kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс на тему: «Самозванство на Руси»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс рассчитан на 34 часа. Цель: расширить знания учащихся об истории зарождения самозванства, выяснить причины возникновения самозванства в России, рассмотреть Смутное время  в контексте зарождения самозванства в России,  обратить внимание учащихся на личность Лжедмитрия I, учитывая тот факт, что до него в истории России примеры самозванства неизвестны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс на тему: «Самозванство на Руси» »

ГОРОДИЩЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОССОШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

403024, Волгоградская область, Городищенский муниципальный район,

п. Степной, ул. Центральная, 1 тел. 8-844-684-58-34 E-mail: stepnoy1@mail.ru











Элективный курс на тему:

«Самозванство на Руси»









Выполнил: учитель истории Даньшин А.Ю.













Пояснительная записка.

Цель: расширить знания учащихся об истории зарождения самозванства, выяснить причины возникновения самозванства в России, рассмотреть Смутное время в контексте зарождения самозванства в России, обратить внимание учащихся на личность Лжедмитрия I, учитывая тот факт, что до него в истории России примеры самозванства неизвестны.

Задачи:

  • Расширение знаний об истории своей страны, ее важных периодах, ярких личностях.

  • Развитие умения самостоятельно находить необходимую информацию, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

  • Приобщение к информационным технологиям в процессе обучения.

  • Развитие навыков исследовательской деятельности.

  • Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину, уважение к ее истории.

Особенность данного курса заключается в том, что последовательность тем и количество часов для их изучения может легко варьироваться. Освоение программы данного курса предполагает выход за рамки урочной организации учебного процесса: выполнение учебно-исследовательских работ, выступления на общешкольных мероприятиях, научных конференциях.

Формы и методы организации учебной деятельности: индивидуальные и групповые: лекция, беседа, диспут, экскурсия, семинар, игра, практикум, тестирование, самостоятельная работа, ролевые игры, работа малыми группами, взаимоконтроль.







Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.

  1. В результате обучения ученик должен знать и понимать:

  • Понятие «самозванства», его отличительные признаки.

  • Причины появления в определенный период в истории новых самозванцев.

  • Понятие «вера в доброго царя».

  • Причинно-следственные связи исторических процессов и явлений.

  1. Уметь:

  • приводить примеры.

  • участвовать в обсуждении вопросов, предложенных учителем.

  • аргументировать свою точку зрения, работать в группах.

  • сопоставлять экономическую и политическую ситуацию в стране при появлении того или иного самозванца.

  • создавать презентации.

  • находить необходимую информацию в Интернете, анализировать ее.

  1. Использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки политической информации на любом отрезке истории.

  • оценки собственной деятельности в качестве гражданина великой страны.

  • научно-исследовательской деятельности.

В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться:

  • Знания об истории и причинах происхождения самозванства на Руси.

  • Коммуникативные способности, способности к творческому аналитическому мышлению.

  • Навыки учебно-исследовательской деятельности.

  • Интерес к истории своей страны.



Тематическое планирование. 34 часа.

урока






Тема


Ко­л-во

часов




Формы работы



Формы контроля

1

Введение. Понятие самозванства.

3

мини - лекция с элементами беседы, работа с историческими источниками.


2

Причины возникновения самозванства на Руси.

3

Беседа


3

Игра в царя. Сколько их и что их гонит?

3

Мини-лекция с элементами беседы

Экспресс-опрос

4

Лжедмитрий Первый

3

Групповая работа с энциклопедией по истории, обращение к ЦОР

тест

5

Лжедмитрий Второй

3

Групповая работа с энциклопедией по истории, просмотр мультимедиа по теме занятия

Беседа с элементами дискуссии

6

Емельян Пугачев

4

Семинар, беседа, работа с произведением А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Историческое эссе

7

Княжна Тараканова

3

Поиск интернет-информации.

Обработка интернет-информации

8

Анастасия Николаевна Романова, дочь последнего русского императора

4

Лекция, сообщения учащихся, дискуссия, просмотр мультимедиа по теме занятия

Тест, беседа

9

Подготовка к итоговому занятию

4

Практическое занятие

Подготовка презентаций

10

Обобщающее занятие. Самозванство на Руси: норма или патология?

4

Круглый стол

Защита презентаций



Содержание программы. 34 часа.

  1. Введение. Понятие самозванства. 3 часа. Определение понятия «самозванцы и самозванство» и их роль в истории страны. Смутное время – как период возникновения первых самозванцев.

  2. Причины возникновения самозванства на Руси. 3 часа. Династический кризис конца XVI века, пресечение династии Ивана Калиты. Сакральность царской власти, вера в приход «доброго» царя. «Богоизбранный» и выбранный царь. «Мифологическое отождествление» как особенность мышления русского народа.

  3. Игра в царя. Сколько их и что их гонит? 3 часа. Иван Грозный и Симеон Бекбулатович. Петр I, «князь-кесарь» Ю. Ромодановский и «князь-папа» Никита Зотов. Огромное количество крупных и мелких самозванцев в русской истории. Отождествление самозванца с исторической личностью, с царем или особой царской крови.

  4. Лжедмитрий Первый. 3 часа. Первый самозванец на Руси. «Царь-расстрига» Григорий Отрепьев. Воцарение. Встреча с матерью. Свадьба с Мариной Мнишек. Причины свержения Лжедмитрия Первого, «еретик и польский свистун».

  5. Лжедмитрий Второй. 3 часа. Шаткая власть Василия Шуйского. Тайна «тушинского вора».

  6. Емельян Пугачев. 4 часа. Не первый и не последний «император Петр Федорович». Законность восшествия на престол Екатерины II. Укрепление крепостничества, рост произвола помещиков и бесправности крестьян – причины Крестьянской войны.

  7. Княжна Тараканова. 3 часа. Новый Отрепьев в юбке. «Дочь императрицы Елизаветы Петровны», «сестра Пугачева» и претендентка на русский престол. Великая тайна прекрасной самозванки.

  8. Анастасия Николаевна Романова. 4 часа. Дочь последнего русского императора Николая II, «чудом спасшейся» при расстреле царской семьи в июле 1918г. Самая «живучая» легенда.

  9. Подготовка к обобщающему уроку. 4 часа. Практическое занятие. Подготовка презентаций.

  10. Самозванство на Руси: норма или патология? 4 часа. Обобщающее занятие. Защита презентаций.

Перечень учебного оборудования: литература, атласы, хрестоматии, таблицы, схемы, карты.

Рекомендованная литература.

Основная литература:

  1. Алексеев Н.Н. Лжецаревич. М., "Армада", 1995.

  2. Андреев И. Анатомия самозванства (в России) Наука и жизнь 1999 N10.

  3. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. – М.: Молодая гвардия, 1989.

  4. Будыко М.И. Путешествие во времени: сборник эссе. – М.: Наука, 1987.

  5. Гордеев,Н.П. Реформаторство и самозванство в России XVII - XVIII веков как культурно-исторический феномен Москва,2003.

  6. Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории». – Ростов на Дону.: Феникс.

  7. Куковенко В.А. Одиннадцатый самозванец / Наука и религия/ 7 июля 1993.

  8. Мавродин В. В. Крестьянская война в России в 1773-1775 годах. Восстание Пугачева, т. 1. Изд. ЛГУ, 1961.

  9. Тумасов Б.Е. Лихолетье. М., "Армада", 1995.

  10. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды. М,. "Наука", 1967.

  11. Шендерович А. Под чужим именем // Наука и жизнь 1995, № 12.

Дополнительная литература:

  1. Буганов В.И. Емельян Пугачев. М., 1990;

  2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – М.: Слово, 1995.

  3. Глушко Е.А. Медведев Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян – М: Диадема-Пресс, 2000.

  4. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев – Новосибирск: Наука, 1987.





Перечень ключевых понятий:

«Бунташный век», династический кризис, земский собор, интервенция, «крестоцеловальная запись», междуцарствие, национальный подъем, опричнина, ополчение, патриаршество, смута, самозванец, семибоярщина, совет всей земли, сословие, сословно-представительная монархия, стрельцы, террор, «урочные лета», царь.



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Элективный курс на тему: «Самозванство на Руси»

Автор: Даньшин Александр Юрьевич

Дата: 01.08.2015

Номер свидетельства: 224074

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Элективный предметный курс по истории «Феномен самозванства на Руси»"
    ["seo_title"] => string(66) "elektivnyi_predmetnyi_kurs_po_istorii_fenomen_samozvanstva_na_rusi"
    ["file_id"] => string(6) "524292"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572111826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства