировать умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их.
Коммуникативные –
адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке.
Раскрыть значение терминов городничий, правление, дума, магистрат, голова.
Изучать основные исторические события Среднего Поволжья.
Называть основные события из истории города Самара.
Сравнивать: статус и роль социальных слоев города.
9
Самара губернская(1851-1917). (1 час)
Научатся определять термины:
Генерал – губернатор, вице – губернатор.
Получат возможность научиться:
понимать систему управления уездов губернии.
Осознание себя как члена общества на региональном уровне (житель Самарской области).Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого; оценивать их возможное влияние на будущее.
Регулятивные – определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.
Познавательные – Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Формировать умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их.
Коммуникативные –
адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке.
Раскрыть значение терминов Генерал – губернатор, вице – губернатор.
Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Объяснять: причины создания самарской губернии.
Называть основные события из истории города Самара.
Сравнивать: статус и роль социальных слоев города.
10
«Исторические вехи Самарского края». Экскурсия в историко-краеведческий музей им. П. Алабина. (1 час)
Получат возможность
ознакомиться с историческими экспонатами краеведческого музея.
Самоопределяться в жизненных ценностях
(на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).
Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.
Познавательные –перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.)
Коммуникативные –
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом.
Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного.
Раздел 3. От Самары к Куйбышеву и обратно. (5 часа)
11
От Самары к Куйбышеву(1917-1939). (1 час)
Научатся определять термины: революция, гражданская война, республика, горком и обком партии, первый секретарь, председатель.
Получат возможность научиться:
Определять признаки экономических обществ на местном материале. Анализировать роль партии и советской власти в развитии города и края.
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.
Регулятивные – ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные – Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные –
Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения поставленных задач.
Раскрыть значение терминов. революция, гражданская война, республика, горком и обком партии, первый секретарь, председатель.
Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Объяснять: причины преобразования государственного и городского управления.
Называть основные исторические события и видных политических деятелей станы и области.
Рассказывать: о причинах и особенностях переименования Самары в Куйбышев.
12
Куйбышев накануне и в годы Великой Отечественной Войны(1939-1945). (1 час)
Анализировать события, происходившие в стране и регионе в годы Великой Отечественной Войны.
Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого; оценивать их возможное влияние на будущее.
Регулятивные – адекватно воспринимают предложения и оценку учителей и других людей.
Познавательные – Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Формируют умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их.
Коммуникативные –
Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания.
Раскрыть значение терминов. Эвакуация, столица. Парад, штурмовик, истребитель,
Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Объяснять: значение парада 7 ноября 1941гю; причины победы в Великой Отечественной Войне.
Называть основные исторические события ВОВ, связанные с городом.
Рассказывать: о подвигах самарского народа на фронте и в тылу.
Анализировать роль Куйбышева в победе над Германией в годы ВОВ.
Анализировать информацию о научных и научно-технических достижениях региона.
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу.
Регулятивные –
определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.
Познавательные – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и сети Интернет;
Коммуникативные –
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Раскрыть значение терминов телевидение, самолет, ракетоноситель, космонавтика.
Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Объяснять: значение и роль г. Куйбышев в развитии космонавтики в СССР.
Рассказывать: о первом полете человека в космос.
Анализировать культурные достижения региона.
Объяснять и оценивать заслуги самарского региона в развитии космонавтики.
14
От Куйбышева к Самаре. (1 час)
Научатся определять термины:
Город –побратим, город – партнер, сервис.
Получат возможность научиться:
понимать закономерность изменений в российском обществе.
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные – Работая с информацией, уметь передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде.
Коммуникативные –
Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Раскрыть значение терминов город –побратим, город – партнер, сервис.
Изучать основные исторические события Среднего Поволжья. Устанавливать: связи между вариантами городского герба разных эпох.
Анализировать особенности экономического характера общества современного Самарского региона.
Объяснять и оценивать заслуги самарского региона в развитии России.
15
«Взгляд в прошлое и настоящее Самары». Викторина - обобщение. (1 час)
Получат возможность обобщить знания об исторических изменениях Самары.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
Регулятивные – владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные –формирование умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их.
Коммуникативные –
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Объяснять: смысл изученных понятий. Раскрывать сущность особенностей развития города.
Выделять основные общественно-экономические, культурные и политические процессы в городе.
Раздел 4. Многоликая Самара. (11 часов)
(Культурное и экономическое наследие Самары.)
16
Административное деление. Промышленный район. (1 час)
Научатся определять термины: правительство, комиссия, комитет, совет, политическая партия.
Получат возможность научиться: характеризовать систему самоуправления городом.
Осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Самарской области).
Регулятивные – определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.
Познавательные – Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Формировать умения правильно, полно, отвечать на вопросы, умения задавать их.
Коммуникативные –
адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке.
Раскрыть значение терминов правительство, комиссия, комитет, совет, политическая партия.
Изучать работу городских властей и органов самоуправления.Систематизировать деятельность разных политических партий.
Анализировать систему самоуправления Самары.
Объяснять разницу между городским и губернским уровнями власти и самоуправления.
17
«Безымянка – моя малая родина». Обзорная экскурсия по Промышленному району. (1 часа)
Научатся определять термины: городское пространство, район, поселок, улица, переулок, топоним.
Получат возможность узнать о Безымянке (истории, положении, населении, хозяйстве, легендарных жителях).
Самоопределяться в жизненных ценностях
(на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).
Регулятивные – прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные – Работая с информацией, уметь передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде.
Коммуникативные –
слушать и понимать речь других.
Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом.
Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного.
Получат возможность научиться: понимать систему городского хозяйства и застройки.
Ориентироваться в строительной и хозяйственной деятельности региона; оценивать их возможное влияние на будущее.
Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания.
Раскрыть значение терминов водопровод,канализация, электричество, освещение, мощение, застройка.
Объяснять роли в городском хозяйстве Самары водопровода, канализации, электричества, освещения, мощения, современной застройки.
Анализировать систему городского строительства и бытового хозяйства Самары.
21
Самарская продукция. (1 час)
Научатся определять термины: промышленность, сельское хозяйство, автомобилестроение, нефтяная отрасль, электроэнергетика. Получат возможность научиться: систематизировать производимые в Самаре продукты хозяйственной деятельности.
Ориентироваться в важнейших для региона продуктах хозяйственной деятельности; оценивать их возможное влияние на будущее.
Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания.
Раскрыть значение терминов промышленность, сельское хозяйство, автомобилестроение, нефтяная отрасль, электроэнергетика. Систематизировать производимые в Самаре продукты хозяйственной деятельности (технику, продукты питания и т.д.). Называть причины производства местной продукции.
Анализировать процесс производства местной продукции.
22
Наука, образование и культура в Самаре. (1 час)
Научатся определять термины: училище, гимназия, лицей, семинария, институт, университет, академия, музей, театр, филармония.
Получат возможность научиться: понимать систему образования и культурной жизни Самары.
Проявляют устойчивые предпочтения и ориентации на образование и культуру как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания.
Раскрыть значение терминовучилище, гимназия, лицей, семинария, институт, университет, академия, музей, театр, филармония. Систематизировать виды учебных заведений и центов культурной жизни Самары.
Называть учебные заведения разного статуса.
Анализировать процесс образования и культуры в Самаре.
23
Здравоохранение, спорт и физкультура в Самаре. (1 час)
Получат возможность научиться: понимать систему здравоохранения, фармацевтики, спорта, туризма и отдыха Самары.
Ориентируются в строительной и хозяйственной деятельности Самары; оценивать влияние здравоохранения, развития физкультуры, спота и туризма на будущее региона.
Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания.
Раскрыть значение терминовбольница, госпиталь, скорая помощь, лаборатория.
Систематизировать систему здравоохранения, спорта, физкультуры, туризма и отдыха Самары.
Называть заведения здравоохранения разного статуса.
Анализировать процесс здравоохранения, спорта, физкультуры, туризма и отдыха в Самаре.
24
Религия в Самаре. Самарские православные храмы и церкви. (1 час)
Получат возможность научиться: относить верующих в Самаре к различным религиозным конфессиям.
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.
Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания.
познакомится с памятными местами и Набережной Самары.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую форму человеческой жизни.
Регулятивные –Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Познавательные –
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
Коммуникативные –
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Раскрыть значение терминовгородское пространство, район, площадь, парк, сквер, набережная, мемориальный объект, скульптура, памятник, памятный знак, барельеф, стела.
Объяснять значение самарского наследия в культурном и духовном развитии города.
Устанавливать связь между различными памятными местами Самары и соответствующими им историческими событиями.
Называть основные достопримечательности Самары.
Находить информацию о достопримечательностях Самары.
28
«Струковский парк». Экскурсия. (1 час)
Получат возможность посетить «Струковский парк».
Осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Самарской области).
Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами
Познавательные – перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные –
слушать и понимать речь других.
Интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом.
Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного.
29
Самара в литературе и искусстве. Известные литераторы и художники о Самаре. (1 час)
Научатся определять термины: писатель, поэт, композитор, художник, актер.
Получат возможность
познакомится с произведениями Самаре.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую форму человеческой жизни.
Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом. Познавательные –ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные – Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для окружающих высказывания.
Раскрыть значение терминов писатель, поэт, композитор, художник, актер.
Устанавливать связь между знаменитыми авторами и произведениями о Самаре.
Называть знаменитые произведения о Самаре.
Находить информацию о произведениях о Самаре.
30
Конкурс чтецов: «Слово о Самаре.» (1 час)
Получат возможность
познакомится с произведениями Самаре.
Самоопределяться в жизненных ценностях
(на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).
Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами
Познавательные – перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные –
слушать и понимать речь других.
Устанавливать связь между знаменитыми авторами и произведениями о Самаре.
Обмениваться впечатлениями от услышанного.
31
Имена, вошедшие в историю Самары. У истоков города. (1 час)
понимать роль отдельного жителя или гостя города Самары в его развитии.
Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные –определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные – используют знако -символические средства, в том числе схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные –
Договариваются о распределении ролей в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Раскрыть значение терминовземляк, гласный, министр, Нобелевская премия. Объяснять значение известных земляков и гостей Самары в историческом, экономическом, культурном и духовном развитии города.
Устанавливать связь между знаменитыми людьми Самары и соответствующими им историческими событиями.
Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения.
Регулятивные – добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.
Познавательные –перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. (Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.)
Коммуникативные –
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом.
Познавательные –
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
Коммуникативные –
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Объяснять значение самарского наследия в культурном и духовном развитии города.
Устанавливать связь между легендами, памятными местами Самары и соответствующими им историческими событиями.
Называть основные легенды и достопримечательности, связанные с ними.
Находить информацию о мифах и легендах Самары.
33
«Люблю тебя, моя Самара!» Работа с библиотечными источниками и
поиск необходимой информации в интернете. Консультации. (1 час)
Научатся определять термины, изученные в курсе «Самароведение».
Получат возможность систематизировать главные события истории родного города, основные его достижения и значение для России.
Выражают положительное отношение к процессу познания. Формулируют своё отношение к актуальным проблемам современности.
Регулятивные –
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные –
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Коммуникативные –
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Понимать роль курса «Самароведение» в системе знаний.
Характеризовать особенности развития города.
Систематизировать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы в городе.
Оценивать качество своего города.
Выполнять презентацию на заданную тему
34
«Люблю тебя, моя Самара!» Защита проекта: (1 час)
Научатся создавать электронную презентацию на заданную тему.
Получат возможность выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления, оценивать свои достижения.
Осознание себя как члена общества на региональном уровне (житель Самарской области).
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные –
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные –
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные –
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Уметь представить презентацию о родном городе.
Оценивать полученный результат проектной деятельности.