kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультатива "История России XX века в лицах" для 11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создание условий для формирования на основе изучения жизни, биографий и результатов деятельности успешных и значимых людей двадцатого века у учащихся собственных установок, выбора и ценностей для дальнейшей самореализации и стройного целеполагания собственных траекторий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "История России XX века в лицах" для 11 класса»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района Иркутской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тамтачетская средняя общеобразовательная школа







Согласовано Согласовано Утверждено



Руководитель ММО ЗД по УВР директор МКОУ

Тамтачетской СОШ



Рабочая программа факультатива



История России ХХ века в лицах

Класс 11



Автор Безруких Елена Георгиевна



Учитель 1 квалификационная категория

Год разработки 2014




Пояснительная записка


Программа курса «История России XX века в лицах» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089), авторской программы элективного курса (составитель Сосипатрова Надежда Станиславовна) для 9 класса «История XX века в лицах» и авторских программ элективных курсов (составитель Чеботарева Наталья Ивановна) для 10-11 классов «История России в лицах», «Герои и изгои революции», «Личность и история России».


Курс «История России XX века в лицах» рассчитан на 34 часа изучения в 11 классе по 1 часу в неделю и предполагает изучение жизни и деятельности исторических личностей России XX века.

Стратегической целью современного российского образования являются: приоритет личности и ее интересов над интересами общества, осознание выпускником школы собственного выбора в вопросах профессии, образования, социализации и образа жизни. Учитывая вышесказанные проблемы важнейшей стороной современного образования должны стать новые подходы к формированию зрелой личности выпускника школы, способной к самореализации и социальной адаптации.

Концепция программы

Образование – это одно из «наиболее значимых средств социального воспроизводства сообщества и повышения потенциала его адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития». В настоящее время состояние отечественного образования сложно и противоречиво. Это связано с рядом стойких тенденций в социокультурной сфере, которые оказывают мобильное влияние на жизнедеятельность сферы образования.

Негативные последствия реализации ряда программ реформирования отечественного образования подтвердили известную истину о том, что реформа в такой сложной социальной сфере, какой является образование, не может быть сведена к осуществлению системы организационных мероприятий, как бы солидно в научном отношении они не были подкреплены. Сегодня стало очевидным, что управление модернизационными процессами в образовании должно сводиться не к прямой организации, нормированию, регулированию конкретных процессов, а, прежде всего, должно быть связанным с созданием условий для реализации широкого спектра изменений в этой области.

Процедура выбора перспективных социально-педагогических направлений модернизации отечественного образования, предполагает опору на теоретические концепции, в полной мере учитывающие особенности Российского образования, специфику развития педагогической науки, возможности современного технологического обеспечения личностно ориентированного образования и базирующиеся на рассмотрении:

1. Образования как целостной системы, имеющей собственную инфраструктуру и развивающейся в соответствии с собственными целями и закономерностями;

2. Процесса развития образования в контексте культуры и субъекта образования как творца культуры.


Основной парадигмой современного этапа образования должен стать переход на рельсы гуманистической педагогики, причем, в основном, за счет изменений позиций самих педагогов. Представители гуманистического подхода к педагогике отказываются рассматривать образование как «производственный конвейер». Основная интенция их рассуждений – персональное, индивидуализированное обучение, адекватное личности каждого учащегося. В фокусе гуманистического подхода – ученик как субъект жизни, как свободная и духовная личность, имеющая потребность в саморазвитии. Гуманистический подход ориентирован на развитие внутреннего мира учащегося,  на  межличностное  общение и диалог свободных субъектов, на создание условий и оказание помощи в личностном росте. Гуманистический подход не отличается однородностью воззрений разработчиков этой доктрины. В рамках подхода сосуществуют достаточно разнообразные модели образования. В целом представителей гуманистического подхода объединяет ценностное отношение к личности человека; рассмотрение детства как уникального периода жизни человека; признание развития ребенка (умственного, нравственного, физического, эстетического) главной задачей образования.

Методологической основой развития отечественного образования, стремящегося к цели реализации интеллектуального, творческого потенциала населения, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству, должна являться гуманистическая педагогика, основным предметом которой выступает человек, стремящийся к самоосуществлению и саморазвитию. В соответствии с этим, гуманистическая функция образования должна состоять в том, чтобы помочь человеку стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, то есть научить его жизнетворчеству. Гуманистическая функция должна заключаться также и в смягчении социальной напряженности, в восстановлении экологии человека, его душевного равновесия, смысла жизни, общественной и личной нравственности, гражданского мира. В целом, осуществление гуманистической функции в образовании должно позволить учащимся научиться:

        познавать окружающий мир и себя самого;

        оценивать окружающий мир, себя самого;

        предвосхищать возможные последствия своих практических действий, уметь вырабатывать прогнозы;

        осознанно действовать в окружающем мире, выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми, овладеть методами организации своих отношений с природой, обществом, самим собой;

        выстраивать целостную систему мировоззрения, знаний, убеждений, ценностей, принципов позволяющих ему адекватно воспринимать окружающий мир, понимать свое место и роль в нем;

        развивать свои природные задатки, реализовывать свои сущностные силы, естественное стремление к основным ценностям Бытия;

        способам саморефлексии, самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные жизненные пути и цели, находить пути и формы оптимальной реализации своего предназначения в мире.

Учитывая продекларированные принципы, в основе предложенной программы положены следующие подходы. В гуманистически ориентированном образовательном процессе педагог ставит ученика не в позицию объекта, которым он управляет, а в позицию полноправного субъекта учения, создавая тем самым условия для его творческой самореализации. Это означает, что педагог организует образовательную деятельность ученика не как традиционный информационный процесс, а как процесс решения проблем разного уровня, помогая ученику понять личный смысл этих проблем. Не менее важной задачей для педагога является задача включения ученика в качестве активного участника в групповое взаимодействие на основе творческого диалога в системе «учитель-ученик», «учитель –учащиеся».  Диалогические, субъектно-субъектные отношения педагога с учителем ориентированы на решение задачи максимально полной реализации последним своего внутреннего потенциала, то есть развития, самоосуществления в процессе освоения культуры. Педагог помогает ученик войти в мир культуры и социальных связей, создавая педагогические ситуации, в которых тот сможет самостоятельно определиться и самореализоваться, проявить свою активность. При этом педагог свои конкретные цели выводит не из абстрактных идеалов и социальной целесообразности, а исходя из индивидуальных особенностей каждого ученика. В целом, организация эффективного гуманистически ориентированного образовательного процесса базируется на сочетании принципов: свободного развития учащегося с педагогическим управлением этим процессом; приспособления целей, содержания, форм, методов и средств образования к учащемуся.


Актуальность

В рамках решения, стоящих перед образованием проблем, весьма актуальным становится формирование у большинства учащихся  стройного целеполагания в выборе метапредметных связей и установок, творческого мышления, опирающегося на ценностные ориентиры и рефлексию. Реализация данных задач возможна через формирование модели разумного поведения, обеспечивающего сохранение здоровья (в комплексном смысле слова: физического, душевного и социального), адаптацию в обществе (толерантность, бесконфликтность и нравственные установки на деятельность) и самореализацию через формирование оптимальных потребностей и интересов. Для достижения столь сложных стратегических целей необходима зрелая личность, что может быть достигнуто посредством формирования ключевых компетентностей, как характеристик личности посредством анализа, прогнозирования, рефлексии, ориентации в информационном потоке, коммуникативных навыков и через них построение собственной орбиты выборов, определяющих будущую жизнь человека.


Значимость

Особенно значимы ценностно-ориентированные интегрированные курсы для подростков в период личностного выбора – 11 класс: в период выбора будущей траектории образования, будущей жизненной траектории, самоидентификации и формирования позитивной «Я концепции» выпускника.

Понятие «личность» - одно из самых широко используемых в современной психологии. Высокая частотность употребления в психологической литературе понятие «личность» свидетельствует о большой значимости этого понятия для проникновения в сущность объективного бытия человека.



Новизна программы

Выбор субъектов изучения данной программы определяется высотой их ценностных установок. Группировка личностей, значимых в истории многих поколений осуществлялась по сфере их деятельности, что позволяет одиннадцатиклассникам определиться на дальнейшем пути жизнеопределения.

В данной программе, в отличие от аналогичных, результативность определяется не знаниями, умениями и навыками, а в соответствии с современной парадигмой: представлениями, отношениями и стратегией деятельности (направлена на личностное определение) и мониторится через тестирование.

Новой является и компоновка разделов программы, абсолютной проблемностью заданий и проектов, защищаемых учащимися.



Цели и задачи


Цель: Создание условий для формирования на основе изучения жизни, биографий и результатов деятельности успешных и значимых людей двадцатого века у учащихся собственных установок, выбора и ценностей для дальнейшей самореализации и стройного целеполагания собственных траекторий.

Задачи:

1.    Познакомить учащихся с биографиями значимых людей двадцатого века;

2.    Через проектную деятельность способствовать формированию собственных отношений к их жизни и деятельности;

3.     Научить выпускников ориентироваться в информационном потоке;

4.     Формировать ключевые компетентности через анализ биографий великих людей;

5.    Способствовать формированию собственного осознанного выбора профессиональной траектории;

6.     Формировать нравственно – патриотические установки через биографии великих соотечественников;

7.     Способствовать рефлексии учащихся через диалогово – дискуссионную направленность курса.

Целевой группой являются учащиеся 11 класса, находящиеся в сложном периоде самоидентификации и формирования собственной «Я – концепции».



Методы, формы обучения и режим занятий


Программа курса направлена на развитие духовности, гуманистической ментальности, толерантности, а главное, сознательному отношению к родной истории, ее героическим событиям, людям, деяниям.

Принципиальным является семантический ретроспективный анализ тех личностных героических и благородных поступков, которые совершались людьми при выполнении святого долга защиты своего родного дома или жертвоприношения во имя блага других.

Каждое занятие курса имеет основные дидактические точки, которые презентируются в виде художественных текстов или цитат из биографий выбранных личностей, соответствующих по настрою и содержанию каждой изучаемой личности.

Большинство тем рассматривается на основе анализа и критического мышления при обязательном соблюдении свободы точки зрения.

При такой постановке проблемных занятий в канву их добавляется рефлексивные элементы, отражающие вызываемые изучаемыми личностями эмоции и чувства.

Учащиеся активно участвуют в каждом занятии: дома подбирают через книги и Интернет тексты, фотографии с жизнеописанием героев занятий, проводят психологический анализ личностей и их деятельности, формируя аналитико–деятельностную и рефлексивную компетентности. В рамках курса изучаются различные типы людей и в каждой личности учащиеся стимулируются в нахождении проблемы части истории.

Занятия методически выстроены по сферам деятельности изучаемых людей и через их компетенции рассматриваются особенности ступеней истории двадцатого века историческим эпохам и преобладающим художественно – гражданским идеям временных отрезков. Для анализа взяты личности, судьба которых связана с переломными моментами в истории России. Причем, они оцениваются не фронтально, а через положение личности на переломе эпох, ее стратегии поведения и стратегии мышления.

Социально ориентированная программа курса предполагает вариативность установок и выбор личностных отношений к тем или иным явлениям. Роль педагога в рамках данного курса носит исключительно фассилитационный характер, направляющего вектор размышлений и выводов. Данное положение педагога в курсе связано с основной парадигмой самостоятельности и осознанного выбора установок учащимися в отношении серьезнейших событий истории  и литературных произведений различных эпох.

Все занятия курса основаны на проблемной, проектной и развивающей технологиях. Занятия, посвященные личностям в эпоху тоталитаризма, направлены на формирование социальной активности учащихся и выбору собственной социальной позиции «иметь или быть». Все занятия состоят из двух частей. В рамках первой части изучаются через объяснения учителя и реферативные выступления учащихся биографии и достижения изучаемых «героев» программы, а в рамках второй части – обсуждаются личные оценки и личное восприятие учащимися деяний и значений изучаемых лиц в ходе процесса исторического развития XX века. Именно с этой целью подобран реестр лиц, рассматриваемых в программе. Каждый из изучаемых людей  был состоявшейся личностью, человеком, который умел отдавать, а не только брать, человеком, сделавшим для нашего мира очень много: в политике, науке, искусстве, спорте.

По формам организации занятий курс представлен:

        занятия – конференции;

        круглые столы;

        семинары;

        защита проектов;

        проблемные занятия.

По технологиям занятия реализую через:

        проблемную технологию;

        проектную технологию,

        развивающую технологию,

        информационно – коммуникативную технологию,

        технологию сотрудничества,

        технологию критического мышления,

        технологию «дебаты».


Предполагаемые результаты


1. Знакомство учащихся с биографиями значительных людей XX века.

2. Достижение через освоение данной программы более высокого уровня зрелости личности (результаты мониторинга)

3. Освоение ключевых компетентностей учащихся (аналитико – деятельностная, прогностическая, коммуникативная, информационная рефлексивная).

4. Более высокий уровень самореализации.

5. Освоение эффективной речевой деятельности, исследовательских методик и проектной деятельности.

6. Рефлексивное развитие личности учащихся. 




Учебно-тематический план


Разделы, темы

КЧ

Образовательный продукт

1.Введение

1

План характеристики исторического лица

Раздел I. «Люди в политике».

4

Доклады о российских политиках

    1. П.А.Столыпин. «Столыпинские реформы»

1


    1. Н.С. Хрущев «Реформы для народа»

1


    1. А.Н.Косыгин. Реформатор-разрушитель или

строитель «Дороги жизни»?

1

По усмотрению

1.3. Юрий Ножиков. След на Иркутской земле

1

По усмотрению

1.4. Сергей Шойгу. На переднем фронте

1


Раздел II. Человек  как субъект гуманитарного общества.

3

Дебаты «Свобода мысли»

2.1.Андрей  Сахаров «За свободу мысли»

1


2.2. Александр Солженицын «И один в поле воин».

1


2.3. Валентин Распутин. Совесть народа

1


Раздел III. Научный подвиг великих умов.

6

Конкурс рефератов об ученых

3.1. В.И.Вернадский. «Сила – есть разум человека».

1


3.2. Л. Д.Ландау Великая физика и семинары «юмора»

1


3.3. В. Ф. Войно - Ясенецкий: две грани одной судьбы

1


3.4. Королев и Гагарин – покорители космоса

1


3.5. Святослав Федоров, подаривший свет

1


3.6 Отто Юльевич Шмидт. Неоткрытые острова

1


Раздел IV. Женщины в истории XX века   

5

Конкурс сочинений «Женские образы России»

4.1. Елизавета Кузьмина – Караваева (Мать  Мария) – величие  души.

1


4.2.Анна Ахматова. Боль за Россию

1


4.3. Любовь Орлова - советская кинозвезда

1


4.4. Валентна Терешкова  - первая ласточка

1


4.5. Ирина Хакамада: женщина - политик

1


Раздел V Война и личность.

6

Создание презентации «Мир и война»

5.1.М.Н.Тухачевский. Человек в тоталитарном государстве – предупредить войну

1


5.2.Ю. В. Громов. Жизнь – многосложная шахматная партия. Генерал на войне и как её закончить.

1


5.3. А. П. Маресьев «Встань и иди»

1


5.4.Д.М.Карбышев. «Думайте о своей Родине – и мужество не покинет вас»

1


5.5.Зоя Космодемьянская. «Прощайте, товарищи!»

1


5.6. П.И. Сикушенко – герой событий на Доманском

1

Герой из п. Полинчет

Раздел VI. Светоч культуры – светоч жизни

4

Конкурс эссе «Свобода – осознанная необходимость»

6.1.О.Мандельштам. Свободный человек в условиях абсолютной несвободы

1


6.2. М.Л. Ростропович- звуки совести и виолончели

1


6.3. Н.К.Рерих Единение в жизни, искусстве, религии

1


6.4. В.П.Астафьев. Сибирский философ

1


Раздел VII. Спортивные подвиги

3

Создание буклета «Спорт и характер»

7.1.Ю.П.Власов «Борьба с самим собой»

1


7.2 Лариса Латынина – золотая гимнастка

1


7.3.Елена Исинбаева – королева шеста

1


Раздел VIII. Итоговое занятие Защита проектов

2

Тестирование на уровень зрелости личности

Защита проектов

ИТОГО

34






Содержательная часть

Введение.  (1 час). Теории личности. Теория Абрахама Гарольда Маслоу. Понятие «Я  - концепция». Личность в истории государства. Самоуважение, взаимосвязь уровня самооценки и уважения к другим  людям. Положительная    самооценка и позитивное отношение к уникальности личности. Уникальность как одно из достоинств человека.

Ключевые понятия: самооценка, самоуважение, честность, порядочность, совесть, выбор роста, концентрация, вершинные переживания.

Раздел I. Люди в политике.  (4 часа)

Рассматриваются люди, определявшие в свое время развитие государства: группа политиков, руководивших исполнительной властью в России в двадцатом веке (П.А. Столыпин, Н.С.Хрущев, А.Н. Косыгин), региональные лидеры Сибири (Ю. Ножиков, С.Шойгу)

Ключевые понятия: реформа, экономика, преодоление кризиса, демократия, модернизация.

 

Раздел II. Человек как субъект гуманитарного права (3 часа).

Данный раздел повествует о жизни людей, отдавших себя ради спасения жизни других: борьба с войнами Андрея Сахарова, его правозащитная деятельность, теория сбережения народа Александра Солженицына, совесть народа Валентин Распутин – молчать не позволяет совесть.

Ключевые понятия: правозащитная деятельность, диссидент, эмиграция, защитник народа.

 

Раздел III. Научный подвиг великих умов. (6 часов)

Великие достижения великих ученых, их биографии, служение наук, сила мысли и сила слова, душевные метания и душевные обеты, трагедия непонимания, личность этих людей и идеология будущих поколений. Лауреаты Нобелевской  премии, их жизнь, идеи и восприятие потомками. В.И.Вернадский, Н.Х.Бор, Л.Д.Ландау, В.Ф.Войно – Ясенецкий, Королев и Гагарин – покорители космоса, Святослав Федоров, подаривший свет, Отто Юльевич Шмидт и его Неоткрытые острова.

Ключевые понятия: теория относительности, ноосфера, вселенский разум, школа физиков, квантовая физика, международные научные связи, личностные особенности и шутки великих ученых.

 

Раздел IV. Женщины  в истории XX века   (5 часов)

Роль женщины в семье и государстве, самореализация, принципы и стремление к свободе, обет делать добро, прекрасные стихи и душевная щедрость, подвижничество, жесткость и нежность. Е.Кузьмина – Караваева, Анна Ахматова, Любовь Орлова, Валентина Терешкова, Ирина Хакамада.

Ключевые понятия: гуманизм, борьба за свободу, верность принципам, любовь, семья.

 

Раздел V. Война и личность   (6 часов).

Офицерские династии, есть такая профессия – Родину защищать, предупредить и прекратить войну – тяжкий крест, репрессии, потери армией перед Великой Отечественной, спасти солдат, танковые корпуса, воля к победе и воля к спасению, нравственный подвиг и величие души. М.Н.Тухачевский, Ю.В.Громов, Д.М.Карбышев, А.П.Мересьев, Зоя Космодемьянская, П. И. Сикушенко

Ключевые понятия: Сталинские репрессии, офицерская честь, Афганистан, спасение армий, воля жизни, нравственная честь офицера, величие подвига народа, подвиг солдата-пограничника.

 

Раздел VI. Светоч культуры – светоч жизни    (4 часа).

Героизм и боль в стихах свободе, страх и совесть, выжить и не встать на колени, спасители России, великий маэстро, его душа, виолончель и принципы, добром за зло, любовь к России, на защиту свободы, вынужденная эмиграция, полотна художника, душа страдальца, Знамя мира, Пакт Рериха, философия Востока, религиозное единение. Пережить вместе с Родиной трудные времена. Осип Мандельштам, М.Л.Ростропович, Н.К.Рерих, В.П. Астафьев.

Ключевые понятия: искусство, свобода, виолончель и душа музыканта, великое добро, единая вера и единая совесть, слово писателя.

 

Раздел VII. Спортивные подвиги (3 часа).

Человек, который сделал сам себя, борьба с допингами, философия и спорт.

Воля к победе, литературное творчество, попытки шагов в политику, 23 рекорда, королева шеста, путь в спорте. Ю.П.Власов, Лариса Латынина и Елена Исинбаева

Ключевые понятия: воля к победе, тренировки, допинги и спорт, философия победы.

 

Раздел VIII. Защита проектов. Оценка эффективности курса через тестирование (2 часа).


Информационное обеспечение

Литература, использованная при подготовке программы:

1. Образ человека в современной педагогике. Логвинов И.И., Лукацкий М.А., Роненсон О.Д. 2007г.

2. Психология. Учебник для медицинских ВУЗов. М.А.Лукацкий, М.Б. Остренкова. М., - Eksmo Education ЭКСМО, 2007.

3. Каминский П. П. Время и бремя тревог. Публицистика Валентина Распутина: Монография. — 2-е изд., стереотип. М.: Флинта, Наука, 2013. — 240 с.

4. П.А. Судоплатов. Военная литература (Мемуары) 1990г. Militari.lib/ru /sudoplatov pa/ 09.html/

5. Герои звёздных трасс: Сборник / Составитель Д. Мамлеев.. — Изд. 2-е, доп. — М.: Известия, 1963. — 192, [34] с

6. Борта Ю. Святослав Федоров. М.: Флинта, Наука, 2010. — 180 с

7. В. А. Разумный. Воспоминания современника о Л. П. Орловой М. Современник., 1996г.

8. Жизнь и творчество Александра Солженицына: На пути к «Красному Колесу» : сб. ст. / Сост. Л. И. Сараскина. — М.: Русский путь, 2013. — 560 с

9. Олег Востряков. Самый умный среди самых сильных // «Киевские ведомости». — 7 декабря 2005

10. Современная политическая история России (1985 – 1997)т2., Лица России., М.: 1998г.

11. Боннер Е.Г. «Звенит колокол. Год без Сахарова» М., 1991г. стр. 51. 

12. Всё о спорте. Справочник. — 2-е изд. — М.: «Физкультура и спорт», 1978. 

13. Наука и религия: дух, душа и тело. «Феликс. Троицкое слово» 2001г.стр12-   29.

14. Юрий Ножиков. Я это видел, или Жизнь российского губернатора, рассказанная им самим / Литер. запись А.Харитонова; Послесловие Л.Дамешека. — Иркутск: Изд. ГП «Иркутская обл. типография № 1», 1998. — 264 с.

15. Шойгу Сергей Кужугетович // Кто есть кто в России и в ближнем зарубежье: Справочник. — М.: Издательский дом «Новое время», «Всё для Вас», 1993. — С. 740—742

16. Аксенов Г.П. «В.Вернадский: жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников». М. Современник., 1998г.

17. Каганов М.И. «Ландау – каким я его знал.», «Природа.» 1971г. № 7




Литература, рекомендованная для учащихся:

1. Великие государственные деятели России. - М., 1996.

2.Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. - М., 1995.

3.Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей.-Т. 5.-Ч. 1.-М.,1995.

4.Бутромеев В. Чтения и рассказы по истории России // Ро­ман-газета. - 1994.

5.История Отечества: справочник школьника. - М.: «Слово», 1994.

6.Сахаров А. «Тревога и надежда» М. 1990г.

7. Аврех Л.Я. «П.А.Столыпин и судьбы реформ в России»

8. В.П.Князева «Н.Рерих» 2003г.

9. Ливанова А. «Ландау» М. Знание, 1983г.


Интернет ресурсы:

а) порталы, подборки ссылок, каталоги

Historic.ru: исторический портал http://historic.ru/

Auditorium.ru: информационно-образовательный портал http://www.auditorium.ru/aud/about/index.php

Гражданин.ру: информационно-аналитический портал http://www.grajdanin.ru/

Экономика, социология, менеджмент: образовательный портал http://economics.edu.ru

Хронос: всемирная история http://www.hrono.ru

Monsalvat: историко-искусствоведческий портал http://globalfolio.net/monsalvat/

Юридическая Россия: федеральный правовой портал http://www.lawportal.ru

Духовное наследие: информационно-аналитический портал общественного движения http://www.nasledie.ru/

б) виртуальные энциклопедии, словари, справочники

Биография.ру: проект http://biografia.ru

Arms.ru: энциклопедия вооружений http://www.arms.ru/

"Русский биографический словарь" А.А. Половцова http://kolibry.astroguru.com/Pol/index.htm

в) библиотеки

Электронная библиотека исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/

Электронная библиотека исторического факультета СПбГУ http://history.pu.ru/biblioth/index.htm

Военная библиотека Федорова http://www.warlib.ru/

Библиотека экономической и деловой литературы http://www.ek-lit.agava.ru

Библиотека философии и религии http://lb.oppa.ru/

Инкунабула: электронная библиотека http://incunabula1.narod.ru/index.htm

Альманах фонда "Демократия": документы по истории России http://www.idf.ru/almanah.shtml

Виртуальная библиотека по истории государства и права http://www.stepanov01.narod.ru/library/catalog.htm

Российский мемуарий http://fershal.narod.ru/

г) виртуальные музеи

Сервер "Музеи России" http://www.museum.ru/

Государственный Исторический музей http://www.shm.ru/

Эрмитаж http://www.hermitage.ru/

Военно-исторический клуб РККА http://www.rkka.msk.ru/

Центральный военно-морской музей http://www.museum.navy.ru

д) периодические издания

Проект "Век в зеркале прессы" http://www.russ.ru/ist_sovr/express/

Cайт журнала “Родина” http://www.istrodina.com/index.php3

Исторический альманах "Лабиринт времен" http://www.hist.ru/

Российский электронный журнал "Мир истории" http://www.historia.ru/

Международный исторический журнал http://history.machaon.ru/

е) тематические сайты

Проект "Неизвестные герои" http://warheroes.enjoy.ru/

Вторая Мировая война: история http://ww2.kulichki.ru/






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа факультатива "История России XX века в лицах" для 11 класса

Автор: Безруких Елена Георгиевна

Дата: 25.07.2015

Номер свидетельства: 223542


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства