Рабочая программа разработана на основе программы В. И. Буганова, П. Н. Зырянова, А. Н. Сахарова, С. И. Козленко и ориентирована на использование учебника «История России. Конец XIX начало XXI века», авторы Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления.
Способность учащихся понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Учебник «История России. Конец XIX начало XXI века», авторы Н. В. Загладин, Ю. А. Петров
№ п/п | Тема раздела, урока | Элементы содержания | Планируемый результат | Вид контроля | Работа с детьми с ОВЗ | Дата проведения |
план | факт |
Раздел 1. Россия и мир в начале XX века. (11 часов) |
1. | Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития. | Особенности экономического исоциального развития в условиях ускоренной модернизации «Новый империализм», вторая промышленная революция, реформизм, новые идеологические течения | Знать факты, процессы, позволяющие понимать целостность исторического процесса | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
2. | Модернизация в странах Европы, США Японии. | Образование монополий, концентрация производства, слияние государственного и частного капитала | Уметь производить поиск исторической информации в тексте параграфа | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
3. | Россия на рубеже XIX – XX веков. | Исторические особенности регионов. Борьба народов за преобразования | Уметь систематизировать разнообразную информацию на основе своих представлений | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
4. | Кризис империи: русско-японская война | причины войны, характер. Отношение Российского общества к войне. Влияние войны на экономическое и политическое положение страны | Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов прошлого; | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
5. | Кризис империи: революция 1905-1907 гг. | Парламент, фракция, революция, стачка, забастовка, крестьянские волнения, политизация рабочего движения, Государственная Дума | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
6 | Политическая жизнь страны после Манифеста17 октября 1905 г. | идейные течения, политические партии в общественном движении России на рубеже XIX-XX вв. | Уметь охарактери-зовать правление первых русских князей: | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
7 | Третьеиюньская монархия и реформы П. А. Столыпина. | Третьиюньский государственный переворот. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы П. А. Столыпина чересполосица, отруб, хутор, круговая порука | умение использовать принципы причинно-следственного анализа для изучения исторических процессов и явлений | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
8 | Культура России в конце XIX – начале XX веков | «Серебряный век», декаданс, символизм, футуризм | Рассматривать исторический процесс в его развитии и взаимосвязи | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
9 | Колониализм и обострение противоречий мирового развития начале XX в. | Исторические особенности регионов. Борьба народов за преобразования | Уметь систематизировать разнообразную информацию на основе своих представлений | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
10 | Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
11 | Первая мировая война | Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические последствия | Уметь анализировать ситуацию в развитиимеждународных отношений. Работа с исторической картой | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
12 | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
13 | Итоговый урок по разделу. | Даты и термины раздела | Повторение, обоб-щение и структури-рование пройден-ного материала | Итоговый | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
Раздел 2. Россия и мир между двумя мировыми войнами. |
14 | Февральская революция в России 1917 г. | Субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, бонапартистская политика, однородное социалистическое правительство | Умение работать с различными источниками получения информации по данной теме | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
15 | Переход власти к партии большевиков. | Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, наркоматы, Учредительное собрание, рабочий контроль, национализация, продовольственная диктатура, культурная революция | Умение критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
16 | Гражданская война и интервенция. | Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. | Получение и углубление знаний, их систематизация и обобщение на основе изучения разнообразных источников, развитие широкого спектра аналитических умений | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
17 | Завершение Гражданской войны и образование СССР. | Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны, «зеленое движение» | Умение критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
18 | От военного коммунизма к нэпу. | Земельный кодекс, политика «ограничения кулачества как класса» | Рассматривать исторический процесс в его развитии и взаимосвязи с современностью | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
19 | Культура Страны Советов в 1917 – 1922 гг. | приоритеты компартии, новый этап «культурной революции» | Умение критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию | текущий | Индивидуальный дифференци-рованный под-ход | | |
20 | Советская модернизация экономики | ГУЛАГ, ОГПУ, режим личной власти, Особое совещание | Рассматривать исторический процесс в его развитии и взаимосвязи с современностью | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
21 | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
22 | Культ личности И. В. Сталина. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
23 | Культура и искусство СССР в межвоенные годы. | приоритеты компартии, новый этап «культурной революции» | Умение критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
24 | Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны. | Социальная ответственность государства за благосостояние трудящихся | Сформировать мировоззренческие взгляды и принципы, уметь соотносить их с исторически возникшими мировоззренческими системами | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
25 | Ослабление колониальных империй. | цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Политика Коминтерна. Принцип мирного сосуществования и пролетарского интернационализма Фашистский режим в Италии. Фашистская диктатура в Германии. Тоталитаризм, корпорации, достижение национального величия | Умение использовать для аргументации исторические сведения | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
26 | Международные отношения между мировыми войнами. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
27 | Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX века. | Модернизм,абстракционизм, футуризм, конструктивизм, метод потока сознания, фактор общественного развития | Умение критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
28 | Итоговый урок по разделу. | Даты и термины раздела | Повторение, обоб-щение и структури-рование пройден-ного материала | Итоговый | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
Раздел 3. Человечество во Второй мировой войне. |
29 | От европейской к мировой войне. | Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические последствия. | Уметь работать сосправочной литературой, текстом учебника, документом, анализировать, сравнивать | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
30 | Начальный период Великой Отечественной войны. | Тройственный пакт, план «Барбаросса», | Знать факты, процессы, позволяющие понимать целостность исторического процесса | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
31 | Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г.на Восточном фронте. | Великая Отечественная война: основные этапы, военные действия. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Победа Красной Армии под Москвой Основные понятия -блицкриг, стратегическая оборона, оккупационный режим, стратегическая инициатива Мобилизация страны на войну. Перевод экономики на военные рельсы. Идеология и культура в военные годы Партизанское движение. Оккупационный режим. Эвакуация, слаженное военное хозяйство | Отработка умения: составлять тезисный план; проводить сравнительный анализ | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
32 | Коренной перелом в Великой Отечественной войне. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
33. | Наступление Красной армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
34. | Причины, цена и значение великой Победы. | Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов послевоенного переустройства мира. СССР в антигитлеровской коалиции. Конференция союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения Антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция | амостоятельно работать с текстом учебника, справочной и другой литературой; делать обобщения и выводы; | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
35. | Великая Отечественная война (повторение). | Даты и термины раздела | Повторение, обоб-щение и структу-рирование прой-денного материала | Итоговый по разделу | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
Раздел 4. Мировое развитие в послевоенные десятилетия. |
36 | Советский союз в последние годы жизни И. В. Сталина. | биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. «Холодная война», ее влияние на экономику и политику. Карибский кризис Основные понятия -«Холодная война», «социалистический лагерь», страны «третьего мира» | Развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
37. | Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. | десталинизация, диссиденты, «оттепель», волюнтаризм, территориальные претензии, «номенклатурная либерализация» | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
38. | Советское общество конца 50-х – начала 60-х гг. | экономические реформы середины 60-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. «Застой», как проявление кризиса советской модели. Конституция 1977 г. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг Основные понятия -«Доктрина Брежнева», парад суверенитетов | Овладение знаниями фактов, понятий теорий, | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
39 | Страны Западной Европы и США после войны. | Складывание мирового сообщества. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира» | Уметь анализировать ситуацию в развитии международных отношений | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
40 | Падение мировой колониальной системы. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
41 | «Холодная война» и международные конфликты 1940 – 1970-х гг. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
42. | Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
43 | Итоговый урок по разделу. | Даты и термины раздела | Повторение, обоб-щение и структу-рирование прой-денного материала | Итоговый | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
Раздел 5. Россия и мир в 1960 – 1990-е гг. |
44 | Технологии новой эпохи. | Общие черты развития стран | Сформировать мировоззренческие взгляды и принципы, уметь соотносить их с исторически возникшими мировоззренческими системами | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
45 | Становление информационного общества. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
46 | Кризис «общества благосостояния». | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
47 | Неоконсервативная революция 1980-х гг. | Неоконсерватизм, ВВП, единая европейская системаправовых норм, НАФТА, НАТО, ЕС, Маастрихтские соглашения, | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
48 | СССР: от реформ к застою. | экономические реформы середины 60-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. «Застой», как проявление кризиса советской модели. Конституция 1977 г. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг Основные понятия -«Доктрина Брежнева», парад суверенитетов | Уметь проводить сравнительный анализ экономического курса Н. С. Хрущева и экономического курса Л. И. Брежнева. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
49 | Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
50 | Развитие гласности и демократии в СССР. | политика гласности. Отмена цензуры, развитие плюрализма в СМИ. Формирование многопартийности. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР. Основные понятия -Президентская республика, гражданское общество | Развивать умение работать с периодической печатью | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
51 | Кризис и распад советского общества. | становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября-октября 1993 г.Конституция Российской Федерации 1993 г. Чеченский конфликт. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Основные понятия -постиндустриальное общество | Знать и понимать основные принципы, диалектику нового политического мышления. | текущий | Индивидуальный дифференци-рованный под-ход | | |
52 | Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг. | | роль России после победы над Наполеоном в международных отношениях | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
53 | Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития. | Блок Меркасур, Андский пакт | Уметь работать со справочной литературой, текстом учебника, документом, анализировать, сравнивать | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
54 | Социально- экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950-1980-е гг. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
55 | Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны». | Отработка умения работать индивидуально и в группе | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
56 | Итоговый урок по разделу. | Даты и термины раздела | Повторение, обоб-щение и структу-рирование прой-денного материала | Итоговый | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
Раздел 6. Россия и мир на современном этапе развития. |
57 | Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия. | Основные достижения научно-технического процесса | Отработка умения работать индивидуально и в группе | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
58 | Интеграция развитых стран и её итоги. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
59 | Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г. | Политический кризис сентября-октября 1993 г.Конституция Российской Федерации 1993 г. Чеченский конфликт. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Основные понятия -постиндустриальное общество | Уметь выстраивать собственную позицию | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
60 | Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
62 | Россия на рубеже веков: по пути стабилизации. | Основные события истории России на рубеже XX – XXI веков | Проанализировать основные направления развития РФ | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
63 | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
64 | Духовная жизнь России в современную эпоху. | Культура России сегодня | Уметь охарактеризовать основные процессы духовной жизни России в современную эпоху. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
65 | Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе. | Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировых интеграционных процессах | Знать особенности мировых интеграционных процессов | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
66 | Россия и складывание новой системы международных отношений. | Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации. ЕЭС, Евразийское экономическое сообщество, ОСНВ – 2, «Группа восьми» | Отработка умения работать индивидуально и в группе Знать глобальные проблемы человечества | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
67 | Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. | текущий | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |
68 | Итоговое повторение. | Даты и термины | Повторение, обоб-щение и структу-рирование прой-денного материала | Итоговый | Индивидуальный дифференцирован-ный подход | | |