Просмотр содержимого документа
««Опыт духовно-нравственного воспитания и образования на уроках истории».»
Министерство образования и науки РД
МКОУ «Курьимахинская СОШ»
Доклад
на ШМО учителей истории и обществознания на тему: «Опыт духовно-нравственного воспитания и образования на уроках истории».
Подготовил учитель истории
Алиев Арсен Магомедович
Курьи 2018
Содержание
Введение 2-5
Сущность, духовно-нравственного воспитания 6-10
Цель и задачи духовно-нравственного воспитания 11-13
Методы духовно-нравственного воспитания 14-17
Заключение -4
Список используемой литературы -6
Приложение
Введение.
Современный этап развития российского общества характеризуется значительными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны, сменой приоритетов и нравственных устоев в сознании людей. При этом российское общество испытывает острую потребность в личностях, наделенных такими духовно-нравственными качествами: как патриотизм, совестливость, доброта, отзывчивость, терпимость, скромность, деликатность и др. Комплекс же гуманитарных предметов, изучаемых в школе, не выполняет в полном объеме своей воспитательной функции. Таким образом, актуальность исследований, посвященных духовно-нравственному воспитанию, в современном обществе особо возрастает.
Сложенный на протяжении многих веков опыт нравственного воспитания, при умелом использовании может оказать положительное влияние на формирование духовности и нравственности граждан современной России.
Правильное соотношение, традиционного опыта воспитания и наиболее часто используемых форм современной воспитательной практики, несомненно, приведет к позитивным изменениям.
Использованию прогрессивных идей прошлого, развитию теории и практики духовно-нравственного воспитания посвящены труды отечественных педагогов В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.А. Добролюбова, А.С. Макаренко, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, А.Н. Радищева, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого, а позже О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, Б.Т.Лихачева, И.С. Марьенко, И.Ф. Свадковского, И.Ф. Харламова, Н.Е.Шуриковой и др.
В психолого-педагогических исследованиях последних лет (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, А.П, Балицкая, Г.Н. Волков, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров) отмечается низкий уровень духовно-нравственного развития у молодого поколения, слабая обеспеченность условий для
духовного развития. Особое беспокойство вызывает отсутствие у подростков желания к освоению нравственных норм.
Цель исследования: теоретический анализ основных положений
духовно-нравственного воспитания и обмен педагогическим опытом.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования: основные положения духовно-нравственного воспитания обучающихся в процессе изучения истории.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать цель и задачи духовно-нравственного воспитания;
дать анализ методов духовно-нравственного воспитания;
обмен педагогическим опытом на примере духовно-нравственного воспитания на уроке истории в 5 классе.
Методологическую основу исследования составили идеи гуманизации образования (В.Г1. Бездухов, Б.С. Гершунский, А.Н. Хузиахметов, Е.Н. Шиянов и др.); отечественные и зарубежные концепции культуры (А.И. Арнольдов, В.С. Библер, Ю.А. Жданов, Д.С. Лихачев и др.); культурологический подход к взаимодействию в системе «человек- общество» (А.В. Ахугин, А.А. Вербицкий, Г.Д. Гачев); фундаментальные положения философии, социологии, педагогики о сущности нравственной культуры личности, социальной обусловленности ее развития (Е.В. Никанорова, И.С. Кон и др.).
Некоторые положения этого исследования могут вызвать неоднозначную оценку среди педагогов и историков. Ясно одно: государству в короткие сроки необходимо изменить концепцию исторического образования, учитывая потребность в воспитании высоконравственной личности и патриота своей Родины. И эту задачу в первую очередь придется выполнять нам с вами.
Результаты данного исследования могут быть использованы в школьной практике духовно-нравственного воспитания молодежи на уроках истории.
Сущность духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающее место в системе духовного воспитания личности. Знакомство с историческим наследием и умение учится у своих предков, черпая духовно-нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.
В современных условиях учащиеся столкнулись с потоком исторической информации, в которой часто теряется самое главное ценностное содержание изучаемого факта. Если раньше «белые пятна» истории вызывали огромный исследовательский интерес, то в начале нового тысячелетия люди больше нуждаются не в увеличении исторических знаний, а в их углублении, в постижении смысла тех явлений, которые изучаются большинством исследований. Возрастание объема исторических знаний происходит каждодневно, но оно не делает человечество более духовным, нравственно чище и добрее. Напротив, всевозрастающий интерес к истории больше сводится к поиску исторических подробностей, а не к поиску глубинных причин изучаемых явлений, извлечению уроков из истории. Как-то в одном из интервью патриарх Алексей II сказал о том, что «никогда народы мира в такой полноте не знали своего прошлого, но никогда настолько от него не удалялись».
