kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана» предусмотрен для старшеклассников -  учащихся 10-11 классов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана»»

Пояснительная записка.


Главной задачей на сегодня, в системе образования является подготовка к переходу на 12 летнее обучение.

Актуальность: в Концепции 12 –летнего образования обозначены цели перехода к профильному обучению. Среди них можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Учащиеся могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы. В них особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы - для посещения по выбору учащихся.

Проблема: в виду того, что у нас существует недостаточная эффективность механизмов формирования у подрастающего поколения этнокультурной и гражданской идентичности, основанной на знании истории государства, государственного языка, национальных культурных ценностей народов Казахстана предлагаем решить ее углубленным изучением.

Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана» предусмотрен для старшеклассников - учащихся 10-11классов. В курсе будут углубленно изучаться отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. Проблема недостаточности часов в изучении вопросов культуры в базовом курсе, также выявляет и слабые знания учащихся.

Если в 2008 – 2009 учебном году при сдаче ЕНТ % качества был 76 %, а средний балл-17, то в 2009-2010 он увеличился на 9 % - стал 85%, а средний балл на 1,3 - стал 18,3. Так как в этот год были апробирован курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана». Поэтому, курс по выбору поможет учащимся более полно и глубже узнать историю и культуру Казахстана и при сдаче ЕНТ и государственных экзаменов.

Гипотеза: если ввести дополнительный курс, то учащиеся получат качественные знания, так как более полно и глубже узнали историю и культуру Казахстана.

Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана», рассчитанный на 34 часа, предполагает легче и лучше запомнить культуру, обычаи и традиции народа всех периодов в развитии Казахстана. Этот курс позволит учащимся воочию представить и проследить весь путь этнокультурного наследия Казахстана от андроновского периода до современности

Цель: создать условия учащимся для успешного овладения знаниями по этнокультурному наследию Казахстана от андроновского периода до современности.

Задачи:

  • углубить и расширить знания учащихся о культуре, обычаях и традициях народа всех периодов развития Казахстана,


  • знать и определять стиль культуры на ярких иллюстративных, наглядных материалах, с использованием аудио, видео и электронных носителей

  • развивать творческие способности учащихся, стимулировать интерес к предмету, воспитывать у учащихся любовь к культуре, архитектуре, разным видам искусства и ремесла

Ожидаемые результаты:

  • полное усвоение стилей, достижений культуры, искусства, архитектуры и ремесла,

  • формирование потребностей участвовать в общественно-политической и культурной жизни республики,

  • приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры;

Практическая ценность и возможность применения ее в других образовательных учреждениях высока, т.к. интерес к культуре, обычаям и традициям не иссякает в любые времена и в любой аудитории.

Формы организации занятий, методы, приемы, средства обучения различные. Данная программа сопровождается методическими разработками и дидактическим материалом. Это интегрированные уроки, круглые столы, викторины, литературно-музыкальные, историко-музыкальные композиции, интеллектуальные игры, лекции, семинары, блочные системы уроков, презентации, научные проекты и т.д.

Предполагается осуществить опытно-экспериментальную проверку предлагаемой инновационной программы в школе в виде проверочных работ, исторических диктантов, турниров, викторин, а также тестов.

Для реализации данной программы использованы модульные педагогические технологии, новые подходы и методы, диалогическое обучение, учет возрастных особенностей, работа с одаренными и талантливыми детьми, ИКТ, критическое мышление, коллективные способы обучения.

Составлен план проектной работы:

Расширить и углубить свои знания по культуре, обычаям и традициям народа всех периодов развития Казахстана, учащиеся смогут через

  • подготовку и защиту рефератов.

Знать и определять стиль культуры на ярких иллюстративных, наглядных материалах посредством

  • презентаций.

Развивать творческие способности учащихся, стимулировать интерес к предмету, воспитывать у учащихся любовь к культуре, архитектуре, разным видам искусства и ремесла, участвуя в

  • интеллектуальных играх

  • литературно-музыкальных, историко-музыкальных композициях

  • викторинах

  • конкурсах

  • защите научных проектов

Продолжительность работы. Проект долгосрочного характера. Рассчитан на реализацию в течение всего учебного года и предстоящих лет, вплоть до внедрения 12-летнего образования.

Ресурсное обеспечение:

Исполнители работы: учителя-предметники, классные руководители, первого и высшего уровня квалификации; и учащиеся.

Составлены требования к знаниям и умениям учащихся.


Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Активно используются на занятиях историческая, научная, художественная литература, статьи периодической печати, литература по культурологии, ремеслу и музыке. Материально- техническое обеспечение представлено аудио, видеозаписями, электронными пособиями по истории и культуре.

Диагностический инструментарий:

Предполагается осуществить опытно-экспериментальную проверку предлагаемой инновационной программы в школе в виде проверочных работ, исторических диктантов, турниров, викторин, а также тестов. Межпредметные связи: это интегрированные уроки истории Казахстана с всемирной историей, музыкой, биологией, экологией, географией, обществознанием.

Риски проекта: в ходе реализации проекта возможны сбои в обеспечении программы материально-техническими ресурсами.

Пути профилактики и преодоления рисков: обеспечение кабинетов истории интерактивными досками.






Требования к знаниям и умениям учащихся:


Иметь полное представление об этнографии казахского народа. Рассказывать о прошлой и настоящей истории и культуре казахского народа. Уметь анализировать основные изменения культурной жизни древнего, средневекового, нового и новейшего периодов Казахстана. Знать ярких представителей культуры, искусства и литературы, памятники архитектуры и письменности. Уметь выразить свое мнение о трудностях и проблемах культурного развития Казахстана.


Охарактеризовать основные отрасли и направления развития культуры, обычаи, традиции, обряды. Дать характеристику причин многонациональности Казахстана, политики межнационального отношения в разные исторические периоды и демографического положения Казахстана.


Оценивать роль произведений искусства и художественной литературы в духовном развитии личности. Роль ярких представителей культуры, казахской национальной интеллигенции и их деятельности.


Рассказать о просвещении казахского народа, о влиянии русской демократической культуры на казахскую культуру. О состоянии народного образования в 19 веке, о крупных изменениях в области культуры в 20-30-е годы 20 века, понимать значимость их изменений. Выразить свое мнение о дискуссиях в области культуры.


Показать значение роли казахского языка - как государственного языка Республики Казахстан, взаимовлияние различных культур и народностей. Показать негативное влияние командно-административной системы на развитие культуры,


Уметь работать с документами в архивах, карточками-каталогами, необходимыми материалами в библиотеках, экспонатами в музеях и результаты работы использовать на уроках; применять материалы периодической печати, научной, исторической и художественной литературы в учебном процессе.















Содержательная часть.

Введение. – 1час.

Дается обзорная лекция по курсу. Распределяются темы для выполнения творческих заданий.


Раздел 1. Культура племен древнего Казахстана.

Тема 1. Андроновская культура. Жилища. Петроглифы. – 1 час.

Получение бронзы. Регион андроновской культуры: южная Сибирь, центральный Казахстан.

Жилища: землянки, полуземлянки. Петроглифы: Тамгалы Тас, Ешки Ольмес.

Просмотр фильма по электронному учебнику.

Работа с дидактическим материалом.


Тема 2. Сакская культура. «Звериный стиль». – 1 час.

«Золотой человек», цари, курганы, города. Греческие и персидские источники о саках. Анахарсис.

«Звериный стиль»: металл, конь, кабан, козел, птицы, стрела.

Творческое задание: подготовить эпизод из романа Джандарбекова «Саки»


Тема 3. Сарматы, усуни, канглы. Культура племен. – 1 час.

Сарматский племенной союз: роксоланы, аланы, сираки. Вещи из Греции, изображения Диониса.

Усуни: численность населения, воинов. Каргарлинская диадема. Модель вселенной. Исторические источники: Сымя цянь.

Канглы: численность населения, воинов. Археологические культуры. Металлопроизводство. Хуммы.

Викторина «Счастливый случай»

Тема 4. Гунны. Полихромный стиль. – 1 час.

«Великое переселение гуннов. Шаньюй. Модэ, Чжи-Чжи, Аттила. Дж. Верди. Язык гуннов.

Полихромный стиль.

Творческое задание: подготовить эпизод из книги М.Аджи «Кыпчаки».

Контрольная.


Раздел 2. Культура племен средневекового Казахстана.

Тема 5. Тюркские каганаты. Городская культура раннего средневековья. – 1 час.

Основные районы формирования городов: Южный Казахстан и Семиречье.


Тема 6. Функции и районы городов. Крупные города. – 1 час.

Города - административные центры. Города – центры земледелия. Торговли и ремесла. Города – центры культуры.

Районы города: цитадель, хисар, рабад.

Крупные города: Испиджаб, Тараз, Баласагун, Отрар.

Творческое задание: подготовить вопросы викторины.

Тема 7. Архитектурные памятники, культовые сооружения 6-12 веков. – 1 час.

Архитектура дворцов: Кедера и Джамуката, Кулана и Навакета, буддийские храмы Суяба и Навакета, монастыри Испиджаба.

Культовые сооружения: мавзолеи Бабаджи хатун, Айша биби, Карахана.

Просмотр слайдов: «Архитектурные памятники Казахстана»


Тема 8. Великий шелковый путь: направления и трассы, товары. – 1 час.

р.Хуанхэ. Главные ворота. Оживленные участки ВШП. Тюркский каганат и Византийская империя.

Товары: из Индии, Руси, Причерноморья. Серебряный клад из Отрара.


Тема 9. Распространение религий по ВШП.

Зороастризм. Манихейство. Буддизм. Ислам.

Творческое задание: подготовить рефераты, презентации.


Тема 10. Духовная культура в 6-12веках: язык и письменность. – 1 час.

Древнетюркские языковые группы.

Письменность: Менандру Протектору, орхоно-енисейские, таласские памятники.

Ядринцев Н.М, Томсен В.


Тема 11. Духовная культура в 6-12веках: литература и наука. – 1 час.

Эпосы: Коркыт-Ата, Огуз – наме.

Ю.Баласагуни, М.Кашгари, Х.А. Яссауи, С.Бакыргани, А,Иугнеки, А,Фараби,А.Бируни.


Тема 12. Духовная культура в 6-12веках: верования и религия.

Культ: Тенгри, Иер-Су, Умай, огня, священных гор.

Зороастризм. Манихейство. Буддизм. Ислам.

Работа с дидактическим материалом.


Тема 13. Архитектура 13-15веков. – 1 час.

Мавзолеи: Х.А. Яссауи, Р.С.Бегим, Кок – кесене, Сырлытам, Жошы хана, Алаша хана.

Просмотр слайдов: «Архитектурные памятники Казахстана»

Работа с дидактическим материалом.


Тема 14. Духовная культура в 13-15веках: язык и письменность, устная литература. – 1 час.

Тюркские языки: 3 группы. Казахский язык.

Письменность: руническая, уйгурская, арабская. Кодекс Куманикус.

Устная литература: Кетбуга жырау, Сыпыра жырау, Кодан – тайшы, асан- кайгы, Казтуган.

Тема 15. Этнические процессы на территории Казахстана. Казахские жузы. Этноним «казах». – 1 час.

Основные этапы формирования казахской народности.

Казахские жузы: Старший, Средний, Младший.

Этноним «казах» в различных источниках.


Тема 16. Города Казахстана в 15-17веках: план и население. – 1 час.

Города: Сыгнак, Яссы, Отрар, Сауран, Сайрам, Сузак.

План: хисар, махала.

Население: численность от 800-11000человек.


Тема 17. Архитектура 15-17веков. – 1 час.

Архитектурные памятники: Сауранская башня, башня Бегим-Мунара, комплекс Сунак-ата, мавзолеи казахских ханов Жанибека, Касыма, Есима, Жангира.

Творческое задание: подготовить рефераты, сообщения об архитектурных памятниках.


Тема 18. Духовная культура в 15-17веках: устное народное творчество, творчество биев-шешенов. – 1 час.

Устное народное творчество: Шалкииз, Доспамбет, Жиембет, Актамберды, Умбетай, Бухар жырау.

Творчество биев-шешенов: Толе би, Казыбек би, Айтеке би.

Работа с дидактическим материалом.

Творческое задание: подготовить сообщения о творчестве биев-шешенов


Тема 19. Духовная культура в 15-17вв: письменная литература– 1 час.

письменная литература: Дулати, Жалаири, Бахадур.

Творческое задание: подготовить рефераты, презентации.


Тема 20. Духовная культура в 15-17вв: народные обычаи и традиции. – 1 час.

народные обычаи и традиции: семейно-брачные, традиционные, сезонные.

Творческое задание: подготовить рефераты, презентации.


Тема 21. Духовная культура в 15-17вв: религиозные верования. – 1 час.

Религиозные верования: ислам и шаманизм.

Х.А.Яссауи. Доисмламские божества покровители: Шопан ата, Зенги баба, Ойсыл кара, Камбар ата.

Творческое задание: подготовить вопросы викторины.


Раздел 3. Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в.

Тема 22. Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в: мусульманское и русское образование. – 1 час.

Мусульманское образование: шаригат, аптиек (1/7 часть корана)

Русское образование: Азиатская школа, сибирский кадетский корпус, Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, светская школа Жангир хана.

Творческое задание: подготовить сообщения о мусульманском и русском образовании.


Раздел 4. Культура Казахстана в 2-ой пол. 19 в. и в нач.20в.

Тема 23. Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 века: научное изучение и казахская литература. – 1 час.

Научное изучение Казахстана: Даль В.И, Пушкин А.С, Карелин Г.С, Бутаков А,Левшин А.Е, Мейер Э, Завалишин Е, Ковалевский Е.П, Северцев Н.А, Небольсин П.И.

Казахская литература: Махамбет, Шернияз, Шоже, Дулат Бабатай –улы, Шортанбай Канай – улы, Суйнбай Арон - улы.

Творческое задание: подготовить рефераты, презентации.

Тестирование.


Тема 24. Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в: музыкальное искусство и материальная культура. – 1 час.

Музыкальное искусство: Жанторе, Богда, Байжума, Узак, Сегиз-сери.

Материальная культура: жилище, национальная одежда.

Творческое задание: подготовить презентации.


Тема 25. Культура Казахстана в 2-ой пол. 19 в: научное изучение и музыкальное искусство – 1 час.

Музыкальное искусство: Курмангазы, Даулеткерей, Татимбет, Ыкылас, Сармалай, Абыл, Жаяу Муса, Биржан сал, Акан сери.

Интегрированный урок «Казахские музыкальные инструменты»


Тема 26. Народное образование. Ыбырай. Литература. Абай. – 1 час.

Ыбырай: творчество, заслуги.

Абай: творчество, заслуги.

Творческое задание: подготовить презентации.


Тема 27. Культура Казахстана в нач.20в: народное образование, казахская литература, музыкальное искусство. – 1 час.

Основные направления развития культуры.

Народное образование: законы, субсидии.

Казахская литература: Торайгыров С, Донентаев С, Майлин, Кубеев С, Кудайбердиев Ш.

Музыкальное искусство: Кенен Азербаев, Шолак Баймурзин, Дина Нурпеисова, Укили Ибрай, Сугур, Майра Шамсутдинова.

Исполнительное искусство: Кали Байжанов, Манарбжек Ержанов, Амре Кашаубаев.

Раздел 5. Культура Казахстана в советский период.

Тема 28. Культурное строительство в 20-30годы 20в: образование и наука. – 1 час.

Образование: всеобщее обязательное обучение, среднее, средне специальное, высшее.

Наука: общество изучения Казахстана, база АН СССР, Асфендияров С, Сейфуллин С, Муканов С, Байтурсынов А,

Творческое задание: подготовить вопросы викторины.


Тема 29. Культурное строительство в 20-30годы: литература и искусство. – 1 час.

Казахская советская литература: Сейфуллин С, Муканов С, Байтурсынов А,Дулатов М, Аймаутов Ж и др.

Творческое задание: подготовить отрывок из романа М.Дулатова «Бакытсыз Жамал»


Тема 30. Культурное строительство в 20-30годы: искусство – 1 час.

Казахское советское искусство: драматические, народные, музыкальные театры, кино, музыкальное и изобразительное.

Контрольная.


Тема 31. Культура в годы ВОВ: образование и наука, литература и искусство.

– 1 час.

Образование и наука: эвакуированные и созданные высшие и средние учебные заведения в годы ВОВ.

Литература: эвакуированные и новые казахстанские писатели.

Искусство: эвакуированные художественные коллективы, ЦОКС, новые фильмы. Передовые мастера казахского советского искусства.

Работа с дидактическим материалом.


Тема 32. Культура в послевоенные годы: образование, наука, литература. – 1 час.

Жесткий идеологический пресс.

Образование: дополнительные средства, материально-техническая база, сеть интернатных учреждений, всеобщее среднее.

Наука: АН Каз. ССР, Сатпаев К, НИИ, музеи, обсерватория и др.

Литература: Ауэзов М, Муканов С,Мустафин Г, Шухов И, Жароков Т.

Творческое задание: подготовить вопросы викторины.


Тема 33. Культура в 70-90годы. – 1 час.

Критическое положение казахского языка: общественные функции языка, сокращение школ с казахским языком обучения, равнодушие и пренебрежение к вековым традициям.

Изменения в обществе: Закон о языках, возрождение и развитие казахского языка, реабилитация казахской интеллигенции

Литература и искусство: снятие цензуры и запретов, появление ярких талантов.

Работа с дидактическим материалом.


34. Раздел 6. Культура Казахстана в период обретения независимости.

Культурная жизнь РК. Итоговое повторение.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


дата

Тема урока, раздела.

Кол-во час.

Образовательный

продукт.

Прим.

1


Введение

1

Обзорная лекция


2


Раздел 1. Культура племен древнего Казахстана.

Андроновская культура. Жилища. Петроглифы.

1

Работа с электронным учебником и

дидактическим материалом.



3


Сакская культура. «Звериный стиль».

1

Самостоятельная

работа с источниками


4


Сарматы, усуни, канглы. Культура племен.

1

Работа с электронным учебником и

дидактическим материалом.



5


Гунны. Полихромный стиль.

Контрольная работа по разделу.

1

Самостоятельная

работа с источниками


6


Раздел 2. Культура племен средневекового Казахстана.

Тюрские каганаты. Городская культура раннего средневековья.

1

Обзорная лекция


7


Функции и районы городов. Крупные города.

1

Работа с электронным учебником



8


Архитектурные памятники, культовые сооружения 6-12 веков.

1

Работа с дидактическим материалом.



9


Великий шелковый путь: направления и трассы, товары.

1

Работа с электронным учебником и

дидактическим материалом.



10


Распространение религий по ВШП.

1

Презентации работ


11


Духовная культура в 6-12веках: язык и письменность.

1

Блочная система уроков


12


Духовная культура в 6-12веках: литература и наука.

1

БСУ


13


Духовная культура в 6-12веках: верования и религия. Тестирование

1

БСУ


14


Архитектура 13-15веков.

1

Работа с дидактическим материалом.


15


Духовная культура в 13-15веках: язык и письменность, устная литература.

1

Обзорная лекция


16


Этнические процессы на территории Казахстана.

Казахские жузы. Этноним «казах».


Семинар


17


Города Казахстана в 15-17веках: план и население.

1

Работа с дидактическим материалом.


18


Архитектура 15-17веков.

1

Урок-зачет


19


Духовная культура в 15-17веках: устное народное творчество, творчество биев-шешенов.

1

Блочная система уроков


20


Духовная культура в 15-17вв: письменная литература

1

БСУ


21


Духовная культура в 15-17вв: народные обычаи и традиции.

1

БСУ


22


Духовная культура в 15-17вв: религиозные верования.

Тестирование.

1

БСУ


23


Раздел 3. Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в.

Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в: мусульманское и русское образование.

1

Обзорная лекция Блочная система уроков


24


Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 века: научное изучение и казахская литература.

1

Презентации работ


25


Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в: музыкальное искусство и материальная культура.

1

Интегрированный урок


26


Раздел 4. Культура Казахстана в 2-ой пол. 19 в. и в нач.20в.

Культура Казахстана в 2-ой пол. 19 в: научное изучение и музыкальное искусство

1

Обзорная лекция Блочная система уроков


27


Народное образование. Ыбырай. Литература. Абай.

1

Презентации работ


28


Культура Казахстана в нач.20в: народное образование, казахская литература, музыкальное искусство.

1

Презентации

работ.



29


Раздел 5. Культура Казахстана в советский период.

Культурное строительство в 20-30годы 20в: образование и наука.

1

Обзорная лекция Блочная система уроков


30


Культурное строительство в 20-30годы: литература и искусство.

Контрольная.

1

Работа с дидактическим материалом


31


Культура в годы ВОВ: образование и наука, литература и искусство.

1

Защита рефератов


32


Культура в послевоенные годы: образование, наука, литература

1

Презентации работ


33


Культура в70-90годы.

1

Урок-зачет


34


Раздел 6. Культура Казахстана в период обретения независимости.

Культурная жизнь РК. Итоговое повторение.


Обзорная лекция

Интеллектуальная игра




Глоссарий.


Анимизм – (от лат. а nima, animus – душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. - Аруах

Магия – (от греч. mageia -колдовство, волшебство) обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы. Возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов всех религий – баксы.

Тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества связанных с представлением о родстве между родами и т.н. «тотемами» – видами животных и растений. Род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. – Волк.

Фетишизм – (от франц. febiche –идол, талисман), культ неодушевлённых предметов – фетишей, наделённых сверхъестественными свойствами. Вера в амулеты, талисманы, обереги. – тумар.

Абдыра – большой сундук, предназначенный для хранения одежды.

Адалбакан – шест с ответвлениями применяемый в юрте в качестве вешалки, был подвешен к куполу юрты.

Айбалта – боевое оружие, секира с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой.

Айтике Байбек - улы (1682-1766) бий Младшего жуза, один из советников хана Тауке, автор «Жеты-Жаргы».

Айсуек– «белая кость». Высший слой казахской феодальной власти.Входили: ханы, султаны потомки Чингизидов (торе) и представители касты кожа, потомков первых мусульман-арабов, принесших в Казахстан ислам.

Аламан-байга - байга на длительную дистанцию (25 – 100 км.)

Алаша – вид безворсового ковра. Палас.

Алтынкабак – состязание в стрельбе из лука.

Аманат – заложник.

Аменгерство – положение по которому вдова выходит после годичного траура замуж за брата или близкого родственника мужа. За неё заплачен калым, она собственность рода.

Асар – обычай взаимопомощи; приглашение родственников для срочной роботы (бесплатно).

Атбеги – знаток лошадей, мастер для подготовки коней к байге.

Баба – предок, основатель рода. Часть сложного слова, обозначающего происхождение.

Бай – крупный землевладелец, богач-скотовод. Появились около 19 века.

Байгозы-батыр – (1717-1810). Военачальник Аблайхана. Участвовал в защите Туркестанаи Ташкента от джунгар. За смелость получил прозвище «Лев Среднего жуза».

Баласагун – столица Зап-Тюркского и Карлукского каганатов, государств Караханидов и Каракиданей. Находился в Чуйской долине. Упоминается с 8 века.

Батыр – почётное имя, которое давалось за доблесть, смелость, отвагу.

Борик – головной убор казахов. Мужской и женский. Летний и зимний. Изготавливался из дорогих тканей (бархат, атлас). Верх покрывался мехом (куница, соболь).

Бугалык – аркан для ловли не прирученных лошадей.

Валиханов Чингис (1811 – 1895), старший султан Среднего жуза. Отец Чокана Валиханова. Полковник. Известен своими научными изысканиями по краю.

Великий Шелковый путь – общее название торговых караванных путей, связывавших со 2 в. до н.э. до 16 в. Китай со Ср. и Передней Азией. Главный товар – китайский шёлк. Протяжённость пути – более 7 тыс. км. Его значение упало к 15 веку в связи с развитием морских сообщений.

Дастархан – скатерть из плотной ткани, на которой расставляется пища, посуда.

Дулыга – металлический шлем с кольчужной сеткой, прикрывавшей щёки, шею и плечи война.

Oқ - стрела.

Оқжетпес - стрела не долетает. Гора в Кокчетавской области.

Сарай - дворец, стольный город. Сарайчик в низовьях Урала.

Тебеневка - зимнее пастбище.

Шоқпар - дубинка с утолщением на конце.

Список литературы для учителя:

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». – Астана, 2007г.

  2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011- 2020г. - Астана, 2010г.

  3. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015. - Астана, 2004г.

  4. Всемирная история. Учебник для 10,11классов. - Алматы, 2006г.

  5. История Казахстана. Программы. 5-11 классы. - Алматы, 2006г.

  6. Абай. Слова назидания. - Алма-Ата, 1983г.

  7. Валиханов Ч. Избранные произведения. – Москва, 1987г.

  8. Диуани Хикмет. Кожа Ахмед Яссауи. – Алматы, 2004г.

  9. Джандарбеков Б. Саки. – Алматы, 1993г.

  10. Искусство. Болатбеков К., Косбармаков Е. – Алматы, 2006г.

  11. Қазақтың мақал-мәтелдері. – Аматы, 2006г.

  12. Казахские сувениры. - Алма-Ата, 1976г.

  13. Казахская музыкальная литература. - Алма-Ата, 1993г.

  14. Міржақып Дулатов. Шығармалары. – Алматы, 1991г.

  15. Мурат Аджи. Кыпчаки. – Семей, 2001г.

  16. Момыш-улы Бахытжан. Восхождение к отцу. - Алма-Ата, 1986г.

  17. Памятники истории и культуры Казахстана. - Алма-Ата, 1989г.

  18. Садыкова Б. Мустафа Шокай. - Алматы, 2004г.

  19. Сейфуллин Сакен. Избранное. - Москва, 1987г.

  20. Сарсекеев М. Сатпаев. - Алма-Ата, 1989г.

  21. Сулейменов О. Избранные стихи и поэмы. - Алма-Ата, 1976г.

  22. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингизхана. – Алматы, 2001г.

  23. Серия «Знаменитые люди Востока». - Аруна, 2005г.

  24. Сыздыкова Р. Ахмет Байтурсынов. – Алматы, 1990г.

  25. Аудио, видеозаписи, электронные учебники.

  26. Статьи периодической печати.


Список литературы для учеников:


  1. Всемирная история. Учебник для 10,11классов. - Алматы, 2006г.

  2. История Казахстана. Программы. 5-11 классы. - Алматы, 2006г.

  3. Абай. Слова назидания. - Алма-Ата, 1983г.

  4. Валиханов Ч. Избранные произведения. – Москва, 1987г.

  5. Диуани Хикмет. Кожа Ахмед Яссауи. – Алматы, 2004г.

  6. Джандарбеков Б. Саки. – Алматы, 1993г.

  7. Искусство. Болатбеков К., Косбармаков Е. – Алматы, 2006г.

  8. Қазақтың мақал-мәтелдері. – Аматы, 2006г.

  9. Казахские сувениры. - Алма-Ата, 1976г.

  10. Казахская музыкальная литература. - Алма-Ата, 1993г.

  11. Міржақып Дулатов. Шығармалары. – Алматы, 1991г.

  12. Мурат Аджи. Кыпчаки. – Семей, 2001г.

  13. Момыш-улы Бахытжан. Восхождение к отцу. - Алма-Ата, 1986г.

  14. Памятники истории и культуры Казахстана. - Алма-Ата, 1989г.

  15. Садыкова Б. Мустафа Шокай. - Алматы, 2004г.

  16. Сейфуллин Сакен. Избранное. - Москва, 1987г.

  17. Сарсекеев М. Сатпаев. - Алма-Ата, 1989г.

  18. Сулейменов О. Избранные стихи и поэмы. - Алма-Ата, 1976г.

  19. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингизхана. – Алматы, 2001г.

  20. Серия «Знаменитые люди Востока». - Аруна, 2005г.

  21. Сыздыкова Р. Ахмет Байтурсынов. – Алматы, 1990г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана»

Автор: Кайсарова Майра Мукымовна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406637


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства