Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа (основного общего образования) по краеведению для детей с ОВЗ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по краеведению для 8 класса (Колесникова Сергея).
Программа курса рассматривает развитие этнографии, истории религии, просвещения и культурной жизни Воронежского края и родного села. Курс даёт возможность проследить огромную роль историко-культурного наследия Воронежской области в складывании основ современного воронежца, уделяя внимание тем феноменам истории края, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему, формирования гражданских понятий и навыков.
Адаптированная рабочая программа по краеведению (Историческому краеведению) в 8 классе разработана на основе авторской программы А.Н. Ершовой и Вороновой «Историческое краеведение» Воронеж, ВОИПКиПРО, 2012г. В соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. № 760 в региональном базисном учебном плане часы регионального компонента рекомендуется использовать на введение учебного предмета «Краеведение», в 8—9 классах - «Историческое краеведение»
Изучение регионального предмета краеведение (Историческое краеведение) предусматривает взаимосвязь с общим предметом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружающем мире как единого целого.
Содержание предмета краеведение (Историческое краеведение) нацеливает на использование предметных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью. Предмет краеведение (Историческое краеведение) позволяет углубить знания по истории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краеведческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков.
Цель: развитие, образование и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
-формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
-приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
-научить видеть и понимать красоту живой природы;
-сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
-познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
-сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
-воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
-воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
-воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
-развивать потребности общения с природой;
-развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
-развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
-развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Мир истории»:
Достаточный уровень:
знать изученные понятия и иметь представления по всем разделам программы; использовать усвоенные исторические понятия в самостоятельных высказываниях; участвовать в беседах по основным темам программы; высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным фактам; понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя; владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий; владеть элементами оценки и самооценки; проявлять интерес к изучению истории.
Минимальный уровень:
понимать наиболее доступные исторические факты; использовать часть понятий в активной речи; уметь последовательно отвечать на вопросы, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов; использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки; усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватно реагировать на оценку учебных действий.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОУ может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на второй вариант образовательной программы.
Содержание учебного предмета
Тема 1. История Воронежского края в истории России.
История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники - хранилища исторической памяти.
Развитие воронежского краеведения. Ученые-краеведы Воронежской области. Исследования по истории края.
Тема 2. Воронежский край в древности.
Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жемчужина палеолита».
Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства. Памятники древности на территории края (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт и Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. - по выбору учителя).
Тема 3. Воронежский край в XІІ – первой половине XYІ века.
Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в Х1У-ХУ вв. «Белые пятна» в истории воронежской земли.
Тема 4. Воронежский край в концеXYІ и XYІІ веке.
Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586г.
Основание Воронежской крепости. Царский указ об основании города Воронежа.
Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.
Образование и развитие Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края. Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж - торговый и ремесленный центр.
Политическая обстановка в крае в ХУП - начале XVIII в. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование Воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707-1708 гг.)
Тема 5. Воронеж и Воронежский край в концеXYІІ – первой четверти XYІІІ века. Петровский период.
Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696-1700 гг. Корабли, построенные на Воронежской верфи. Русские' и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения -школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).
Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.
Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII в. Возникновение новых сел и деревень в крае. Суровые указы Петра 1 об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.). Появление Кантемировки.. Село Константиновка. Пожалование земель Петром 1 Князю Кантемиру.
Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.
Тема 6. Воронежская губерния во второй – последней четвертиXYІІІ века.
Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII в.
Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли. Воронеж - центр губернии середины - второй половины XVIII в. Образование села Валентиновка. Повседневная жизнь жителей края ( в том числе жителей Кантемировского края и села Валентиновка).
Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в XVIII в. Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные заведения. Е. А. Болховитинов и его деятельность.
Тема 7. Воронежская губерния в первой половине XІX века.
Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы-герои войны. Воронеж - место заготовки обмундирования, фуража, продовольствия для армейских нужд. Вклад Кантемировцев в победу над Наполеоном. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838г.)
Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.
Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воронежской земле.
Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин.
Печатные издания, посвященные истории Воронежского края. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.
Тема 8. Воронежская губерния во второй половине XІX века.
Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в Воронежской губернии. Проведение реформ 1860 – 1870-х годов в Воронежской губернии. Общественное движение в Воронежской губернии. Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг.XVIII в.). Просвещение и культура. Воронежская губерния в XІX веке. Итоговое повторение
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Историческое краеведение Воронежской области 8-9 класс. Учебное пособие / Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2015.
Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод. пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.
Технические средства обучения
Проектор
Интерактивная доска
Компьютер
Календарно-тематическое планирование 8 класса
№ урока
Тема урока
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Фактические сроки прохождения
1
Воронежский край в древности
1
2
Воронежский край в древности
1
3
Воронежский край в древности
1
4
Воронежский край в древности
1
6
Повторительно-обобщающий урок
1
7
Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств
1
8
Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств
1
9
Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств
1
10
Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств
1
11
Основание Воронежа и его развитие в XVII веке
1
12
Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке
1
13
Воронеж и Воронежский край при Петре I
1
14
Воронеж и Воронежский край при Петре I
1
15
Воронеж и Воронежский край при Петре I
1
16
Воронеж и Воронежский край при Петре I
1
17
Воронеж и Воронежский край при Петре I
1
18
Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке
1
19
Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке
1
20
Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке
1
21
Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке
1
22
Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке
1
23
Контрольно-обобщающий урок
1
24
Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века
1
25
Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века
1
26
Контрольно-обобщающий урок
1
27
Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века
1
28
Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века
1
29
Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века
1
30
Контрольно-обобщающий урок
1
31
Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века