Таким образом, дело вовсе не в методике преподавания истории, не в отсутствии учебников по изучению предмета, а в целях исторического образования. Ряд педагогов бьют тревогу по вопросу о необходимости срочного пересмотра стратегии исторического образования.
Педагог Л. С. Выготский считает, что нравственное воспитание только тогда эффективно, когда оно не идет вслед за спонтанным развитием учащихся, а способствует обогащению их поведенческого опыта, формированию личностных качеств, находящихся в стадии зарождения. Его вывод таков: нравственное воспитание должно идти впереди личностного развития.
Ряд современных ученых проводят диагностику нравственной сферы. Их выводы сводятся к следующему; не смотря на гуманизацию современного образования, на увеличение предметов гуманитарного цикла, нравственное состояние общества продолжает падать, если сравнивать его с советской эпохой. В обществе снижается престиж таких понятий как патриотизм, самопожертвование, альтруизм, гуманизм, коллективизм. Психолог А. Гармаев даже вывел законы, связанные с падением нравственности человека:
в обществе действует закон оскудения нравственных сил, вызванный дефицитом добра, любви в душах людей по причине того, что у них отсутствует источник пополнения нравственных сил,
закон хранения истины, суть которого сводится к попытке отыскать источник нравственного, чтобы выработать духовные ценности;
закон опережения духовно-нравственного развития над умственным.
Вывод А. Гармаева совпадает с точкой зрения Л. С. Выготского:
духовное развитие человека должно опережать интеллектуальное. Практически это означает, что сначала надо воспитывать духовнонравственные чувства в учениках, подключать их к духовно-нравственному опыту человечества, а затем на этой основе наделять их знаниями и учить их добывать новые. Поэтому педагогика духовно-нравственного воспитания должна строится в основном на внутреннем духовном росте ребенка, а педагог должен создать условия для этого роста.
О роли учителя в деле нравственного просвещения рассуждает историк А. Гуревич. По его мнению, педагог-историк должен: 1) развивать в ученике собственное самосознание; 2) научить понимать ученика историческую изменчивость человека; 3) показать ученикам, что любая историческая эпоха является самостоятельной ценностью и уникальной в своем роде. А. Гуревич считает, что учитель должен донести до ученика главную мысль истории о том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся ценности той или
иной цивилизации. Он считает, что такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать.
А. Гуревич отмечает, что история помогает человеку понять и развивать свое самосознание. Почему люди не уважают ценности других персон? Ответ очевиден: отсутствует собственное самосознание и потому отсутствует уважение и к другим людям, как к своим современникам, так и предкам. История в состоянии показать, что в разные исторические эпохи существовала разная духовная, умственная, интеллектуальная деятельность. Дело не в незнании истории, а в неумении её слышать. Следовательно, надо научить оценивать исторические эпохи с позиции тех ценностей, которые были ядром исследуемой эпохи. Вот почему нельзя измерять тоталитарную эпоху демократическими ценностями или оценивать средневековую религиозность с позиции общечеловеческих ценностей. Дело ученика - попытаться понять суть происходившего в прошлом и сделать для себя вывод - подходит ли ему этот образец поведения людей, который он изучил. Учитель не должен исключать, что оценка того или иного исторического факта у ученика может измениться, если изменятся ценности ученика. История одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история, а её оценка. Вот почему современные учебники так полярно порой подходят к интерпретации известных фактов.
Итак, какие элементы духовно-нравственного воспитания может развивать учитель на уроке истории? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо дать формулировку следующим понятиям: нравственность, мораль, этическая культура, нравственная культура, личность. Сделаем это на основе выводов А. И. Шемшуриной.
Духовность - это особое эмоционально-нравственное состояние личности, которая ориентируется на абсолютные ценности и пытается реализовать их в предметной деятельности и общении.
Под нравственностью следует понимать выработанные личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждения в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.
Мораль - это обусловленная жизненным опытом поколений совокупность норм, принципов и идеалов, определяющая ценностные основы жизнедеятельности человека среди людей, воспринимающая их как личностное достояние.
Нравственная культура - осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственно-ценностных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе.
Этическая культура — сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентации, духовных потребностей и мотивов, образа жизни, личности, основой которой является служение жизни, человеку, прогрессу.
Все вышеназванные понятия ориентированы на формирование личности, которая является целью всего педагогического процесса.
Личность - это нравственно-ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение того или иного действия, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.
Воспитание - это процесс привития и развития определенного набора чувств и навыков.
Духовно-нравственное воспитание - это процесс привития и развития духовно-нравственных ценностей.
В последнее время наблюдается тенденция попытки подмены духовнонравственного воспитания религиозным. Определенная религиозная концепция не является абсолютным монополистом в деле сохранения и распространения духовно-нравственного наследия человечества, это лишь определенный сектор человеческой культуры.
Итак, духовно-нравственное воспитание — это привитие и развитие духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание является одним из краеугольных камней российского среднего образования.
Учебный предмет история обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания, сущность которого сводится к приобщению обучающихся к духовно-нравственному наследию и традициям народов России.
Педагогическая с тратегия школьного образования должна заключаться в том, что духовно-нравственное воспитание должно опережать интеллектуальное развитие, с одной стороны, и не в коем случае, не должна сводиться к насаждению в школе Закона Божьего, с другой.
Цель и задачи духовно-нравственного воспитания.
Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию духовно-нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым, как духовные ценности. Морально- нравственные ориентиры способствуют складыванию у учеников этической культуры, которая так же может стать предметом исследования на материалах исторического наследия. А вопросы, которые возникают у учащихся, связанные с их моральными установками могут пересекаться с проблемами, которые решали люди в разных исторических эпохах. Так источниками нравственной культуры могут стать: 1) труды выдающихся отечественных и зарубежных мыслителей; 2) народная педагогика; 3) духовно-Нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд; 4) произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.
Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и в конечном счете на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но ни в коем случае не навязывающей свои ценности.
Воспитательные задачи урока можно свести к следующим:
действовать в положительном направлении, взывая к лучшим началам в человеке и показывая и их на широком историческом материале;
определить суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, (что есть добро и зло и как менялись представления о них и другие нравственные категории в разные периоды история человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т.д.);
взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории:
способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.
Можно выделить ряд аспектов духовно-нравственного воспитания на уроках истории:
аксеологический - обращение учащихся к высшим ценностям;
гносеологический - включение учащихся в процесс познания высших ценностей;
когнитивный - познание учащихся через призму высших ценностей самого себя и своих возможностей;
ориентационный - выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношение к миру, людям и самому себе;
результативный - механизм становления структуры человеческого «я».
Главная цель духовно-нравственного воспитания заключается в
следующем: включить учащихся в процесс осознания и переживания духовно-нравственных ценностей в качестве потребностей личности, субъективно-значимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе исторических фактов.
Реализация этой цели включает в себя ряд задач воспитания:
целенаправленность;
процесс взаимоотношения педагога и ученика;
создание воспитательной среды;
содержание воспитания;
творческий характер воспитания.
Многоплановость этого процесса побуждает к созданию системы духовно-нравственного воспитания на протяжении двух концентров при изучении истории. С одной стороны деятельность учителя должна быть направлена на накопление в учениках знаний, умений, навыков, с другой стороны учителю необходимо формировать в учениках отношения к приобретенным знаниям.
Существуют три формы, при помощи которых может осуществляться воспитательный процесс: рационалистическая, эмоциональная и
поведенческо-волевая.
Рациональная форма включает в себя содержание мыслительной деятельности, и само умение мыслить.
Эмоциональная - восприятие любого знания через призму эмоционального строя личности.
Поведенческо-волевая предусматривает отношение к узнанному, определяя сознательное действие ученика, которое проявляется в поступках, в определении своей позиции по конкретному вопросу.
Рационалистическое и эмоциональное познания должны быть обращены к смысловому обогащению ученика, при помощи которого учение совершает нравственное или безнравственное действие.
Таким образом, главная цель духовно-нравственного воспитания - включение учащихся в процесс осознания и переживания духовнонравственных ценностей в качестве потребностей личности, субъективнозначимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе исторических фактов.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
целенаправленность;
процесс взаимоотношения педагога и ученика;
создание воспитательной среды;
содержание воспитания;
творческий характер воспитания.
Формы осуществления воспитательного процесса: рационалистическая, эмоциональная и поведенческо-волевая.
Методы духовно-нравственного воспитания.
Маленкова Л.И. выделяет группы методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках истории: 1) методы убеждения; 2) методы организации деятельности учащихся; 3) возрастно-оценочные.
Методы убеждения направлены на рациональную сферу отношения Убеждение это процесс логического обоснования какого-либо суждения, умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и сознательное отношение к ней учащихся, воспринимающих информацию исторического характера. Процесс убеждения предполагает изменение сознания ученика, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею. Следовательно, необходима явная или скрытая дискуссия, цель которой состоит в достижении понимания и переживания.
Основное назначение методов убеждения - убеждать учащихся в объективности, истинности, в жизненной необходимости овладения общественно-ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающее мира, прошлого.
Существуют 4 группы методов убеждения:
информационные, когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасного и безобразного (например, этика «Домостроя» или «Наука побеждать» А. В.Суворова);
поисковые, когда учащиеся включаются в поиск ответов на поставленные проблемы (например, что есть положительное или отрицательное в изучаемой эпохе, периоде Отечественной истории, деятельности ряда исторических личностей: Ивана Грозного, Петра I, Екатерина II, Сталина, Горбачева и т.д.);
дискуссионные, когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, этических, религиозных проблем (например,
по какому пути могла пойти Россия в 1917 году, если бы не произошла Октябрьская революция и т.д.);
взаимного просвещения, когда понятия обогащаются взаимным участием через различные организационные формы доклады, устные журналы, дневники, выставки творчества, коллективные газеты, диспуты и т.д.).
Выбор и результативность методов убеждения определяется технологией и педагогической техникой их исполнения. Назову некоторые из них:
компетентность и убежденность самого педагога в предмете убеждения;
актуальность избранной темы;
опора на имеющийся у ученика опыт;
тщательный отбор содержания, обеспечение активной позиции ученика;
Другая группа методов - методы организации деятельности учащихся, которые призваны воздействовать на поведенческую деятельностную сферу формирующегося отношения. Их цель научить учащихся определенным навыкам умениям, формам поведения от простейших действий до сознательных актов. В их основе лежит практический опыт людей, которые приобретали его деятельно. Богатая палитра этих методов выглядит так:
педагогическое требование - перевод воспитания от внешнего к внутреннему и превращение механизма воспитания в самовоспитание. Содержание требования определяется общественными нормами истины, добра, красоты. По форме они могут быть прямыми (предписания, инструкции, памятки) и косвенными (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка);
приучение - организация выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения в логике истины, добра и красоты. Приучения могут осуществляться в форме следования определенным правилам культуры поведения, выраженных в обычаях, традициях, правилах этикета;
упражнения, многократные повторения, закрепления, упрочения и совершенствования социально-ценных и личностно-значимых действий и поступков нравственного поведения;
создание воспитывающих ситуаций, в которых ученик становится в ситуацию выбора определенного решения, варианта поведения;
пример из истории в форме социальных правил, предписаний, оценок, традиций, обычаев.
Методические правила позволяют педагогу технологически верно инструктировать различные варианты' методов организации деятельности учащихся. Вот некоторые из них:
цель организации должна быть полезна для общества, других людей и субъективно переживаться как личностно-значимая, приносящая удовлетворение каждому из участников, коллективная деятельность предпочтительнее индивидуальной;
обеспечение активности каждого ученика как участника деятельности, технологическая четкость;
позитивная оценка и постоянный педагогический анализ и корректировка;
скрытая педагогическая позиция учителя, организующего деятельность детей.
Третий вид методов получил название возрастно-оценочных, сущность которых сводится к одобрению и осуждению, поощрению и наказанию. Их
назначение, регулирующее через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности учащихся: стимулирование положительных и торможение отрицательных.
Все методы воспитания опираются на опорные точки: природа, культура, люди, дела, я.
Опорные точки существуют и при изучении истории:
события прошлого и настоящего;
идеалы и ценности и религиозные верования;
отечество;
личность и ее роль в истории;
язык;
семья;
традиции и культура.
Итак, мы выделяем 3 группы методов духовно-нравственного воспитания
методы убеждения:
информационные;
поисковые;
дискуссионные;
взаимного просвещения;
методы организации деятельности учащихся;
педагогическое;
приучение;
упражнения многократные повторения, закрепления, упрочения и совершенствования социально-ценных и личностно-значимых действий и поступков нравственного поведения;
создание воспитывающих ситуаций;
пример истории;
возрастно-оценочные.
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории в 5 классе.
У истории есть свой воспитывающий потенциал, напрямую зависящий от содержания рабочих программ. Программа по истории в 5 классе обладает огромным воспитательным духовно-нравственным потенциалом, т.к. она закладывает основы духовности и нравственности обучающихся
посредством огромного мифолого-культурного пласта мирового наследия.
По нашему глубокому убеждению теоретический анализ основных положений духовно-нравственного воспитания и обмен педагогическим опытом не возможен без конкретного практического примера, т.к. теория дает лишь абстрагированное понятие, т.е. набор знаний оторванных от практического опыта. Вашему вниманию предлагается разработка одного из уроков истории в 5 классе.
Заключение.
В заключение необходимо подвести итоги.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи.
Перед нашим обществом стоит важная цель - формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.
Духовно-нравственное воспитание - это процесс привития и развитие духовно-нравственных ценностей.
Учебный предмет история обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания, сущность которого сводится к приобщению обучающихся к духовно-нравственному наследию и традициям народов России.
Педагогическая стратегия школьного образования должна заключаться в том, что духовно-нравственное воспитание должно опережать
интеллектуальное развитие, с одной стороны, и не в коем случае, не должна сводиться к насаждению в школе Закона Божьего, с другой.
Главная цель духовно-нравственного воспитания - включение
учащихся в процесс осознания и переживания духовно-нравственных ценностей в качестве потребностей личности, субъективно-значимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе исторических фактов.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
целенаправленность;
процесс взаимоотношения педагога и ученика;
создание воспитательной среды;
содержание воспитания;
творческий характер воспитания.
Формы осуществления воспитательного процесса: рационалистическая, эмоциональная и поведенческо-волевая.
Мы выделяем 3 группы методов духовно-нравственного воспитания
методы убеждения:
информационные;
поисковые;
дискуссионные;
взаимного просвещения;
методы организации деятельности учащихся;
педагогическое требование;
приучение;
упражнения, многократные повторения, закрепления, упрочения и совершенствования социально-ценных и личностно-значимых действий и поступков нравственного поведения;
создание воспитывающих ситуаций;
пример истории;
возрастно-оценочные.
Нами изложена технология духовно-нравственного воспитания в 5 классе на примере разработки урока по теме: Поэма Гомера «Илиада».
В данном уроке нами использованы все 3 вышеизложенные группы методов духовно-нравственного воспитания.
Методы убеждения осуществлены через поисковую и дискуссионную деятельность пятиклассников.
Методы организации деятельности учащихся были представлены педагогическим требованием, приучением и историческим примером.
Отношением к тем, или иным поступкам героев поэмы «Илиада» выражены возрастно-оценочные методы.
Мы убеждены, что в данной работе нами исчерпывающе достигнуты поставленные в исследовании цель и задачи.
Некоторые положения этого исследования могут вызвать неоднозначную оценку среди педагогов и историков. Ясно одно: государству в короткие сроки необходимо изменить концепцию исторического образования, учитывая потребность в воспитании страной высоконравственной личности и патриота своей Родины. И эту задачу в первую очередь придется выполнять нам с вами.
Список используемой литературы:
Арасланова О.В.. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. - М, 2005г.
Барташева Н. А., Воронина М, В. Духовная жизнь России: имена, идеи, лица. // Первое сентября, 2008, № 20.
Бахтина О. И. Нравственное воспитание в 5 классе. // Преподавание истории в школе, 2007, №1
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая С.С.. История Древнего мира. 5. -М, 2004.
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. - М., 1998.
Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: Сборник статей /Сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. — СПб., 2004.
Кочергина Л.Л.. История Древнего мира. 5. Поурочные планы. - Волгоград, 2004г.
Короткова М В., Студенкин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М., 1999.
Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - С-Пб, 2002.
Ю.Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М., 2009.
11 .Маленкова Л, И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.
Методика преподавания истории в общеобразовательной школе / Под общей ред. А. Д. Белявского, И, В. Берельковского. - Нижний Новгород, 2000.
Михеев Б. Н. Формирование гуманистических чувств на уроках истории. // Преподавание истории в школе, 2009, № 5