kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная программа (основного общего образования) по краеведению для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по краеведению Воронежского края для детей с ОВЗ (8 класс)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа (основного общего образования) по краеведению для детей с ОВЗ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная рабочая программа по краеведению для 8 класса (Колесникова Сергея).

Программа курса рассматривает развитие этнографии, истории религии, просвещения и культурной жизни Воронежского края и родного села. Курс даёт возможность проследить огромную роль историко-культурного наследия Воронежской области в складывании основ современного воронежца, уделяя внимание тем феноменам истории края, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему, формирования гражданских понятий и навыков.

Адаптированная рабочая программа по краеведению (Историческому краеведению) в 8 классе разработана на основе авторской программы А.Н. Ершовой и Вороновой «Историческое краеведение» Воронеж, ВОИПКиПРО, 2012г. В соответствии с приказом Департамента образо­вания, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. № 760 в региональном базисном учебном плане часы региональ­ного компонента рекомендуется использовать на введение учебного предмета «Краеведение», в 8—9 классах - «Историческое краеве­дение»

Изучение регионального предмета краеведение (Историческое краеведение) преду­сматривает взаимосвязь с общим предметом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружаю­щем мире как единого целого.

Содержание предмета краеведение (Историческое краеведение) нацеливает на использование предмет­ных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью. Предмет краеведение (Историческое краеведение) позволяет углубить знания по ис­тории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краевед­ческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков.

Цель: разви­тие, образование и воспитание личности школьника, способного к са­моидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические зна­ния в учебной и социальной деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

-формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

-приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

-научить видеть и понимать красоту живой природы;

-сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

-познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

-сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

-воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

-воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

-воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

-развивать потребности общения с природой;

-развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

-развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

-развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Мир истории»:

Достаточный уровень:

знать изученные понятия и иметь представления по всем разделам программы; использовать усвоенные исторические понятия в самостоятельных высказываниях; участвовать в беседах по основным темам программы; высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным фактам; понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя; владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий; владеть элементами оценки и самооценки; проявлять интерес к изучению истории.

Минимальный уровень:

понимать наиболее доступные исторические факты; использовать часть понятий в активной речи; уметь последовательно отвечать на вопросы, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов; использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки; усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватно реагировать на оценку учебных действий.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОУ может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на второй вариант образовательной программы.

Содержание учебного предмета

Тема 1. История Воронежского края в истории России.

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает крае­ведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповед­ники - хранилища исторической памяти.

Развитие воронежского краеведения. Ученые-краеведы Воронеж­ской области. Исследования по истории края.

Тема 2. Воронежский край в древности.

Появление человека в Воронежском крае. Археологические иссле­дования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жем­чужина палеолита».

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства. Памятники древности на террито­рии края (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт и Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. - по выбору учителя).

Тема 3. Воронежский край в XІІ – первой половине XYІ века.

Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раз­дробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в Х1У-ХУ вв. «Белые пятна» в истории воронежской земли.

Тема 4. Воронежский край в концеXYІ и XYІІ веке.

Образование Российского государства. История вхождения воро­нежских земель в состав Российского государства. Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами. Организация сторожевой служ­бы в 1586г.

Основание Воронежской крепости. Царский указ об основании го­рода Воронежа.

Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу ре­ки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.

Образование и развитие Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Раз­витие ремесла, торговли в городах края. Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж - торговый и ремесленный центр.

Политическая обстановка в крае в ХУП - начале XVIII в. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образова­ние Воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими ка­заками. Булавинское восстание (1707-1708 гг.)

Тема 5. Воронеж и Воронежский край в концеXYІІ – первой четверти XYІІІ века. Петровский период.

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства ко­раблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Дея­тельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство го­рода: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и раз­витие местной промышленности. Кумпанское и государственное стро­ительство боевых кораблей в 1696-1700 гг. Корабли, построенные на Воронежской верфи. Русские' и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения -школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).

Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими собы­тиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.

Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII в. Возникновение новых сел и деревень в крае. Суровые указы Петра 1 об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.). Появление Кантемировки.. Село Константиновка. Пожалование земель Петром 1 Князю Кантемиру.

Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.

Тема 6. Воронежская губерния во второй – последней четвертиXYІІІ века.

Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное засе­ление края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII в.

Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли. Воронеж - центр губернии середины - второй половины XVIII в. Образование села Валентиновка. По­вседневная жизнь жителей края ( в том числе жителей Кантемировского края и села Валентиновка).

Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в XVIII в. Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные за­ведения. Е. А. Болховитинов и его деятельность.

Тема 7. Воронежская губерния в первой половине XІX века.

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы-герои войны. Воронеж - место заготовки обмундирования, фуража, продоволь­ствия для армейских нужд. Вклад Кантемировцев в победу над Наполеоном. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разно­чинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838г.)

Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.

Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воро­нежской земле.

Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин.

Печатные издания, посвященные истории Воронежского края. Па­мятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.

Тема 8. Воронежская губерния во второй половине XІX века.

Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в Воронежской губернии. Проведение реформ 1860 – 1870-х годов в Воронежской губернии. Общественное движение в Воронежской губернии. Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и дру­гих городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг.XVIII в.). Просвещение и культура. Воронежская губерния в XІX веке. Итоговое повторение

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Историческое краеведение Воронежской области 8-9 класс. Учебное пособие / Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2015.

  2. Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод. пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.

Технические средства обучения

  1. Проектор

  2. Интерактивная доска

  3. Компьютер


Календарно-тематическое планирование 8 класса

урока

Тема урока

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения


Фактические сроки прохождения

1

Воронежский край в древности

1



2

Воронежский край в древности

1



3

Воронежский край в древности

1



4

Воронежский край в древности

1



6

Повторительно-обобщающий урок

1



7

Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств

1



8

Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств

1



9

Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств

1



10

Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств

1



11

Основание Воронежа и его развитие в XVII веке

1



12

Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке

1



13

Воронеж и Воронежский край при Петре I

1



14

Воронеж и Воронежский край при Петре I

1



15

Воронеж и Воронежский край при Петре I

1



16

Воронеж и Воронежский край при Петре I

1



17

Воронеж и Воронежский край при Петре I

1



18

Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке

1



19

Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке

1



20

Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке

1



21

Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке

1



22

Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке

1



23

Контрольно-обобщающий урок

1



24

Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века

1



25

Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века

1



26

Контрольно-обобщающий урок

1



27

Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века

1



28

Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века

1



29

Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века

1



30

Контрольно-обобщающий урок

1



31

Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века

1



32

Воронежская губерния во второй половине XІX века

1



33

Воронежская губерния во второй половине XІX века

1



34

Повторение

1



35

Повторение

1















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Адаптированная программа (основного общего образования) по краеведению для детей с ОВЗ

Автор: Ринус Любовь Сергеевна

Дата: 26.09.2017

Номер свидетельства: 429797


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства