Просмотр содержимого документа
«"Война сквозь призму объектива!"»
Роберт Капа:
«Если твои фотографии недостаточно убедительны, значит ты был недостаточно близко».
Они знали войну в лицо и не стеснялись в его выражениях, они без прикрытия стреляли из оружия, которое убивало сомнения в своей правдивости, они сражались и не слышали взрывов и канонады, чтоб мы увидели объективную войну.
Сразу после первых солдатских шагов по брусчатке красной площади в бой вступил еще один полк, сотни фото и кинорепортеров, они тоже не уходили с передовой, они тоже передергивали затворы, они тоже воевали за еще не свершившуюся историю.
Утром 22 июня в 10 утра корреспонденту фотохроники ТАСС Евлению Холдею приказали срочно явиться на работу, ждали срочное правительственное сообщениею Ровно в полдень по радио раздался голос Молотова, и вся страна услышала «Война». Выскочив на улицу с фотоаппаратом Евгений Халдей начал снимать.
Собравшиеся у репродуктора люди с напряженными лицами слушают обращение Молотова, а женщина на переднем плане еще не знает, что «завтра была война», так Евгений Халдей назовет эту фотографии, но в историю она войден как «Первый день войны»
Москвичи слушают выступление В.Молотова о нападении Германии на Советский Союз. Ул.25-го Октября, Москва 22 июня 1941 года 12 часов дня
Фоторепортеры были зачислены в кадры Красной армии и подчинялись главному политическому управлению РГК. «Что снимать?»-этот вопрос встал перед каждым фоторепортером с первого дня войны, вопрос был быстро снят политическим руководством-«снимать только то, что мобилизует людей на борьбу с врагом». 26 июня Евгений Халдей прибыл в Мурманск, он был потрясен, от города ничего не осталось. Евгений Халдей стоял и снимал эту жуткую картину. Он запечатлел убитую горем старуху: «что же ты снимаешь наш позор, нашу беду?» - сказала ему беженка, « вот если бы вы смог снять, как наши летчики Берлин бомбят», и он дал ей обещание, если дойдет до Берлина-выполнит просьбу. Не прошли цензуру снимки сожженного Мурманска, старухи-беженки, испуганного оленя, заблудившегося на линии фронта. Эти фотографии будут опубликованы только после войны.
Заполярье, олень Яша, 1941
Когда под Мурманском в сопках был сбит первый фашистский самолет, летчикам удалось скрыться, отправленные на их розыск разветчики взяли с собой Халдея.
Там же, Халдей придумал необычный способ сьемки-его привязывали к бомболюку самолета и оттуда шла съемка
Так же, Аркадий Шайхет фотокорреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация» редко прибегал к съёмке с уровня человеческого глаза и в поисках новой выразительности взбирался на колокольни, крыши и деревья. Известен факт, как фотограф в поисках нужного кадра свалился с фермы под крышей Киевского вокзала, но успел сделать снимок, за что-то ухватившись.
Киевский вокзал. 1936
Бои на обрешетке стеклянной крыши заводского сборочного цеха. Сталинград, осень 1942.
Увидеть, забыть о смертельной опасности и в полный рост, ради одного снимка бросаться в автоматный вихрь, но даже сфотографировать улыбку смерти было значительно меньше, чем пол дела, репортеру нужно было еще добраться до полевой лаборатории, а после по кадрам расписать пленку и отправить в Москву, в фотохронику ТАСС.
Такой запечатлел творческую лабораторию летом 43 года фотокорр Правды Александр Устинов
Известная фотография Халдея «арифметика войны» 16 морских пехотинцев садятся на каткр в Геленджике перед штурмом Новороссийска в сентябре 1943, в живых осталось трое. Снимок был опубликован в «Правде».
Или вот еще одна извеснейшая фотография Макса Альперта фотокорреспондента ТАСС под названием «Комбат».
