Календарные сроки | № урока | Тема (раздел), кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Возможные формы контроля |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД |
Введение (1ч.) |
| 1 | Увлекательный мир истории | История Древнего мира часть всемирной истории. Вещественные, письменные исторические источники, археолог. «отец истории» Геродот. | Предметные результаты: Умение раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Личностные результаты: Определять своё отношение к истории | Составить рассказ об источниках древности. Объяснить значение терминов. | Знакомство с историей |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия. (7 часов) |
Глава 1. Собиратели и охотники каменного века (3ч.) |
| 2 | Первые люди на земле | Орудия труда, первобытные люди, человеческие стада, «человек разумный», родовые общины | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, устанавливать причинно- следственные связи. Личностные УУД: осознание важности трудовой деятельности в жизни людей. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и организовать выполнение заданий учителя. Коммуникатив-ные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Задания на описание жизни первобытного человека. | Урок изучения нового материала |
| 3 | Открытия и изобретения древних охотников | Орудия труда - скребла, каменные ножи,, наконечник, гарпун и др.; ледник, мамонт, лук и стрелы. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД. осознание важности трудовой деятельности в жизни людей. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы | Описание новых форм охоты Выполнение заданий из Р.т. | Комбинированный урок |
| 4 | Искусство и религия первобытных людей | Религия, искусство, Духи, боги, наскальная живопись, идол, шаманы, магия, мифы. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации, строить речевые высказывания в устной форме. Личностные УУД. эстетическое восприятие объектов искусства. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникатив-ные УУД. умение слушать учителя и сообщения одноклассников, грамотно формулировать вопросы | Решение кроссворда | Комбинированный, урок-путешествие |
Глава 2. У истоков цивилизации (4 ч.) |
| 5 | Возникновение земледелия и скотоводства | Присваивающее и производящее хозяйство, земледелие, скотоводство, род, племя, старейшины, вождь, ремесла, керамика, прядение, ткачество | Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, составлять конспект урока в тетради, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для се достижения. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников и отвечать на вопросы, развитие навыков выступления перед аудиторией | Задания на объяснение историических терминов (карточки). Р.т. №1, 2, 3. | комбинированный |
| 6 | От первобытности к цивилизации | Бронзовый век, бронза, обмен, деньги, торговля, знать, цивилизация | Познавательные УУД: умение работать с текстом, структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить зада»ш, необходимые для се достижения. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, с троить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении работы | Задание на сравнение родовой и соседский общины. Задания из Р.т. | комбинированный |
| 7 | Повторение и проверка знаний «У истоков цивилизаций» | | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Понимание значения коллективной трудовой деятельности для развития личности. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Тестирование. | Повторительно-обобщающий |
| 8 | Счёт лет в истории | Летоисчисление (счет лет до н. э. и н.э.), дата, счет времени. Столетие, тысячелетие. | Познавательные УУД: умение работать с текстом учебника, давать определения понятиям. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы | Составление и решение задач, используя ленту времени. | практикум |
Раздел 2. Древний Восток. (19 часов) |
Глава 3. Цивилизация речных доли (5ч.) |
| 9 | Египет – дар Нила | Древний Восток, государство, папирус, дельта, дамба, рельеф, фараон, иероглифы | Познавательные УУД. умение работать с текс том и картой, структурировать учебный матери ал, составлять конспект урока в тетради, устанавливать причинно-следственные связи, строить речевые высказывания. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Осознание значи-мости труда для достижения поставленной цели. Эстетическое восприятие объектов культуры. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения | Работа с картой; составление рассказов о Древнем Египте. Р.т. №1,3,4. | изучение нового материала |
| 10 | Страна двух рек | Междуречье, Двуречье, шумеры, зиккурат, клинопись, глиняные таблички | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводит!. сравнение объектов. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения | Составление таблиц на сравнение. Р.т. №1,2,4. | изучение нового материала |
| 11 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Законы, Вавилон, Хаммурапи, Шамаш. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, отличать факты от мнений. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей между объектами и явлениями. Личностные УУД. применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать устную и письменную информацию, работать в группах, аргументировать свою точку зрения | Умение работать с документами, извлекать информацию из исторического источника. | комбинированный |
| 12 | Древнейшие цивилизации Индии и Китая | Хараппская цивилизация, каменные печати, гадательные надписи. | Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе сравнений. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, работать в составе творческих групп | Работа с историчес-кими источниками; выполнение заданий на линии времени. | комбинированный |
| 13 | Повторение и проверка знаний «Цивилизация речных долин» | | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Понимание значения коллективной трудовой деятельности для развития личности. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков само оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргу аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Тестирование; работа с картой; «линией времени»; задания по карточкам | контрольный |
Глава 4. Древний Египет (5 ч.) |
| 14 | Фараоны и пирамиды | Пирамиды, Хеопс, саркофаг, мумия, вельможи, писцы, налоги, повинности, деспотическая власть. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристи кам и, давать определения понятиям. Личностные УУД: эстетическое восприятие памятников культуры. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Исторический диктант; задания на соотношение дат и событий | комбинированный |
| 15 | Жизнь в Древнем Египте | Шадуф, ремесло, жрецы, «Речение Ипусера», | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, отличать факты от мнений, делать выводы на основе полученной информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать устную и письменную информацию, работать в группах, аргументировать свою точку зрения | Составление рассказа-описания «Жизнь и быт фараона, жреца, писца»; работа с текстом «с ошибками». | комбинированный |
| 16 | Завоевания фараонов | Колесницы, дротики, дань, египетское войско, рабы, завоевательные походы, Тутмос III, Хатшепсут, Эхнатон. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, делать выводы, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД. умение слушать одноклассников и учителя, высказы вать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения | Работа с картой, историческими источниками Р.т. №1, 2, 3, | практикум |
| 17 | Культура Древнего Египта | Храмы, боги египтян, пирамиды, сфинкс, иероглифы и папирус. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, давать определения понятиям, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: эстетическое восприятие памятников культуры. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы | Творческие задания уч-ся о культуре Египта. Защита и оценка одноклассниками творческих проектов. | Защита проектов |
| 18 | Повторение и проверка знаний «Древний Египет» | | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Понимание значения коллективной трудовой деятельности для развития личности. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для се достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Выполнение заданий по карточкам, тесты. | контрольный |
Глава 5. Западная Азия в век железа (5 ч.) |
| 19 | Финикийские мореплаватели. | Железный век, Финикия, пурпур, колонии, Карфаген, алфавит. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям, устанавливать причинно- следственные связи. Личностные УУД: эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и одноклассников, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы | Ориентирование на карте; составление таблицы | практикум |
| 20 | Древняя Палестина | Палестина, Иордан, филистимляне, евреи, Библия, Ветхий Завет, Израиль, Моисей, Яхве, Саул, Давид, Соломон, Иерусалим, Иудейское и Израильское царства. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, делать выводы на основе полученной информации. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Описание памятников культуры. Работа с карточками. Презентация творч. работ учащихся. | комбинированный |
| 21 | Ассирийская военная держава. | Ассирия, таран, ассирийская военная держава, конница, Синаххериб, Ниневия, Ашшурбанапал. | Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения | Установление хронологической последователь-ности развития стран. | комбинированный |
| 22 | Победители Ассирии | Малая Азия, Лидийское царство, Навуходоносор, Висячие сады, Мардук, Иштар, изразцы, арии. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Составление таблицы о научных знаниях вавилонян. | |
| 23 | Повторение и проверка знаний «Западная Азия в век железа» | | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы па основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку' зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Устный опрос; тестирование, заслушивание и оценка учащимися творческих работ. | Контрольный з/проектов |
Глава 6. Великие державы Древнего Востока (4ч.) |
| 24 | Образование державы Маурьев в Индии | Брахма, Будда, буддизм, индийцы, рупия, джунгли, раджа, варны, брахманы, шудры, держава Маурьев, Ашока. | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Умение делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, готовить со общения и презентации. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: уме ние планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, развивать навыки выступления перед аудиторией | Работа с картой. Подготовка рассказа об особенностях природных условий Индии | практикум |
| 25 | Единое государство в Китае | Янзцы, государство Цинь, Цинь Шихуан, Великий шелковый путь, Великая китайская стена, компас. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение планировать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Работа по карточкам; задания на выявление общего и особенного в религиозных верованиях Индии и Китая. | комбинированный |
| 26 | Великая Персидская держава | Персидская держава «царя царей», Кир, Камбиз, Валтасар, Бардия, Дарий Первый, сатрапии, сатрап, Царская дорога, подати | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД'. эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД. умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы | Ориентирование на исторической карте, работа с «линией времени» | практикум |
| 27 | Повторение и проверка знаний «Великие державы Древнего Востока» | | Познавательные УУД. умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Личностные УУД. уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку' зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Тестирование, исторический диктант | контрольный |
Раздел 3. Древняя Греция. (19 часов) |
Глава 7. Древнейшая Греция (3ч.) |
| 28 | Греция и Крит в эпоху бронзы | Эллада, эллины, Балканский полуостров, Крит, Лабиринт, Кносс, Минотавр, ахейцы, фрески, Троянская война, дорийцы | Познавательные УУД: умение работать с раз личными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, отделять главное от второстепенного, делать выводы, давать описания объектов и событий. Личностные УУД: эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать и аргументировать свое мнение | Задания на описание природных условий Древней Греции. Р.т. №1, 3,4. | изучение нового материала |
| 29 | Поэмы Гомера | Басилей, «темные века», «Илиада» и «Одиссея», Гомер, Ил ион, Ахиллес, Одиссей, Итака, циклоп. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Задание на анализ поэм, определение реального и мифического в жизни героев. Р.т. № 4. | комбинированный |
| 30 | Боги и герои Эллады | Олимп, греческие боги, герои, подвиги Геракла, асфодель, сатир, нимфа. | Познавательные УУД: умение устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, давать описание объектов и событий, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, развитие навыков выступления перед аудиторией | Задания на объяснение религии греков. Задания на объясние новых терми-нов. Р.т. №3, | комбинированный |
Глава 8. Рождение античного мира (4 ч.) |
| 31 | Греческие полисы и Великая колонизация | Античная цивилизация, «греческое чудо», полис, варвары, Афины, Спарта, акрополь, агора, граждане, тиран, Великая колонизация | Познавательные УУД'. умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, давать определения понятиям. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Задания на соотношение понятий и определений; на объяснение понятий. Р.т. №1, 2, 4. | изучение нового материала |
| 32 | Афинский полис | Аттика, Пирей, афинские граждане, акрополь, ареопаг, архонт, Солон, народное собрание, демос, демократия, Писистрат. | Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы | Задание на выявление причин и следствий реформ Солона. Р.т. №1,2. | комбинированный |
| 33 | Древняя Спарта | Спартанское государство, Лакония, «община равных», илоты, спартанское воспитание, олигархия, лаконичная речь. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую и анализировать. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение составлять план для выполнения заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Р.т. №1,2. Задание на определение общего и особенного в воспитании в Афинах и Спарте. | комбинированный |
| 34 | Повторение и проверка знаний «Древняя Греция и Древний Восток к V в. До н.э.» | | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Задания на знание терминов и опреде-лений, на установ-ление последова-тельности собы-тий. Р.т. №1,2,4. | Повторительно-обобщающий |
Глава 9. Греко-персидские войны (2 ч.) |
| 35 | Герои Марафонской битвы | Милет, триеры, Марафон, Мильтиад, фаланга, гоплиты. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описания объектов и событий, устанавливать взаимосвязи между событиями, приводить доказательства своим утверждениям. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы. Коммуникативные УУД. умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, обсуждать вопросы со сверстниками, высказывать и аргументировать свою точку зрения | Задания на знание терминов и опреде-лений, на установ-ление последова-тельности собы-тий. Р.т. №1,2,4. | практикум |
| 36 | Персидское нашествие на Грецию | Фемистокл, Геллеспонт, Фермопилы, Леонид, Ксеркс, Коринфский перешеек,Эврибиад,Саламинское сражение, битва при Платеях. | Познавательные УУД. умение выбирать наиболее эффективные способы решения исторических задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами, событиями и их характеристиками. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Задания на указание места событий, работа с «линией времени». Задания на выбор дат и составление таблицы. | практикум |
Глава 10. Могущество и упадок Афин (3 ч.) |
| 37 | Расцвет демократии в Афинах | Демократия, граждане, народное собрание, остракизм, стратеги, Перикл, «Век Перикла», метеки. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать по определениям и понятиям, описывать объекты и события. Личностные УУД. уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выпол-ие заданий учителя. Навыки самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Р.т. № 1,2,3. | практикум |
| 38 | Хозяйственное развитие Греции в 5 веке до н.э | Рабстве, мрамор, керамика, скифские племена, порт Пирей. | Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, давать оценку' событий. Личностные УУД. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух и отвечать на вопросы. | Задание на определение общего и особенного в положении рабов в Афинах и Спарте. Р.т. № 2, 3, 4 (стр. 167-168 учебника). | комбинированный |
| 39 | Пелопоннесская война | Пелопонесский союз, Никий, Алкивиад, автократор, Декелея | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы. Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления перед аудиторией | Работа по заполнению таблицы (Р.т. №1); на умение соотносить даты и события (Р.т. №2). | практикум |
Глава 11. Древнегреческая культура (3 ч.) |
| 40 | Граждане, ученые и атлеты Греции | Культура, Олимпия, атлеты, пятиборье, ипподром, педагог, стиль, гимнасии, меди пина, Гиппоръкрат, философия, Демокрит, атом. Аристотель, ботаника, физика, олимпийские игры, ипподром. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, описывать и сравнивать явления и события, делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Работа с таблицей (Р.т. № 2). Задание на соотношение греческих учёных и их заслуг (Р.т. № 3). Составить рассказ от имени участ-ника соревнований. Заполнить таблицу. | путешествие |
| 41 | Архитекторы и скульпторы Греции. Театр. | Фронтоны, дорические и ионические колонны, ансамбль, | скульптуры, Фидий, театр, трагедия, комедия. Скене. Орхестра. Комедиограф. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, описывать и сравнивать явления и события, делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в груп- пах, обмениваться информацией с одноклассниками, развитие навыков выступления перед аудиторией | Задания на объяснение назначения памятников архитекттуры. Составление кроссворда «Архитектура и образо-вание». Р.т. №1, 2, 3. | путешествие |
| 42 | Повторение и проверка знаний «Вклад древних греков в развитие мировой культуры» | | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическоевосприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Решение кроссворда, работа по карточкам. Тестирование. | контрольный |
Глава 12. Македонские завоевания (4 ч.) |
| 43 | Возвышение Македонии | Македонское царство, Филипп. 2, македонская фаланга, филиппик, филиппика, Демосфен, битва при Херонеи, Александр Македонский | Познавательные УУД: умение работать с текстом, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Проводить сравнение событий и выделять их существенные признаки. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Задания по карте; проблемные задан. из Р.т. №1, 2, 4. | комбинированный |
| 44 | Завоевания Александра Македонского | Дарий 3, Гордиев узел, Александрия, Гавгамелы. | Познавательные УУД. умение выбирать наибо лее эффективные спосо бы решения поставлен ных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между событиями, объектами и их характеристиками. описывать события и да вать им оценку. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками ири выполнении совместной работы | Работа с картой. Задание на сравнение армий Алек-сандра и Дария III. Р.т. № 1, 4. | практикум |
| 45 | Греческий Восток. | Селевк Никатор, Селевкиды, Птолемей, Пергамское царство, Сострам, Александрия, Египетская, музы, библиотека, Эратосфен, пергамент. | Познавательные УУД: умение работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать понятия, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, развитие навыков выступления перед аудиторией | Составить рассказ о новом городе – Александрии Египетской. Р.т. № 1, 2, 3. Показывать его на карте. | путешествие |
| 46 | Повторение и проверка знаний «Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока» | | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Давать оценку событий. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одпокчассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Тестирование. | повторительно-обобщающий |
Раздел 4. Древний Рим. (22 час) |
Глава 13. Образование Римской республики (3 ч.) |
| 47 | Начало римской истории | Аппенинский полуостров, Сицилия, Италия, варвары и римляне, племена латинов, Ромул и Рем, сенат, народные собрания, патриции, плебеи, республика | Познавательные УУД: умение работать с различным и источникам и информации, отличать главное от второстепенного, факты от мнений и предположений, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Задания по работе с картой; на пересказ о религиозных верованиях Древнего Рима. Р.т. № 2, 3, 4. | изучение нового материала |
| 48 | Республика римских граждан | Республика, народные трибуны, консулы, форум, легион | Познавательные УУД. умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, описывать и сравнивать события, делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД. уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Задания на группировку событий Римской республики, на знание терминов и определений. Р.т. № 1, 2, 3. | комбинированный |
| 49 | Завоевание Римом Италии | Италики, галлы, форум, самниты, Пирр, пиррова победа | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, сравнивать Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Задание на поиск «ошибок» в тексте, Работа по карточкам. Р.т. №1, 2, 4. | комбинированный |
Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье (4 ч.) |
| 50 | Первая война с Карфагеном | Средиземноморье, первая Пуническая война, пуны, вороны, Ганнибал. | Познавательные УУД: умение работать с раз личными источниками информации, давать описание событий, объяснять их причины и значение, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Задания по карточкам, по карте, на знание дат и событий. Р.т. № 1, 2, 3. | практикум |
| 51 | Война с Ганнибалом | Вторая Пуническая война, Фабий Медлитель, Гай Теренций Варрон, Публий Корнелий Сципион | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, отличать факты от предположений, давать описание событий, объяснять их причины и значение, прогнозировать развитие событий, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Разви- | Работа по карточкам. Задания на соотношение дат и событий, на умение рассуждать и делать выводы. Р.т. № 1, 2, 4. | практикум |
| 52 | Рим - завоеватель Средиземноморья | Провинция, проконсул. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание событий, объяснять их причины и значение, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Регулятивные УУД умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Задание на описание войска римлян, карфагенян. Уметь составить рассказ с опорой на таблицу. | комбинированный |
| 53 | Повторение и проверка знаний «Рост Римского государства» | | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Регулятивные УУД умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Работа по карточкам; с текстом «с ошибками. Выполнение проблемных заданий. Тестирование. | повторительно-обобщающий |
Глава 15. Гражданские войны в период Римской республики (6 ч.) |
| 54 | Народные трибуны – братья Гракхи | Гражданские войны, земельный закон братьев Гракхов 1 | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения | Задание на объяснение своего отно-шения к Гаю и Тиберию Гракхам. Р.т. № 1, 2, 3. | комбинированный |
| 55 | Сулла – первый военный диктатор Рима | Сулла - военный диктатор, проскрипции, вольноотггущенник | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информапии, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. Личностные УУД. уважительное отношение к учителю и одноклассни- кам. Регулятивные УУД'. умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения | Карточки. Р.т. № 1, 2, 3. | комбинированный |
| 56 | Восстание Спартака | Восстание рабов в Древнем Риме, гладиатор, амфитеатр, Спартак, Везувий, Марк Красе. | Познавательные УУД'. умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. Личностные УУД\ уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД'. умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения | Задания на описание жизни рабов в Риме, на объяснение своего отношения к Спартаку. Р.т.№2,3. | комбинированный |
| 57 | Цезарь – повелитель Рима | Триумвират, Марк Красе, Гней Помпей, Гай Юлий Цезарь, мартовские иды. | Познавательные УУД: умение работать с раз- личными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения | Задания на соотношение дат и событий римской истории. Р.т. № 1, 2, 3, 4. | комбинированный |
| 58 | Падение республики. | | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД'. умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения | Карточки. Задания на выбор правильных утверждений. Р.т. № 1, 2, 3, 4. | практикум |
| 59 | Повторение и проверка знаний «Падение республики Рима» | | Познавательные УУД. умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализи ровать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Личностные УУД: ува жительное отношение к учителю и одноклас сникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку | Тестирование. | повторительно-обобщающий |
Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи (3 ч.) |
| 60 | Император Октавиан Август | Основные понятия: император, Октавиан Август, преторианцы, Золотой век, цезари. | Познавательные УУД: умение работать с раз- личными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, пpoгнозировать развитие событий, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие поэтических произведений. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Выполнение проблемных заданий. Р.т. № 1, 2, 3. | практикум |
| 61 | Цезари Рима | Нерон, Траян, Золотой век, Корнелий Тацит, Дакия | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД'. уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД'. умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Задание на выявление характерных черт управления Римской империей. Р.т. № 1 – 4. | комбинированный |
| 62 | Жизнь в Римской империи. | Колизей, Пантеон, акведук, триумфальные арки, атрийтермы, цирк. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие памятников архитектуры. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД'. умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Задание на описание архитектурных сооружений. Р.т. № 1, 3. | комбинированный |
Глава 17. Закат античной цивилизации (5ч.) |
| 63 | Кризис Римской империи в III веке | Колоны, арендная плата, рабы с хижинами. Кризис, готы, франки, алеманы, Аврелиан, восстановитель 11 империя, натуральное хозяйство. | Познавательные УУД. умение работать с различиыми источникам и информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. Личностные УУД. уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп.аргументировать свою точку зрения | Задание на описание жизни римлян и их соседей. Р.т. № 4. | комбинированный |
| 64 | Христианство | Христианство, Иисус Христос, мессия, апостолы, евангелие, святые, церковь, трапеза, язычество, патриарх, епископ | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Задания по карте. Описание условий жизни римлян. Р.т. № 1 – 4. | комбинированный |
| 65 | Императоры Диоклетиан и Константин. | Реформы, Диоклетиан, монарх, доминат, августы, цезарь, четверовластие, Константин.Византий, Константинополь. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Задание на соотношение понятий и их значений. Выполнение проблемных заданий. Р.т. № 1, 3, 4. | комбинированный |
| 66 | Падение Западной Римской империи. | Великое переселение народов, готы, Феодосии 1, вандалы, Аларих, варвары, Битва народов, Аттила. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Задания с пропуском текста. Задание на соотношение дат и событий. Р.т. № 1 – 4. | практикум |
| 67 | Повторение и проверка знаний «Древний рим» | | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с тестовыми заданиями разного уровня сложности. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы. | Задания на составление схемы, на установление последовательности событий, на выяснение причин падения Западной Римской империи. Работа с картой. Р.т. № 1 – 5. | повторительно-обобщающий |
| 68 | Итоговая контрольная работа | | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с тестовыми заданиями разного уровня сложности. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы. | Тестирование. Работа с картой, задания по карточкам. Защита творческих проектов учащихся. | контрольный |