"Актуальность идей Н.М.Карамзина в современном мире"
Автор: Сейкина Е. С., учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№49 г. Мурманска
Вчера мы отмечали – День Конституции. Но я бы назвала 12 декабря и Днем отечественной истории. Именно так хочется отмечать день рождения нашего выдающегося отечественного историка Н.М. Карамзина. «Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное», — писал Н.В. Гоголь, подразумевая ту громадную роль, которую сыграло творчество мыслителя в духовной жизни «нашей чудной России». Писателя, «оказавшего великие и бессмертные услуги своему отечеству», видел в Карамзине и В.Г. Белинский. Такая высокая оценка карамзинского наследия столь разными деятелями отечественной культуры заставляет задуматься над этим вопросом и в наши дни.
В чем притягательная сила бессмертных сочинений писателя? Она – в магии слова, в замечательных художественных портретах исторических личностей, в сочетании писательского и исследовательского талантов Карамзина. Сегодня Карамзин становится активным участником современных споров об отношениях России и Запада, о западниках и почвенниках, споров, которые длятся уже более двух столетий и не прекращаются в наши дни. Вклад Николая Михайловича в отечественную культуру не исчерпывается только его сочинениями. Широко известны слова В.Г. Белинского о том, что Карамзин был «везде и во всем… не только преобразователем, но и начинателем, творцом». Он первым стал писать для детей, участвуя в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума», «Чтобы люди младые читать с увлечением могли». Карамзин был одним из первых «европейцев» российской культуры.
Во время своего путешествия по Европе он встречался с «властителями умов» того времени: Кантом, Гердером, Лафатером, Бонне, Мармонтелем. В Национальном Собрании Парижа Карамзин слушал Мирабо и Робеспьера, был в Париже во время революции. Он дает описания памятников искусств, музеев, статуй, библиотек и т.п. До сих пор его книга «Письма русского путешественника» представляет собой драгоценный свод сведений о Европе конца XVIII в. Карамзин писал о Западе вовсе не как провинциал, не как писатель, для которого Запад экзотичен и нов. Наш великий соотечественник полностью преодолел в своих «Письмах» культурный сепаратизм. Он явился в Европу европейцем, для которого все великие достижения народов Запада – не чужие, а свои, для которого его собственная русская культура неразрывно связана с наследием Запада.
И своим самым главным трудом «Историей государства Российского», по признаниям современников, Карамзин открыл им историю родной страны, как Колумб открыл миру Америку. Глубоко исследуя отечественную историю, он, «последний летописец» и «первый наш историк» с полным правом может претендовать и на звание «творца отчетливого Русского самосознания». Карамзиным были впервые сформулированы масштабные задачи, стоявшие и по сию пору стоящие перед русской мыслью, — найти в отечественной истории, в своем собственном историческом опыте те основания, которые были бы органичны нашему духовному и политическому бытию.
Тема моего выступления «Актуальность идей Н.М.Карамзина в современном мире».
Я выбрала несколько цитат из «Записок о старой и новой России», чтобы привлечь ваше внимание с помощью Карамзина к современным экономическим и политическим проблемам.
- «Россия существует более 1000 лет и не в образе дикой Орды, но в виде государства великого, а нам все твердят о новых образованиях, о новых уставах, как будто мы недавно вышли из темных лесов американских!» - это как будто о нас, о наших бесконечных реформах.
- «Умножать государственные доходы новыми налогами есть способ весьма ненадежный и только временный. Земледелец, заводчик, фабрикант, обложенный новыми податями, всегда возвышает цены на свои произведения, необходимые для казны, и через несколько месяцев открываются в ней новые недостатки.
- Казна богатеет только двумя способами: размножением вещей или уменьшением расходов, промышленностью или бережливостью».
Карамзин объясняет Александру I, что такое государственная бережливость.
«Бережливость государя не есть государственная! Александра называют даже скупым, но сколько изобретено новых мест, сколько чиновников ненужных! Здесь три генерала стерегут туфли Петра Великого, там один человек берет из 5 мест жалование, всякому – столовые деньги, множество пенсий излишних, дают взаймы без отдачи и кому? - богатейшим людям! Обманывают государя проектами, заведенными на бумаге, чтобы грабить казну… Непрестанно на государственное иждивение ездят инспекторы, сенаторы, чиновники, не делая ни малейшей пользы своими объездами, все требуют от императора домов – и покупают оные двойной ценою из сумм государственных, будто бы для общей, а на самом деле для частной выгоды…»
Достаточно подробно Карамзин пишет в своей «Записке» о вреде, как сказали бы сейчас, манипулирования денежной массой. Уменьшение или увеличение находящихся в хождении денег приводит, по его мнению, к кризису: никто не будет спешить продавать товар по меньшей цене, если количество денег возрастет, и любой ростовщик постарается нажиться при уменьшении количества денег в обороте.
- «Великие переломы опасны. Вдруг уменьшить количество бумажек так же вредно, как и вдруг умножить оное. Что же делать? Не выпускать их более!»
Изменились времена, изменились идеи, появились новые герои и антигерои, но идеи Н.М. Карамзина сохраняют значения для современного общества.
И самыми важными идеями великого гражданина остаются идеи сохранения и упрочнения русского государства.
Сегодня остро встает вопрос о необходимости обоснования нового пути развития России. Но новое – это хорошо забытое старое. Президент РФ неоднократно в своих Посланиях Федеральному Собранию подчеркивал необходимость возрождения духовных, нравственных традиций России, призывал опираться на базовые морально-нравственные ценности, такие как патриотизм, «уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей истории». Эти задачи лучше всего решаются при обращении к историческому наследию Н.М. Карамзина.
«Патриотизм не должен ослеплять нас: любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть». «Готовность работать ради России, сердечная, искренняя забота о ней - вот что лежит в основе объединения народа». Между этими цитатами история длиною в 250 лет. Одна принадлежит Н.М.Карамзину, а другую я взяла из Послания Президента Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года.
Большую роль в формировании гражданина государства Н.М. Карамзин отводил изучению истории. Н.М. Карамзину удалось доказать, что в истории заложен ключ к судьбе отечественной и личной. Изучение истории родной страны, опора на духовные, нравственные традиции и ценности России, является, по мысли Н.М. Карамзина, основной нравственной доминантой в формировании гражданственности и патриотизма. «Для нас, русских с душою, одна Россия самобытна, одна Россия истинно существует; все иное есть только отношение к ней, мысль, Провидение. Мыслить, мечтать можем в Германии, Франции, Италии, а дело делать единственно в России», писал Карамзин. Вот бы прониклись этими чувствами те, кто сегодня покинули свое Отечество и трудятся на благо чужого. Уверена, вы согласитесь подписаться под каждой его фразой.
Годы величайших потрясений в нашем Отечестве, в ходе которых рушились былые ценности, в том числе и ценности культуры, казалось, навечно отодвинули в общественное небытие «Историю государства Российского» Карамзина, как рудимент старой дворянской культуры, как памятник ветхозаветной старины и наивных представлений интеллигента начала XIX в. о мире истории. Пришло время, и наша отечественная наука, отечественная культура вновь обратились к творчеству Н. М. Карамзина.
Наблюдаемый в настоящее время процесс "возвращения" историка позволяет сделать вывод, что в контексте обострившегося интереса к прошлому отечественной духовной культуры "Карамзин возвращается к нам... как замечательный мыслитель, очертивший круг интересов будущей русской философии». Впервые открыв для себя Карамзина в зрелом возрасте, я поражалась, как долго советская идеология отторгала от нас наше начало, наши гены. Хотелось наверстать упущенное. Я увлеклась чтением Карамзина, стала путешествовать по Древнерусским городам. Псков, Изборск, Печоры, Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Кострома, Москва и другие. Стойкий интерес к отечественной культуре стараюсь передать своим ученикам.
В распоряжении учителя, идущего сегодня на урок истории, - яркие учебники, рабочие тетради, методические пособия, мультимедиа. Но самой главной остается непростая задача: как удержать своих учеников в поле исторической памяти, в границах родной культуры, как утвердить в их сознании нравственные нормы и высокие идеалы? Как сохранить природный интерес ребёнка к жизни своих предков, к гордым и горьким страницам истории? Решения этих непростых задач от учителя требуют государство и общество. Мы находимся в постоянном поиске ресурсов, которые смогли бы вызвать всплеск интеллектуальных интересов наперекор и вопреки Интернету. Николай Карамзин позволяет объединиться и ученикам, и учителям для ответа на эти вопросы. Исторические труды Карамзина, его беллетристику, я активно использую в процессе обучения истории. Они способствуют решению образовательных задач, помогают понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяют кругозор учащихся. Произведения Николая Михайловича Карамзина решают и воспитательные задачи: картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживать, сочувствовать, восхищаться, ненавидеть, формируют жизненные идеалы учеников. Знакомство с литературными произведениями писателя способствует более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся, развитию образного мышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать, выделять главное.
Сегодняшние уроки только тогда приведут нас к поставленным целям, если мы почаще будем обращаться к живому слову нашего выдающегося «графа истории».
Класс | Тема | Текст | Вопросы |
6 класс | Происхождение и расселение восточных славян». При рассмотрении политики Ивана III - присоединение Новгородской земли к Москве | 1 том «История государства Российского» « О славянах и других народах» гл.2 Используются фрагменты исторической повести Н.М.Карамзина «Марфа-посадница или покорение Новгорода», либо в форме комментированного чтения, либо, выполняя задание: поставь вопросы к тексту: «Мудрый Иоанн должен был для славы и силы отечества присоединить область Новогородскую к своей державе: хвала ему! Однако ж сопротивление новогородцев не есть бунт каких-нибудь якобинцев: они сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом, утвердителен их вольности. Они поступили только безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление обратится в гибель Новугороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы». | Перечислите названия славянских племен. По берегам каких рек они проживали. Назовите причины военного похода Ивана III на Новгород? Можете ли вы объяснить позицию новгородцев и Марфы посадницы? |
7 класс | «Великая французская революция» | «Письма русского путешественника» . «Не думайте однако ж, чтобы вся нация участвовала в трагедии, которая играется ныне во Франции. Едва ли сотая часть действует; все другие смотрят, судят, спорят, плачут или смеются, бьют в ладоши или освистывают, как в театре. Те, которым потерять нечего, дерзки как хищные волки; те, которые всего могут лишиться, робки как зайцы; одни хотят все отнять, другие хотят спасти что-нибудь. Оборонительная война с наглым неприятелем редко бывает счастлива. История не кончилась; но по сие время Французское дворянство и духовенство кажутся худыми защитниками Трона | |
8 класс | «Внутренняя политика Александра 1” | «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Карамзин затронул в записке такие стороны прошлого, которые придали ей горечь и не утраченную до наших дней остроту «Все намерения Александровы клонятся к общему благу. Гнушаясь бессмысленным правилом удержать умы в невежестве, чтобы властвовать тем спокойнее, он употребил миллионы для основания университетов, гимназий, школ... К сожалению, видим более убытка для казны, нежели выгод для Отечества. Выписали профессоров, не приготовив учеников; между первыми много достойных людей, но мало полезных; ученики не разумеют иноземных учителей, ибо худо знают язык латинский, и число их так невелико, что профессоры теряют охоту ходить в классы. Вся беда от того, что мы образовали свои университеты по немецким, не рассудив, что здесь иные обстоятельства. В Лейпциге, в Геттингене надобно профессору только стать на кафедру — зал наполнится слушателями. У нас нет охотников для высших наук. » | Назовите положительные и отрицательные стороны реформ Александра I. |
10 класс. | Происхождение государственности у восточных славян. Из работы Н. М. Карамзина «История государства Российского». Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Расцвет культуры домонгольской Руси. | «Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделённое на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти. Варяги... правили ими без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян или финнов, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для парода. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье... и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убеждённые — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов. Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться». Из работы Н.М.Карамзина "Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях" «К несчастью, она в сей бодрой юности и не предохранила себя от государственной общей язвы тогдашнего времени, которую народы германские сообщили Европе: говорю о системе удельной. Счастие и характер Владимира, счастие и характер Ярослава могли только отсрочить падение державы, основанной единовластием на завоеваниях. Россия разделилась. Вместе с причиною её могущества, столь необходимого для благоденствия, исчезло и могущество, и благоденствие народа. Открылось жалкое междоусобие малодушных князей, которые, забыв славу, пользу отечества, резали друг друга и губили народ, чтобы прибавить какой-нибудь ничтожный городок к своему уделу. Греция, Венгрия, Польша отдохнули: зрелище нашего внутреннего бедствия служило им поручительством в их безопасности. Дотоле боялись россиян, — начали презирать их. Тщетно некоторые князья великодушные — Мономах, Василько — говорили именем отечества на торжественных съездах, тщетно другие — Боголюбский, Всеволод III — старались присвоить себе единовластие: покушения были слабы, недружны, и Россия в течение двух веков терзала собственные недра, пила слезы и кровь собственную». | Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причиной? Укажите не менее трёх причин. С1. Укажите тенденцию в процессе формирования государства и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. С. Используя текст документа и привлекая знания по истории, назовите не менее трёх причин княжеских междоусобиц. СЗ. Привлекая знания по истории и используя текст документа, укажите, какой путь преодоления внутриполитической ситуации предлагали Владимир Мономах, Андрей Боголюбский. Приведите не менее двух положений. |
| Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва- центр объединения русских земель. | Из сочинения историка Н.М. Карамзина «... Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить на долго судьбу народов: он есть герой не только российский, но и всемирной истории. Иоанн бился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе. Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности. Хотя ничто не делается вдруг; хотя достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Темного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней. Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские. Что оставил миру Александр Македонский? Славу. Иоанн оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном». | С1. Назовите события, которые имел в виду историк, говоря о сокрушении вольности новгородской и гибе -ли царства Батыева. Укажите даты этих событий. С2. Какие качества Ивана III как личности и государст- венного деятеля особенно ценит историк? С3. С каким важнейшим процессом в истории российской и в европейской государственности совпало княжение Ивана III? В чем видит историк главные заслуги великого князя? С4. Укажите основные итоги правления князя Ивана III (не менее трех). Назовите территории, присоединенные к Московскому княжеству в XV — начале XVI в. С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Летом 1480 г. ордынский хан Ахмат подошел с большим войском к реке Угре. Московская рать встала на противоположном берегу. Ни Ахмат, ни Иван III так и не рискнули начать генеральное сражение. Чем был вызван поход хана Ахмата на Москву? Укажите не менее двух положений. От чего (от чьих и каких действий) зависел дальнейший ход событий? Назовите не менее трех факторов. С7. Сравните итоги Куликовской битвы и «стояния» на Угре. Назовите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее двух различий). |
10 класс | Петровские преобразования. Провозглашение империи | Работа с характеристикой исторических личностей, которые так блестяще описаны Н.М.Карамзиным в "Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях" «Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей. К несчастью, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта, который от бедности заехал в Москву и, весьма естественно, находя русские обычаи для него странными, говорил ему об них с презрением, а все европейское возвышал до небес. Вольные общества Немецкой слободы, приятные для необузданной молодости, довершили Лефортово дело, и пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел делать Россию — Голландиею». Такую негативную оценку деятельности Петра I можно использовать для организации дискуссии на уроке истории. | "Записка" составлена Н.М.Карамзиным по просьбе великой княгини Екатерины Павловны, младшей сестры Александра I и представлена императору в марте 1811 года в Твери. В этом произведении Карамзин выражает взгляды наиболее дальновидной части консервативной оппозиции, недовольной ходом либеральных реформ Александра I и деятельностью М.М.Сперанского. |
10 класс | Повторительно-обобщающие уроки | Использую игру «История в лицах и событиях», что помогает подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Учащиеся получают отрывки из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина и по ним они должны назвать событие или исторического деятеля. Часто использую отрывки из глав тома 5 «Великий князь Дмитрий Донской», тома 8 «Великий князь и царь Иван IV Грозный», тома 11 «Царь Борис Годунов», «Лжедмитрий», тома 12 «Царь Василий Шуйский» и т.д. | |
Будем надеяться, что сегодняшняя конференция станет мощным стимулом для более глубокого изучения творческого наследия Н.М.Карамзина.
Источники:
http://ngkub.ru/kultura/karamzin-o-nas-s-vami
http://sch547u.mskobr.ru/mass_media/mass_media_article/karamzin_-_nash_sovremennik/
1.10 интересных фактов о Николае Карамзине- www.vologda.kp.rudaily26170/3057499
2.Карамзин Н.М.-www/wikipedia.org
3. Памятник Карамзину Н.М. (Ульяновск) –www.wikipedia.org
4. Музей-усадьба «Остафьево» - (Памятник Карамзину) –www.ostafyevomuseum.rutoday/complex
5. Памятник букве Ё – ru. Wikipedia.org