kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зерттеу жұмысы Исследовательская работа «Почему молодешь не хочет жить в селе» Бөлімі –Өлкетану Раздел – Краеведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я родился здесь, здесь моя малая Родина. Часто думая о том, что происходит сейчас с селом, я стал задумываться почему молодежь не хочет жить в деревне? В чем причины? Кто в этом виноват? Долго беседуя с родителями по на эту тему, я решил исследовать данную проблему. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зерттеу жұмысы Исследовательская работа «Почему молодешь не хочет жить в селе» Бөлімі –Өлкетану Раздел – Краеведение»

Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі

Солтүстік Қазақстан облысы Аққайың ауданының білім бөлімі

Рублевка орта мектебі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Отдел образования Аккайынского района Северо-Казахстанской области

Рублевская средняя школа













Зерттеу жұмысы Исследовательская работа

«Почему молодешь не хочет жить в селе»

Бөлімі –Өлкетану Раздел – Краеведение












Автор: Ли Владимир

5 сынып оқушысы.

Автор: Ли Владимир

Ученик 5 класса

Жетекшісі: Дюсенова С.Ғ. тарих пәнінің мұғалімі

Руководитель: Дюсенова С.Г. учитель истории







Содержание

Введение

I.Мое село

II. Демографическая ситуация в селе Рублевка.

III. Проблемы молодежи

IV. Село- сегодня

Заключение



































Введение

Я родился здесь, здесь моя малая Родина. Часто думая о том, что происходит сейчас с селом, я стал задумываться почему молодежь не хочет жить в деревне? В чем причины? Кто в этом виноват? Долго беседуя с родителями по на эту тему, я решил исследовать данную проблему.

Цель данного исследования: выявить причины оттока молодежи из сельских поселений и факторы регулирования этого процесса (на примере с. Рублевка).

Задачи исследования: установить

  1. причины оттока сельской молодежи в города;

  2. причины возвращения молодёжи на малую родину;

Объект исследования: причины и факторы регулирования процесса оттока молодежи из сельских поселений.

Предмет исследования: процесс оттока молодежи с. Рублевка Аккайынского района

Гипотеза основана на предположении, что

  1. выравнивание экономических условий проживания в городе и селе, рост материального благосостояния сельского населения, качественное развитие инфраструктуры сел;

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: наблюдение, опрос, анкетирование, Новизна исследования: впервые получены данные о причинах и факторах процесса оттока молодежи

Теоретическое обоснование исследования. Молодежь как феномен социальной жизни, проблемы реализации жизненных планов выпускников школ, динамика первичных ожиданий молодежи.

Практическое значение: итоги исследования могут представлять интерес для корректировки перспективного плана работы местных властей по вопросам закрепления молодежи на селе.






I. История возникновения села Рублевка.



Ах, деревня, старая, родная, для меня всегда ты хороша

Я свой край на рай не променяю здесь - моя родня, моя душа!

Пусть смех и радость звонкой песней опять польются над селом,

Пусть от гостей нам станет тесно, пусть счастье входит в каждый дом.


На месте селения, еще до 1906 года- года основания, находилась почтовая станция- Камышловская. Название было дано еще до новоселов, объясняется оно камышовыми зарослями по берегам озера Аксуат, где находилось здание почтовой станции. Здание это принадлежало почтовому ведомству. Согласно документам Акмолинского Губземуправления, рублевский участок назывался Аксуат.

Первыми жителями села были добровольцы из Уфимской губернии (Башкирия): Любисток, Пасечник, семья Наконечных, братья Гореславцы: Павел, Тит, Яков, Иван, Никита. Приехав в 1906 году на место нового поселения, они решили назвать будущую деревню в честь деревни, где жили прежде. Царское правительство оказывало помощь переселенцам 50 рублей каждой семье, а также дешевый тариф на переезд. До приезда семей были выкопаны два колодца, заранее выделены земли для строительства домов и посевов.

В апреле 1907 года приехали переселенцы из Харьковской губернии: Филоненко, Петренко, Кочубей, Любисток. Временно жили в шалашах. Только потом были построены дома на своих участках. В 1908 году из-за сильного наводнения образовалось озеро, которое было названо Аксуат. В озере было много рыбы, в окресностях водилась дичь.

В 1910 году в Рублевке насчитывалось около 50 дворов. Основную массу крестьян составляли бедняки.

В 1911 году на средства выделенные государством началось строительство школы. Школа была начальной, детей брали с 12 лет. Изучаемые предметы: чтение, письмо, арифметика, вероисповедание.

Сложно было людям, но никто и не думал покидать родной край. Что же изменилось? Я думаю прежде всего это воспитание. Именно оно руководит нами.













2.3. Демографическая ситуация в селе Рублевка.

На территории Аралагашского сельского округа расположено 3 населенных пунктов, с.Аралагаш-114 дворов, с.Амангельды-18 дворов, с.Рублевка 211 дворов, в которых проживает на сегодня 1361 человек, экономически активного населения – 732 человек. Из них в селе Рублевка проживают 751 человек, из них активного населения:



Рис.5



Всего в селе - 751житель.

На период с 2010- 2016 года в селе родилось 61 ребенок.

Детей в возрасте от 0 до 18 лет- 163.

За последний год родилось 4 ребенка. Вскоре ожидается появление еще двух малышей.

За год умерло 9 человек, причина смерти естественная. Вывод следующий: демографическая ситуация на селе стабильная. Естественный прирост радует. Образовываются молодые семьи. Рождаются дети. К примеру молодая семья Габбасовых. Молодой специалист, вернувшись на свою малую Родину, устроился в школу учителем информатики. Через год обзавелся семьей, супруга тоже учитель. Родилась малышка дочь. Я провел беседу с молодой семьей, выяснилось, что не так уж и плохо жить на селе, главное: «Желание жить. Уезжать в ближайшие планы не входит!»- из слов Куата Габбасова.


III. Проблемы молодежи

Еще одним важным аспектом проблемы оттока молодежи является социальная основа жизни сельского социума. Нестабильный и низкий уровень доходов и жизни, тяжелый труд на полях и фермах, безработица, неразвитая инфраструктура сельских поселений, на фоне ежедневной назойливой телереклама легкой, богатой жизни в городах, обостряют проблему оттока молодежи.

Для выявления причин оттока молодёжи из села Рублевка нами были проведены следующие эмпирические исследования: анкетирование выпускников. «Каким я представляю свое будущее через 10 лет?» (см. Приложение 2), устный опрос, анкетирование жителей села в возрасте 18 лет «Почему я хочу уехать из села?» (см. Приложение 3); интервью с жителями района в возрасте 22-30 лет, в том числе с молодыми предпринимателями, вернувшимися обратно в село из городов «Почему молодежь возвращается из городов?» (см. Приложение 4).

10 респондентам (5 юношей и 5 девушек), а также учащимся выпускных классов мы предложили ответить на вопросы о том, где они планируют жить, где и кем будут работать, какое образование предполагают получить, каким представляют свое будущее семейное положение, чем будут заниматься в свободное время через 10 лет, какие шаги они собираются предпринять для достижения успеха в жизни.

Итоги исследования жизненных планов выпускников (см. Приложение 2, рисунок 3) показывают, что большая часть молодежи (98,8%) не планируют в будущем связать свою жизнь с селом.

Рисунок 3. Выборка ответов анкеты на вопрос «Где я планирую жить через 10 лет?» (15 респондентов 17-18 лет)

Где я планирую жить через 10 лет?

Юноши 7 человек

Девушки-8 человек



Если среди юношей еще есть небольшая доля (18%) тех, кто намерен прожить свою жизнь в селе, то 80% опрошенных девушек думают только о том, чтобы скорее покинуть село. Учитывая репродуктивный потенциал девушек, можно предположить, что в результате их миграционного оттока в ближайшие время будет продолжаться дальнейшая деградация не только социальной инфраструктуры села, но и его демографических показателей. Более того, исследование выявило, что 10% девушек вообще не планируют создавать собственную семью в ближайшие 10 лет, отдавая предпочтение получению образования и построению карьеры.

Молодые люди, окончив сельскую школу, уезжают на учебу в ВУЗы и колледжи, которые расположены в городах. Впоследствии, только единицы из них возвращаются в родные села, большинство же пытается найти работу в городе и остаться там на постоянное место жительства.

Наша школа в настоящее время реализует концепцию воспитательной системы школы с гражданско – патриотическим компонентом. Поэтому разработка социального проекта явилась личностно и общественно значимой формой работы. В результате проведённых нами исследований выяснилось, что сейчас наметилась тенденция «равнодушия» детей к возможности вернуться после учебы в родное село. Все ярче обозначается проблема трудоустройства молодёжи, проблема создания благоприятных социальных условий жизни в деревне.

Для предотвращения оттока молодых людей из сельской местности назрела необходимость в создании специальной программы по закреплению молодёжи на селе. В связи с этим, встает необходимость кардинального изменения подхода к решению данного вопроса общественности и самих молодых людей. В данной ситуации создание условий для трудоустройства, повышение заработной платы, обеспечение жильем и улучшение организации проведения досуга молодёжи является важным моментом в решении обозначенной проблемы: улучшения демографической ситуации на селе, а значит, и его гарантированного будущего. В 2015 году в честь дня Конституции был открыт клуб досуга. Телевидение, журналисты. Радости сельчанам не было предела. Местные молодые люди давали интервью. К сожалению ни одно мероприятие там не было проведено. Двери местной достопримечательности закрыты. Молодежь проводит свое свободное время где придется. Отсюда и следует вывод в сознании будущего поколения: «Что здесь делать?» (из слов представителя из молодежи)





Рис.

Старый разваленный клуб, где когда- то кипела жизнь…

Рис.



Новый центр досуга для молодежи. Звери здесь ВСЕГДА закрыты…



На уроках и классных часах с учителем истории мы часто говорим об истории нашего села, о его возникновении, о том, как он поднимался после войны, о людях, которые не жалея сил, делали все, чтобы колхоз стал процветающим и даже был колхозом «Миллионером».

И ведь, действительно, было чем гордиться. Быстро развернулось строительство зданий: было построен детский сад, новая школа, здание сельской администрации, контора, медпункт, сельский Дом культуры, строились дома для колхозников.





Рис.





Рабочих мест было достаточно, и все взрослое население было занято делом. Все работали. Получали зарплату за свой труд, воспитывали детей, строили дома. Не думали о том, что будет завтра. Все верили в счастливое будущее родного села.

И молодежь особенно не стремилась уехать из села, находили себе работу в родном колхозе. Юноши по окончании школы шли работать механизаторами. Многие молодые люди, получив профессию, возвращались домой, чтобы в трудовой деятельности применить свои знания и умения на благо колхоза.

Для нас село Рублевка имеет большое значение. Мы дорожим им, и хотим, чтобы она жила, развивалась и процветала. А для этого нужно, чтобы здесь оставались, трудились, вкладывали свои силы, знания, талант и творчество как можно больше молодых людей – выпускников нашей школы.


IV. Село- сегодня

  1. Местоположение нашего села очень удобное. Он расположено на республиканской трассе. Село находится в 40 км от районного центра, что значительно облегчает жизнь людей. Трасса полностью обновлена, заложили новый асфальт.

  2. Инфраструктура. В селе имеются асфальтовые дороги: улица Конституции и Амангельды. В этом году отремонтирована улица Жамбыла.

  • энергоснабжение;

  • водопровод;

  • отделение связи;

  • телефонная связь;

  • подключение к интернету и к современным коммуникационным системам;

  • две улицы села полностью оснащены уличными фонарями;

  • Облагораживаются улицы села.





5 Медицина. В селе Рублевка есть ФАП, расположенный в здании конторы. Совсем недавно, это учреждение находилось в отдельном доме, выданном ТОО «Черкасское», но из – за нехватки дров и угля, ФАП вынужден был переехать в другое здание. Сейчас это светлые процедурные, оборудованные кабинеты. Жителям села «ЛЬГОТНИКАМ» выдаются бесплатные лекарства. Летом прошлого года, ФАПу была выдана новая машина «Скорой помощи». Для жителей, это огромный плюс, так как не всегда у людей есть возможность самостоятельно добраться до райцентра. Два фельдшера села держат под контролем здоровье жителей и всегда в любое время дня и ночи идут на помощь больным. Хочется отметить, что один из медицинских работников ФАПа является уроженкой села Рублевка. По ее словам: «Хорошо там, где нас нет. Жить в селе можно, нужно стараться жить! Стараться жить лучше , чем вчера. » -( из слов Нугмановой А.)

Рис.



6 Спорт. Для молодежи села на базе школы действуют спортивные секции. Ребята не только повышают свою физподготовку, но и защищают честь школы на районных, областных и даже республиканских соревнованиях. Медали, грамоты, кубки - это для ребят уже привычное дело. Да и выйгрыши не малые, например автомобиль.





Рис.









7 Торговая сеть. На территории села расположены два магазина. Свежие продукты, умеренные цены. Население приобретает здесь все необходимое.





Магазин «Альфия»



8 Транспорт. Говоря о транспорте в селе, есть свои плюсы и минусы. Так как село расположено вдоль трассы, уехать в областной центр или в другие города не проблема. Автобусы через каждый час. Проблема заключается в том, что до районного центра можно доехать только с пересадкой. Прямого автобуса нет. Конечно же это очень сложно, особенно если дело касается пожилых людей или мам с маленькими детьми. Данный вопрос не раз задавался на сходах, но никаких даже предложений по его решению не предлагалось.




Рис.





Мы постарались показать все преимущества нашего села, но, несмотря на это, молодежь не остается здесь. Поэтому население в основном после 35. Взрослому населению некому передать свои традиции. Деревня всегда была сильна добросовестностью, трудолюбием, любовью к семье. Традиции земледелия, нравственные устои хранились в сельской местности.

Мы провели небольшой социологический опрос среди учащихся нашей школы, задавая вопрос ребятам: «Как вы планируете свою будущую жизнь в селе или в городе? Почему?» Мнения разделились, но большинство строят свои планы, ориентируясь на город. Это объясняется стремлением людей к улучшению качества жизни. Все хотят жить с комфортом, иметь возможность повышать свой культурный и образовательный уровень, что и подталкивает к переселению в город. Часть ребят считают, что можно жить хорошо и в городе, и в деревне, но отсутствие мотивации к сельскому труду, низкая оплата труда, отсутствие перспективы пугает молодых людей, и они стараются уехать в город, который привлекает кажущейся легкостью и беззаботностью жизни. И так, поколение за поколением уезжает молодежь из деревни.

Родители на тот же самый вопрос ответили, что стараются хоть как то устроить своих детей в городе. «Чтоб только не ползал всю жизнь в навозе, как я», - основной аргумент сельских жителей.

В результате анкетирования было опрошено 10 учащихся 8-11 классов, 12 родителей. Было выявлено, что подавляющее большинство наших подростков желают самостоятельную жизнь начать в городе. За это высказались 88 % опрошенных. Из них 24% подростков видят в этом возможность найти высокооплачиваемую работу, 38% считают, что в городе им после учебы можно будет устроиться по интересующей специальности, 22% опрошенных хотели бы уехать в город из-за наличия больших возможностей, организации культурного досуга, 4% видят в этом просто смену жизненного уклада.

Около 70% родителей учеников нашей школы были бы рады тому, что их дети после окончания учебы переехали бы на постоянное место жительства в город. Они считают, что в селе недостаточно перспектив для молодых людей как в экономическом, так и в социальном плане.



























Заключение

Опираясь на статистические данные и результаты эмпирических исследований, мы предполагаем, что основными причинами миграции молодежи из сел являются не отвечающие современным требованиям:

  • показатели качества жизни (продолжительность жизни, рождаемость, экономическая активность, настроения и ожидания);

  • уровень социально-экономического благосостояния (реальные доходы и расходы, обеспеченность жильем, качество питания);

  • качество условий среды жизни (комфортность жилищных условий, обеспеченность учреждениями образования, культуры, отдыха, здравоохранения, транспорта и связи).

Выводы:

Эффективная и продуманная молодежная политика на местах может в перспективе обеспечить устойчивое развитие территории, результативное использование природного, ресурсного, трудового потенциала, улучшение качества жизни молодежи в сельской местности. Для достижения этих перспектив необходимо:

  • развитие сети молодежных многофункциональных досуговых центров села;

  • восстановление штатных единиц специалистов по работе с молодежью;

  • создание виртуальной системы информирования и просвещения по вопросам жизни молодежи в обществе;

  • широкое освещение проблемы оттока молодежи в местных СМИ;

  • активизация ориентирования выпускников школ на получение сельскохозяйственной профессии .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дюсенова Сания Ғалымжанқызы

Дата: 03.12.2016

Номер свидетельства: 365368


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства