Школьный музей ,, Ветлугай,, основан 10 лет назад. Метериал находящийся в музее собран учащимися, родителями и непосредственно учителем истории. Основное предназначение музея знакомить учащихся школы с историей своей малой родины. Воспитывать чувтво уважения и гордости за историю соего края. Основные направления работы музея:
1. Природа среднего Поветлужья
2. История заселения среднего Поветлужья.
3. Легенды и были своей малой родины.
4. Быт и обычаи народов Поветлужья.
5. Война в истрии моего края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа работы школьного музея ,, Ветлугай,, »
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Благовещенская средняя общеобразовательная школа
Утверждена:
Приказом
От 1 сентября 2014 г. № 165
План работы
«Школьный музей»
срок реализации 2014-2015 учебный год
возраст участников 11-14 лет
Составители
Преподаватель истории В.Л. Мухин
д. Асташиха
2014 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей «Школьный музей» разработана в соответствии с:
Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО». Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».
Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Программа рассчитана на обучающихся 11-14 лет.
Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения; - общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
- информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
- коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель и задачи программы
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея; - развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры; - воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Принципы реализации программы: - деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности; - принцип обеспечения успешности; - принцип дифференциации; - компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта; - ученического исследования; - образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел; - технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
Организационная и методическая работа.
Поисково-исследовательская работа.
Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
Экскурсионно-массовая работа.
Учебно-образовательная и воспитательная.
Работа с фондами.
Информационно-технологическая работа.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном; - внеклассном; - социально-проектном.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа: Воспитательная работа:
- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки;
- уроки в музее - встречи, сборы, собрания;
- экскурсии в музее - уроки мужества, акции;
- изучение исторических событий. - экскурсии, встречи в музее.
Ожидаемые результаты программы
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея. 2. Систематизация работы школьного музея. 3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций. 4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания. 5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями. 6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки. 7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории региона, Елецкого района и поселка. 8. Приобщение учащихся к исследовательской работе. 9. Влияние на выбор профессии учащимися. 10.Социализация школьников. Формы контроля:
Тесты
Контрольные вопросы
Проекты
Экскурсии.
Нормативно-локальная база деятельности школьного музея:
- Устав школы;
- Положение о школьном музее; - Программа развития школы; - План работы школы на учебный год; - Программа развития музея; - План работы музея на учебный год;
- Рабочая программа дополнительного образования детей. Документация музея: - инвентарная книга; - журнал регистрации посещений. Управление реализацией программы: - директор школы; - руководитель музея; - заместитель директора школы по воспитательной работе;
- совет музея.
Учебно-тематический план
«Школьный музей»
№ п/п.
Содержание программы
Теоретические занятия
Практические занятия
Всего
1
Цели и задачи курса. Вводный инструктаж
1
1
2
1. Всероссийское туристско -краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество».
1
2
3
3
2. Наследие в школьном музее.
2
2
4
4
3. Родной край в истории государства Российского.
1
5
6
5
4. Функции школьного музея
2
-
2
6
5. Организация школьного музея.
2
2
4
7
6. Моя семья и родной край.
2
6
8
8
7. Наша школа в истории края
2
6
8
9
8. Комплектование фондов школьного музея
2
2
4
10
9. Фонды школьного музея
2
2
4
11
10. Учёт и описание музейных предметов
1
3
4
12
11.Экспозиция школьного музея.
2
2
13
12.Тексты в музейной экспозиции
1
1
2
14
13. Военная слава земляков
2
4
6
15
14. Экскурсионная работа в школьном музее.
1
3
4
16
Итоговое занятие
2
2
17
Экскурсионные поездки по родному краю. Проведение инструктажа.
По плану
18
Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению
19
Заседание Совета и актива школьного музея
По плану
20
Областные, городские и районные мероприятия
21
Индивидуальные консультации
Итого:
70
Содержание плана работы
«Школьный музей»
Тема 1. Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество» (4 часа)
Теоретические занятия. Инструктажи (2 часа)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города, района. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Практические занятия (2 часа)
Участие в конкурсе о символике России, региона, района.
Тема 2. Наследие в школьном музее (4 часа)
Теоретические занятия (2часа)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Практическое занятие (2 часа)
Творческая работа.
Тема 3. Родной край в истории государства российского (6 часов
Теоретические занятия (1 час)
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Практические занятия (5 часов)
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края. Экскурсия в г.Лебедянь.
Тема 4. Функции школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Тема 5. Организация школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Практические занятия (2 часа)
Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.
Тема 6. Моя семья и родной край (8 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия (6 часов)
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Наша школа в истории края (8 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах.
Практические занятия (6 часов)
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Школа п. Солидарность – «кузница кадров».
Тема 8. Комплектование фондов школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.
Практические занятия (2 час.)
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.
Тема 9. Фонды школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия (2 часа)
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.
Тема 10. Учет и описание музейных предметов (4 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практические занятия (3 часа)
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 11. Экспозиция школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия (1 час)
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Тема 13. Военная слава земляков(6 часов)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. (2 ч.)
Практические занятия (4 часа)
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (4 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия (3 часа)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий.
Тема 15. Индивидуальные консультации по темам проектов (6 часов)
Календарно-тематический план работы
«Школьный музей»
№ п/п.
Дата проведения
Содержание программы
Теоретические занятия
Практи-ческие занятия
Всего
план
факт
1
02-07.09
Цели и задачи курса. Вводный инструктаж
1
1
2
3
09-14.09
16-21.09
1.Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество».
Целевые программы. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество» в школе. Местные и региональные программы и подпрограммы. «Моя родина – Липецкий край»
2
1
3
4
23-28.09
2. Наследие в школьном музее. Понятие об историко-культурном и природном наследии
2
4
5
30.09-05.10
Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
2
6
07-12.10
3. Родной край в истории государства Российского.
История заселения Елецкого края.
Первые упоминания местности в официальных источниках. Никоновская летопись. Этапы истории края
2
6
7
По пла-ну
Экскурсионные поездки по родному краю. Проведение инструктажа.
4
8
14-19.10
4. Функции школьного музея
2
-
2
9
10
21-26.10
28.10-02.11
5. Организация школьного музея. Музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Совет музея.
2
2
4
11
12
11-16.11
18-23.11
6. Моя семья и родной край. Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи.
1
3
8
13
14
25-30.11
02-07.12
Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
1
3
15
16
09-14.12
16-21.12
7. Наша школа в истории края История школы.
Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края.
1
3
8
17
18
23-28.12
13-18.01
Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных и областных архивах.
1
3
19
20-25.01
8. Комплектование фондов школьного музея
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования.
1
1
4
20
27.01-01.02
Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций
1
1
21
03-08.02
9. Фонды школьного музея Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции.
2
4
22
10-15.02
Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов
2
23
17-22.02
10. Учёт и описание музейных предметов
Задачи учета и научного описания музейных предметов
1
1
4
24
24.02- 01.03
Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, паспорта музейных предметов
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.
Книги Памяти
2
4
6
30
07-19.04
14. Экскурсионная работа в школьном музее. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного наследия музейными средствами
1
1
4
31
Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная
2
32
Итоговое занятие
2
2
33
Индивидуальные консультации по темам проектов
34
Заседание Совета и актива школьного музея
35
Областные, городские и районные мероприятия
Итого:
70
Программные материалы:
Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО». Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».
Список литературы:
Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
Шахов В.В. Родная культура. Система занятий по региональной культуре (краеведению) Липецкой области. Тематические планы, программы, методические комментарии и рекомендации.– Липецк, Рязань: "ГЭЛИОН" и Липецкое изд-во, 1996.– 94с.
Шахов В.В., Шальнев Б.М. Мир детства: родная культура. Липецк, Рязань:"ГЭЛИОН", 1996.– 181с.
Шахов В.В., Шальнев Б.М. Родная культура: мир детства и отрочества. Липецк, Рязань, 1997.– 384с.