Комбат, 1942
Фото «Комбат» сделано 12 июня 1942 года около села Хорошее Луганской области.. При съёмке практически в очаге кровопролитных военных действий осколок снаряда разбил объектив фотоаппарата. Добравшись до окопа, Макс Альперт решил, что плёнка испорчена. Позже, проявляя кадры, он увидел, что кадр получился превосходным. Название было дано фотографии по ошибке, Альперт решил, что он сфотографировал командира батальона. На самом деле, на снимке запечатлён младший политрук Алексей Ерёменко, поднимающий бойцов в атаку. Через несколько секунд после того, как был сделан снимок, Ерёменко погиб.
Обычная фронтовая жизнь, быт в окопах и землянках воспринимались особенно обостренно после боев. Для сьемок использовалась любая передышка. На таких снимках бойцы обедают в окопах, танцуют, играют в волейбол, в полевой мастреской чинят солдатские сапоги, солдат с медалями на груди бреется
Или как на снимке Марк Маркова-Гринберга Красноармейцы слушают игру на фисгармонии на берегу залива Фришес-Хафф (ныне Калининградский залив). Апрель 1945
Ведь военная фотография это не только снять момент боя, военная фотография-это показать обыденность войны, например фотография Севастополя в мае 44 года, через неделю после освобождения, люди загорают на приморском бульваре, ТАСС не взял этот снимок, для мирной жизни время еще не пришло.
Впрочем долго не публиковались и другие снимки, совершенно иной тематики- освобождение оккупированной территории, трупы. Первые такие снимки Халдей сделал в начале 42 года, когда вместе с Дмитрием Бальтерманцем приехал в район Керчи. Фотокорреспондент газеты «Известия» Бальтерманцу удалось запечатлеть момент, когда местных жителей Керчи допустили к Беггеревскому рву-месту массовых захоронений, где женщины разыскивают своих родных среди убытых. Эта фотография-настоящее воплощение человеческого горя. Впервые она была показана в 75 году.
Нашел своих родных. Крым 1942
Или вот эта фотография убитого Вити Черевичкина, сделанная советским фотокорреспондентом М.В. Альпертом. Не подчинившись приказу оккупантов, посылал разведовательные данные с голубями через Дон в Батайск. Выслеженный фашистами, Витя был убит с голубем на руках, ему было 14 лет. Фотография фигурировала на Нюрнбергском процессе в числе фотодокументов, изобличающих нацизм в совершении преступлений против человечности.
18-43 мин видео
16 апреля 1945 года началось наступление на Берлин. Близость победы чувствовали все. Евгений Халдей снимал не останавливаясь, чувствовал, что запечетлевает историю. Всю войну он помнил ту мурманскую старуху и свое обещание снять поверженный Берлин.
Знамя Победы над Рейхстагом, май 1945
Фотография Знамя Победы над Рейхстагом стала символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, снимок был постановочным. Флаг фотограф Халдей соорудил ещё в Москве, где ему дали задание ехать в Берлин. У завхоза Фотохроники ТАСС он одолжил красное полотно, нашёл портного, который за несколько часов сшил из него флаг со звездой, серпом и молотом, а древко нашлось на чердаке захваченного Рейхстага. Приехав в Берлин 2 мая, Халдей попросил нескольких солдат помочь. Так на легендарном снимке были увековечены Алексей Ковалёв (Украина), Абдулхаким Исмаилов (Дагестан) и Леонид Горичев (Белоруссия).
24 июня 45 года он снимает парад победы на Красной площади, солдата, который через минуту бросит личный штандарт Гитлера к мавзолею Ленина
И делает снимок маршала Жукова, летящего на белом коне над брусчаткой Красной площади в тот момент, когда обе ноги коня парят в воздухе.
Они пережили войну и тех, кто вершил и сохранял для нас победную историю, километры пленки на фронте стоили сотен судеб, фотографы отпечатывали события, когда смерть ослепляла как вспышка, операторы под прицелом перезаряжали пленку, абсолютно забывая, что в следующую секунду могут снять кадр всей жизни. Это наша, созданная под пулями объективная история, которую мы должны помнить во всех ракурсах.