kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультативного курса "История России XX века в лицах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс рассчитан на 17 учебных часов и составлен согласно государственной программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "История России XX века в лицах"»

Бурдина Дарья Александровна, Гимназия 25, Иркутск, 2015


Программа факультативного курса «История России
XX века в лицах» (краткосрочный курс – 17 часов)

Пояснительная записка

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России. Важнейшим направлением при изучении истории является изучение эпохи посредством знакомства с персоналиями. Программа предназначена для 9 класса и включает в себя 17 часов работы (1 раз в неделю в течение полугодия).

Цель:

Расширение знаний учащихся о роли личности в истории. Изучение личностей способствует формированию у учащихся представлений о значении тех или иных представителей эпохи в истории государства, а также дает возможность ученику самостоятельно развивать в себе необходимые личностные характеристики.

Задачи программы:

  1. Воспитание патриотического отношения к своей стране и уважения к историческим личностям, вершившим историю;

  2. Углубленное изучение истории посредством знакомства с биографиями политических, культурных и иных деятелей;

  3. Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни, в выборе учащимися путей рационального и эффективного приложения сил на благо области и России;

  4. Формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;

  5. Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

  6. Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

Программа способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:

  • умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;

  • умение выдвинуть гипотезу;

  • умение делать обобщения;

  • умение систематизировать материал;

  • умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);

  • умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);

  • умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);

  • умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.

Предполагаемые результаты программы включают следующие формы контроля:

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам);

  • рецензирование знаний;

  • тематический контроль (тестовые задание, тематические зачеты);

  • обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений.

Предметные умения и навыки:

  • определять достоверность исторических фактов;

  • устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;

  • сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия;

  • высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.

Формы и приемы работы:

  • лекции с последующим опросом;

  • лекции с обсуждением документов;

  • беседы;

  • семинары;

  • практические работы;

  • «мозговой штурм»;

  • викторины.






ПРОГРАММА КУРСА

Блок 1. Введение в курс. Роль личности в истории России XX века (1ч.)

Введение в курс. Цели и задачи факультатива. Требования к результатам освоения программы курса. Понятие личность и её основные черты. Роль личности в истории России.

Блок 2. Исторические деятели начала XX века (4ч.)

Тема 1: Николай II (1ч.). Характеристика исторического этапа развития России в период правления Николая II, расстановки политических сил. Портрет императора в воспоминаниях современников. Оценка личности императора

Тема 2: С. Ю. Витте (1ч.). Биография. Реформатор, опередивший эпоху. Либеральные взгляды С.Ю. Витте. Граф Полусахалинский.

Тема 3: П.А. Столыпин. (1 ч.). Путь к власти. Министр внутренних дел. «Столыпинские галстуки» и столыпинские реформы. Человек, стремившийся изменить Россию в одиночку.

Тема 4: Григорий Распутин. (1 ч.). Старец из Сибири. Злой гений революционных событий. Влияние на императорскую семью.

Блок 3. Исторические деятели Советского периода (5 ч.)

Тема 1: В.И. Ульянов (Ленин) (1 ч.). Становление В.И. Ленина как политика и революционера. Идеолог российской революции. Первый нарком Советской России. Политическое завещание Ленина.

Тема 2: И.В. Сталин (1 ч.). Биография. Семинарист Иосиф Джугашвили. Путь в революцию. Испытание властью и складывание культа личности. Политика репрессий.

Тема 3: Н.С. Хрущев (1ч.) Биография. Борьба с культом личности Сталина. Освоение целины. Реформаторская деятельность. Оценка личности

Тема 4: Л. И. Брежнев (1ч.) Биография. Политика. Присвоение воинских званий. Кадровая политика. Эпоха застоя. Оценка личности

Тема 5: М. С. Горбачев (1ч.) Биография. Внешняя и внутренняя политика. Распад СССР. Оценка личности

Блок 4. Военные деятели (3 ч.)

Тема 1. Военные деятели времен I мировой войны (1ч.) Н. Н. Янушкевич, М. В. Алексеев, А.А. Брусилов: биографии и заслуги. Основные сражения.

Тема 2. Военные деятели времен Гражданской войны (1ч.) А. В. Колчак, М.В. Фрунзе, Л.Г. Корнилов, С.М. Буденный: биографии и заслуги. Красные и белые генералы.

Тема 3. Военные деятели времен ВОВ (1ч.) Г.К. Жуков: военная карьера полководца на фоне Великой отечественной войны. Гений и власть. Человек, которого боялись правители. К.К. Рокоссовский: биография, революция и полководец. И.С. Конев; участник Первой мировой и Гражданской войны. Пять фронтов Маршала Конева. Отставной генерал. А.М. Василевский: детство и юность. Мировая и Гражданская война. Период между войнами. Великая Отечественная война. Послевоенный период жизни

Блок 5. Деятели культуры XX века (3ч.)

Тема 1. Литературные деятели (1ч.) Серебряный век. Литературные деятели в ВОВ. Литературные деятели послевоенного этапа. Творчество в эмиграции

Тема 2. Деятели театра и кино (1ч.) Серебряный век. Деятели театра и кино в период ВОВ. Деятели театра и кино послевоенного этапа

Тема 3. Деятели изобразительного искусства (1ч.) Серебряный век. Деятели изобразительного искусства в период ВОВ. Деятели изобразительного искусства послевоенного этапа

Блок 6. Оценка роли личности в истории России XX века (1ч.)

Завершение курса. Выводы по пройденному материалу. Оценка роли личности в истории России. Подведение итогов.

Календарно-тематическое планирование курса



№ урока в курсе

Дата проведения

Тема

(кол-во часов)

Тема занятия

Цель занятия

Основное

содержание:

Используемые ЦОР

Дом. задания

1.

1-7. 09

Тема 1. Введение в курс. Роль личности в истории России XX века (1ч.)

Роль личности в истории России XX века (1ч.)

Введение в курс «История России XX века в лицах».

1. Сообщение целей и задач курса.

2. Разъяснение форм работы.

3. Рассуждение о роли личности в истории


Подготовка сообщения о биографии

2.

8-14.09

Тема 2. Исторические деятели начала XX века (4ч.)

Николай II (1ч.)

Изучение личности Николая II как политического деятеля

1. Биография императора

2. Политика Николая II

3. Оценка личности

Презентация, воспоминания Николая II

Подготовка сообщения о биографии

3.

15-22.09

С. Ю. Витте (1ч.)

Изучение личности С. Ю. Витте как политического деятеля

1. Биография

2. Деятельность С. Ю. Витте. Граф полусахалинский

3. Оценка личности

Презентация, карта Российской империи

Подготовка сообщения о биографии

4.

23-30.09

П.А. Столыпин (1ч.)

Изучение личности П.А. Столыпина как реформатора

1. Биография

2. Реформаторская деятельность

3. Оценка личности и реформы

Презентация

Подготовка сообщения о биографии

5.

1-7.10

Г. Распутин (1ч.)

Изучение личности Г. Распутина

1. Биография

2. Влияние Распутина на императорскую семью

3. Оценка личности

Презентация

Эссе на тему «Выдающаяся личность начала XX века»

6.

8-15.10

Тема 3. Исторические деятели Советского периода (5 ч.)

В. И. Ленин (1ч.)

Изучение личности В.И. Ленина

1. Биография

2. Роль Ленина в революции и создание нового государства

3. Оценка личности

Презентация, карта СССР

Подготовка сообщения о биографии

7.

16-22.10

И.В. Сталин (1ч.)

Изучение личности И.В. Сталина

1. Биография

2. Политика репрессий. Культ личности

3. Оценка личности

Презентация

Составление таблицы «Плюсы и минусы культа личности Сталина»

8.

23-29.10

Н.С. Хрущев (1ч.)

Изучение личности Н.С. Хрущева

1. Биография

2. Политическая деятельность

3. Оценка личности

Презентация

Подготовка сообщения о биографии

9.

30.10 – 5.11

Л.И. Брежнев (1ч.)

Изучение личности Л.И. Брежнева

1. Биография

2. Политическая деятельность

3. Оценка личности

Презентация

Подготовка сообщения о биографии

10.

6-12.11

М.С. Горбачев (1ч.)

Изучение личности М.С. Горбачева

1. Биография

2. Политическая деятельность

3. Оценка личности

Презентация

Эссе на тему «Какие личностные качества должны быть присущи политическому лидеру?»

11.

13-19.11

Тема 4. Военные деятели (3 ч.)

Военные деятели времен I мировой войны (1ч.)

Изучение биографий и заслуг военных деятелей

1. Н. Н. Янушкевич

2. М. В. Алексеев

3. А.А. Брусилов

Презентация, карта военных действий

Подготовка сообщения о биографии

12.

20-26.11

Военные деятели времен Гражданской войны (1ч.)

Изучение биографий и заслуг военных деятелей

1. А. В. Колчак

2. М.В. Фрунзе

3. Л.Г. Корнилов

4.С.М. Буденный

Презентация, карта военных действий

Подготовка сообщения о биографии

13.

27.11-3.12

Военные деятели времен ВОВ (1ч.)

Изучение биографий и заслуг военных деятелей

1. Г.К. Жуков

2. К.К. Рокоссовский

3. И.С. Конев

4. А.М. Василевский

Презентация, карта военных действий


14.

4 – 10.12

Тема 5. Деятели культуры XX века (3ч.)

Литературные деятели (1ч.)

Изучение биографий поэтов и писателей

1. Серебряный век

2. Литературные деятели в ВОВ

3. Литературные деятели послевоенного этапа

Презентация


15.

11-17.12

Деятели театра и кино (1ч.)

Изучение биографий и деятельности деятелей театра и кино XX века

1. Серебряный век

2. Деятели театра и кино в период ВОВ

3. Деятели театра и кино послевоенного этапа

Презентация


16.

18-24.12

Деятели изобразительного искусства (1ч.)

Изучение биографий и деятельности деятелей изобразительного искусства XX века

1. Серебряный век

2. Деятели изобразительного искусства в период ВОВ

3. Деятели изобразительного искусства послевоенного этапа

Презентация

Подготовка презентаций

17.

25-31.12

Тема 6. Оценка роли личности в истории России XX века (1ч.)

Оценка роли личности в истории России XX века (1ч.)

Сделать выводы по пройденному курсу и дать оценку роли личности в истории

1. Сделать выводы по пройденному курсу

2. Дать оценку роли личности в истории






По окончании прохождения программы учащиеся должны:

  • соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

  • называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;

  • сравнивать исторические события и исторических деятелей;

  • излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;

  • объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

  • сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;

  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.

Учащийся должны знать:

  • предпосылки и причины изучаемых событий;

  • основное содержание этих событий;

  • альтернативы их развития;

  • оценить роль личностей и роль народа в развитии историче­ского процесса;

Учащийся должны уметь:

  • выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий XX века;

  • работать с различными видами исторических источни­ков;

  • критически анализировать полученную историко-социальную информацию;

  • сравнивать различные взгляды и различные источники: от документов до свидетельств очевидцев;

  • аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам XX века;

  • определять собственную позицию по отношению к изу­чаемым вопросам и окружающей реальности.



Литература

1. Хрестоматия по отечественной истории (1914 – 1945 гг.). М., 1998

2. Хрестоматия по отечественной истории (1946 – 1995 гг.) М., 1998

3. Сборник заданий учебных тематических тестов для 9 класса по истории России ХХ века. МООО, ЛАТ, 2010.

4. Энциклопедия Кто есть кто в мире. М., «Новый мир», 2004.

5. Новейшая история. XX – начало XXI века. Хрестоматия. М., «Новый дом», 2009

6.  История России. XX – начало XXI века. Хрестоматия. М., «Московский учебник», 2009




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа факультативного курса "История России XX века в лицах"

Автор: Бурдина Дарья Александровна

Дата: 25.09.2016

Номер свидетельства: 345690


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства