kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана» предусмотрен для старшеклассников -  учащихся 10-11 классов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана»»

Пояснительная записка.


Главной задачей на сегодня, в системе образования является подготовка к переходу на 12 летнее обучение.

Актуальность: в Концепции 12 –летнего образования обозначены цели перехода к профильному обучению. Среди них можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Учащиеся могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы. В них особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы - для посещения по выбору учащихся.

Проблема: в виду того, что у нас существует недостаточная эффективность механизмов формирования у подрастающего поколения этнокультурной и гражданской идентичности, основанной на знании истории государства, государственного языка, национальных культурных ценностей народов Казахстана предлагаем решить ее углубленным изучением.

Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана» предусмотрен для старшеклассников - учащихся 10-11классов. В курсе будут углубленно изучаться отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. Проблема недостаточности часов в изучении вопросов культуры в базовом курсе, также выявляет и слабые знания учащихся.

Если в 2008 – 2009 учебном году при сдаче ЕНТ % качества был 76 %, а средний балл-17, то в 2009-2010 он увеличился на 9 % - стал 85%, а средний балл на 1,3 - стал 18,3. Так как в этот год были апробирован курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана». Поэтому, курс по выбору поможет учащимся более полно и глубже узнать историю и культуру Казахстана и при сдаче ЕНТ и государственных экзаменов.

Гипотеза: если ввести дополнительный курс, то учащиеся получат качественные знания, так как более полно и глубже узнали историю и культуру Казахстана.

Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана», рассчитанный на 34 часа, предполагает легче и лучше запомнить культуру, обычаи и традиции народа всех периодов в развитии Казахстана. Этот курс позволит учащимся воочию представить и проследить весь путь этнокультурного наследия Казахстана от андроновского периода до современности

Цель: создать условия учащимся для успешного овладения знаниями по этнокультурному наследию Казахстана от андроновского периода до современности.

Задачи:

  • углубить и расширить знания учащихся о культуре, обычаях и традициях народа всех периодов развития Казахстана,


  • знать и определять стиль культуры на ярких иллюстративных, наглядных материалах, с использованием аудио, видео и электронных носителей

  • развивать творческие способности учащихся, стимулировать интерес к предмету, воспитывать у учащихся любовь к культуре, архитектуре, разным видам искусства и ремесла

Ожидаемые результаты:

  • полное усвоение стилей, достижений культуры, искусства, архитектуры и ремесла,

  • формирование потребностей участвовать в общественно-политической и культурной жизни республики,

  • приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры;

Практическая ценность и возможность применения ее в других образовательных учреждениях высока, т.к. интерес к культуре, обычаям и традициям не иссякает в любые времена и в любой аудитории.

Формы организации занятий, методы, приемы, средства обучения различные. Данная программа сопровождается методическими разработками и дидактическим материалом. Это интегрированные уроки, круглые столы, викторины, литературно-музыкальные, историко-музыкальные композиции, интеллектуальные игры, лекции, семинары, блочные системы уроков, презентации, научные проекты и т.д.

Предполагается осуществить опытно-экспериментальную проверку предлагаемой инновационной программы в школе в виде проверочных работ, исторических диктантов, турниров, викторин, а также тестов.

Для реализации данной программы использованы модульные педагогические технологии, новые подходы и методы, диалогическое обучение, учет возрастных особенностей, работа с одаренными и талантливыми детьми, ИКТ, критическое мышление, коллективные способы обучения.

Составлен план проектной работы:

Расширить и углубить свои знания по культуре, обычаям и традициям народа всех периодов развития Казахстана, учащиеся смогут через

  • подготовку и защиту рефератов.

Знать и определять стиль культуры на ярких иллюстративных, наглядных материалах посредством

  • презентаций.

Развивать творческие способности учащихся, стимулировать интерес к предмету, воспитывать у учащихся любовь к культуре, архитектуре, разным видам искусства и ремесла, участвуя в

  • интеллектуальных играх

  • литературно-музыкальных, историко-музыкальных композициях

  • викторинах

  • конкурсах

  • защите научных проектов

Продолжительность работы. Проект долгосрочного характера. Рассчитан на реализацию в течение всего учебного года и предстоящих лет, вплоть до внедрения 12-летнего образования.

Ресурсное обеспечение:

Исполнители работы: учителя-предметники, классные руководители, первого и высшего уровня квалификации; и учащиеся.

Составлены требования к знаниям и умениям учащихся.


Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Активно используются на занятиях историческая, научная, художественная литература, статьи периодической печати, литература по культурологии, ремеслу и музыке. Материально- техническое обеспечение представлено аудио, видеозаписями, электронными пособиями по истории и культуре.

Диагностический инструментарий:

Предполагается осуществить опытно-экспериментальную проверку предлагаемой инновационной программы в школе в виде проверочных работ, исторических диктантов, турниров, викторин, а также тестов. Межпредметные связи: это интегрированные уроки истории Казахстана с всемирной историей, музыкой, биологией, экологией, географией, обществознанием.

Риски проекта: в ходе реализации проекта возможны сбои в обеспечении программы материально-техническими ресурсами.

Пути профилактики и преодоления рисков: обеспечение кабинетов истории интерактивными досками.






Требования к знаниям и умениям учащихся:


Иметь полное представление об этнографии казахского народа. Рассказывать о прошлой и настоящей истории и культуре казахского народа. Уметь анализировать основные изменения культурной жизни древнего, средневекового, нового и новейшего периодов Казахстана. Знать ярких представителей культуры, искусства и литературы, памятники архитектуры и письменности. Уметь выразить свое мнение о трудностях и проблемах культурного развития Казахстана.


Охарактеризовать основные отрасли и направления развития культуры, обычаи, традиции, обряды. Дать характеристику причин многонациональности Казахстана, политики межнационального отношения в разные исторические периоды и демографического положения Казахстана.


Оценивать роль произведений искусства и художественной литературы в духовном развитии личности. Роль ярких представителей культуры, казахской национальной интеллигенции и их деятельности.


Рассказать о просвещении казахского народа, о влиянии русской демократической культуры на казахскую культуру. О состоянии народного образования в 19 веке, о крупных изменениях в области культуры в 20-30-е годы 20 века, понимать значимость их изменений. Выразить свое мнение о дискуссиях в области культуры.


Показать значение роли казахского языка - как государственного языка Республики Казахстан, взаимовлияние различных культур и народностей. Показать негативное влияние командно-административной системы на развитие культуры,


Уметь работать с документами в архивах, карточками-каталогами, необходимыми материалами в библиотеках, экспонатами в музеях и результаты работы использовать на уроках; применять материалы периодической печати, научной, исторической и художественной литературы в учебном процессе.















Содержательная часть.

Введение. – 1час.

Дается обзорная лекция по курсу. Распределяются темы для выполнения творческих заданий.


Раздел 1. Культура племен древнего Казахстана.

Тема 1. Андроновская культура. Жилища. Петроглифы. – 1 час.

Получение бронзы. Регион андроновской культуры: южная Сибирь, центральный Казахстан.

Жилища: землянки, полуземлянки. Петроглифы: Тамгалы Тас, Ешки Ольмес.

Просмотр фильма по электронному учебнику.

Работа с дидактическим материалом.


Тема 2. Сакская культура. «Звериный стиль». – 1 час.

«Золотой человек», цари, курганы, города. Греческие и персидские источники о саках. Анахарсис.

«Звериный стиль»: металл, конь, кабан, козел, птицы, стрела.

Творческое задание: подготовить эпизод из романа Джандарбекова «Саки»


Тема 3. Сарматы, усуни, канглы. Культура племен. – 1 час.

Сарматский племенной союз: роксоланы, аланы, сираки. Вещи из Греции, изображения Диониса.

Усуни: численность населения, воинов. Каргарлинская диадема. Модель вселенной. Исторические источники: Сымя цянь.

Канглы: численность населения, воинов. Археологические культуры. Металлопроизводство. Хуммы.

Викторина «Счастливый случай»

Тема 4. Гунны. Полихромный стиль. – 1 час.

«Великое переселение гуннов. Шаньюй. Модэ, Чжи-Чжи, Аттила. Дж. Верди. Язык гуннов.

Полихромный стиль.

Творческое задание: подготовить эпизод из книги М.Аджи «Кыпчаки».

Контрольная.


Раздел 2. Культура племен средневекового Казахстана.

Тема 5. Тюркские каганаты. Городская культура раннего средневековья. – 1 час.

Основные районы формирования городов: Южный Казахстан и Семиречье.


Тема 6. Функции и районы городов. Крупные города. – 1 час.

Города - административные центры. Города – центры земледелия. Торговли и ремесла. Города – центры культуры.

Районы города: цитадель, хисар, рабад.

Крупные города: Испиджаб, Тараз, Баласагун, Отрар.

Творческое задание: подготовить вопросы викторины.

Тема 7. Архитектурные памятники, культовые сооружения 6-12 веков. – 1 час.

Архитектура дворцов: Кедера и Джамуката, Кулана и Навакета, буддийские храмы Суяба и Навакета, монастыри Испиджаба.

Культовые сооружения: мавзолеи Бабаджи хатун, Айша биби, Карахана.

Просмотр слайдов: «Архитектурные памятники Казахстана»


Тема 8. Великий шелковый путь: направления и трассы, товары. – 1 час.

р.Хуанхэ. Главные ворота. Оживленные участки ВШП. Тюркский каганат и Византийская империя.

Товары: из Индии, Руси, Причерноморья. Серебряный клад из Отрара.


Тема 9. Распространение религий по ВШП.

Зороастризм. Манихейство. Буддизм. Ислам.

Творческое задание: подготовить рефераты, презентации.


Тема 10. Духовная культура в 6-12веках: язык и письменность. – 1 час.

Древнетюркские языковые группы.

Письменность: Менандру Протектору, орхоно-енисейские, таласские памятники.

Ядринцев Н.М, Томсен В.


Тема 11. Духовная культура в 6-12веках: литература и наука. – 1 час.

Эпосы: Коркыт-Ата, Огуз – наме.

Ю.Баласагуни, М.Кашгари, Х.А. Яссауи, С.Бакыргани, А,Иугнеки, А,Фараби,А.Бируни.


Тема 12. Духовная культура в 6-12веках: верования и религия.

Культ: Тенгри, Иер-Су, Умай, огня, священных гор.

Зороастризм. Манихейство. Буддизм. Ислам.

Работа с дидактическим материалом.


Тема 13. Архитектура 13-15веков. – 1 час.

Мавзолеи: Х.А. Яссауи, Р.С.Бегим, Кок – кесене, Сырлытам, Жошы хана, Алаша хана.

Просмотр слайдов: «Архитектурные памятники Казахстана»

Работа с дидактическим материалом.


Тема 14. Духовная культура в 13-15веках: язык и письменность, устная литература. – 1 час.

Тюркские языки: 3 группы. Казахский язык.

Письменность: руническая, уйгурская, арабская. Кодекс Куманикус.

Устная литература: Кетбуга жырау, Сыпыра жырау, Кодан – тайшы, асан- кайгы, Казтуган.

Тема 15. Этнические процессы на территории Казахстана. Казахские жузы. Этноним «казах». – 1 час.

Основные этапы формирования казахской народности.

Казахские жузы: Старший, Средний, Младший.

Этноним «казах» в различных источниках.


Тема 16. Города Казахстана в 15-17веках: план и население. – 1 час.

Города: Сыгнак, Яссы, Отрар, Сауран, Сайрам, Сузак.

План: хисар, махала.

Население: численность от 800-11000человек.


Тема 17. Архитектура 15-17веков. – 1 час.

Архитектурные памятники: Сауранская башня, башня Бегим-Мунара, комплекс Сунак-ата, мавзолеи казахских ханов Жанибека, Касыма, Есима, Жангира.

Творческое задание: подготовить рефераты, сообщения об архитектурных памятниках.


Тема 18. Духовная культура в 15-17веках: устное народное творчество, творчество биев-шешенов. – 1 час.

Устное народное творчество: Шалкииз, Доспамбет, Жиембет, Актамберды, Умбетай, Бухар жырау.

Творчество биев-шешенов: Толе би, Казыбек би, Айтеке би.

Работа с дидактическим материалом.

Творческое задание: подготовить сообщения о творчестве биев-шешенов


Тема 19. Духовная культура в 15-17вв: письменная литература– 1 час.

письменная литература: Дулати, Жалаири, Бахадур.

Творческое задание: подготовить рефераты, презентации.


Тема 20. Духовная культура в 15-17вв: народные обычаи и традиции. – 1 час.

народные обычаи и традиции: семейно-брачные, традиционные, сезонные.

Творческое задание: подготовить рефераты, презентации.


Тема 21. Духовная культура в 15-17вв: религиозные верования. – 1 час.

Религиозные верования: ислам и шаманизм.

Х.А.Яссауи. Доисмламские божества покровители: Шопан ата, Зенги баба, Ойсыл кара, Камбар ата.

Творческое задание: подготовить вопросы викторины.


Раздел 3. Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в.

Тема 22. Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в: мусульманское и русское образование. – 1 час.

Мусульманское образование: шаригат, аптиек (1/7 часть корана)

Русское образование: Азиатская школа, сибирский кадетский корпус, Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, светская школа Жангир хана.

Творческое задание: подготовить сообщения о мусульманском и русском образовании.


Раздел 4. Культура Казахстана в 2-ой пол. 19 в. и в нач.20в.

Тема 23. Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 века: научное изучение и казахская литература. – 1 час.

Научное изучение Казахстана: Даль В.И, Пушкин А.С, Карелин Г.С, Бутаков А,Левшин А.Е, Мейер Э, Завалишин Е, Ковалевский Е.П, Северцев Н.А, Небольсин П.И.

Казахская литература: Махамбет, Шернияз, Шоже, Дулат Бабатай –улы, Шортанбай Канай – улы, Суйнбай Арон - улы.

Творческое задание: подготовить рефераты, презентации.

Тестирование.


Тема 24. Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в: музыкальное искусство и материальная культура. – 1 час.

Музыкальное искусство: Жанторе, Богда, Байжума, Узак, Сегиз-сери.

Материальная культура: жилище, национальная одежда.

Творческое задание: подготовить презентации.


Тема 25. Культура Казахстана в 2-ой пол. 19 в: научное изучение и музыкальное искусство – 1 час.

Музыкальное искусство: Курмангазы, Даулеткерей, Татимбет, Ыкылас, Сармалай, Абыл, Жаяу Муса, Биржан сал, Акан сери.

Интегрированный урок «Казахские музыкальные инструменты»


Тема 26. Народное образование. Ыбырай. Литература. Абай. – 1 час.

Ыбырай: творчество, заслуги.

Абай: творчество, заслуги.

Творческое задание: подготовить презентации.


Тема 27. Культура Казахстана в нач.20в: народное образование, казахская литература, музыкальное искусство. – 1 час.

Основные направления развития культуры.

Народное образование: законы, субсидии.

Казахская литература: Торайгыров С, Донентаев С, Майлин, Кубеев С, Кудайбердиев Ш.

Музыкальное искусство: Кенен Азербаев, Шолак Баймурзин, Дина Нурпеисова, Укили Ибрай, Сугур, Майра Шамсутдинова.

Исполнительное искусство: Кали Байжанов, Манарбжек Ержанов, Амре Кашаубаев.

Раздел 5. Культура Казахстана в советский период.

Тема 28. Культурное строительство в 20-30годы 20в: образование и наука. – 1 час.

Образование: всеобщее обязательное обучение, среднее, средне специальное, высшее.

Наука: общество изучения Казахстана, база АН СССР, Асфендияров С, Сейфуллин С, Муканов С, Байтурсынов А,

Творческое задание: подготовить вопросы викторины.


Тема 29. Культурное строительство в 20-30годы: литература и искусство. – 1 час.

Казахская советская литература: Сейфуллин С, Муканов С, Байтурсынов А,Дулатов М, Аймаутов Ж и др.

Творческое задание: подготовить отрывок из романа М.Дулатова «Бакытсыз Жамал»


Тема 30. Культурное строительство в 20-30годы: искусство – 1 час.

Казахское советское искусство: драматические, народные, музыкальные театры, кино, музыкальное и изобразительное.

Контрольная.


Тема 31. Культура в годы ВОВ: образование и наука, литература и искусство.

– 1 час.

Образование и наука: эвакуированные и созданные высшие и средние учебные заведения в годы ВОВ.

Литература: эвакуированные и новые казахстанские писатели.

Искусство: эвакуированные художественные коллективы, ЦОКС, новые фильмы. Передовые мастера казахского советского искусства.

Работа с дидактическим материалом.


Тема 32. Культура в послевоенные годы: образование, наука, литература. – 1 час.

Жесткий идеологический пресс.

Образование: дополнительные средства, материально-техническая база, сеть интернатных учреждений, всеобщее среднее.

Наука: АН Каз. ССР, Сатпаев К, НИИ, музеи, обсерватория и др.

Литература: Ауэзов М, Муканов С,Мустафин Г, Шухов И, Жароков Т.

Творческое задание: подготовить вопросы викторины.


Тема 33. Культура в 70-90годы. – 1 час.

Критическое положение казахского языка: общественные функции языка, сокращение школ с казахским языком обучения, равнодушие и пренебрежение к вековым традициям.

Изменения в обществе: Закон о языках, возрождение и развитие казахского языка, реабилитация казахской интеллигенции

Литература и искусство: снятие цензуры и запретов, появление ярких талантов.

Работа с дидактическим материалом.


34. Раздел 6. Культура Казахстана в период обретения независимости.

Культурная жизнь РК. Итоговое повторение.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


дата

Тема урока, раздела.

Кол-во час.

Образовательный

продукт.

Прим.

1


Введение

1

Обзорная лекция


2


Раздел 1. Культура племен древнего Казахстана.

Андроновская культура. Жилища. Петроглифы.

1

Работа с электронным учебником и

дидактическим материалом.



3


Сакская культура. «Звериный стиль».

1

Самостоятельная

работа с источниками


4


Сарматы, усуни, канглы. Культура племен.

1

Работа с электронным учебником и

дидактическим материалом.



5


Гунны. Полихромный стиль.

Контрольная работа по разделу.

1

Самостоятельная

работа с источниками


6


Раздел 2. Культура племен средневекового Казахстана.

Тюрские каганаты. Городская культура раннего средневековья.

1

Обзорная лекция


7


Функции и районы городов. Крупные города.

1

Работа с электронным учебником



8


Архитектурные памятники, культовые сооружения 6-12 веков.

1

Работа с дидактическим материалом.



9


Великий шелковый путь: направления и трассы, товары.

1

Работа с электронным учебником и

дидактическим материалом.



10


Распространение религий по ВШП.

1

Презентации работ


11


Духовная культура в 6-12веках: язык и письменность.

1

Блочная система уроков


12


Духовная культура в 6-12веках: литература и наука.

1

БСУ


13


Духовная культура в 6-12веках: верования и религия. Тестирование

1

БСУ


14


Архитектура 13-15веков.

1

Работа с дидактическим материалом.


15


Духовная культура в 13-15веках: язык и письменность, устная литература.

1

Обзорная лекция


16


Этнические процессы на территории Казахстана.

Казахские жузы. Этноним «казах».


Семинар


17


Города Казахстана в 15-17веках: план и население.

1

Работа с дидактическим материалом.


18


Архитектура 15-17веков.

1

Урок-зачет


19


Духовная культура в 15-17веках: устное народное творчество, творчество биев-шешенов.

1

Блочная система уроков


20


Духовная культура в 15-17вв: письменная литература

1

БСУ


21


Духовная культура в 15-17вв: народные обычаи и традиции.

1

БСУ


22


Духовная культура в 15-17вв: религиозные верования.

Тестирование.

1

БСУ


23


Раздел 3. Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в.

Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в: мусульманское и русское образование.

1

Обзорная лекция Блочная система уроков


24


Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 века: научное изучение и казахская литература.

1

Презентации работ


25


Культура Казахстана в 1-ой пол. 19 в: музыкальное искусство и материальная культура.

1

Интегрированный урок


26


Раздел 4. Культура Казахстана в 2-ой пол. 19 в. и в нач.20в.

Культура Казахстана в 2-ой пол. 19 в: научное изучение и музыкальное искусство

1

Обзорная лекция Блочная система уроков


27


Народное образование. Ыбырай. Литература. Абай.

1

Презентации работ


28


Культура Казахстана в нач.20в: народное образование, казахская литература, музыкальное искусство.

1

Презентации

работ.



29


Раздел 5. Культура Казахстана в советский период.

Культурное строительство в 20-30годы 20в: образование и наука.

1

Обзорная лекция Блочная система уроков


30


Культурное строительство в 20-30годы: литература и искусство.

Контрольная.

1

Работа с дидактическим материалом


31


Культура в годы ВОВ: образование и наука, литература и искусство.

1

Защита рефератов


32


Культура в послевоенные годы: образование, наука, литература

1

Презентации работ


33


Культура в70-90годы.

1

Урок-зачет


34


Раздел 6. Культура Казахстана в период обретения независимости.

Культурная жизнь РК. Итоговое повторение.


Обзорная лекция

Интеллектуальная игра




Глоссарий.


Анимизм – (от лат. а nima, animus – душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. - Аруах

Магия – (от греч. mageia -колдовство, волшебство) обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы. Возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов всех религий – баксы.

Тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества связанных с представлением о родстве между родами и т.н. «тотемами» – видами животных и растений. Род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. – Волк.

Фетишизм – (от франц. febiche –идол, талисман), культ неодушевлённых предметов – фетишей, наделённых сверхъестественными свойствами. Вера в амулеты, талисманы, обереги. – тумар.

Абдыра – большой сундук, предназначенный для хранения одежды.

Адалбакан – шест с ответвлениями применяемый в юрте в качестве вешалки, был подвешен к куполу юрты.

Айбалта – боевое оружие, секира с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой.

Айтике Байбек - улы (1682-1766) бий Младшего жуза, один из советников хана Тауке, автор «Жеты-Жаргы».

Айсуек– «белая кость». Высший слой казахской феодальной власти.Входили: ханы, султаны потомки Чингизидов (торе) и представители касты кожа, потомков первых мусульман-арабов, принесших в Казахстан ислам.

Аламан-байга - байга на длительную дистанцию (25 – 100 км.)

Алаша – вид безворсового ковра. Палас.

Алтынкабак – состязание в стрельбе из лука.

Аманат – заложник.

Аменгерство – положение по которому вдова выходит после годичного траура замуж за брата или близкого родственника мужа. За неё заплачен калым, она собственность рода.

Асар – обычай взаимопомощи; приглашение родственников для срочной роботы (бесплатно).

Атбеги – знаток лошадей, мастер для подготовки коней к байге.

Баба – предок, основатель рода. Часть сложного слова, обозначающего происхождение.

Бай – крупный землевладелец, богач-скотовод. Появились около 19 века.

Байгозы-батыр – (1717-1810). Военачальник Аблайхана. Участвовал в защите Туркестанаи Ташкента от джунгар. За смелость получил прозвище «Лев Среднего жуза».

Баласагун – столица Зап-Тюркского и Карлукского каганатов, государств Караханидов и Каракиданей. Находился в Чуйской долине. Упоминается с 8 века.

Батыр – почётное имя, которое давалось за доблесть, смелость, отвагу.

Борик – головной убор казахов. Мужской и женский. Летний и зимний. Изготавливался из дорогих тканей (бархат, атлас). Верх покрывался мехом (куница, соболь).

Бугалык – аркан для ловли не прирученных лошадей.

Валиханов Чингис (1811 – 1895), старший султан Среднего жуза. Отец Чокана Валиханова. Полковник. Известен своими научными изысканиями по краю.

Великий Шелковый путь – общее название торговых караванных путей, связывавших со 2 в. до н.э. до 16 в. Китай со Ср. и Передней Азией. Главный товар – китайский шёлк. Протяжённость пути – более 7 тыс. км. Его значение упало к 15 веку в связи с развитием морских сообщений.

Дастархан – скатерть из плотной ткани, на которой расставляется пища, посуда.

Дулыга – металлический шлем с кольчужной сеткой, прикрывавшей щёки, шею и плечи война.

Oқ - стрела.

Оқжетпес - стрела не долетает. Гора в Кокчетавской области.

Сарай - дворец, стольный город. Сарайчик в низовьях Урала.

Тебеневка - зимнее пастбище.

Шоқпар - дубинка с утолщением на конце.

Список литературы для учителя:

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». – Астана, 2007г.

  2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011- 2020г. - Астана, 2010г.

  3. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015. - Астана, 2004г.

  4. Всемирная история. Учебник для 10,11классов. - Алматы, 2006г.

  5. История Казахстана. Программы. 5-11 классы. - Алматы, 2006г.

  6. Абай. Слова назидания. - Алма-Ата, 1983г.

  7. Валиханов Ч. Избранные произведения. – Москва, 1987г.

  8. Диуани Хикмет. Кожа Ахмед Яссауи. – Алматы, 2004г.

  9. Джандарбеков Б. Саки. – Алматы, 1993г.

  10. Искусство. Болатбеков К., Косбармаков Е. – Алматы, 2006г.

  11. Қазақтың мақал-мәтелдері. – Аматы, 2006г.

  12. Казахские сувениры. - Алма-Ата, 1976г.

  13. Казахская музыкальная литература. - Алма-Ата, 1993г.

  14. Міржақып Дулатов. Шығармалары. – Алматы, 1991г.

  15. Мурат Аджи. Кыпчаки. – Семей, 2001г.

  16. Момыш-улы Бахытжан. Восхождение к отцу. - Алма-Ата, 1986г.

  17. Памятники истории и культуры Казахстана. - Алма-Ата, 1989г.

  18. Садыкова Б. Мустафа Шокай. - Алматы, 2004г.

  19. Сейфуллин Сакен. Избранное. - Москва, 1987г.

  20. Сарсекеев М. Сатпаев. - Алма-Ата, 1989г.

  21. Сулейменов О. Избранные стихи и поэмы. - Алма-Ата, 1976г.

  22. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингизхана. – Алматы, 2001г.

  23. Серия «Знаменитые люди Востока». - Аруна, 2005г.

  24. Сыздыкова Р. Ахмет Байтурсынов. – Алматы, 1990г.

  25. Аудио, видеозаписи, электронные учебники.

  26. Статьи периодической печати.


Список литературы для учеников:


  1. Всемирная история. Учебник для 10,11классов. - Алматы, 2006г.

  2. История Казахстана. Программы. 5-11 классы. - Алматы, 2006г.

  3. Абай. Слова назидания. - Алма-Ата, 1983г.

  4. Валиханов Ч. Избранные произведения. – Москва, 1987г.

  5. Диуани Хикмет. Кожа Ахмед Яссауи. – Алматы, 2004г.

  6. Джандарбеков Б. Саки. – Алматы, 1993г.

  7. Искусство. Болатбеков К., Косбармаков Е. – Алматы, 2006г.

  8. Қазақтың мақал-мәтелдері. – Аматы, 2006г.

  9. Казахские сувениры. - Алма-Ата, 1976г.

  10. Казахская музыкальная литература. - Алма-Ата, 1993г.

  11. Міржақып Дулатов. Шығармалары. – Алматы, 1991г.

  12. Мурат Аджи. Кыпчаки. – Семей, 2001г.

  13. Момыш-улы Бахытжан. Восхождение к отцу. - Алма-Ата, 1986г.

  14. Памятники истории и культуры Казахстана. - Алма-Ата, 1989г.

  15. Садыкова Б. Мустафа Шокай. - Алматы, 2004г.

  16. Сейфуллин Сакен. Избранное. - Москва, 1987г.

  17. Сарсекеев М. Сатпаев. - Алма-Ата, 1989г.

  18. Сулейменов О. Избранные стихи и поэмы. - Алма-Ата, 1976г.

  19. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингизхана. – Алматы, 2001г.

  20. Серия «Знаменитые люди Востока». - Аруна, 2005г.

  21. Сыздыкова Р. Ахмет Байтурсынов. – Алматы, 1990г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Курс по выбору «Этнокультурное наследие Казахстана»

Автор: Кайсарова Майра Мукымовна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406637


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства