kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Культура Народов Поволжья: народная педагогика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  «Культура Народов Поволжья: народная педагогика» призвана способствовать решению одной из основных задач современной школы – обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения.

          Направленность программы- социально-педагогическая.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Культура Народов Поволжья: народная педагогика»»


Пояснительная записка.


Программа «Культура Народов Поволжья: народная педагогика» призвана способствовать решению одной из основных задач современной школы – обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения.

Программа разработана на основе:

  • Международной конвенции ООН о правах ребенка;

  • Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Указа «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012;

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013г. №1008.


Направленность программы- социально-педагогическая.

Актуальность программы в возможности восполнения подрастающим поколением духовных потребностей. Обращение к вечным ценностям добра, любви. Она даёт возможность обрести гармонию личности, не растеряться, сориентироваться в системе ценностей, в социальном пространстве, найти свое место. Программа отвечает высоким нравственным идеалам и эстетическим потребностям. Современная рыночная система общества не отвечает сполна этим потребностям.

Отличительные особенности программы:

При составлении программы использован опыт А.Ш. Кержнер. Обобщенный в книге Культура народов Поволжья: программа и методические рекомендации/ А.Ш.Кержнер, В.А. Архипова,Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Карюшкина.- Ульяновск: УИПКПРО

Программа способствует формированию ценностных ориентиров ребенка, используя опыт человечества и семейный опыт. Новизна данной программы еще и в том, что она позволяет реализовать одну из ведущих технологий деятельностного типа – виртуальную технологию.

Программа учитывает условия и особенности дистанционной формы обучения.

Предлагает знакомство с историческими источниками, с традициями, с произведениями народного творчества через сеть Интернет и средства дистанционного обучения. Деятельность ребенка направлена на эмоциональное, творческое, интеллектуальное развитие. Она помогает решить проблемы нравственно-этического воспитания.

Программа краткосрочная. Занятия проходят один раз – два занятия с перерывом, в неделю. Одно занятие теоретическое, одно практическое.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 13 - 14лет. Это период активной социализации ребенка. Время формирования системы ценностей человека, социальной ориентации. Время, когда перед ребенком возникают взрослые вопросы о выстраивании жизни, об устройстве общества, о различиях жизни людей. Программа обращает внимание ребят на важность условий формирования личности человека таких как: наличие доброты, любви, внимания, уважения. На понимание осознанного, продуманного отношения к происходящему в жизни человека и общества.


Объем и срок освоения программы, режим занятий:

Данная программа рассчитана на 2 месяца обучения: 2 часа в неделю – 8 часов в месяц, 16 часов – 2 месяца, занятие длится 30 минут.


Формы занятий.

Данная программа рассчитана дистанционные образовательные технологии.

Состав группы- постоянный.


Цель программы: пробуждение у обучающихся интереса к прошлому опыту через изучение культуры народов Поволжья, а именно народной педагогики для формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.

Задачи:

  1. Образовательные:

- формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре;

- способствовать развитию познавательных интересов, любознательности к исторической памяти, образного мышления, воображения, интеллектуальных способностей;

- сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях культуры народов Поволжья.

- способствовать формированию и расширению индивидуального кругозора,

- развивать осознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России – общее достояние нашего Отечества;

2. Воспитательные:

- формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни

- способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства; культуры межнационального общения в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны;

- способствовать воспитанию эстетического отношения к традициям, к опыту; обогащению внутреннего мира обучающихся через новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний в историческом прошлом;

-способствовать формированию нравственного багажа , чувства патриотизма, уважения к культуре народов многонациональной России и любой расы мира;

- способствовать воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах;

3. Развивающие:

- развитие таких деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, социальная активность

- способствовать раскрытию и расширению творческого потенциала и самостоятельного развития;

- формирование у школьников целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков;







Содержание программы. (16 ч.)


Представления о воспитании в историческом прошлом.(6ч.)

1-2. Мир ребенка в историческом прошлом.( 2ч.)

Среда, в которой формировался ребенок. Что его окружало. Что влияло на формирование сознания. Идеалы в обществе. Требования общества. Представления о воспитании.

Практика. Просмотр видео. Обсуждение. Знакомство, анализ письменных исторических источников. Ответы на вопросы.


3-4. Мир ребенка в историческом в прошлом: Средние века. (2ч.)

Среда, в которой формировался ребенок. Что его окружало. Что влияло на формирование сознания. Идеалы в обществе. Требования общества. Представления о воспитании.

Практика. Просмотр видео. Обсуждение. Изучение, анализ письменных исторических источников. Ответы на вопросы.


5-6. Мир ребенка в историческом в прошлом: Новое время. (2ч.)

Среда, в которой формировался ребенок. Что его окружало. Что влияло на формирование сознания. Идеалы в обществе. Требования общества. Представления о воспитании.

Практика. Просмотр видео. Обсуждение. Изучение, анализ письменных исторических источников. Ответы на вопросы.


Воспитание в семье.( 8ч.)

7-8. Семейное воспитание в крестьянской семье. Первые дни жизни ребенка.(2ч.)

Крестьянская семья: состав, иерархия, социальные роли. Изменения при появлении ребенка в семье.

Практика. Изучение иллюстраций. Просмотр видео. Творческая работа


9-10.Колыбельная песня. Пестушки. Стишки. Приговоры. (2ч.)

Колыбельная песня - непременный элемент традиционного быта, влияние на ребенка. Формирование представлений об окружающем мире.

Практика. Изучение иллюстраций. Прослушивание аудио. Творческая работа


11-12. Роль матери и отца в воспитании. Детская среда, детский быт как подготовка к взрослой жизни. (2ч.)

Формирование физического и психического здоровья ребенка. Формирование привычек, жизненных принципов. Детская среда, детский быт: особенности. Народные праздники в жизни ребенка. Игры со сверстниками. Социализация. Понимание своей роли в обществе. Ответственность за себя, семью, страну.

Практика. Изучение иллюстраций. Просмотр видео. Викторина.


13-14. "Каждой трудности по разу" - правила семьи. Труд в воспитании. (2ч.)

Формирование чувства меры в воспитании, отношениях, работе.

Практика. Изучение иллюстраций. Знакомство с письменным историческим источником. Эссе.



Преемственность.(2ч.)

15-16. Народная педагогика и современность. (2ч.)

Современные условия формирования ребенка. Что влияет.Что утрачено. Что стоит сохранить.

Практика. Сравнительный анализ. Обсуждение. Структурирование знаний. Выводы.Эссе.

Учебный план.


п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации, контролля

всего

теория

практика

Раздел 1.

Мир ребенка в историческом прошлом.

6

3

3


1

2

Мир ребенка в историческом в прошлом: Древний мир.

2

1

1

Эссе.

3

4

Мир ребенка в историческом в прошлом: Средние века.

2

1

1

Взаимоопрос

5

6

Мир ребенка в историческом в прошлом: Новое время.

2

1

1

Викторина

Раздел 2.

Воспитание в семье.

8

4

4


7

8

Семейное воспитание в крестьянской семье. Первые дни жизни ребенка.

2

1

1

Творческая работа

9

10

Колыбельная песня - Пестушки. Стишки. Приговоры.

2


1


1

Творческая работа.

11

12

Роль матери и отца в воспитании. Детская среда, детский быт как подготовка к взрослой жизни.

2

1

1

Викторина.

13

14

"Каждой трудности по разу" - правила семьи. Труд в воспитании.

2

1

1

Эссе.

Раздел 3.

Преемственность.

2

1

1


15

16

Народная педагогика и современность.

2

1

1

Эссе.



Планируемые результаты освоения учебного курса


В результате освоения программы «Культура Народов Поволжья: народная педагогика» ожидаются следующие результаты:

Личностные

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

Метапредметные результаты освоения ученой программы

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные УУД

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выстраивать жизненные планы на будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем. работать индивидуально. определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.


Календарный учебный график


п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма контролля

1


05

06

10.30-

11.00

Чат с голосов. связью

30 мин.

Мир ребенка в историческом в прошлом: Древний мир.


2

05

06

11.15-

11.45

Чат с голосов. связью

30 мин.

Практика. Мир ребенка в историческом в прошлом: Древний мир.

Эссе.

3


05

13

10.30-

11.00

Чат с голосов. связью

30 мин.

Мир ребенка в историческом в прошлом: Средние века.


4

05

13

11.15-

11.45

Чат с голосов. связью

30 мин.

Практика. Мир ребенка в историческом в прошлом: Средние века.

Взаимоопрос

5


05

20

10.30-

11.00

Чат с голосов. связью

30 мин.

Мир ребенка в историческом в прошлом: Новое время.


6

05

20

11.15-

11.45

Чат с голосов. связью

30 мин.

Практика. Мир ребенка в историческом в прошлом: Новое время.

Викторина

7


05

27

10.30-

11.00

Чат с голосов. связью

30 мин.

Семейное воспитание в крестьянской семье. Первые дни жизни ребенка.


8

05

27

11.15-

11.45

Чат с голосов. связью

30 мин.

Практика. Семейное воспитание в крестьянской семье. Первые дни жизни ребенка.

Творческая работа

9


06

03

10.30-

11.00

Чат с голосов. связью

30 мин.

Колыбельная песня. Пестушки. Стишки. Приговоры.


10

06

03

11.15-

11.45

Чат с голосов. связью

30 мин.

Практика. Колыбельная песня. Пестушки. Стишки. Приговоры.

Творческая работа.

11


06

10

10.30-

11.00

Чат с голосов. связью

30 мин.

Роль матери и отца в воспитании. Детская среда, детский быт как подготовка к взрослой жизни.


12

06

10

11.15-

11.45

Чат с голосов. связью

30 мин.

Практика. Роль матери и отца в воспитании. Детская среда, детский быт как подготовка к взрослой жизни.

Викторина.

13


06

17

10.30-

11.00

Чат с голосов. связью

30 мин.

"Каждой трудности по разу" - правила семьи. Труд в воспитании.


14

06

17

11.15-

11.45

Чат с голосов. связью

30 мин.

Практика. "Каждой трудности по разу" - правила семьи. Труд в воспитании.

Эссе.

15

06

24

10.30-

11.00

Чат с голосов. связью

30 мин.

Народная педагогика и современность.


16

06

24

11.15-

11.45

Чат с голосов. связью

30 мин.

Практика. Народная педагогика и современность.

Эссе.



Условия реализации программы


Реализация целей возможна с использованием ресурсов: учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, материалов сети Интернет, электронных презентаций.

Программа будет реализована на следующих платформах и сервисах: РЭШ, чат в Viber.


Материально-техническая база

Наличие компьютера, возможность подключения к сети Интернет.




Формы аттестации
1. Творческая работа.
2. Викторины.
3. Эссе.

4. Взаимоопрос.

Оценочные материалы

Карта учета достижений учащихся.

Методические материалы


Особенности организации образовательного процесса – дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия.

Методы обучения - наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая.

Педагогические технологии: индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дистанционного обучения, исследовательской деятельности, игровой деятельности, развития критического мышления.


Литература

для учащихся:

-Русское устное народное творчество. Чередникова М.П. Голос из детства дальней дали.М., 2002.

-Загадки русского народа. Сост. Д.Н. Садовников. М., 1959.

-Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978. С. 41-43, 166-174.

-Даль В.И. Пословицы русского народа: Сб. М., 1957 (и др. изд. сб.).      Алехин А.Д. Матрешки.

-Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.

-Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней/ Сост. В.И. Вардугин. - Саратов. Надежда 1996г.

- В.М.Воскобойников «Иллюстрированная православная энциклопедия» Изд-во «Эксмо», 1988

- М.Межиева «Праздники на Руси» Изд-во «Белый город», 2009

1957.

-Виноградов Г.С. Русский детский фольклор: Игровые прелюдии. Иркутск, 1920.

-Капица О.И. Детский фольклор. Л., 1928.

для учителя:

-Митрофанова В. Современное состояние русских народных загадок, в сборнике: Современный -русский фольклор, М., 1966.

  - Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки, Л., 1974. -Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки, М., 1970. -Роды и жанры литературы, кн. 2, М., 1964. -Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды 17-19 вв., М., 1967.

-Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М., 1961.

-Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., Просвещение, 1987.

-В.В. Николаев «История предков чувашей. 30 в до н.э.-15в н.э., хроники событий». Чебоксары, 2005

-Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990.

-Алексеев B.П. Историческая антропология. Учебное пособие. М. 1979.

-Шабалина Л.П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья.-

Ульяновск, 1993.

Интернет ресурсы

http://nskazki.nm.ru/mar/glav.html Кратко о народе

http://www.troyka3.ru/openbook/chuistova/ch4.htm Древние Мордвы (летописи)

http://costumer.narod.ru/text/volga-women-index.htm

http://n-costume.livejournal.com/3664.html

http://kulturanarod.blogspot.ru/p/blog-page_4191.html

http://infotech-g.narod.ru/rabotidet/texno/kost_pov.htm

http://evk-skell.ucoz.ru/forum город Мастеров



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сибаева Милауша Гарифулловна

Дата: 15.12.2020

Номер свидетельства: 567172


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства