Программа элективного курса для 5-го класса "Ключи к тайнам Клио"
Программа элективного курса для 5-го класса "Ключи к тайнам Клио"
I Пояснительная записка.
Цель курса: повысить интерес учащихся к истории как науке, добиться более углубленного ее изучения.
Задачи курса:
1. Повысить интерес учащихся к истории и тем самым повлиять на их профильный выбор.
2. Формировать навыки работы с историческими источниками.
3. Расширить круг знаний учащихся об исторических понятиях, что дает возможность им более свободно ориентироваться в исторических событиях.
4. Приучать учащихся к самостоятельной работе на уроках истории, при выборе исторического материала.
5. Формировать логическое мышление, используя методы индукции и дедукции.
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса.
Количество учебного времени: 12 часов.
Обоснованность курса. В школьной программе по истории не уделяется внимания на вспомогательные исторические дисциплины: палеографию, нумизматику, сфрагистику, хронологию, геральдику, метрологию, нумизматику и т.д. Многие школьники не знают о существовании подобных исторических дисциплин, об их роли в разгадывании исторических тайн.
Данный курс поможет учащимся с большим интересом воспринимать исторический материал, получить навыки критики исторических источников, установлению их подлинности, времени и места составления, авторства.
Демонстрация типов письма, украшений книг сделает более полным и наглядным объяснение вопросов культуры. Значение метрологии поможет раскрыть содержание старых мер, перевести их на современную метрическую систему. Перевод дат на новое летосчисление и новый стиль нагляднее раскроет суть календарных преобразований, проводимых в нашей стране в начале 18 и 20 столетий. Знание основ теоретической геральдики поможет глубже и всесторонне изучить проблематику государственного герба, городских и частных гербов. Обращение к дополнительному материалу в виде изображений и надписей на монетах значительно активизирует усвоение учащимися курса истории.
Применение фактического материала и методик вспомогательных исторических дисциплин необходимо и в создании экспозиций школьного музея, краеведческой и экскурсионной работе, в факультативных занятиях и занятиях школьных исторических кружков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса для 5-го класса "Ключи к тайнам Клио" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Соколовская средняя общеобразовательная школа» Мглинского района Брянской области
Программа
элективного курса для 5 класса
«Ключи к тайнам Клио».
Разработана учителем истории Горбатенко Р.А.
I Пояснительная записка.
Цель курса: повысить интерес учащихся к истории как науке, добиться более углубленного ее изучения.
Задачи курса:
1. Повысить интерес учащихся к истории и тем самым повлиять на их профильный выбор.
2. Формировать навыки работы с историческими источниками.
3. Расширить круг знаний учащихся об исторических понятиях, что дает возможность им более свободно ориентироваться в исторических событиях.
4. Приучать учащихся к самостоятельной работе на уроках истории, при выборе исторического материала.
5. Формировать логическое мышление, используя методы индукции и дедукции.
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса.
Количество учебного времени: 12 часов.
Обоснованность курса. В школьной программе по истории не уделяется внимания на вспомогательные исторические дисциплины: палеографию, нумизматику, сфрагистику, хронологию, геральдику, метрологию, нумизматику и т.д. Многие школьники не знают о существовании подобных исторических дисциплин, об их роли в разгадывании исторических тайн.
Данный курс поможет учащимся с большим интересом воспринимать исторический материал, получить навыки критики исторических источников, установлению их подлинности, времени и места составления, авторства.
Демонстрация типов письма, украшений книг сделает более полным и наглядным объяснение вопросов культуры. Значение метрологии поможет раскрыть содержание старых мер, перевести их на современную метрическую систему. Перевод дат на новое летосчисление и новый стиль нагляднее раскроет суть календарных преобразований, проводимых в нашей стране в начале 18 и 20 столетий. Знание основ теоретической геральдики поможет глубже и всесторонне изучить проблематику государственного герба, городских и частных гербов. Обращение к дополнительному материалу в виде изображений и надписей на монетах значительно активизирует усвоение учащимися курса истории.
Применение фактического материала и методик вспомогательных исторических дисциплин необходимо и в создании экспозиций школьного музея, краеведческой и экскурсионной работе, в факультативных занятиях и занятиях школьных исторических кружков.
Учебно – тематическое планирование.
№
Наименование тем
Количество
часов
Форма контроля
всего
лекций
практич.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Введение. Из истории развития исторических
дисциплин в России.
Палеография
Нумизматика
Сфрагистика
Геральдика
Метрология
Хронология
Ономастика
Генеалогия и система социального этикета
Экскурсия в исторический музей
Итоговая конференция
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тест
Реферат
Таблица «Деньги исторических эпох»
Устный опрос
Рисунки
Решение задач
Задачи по ленте времени
Сочинение – объяснение своего имени или фамилии
Составление генеалогического дерева своей семьи
Отчеты учащихся
Содержание программы элективного курса.
1. Введение. Из истории развития вспомогательных дисциплин.
Лекция. Понятие вспомогательных исторических дисциплин, виды, их роль в изучении истории, объекты исследования. История развития вспомогательных дисциплин.
Форма контроля. Тестовые задания по данной лекции.
2. Палеография.
Лекция. Объект изучения. Возникновение письменности у восточных славян. Славянские алфавиты. Материал для письма. Графика письма в разные периоды.
Украшение рукописей. Книжное письмо. Тайнопись. Орудия письма.
Форма контроля. Учащиеся выбирают темы рефератов и рассматривают более глубоко любой вопрос из палеографии.
3. Нумизматика.
Лекция. Область исследования. Монеты и денежное обращение Древнерусского государства. Русские монеты и денежное обращение 14 – 15 века. Русская монетная система 16 – 17 века. Русская монетная система в 18 – н. 20 века. Монеты 20 – н. 21 века.
Форма контроля. Заполнение таблицы.
4. Сфрагистика.
Лекция. Объект изучения. Печати Древнерусского государства. Княжеские печати. Церковные печати. Печати Русского государства 14 – 17 века. Печати Российской империи. Печати в 20 – н.21 веках.
5. Геральдика.
Лекция. Объект исследования. Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Государственные, областные и городские гербы. Дворянские гербы. Гербы губерний и городов. Гербы 20 – 21 века.
Форма контроля. Рисунки геральдических символов. Вопросы по лекции.
6. Метрология.
Лекция. Объект исследования. Меры длины. Меры площади. Меры сыпучих тел. Меры жидкостей. Меры веса. Международные метрические системы.
Практическое задание. Решение задач по нахождению площади или веса с использованием различных метрических систем.
7. Хронология.
Лекция. Объект исследования. Единицы счета времени. Календари. Эры и их виды. Русская система счета времени. Современное летосчисление.
Практическое занятие. Определение дней недели по формулам. Установление дат по праздникам церковного календаря. Лунный цикл.
8. Историческая ономастика.
Лекция. Объект изучения. Историческая топонимика. Этнонимика. Астропонимика.
Форма контроля. Практическое задание. Собрать сведения о происхождении названий населенных пунктов своей местности.
9. Генеалогия и система социального этикета.
Лекция. Объект исследования. Генеалогия династий русских правителей. Генеалогия русского дворянства. Происхождение фамилий русских крестьян. Система социального этикета.
13Спасский И.Г. Русская монетная система. – М., 1970г.
14Суперанская З.Е. Имя через века и страницы. – М., 1990г.
Примерное содержание материала по отдельным темам занятий.
Введение в элективный курс.
Цель урока: раскрыть понятие вспомогательные исторические дисциплины, их роль и значение в изучении истории.
План лекции.
1. Суть названия элективного курса «Ключи к тайнам Клио».
2. Вспомогательные исторические дисциплины, их виды и объекты изучения.
3. Из истории развития вспомогательных исторических дисциплин в России.
4.Значение вспомогательных исторических дисциплин.
Название элективного курса «Ключи к тайнам Клио» дано по одноименному названию книги, авторами которой являются Г.А. Леонтьева, П.А.Шорин, В.Б. Кобрин, изданной в 1994 году. Книга состоит из очерков, посвященных палеографии, геральдике, сфрагистике, хронологии, метрологии, генеалогии, ономастике. Эти науки объединены понятием вспомогательные исторические дисциплины, поскольку без их участия невозможно изучение и понимание прошлого. Вспомогательные исторические дисциплины являются как бы ключами к многочисленным тайнам, хранимым богиней истории Клио. Они занимаются исследованием и разработкой специфических методик и технических приемов в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника.
Объектом исследования палеографии являются внешние признаки рукописных источников, графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует различные системы счисления времени. Метрология исследует меры длины, веса, площади, объема, их соотношение с современной системой мер. Областью изучения сфрагистики являются печати, а геральдики - гербы. Нумизматика изучает денежно – весовые системы, монеты, надписи на них. Генеалогия занимается вопросами происхождения семей, родов, отдельных лиц, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика – их историю.
Использование приемов вспомогательных исторических дисциплин первоначально определялось практическими задачами. Древние писцы в целях установления подлинности документов сравнивали почерки, следили за способом прикрепления печати. Летописцы стремились к изложению событий в определенной исторической последовательности. Установление чисел церковных праздников потребовало хронологических вычислений пасхалий, а необходимость фискального обложения и бытовые нужды способствовали выработке метрологических единиц.
По мере развития государства практические знания в области вспомогательных исторических дисциплин не только не находили более высокую и разнообразную форму воплощения, но и все более часто применялись в жизни.
В 16 – 17 веке появляются рукописные азбуки – прописи, печатные азбуки и буквари. В «Торговой книге» в статье «О мерах» был дан перечень и описание мер, указывалось на соотношение между ними. Было создано руководство по измерению земельных площадей «Книга сошного письма». Были сделаны расчеты пасхалий и составлен «Круг Миротворный». В 16 веке его дополнили информацией о високосных годах, месяцах, временах года, числах церковных праздников. Развитие практической генеалогии в 15 – 16 веках было связано с деятельностью государственной власти и нуждами боярства и дворянства. Результатом работы явилось создание «Государева родословца», «Бархатной книги», «Книги в десть о родословии и гербах российских знатных шляхетских фамилий», «Титулярника». Большое значение для сохранения источников имели указы Петра1.
Первые публикации русских источников относятся ко 2 пол. 18 века и связаны с деятельностью известного просветителя Н.И. Новикова, а также Академии наук.
Первые наблюдения в области вспомогательных исторических дисциплин прослеживаются в 18 веке. Уже Татищев В.Н. указал на необходимость знаний палеографии, хронологии, геральдики, генеалогии. В 19 веке появляются обобщающие труды русских ученых: «Общая метрология» Петрушевского Ф.И., «Общий гербовник дворянских родов», «Русская геральдика» Лакнера А.Б. Исследователи 2пол. 19 – н.20 века продолжали выявление и обобщение материала, связанного со вспомогательными историческими дисциплинами. Но вместе с тем в работах этого периода более отчетливо проявилось стремление вычленить каждую из вспомогательных исторических дисциплин, определить ее место и предмет, усовершенствовать методические приемы.
В 20 веке на базе традиционных дисциплин появились новые. Из палеографии выделились кодикология (рукописные книги), берестология, филигранология; из нумизматики – фалеристика (наградные знаки), бонистика (бумажные деньги).
Овладение приемами и методами вспомогательных исторических дисциплин дает возможность работать с архивным материалом, соединить разрозненные источники в единые фонды, определить время и подлинность источника. Знания могут использоваться на уроках истории, исторических кружках, в создании школьного музея, в краеведческой работе.
Тема урока: Хронология.
Цель урока:
выяснить важность хронологии в изучении истории, почему существует расхождение в календарях, что означает старый и новый стиль;
прививать умение ценить время;
формировать навыки работы с линией времени.
Средства: «линия времени», задачи, таблица «Соотношение мартовского , сентябрьского, ультрамартовского годов с январским годом», перечень месяцев с их значением.
План лекции.
1. Хронология: понятие, объект изучения, задачи.
2. Единицы счета времени.
3. Календари.
4. Взаимоотношение юлианского и григорианского календарей.
5. Эры и их виды.
6. Русская система счета времени.
7. Установление дат по праздникам церковного календаря.
Хронология – от греческих слов «хронос» – время и «логос» – слово, учение, наука.
Предпосылками учета времени был переход к земледелию и скотоводству. Единицы счета времени: сутки ( звездные и солнечные) – период обращения Земли вокруг своей оси, месяц – период обращения Луны вокруг Земли (29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды), год – период обращения Земли вокруг Солнца. Тропический год(весеннее и осеннее равноденствие) равен 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам. Лунно-солнечная календарная система.
Календари – от латинского слова «календы» - первый день нового месяца.
«Календариум» - долговая книга. Древнейшие лунные календари возникли в 4 -3 тысячелетии до нашей эры. В лунном году было 12 месяцев (по 29 и 30 суток) или 354 суток. Древнейший солнечный календарь появился в Египте в 4 тысячелетии до нашей эры. В нем 12 месяцев по 30 суток и еще 5 дополнительных дней. Этот год был короче тропического на ¼ суток. Современный международный календарь является солнечным. Лунный календарь употребляется в ряде мусульманских стран и используется христианской церковью при вычислении дня Пасхи.
Юлианский календарь введен в 46 году до нашей эры Юлием Цезарем. За основу был взят египетский календарь, но раз и 4 года вводились дополнительные сутки (високосный год). Дополнительный день прибавлялся к
февралю, имевшему 28 дней. Юлианский год отставал от тропического на одни сутки через каждые 128 лет. Началом года стали считать 1 января. Високосный год определялся признаком делимости последних двух цифр обозначения года на 4. Високосными считались годы, имевшие последними два нуля.
Григорианский календарь введен в 1582 году при папе Григории 13. Ликвидирована разница в 10 суток и сокращено число високосных лет. Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года, а именно те, которыми заканчивались столетия, при условии, что первые 2 цифры обозначения года не делятся без остатка на 4. Каждый год теперь отставал от тропического всего на 26 секунд. В России григорианский календарь был введен в 1918 году. В 20 веке разница между юлианским и григорианским календарями достигла 13 суток, поэтому в 1918 году предписывалось считать следующий за 31 января день не 1, а 14 февраля.
Эра – исходный момент летосчисления: астрономическая, политическая, религиозная; фиктивные, реальные. Современной международной эрой является эра от Рождества Христова. В России она введена Петром I с 1 января 1700 года.
6. Русская система счета времени. По сезонам: весна, лето, осень, зима. Полный период назывался «лето». Год начинался весной. Был известен счет времени неделями (от «не делать» ), по семи суток в каждой( «седмица» ). Сутки делились на 2 половины по 12 часов. В Древней Руси была принята византийская система от сотворения мира, просуществовавшая до 1700 года. Смена мартовского стиля сентябрьским произошла в конце 15 века. В 12 – 14 веках параллельно с мартовским употреблялся ультрамартовский стиль.
7. Солнечный цикл составляет 28 лет. Через каждые 28 лет повторяется строгий порядок перемещения чисел по дням недели. Лунный цикл составляет 19 лет.
8. Русские церковные праздники можно разделить на 2 группы: подвижные(переходящие) и неподвижные. Неподвижные праздники отмечаются в одни и те же числа месяца: Крещение, Рождество Христово, Сретение, Благовещение, Преображение Господне, Успение Богородицы, Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Подвижные праздники зависят от Пасхи, отделяясь от нее определенным постоянным сроком. Дата Пасхи рассчитывается по лунному календарю. Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния в пределах от 21 марта до 18 апреля по старому стилю.
Месяцы года.
Римские
Древнерусские
Январь( бог Янус)
Просинец
апрФевраль(месяц очищения)
Сечень
Март( бог Марс)
Сухой
Апрель (согреваемый )
Березень, Березозол
Май (богиня Майя )
Травень
Июнь (богиня Юнона )
Изок (кузнечик )
Июль (Юлий Цезарь )
Червень, Серпень
Август (священный)
Зарев
Сентябрь (седьмой)
Рюень, Вересень
Октябрь (восьмой)
Листопад
Ноябрь (девятый)
Грудень
Декабрь (десятый)
Студень
Примерные задачи.
В каком году мы живем, если считать точкой отсчета дату сотворения мира? Сотворение мира произошло за 5508 лет до Рождества Христова.
Почему в одних источниках Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года, а в других – 21 сентября 1380 года?
В каком году разница между юлианским и григорианским календарем увеличится еще на 1 сутки, т.е. на 14 дней?
Определите дату 30 апреля 6510 года по мартовскому или сентябрьскому календарному стилю.
1 января 2006 года совпало с воскресеньем. В каком году это число опять будет в воскресенье?
Литература.
Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. – М., 1970.
Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее.- М., 1987.
Каменцева Е. И. Хронология – М., 1967.
Селешников С.И. История календаря и хронология. – М., 1977.
Советская историческая энциклопедия. «Хронология».
Тема урока: Геральдика.
Цель урока:
выяснить роль геральдики в изучении исторических событий;
прививать интерес к символике свой страны и других стран;
формировать навыки сравнительного анализа исторических источников.
Средства: иллюстрации гербов, альбом по культуре России, рисунки.
Ход урока.
План лекции.
Геральдика: понятие, объект изучения, задачи.
Происхождение гербов.
Теоретическая геральдика.
Государственные, областные, городские гербы России.
Геральдика – от латинского слова Гералдус – глашатый.
Объект изучения – герб ( от немецкого слова – наследство).Герб - символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств,учреждений, корпараций( цехов, гильдий).
Появление эмблем относится к глубокой древности. Эмблемы превратились в гербы в 11 – 12 веках в среде западноевропейского рыцарства. Основной причиной появления гербов были особенности средневекового военного доспеха, скрывавшего лицо воина.
В 14 веке во многих странах возникают герольдии и формируется слой людей, занимающихся геральдикой профессионально – герольды. В России геральдика как система теоретических знаний и практических навыков сложилась в 18 веке. В 1722 году Петр 1 создал Герольдмейстерскую контору.
Составные части герба.
Герб состоит из щита и внешней части. Формы щита: треугольная – варяжская, овальная – итальянская, квадратная и закругленная внизу – испанская, квадратная и заостренная внизу – французская, вырезная – германская. Взгляд на герб идет не со стороны зрителя, а со стороны щита.В геральдике используются 2 металла ( золото, серебро), 5 цветных финифтей ( красная, голубая, зеленая, пурпур, черная), 2 меха ( горностаевый, беличий).
Графическая система: золото – черные точки на белом поле; серебро – белое поле; красный цвет – вертикальные линии; голубой - горизонтальные линии справа налево; пурпур – диагональные линии слева направо; черный – пересекающиеся вертикальные и горизонтальные линии.
Для размещения фигур на гербе приняты три деления щита: горизонтальное, вертикальное, диагональное ( скошение). Фигуры делятся на геральдические и негеральдические.Геральдические фигуры делятся на главные ( глава, оконечность, столб, пояс, перевязь, стропило, крест, кайма) и второстепенные ( квадрат, острие, ромб, щиток, вольная часть).Негеральдические фигуры подразделяются на естественные ( животные, растения, человек), искусственные ( меч, шлем, серп, лук), мифические ( дракон, единорог, кентавр).
Внешняя часть герба: шлем ( над щитом), нашлемник ( над шлемом), корона ( на шлеме или на щите), намет ( матерчатая накидка на шлеме), мантия, клейноды (знаки отличия), шитодержатели ( символизировали оруженоцев рыцарей), девиз ( надпись на ленте, помещенная под щитом).
В Древней Руси не было гербов, но существовали знаки ( двузубец, трезубец Рюриковичей) и эмблемы ( княжеские печати). При Иване 111 государственными эмблемами стали двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия. Со временем они воспринимались как официальные символы Российского государства.Первое официальное описание государственного герба, сделанное в соответствии с основными правилами геральдики, относится к 1667 году. В 1997 году отмечалось 500 – летие государственного герба России.
Городские гербы Руси возникли позднее городских печатей До 17 века города имели свои эмблемы. В 60 – е годы 17 века начинается геральдизация эмблем.
(Учащиеся рассматривают иллюстрации с изображением герба Москвы и других городов).
7. К этому времени относится появление дворянских гербов. До конца 17 века
отсутствовали личные и фамильные гербы в русском обществе. Все
дворянские русские гербы делятся на тир категории: гербы потомков князей Рюриковичей и князей Гедиминовичей; гербы родов, пожалованных княжескими, графскими, баронскими титулами, дворянством; гербы родов из Польши, Франции, Англии и других стран.
8.В 18 – 19 веках продолжалась работа по утверждению гербов губерний и городов. В 1782 году утвержден герб Мглина.
Вопросы для беседы.
Что изображено на современном гербе РФ ? Когда он был утвержден?
Когда и откуда в России появился двуглавый орел? Что он символизирует?
Что символизирует всадник, поражающий змия?
Что изображено на гербе Брянской области?
Когда был утвержден герб Брянской области?
Что символизирует герб Брянска, Мглина?
Какие эмблемы использовались на гербах РСФСР и СССР?
Что они символизировали?
Литература.
Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.
Пчелов Е.В. Государственные символы России. – М., « Русское слово», 2002.
Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика 18 – 19 веков. – М., 1981.
Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. – М., 1985.
Основное предназначение печати заключается в удобстве подлинности документов. Впервые печати появились в Двуречьи, Египте.
В средние века преобладали вислые печати. Прикладные печати утверждались в 14-16 веках. Вислые буллы сохранились в делопроизводстве Ватикана до 20 века.
Появление на Руси печатей можно описать к последним годам княжения Игоря(912-945). В письменных источниках печати впервые упоминались в «Повести временных лет» в тексте договора «князя Игоря с греками 945г. – пошаху сли печати злати, агостье сребрени.
В настоящее время фонд древнерусских печатей 10-11 веков составляет более 2 тысяч экземпляров. (Можно использовать таблицы.)
Разновидности печатей: Княжеские, церковные, посадников, тысяцких, тиунов, феодальных республик. С формированием единого государства появляются государственные, печати центральных и местных учреждений.
Основные изображения: княжеский знак в виде двузубца, надписи («Господи, помози рабу своему…) изображение святого или князя. На церковных печатях помещалось изображение Богоматери и греческие подписи («Пресвятая, воззри на меня Нифонта Новогородского). В 14 веке на печатях появляются подписи, содержащие титул и имя царя «Печать князя великого (имя князя) всея Руси». На печатях Василия1 появляется изображение святого воина-всадника. В правлении Ивана3 на печатях появляется изображение двуглавого орла. На печати Ивана круговая надпись, раскрывающая его полный титул: «Богиею милостью господарь всея Руси великий князь Иоанн». Изображение двуглавого орла менялось в зависимости от того, какой царь правит. Особый интерес вызывают печати смутного времени. В 16-17 веках существовали две государственные печати – большая и малая.
В 1882 году было точно регламентировано употребление 3-х государственных печатей – большой, средней и малой. Большая печать прикладывалась к законам, различным учредительным актам государственного значения, дипломам на графское и княжеское достоинство. Средняя удостоверяла грамоты городам, договоры с иностранными государствами. Малая печать прикладывалась к грамотам на пожалование земли, на почётное гражданство.
После того как в 1699 году был учреждён первый и высший орден России –
орден Андрея Первозванного, изображение всадника, поражающего змия,
как правило, окружается цепью ордена. На печатях отразилось территориальное расширение Российской империи – на них стали помещать изображения гербов вновь присоединенных территорий.
Временное правительство изменило герб российской империи. Двуглавый орёл изображался без корон и всадника, а также без гербов территорий, входящих в царский титул. Под орлом помещалось изображение Таврического дворца.
Алтайская семья: тюрские, монгольские языковые группы.
Форманты – повторяющиеся части, которые формируют имя собственное: суффиксы, окончания, существительные. Продуктивные форманты: -ская для названий улиц, - ск и – град для названий городов. Непродуктивные форманты: название города от имени, речные форманты, - ль.
Субстрат – название, происходящее из языка народа, раньше жившего на данной территории. Например, многие топонимы Германии имеют славянское происхождение: Шверин (Зверин), Дрезден(«дрязга»), Лейпциг (Липск), Любек ,,(любичи).
Происхождение географических названий. Село могло быть названо по сравнительно редкому природному признаку( Дубровка), по местной церкви(Рождественское), по имени или фамилии владельца(Пушкино). Названия городов связаны с именами их основателей или владельцев(Киев, Ярославль, Владимир), по реке(Воронеж, Вологда, Москва), по занятиям жителей(Соликамск, Галич), по пунктам сбора дани(Мытищи),в честь правителей и исторических личностей(Калининград). Названия рек в основном связаны со словом «вода», «река»(Кама, Лена, Амур, Волга).
Названия современных народов связаны с территорией, названием рек, стран, с названием племени, со словами «люди», «немые». Русские – от слова «Русь», украинцы – от слова «окраина», эстонцы – жители у воды, немцы – «немые», не говорящие на славянском языке, японцы – от названия страны Япония, французы – от племени франков.
Системы личных имен. Русская система: имя, отчество, фамилия (двойные имена не приняты, двойные фамилии встречаются редко). Исландская система: имя, отчество. Западноевропейская система: имя, фамилия (распространены двойные, тройные имена). Испанская система: двойная фамилия, которая образуется из первых фамилий отца и матери.
Развитие русской антропонимической системы. В Киевской Руси верхушка общества имела двуосновные имена (Святослав, Ратибор, Ярополк). Имена дружинников и общинников имели одну основу (Добрыня, Гордята), иногда они носили прозвищный характер (Волчий Хвост). С принятием христианства появились календарные имена (помещенные в святцах). До 13 – 14 веков большинство князей имели некалендарные и календарные имена. У большинства населения сохранились дохристианские имена. Среди некалендарных имен русских дворян 16 века были Меньшик, Третьяк, Истома, Замята, Нечай. У непривилегированного населения были распространены названия животных, птиц, растений.
Со 2.пол. 15 века начинают складываться фамилии у русских феодалов. Княжеские фамилии создавались на основе прилагательных, указывающих на землю или удел, где княжил тот или иной князь; по имени отцов и дедов. Некняжеские фамилии были патронимичные. У городских низов фамилии были связаны с родом занятий. Большинство крестьян оставались без фамилий вплоть до отмены крепостного права. В к.18 – 19 веков появляются фамилии у духовенства: по названию церквей, приходов. Были семинарские фамилии, в них хотели отразить качества необходимые для священнослужителя (Тихомиров,Добролюбов). Фамилии давали по экзотическим растениям (Кедров), географическим или библейским названиям (Иерусалимский), переводились на латынь (Флоренский).
Задания.
1. Собрать сведения:
а) О происхождении названий и сёл, деревень, рек своего района и названия районного города;
б)О происхождении своей фамилии, своего имени и имен близких родственников ;
в) О происхождении названий древних городов Брянщины.