kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания по выполнению практических заданий.Учебная дисциплина "История"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические заня­тия отнесены к основным видам учебных занятий наряду с другими, поэтому выполнение практических заданий обязательно для каждого студента и определяется  учебным планом в соответствии с ФГОС СПО по профессии 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

Рекомендуемое количество часов на выполнение  практических заданий  по учебной дисциплине «История» составляет 10 часов и соответствует 10 практическим работам.

      Выполнение студентами  практи­ческих заданий способствует

·        обобщению, систематизации, углублению, закреплению по­лученных теоретических знаний по конкретным темам учебной дисцип­лины

·        «История»;

·        формированию умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практичес­кой деятельности;

·        выработке при решении поставленных задач таких про­фессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответ­ственность, точность, творческая инициатива.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению практических заданий.Учебная дисциплина "История"»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕРОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»











ИСТОРИЯ



Методические указания

по выполнению практических заданий



для обучающихся по профессии 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Разработчик:

Косинова Наталья Владимировна

преподаватель общественных дисциплин

первая квалификационная категория











Серов

2015

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Рекомендации по работе с методическими указаниями………………….5

Практическая работа № 1по теме:

«Политическая раздробленность Руси»………………………………….. 6

Практическая работа №2 по теме:

«Россия в царствование Ивана Грозного»………………………………..7

Практическая работа №3 по теме

«Церковный раскол»……………………………………………………….8

Практическая работа №4 по теме

«Просвещенный абсолютизм»…………………………………………….12

Практическая работа №5 по теме

«Эпоха дворцовых переворотов»………………………………………..13

Практическая работа №6 по теме

«Отечественная война 1812 года»……………………………………….22

Практическая работа №7 по теме

«Революция 1905 – 1907 гг.»…………………………………………….23

Практическая работа №8 по теме

«Новая экономическая политика»………………………………………24

Практическая работа №9 по теме

«Великая Отечественная война»………………………………………..25

Практическая работа №10 по теме

«Распад СССР»…………………………………………………………..26







Введение.

Практические заня­тия отнесены к основным видам учебных занятий наряду с другими, поэтому выполнение практических заданий обязательно для каждого студента и определяется учебным планом в соответствии с ФГОС СПО по профессии 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

Рекомендуемое количество часов на выполнение практических заданий по учебной дисциплине «История» составляет 10 часов и соответствует 10 практическим работам.

Выполнение студентами практи­ческих заданий способствует

  • обобщению, систематизации, углублению, закреплению по­лученных теоретических знаний по конкретным темам учебной дисцип­лины

  • «История»;

  • формированию умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практичес­кой деятельности;

  • выработке при решении поставленных задач таких про­фессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответ­ственность, точность, творческая инициатива.



Выполнение практических заданий по учебной дисциплине «История» направлено на усвоение знаний:

  • основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизации всемирной и отечественной истории;

  • современных версий и трактовок важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • особенностей исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основных исторических терминов и дат.



Выполнение практических заданий по учебной дисциплине «История» способствует формированию умений:

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.





Выполнение практических заданий по учебной дисциплине «История» формированию общих компетенций.





































Рекомендации по работе с методическими указаниями.

Методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине «История» содержат 10 практических работ.

Практические задания выполняются в тетрадях предназначенных для их выполнения, которые хранятся у преподавателя.

Прежде, чем приступить к выполнению задания необходимо ознакомиться с:

  • наименованием темы работы;

  • целью и задачами работы;

  • предлагаемым заданием;

  • руководством по выполнению работы (алгоритм деятельности);

  • доступ к источникам информации;

  • требованиями к оформлению;


Балльная оценка за каждое выполненное практическое задание или лабораторную работу переводиться в 5-ти балльную систему оценивания в соответствии со шкалой:

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

96 ÷ 100

5

отлично

76 ÷ 95

4

хорошо

50 ÷ 75

3

удовлетворительно

менее 50

2

неудовлетворительно



Оценка выставляется в журнал теоретического обучения.











Практическая работа № 1

Тема. Политическая раздробленность Руси.

Цель: дать характеристику основных политических центров Руси, образовавшихся в период феодальной раздробленности.

Время выполнения – 1час.

Ход практического занятия.

Работая с текстом учебника, заполнить таблицу «Самостоятельные княжества и земли».

Особенности

Территориальные

Экономические

Политические

Новгородская земля




Галицко - Волынское княжество




Владимиро-Суздальское

княжество




































Практическая работа № 2

Тема. Россия в царствование Ивана Грозного.

Цель: дать характеристику основным направлениям внешней политики России во второй половине XVI века.

Время выполнения – 1 час.

Ход практического занятия.

Работая с текстом учебника, заполнить таблицу «Внешняя политика Ивана Грозного».

Задача внешней политики

Пути решения

Итоги





































Практическая работа № 3.

Тема. Церковный раскол.

Цель: дать определение термина «церковный раскол», определить его , причины, рассмотреть содержание церковной реформы патриарха Никона, ее последстия.

Время выполнения – 1 час.

Ход практического занятия.

Работая с историческим источником выполнить задания.

Шаг первый. Составь вопросы к тексту раздела «Истоки», которые начинались бы со слов «кто» и «почему».

Шаг второй. Взаимоконтроль. Работа в паре. Покажи свои вопросы товарищу по парте. Попытайся ответить на его вопросы в своей рабочей тетради.

Шаг третий. Используя материал пункта «Патриарх Никон», ответь на вопрос теста (укажи правильный вариант ответа).

В 1649 году Никон был назначен:

А) Патриархом Всея Руси

Б) архимандритом Новоспасского монастыря

В) главой Новгородской церкви

Г) монархом, главой государства.



Шаг четвертый. Приведенный выше тест называется альтернативным. Составь свой альтернативный тест по данному разделу на тему «Даты».

Шаг пятый. Взаимоконтроль. Работа в паре. Покажи свой тест товарищу. Выполни его тест. Выпиши ответ в тетрадь.

Шаг шестой. Используя материал пункта «Церковные реформы Никона», ответь на вопрос - в чем проявилась суть церковных нововведений?

Шаг седьмой. В приведенном ниже буквенном ряде находятся ключевые термины раздела «Старообрядчество». Найди их, выпиши в тетрадь, сформулируй определения.

СОБОРРАСКОЛКРЕЩЕНИЕРАТЬАВВАКУМДАНЬСТАРООБРЯДЦЫСТОГЛАВРЕФО

Шаг восьмой. Найдите и исправьте в тексте все ошибки.

В середине 17 века в России назрела необходимость проведения реформы Церкви. Начало ее осуществления связано с именем митрополита Макария. Основные мероприятия включали в себя исправление церковных книг по древнерусским текстам, необходимость креститься двумя пальцами, порядок церковного пения и другие. Следствием этой реформы стал раскол в русском обществе, т.к, значительная часть населения не приняла эти нововведения. Церковные деятели пытались повлиять на старообрядцев, особенно ярко призывал к поддержке новшеств Аввакум. Государственные власти не вмешивались в дела Церкви, хотя царское окружение выражало явную симпатию Аввакуму.

Церковный раскол

Истоки. В конце 40-х годов 17 века в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли видные деятели церкви: царский духовник Стефан Вонифатьев, будущие враги Никон и Аввакум, настоятель московского Казанского собора Иоанн и др. Их возмущали нравы духовенства: невежество, пьянство, мздоимство. Ревнители возмущались сокращением церковных служб за счет введения многогласия (одновременного чтения нескольких частей церковной службы). Особенно огорчали их разночтения в богослужебных книгах, накопившиеся из-за ошибок монахов-переписчиков, и различия в исполнении религиозных обрядов.

Повсеместное распространения книгопечатного дела позволяло ввести единообразие в богослужебные книги. Однако было неясно, по каким же оригиналам исправлять тексты.

В 1649 году в Москву прибыл иерусалимский патриарх Паисий. Царь Алексей Михайлович был рад гостю, ибо мечтал распространить власть православного царя «от моря и до моря, и от рек до конца вселенной». Москва виделась ему центром православия, истинного христианства.

Паисий же обвинил Русскую церковь в «отступлении» от греческих обрядов. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священнослужители считали, что исправления следует вносить в соответствии с древними русскими списками.



Патриарх Никон. Никон родился в 1605 году близ Нижнего Новгорода, в семье крестьянина Мины. При крещении был назван Никитой. Отличался высоким ростом и крепким телосложением. Мальчишкой сбежал от злой мачехи в Макарьевский монастырь. Затем стал священником, обзавелся семьей и прожил 10 лет мирно и счастливо. Но в одночасье все его сыновья умерли. Горе потрясло Никиту и его жену, в смерти детей он увидел знамение Божие, призыв уйти из «мира». Уговорив жену подстричься, Никита отправляется на Соловки, где на 31 году жизни подстригается в монахи под именем Никона. Вскоре неуживчивый Никон перебирается в Кожеозерскую обитель, где становится игуменом (настоятель монастыря).

В 1646 году Никон прибыл в Москву по делам монастыря и очаровал царя Алексея Михайловича, любившего людей благочестивых и ревностных в вере. Между царем и Никоном сложились дружеские отношения. По желанию своего друга Никон стал архимандритом московского Новоспасского монастыря – родовой усыпальницы семьи Романовых, а в 1649 году – новгородским митрополитом, то есть вторым лицом в русской православной иерархии. Царь доверил ему не только церковные дела, но и исключительное право надзора над государственным судом в пределах Новгородской земли. С этого момента Никон еще больше утвердился в мысли о превосходстве церкви над государством.

Став в 1652 году патриархом, Никон принялся проводить в жизнь реформу в обрядовой области. Он взял за образец греческие обряды и книги, считая, что это поможет превратить Русскую церковь в центр мирового христианства и противопоставить ее католицизму.

Церковные реформы Никона. Со времени принятия христианства многие религиозные обряды стали совершаться по-иному. Русь стойко держалась старины и вплоть до середины 17 века не помышляла о переменах в освященных веками обычаях.

Темпераментная и страстная натура не позволяла Никону совершить церковную реформу безболезненно для русского религиозного сознания. В 1652 году патриарх решительно заменил на новые те старинные обряды, которые не совпадали с греческими. Было предписано креститься не двумя, а тремя перстами, во время крестного хода двигаться не по солнцу, а против него, поклоны совершать не земные, а поясные. Иначе стало писаться имя Христа – Иисус вместо традиционного Исус. Все иконы и богослужебные книги переписывались по греческим образцам, неисправленные подлежали уничтожению. Были и другие нововведения.

Старообрядчество. Многим верующим реформа казалась серьезным нарушением религиозных догматов, введением «новой веры». Противники вводимых Никоном новшеств с самого начала нашли широкую поддержку в народе. Уже в 1654 году московские посадские люди протестовали против исправлений в церковных книгах и соскабливания, по патриаршему приказу, икон. В результате проведения реформы Никона в церкви произошел раскол – на тех, кто пошел за патриархом («никонианцы»), и тех, кто реформу не принял. Их назвали раскольниками, старообрядцами. Начались преследования старообрядцев. Алексей Михайлович сам возглавил борьбу с расколом. Преследования ломали слабых, но ожесточали сильных. Приверженцы старой веры скрывались в лесах, основывали в глухих местах (особенно на Севере, в Заволжье, на Урале) раскольничьи скиты, где молились по-старому, а Никона и его последователей считали посланцами сатаны. Для старообрядчества были характерны фанатическая преданность старине, яростное неприятие всего нового, особенно иноземного, враждебное отношение к любому светскому знанию. Уверенные в воцарении Антихриста и близком конце света, старообрядческие проповедники учили, что спастись можно лишь «вторым огненным крещением» - самосожжением. Во главе всех старообрядцев встал протопоп Аввакум. Среди раскольников было много посадских людей. Были и представители господствующего сословия. Особенно известны имена боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Основную же массу раскольников составляли крестьяне, скрывавшиеся в скитах от барских поборов, произвола властей, искавшие там не только старины, но и воли.

Против реформы выступили монахи Соловецкого монастыря (1668-1676). Только в результате предательства монастырь был захвачен, из 500 его защитников в живых осталось лишь 60.

Таким образом, церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом.



Практическая работа № 4.

Тема: Просвещенный абсолютизм.

Цель: рассмотреть сущность политики просвещенного абсолютизма

Время выполнения – 1 час.

Ход практического занятия.

Работая с текстом учебника:

  1. дать определение «абсолютизм», перечислить его признаки

  2. указать причины возникновения абсолютизма в европейских странах

  3. определить социальные слои, заинтересованные в установлении абсолютизма.

  4. Выполнить задание.

По своей внешней форме абсолютные монархии XVII – XVIII вв. во многом напоминали монархии Древнего Востока. Укажите черты, отличавшие эти системы.





























Практическая работа № 5.

Тема: Эпоха дворцовых переворотов.

Цель: дать определение понятию «дворцовые перевороты», определить причины дворцовых переворотов, охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I, дать представление о насущных общественных проблемах.



Время выполнения – 1 час.

Ход практического занятия.

Работая с текстом учебника и исторического источника

  1. дать определение «дворцовые перевороты»;

  2. определить причины «дворцовых переворотов»;

  3. заполнить таблицу «Эпоха дворцовых переворотов».

Император

(императрица)

Екатерина I

Петр II

Анна

Ивановна

Елизавета Петровна

Петр III

Годы правления






Образование






Круг единомышленников






Роль в истории

(направления деятельности)






Значение деятельности








Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская) российская императрица (с 28 января 1725 г.), вторая жена Петра I.

Происхождение Марты точно неизвестно. По некоторым сведениям, она была дочерью латышского крестьянина Самуила Скавронского, по другим — шведского квартирмейстера И. Рабе. Образования она не получила, а ее юность прошла в доме пастора Глюка в Мариенбурге (ныне город Алуксне в Латвии), где она была одновременно прачкой и кухаркой. Вероятно также, что она короткое время была замужем за шведским драгуном. В 1702 г. после взятия Мариенбурга русскими войсками будущая русская императрица стала военным трофеем и оказалась сначала в обозе Б. П. Шереметева, а затем у А. Д. Меншикова. Около 1703 г. ее заметил Петр I и пленился красотой Марты. Постепенно отношения между ними становились все более близкими. Марта (вскоре крещенная по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны) отличалась веселым, ровным, ласковым характером; она легко приспосабливалась к капризам Петра, мирилась с его вспышками беспричинного гнева, умела помогать во время приступов эпилепсии, легко делила с ним трудности походной жизни. Одинокий и несчастный в личной жизни, Петр все больше привязывался к Екатерине. Екатерина не принимала непосредственного участия в решении политических вопросов, но имела на царя определенное влияние, в частности, считается, что она нередко выступала перед царем заступницей Меншикова. По преданию, она спасла царя во время Прутского похода, когда русские войска были окружены. Екатерина передала турецкому визирю все свои драгоценности, тем самым склонив его к подписанию перемирия. По возвращении в Петербург 19 февраля 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной, а их дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна) получили официальный статус цесаревен. В 1714 г. в память Прутского похода царь учредил орден Св. Екатерины, которым наградил жену в день ее именин. В мае 1724 г. Петр впервые в истории России короновал Екатерину в качестве императрицы. Существует предположение, что царь собирался официально провозгласить ее своей преемницей, но не сделал этого, узнав об измене жены с камергером Монсом.

После смерти Петра усилиями Меншикова и при опоре на гвардию Екатерина была возведена на престол. Поскольку сама она не обладала способностями и знаниями государственного деятеля, при ней был создан управлявший страной Верховный тайный совет, руководителем которого стал Меншиков. Среди наиболее значительных мероприятий этого времени — открытие Академии наук, заключение союза с Австрией , были значительно ограничены функции Сената. Став самодержавной государыней, Екатерина обнаружила тягу к безудержным развлечениям: практически все время она проводила на пирах, балах, разнообразных праздниках, что пагубно сказалось на ее здоровье, и почти не интересовалась делами управления. Перед смертью по настоянию Меншикова Екатерина подписала завещание, по которому престол должен был отойти к великому князю Петру Алексеевичу, а в случае его смерти к ее дочерям или их потомкам.

Петр II (12.10.1715-18.1.1730), император, внук Петра I, сын царевича Алексея и принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской (мать его умерла вскоре после его рождения). Шансы Петра Алексеевича на престол увеличились особенно после смерти в 1719 сына Петра I и Екатерины I Петра Петровича. Народ видел в нем законного наследника (только раскольники не признавали его потомком царя, так как он родился от брака с иностранкой). После смерти Петра I на престол вступила Екатерина I; за царевича Петра Алексеевича были только представители старых знатных родов - Голицыны, Долгорукие, Репнины, Трубецкие, Долгоруковы, Головкины, Нарышкины, Салтыковы. На воспитание царевича Петра как при Петре Великом, так и при Екатерине I не обращалось много внимания; из его учителей известны двое - Семен Афанасьевич Маврин и Иван Алексеевич Зейкин, обучавший царевича истории, географии, математике и латинскому языку. Стремясь сохранить свое влияние при дворе, Меншиков добился от Екатерины I передачи трона Петру. Император Петр II вступил на престол 7 мая 1727. Власть сосредоточивалась в руках Меншикова; для усиления своего влияния последний хотел женить Петра II на своей дочери Марии. Этот брак одобрил Верховный тайный совет, и 24 мая состоялось обручение. Не было, однако, недостатка и в других лицах, которые старались захватить в свои руки фактическое управление делами при двенадцатилетнем императоре; таков был и А. И. Остерман. Последний назначил учителями к императору академика И.Б. Гольдбаха и архиепископа Феофана Прокоповича. Была разработана обширная программа обучения императора различным наукам, рассчитанная на два года. В конце 1727 императорский двор переехал в Москву, где особое влияние на императора стали оказывать Долгорукие. Молодой император относился очень почтительно к своей бабке, постриженной в монахини царице Евдокии, которая в это время была переведена из Ладожского монастыря в московский Новодевичий монастырь. Для усиления своего влияния Долгорукие всячески старались забавами и увеселениями отвлечь императора от занятия делами. Особенно Петр II сблизился с Алексеем Григорьевичем Долгоруким и его сыном Иваном Алексеевичем, который был всего на шесть лет старше царя. В сентябре 1727 Меншиков попал в опалу и был сослан в Сибирь. Составленная Остерманом программа обучения не выполнялась; большую часть времени император проводил в забавах. Власть находилась в руках Долгоруких, которые решили женить Петра на старшей дочери Алексея Григорьевича Долгорукого княжне Екатерине. 30 ноября 1728 произошло обручение Петра II с невестой, однако все замыслы были разрушены смертью Петра II от оспы. Говорить о самостоятельной деятельности Петра II, умершего на шестнадцатом году своей жизни, нельзя; он постоянно находился под тем или другим влиянием, являлся орудием в руках какой-либо из многочисленных дворцовых партий того времени. За время его короткого царствования было, однако, издано несколько указов, в т.ч. указ 4 мая 1727 о переносе важных дел из Кабинета прямо в Верховный тайный совет, указы о более правильном сборе подушной подати и об упразднении Главного магистрата; указ 16 июня 1727 о переносе малороссийских дел из Сената в Коллегию иностранных дел, Вексельный устав 1729; указ 29 сентября 1729 о запрещении духовенству носить мирскую одежду.

Анна Ивановна, императрица (с 1730). Средняя дочь царя Ивана V Алексеевича и Прасковьи Федоровны, урожденной Салтыковой, племянница Петра I. Детство Анны Ивановны прошло в подмосковном селе Измайлово, где она жила с матерью и сестрами после смерти отца, окруженная множеством богомольцев, юродивых, гадальщиц, калек, находивших постоянный приют при дворе царицы Прасковьи. Обучали царевен русскому языку, истории, географии и каллиграфии. Петр желал, чтобы они знали иностранные языки и танцы, а потому к ним был приставлен в качестве гувернера и учителя немецкого языка А.И. Остерман (старший брат знаменитого впоследствии вице-канцлера), а в 1703 для преподавания французского языка и танцев приглашен француз Рамбурх. В 1708 царица Прасковья и ее дочери переехали из Измайлова в Санкт-Петербург. В июле 1710 началось сватовство Анны, а 31 октября того же года она была обвенчана с племянником прусского короля герцогом курляндским Фридрихом Вильгельмом, таким же юным, как она: и жениху, и невесте было по семнадцати лет. Брак этот был заключен помимо желания Анны, вследствие политических соображений царя, считавшего полезным вступить в союз с Курляндией. По случаю бракосочетания Анны пиры и торжества в Санкт-Петербурге продолжались два месяца. По дороге в Митаву 9 января 1711 Фридрих Вильгельм скончался. Несмотря на смерть герцога, семнадцатилетняя вдова должна была, согласно воле Петра, поселиться в Митаве и окружить себя немцами. Впоследствии Анна гостила иногда у матери, то в Санкт-Петербурге, то в Измайлове, но Петр и тут распоряжался самовластно, находя нужным ее пребывание в Курляндии. Из политических соображений Петр I не раз вел переговоры с иностранными принцами относительно нового супружества Анны Ивановны, но переговоры ни к чему не приводили, и Анна Ивановна оставалась без всяких материальных средств, в полной зависимости от Петра I. В 1718-1719 царь послал в Митаву состоять при герцогине Анне Ивановне ее дядю, Василия Федоровича Салтыкова, человека грубого и даже жестокого. Письма Анны Ивановны не только к Петру, к его жене Екатерине и к цесаревне Елизавете были наполнены жалобами на судьбу, на безденежье и написаны заискивающим, униженным тоном. То же продолжалось и при Екатерине I и Петре II. Надежды Анны Ивановны на замужество была разрушены. И она стала все более и более обращать внимание на одного из своих придворных, камер-юнкера Э.И. Бирона. Неожиданная смерть Петра II коренным образом изменила судьбу Анны Ивановны: Верховный тайный совет принял решение пригласить Анну Ивановну на престол при условия подписания ею «пунктов» (т.н. кондиций), ограничивающих самодержавную власть. Кондиции эти решено было отправить Анне в Мигаву. 28.1.1730 Анна Ивановна подписала кондиции, которые были оглашены в Кремле 2.2.1730 на собрании высших военных, гражданских и придворных чинов. Кондиции состояли из восьми пунктов, согласно которым императрица должна была заботиться о сохранении и распространении в Русском государстве православной христианской веры; обещала не вступать в супружество и не назначать наследника престола - ни при жизни, ни по духовному завещанию; без согласия Верховного тайного совета, который она обязывалась сохранить в составе 8 членов, она не имела права объявлять войны и заключать мир, облагать подданных новыми податями, производить в чины служащих как в военной, так и в гражданской службе выше полковника и VI ранга, раздавать придворные должности, производить государственные расходы, жаловать вотчины и деревни. 15.2.1730 Анна Ивановна прибыла в Москву, где 25 февраля в Кремле приняла представителей оппозиции Верховному тайному совету (A.M. Черкасский, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир и др.), вручивших ей челобитную от дворянства о восстановлении самодержавной власти, и разорвала кондиции. Уже 4 марта уничтожила Верховный тайный совет и восстановила Правительствующий Сенат в том виде, в каком он существовал при Петре I. По плану Миниха, Сенат был разделен на пять департаментов: 1) дел, касающихся духовенства, 2) военных, 3) финансов, 4) юстиции, 5) промышленности и торговли. 28.4.1730 в Москве прошла торжественная коронация императрицы (венчание и помазание на царство совершались Феофаном Прокоповичем). В Москве Анна Ивановна жила в небольшом деревянном дворце - «Анненгофе», построенном в Кремле по ее приказу рядом с Арсеналом, любила бывать в Слободском дворце, Измайлове. В Лефортове, на берегу реки Яузы, в 1731 был построен деревянный дворец - «летний Анненгоф» (архитектор В.В. Растрелли; дворец сгорел в 1746), за которым был разбит парк. В «летнем Анненгофе» Анна Ивановна часто устраивала балы и маскарады, в парке - фейерверки, затмившие «огненные потехи» Петра I. По указу Анны Ивановны был отлит Царь-колокол. Не будучи подготовлена к той роли, какая выпала ей на долю в зрелом возрасте, Анна Ивановна оказалась вдали от забот правления. За нее думали и работали другие. По отзывам всех современников, Анна Ивановна обладала здравым умом; некоторые находили, что сердце ее не было лишено чувствительности; но с самого детства ни ум, ни сердце ее не получили надлежащего направления. При внешнем благочестии она проявляла не только грубость нравов и суровость, но даже жестокость. Было бы несправедливо приписывать исключительно влиянию Бирона все гонения, ссылки, пытки и мучительные казни, совершившиеся в ее царствование: они обусловливаются и личными свойствами Анны Ивановны. Вся власть во время правления Анны Ивановны находилась в руках выходца из Курляндии Э.И. Бирона и его ставленников. В 1731 императрица издала манифест о всенародной присяге наследнику, учредила Кабинет министров. Был восстановлен центральный орган политического сыска - Тайная розыскных дел Канцелярия во главе с А.И. Ушаковым, где при расследовании «слова и дела государева» применялись жестокие пытки. В 1732 Анна Ивановна вместе с двором и высшими государственными учреждениями переехала из Москвы в Санкт-Петербург. По указам Анны Ивановны были сосланы, заключены в тюрьму и казнены многие из князей Долгоруковых, Голицыных и др. В 1730-1736 лишены сана 9 архиереев. В 1740 казнены А.П. Волынский, П.М. Еропкин, сосланы А.Ф. Соймонов и П.И. Мусин-Пушкин. В 1730 по указу Анны Ивановны составлена опись всем казенным заповедным лесам. Проводилась регламентация торговли хлебом, особенно во время голода 1734. Был обнародован новый горный устав - Берг-регламент (1739). В 1730 Анна Ивановна издала манифест Синоду с требованием соблюдения чистоты православной веры, искоренения ересей, расколов и суеверий; распорядилась о предании сожжению колдунов (1731); в 1738 установлена смертная казнь за богохульство. В 16 городах империи были открыты духовные семинарии. Под руководством Миниха проводилась военная реформа; были сформированы Измайловский и Конный гвардейский полки. Бирон был избран герцогом Курляндским и Семигальским.

Как бы желая вознаградить себя за стеснения, испытанные ею в течение почти двадцатилетнего пребывания в Курляндии, Анна Ивановна тратила громадные суммы на разные празднества, балы, маскарады, торжественные приемы послов, фейерверки и иллюминации. Даже иностранцы поражались роскоши ее двора. Жена английского резидента леди Рондо приходила в восторг от великолепия придворных праздников в Санкт-Петербурге, переносивших ее своей волшебной обстановкой в страну фей и напоминавших ей шекспировский «Сон в летнюю ночь». Ими восхищались и избалованный маркиз двора Людовика XV де ла Шетарди, и французские офицеры, взятые в плен под Данцигом. Отчасти собственный вкус, отчасти, быть может, стремление подражать Петру Великому побуждали Анну Ивановну устраивать иногда шуточные процессии. Самой замечательной из этих процессий была «курьезная» свадьба шута князя Голицына с шутихой калмычкой Бужениновой в Ледяном доме 6.2.1740. Председателем «машкарадной комиссии», учрежденной для устройства этой забавы, был А.П. Волынский. Он напряг все силы и изобретательность, чтобы свадебный поезд, представлявший живую этнографическую выставку, потешил и императрицу, и народ. Своеобразное зрелище доставило большое удовольствие Анне Ивановне, и она стала снова благоволить к Волынскому, впавшему перед тем в немилость. Будучи любительницей разных «курьезов», Анна Ивановна держала при дворе выдающихся по своим внешним особенностям людей, зверей и птиц. У нее были великаны и карлики, были шутихи и шуты, развлекавшие ее в минуты скуки, а также сказочницы, которые рассказывали ей на ночь сказки. Были и обезьяны, ученые скворцы, белые павы. Анна Ивановна увлекалась лошадьми и охотой. Стремясь закрепить право на российский престол за потомками Ивана V, перед смертью в 1740 году Анна Ивановна назначила своим преемником Ивана Антоновича, а регентом до его совершеннолетия - Бирона.

Елизавета Петровна (18.12.1709-25.12.1761), российская императрица (с 1741) из династии Романовых. Дочь Петра I и Екатерины I, рожденная до вступления родителей в церковный брак. Елизавета Петровна взошла на престол в результате дворцового переворота 25 ноября 1741, свергнув и заточив в крепость Ивана VI Антоновича. По отзывам современников, в ней удивительно сочетались новые европейские веяния с “московской” стариной. Страсть к развлечениям, французским нарядам, танцам, спектаклям уживались в ее характере и поведении с набожностью, строгими постами, хождениями на богомолье. Воспитание Елизаветы нельзя назвать особенно удачным, тем более что мать ее была совершенно безграмотная. Но царевну учили по-французски, и мать ее твердила, что есть важные причины на то, чтоб она лучше других предметов обучения знала французский язык. Причина эта, как известно, заключалась в сильном желании ее родителей выдать Елизавету за какую-нибудь из особ французской королевской крови. Однако на все настойчивые предложения породниться с французскими Бурбонами, те отвечали вежливым, но решительным отказом. Обучение все же не прошло даром - Елизавета познакомилась с французскими романами, и это чтение несколько смягчило и возвысило ее душу. Возможно; именно поэтому к ней не привились те грубые нравы, которые царили в то время при петербургском дворе, и ее собственное царствование имело в себе гораздо больше европейской галантности и утонченности, чем все предыдущие.

Во всем остальном обучение Елизаветы было мало обременительным, приличного систематического образования она так никогда и не получила. Время ее было заполнено верховой ездой, охотой, греблей и уходом за своей красотой.

Петр I мечтал выдать дочь замуж за французского короля Людовика XV, но судьба распорядилась иначе. Оставшись без родителей, но занимая высокое положение при дворе, Елизавета Петровна своим присутствием и своей красотой явно раздражала Анну Ивановну. Ненависть в русском обществе к иностранным временщикам, симпатии к дочери Петра I в гвардии, тонкая дипломатическая игра французского посла Шетарди сплетали нити заговора в ее пользу. В результате переворота немецкая партия у российского престола пала, и на политическую арену вышел целый ряд русских государственных деятелей. Елизавета Петровна управляла государственными делами через доверенных лиц: А. Г. Разумовского, П. И. Шувалова, А. П. Бестужева-Рюмина, М. И. Воронцова.

Придя к власти, Елизавета Петровна провозгласила возрождение и продолжение дел Петра I. Елизаветинскому правительству удалось проводить более последовательный курс внешней политики; в системе управления Сенату была возвращена и даже усилена его былая роль; Кабинет министров был ликвидирован; в экономической жизни страны наблюдался подъем промышленности и торговли. Особенно значимы были успехи в области национальной культуры: открытие Московского университета и первого Российского театра, создание шедевров архитектуры и живописи. Социальная политика была направлена на дальнейшее превращение дворянства в замкнутое сословие с исключительными привилегиями на право владения землей и крестьянами. По указу 1760 помещик по своему усмотрению мог ссылать крестьян в Сибирь, причем сосланный записывался владельцу за поставленного рекрута. Имп. Елизавета Петровна, по выражению В. О. Ключевского, была “умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в.”.

Наследником российского престола Елизавета Петровна назначила еще в 1742 своего племянника, родного внука Петра I герцога Шлезвиг-Голштинского Карла Петра Ульриха, известного под именем Петра III Федоровича.

Петр III Федорович (1728 – 1762 гг), российский император с 1761 года, родной внук Петра I.

Петр был неразвит, груб и жесток, интересовался лишь игрой в солдатики, военными парадами и кутежами. К тому же демонстративно презирал все русское, окружая себя голштинцами: сказывалось воспитание, полученное в детстве, когда юного герцога готовили к вступлению на шведский трон и внушали ему враждебность к России. В 1745 году его женили на принцессе из маленького немецкого княжества Софии Августе Федерике, в России она стала именоваться Екатериной Алексеевной.

Петру довелось царствовать всего 186 дней. Это краткое правление было ознаменовано рядом важных законов. Первое место принадлежит Манифесту и вольности дворянства (17.02.1762), благодаря которому в России появился слой людей, имеющих право распоряжаться собой независимо от государственной власти. Дворяне освобождались от обязательной воинской службы. Теперь дворяне могли самостоятельно поступать на воинскую или государственную службу, выходить в отставку, выезжать по их поле за границу и служит там. Родители должны были давать своим детям надлежащее образование. Специальным указом была ликвидирована тайная канцелярия, что позволило ограничить доносы и поставить судебное расследование на место пыточного произвола палачей – доносителей.

Петр III издал ряд законов, связанных с положением религии и церкви. 28 февраля 1762 года особым Манифестом он прекратил преследования старообрядцев, разрешил всем бежавшим возвращаться без всякой боязни и страха, обещал защиту от притеснений.

Петр провел решение о секуляризации церковно – монастырских земель, т.е. о передаче их в распоряжение государства. Отныне ими должна была управлять Коллегия экономики. И наконец, Петр направил в Сенат указ об уравнении всех религий.

Все эти меры заслуживают несомненного одобрения, хотя императором двигало нескрываемое презрение к православию Важно, однако иное: методы, которыми Петр пытался провести в жизнь свои начинания, были бестактными и неприемлемыми в конкретной обстановке России 18 века. Чего стоили хотя бы требования удалить из церквей иконы, заставить православных священников сбрить бороды и надеть сюртуки по образцу немецких пасторов. Возмущало поведение царя и гвардию. Все офицеры участвовали в плац-парадах, Петр лично занимался их муштровкой. Царь своими действиями окончательно восстановил против себя высшие слои дворянства. В результате 28 июня 1762 года произошел дворцовый переворот, на престол взошла жена Петра – Екатерина Алексеевна. В заговоре участвовали братья Орловы, графиня Дашкова, полковник Измайловского полка Разумовский.















Практическая работа № 6.

Тема. Отечественная война 1812 года.

Цель: определить причины, дать характеристику основным этапам войны, определить историческое значение победы России.

Время выполнения – 1 час.

Ход практического занятия.

Работая с текстом учебника, составить конспект по теме «Отечественная война 1812 года».

ПАМЯТКА - АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА О ВОЙНАХ

1. Причина и характер войны:

  • основные противоречия, приведшие к войне;

  • подготовка к войне, соотношение сил;

  • планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы):

  • повод к войне и ее начало;

  • основные этапы и главные сражения;

  • окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны

  • экономические последствия войны;

  • политические последствия войны;

  • социальные последствия войны.











Практическая работа № 7 .

Тема. Революция 1905 – 1907 гг.

Цель: рассмотреть процесс становления парламентаризма в России в начале ХХ века.

Время выполнения – 1 час

Ход практического занятия.

Работая с текстом учебника, заполнить таблицу «Деятельность Государственных дум»

Государственная

дума

Дата

Председатель

Состав

Причина роспуска

I Государственная

дума





II Государственная

дума





III

Государственная

дума

































Практическая работа № 8 .

Тема. Новая экономическая политика

Цель: сравнить систему социально – экономических мероприятий советской власти в годы Гражданской войны в России и в послевоенное время.

Время выполнения – 1 час.

Ход практического занятия.

Работая с текстом учебника, заполнить таблицу «Военный коммунизм» и НЭП – сравнительный анализ»

Вопросы для сравнения

«Военный коммунизм»

НЭП

  1. Определение




  1. Хронологические рамки




  1. Мероприятия




  1. Итоги






























Практическая работа № 9 .

Тема. Великая Отечественная война.

Цель: систематизировать знания по истории Великой Отечественной войны.

Время выполнения – 1 час.

Ход практического занятия.

Работая с текстом учебника, заполнить таблицу «Великая Отечественная война»

Период войны

Хронологические рамки

Основные сражения

Значение

Начальный период





Период коренного перелома




Завершающий период


































Практическая работа № 10.

Тема. Распад СССР.

Цель: рассмотреть объективные и субъективные факторы распада СССР, последствия этого события.

Время выполнения – 1 час.

Ход практического занятия.

Работая с текстом учебника

  1. определить причины начатой М.С. Горбачевым перестройки политической и экономической системы СССР

  2. перечислить черты нового политического мышления и его последствия

  3. перечислить причины обострения межнациональных отношений в СССР

  4. рассмотреть причины, ход, итоги событий августа 1991 года

  5. ответить на вопрос «Был ли распад СССР неизбежен?»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические указания по выполнению практических заданий.Учебная дисциплина "История"

Автор: Косинова Наталья Владимировна

Дата: 25.03.2016

Номер свидетельства: 309808


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства