Программа по истории для специальности СПО 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
Программа по истории для специальности СПО 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 2.110000 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению подготовки 110800 Агроинженерия, по специальности СПО 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
по профессии НПО 100800.02 Тракторист машинист сельскохозяйственного производства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 «Товароведение и экспертиза качества товаров», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «___»___________№____
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 2.110000 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению подготовки 110800 Агроинженерия, по специальности СПО 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», по профессии НПО 100800.02 Тракторист машинист сельскохозяйственного производства.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
уметь:
-ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;
-основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 56 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 8 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
56
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
8
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
8
в том числе:
самостоятельная работа над написанием рефератов
домашняя работа
8
Итоговая аттестация в форме в форме контрольной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны».
14
Тема 1.1. Введение. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».
Общая характеристика и периодизация новейшей истории Последствия войны. Послевоенное мирное урегулирование. Урегулирование отношений с Германией. Вопрос о мирном договоре с Австрией. Вопрос о мирном договоре с Японией. Образование Организации Объединенных Наций
(ООН). Нюрнбергский процесс. Идея коллективной безопасности. Новый расклад сил на мировой арене. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина «сдерживания». План Маршалла. Начало «холодной войны».
2
2
Тема 1.2.
Восстановление и модернизация экономики стран Запада.
Новые международные условия. Государственное регулирование. «государство благосостояния». Массовое производство и массовое потребление. Механизация сельского хозяйства
2
2
Тема1.3.
Образование международных организаций.
Организации Североатлантического Договора (НАТО), Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
2
2
Тема 1.4. Экономические и структурные кризисы. НТР
Экономические кризисы. Энергетический кризис. Отмена бретонвудской системы. Новый этап научно- технической революции. Сущность структурных кризисов. Информационное общество и экономика. Глобализация экономики. Кризис государства «благосостояния»
2
2
Тема 1.5 Изменения в партийно-политических системах и государственном устройстве.
Идейно- политические системы и партии. Международное коммунистическое движение. Международное профсоюзное движение. МОТ. Новые конституции и изменения в государственном устройстве. Особенности политического развития в мире.
2
2
Практическая работа №1. Изучение послевоенного устройства мира
2
2
Самостоятельная работа по разделу 1.
Подготовка дополнительных рефератов и презентаций на тему:
«Политика сдерживания» Дж. Кеннана; Доктрина ядерного сдерживания Алперовица; Теория «домино» др. Экономические кризисы. Энергетический кризис. Отмена бретонвудской системы. Новый этап научно- технической революции. Сущность структурных кризисов. Информационное общество и экономика. Глобализация экономики. Кризис государства «благосостояния»
2
2
Раздел 2 . Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран
во второй половине XX века.
24
Тема 2.1. США
Выбор послевоенного курса государственной политики. Реформизм 60-х гг. Америка 70-х. Правительство Рейгана Р. Президент Клинтон.
2
2
Тема 2.2. Великобритания
Последствия Второй мировой войны. Лейбористское правительство. Консервативное движение. Правительство Г. Вильсона. Экономическая политика Э. Хита. «Эра М. Тэтчер». «Третий путь» Энтони Блэра.
2
3
Тема 2.3.Ведущие капиталистические страны мира:
Англия, Франция, Германия.
Франция: создание Конституции, установление режима Четвертой республики.
Шарль де Голь. Пятая республика. Ослабление колониального режима. Выход из НАТО. Заключение договора с СССР. Правительство Ф.Миттерана. Националистические настроения в обществе в период руководства Ж.-М.Ле Пена («Франция для французов»). «Голлизм» Ж. Ширака и Н. Саркази. Политическое взаимодействие Франции и России на современном этапе.
2
2
3
Тема 2.4. Италия.
Движение Сопротивления и образование республики. Социально-экономическое развитие. Партийно-политическая борьба. Центризм. Кризис левоцентризма. Распад партийной системы.
2
2
Тема 2.5. Германия.
Оккупационный режим в Германии. Образование ФРГ, «Малая коалиция» СДПГ и СвДП. Социально-экономическое развитие ГДР. 1950-1980.. кризис режима. Попытки реформ. Революция в ГДР.
2
2
Тема 2.6. Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века
Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель. Демократические революции.
2
3
Тема 2.7
Китай: социально-экономическое и политическое развитие.
Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминдановский Юг. Гражданская война. Образование Китайской народной республики. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство». Китай на современном этапе развития.
2
2
Тема 2.8
Индия: социально-экономическое и политическое развитие. Пакистан. Бангладеш. Япония
Турция. Иран.
Провозглашение Индии республикой и принятие конституции 1950г. «Курс Неру»: социально-экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг. национальный вопрос в Индии. Реформы 90-х гг. Выборы 2004г. Развитие Японии в послевоенное время. Турция. Иранская революция 70-х гг
2
2
Тема 2.9. Советская концепция «нового политического мышления»
Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы. Провал экономических реформ «перестроечного образца». Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря», причины. Роспуск ОВД. Распад СССР и конец «холодной войны».
2
2
Тема 2.10. Международные отношения во второй половине XX века. От двухполюсной системы к новой политической модели.
Смена государственных руководителей в США и СССР, начало оттепели в отношениях сверхдержав. Визит Н.Хрущева в США (1959г.).Берлинский кризис (1960г). Карибский кризис (1962г). Противостояние военных блоков. Потепление советско-американских отношений вначале 1970-х гг. Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений. Подписание Заключительного акта в Хельсинки. Ввод советских войск в Афганистан. Расширение границ НАТО на Востоке. Роль ООН в урегулировании региональных конфликтов.
2
2
Практическое занятие №2. Изучение международные отношения во второй половине XX века.
2
2
Самостоятельная работа по разделу 2
Экономическое положение Индии после второй мировой войны. Подъем освободительного движения.Германия: провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР, ФРГ. Успешное восстановление экономики к 1950г. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны». Германо-американские отношения на современном этапе. Российско-германские отношения на современном этапе.Интеграция восточноевропейских стран в мировую систему. Национальный вопрос в постсоциалистической Восточной Европе. (Подготовка сообщений к теме). Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х начала 1990-х гг. От «обновления социализма» к «строительству капитализма».
2
Раздел 3. Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине XX–начале XX1 вв.
8
Тема 3.1.Научно – техническая революция и культура.
НТР и социальные сдвиги в западном обществе. Развитие образования. Кризис традиционных и национальных культур и жанров. Постмодернизм в философии и массовой культуре.
2
2
Тема 3.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах.
Этапы развития духовной жизни советского российского общества второй половины XX века, черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
2
2
Практическое занятие №3
Изучение духовной жизни в советском обществе.
2
2
Самостоятельная работа по разделу 3
Нравственные и духовные проблемы в странах Запада и России. Культурамолодежного бунта. (Подготовка сообщений)
Этапы развития духовной жизни советского российского общества второй половины XX века, черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
2
Раздел 4.Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества.
10
Тема 4.1. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации.
Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности
Происхождение глобальных проблем современности. Глобалистика и политическая сфера. Геополитические факторы в мировом развитии и современность. Геополитическое положение и национальные интересы России. Новая Россия в новом мире. Россия и НАТО. Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. Основные виды национальной безопасности. Пути и средства укрепления экономической безопасности. Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств. Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности.
2
2
Тема 4.2. Международное сотрудничество в области противодействия международному терроризму и идеологическому экстремизму
Международный терроризм как социально- политическое явление. Наступление эпохи терроризма. Исторические корни. Проблема терроризма в России. Международный терроризм как глобальное явление. Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма.
2
2
Тема 4.3. Российская Федерация – проблемы социально – экономического и культурного развития
Россия и СНГ в укреплении безопасности на постсоветском пространстве. Проблемы социально-экономического и культурного развития страны в условиях открытого общества. Многосторонние и двусторонние финансово-экономические связи России. Международные культурные связи России.
2
2
Практическое занятие №4 Изучение проблем социально-экономического и культурного развития РФ
2
Самостоятельная работа студентов по разделу 4.
2
Написание рефератов, докладов, сообщений на темы:
Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. Основные виды национальной безопасности. Пути и средства укрепления экономической безопасности. Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств. Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины «История» требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебной аудитории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины;
учебно-методический комплекс «История», рабочая программа, календарно-тематический план;
библиотечный фонд;
технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
История: Учебник / Под ред. В.В. Артемова, Ю.В.Лубченкова. 9-е изд., доп.– М., 2011
Новейшая история Отечества XX в. В 2т./ Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. 2-е изд., доп.- М.,2009.
Новейшая история стран Европы и Америки / Под.ред. А.М. Родригеса. В 3-х ч. – М.,2009.
Петелин Б.В. Страны Запада на рубеже веков XX-XXI. Учебное пособие. – Вологда, 2011.
Россия в мировой истории: Учебник / Под ред. В.С.Порохни. – Смоленск, 2009.
Современные международные отношения. Учебник/ Под. Ред. А.В.Торкунова. –М.: РОСПЭН. 2011.
Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб. Пособие. – М., 2011.
Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособий. – М.: Гардарики. 2010.
Дополнительные источники
Абалкин Л.И. Спасти Россию/ РАН. Институт экономики. – М., 2011.
Арон Р. История двадцатого века: Антология. – М., 2009.
Афанасьев С.Л. Будущее общество. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.
Ващекин Н.П. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие.- М., 2010
Кривогуз И.М. Мир в ХХ веке: Масштабы и направления перемен //Преподавание истории в школе. – 2010. – №1. – С.18-26.
Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. В 3-х тт. – М, 2008. – Т. 2–3.
Пивоев В. М. Мировая культура второй половины ХХ века //Преподавание истории в школе. – 2010. – №2. – С.15-23.
Российская внешняя политика на рубеже веков: преемственность, изменения, перспективы: Сб. статей /РАН. Институт мировой экономики и международных отношений. – М., 2010
Россия и США после «холодной войны».- М., 2007.
Россия на рубеже XXI века: Оглядываясь на век минувший/ РАН. Институт российской истории; редколлегия Ю.А.Поляков(отв.ред.),А.Н.Сахаров (отв.ред.) и др.- М., 2012.
Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2011.
Интернет-ресурсы
1.http:// www. history. ru/ histr. htm -
2. http:// www. woridhist. ru
3. www.hist.msu.ru/
4. http://www.zavuch.info/
5.http://www.zavuch.info/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения обязательного текущего и промежуточного тестового контроля, семинарских и лабораторно-практических занятий, заслушивания сообщений, докладов, выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий в форме презентаций.Изучение дисциплины завершается аттестацией в форме дифференцированного зачета на основе накопительной оценки обучаемого по всем формам контроля.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Уметь:
ориентироваться в современной экономической и культурной ситуации в России и мире;
внеаудиторная самостоятельная работа, презентации
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем
внеаудиторная самостоятельная работа,
презентации
Знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX – XXI вв.)