kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультативного курса "Моя родословная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Моя родословная» убеждает: восстановить историю любого рода реально!

История большой страны складывается из истории каждой семьи. В судьбе любой семьи, как в капле, отражается судьба целой страны… ХХ век был трагическим для России. Горели архивы, уничтожались документы, скрывались факты. Войны, революции, террор и репрессии почти лишили нас прошлого. Но никогда не поздно связать разорванные нити!

Первый канал начинает цикл еженедельных программ «Моя родословная». Эта программа телевизионными средствами отражает одну из важных примет сегодняшнего времени - возрождающийся интерес наших современников к поиску своих корней

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Моя родословная"»

Пояснительная записка.

Программа факультативного курса "Моя родословная" .

В основу факультативного курса “Моя родословная” положена программа О. Н. Шахеровой “Культура и литература Сибири”, методические рекомендации к ней (5 кл. блок “Моя родословная”), несколько расширен, дополнен данными из работы Ю. Лыхина “Как составить родословную”.

Актуальность создания такой программы продиктована требованием времени, самой жизнью, стремлением не потерять свои корни, проследить причастность судьбы каждого к судьбе страны. Основная идея: “Без меня народ неполный” (А. Платонов).

Новизна данного курса состоит в том, что, помимо теоретического материала, предложены практические рекомендации где собрать необходимые сведения, как выполнить и оформить свою родословную. В процессе работы раскрываются такие понятия, как ономастика, генеалогия, родословная, родословное древо, термины родства и свойства, родословная книга, родословная роща, поколенная роспись.

Курс носит теоретико-практический характер: в первый раздел - теоретический материал кто, что, где, когда, как…; второй раздел – практическая самостоятельна исследовательская деятельность детей и родителей: сбор сведений, работа с архивным материалом и фото, составление и заполнение родословной, родословного древа и т.д.

Методы работы:

  • словесные (лекция, рассказ, беседа);

  • наглядные (демонстративно-иллюстративный);

  • практические (сбор материала, интервью, работа со справочной литературой, оформление).

Вид поисковой работы достаточно сложен, но чрезвычайно важен. Поиск предполагает несколько этапов:

  • выявление всех родственных связей у старших членов семьи; запись в рабочей тетради максимальной информации о представителях рода;

  • систематизация полученной информации (по годам), составление очерков жизни о каждом родственнике;

  • сбор фотографий членов семьи и рода;

  • описание места проживания представителей рода с возможной фиксацией времени (с какого по какой год жили в том или ином месте);

  • составление “древа рода” или Главной книги семьи.

Рабочая программа факультативного курса рассчитан на 17 часов из расчета по 1 часу в неделю.

Цель курса:

В дальнейшем сохранить, не утратить связь времён и поколений, воспитывать гражданское чувство через сопричастность к судьбе своего Отечества, формировать уважительное отношение к родителям, старшему поколению.

Задачи курса:

Вовлечь учеников и их родителей в творческую исследовательскую работу, пробудить интерес к поиску корней своей фамилии, начала своего рода, узнать, где жили родители, бабушки, дедушки, чем занимались, каков мир их увлечений, участниками каких исторических событий были, какими наградами и за что были отмечены.

Результатом работы должен быть альбом, папка или Главная книга семьи. Для подобной работы необходимо участие всех членов семьи. Итог может быть представлен на классном часе “Я причастен к России”, “Моя родословная” или “Парад родословных”.

Описание разделов программы

I. Введение. Предмет и задачи курса.

II. История русских родословных, имён, фамилий.

О первых родословных. Что обозначает твоё имя. Что такое именины. Как по батюшке. Происхождение фамилий в России. Твоя фамилия. Какие бывают родословные (восходящие и нисходящие). Родословное древо. Термины родства (отношения по крови), свойства (отношения по браку), близкие неродственные отношения (духовные).

III. Главная книга семьи.

Для чего мы составляем родословную? Кто в семье составляет её? Из каких документов состоит родословная? Рекомендации по составлению родословной.

IV. Оформление родословной.

Составление своей родословной по собранному материалу: заполнение листов родственников, древа рода. Главный лист. Главной книги семьи.



Календарно-тематическое планирование




№ п/п


урок


Содержание

Сроки

Домашнее задание

примерные

фактические

1

Введение




2

Первые родословные на Руси. Родословные XX века




3

Ономастика – наука о собственных именах.




4

Происхождение фамилий. Твоя фамилия.




5

Родословные восходящие и нисходящие




6

Практическая работа. Термины родства.




7

Для чего мы составляем родословную




8

Из каких документов состоит родословная




9

Презентация творческих проектов. Мой дом – моя семья.




10

Родина наша малая




11

Выступление учащихся. Я и моя семья.




12

Дом в котором я живу – работа в группах




13

Обычаи, традиции, праздники семьи.




14

Выступление учащихся. Семейный альбом.




15

Занимательная ономастика.




16

Практическая работа. Экскурсия в школьный музей.




17

Главная книга семьи.






Список используемой литературы.

  1. Шахерова О. Н. Культура и литература Сибири – Иркутск, 1997 г.

  2. Лыхин Ю. Как составить родословную // Сибирское наследство. Иркут. обл. публ. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2004 - № 1 - 3 с.

  3. Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика – ООО “Детство-пресс” - 2004 - № 5 – 55 с. – 6 – 49 с.

  4. Старостин А. Родословное древо // Новая Игрушка – М: 1995 - № 2 – 26-27 с.

  5. Составитель Исламова С. М. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей – М: - ванта +, 1995 – т 5 – ч 1 – 46-56 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа факультативного курса "Моя родословная"

Автор: Куприянова Вероника Николаевна

Дата: 03.03.2016

Номер свидетельства: 301902


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства