Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Культура Народов Поволжья: народная педагогика»
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Культура Народов Поволжья: народная педагогика»
Программа «Культура Народов Поволжья: народная педагогика» призвана способствовать решению одной из основных задач современной школы – обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения.
Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Культура Народов Поволжья: народная педагогика»»
Пояснительная записка.
Программа «Культура Народов Поволжья: народная педагогика» призвана способствовать решению одной из основных задач современной школы – обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения.
Программа разработана на основе:
Международной конвенции ООН о правах ребенка;
Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Указа «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013г. №1008.
Актуальность программы в возможности восполнения подрастающим поколением духовных потребностей. Обращение к вечным ценностям добра, любви. Она даёт возможность обрести гармонию личности, не растеряться, сориентироваться в системе ценностей, в социальном пространстве, найти свое место. Программа отвечает высоким нравственным идеалам и эстетическим потребностям. Современная рыночная система общества не отвечает сполна этим потребностям.
Отличительные особенности программы:
При составлении программы использован опыт А.Ш. Кержнер. Обобщенный в книге Культура народов Поволжья: программа и методические рекомендации/ А.Ш.Кержнер, В.А. Архипова,Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Карюшкина.- Ульяновск: УИПКПРО
Программа способствует формированию ценностных ориентиров ребенка, используя опыт человечества и семейный опыт. Новизна данной программы еще и в том, что она позволяет реализовать одну из ведущих технологий деятельностного типа – виртуальную технологию.
Программа учитывает условия и особенности дистанционной формы обучения.
Предлагает знакомство с историческими источниками, с традициями, с произведениями народного творчества через сеть Интернет и средства дистанционного обучения. Деятельность ребенка направлена на эмоциональное, творческое, интеллектуальное развитие. Она помогает решить проблемы нравственно-этического воспитания.
Программа краткосрочная. Занятия проходят один раз – два занятия с перерывом, в неделю. Одно занятие теоретическое, одно практическое.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 13 - 14лет. Это период активной социализации ребенка. Время формирования системы ценностей человека, социальной ориентации. Время, когда перед ребенком возникают взрослые вопросы о выстраивании жизни, об устройстве общества, о различиях жизни людей. Программа обращает внимание ребят на важность условий формирования личности человека таких как: наличие доброты, любви, внимания, уважения. На понимание осознанного, продуманного отношения к происходящему в жизни человека и общества.
Объем и срок освоения программы, режим занятий:
Данная программа рассчитана на 2 месяца обучения: 2 часа в неделю – 8 часов в месяц, 16 часов – 2 месяца, занятие длится 30 минут.
Формы занятий.
Данная программа рассчитана дистанционные образовательные технологии.
Состав группы- постоянный.
Цель программы: пробуждение у обучающихся интереса к прошлому опыту через изучение культуры народов Поволжья, а именно народной педагогики для формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре;
- способствовать развитию познавательных интересов, любознательности к исторической памяти, образного мышления, воображения, интеллектуальных способностей;
- сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях культуры народов Поволжья.
- способствовать формированию и расширению индивидуального кругозора,
- развивать осознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России – общее достояние нашего Отечества;
2. Воспитательные:
- формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни
- способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства; культуры межнационального общения в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны;
- способствовать воспитанию эстетического отношения к традициям, к опыту; обогащению внутреннего мира обучающихся через новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний в историческом прошлом;
-способствовать формированию нравственного багажа , чувства патриотизма, уважения к культуре народов многонациональной России и любой расы мира;
- способствовать воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах;
3. Развивающие:
- развитие таких деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, социальная активность
- способствовать раскрытию и расширению творческого потенциала и самостоятельного развития;
- формирование у школьников целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков;
Содержание программы. (16 ч.)
Представления о воспитании в историческом прошлом.(6ч.)
1-2. Мир ребенка в историческом прошлом.( 2ч.)
Среда, в которой формировался ребенок. Что его окружало. Что влияло на формирование сознания. Идеалы в обществе. Требования общества. Представления о воспитании.
Практика. Просмотр видео. Обсуждение. Знакомство, анализ письменных исторических источников. Ответы на вопросы.
3-4. Мир ребенка в историческом в прошлом: Средние века. (2ч.)
Среда, в которой формировался ребенок. Что его окружало. Что влияло на формирование сознания. Идеалы в обществе. Требования общества. Представления о воспитании.
Практика. Просмотр видео. Обсуждение. Изучение, анализ письменных исторических источников. Ответы на вопросы.
5-6. Мир ребенка в историческом в прошлом: Новое время. (2ч.)
Среда, в которой формировался ребенок. Что его окружало. Что влияло на формирование сознания. Идеалы в обществе. Требования общества. Представления о воспитании.
Практика. Просмотр видео. Обсуждение. Изучение, анализ письменных исторических источников. Ответы на вопросы.
Воспитание в семье.( 8ч.)
7-8. Семейное воспитание в крестьянской семье. Первые дни жизни ребенка.(2ч.)
Крестьянская семья: состав, иерархия, социальные роли. Изменения при появлении ребенка в семье.
Практика. Изучение иллюстраций. Просмотр видео. Творческая работа
Колыбельная песня - непременный элемент традиционного быта, влияние на ребенка. Формирование представлений об окружающем мире.
Практика. Изучение иллюстраций. Прослушивание аудио. Творческая работа
11-12. Роль матери и отца в воспитании. Детская среда, детский быт как подготовка к взрослой жизни. (2ч.)
Формирование физического и психического здоровья ребенка. Формирование привычек, жизненных принципов. Детская среда, детский быт: особенности. Народные праздники в жизни ребенка. Игры со сверстниками. Социализация. Понимание своей роли в обществе. Ответственность за себя, семью, страну.
Практика. Изучение иллюстраций. Просмотр видео. Викторина.
13-14. "Каждой трудности по разу" - правила семьи. Труд в воспитании. (2ч.)
Формирование чувства меры в воспитании, отношениях, работе.
Практика. Изучение иллюстраций. Знакомство с письменным историческим источником. Эссе.
Преемственность.(2ч.)
15-16. Народная педагогика и современность. (2ч.)
Современные условия формирования ребенка. Что влияет.Что утрачено. Что стоит сохранить.
Мир ребенка в историческом в прошлом: Древний мир.
2
1
1
Эссе.
3
4
Мир ребенка в историческом в прошлом: Средние века.
2
1
1
Взаимоопрос
5
6
Мир ребенка в историческом в прошлом: Новое время.
2
1
1
Викторина
Раздел 2.
Воспитание в семье.
8
4
4
7
8
Семейное воспитание в крестьянской семье. Первые дни жизни ребенка.
2
1
1
Творческая работа
9
10
Колыбельная песня - Пестушки. Стишки. Приговоры.
2
1
1
Творческая работа.
11
12
Роль матери и отца в воспитании. Детская среда, детский быт как подготовка к взрослой жизни.
2
1
1
Викторина.
13
14
"Каждой трудности по разу" - правила семьи. Труд в воспитании.
2
1
1
Эссе.
Раздел 3.
Преемственность.
2
1
1
15
16
Народная педагогика и современность.
2
1
1
Эссе.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате освоения программы «Культура Народов Поволжья: народная педагогика» ожидаются следующие результаты:
Личностные
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
Метапредметные результаты освоения ученой программы
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выстраивать жизненные планы на будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем. работать индивидуально. определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Календарный учебный график
№ п/п
Месяц
Число
Время проведения
Форма занятия
Количество часов
Тема занятия
Форма контролля
1
05
06
10.30-
11.00
Чат с голосов. связью
30 мин.
Мир ребенка в историческом в прошлом: Древний мир.
2
05
06
11.15-
11.45
Чат с голосов. связью
30 мин.
Практика. Мир ребенка в историческом в прошлом: Древний мир.
Эссе.
3
05
13
10.30-
11.00
Чат с голосов. связью
30 мин.
Мир ребенка в историческом в прошлом: Средние века.
4
05
13
11.15-
11.45
Чат с голосов. связью
30 мин.
Практика. Мир ребенка в историческом в прошлом: Средние века.
Взаимоопрос
5
05
20
10.30-
11.00
Чат с голосов. связью
30 мин.
Мир ребенка в историческом в прошлом: Новое время.
6
05
20
11.15-
11.45
Чат с голосов. связью
30 мин.
Практика. Мир ребенка в историческом в прошлом: Новое время.
Викторина
7
05
27
10.30-
11.00
Чат с голосов. связью
30 мин.
Семейное воспитание в крестьянской семье. Первые дни жизни ребенка.
8
05
27
11.15-
11.45
Чат с голосов. связью
30 мин.
Практика. Семейное воспитание в крестьянской семье. Первые дни жизни ребенка.
Роль матери и отца в воспитании. Детская среда, детский быт как подготовка к взрослой жизни.
12
06
10
11.15-
11.45
Чат с голосов. связью
30 мин.
Практика. Роль матери и отца в воспитании. Детская среда, детский быт как подготовка к взрослой жизни.
Викторина.
13
06
17
10.30-
11.00
Чат с голосов. связью
30 мин.
"Каждой трудности по разу" - правила семьи. Труд в воспитании.
14
06
17
11.15-
11.45
Чат с голосов. связью
30 мин.
Практика. "Каждой трудности по разу" - правила семьи. Труд в воспитании.
Эссе.
15
06
24
10.30-
11.00
Чат с голосов. связью
30 мин.
Народная педагогика и современность.
16
06
24
11.15-
11.45
Чат с голосов. связью
30 мин.
Практика. Народная педагогика и современность.
Эссе.
Условия реализации программы
Реализация целей возможна с использованием ресурсов: учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, материалов сети Интернет, электронных презентаций.
Программа будет реализована на следующих платформах и сервисах: РЭШ, чат в Viber.
Материально-техническая база
Наличие компьютера, возможность подключения к сети Интернет.
Формы аттестации 1. Творческая работа. 2. Викторины. 3. Эссе.
4. Взаимоопрос.
Оценочные материалы
Карта учета достижений учащихся.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия.
Методы обучения - наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный.
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая.
Педагогические технологии: индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дистанционного обучения, исследовательской деятельности, игровой деятельности, развития критического мышления.
Литература
для учащихся:
-Русское устное народное творчество. Чередникова М.П. Голос из детства дальней дали.М., 2002.
-Загадки русского народа. Сост. Д.Н. Садовников. М., 1959.
-Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978. С. 41-43, 166-174.
-Даль В.И. Пословицы русского народа: Сб. М., 1957 (и др. изд. сб.). Алехин А.Д. Матрешки.
-Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней/ Сост. В.И. Вардугин. - Саратов. Надежда 1996г.
- М.Межиева «Праздники на Руси» Изд-во «Белый город», 2009
1957.
-Виноградов Г.С. Русский детский фольклор: Игровые прелюдии. Иркутск, 1920.
-Капица О.И. Детский фольклор. Л., 1928.
для учителя:
-Митрофанова В. Современное состояние русских народных загадок, в сборнике: Современный -русский фольклор, М., 1966.
- Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки, Л., 1974. -Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки, М., 1970. -Роды и жанры литературы, кн. 2, М., 1964. -Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды 17-19 вв., М., 1967.
-Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М., 1961.
-Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., Просвещение, 1987.
-В.В. Николаев «История предков чувашей. 30 в до н.э.-15в н.э., хроники событий». Чебоксары, 2005
-Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990.
-Алексеев B.П. Историческая антропология. Учебное пособие. М. 1979.
-Шабалина Л.П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья.-
Ульяновск, 1993.
Интернет ресурсы
http://nskazki.nm.ru/mar/glav.html Кратко о народе
http://www.troyka3.ru/openbook/chuistova/ch4.htm Древние Мордвы (летописи)