Данный курс рассчитан на 34 часа. Цель: расширить знания учащихся об истории зарождения самозванства, выяснить причины возникновения самозванства в России, рассмотреть Смутное время в контексте зарождения самозванства в России, обратить внимание учащихся на личность Лжедмитрия I, учитывая тот факт, что до него в истории России примеры самозванства неизвестны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс на тему: «Самозванство на Руси» »
ГОРОДИЩЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОССОШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
403024, Волгоградская область, Городищенский муниципальный район,
п. Степной, ул. Центральная, 1 тел. 8-844-684-58-34 E-mail: stepnoy1@mail.ru
Элективный курс на тему:
«Самозванство на Руси»
Выполнил: учитель истории Даньшин А.Ю.
Пояснительная записка.
Цель: расширить знания учащихся об истории зарождения самозванства, выяснить причины возникновения самозванства в России, рассмотреть Смутное время в контексте зарождения самозванства в России, обратить внимание учащихся на личность Лжедмитрия I, учитывая тот факт, что до него в истории России примеры самозванства неизвестны.
Задачи:
Расширение знаний об истории своей страны, ее важных периодах, ярких личностях.
Развитие умения самостоятельно находить необходимую информацию, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Приобщение к информационным технологиям в процессе обучения.
Развитие навыков исследовательской деятельности.
Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину, уважение к ее истории.
Особенность данного курса заключается в том, что последовательность тем и количество часов для их изучения может легко варьироваться. Освоение программы данного курса предполагает выход за рамки урочной организации учебного процесса: выполнение учебно-исследовательских работ, выступления на общешкольных мероприятиях, научных конференциях.
Формы и методы организации учебной деятельности: индивидуальные и групповые: лекция, беседа, диспут, экскурсия, семинар, игра, практикум, тестирование, самостоятельная работа, ролевые игры, работа малыми группами, взаимоконтроль.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.
В результате обучения ученик должен знать и понимать:
Понятие «самозванства», его отличительные признаки.
Причины появления в определенный период в истории новых самозванцев.
Понятие «вера в доброго царя».
Причинно-следственные связи исторических процессов и явлений.
Уметь:
приводить примеры.
участвовать в обсуждении вопросов, предложенных учителем.
аргументировать свою точку зрения, работать в группах.
сопоставлять экономическую и политическую ситуацию в стране при появлении того или иного самозванца.
создавать презентации.
находить необходимую информацию в Интернете, анализировать ее.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения и оценки политической информации на любом отрезке истории.
оценки собственной деятельности в качестве гражданина великой страны.
научно-исследовательской деятельности.
В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться:
Знания об истории и причинах происхождения самозванства на Руси.
Коммуникативные способности, способности к творческому аналитическому мышлению.
Навыки учебно-исследовательской деятельности.
Интерес к истории своей страны.
Тематическое планирование. 34 часа.
№ урока
Тема
Кол-во
часов
Формы работы
Формы контроля
1
Введение. Понятие самозванства.
3
мини - лекция с элементами беседы, работа с историческими источниками.
2
Причины возникновения самозванства на Руси.
3
Беседа
3
Игра в царя. Сколько их и что их гонит?
3
Мини-лекция с элементами беседы
Экспресс-опрос
4
Лжедмитрий Первый
3
Групповая работа с энциклопедией по истории, обращение к ЦОР
тест
5
Лжедмитрий Второй
3
Групповая работа с энциклопедией по истории, просмотр мультимедиа по теме занятия
Беседа с элементами дискуссии
6
Емельян Пугачев
4
Семинар, беседа, работа с произведением А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Историческое эссе
7
Княжна Тараканова
3
Поиск интернет-информации.
Обработка интернет-информации
8
Анастасия Николаевна Романова, дочь последнего русского императора
4
Лекция, сообщения учащихся, дискуссия, просмотр мультимедиа по теме занятия
Тест, беседа
9
Подготовка к итоговому занятию
4
Практическое занятие
Подготовка презентаций
10
Обобщающее занятие. Самозванство на Руси: норма или патология?
4
Круглый стол
Защита презентаций
Содержание программы. 34 часа.
Введение. Понятие самозванства.3 часа.Определение понятия «самозванцы и самозванство» и их роль в истории страны. Смутное время – как период возникновения первых самозванцев.
Причины возникновения самозванства на Руси.3 часа. Династический кризис конца XVI века, пресечение династии Ивана Калиты. Сакральность царской власти, вера в приход «доброго» царя. «Богоизбранный» и выбранный царь. «Мифологическое отождествление» как особенность мышления русского народа.
Игра в царя. Сколько их и что их гонит?3 часа.Иван Грозный иСимеон Бекбулатович. Петр I, «князь-кесарь» Ю. Ромодановский и «князь-папа» Никита Зотов. Огромное количество крупных и мелких самозванцев в русской истории. Отождествление самозванца с исторической личностью, с царем или особой царской крови.
Лжедмитрий Первый. 3 часа. Первый самозванец на Руси. «Царь-расстрига» Григорий Отрепьев. Воцарение. Встреча с матерью. Свадьба с Мариной Мнишек. Причины свержения Лжедмитрия Первого, «еретик и польский свистун».
Лжедмитрий Второй. 3 часа. Шаткая власть Василия Шуйского. Тайна «тушинского вора».
Емельян Пугачев. 4 часа.Не первый и не последний «император Петр Федорович». Законность восшествия на престол Екатерины II. Укрепление крепостничества, рост произвола помещиков и бесправности крестьян – причины Крестьянской войны.
Княжна Тараканова. 3 часа. Новый Отрепьев в юбке. «Дочь императрицы Елизаветы Петровны», «сестра Пугачева» и претендентка на русский престол. Великая тайна прекрасной самозванки.
Анастасия Николаевна Романова.4 часа. Дочь последнего русского императора Николая II, «чудом спасшейся» при расстреле царской семьи в июле 1918г. Самая «живучая» легенда.
Подготовка к обобщающему уроку. 4 часа. Практическое занятие. Подготовка презентаций.
Самозванство на Руси: норма или патология? 4 часа. Обобщающее занятие. Защита презентаций.
Перечень учебного оборудования: литература, атласы, хрестоматии, таблицы, схемы, карты.
Рекомендованная литература.
Основная литература:
Алексеев Н.Н. Лжецаревич. М., "Армада", 1995.
Андреев И. Анатомия самозванства (в России) Наука и жизнь 1999 N10.
Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. – М.: Молодая гвардия, 1989.
Будыко М.И. Путешествие во времени: сборник эссе. – М.: Наука, 1987.
Гордеев,Н.П. Реформаторство и самозванство в России XVII - XVIII веков как культурно-исторический феномен Москва,2003.
Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории». – Ростов на Дону.: Феникс.
Куковенко В.А. Одиннадцатый самозванец / Наука и религия/ 7 июля 1993.
Мавродин В. В. Крестьянская война в России в 1773-1775 годах. Восстание Пугачева, т. 1. Изд. ЛГУ, 1961.
Тумасов Б.Е. Лихолетье. М., "Армада", 1995.
Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды. М,. "Наука", 1967.
Шендерович А. Под чужим именем // Наука и жизнь 1995, № 12.
Дополнительная литература:
Буганов В.И. Емельян Пугачев. М., 1990;
Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – М.: Слово, 1995.