Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программ курса «Новая история» для 8 класса, курса «История России XIX век» для 8 класса общеобразовательных учреждений, а также национально-регионального компонента исторического образования Фокеевой И.М.
Курс «Новая история» для 8 класса охватывает период XIX в. Курс является логическим продолжением курса «Новая история», начатого в 7 классе. Рабочая программа по курсу новой истории составлена на 24 часа.
Курс «История России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории России охватывает период XVII-XVIII вв. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 36 часов.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 8 классе:
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
№ п\п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
Раздел 1. Мир в первой половине XIX в. (10 часов) |
1. | Империя Наполеона I | 1 | изучение нового материала | ответы на вопросы | Уметь извлекать нужную информацию | §1 с.5-15-прочитать, в.3 | | |
2. | Народы против Французской империи | 1 | комбинированный | | Уметь высказывать оценочные суждения | §2 с.16-23-прочитать, в.4 | | |
3. | Поход в Россию и крушение Французской империи | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь вести дис-куссию, оценивать события | §3 с.25-33-прочитать, в.2 | | |
4. | Священный союз и ре-волюционное движение в Европе в 1820-1830-х гг. | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Уметь анализиро-вать, сравнивать | §4 с.35-42-прочитать, в.6 | | |
5. | Победа освободи-тельного движения в Латинской Америке | 1 | комбинированный | | Уметь воссоздавать исторические образы | §5 с.43-51-прочитать, с.53-анализ документа | | |
6. | Незавершенныерево-люции 1848-1849 гг. В Европе | 1 | лекция | работа с документом | Уметь размышлять и делать оценочные суждения | §6 с.54-64-прочитать, в.5 | | |
7. | Начало воссоединения Италии и объединения Германии | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь извлекать необходимые знания из текстов | §7 с.64-71-прочитать | | |
8. | Франко-прусская война и Парижская коммуна | 1 | контрольный | тест | | | | |
9. | Рост промышленного производства | 1 | изучение нового материала | ответы на вопросы | Уметь делать сооб-щения, используя межпред-ые связи | §9-10 с.82-105-прочитать, в.5,6 | | |
10. | Консервативные, либе-ральные и социалисти-ческие идеи в XIX в. | 1 | круглый стол | ответы на вопросы | Уметь выступать публично, участво-вать в дискуссии | §11 с.107-116-прочитать, в.6 | | |
Раздел 1. Российская империя в первой половине XIX в. (21 час) Глава 1. Российская империя в 19 в. (4 часа) |
11. | § 1. Заговор 11 марта 1801 года | 1 | изучение нового материала | ответы на вопросы | Знать причины заговора 1801 г. | §1- прочитать, -анализ документа | | |
12. | § 2. Попытки реформ. Деятельность М.М. Сперанского | 1 | комбинированный | работа с документом | Определять предпо-сылки и содержание реформаторских проектов Сперанского | §2 11-19. документы | | |
13. | § 3. Российская империя в начале XIX века | 1 | комбинированный | работа с текстом | Знать сословия, проживавшие в Российской империи | §3, 19-23 | | |
14. | Социально-экономи-ческое развитие Казан-ской губернии в 1801-1860 гг. | 1 | комбинированный | работа со схемами | Знать систему управления Казанским краем | §1 | | |
Глава 2. Внешняя политика Российской империи в начале 19 в. (2 часа) | |
15. | § 4. Русско-турецкая война, войны со Швецией и Персией § 5, Взаимоотношения России и Франции в начале XIX века | 1 | комбинированный | работа по карте | Называть основные цели, задачи и на-правления внешней политики страны | §4, 24-29 §5, 29-33, документ | | |
16. | § 6. Отечественная война 1812 года § 7. Завершение войны с Наполеоном и создание Священного союза | 1 | практикум | работа по карте | Знать хронологичес-кие рамки войны | §6,7 документы | | |
Глава 3. Положение России после Отечественной войны 1812 г. (3 часа) |
17. | § 8. Военные поселения и проекты дальнейших реформ § 9. Тайные общества | 1 | комбинированный | работа с документами | Знать определяющие черты, основы идеологии | §8, 47-50 §9, 50-55, документы | | |
18. | § 10. Выступление на Сенатской площади | 1 | контрольный | тест | | §10, 55-60, документы | | |
19. | Край в Отечественной войне 1812 г. Декабристы | 1 | практикум | работа с документами | Объяснять цели, планы и результаты деятельности декабристов | §2 | | |
Глава 4. Российская империя в годы правления Николая I (2 часа) |
20. | § 11.Внутренняя политика Николая I | 1 | практикум | работа со схемами | Знать годы царство-вания Николая I, называть характер-ные черты внутрен-ней политики | §11, 61-67, документы | | |
21. | § 12. Политический сыск и теория официальной народности § 13. Экономическое развитие России при Николае I | 1 | семинар | работа с текстом | Уметь делать оце-ночные суждения, вести диалог | §12, 67-72, документы §13, 72-77 | | |
Глава 5. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I И КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА (3 часа) |
22. | § 14. Кавказская война | 1 | практикум | работа по карте | Определять основ-ные направления внешней политики страны | §14, 78-83 | | |
23. | § 15. Россия и революционное движение в Европе.Польское восстание | 1 | практикум | работа по карте | Давать оценку Ито-гам войны России и Кавказа | §15, 84-87 | | |
24. | § 16. «Восточный вопрос» и Крымская война | 1 | практикум | таблица | Знать дату войны, её причины и характер | §16, 87-93, сообщение в.5 | | |
Глава 6. ОБЩЕСТВО, ЦЕРКОВЬ, КУЛЬТУРА В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (7 часов) |
25. | § 17. Славянофилы и западники | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Называть характерные черты промышленного переворота | §17, 94-101, документы | | |
26. | § 18. Русская православная церковь | 1 | комбинированный | работа по таблице | Делать сравнитель-ный анализ позиций славянофилов и западников | §18, 102-107, документы | | |
27. | § 19. Русский утопический социализм | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Уметь высказывать свою оценку в отношении церкви | §19, 107-113, таблица | | |
28. | § 20. Национальные корни отечественной культурыи западные влияния. Наука и образование | 1 | комбинированный | работа с текстом | Называть сущест-венные черты идео-логии социализма | §20, 114-121, документы | | |
29. | § 21. Русская литература § 22. Архитектура, театр, живопись, музыка | 1 | комбинированный | таблица | Уметь делать сообщения | §21, 122-131, презентации §22, 131-141, документы | | |
30. | Культура края в первой половине 19 в. | 1 | комбинированный | таблица | Уметь извлекать необходимую информацию | §3-4 прочитать | | |
31. | Культура в первой половине 19 в. | 1 | контрольный | тест | | | | |
Раздел 2. Мир во второй половине XIX в. (10 часов) |
32. | Великобритания и её доминионы | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь рационально выполнять задания | §12 с.118-128-прочитать, в.5 | | |
33. | США: причины и итоги Гражданской войны 1861-1865 гг. | 1 | лабораторное занятие | работа с текстом | Уметь самостоя-тельно работать с источниками | §13 с.129-141-прочитать, с.141-анализ документа | | |
34. | Страны Европы | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь работать с исторической картой | §14-15 с.142-161-прочитать, с.150-анализ таблицы | | |
35. | Япония на пути модернизации | 1 | дискуссия | ответы на вопросы | Уметь делать оце-ночные суждения, вести диалог | §16 с.162-170-прочитать, в.6 | | |
36. | Индия под властью англичан | 1 | дискуссия | ответы на вопросы | Иметь углубляющие знания о традицион-ном и индустриаль-ном обществах | §17 с.173-181-прочитать, в.4 | | |
37. | «Опиумные войны» и закабаление Китая | 1 | дискуссия | ответы на вопросы | Уметь делать сравнительный анализ | §18 с.183-192-прочитать, в.6 | | |
38. | Повторение и проверка знаний «Роль зарубеж-ных стран в мировой истории» | 1 | контрольный | контрольная работа | | | | |
39. | Османская империя и Персия в XIX – начале XX в. | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь работать с исторической картой | §19 с.195-204-прочитать, в.5 | | |
40. | Колониализм: послед-ствия для метрополий и колоний | 1 | комбинированный | работа с текстом | Уметь делать сравнительный анализ | §20-21 с.206-225-прочитать, в.6 | | |
41. | Латинская Америка во второй половине XIX – начале XX в. | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь выделять общее и особенное | §22 с.226-23-прочитать, в.6 | | |
Раздел 3. Первая мировая война (4 часа) |
42. | Военно-политические союзы и международ-ные конфликты | 1 | практикум | работа по карте | Уметь вступать в дискуссию | §23 с.235-244-прочитать, в.6 | | |
43. | Начало Первой мировой войны | 1 | практикум | работа по карте | Развивать причинно-следственные связи | §24 с.245-252-прочитать, в.7 | | |
44. | На фронтах Первой мировой войны | 1 | практикум | работа по таблице | Уметь раскрывать ход военных действий | §25-26 с.253-267-прочитать, в.1 | | |
45. | Наука, культура и искусство в XIX – начале XX в. | 1 | контрольный | тест | | | | |
Раздел 2. Российская империя в второй половине XIX в. (25 час) Глава VII.РОССИЯ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II (1855—1881) (8 часов) |
46 | § 23. Вступление на престол Александра IIи отмена крепостного права | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь рационально выполнять задания | §23, 142-149, документы | | |
47 | § 24. Реформы Александра II | 1 | лабораторное занятие | работа с текстом | Уметь самостоя-тельно работать с источниками | §24, 149-155, документы | | |
48 | § 25. Сельское хозяйство страны после отмены крепостногоправа | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь работать с исторической картой | §25, 155-160 | | |
49 | § 26. Промышленное развитие России в эпоху Великих реформ | 1 | дискуссия | ответы на вопросы | Уметь делать оце-ночные суждения, вести диалог | §26, 160-166, документ | | |
50 | § 27. Внешняя политика России в 1860-е — первой половине1870-х годов | 1 | дискуссия | ответы на вопросы | Иметь углубляющие знания о традицион-ном и индустриаль-ном обществах | §27, 166-172 | | |
51. | § 28. Русско-турецкая война 1877—1878 годов | 1 | дискуссия | ответы на вопросы | Уметь делать сравнительный анализ | §28, 172-181, документы | | |
52. | § 29. Народничество. Убийство Александра II | 1 | дискуссия | ответы на вопросы | | §29, 181-190, документы | | |
53. | Крестьянские реформы 60-х гг. XIX в. | 1 | практикум | работа со схемами | Называть альтерна-тивные варианты отмены крепостного права | §5 | | |
Глава VIII.РОССИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА III. ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ II (7 часов) |
54. | § 30. Александр III и его внутренняя политика | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь работать с исторической картой | §30, 191-195, документы | | |
55. | § 31. Экономическое состояние России в 1880—1890-е годы | 1 | комбинированный | работа с текстом | Уметь делать сравнительный анализ | §31, 195-199 | | |
56. | § 32. Политическое и административное устройство Россиив последней четверти XIX века | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь выделять общее и особенное | §32, 199-203 | | |
57. | § 33. Социальная структура Российской империи.Формирование рабочего класса | 1 | практикум | работа по карте | Уметь вступать в дискуссию | §33, 203-211 | | |
58. | § 34. Россия в «концерте» мировых держав § 35. Николай II — последний русский император | 1 | практикум | работа по карте | Развивать причинно-следственные связи | §34, 211-219, документ §35, 220-222 | | |
59 | § 36. Экономические реформы С.Ю. Витте § 37. Внешняя политика России в конце XIX века | 1 | контрольный | тест | | §36, 37 документы | | |
60 | Социально-экономи-ческое развитие Казан-ской губернии в пореформенный период | 1 | комбинированный | работа с текстом | Называть отличия капиталистических и феодальных черт экономики | § 6 | | |
Глава IX.ОБЩЕСТВЕННАЯ И ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА (4 часа) |
61 | § 38. Появление марксизма в России § 39. В.И. Ленин и возникновение социал-демократическогодвижения | 1 | практикум | работа со схемами | Называть альтерна-тивные варианты отмены крепостного права | §38, 236-240, документ §39, 240-244 | | |
62 | § 40. Русская православная церковь. К.П. Победоносцев и Иоанн Кронштадтский | 1 | лабораторное занятие | работа с документами | Называть основные положения реформ | §40, 244-250, документ | | |
63. | Татарское националь-ное движение | 1 | практикум | работа с текстом | Называть сущест-венные черты татар-ского национального движения | § 7 | | |
64 | Общественное движение | 1 | комбинированный | | Называть сущест-венные черты обще-ственных движений 70-80-х гг. | § 8 прочитать | | |
Глава X.ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (6 часа) |
65 | § 41. Система образования и наука | 1 | Урок комбинированного типа | Групповая, индивидуальная | - систематизировать материал, составлять таблицу; | §41, 251-260, таблица | | |
66 | § 42. Литература, живопись, архитектура, музыка, театр | 1 | Урок- презентация, защита компьютерных проектов | Групповая | - выявлять социальные проблемы получившие отражение в литературе, живописи Репродуктивный: - объяснять появления объединения художников-передвижников | §42, 261-277 | | |
67 | Обобщение курса Россия XIX в. | 1 | Повторение. Итоговый разноуровневый контроль | Индивидуальная | Тест / контрольно проверочная работа | | | |
68 | Развитие культуры в Казанской губернии | 1 | практикум | таблицы | Уметь характеризо-ватьособенноси культуры указанно-го периода | § 9 прочитать, ответить на вопросы | | |
69 | Развитие культуры в Казанской губернии | 1 | практикум | таблицы | Уметь характеризо-ватьособенноси культ.ук-о периода | § 10 составить таблицу | | |
70 | Повторение и проверка знаний | 1 | контрольный | контрольная работа | | | | |