Адаптированная программа по истории 7-9 класс (ОВЗ)
Адаптированная программа по истории 7-9 класс (ОВЗ)
Рабочая программа частично реализует Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «История 5-9 класс». История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно- исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по истории 7-9 класс (ОВЗ)»
Пояснительная записка
к адаптированной основной общеобразовательной рабочей программе по истории России
для детей с ограниченными возможностями здоровья
(7-9 класс, умственная отсталость)
Уровень рабочей программы – базовый. Рабочая программа разработана на основе примерной программы по истории для учащихся 7-9 классов, обучающихся по программе для детей с умственной отсталостью под редакцией В.В.Воронковой, 2014 г.
Рабочая программа частично реализует Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «История 5-9 класс». История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно- исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания. В этой связи программа направлена на то, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся. Содержание обучения по предмету, имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Данная рабочая программа составлена на 3 года. Структурным принципом построения программы явился линейный принцип. Очень важно умение учителя переводить на язык истории, имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле. При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению следующих принципов: -цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе; -экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям; - объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов. Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.
Учебно-методический комплекс .
1. Программы для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2013.
2. Пузанов Б.П. История России: учеб. .для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014
. 3.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 8 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
4.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 9 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
Рабочая программа рассчитана на 204 часа, по 68-70 часов в 7-9 классах , 2 часа в неделю.
Цель:
формирование у учащихся с умственной отсталостью способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
1.Образовательные:
усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. 2.Воспитательные:
гражданское воспитание учащихся,
патриотическое воспитание,
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
нравственное воспитание,
эстетическое воспитание,
трудовое воспитание
, правовое воспитание,
формирование мировоззрения учащихся.
3. Коррекционно – развивающие:
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
расширять лексический запас;
развивать связную речь.
Программа реализует следующие принципы:
Линейность;
Элементы концентризма;
Научность содержания;
Сочетание федерального, регионального и местного компонентов в программе;
Доступность, систематичность, последовательность программного материала;
Уровневый подход к формированию исторических знаний;
Коррекционная направленность обучения.
Методы:
• словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
• наглядные – наблюдение, демонстрация
• практические – упражнения, работа с исторической картой.
Типы уроков:
• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
• Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
• Комбинированный урок.
Для контроля ЗУН учеников применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы, на которые отводится 15 минут на уроке или полный урок.
Межпредметные связи: география (географическое положение стран), математика (исторические даты), литература ( биография исторических личностей.)
В конце изучения каждого раздела добавлены контрольные работы и тестирования.
Тематическое распределение часов.
7 класс.
№пп
Наименование раздела
Кол-во часов
1.
Введение в историю.
7
2.
История нашей страны древнейшего периода.
11
3.
Киевская Русь.
16
4.
Распад Киевской Руси
9
5.
Борьба Руси с иноземными завоевателями
11
6.
Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества.
11
7.
Повторение за год
2
8.
Резерв
4 ч.
Итого:
68-70
Контрольные работы и тестирование в 7 классе.
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
-
-
2
2
8 класс
№пп
Наименование раздела
Кол-во часов
1.
Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)
21
2.
Великие преобразования России в XVIII веке
21
3.
История нашей страны в XIX веке
24
4
Повторение за год
2
5.
Резерв
2
Итого:
68-70
Контрольные работы и тестирование в 8 классе.
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
-
1
1
1
9 класс.
Название раздела
Кол-во часов
1. Россия в начале 20 в.
10ч.
2. Россия в 1917-1920 гг
12 ч.
3. Советская Россия – СССР в 20-30 годы.-
10 ч.
4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
14 ч.
5. Советский Союз в 1945-1991 гг
15 ч.
6. Новая Россия в 1991-2003 гг
5 ч.
7.Повторение
2 ч
ИТОГО:
68 ч.
Контрольные работы и тестирование в 9 классе..
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
1
2
1
1
Содержание учебного материала
7 класс (68-70 часов)
Введение в историю (7 часов)
Что такое история? Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.
История нашей страны древнейшего периода (11 часов)
История нашей страны древнейшего периода Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской. Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязи- богатыри и варяги-русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян. Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.
Киевская Русь (16 часов)
Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки. Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет».
Распад Киевской Руси (9 часов)
Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств- государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского. Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери — хранительницы земли русскоЦ. Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи. Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учительной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.
Борьба Руси с иноземными завоевателями (11 часов)
Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом.Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества (11 часов)
Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды. Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.
Повторение за год (2 часа)
Резервные часы – 4 часа.
Календарно-тематическое планирование уроков истории в 7 классе .
Введение в историю.
7 ч.
1.
История – наука о прошлом.
1 ч.
2.
Исторические памятники.
1 ч.
3.
Наша Родина – Россия.
1 ч.
4.
Моя родословная.
1 ч.
5.
Счет лет в истории.
1 ч.
6.
Историческая карта.
1 ч.
7.
Повторительно-обобщающий урок по разделу.
1 ч.
История нашей страны
древнейшего периода.
11ч.
8.
Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.
1 ч.
9.
Роды и племена восточных славян и их старейшины.
1 ч.
10.
Славянский поселок.
1 ч.
11.
Основные занятия восточных славян.
1 ч.
12.
Ремесла восточных славян.
1 ч.
13.
Обычаи восточных славян.
1 ч.
14.
Верования восточных славян.
1 ч.
15.
Соседи восточных славян.
1 ч.
16.
Славянские воины и богатыри.
1 ч.
17.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
1 ч.
18.
Подведение итогов I четверти.
1 ч.
II четверть.
1.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «История нашей страны древнейшего периода».
1 ч.
Киевская Русь.
16 ч.
2.
Образование Киевской Руси.
1 ч.
3.
Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.
1 ч.
4.
Укрепление власти князя.
1 ч.
5.
Оборона Руси от врагов.
1 ч.
6.
Крещение Руси при князе Владимире.
1 ч.
7.
Былины – источник знаний о Киевской Руси.
1 ч.
8.
Культура и искусство Киевской Руси.
1 ч.
9.
Княжеское и боярское подворье.
1 ч.
10.
Жизнь и быт людей в Киевской Руси.
1 ч.
11.
Правление Ярослава Мудрого.
1 ч.
12.
Образование и грамотность на Руси.
1 ч.
13.
Летописи и летописцы.
1 ч.
14.
Подведение итогов II четверти.
1 ч.
III четверть.
1.
Киевский князь Владимир Мономах.
1 ч.
2.
Древнерусские города.
1 ч.
3.
Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Киевская Русь».
1 ч.
4.
Зачет: «Киевская Русь».
1 ч.
Распад Киевской Руси.
9 ч.
5.
Причины распада Киевской Руси.
1 ч.
6.
Образование самостоятельных княжеств.
1 ч.
7.
Киевское княжество в XII веке.
1 ч.
8.
Владимиро-Суздальское княжество.
1 ч.
9.
Господин Великий Новгород.
1 ч.
10.
Торговля и ремесла Новгородской земли.
1 ч.
11.
Новгородское вече.
1 ч.
12.
Русская культура в XII – XIII веках.
1 ч.
13.
Тестирование « Распад Киевской Руси».
1 ч.
Борьба с иноземными завоевателями.
11 ч.
14.
Монголо-татары.
.
1 ч.
15.
Нашествие монголо-татар на Русь.
1 ч.
16.
Героическая борьба русских людей против монголо-татар.
1 ч.
17.
Русь под монголо-татарским игом.
1 ч.
18.
Рыцари-крестоносцы
1 ч.
19.
Административное тестирование.
1 ч.
20.
Подведение итогов III четверти.
1 ч.
VI четверть.
1 ч.
1.
Александр Невский и его новгородская дружина.
1 ч.
2.
Невская битва.
1 ч.
3.
Ледовое побоище.
1 ч.
4.
Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Борьба с иноземными завоевателями».
1 ч.
5.
Зачет: «Борьба с иноземными завоевателями».
1 ч.
Начало объединения русских земель.
11 ч.
6.
Возвышение Москвы.
1 ч.
7.
Московский князь Иван Калита.
1 ч.
8.
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.
1 ч.
9.
Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском.
1 ч.
10.
Сергий Радонежский.
1 ч.
11.
Битва на Куликовском поле.
1 ч.
12.
Значение Куликовской битвы для русского народа.
1 ч.
13.
Иван III.Освобождение от иноземного ига.
1 ч.
14.
Укрепление Московского государства.
1 ч.
15.
Повторительно-обобщающий урок по теме:
« Начало объединения русских земель».
1 ч.
16.
Тестирование «Начало объединения русских земель».
1 ч.
17.
Повторение за год.
1 ч.
18.
Итоги VI четверти и года.
1 ч.
8 класс
1. Единая Россия (конец XV — начало XVII века)- 21 час
Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д.. Борьба монастырей с ере-тиками-нестяжателями», влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их борьба за свои привилегии. Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя. Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю. Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь. Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.
2. Великие преобразования России в XVIII веке -21 час
Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого. Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты. Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова. Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране. Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства.
3. История нашей страны в период XIX века-24 часа
Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона. Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II. Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов. XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.
4.Повторение за год -2 часа
Календарно-тематическое планирование уроков истории в 8 классе.
№ п/п
Содержание
Общее количество
часов
Количество
часов по теме
I четверть.
Единая Россия ( конец XV - начало XVI веков).
21 ч.
1.
Иван III Великий – глава единого государства Российского.
1 ч.
2.
Расширение государства Российского при Василии III.
1 ч.
3.
Русская православная церковь в Российском государстве.
1 ч.
4.
Первый русский царь Иван IV.
1 ч.
5.
Опричнина Ивана IV Грозного.
1 ч.
6.
Присоединение к Российскому государству Поволжья.
1 ч.
7.
Покорение Сибири.
1 ч.
8.
Быт простых и знатных людей.
1 ч.
9.
Москва – столица государства Российского.
1 ч.
10.
Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
1 ч.
11.
Великий иконописец Андрей Рублев.
1 ч.
12.
Первопечатник Иван Федоров.
1 ч.
13.
Правление Бориса Годунова.
1 ч.
14.
Смутное время.
1 ч.
15.
Семибоярщина.
1 ч.
16.
Начало правления династии Романовых.
1 ч.
17.
Крепостные крестьяне.
1 ч.
18.
Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Подведение итогов I четверти.
1 ч.
II четверть.
1.
Раскол в русской православной церкви.
1 ч.
2.
Освоение Сибири и Дальнего Востока.
1 ч.
3.
Зачет «Единая Россия ( конец XV - начало XVI веков)».
1 ч.
Великие преобразования в России (XVIII век).
21 ч.
4.
Начало правления Петра I.
1 ч.
5.
Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга.
1 ч.
6.
Полтавская битва.
1 ч.
7.
Победа русского флота. Окончание Северной войны.
1 ч.
8.
Петр I – первый российский император.
1 ч.
9.
Преобразования Петра I.
1 ч.
10.
Эпоха дворцовых переворотов.
1 ч.
11.
Российская Академия наук и деятельность великого М.В.Ломоносова.
1 ч.
12.
Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.
1 ч.
13.
Правление Екатерины II.
1 ч.
14.
Повторение. Подведение итогов II четверти.
1 ч.
III четверть.
1.
Золотой век дворянства.
1 ч.
2.
Положение крепостных крестьян.
1 ч.
3.
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
1 ч.
4
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века.
1 ч.
5.
Знаменитый полководец А.В.Суворов.
1 ч.
6.
Русские изобретатели и умельцы.
1 ч.
7.
Развитие литературы и искусства в XVIII веке.
1 ч.
8.
Быт и нравы русских людей.
1 ч.
9.
Обобщение «Великие преобразования в России (XVIII век)».
1 ч.
10.
Тестирование «Великие преобразования в России (XVIII век)».
1 ч.
История нашей страны в XIX веке.
24 ч.
11.
Россия в начале XIX века.
1 ч.
12.
Начало Отечественной войны 1812 г.
1 ч.
13.
Бородинская битва.
1 ч.
14.
Оставление Москвы.
1 ч.
15.
Народная война против армии Наполеона.
1 ч.
16.
Отступление и гибель французской армии.
1 ч.
17.
Правление Александра I.
1 ч.
18.
Создание тайных обществ.
1 ч.
19.
Восстание декабристов.
1 ч.
20.
Император Николай I.
1 ч.
21.
Подведение итогов III четверти.
1 ч.
IVчетверть.
1.
Золотой век русской культуры.
1 ч.
2.
Великий русский поэт А.С.Пушкин.
1 ч.
3.
Развитие науки и географические открытия в 1-ой половине XIX века.
1 ч.
4.
Крымская война.
1 ч.
5.
Отмена крепостного права.
1 ч.
6.
Реформы Александра II.
1 ч.
7.
Правление Александра III.
1 ч.
8.
Развитие российской промышленности.
1 ч.
9.
Появление революционных кружков в России.
1 ч.
10.
Наука и культура во 2-ой половине XIX века.
1 ч.
11.
Жизнь и быт русских купцов.
1 ч.
12.
Быт простых россиян в XIX веке.
1 ч.
13.
Обобщение «История нашей страны в XIX веке».
1 ч.
14.
Зачет «История нашей страны в XIX веке».
1 ч.
15.
Повторение.
1 ч.
16.
Подведение итогов IV четверти и года.
1 ч.
9 класс.
1.Россия в начале 19 в.-10 ч.
Правление Николая II. Экономический кризис в начале XX в. Спор о путях развития России. Формирование промышленной буржуазии. Революционные события 1905-1907г.г. Понятие революция. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потёмкин». Созыв Государственной Думы. Формирование политических партий. Реформы Столыпина и их итоги. Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». I Мировая война и участие в ней России. Экономическое положение страны во время войны. Отношение народа к войне.
2 Россия в 1917-1920 гг-12 ч.
.Отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов. Захват власти большевиками в Петрограде. Низложение Временного правительства и захват зимнего дворца. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского государства – В. И. Ленин. Отношение Советской власти к православной церкви, разрушение храмов, репрессии против священников и монахов. Уничтожение царской семьи.
3.Создание нового государства – Российской федерации (РСФСР).-10 ч.
Гражданская война и интервенция. «Белое» движение и их лидеры: А. И. Деникин, П. Н.Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и «белых». «зелёные» и повстанческая армия батьки Махно. Иностранная интервенция и её последствия. Недовольство армии политикой советской власти. Кронштадтское восстание. Экономическая политика Советской власти. Недовольство населения, голод разруха, страдания людей. Восстание крестьян на Тамбовщине. Переход Советской страны к нэпу. Новая экономическая политика (нэп) в стране, её сущность и отличия от предшествующей экономической политики.годы.
4.Великая Отечественная война 1941-1945 гг.- 14 ч.
Советская страна накануне суровых испытаний. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Жестокие репрессии против военных кадров. Ослабление армии. Советско–финская война, её цели и задачи. Столкновение с Японией. Приход фашистов к власти в Германии. Адольф Гитлер и его планы мирового господства. Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка Германии к наступлению на СССР. Наступление Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости .Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Битва под Москвой и её историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла. Коренной перелом в ходе войны, Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Отступление немецких войск по всем фронтам. Разгром советской армиейнемецких войск на советской территории и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. Военные действия США против Японии в 1945г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй мировой войны. Вклад науки в победу.
5.Советский Союз 1945-1991 годы-15 ч..
Трудности послевоенной жизни. Восстановление разрушенного хозяйства. Смерть Сталина. Приход к власти Хрущёва. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Освоение космоса и полёт первого человека. Юрий Гагарин. Международный фестиваль молодёжи и студентов в Москве. Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Застой экономике. Война в Афганистане. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране.
6.Новая Россия в 1991-2003 гг. -5 ч.
Приход к власти М. С. Горбачёва, реформы. Вывод войск из Афганистана. Гласность, демократизация страны, перестройка и реформы в экономике. Распад СССР. Первый президент России Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне. Президентские выборы 2000г. Второй президент России – В. В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность. Повторное избрание В. В. Путина президентом России в 2004г. Президентские выборы 2008г., избрание Д. А. Медведева. Модернизация экономической и политической систем.
7.Повторение за год – 2 ч.
Календарно-тематическое планирование уроков истории в 9 классе .
№ п/п
Содержание
Общее количество
часов
Количество
часов по теме
I четверть.
Россия в начале XX века.
10 ч.
1.
Правление Николая II.
1 ч.
2.
Русско-японская война 1904-1905 г.
1 ч.
3.
Первая русская революция.
1 ч.
4.
Появление первых политических партий в России.
1 ч.
5.
Реформы государственного управления.
1 ч.
6.
Реформы П.А.Столыпина.
1 ч.
7.
«Серебряный век» русской культуры.
1 ч.
8.
Россия в первой мировой войне.
1 ч.
9.
Обобщение «Россия в начале XX века».
1 ч.
10.
Тестирование «Россия в начале XX века».
1 ч.
Россия в 1917-1920 гг
12 ч.
11.
Февральская революция и отречение царя от престола.
1 ч.
12.
Захват власти большевиками в Петрограде.
1 ч.
13.
Установление Советской власти.
1 ч.
14.
Начало Гражданской войны и интервенции.
1 ч.
15.
Создание Белой и Красной Армии.
1 ч.
16.
Борьба между «белыми» и «красными».
1 ч.
17.
Крестьянская война против «белых» и «красных».
1 ч.
18.
Подведение итогов I четверти.
1 ч.
II четверть.
1.
Экономическая политика Советской власти.
1 ч.
2.
Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны.
1 ч.
3.
Обобщение «Россия в 1917 -1920 годах».
1 ч.
4.
Зачет «Россия в 1917 -1920 годах».
1 ч.
Создание нового государства – Российской федерации (РСФСР)
10 ч.
5.
Новая экономическая политика.
1 ч.
6.
Образование СССР.
1 ч.
7.
Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В.Сталина.
1 ч.
8.
Индустриализация в СССР.
1 ч.
9.
Коллективизация сельского хозяйства.
1 ч.
10.
Новая Конституция страны 1936 г.
1 ч.
11.
Развитие науки и культуры в СССР
в 20-30 годы ХХ века.
1 ч.
12.
Жизнь и быт советских людей в 20-30 годы ХХ века.
1 ч.
13.
Тестирование «Россия в 20-30 годы ХХ века»
1 ч.
14.
Подведение итогов II четверти.
1 ч.
III четверть.
Великая Отечественная война.
14 ч.
1.
СССР накануне II мировой войны.
1 ч.
2.
Советский Союз в начале II мировой войны.
1 ч.
3.
НачалоВеликой Отечественной войны.
1 ч.
4.
Битва за Москву.
1 ч.
5.
«Все для фронта! Все для победы!»
1 ч.
6.
Блокада Ленинграда.
1 ч.
7.
Сталинградская битва.
1 ч.
8.
Борьба советских людей на оккупированной территории.
1 ч.
9.
Битва на Курской дуге.
1 ч.
10.
Героизм тружеников тыла.
1 ч.
11.
Окончание Великой Отечественной войны.
1 ч.
12.
Вступление СССР в войну с Японией. Окончание II мировой войны.
1 ч.
13.
Обобщение «Великая Отечественная война.
1 ч.
14.
Тестирование «Великая Отечественная война».
1 ч.
Советский Союз в 1945- 1991 г.г.
15 ч.
15.
Возрождение страны после войны.
1 ч.
16.
Борьба за власть после смерти И.В.Сталина.
1 ч.
17.
Реформы Н.С.Хрущева.
1 ч.
18.
Достижения в науке и технике в 50-60 годы.
1 ч.
19.
Освоение космоса.
1 ч.
20.
Подведение итогов III четверти.
1 ч.
IVчетверть.
1.
Хрущевская «оттепель».
2.
Экономика и политика в период «застоя»
1 ч.
3.
Внешняя политика России в 70-е годы. Афганская война.
1 ч.
4.
Советская культура и интеллигенция в годы«застоя»
1 ч.
5.
Жизнь и быт советских людей в 70-80 годы ХХ века.
1 ч.
6.
Реформы М.С.Горбачева.
1 ч.
7.
Распад СССР.
1 ч.
8.
Обобщение «Советский Союз в 1945- 1991 г.г.».
1 ч.
9.
Тестирование «Советский Союз в 1945- 1991 г.г.»
1 ч.
Новая Россия в 1991 - 2002 годы.
5 ч.
10.
Экономические реформы Б.Н.Ельцина.
1 ч.
11.
Реформы государственного управления.
1 ч.
12.
Развитие науки и культуры в СССР
в 90 годы ХХ века.
1 ч.
13.
Продолжение реформ в России.
1 ч.
14.
Обобщение «Новая Россия в 1991 - 2002 годы».
1 ч.
15.
Повторение.
1 ч.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Учащиеся должны уметь:
1. пользоваться лентой времени;
2. устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
3. выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
4. пользоваться учебником и картой;
5. использовать части понятий в активной речи;
6. использовать помощь учителя при выполнении учебных задач;
7. уметь самостоятельно исправить ошибки.
Учащиеся должны знать:
1. когда началось и закончилось событие;
2. как протекало конкретное событие;
3. великих русских поэтов, писателей, историков.
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
Методическая литература для учителя:
Программы для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2013.
Пузанов Б.П. История России: учеб. .для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
3.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 8 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
4.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 9 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
5.Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
6.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
7.Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
Кулагина Г. А. Сто игр по истории М., 1983.
Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.
Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
Методическая литература для учащихся:
1. Пузанов Б.П. История России: учеб. .для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
2. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 8 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
3. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 9 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014