Просмотр содержимого документа
«Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана»»
Пояснительная записка.
Главной задачей на сегодня, в системе образования является подготовка к переходу на 12 летнее обучение.
Актуальность: в Концепции 12 –летнего образования обозначены цели перехода к профильному обучению. Среди них можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Учащиеся могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы. В них особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы - для посещения по выбору учащихся.
Проблема: в виду того, что у нас существует недостаточная эффективность механизмов формирования у подрастающего поколения этнокультурной и гражданской идентичности, основанной на знании истории государства, государственного языка, национальных культурных ценностей народов Казахстана предлагаем решить ее углубленным изучением.
Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана» предусмотрен для старшеклассников - учащихся 10-11классов. В курсе будут углубленно изучаться отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. Проблема недостаточности часов в изучении вопросов культуры в базовом курсе, также выявляет и слабые знания учащихся.
Если в 2008 – 2009 учебном году при сдаче ЕНТ % качества был 76 %, а средний балл-17, то в 2009-2010 он увеличился на 9 % - стал 85%, а средний балл на 1,3 - стал 18,3. Так как в этот год были апробирован курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана». Поэтому, курс по выбору поможет учащимся более полно и глубже узнать историю и культуру Казахстана и при сдаче ЕНТ и государственных экзаменов.
Гипотеза: если ввести дополнительный курс, то учащиеся получат качественные знания, так как более полно и глубже узнали историю и культуру Казахстана.
Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана», рассчитанный на 34 часа, предполагает легче и лучше запомнить культуру, обычаи и традиции народа всех периодов в развитии Казахстана. Этот курс позволит учащимся воочию представить и проследить весь путь этнокультурного наследия Казахстана от андроновского периода до современности
Цель: создать условия учащимся для успешного овладения знаниями по этнокультурному наследию Казахстана от андроновского периода до современности.
Задачи:
углубить и расширить знания учащихся о культуре, обычаях и традициях народа всех периодов развития Казахстана,
знать и определять стиль культуры на ярких иллюстративных, наглядных материалах, с использованием аудио, видео и электронных носителей
развивать творческие способности учащихся, стимулировать интерес к предмету, воспитывать у учащихся любовь к культуре, архитектуре, разным видам искусства и ремесла
Ожидаемые результаты:
полное усвоение стилей, достижений культуры, искусства, архитектуры и ремесла,
формирование потребностей участвовать в общественно-политической и культурной жизни республики,
приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры;
Практическая ценность и возможность применения ее в других образовательных учреждениях высока, т.к. интерес к культуре, обычаям и традициям не иссякает в любые времена и в любой аудитории.
Формы организации занятий, методы, приемы, средства обучения различные.Данная программа сопровождается методическими разработками и дидактическим материалом. Этоинтегрированные уроки, круглые столы, викторины, литературно-музыкальные, историко-музыкальные композиции, интеллектуальные игры, лекции, семинары, блочные системы уроков, презентации, научные проекты и т.д.
Предполагается осуществить опытно-экспериментальную проверку предлагаемой инновационной программы в школе в виде проверочных работ, исторических диктантов, турниров, викторин, а также тестов.
Для реализации данной программы использованы модульные педагогические технологии, новые подходы и методы, диалогическое обучение, учет возрастных особенностей, работа с одаренными и талантливыми детьми, ИКТ, критическое мышление, коллективные способы обучения.
Составлен план проектной работы:
Расширить и углубить свои знания по культуре, обычаям и традициям народа всех периодов развития Казахстана, учащиеся смогут через
подготовку и защиту рефератов.
Знать и определять стиль культуры на ярких иллюстративных, наглядных материалах посредством
презентаций.
Развивать творческие способности учащихся, стимулировать интерес к предмету, воспитывать у учащихся любовь к культуре, архитектуре, разным видам искусства и ремесла, участвуя в
Продолжительность работы. Проект долгосрочного характера. Рассчитан на реализацию в течение всего учебного года и предстоящих лет, вплоть до внедрения 12-летнего образования.
Ресурсное обеспечение:
Исполнители работы:учителя-предметники, классные руководители, первого и высшего уровня квалификации; и учащиеся.
Составленытребования к знаниям и умениям учащихся.
Методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Активно используются на занятиях историческая, научная, художественная литература, статьи периодической печати, литература по культурологии, ремеслу и музыке. Материально- техническое обеспечение представлено аудио, видеозаписями, электронными пособиями по истории и культуре.
Диагностический инструментарий:
Предполагается осуществить опытно-экспериментальную проверку предлагаемой инновационной программы в школе в виде проверочных работ, исторических диктантов, турниров, викторин, а также тестов. Межпредметные связи: это интегрированные уроки истории Казахстана с всемирной историей, музыкой, биологией, экологией, географией, обществознанием.
Риски проекта: в ходе реализации проекта возможны сбои в обеспечении программы материально-техническими ресурсами.
Пути профилактики и преодоления рисков: обеспечение кабинетов истории интерактивными досками.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Иметь полное представление об этнографии казахского народа. Рассказывать о прошлой и настоящей истории и культуре казахского народа. Уметь анализировать основные изменения культурной жизни древнего, средневекового, нового и новейшего периодов Казахстана. Знать ярких представителей культуры, искусства и литературы, памятники архитектуры и письменности. Уметь выразить свое мнение о трудностях и проблемах культурного развития Казахстана.
Охарактеризовать основные отрасли и направления развития культуры, обычаи, традиции, обряды. Дать характеристику причин многонациональности Казахстана, политики межнационального отношения в разные исторические периоды и демографического положения Казахстана.
Оценивать роль произведений искусства и художественной литературы в духовном развитии личности. Роль ярких представителей культуры, казахской национальной интеллигенции и их деятельности.
Рассказать о просвещении казахского народа, о влиянии русской демократической культуры на казахскую культуру. О состоянии народного образования в 19 веке, о крупных изменениях в области культуры в 20-30-е годы 20 века, понимать значимость их изменений. Выразить свое мнение о дискуссиях в области культуры.
Показать значение роли казахского языка - как государственного языка Республики Казахстан, взаимовлияние различных культур и народностей. Показать негативное влияние командно-административной системы на развитие культуры,
Уметь работать с документами в архивах, карточками-каталогами, необходимыми материалами в библиотеках, экспонатами в музеях и результаты работы использовать на уроках; применять материалы периодической печати, научной, исторической и художественной литературы в учебном процессе.
Содержательная часть.
Введение. – 1час.
Дается обзорная лекция по курсу. Распределяются темы для выполнения творческих заданий.
Раздел 1. Культура племен древнего Казахстана.
Тема 1. Андроновская культура. Жилища. Петроглифы. – 1 час.
Получение бронзы. Регион андроновской культуры: южная Сибирь, центральный Казахстан.
Наука: общество изучения Казахстана, база АН СССР, Асфендияров С, Сейфуллин С, Муканов С, Байтурсынов А,
Творческое задание: подготовить вопросы викторины.
Тема 29. Культурное строительство в 20-30годы: литература и искусство. – 1 час.
Казахская советская литература: Сейфуллин С, Муканов С, Байтурсынов А,Дулатов М, Аймаутов Ж и др.
Творческое задание: подготовить отрывок из романа М.Дулатова «Бакытсыз Жамал»
Тема 30. Культурное строительство в 20-30годы: искусство – 1 час.
Казахское советское искусство: драматические, народные, музыкальные театры, кино, музыкальное и изобразительное.
Контрольная.
Тема 31. Культура в годы ВОВ: образование и наука, литература и искусство.
– 1 час.
Образование и наука: эвакуированные и созданные высшие и средние учебные заведения в годы ВОВ.
Литература: эвакуированные и новые казахстанские писатели.
Искусство: эвакуированные художественные коллективы, ЦОКС, новые фильмы. Передовые мастера казахского советского искусства.
Работа с дидактическим материалом.
Тема 32. Культура в послевоенные годы: образование, наука, литература. – 1 час.
Жесткий идеологический пресс.
Образование: дополнительные средства, материально-техническая база, сеть интернатных учреждений, всеобщее среднее.
Наука: АН Каз. ССР, Сатпаев К, НИИ, музеи, обсерватория и др.
Литература: Ауэзов М, Муканов С,Мустафин Г, Шухов И, Жароков Т.
Творческое задание: подготовить вопросы викторины.
Тема 33. Культура в 70-90годы. – 1 час.
Критическое положение казахского языка: общественные функции языка, сокращение школ с казахским языком обучения, равнодушие и пренебрежение к вековым традициям.
Изменения в обществе: Закон о языках, возрождение и развитие казахского языка, реабилитация казахской интеллигенции
Литература и искусство: снятие цензуры и запретов, появление ярких талантов.
Работа с дидактическим материалом.
34.Раздел 6. Культура Казахстана в период обретения независимости.
Культурная жизнь РК.Итоговое повторение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
дата
Тема урока, раздела.
Кол-во час.
Образовательный
продукт.
Прим.
1
Введение
1
Обзорная лекция
2
Раздел 1. Культура племен древнего Казахстана.
Андроновская культура. Жилища. Петроглифы.
1
Работа с электронным учебником и
дидактическим материалом.
3
Сакская культура. «Звериный стиль».
1
Самостоятельная
работа с источниками
4
Сарматы, усуни, канглы. Культура племен.
1
Работа с электронным учебником и
дидактическим материалом.
5
Гунны. Полихромный стиль.
Контрольная работа по разделу.
1
Самостоятельная
работа с источниками
6
Раздел 2. Культура племенсредневекового Казахстана.
Тюрские каганаты. Городская культура раннего средневековья.
1
Обзорная лекция
7
Функции и районы городов. Крупные города.
1
Работа с электронным учебником
8
Архитектурные памятники, культовые сооружения 6-12 веков.
1
Работа с дидактическим материалом.
9
Великий шелковый путь: направления и трассы, товары.
1
Работа с электронным учебником и
дидактическим материалом.
10
Распространение религий по ВШП.
1
Презентации работ
11
Духовная культура в 6-12веках: язык и письменность.
1
Блочная система уроков
12
Духовная культура в 6-12веках: литература и наука.
1
БСУ
13
Духовная культура в 6-12веках: верования и религия. Тестирование
1
БСУ
14
Архитектура 13-15веков.
1
Работа с дидактическим материалом.
15
Духовная культура в 13-15веках: язык и письменность, устная литература.
1
Обзорная лекция
16
Этнические процессы на территории Казахстана.
Казахские жузы. Этноним «казах».
Семинар
17
Города Казахстана в 15-17веках: план и население.
1
Работа с дидактическим материалом.
18
Архитектура 15-17веков.
1
Урок-зачет
19
Духовная культура в 15-17веках: устное народное творчество, творчество биев-шешенов.
1
Блочная система уроков
20
Духовная культура в 15-17вв: письменная литература
1
БСУ
21
Духовная культура в 15-17вв: народные обычаи и традиции.
1
БСУ
22
Духовная культура в 15-17вв: религиозные верования.
Тестирование.
1
БСУ
23
Раздел 3. Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в.
Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в: мусульманское и русское образование.
1
Обзорная лекция Блочная система уроков
24
Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 века: научное изучение и казахская литература.
1
Презентации работ
25
Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в: музыкальное искусство и материальная культура.
1
Интегрированный урок
26
Раздел 4. Культура Казахстана в 2-ой пол. 19 в. и в нач.20в.
Культура Казахстана в 2-ой пол. 19 в: научное изучение и музыкальное искусство
1
Обзорная лекция Блочная система уроков
27
Народное образование. Ыбырай. Литература. Абай.
1
Презентации работ
28
Культура Казахстана в нач.20в: народное образование, казахская литература, музыкальное искусство.
1
Презентации
работ.
29
Раздел 5. Культура Казахстана в советский период.
Культурное строительство в 20-30годы 20в: образование и наука.
1
Обзорная лекция Блочная система уроков
30
Культурное строительство в 20-30годы: литература и искусство.
Контрольная.
1
Работа с дидактическим материалом
31
Культура в годы ВОВ: образование и наука, литература и искусство.
1
Защита рефератов
32
Культура в послевоенные годы: образование, наука, литература
1
Презентации работ
33
Культура в70-90годы.
1
Урок-зачет
34
Раздел 6. Культура Казахстана в период обретения независимости.
Культурная жизнь РК. Итоговое повторение.
Обзорная лекция
Интеллектуальная игра
Глоссарий.
Анимизм – (от лат. а nima, animus – душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. - Аруах
Магия – (от греч. mageia -колдовство, волшебство) обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы. Возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов всех религий – баксы.
Тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества связанных с представлением о родстве между родами и т.н. «тотемами» – видами животных и растений. Род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. – Волк.
Фетишизм – (от франц. febiche –идол, талисман), культ неодушевлённых предметов – фетишей, наделённых сверхъестественными свойствами. Вера в амулеты, талисманы, обереги. – тумар.
Абдыра – большой сундук, предназначенный для хранения одежды.
Адалбакан – шест с ответвлениями применяемый в юрте в качестве вешалки, был подвешен к куполу юрты.
Айбалта – боевое оружие, секира с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой.
Айтике Байбек - улы (1682-1766) бий Младшего жуза, один из советников хана Тауке, автор «Жеты-Жаргы».
Айсуек– «белая кость». Высший слой казахской феодальной власти.Входили: ханы, султаны потомки Чингизидов (торе) и представители касты кожа, потомков первых мусульман-арабов, принесших в Казахстан ислам.
Аламан-байга - байга на длительную дистанцию (25 – 100 км.)
Алаша – вид безворсового ковра. Палас.
Алтынкабак – состязание в стрельбе из лука.
Аманат – заложник.
Аменгерство – положение по которому вдова выходит после годичного траура замуж за брата или близкого родственника мужа. За неё заплачен калым, она собственность рода.
Асар – обычай взаимопомощи; приглашение родственников для срочной роботы (бесплатно).
Атбеги – знаток лошадей, мастер для подготовки коней к байге.
Баба – предок, основатель рода. Часть сложного слова, обозначающего происхождение.
Бай – крупный землевладелец, богач-скотовод. Появились около 19 века.
Байгозы-батыр – (1717-1810). Военачальник Аблайхана. Участвовал в защите Туркестанаи Ташкента от джунгар. За смелость получил прозвище «Лев Среднего жуза».
Баласагун – столица Зап-Тюркского и Карлукского каганатов, государств Караханидов и Каракиданей. Находился в Чуйской долине. Упоминается с 8 века.
Батыр – почётное имя, которое давалось за доблесть, смелость, отвагу.
Борик – головной убор казахов. Мужской и женский. Летний и зимний. Изготавливался из дорогих тканей (бархат, атлас). Верх покрывался мехом (куница, соболь).
Бугалык – аркан для ловли не прирученных лошадей.
Валиханов Чингис (1811 – 1895), старший султан Среднего жуза. Отец Чокана Валиханова. Полковник. Известен своими научными изысканиями по краю.
Великий Шелковый путь – общее название торговых караванных путей, связывавших со 2 в. до н.э. до 16 в. Китай со Ср. и Передней Азией. Главный товар – китайский шёлк. Протяжённость пути – более 7 тыс. км. Его значение упало к 15 веку в связи с развитием морских сообщений.
Дастархан – скатерть из плотной ткани, на которой расставляется пища, посуда.
Дулыга – металлический шлем с кольчужной сеткой, прикрывавшей щёки, шею и плечи война.
Oқ- стрела.
Оқжетпес - стрела не долетает. Гора в Кокчетавской области.
Сарай - дворец, стольный город. Сарайчик в низовьях Урала.
Тебеневка - зимнее пастбище.
Шоқпар - дубинка с утолщением на конце.
Список литературы для учителя:
Закон Республики Казахстан «Об образовании». – Астана, 2007г.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011- 2020г. - Астана, 2010г.
Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015. - Астана, 2004г.
Всемирная история. Учебник для 10,11классов. - Алматы, 2006г.
История Казахстана. Программы. 5-11 классы. - Алматы, 2006г.
Абай. Слова назидания. - Алма-Ата, 1983г.
Валиханов Ч. Избранные произведения. – Москва, 1987г.
Диуани Хикмет. Кожа Ахмед Яссауи. – Алматы, 2004г.
Джандарбеков Б. Саки. – Алматы, 1993г.
Искусство. Болатбеков К., Косбармаков Е. – Алматы, 2006г.
Қазақтың мақал-мәтелдері. – Аматы, 2006г.
Казахские сувениры. - Алма-Ата, 1976г.
Казахская музыкальная литература. - Алма-Ата, 1993г.
Міржақып Дулатов. Шығармалары. – Алматы, 1991г.
Мурат Аджи. Кыпчаки. – Семей, 2001г.
Момыш-улы Бахытжан. Восхождение к отцу. - Алма-Ата, 1986г.
Памятники истории и культуры Казахстана. - Алма-Ата, 1989г.
Садыкова Б. Мустафа Шокай. - Алматы, 2004г.
Сейфуллин Сакен. Избранное. - Москва, 1987г.
Сарсекеев М. Сатпаев. - Алма-Ата, 1989г.
Сулейменов О. Избранные стихи и поэмы. - Алма-Ата, 1976г.
Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингизхана. – Алматы, 2001г.
Серия «Знаменитые люди Востока». - Аруна, 2005г.
Сыздыкова Р. Ахмет Байтурсынов. – Алматы, 1990г.
Аудио, видеозаписи, электронные учебники.
Статьи периодической печати.
Список литературы для учеников:
Всемирная история. Учебник для 10,11классов. - Алматы, 2006г.
История Казахстана. Программы. 5-11 классы. - Алматы, 2006г.
Абай. Слова назидания. - Алма-Ата, 1983г.
Валиханов Ч. Избранные произведения. – Москва, 1987г.
Диуани Хикмет. Кожа Ахмед Яссауи. – Алматы, 2004г.
Джандарбеков Б. Саки. – Алматы, 1993г.
Искусство. Болатбеков К., Косбармаков Е. – Алматы, 2006г.
Қазақтың мақал-мәтелдері. – Аматы, 2006г.
Казахские сувениры. - Алма-Ата, 1976г.
Казахская музыкальная литература. - Алма-Ата, 1993г.
Міржақып Дулатов. Шығармалары. – Алматы, 1991г.
Мурат Аджи. Кыпчаки. – Семей, 2001г.
Момыш-улы Бахытжан. Восхождение к отцу. - Алма-Ата, 1986г.
Памятники истории и культуры Казахстана. - Алма-Ата, 1989г.
Садыкова Б. Мустафа Шокай. - Алматы, 2004г.
Сейфуллин Сакен. Избранное. - Москва, 1987г.
Сарсекеев М. Сатпаев. - Алма-Ата, 1989г.
Сулейменов О. Избранные стихи и поэмы. - Алма-Ата, 1976г.
Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингизхана. – Алматы, 2001г.