Изучение истории родного края, жизни и творчества знаменитых людей, чьи имена связаны с Оренбургским краем, помогает развитию познавательных интересов школьников, повышает их кругозор и общую культуру. Чувство Родины начинается с любви к родному краю. Изучая историю родного края, лучше понимаешь процессы, происходящие в стране.
Краеведческая работа помогает в патриотическом воспитании школьников, способствует формированию нравственности понятий.
Данное мероприятие представляет опыт работы учителя по историческому краеведению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"ВНИЗ ПО СТУПЕНЯМ ПАМЯТИ…" КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИГРА»
Изучение истории родного края, жизни и творчества знаменитых людей, чьи имена связаны с Оренбургским краем, помогает развитию познавательных интересов школьников, повышает их кругозор и общую культуру. Чувство Родины начинается с любви к родному краю. Изучая историю родного края, лучше понимаешь процессы, происходящие в стране.
Краеведческая работа помогает в патриотическом воспитании школьников, способствует формированию нравственности понятий.
Данное мероприятие представляет опыт работы учителя по историческому краеведению.
Разработка мероприятия
"ВНИЗ ПО СТУПЕНЯМ ПАМЯТИ…"
Цель: - Развивать познавательный интерес к истории родного края,
- Повышение гражданского самосознания и социальной активности детей.
- Воспитание любви к родному краю.
Ведущая: Приветствую вас, знатоки родного края! Весьма похвально ваше стремление участвовать в честном конкурсе знаний, ваше желание других посмотреть и себя показать. А вести конкурс буду я – богиня памяти Мнемозина. Так назвали меня древние греки, потому что храню я все достижения человечества, его историю и знания от забвения. Древние считали, что без прошлого нет настоящего, а без настоящего будущего.
Сегодня мы с вами пройдем по ступеням памяти, чтобы лучше познать историю родного края. И как на любом конкурсе, оценивать ваши ответы будет жюри, это мои дочери – Муза истории – Клио, Муза поэзии и знания – Каллиопа и бог искусства – Аполлон. Но прежде, чем начнется игра – конкурс, проведем разминку.
ВОПРОС 1: В одном из донесений в Сенат в 1-ой половине 18 века писалось, что "Новая Россия" впредь не менее почетна, быть может, иных от европейских держав сысканных новых же и прославленных металлами и минералами земель". Что имелось в виду под словами "Новая Россия"?
ОТВЕТ: "Оренбургский край" из кн. "История Оренбуржья"
ВОПРОС 2: 1 мая 1734 года императрица Анна Иоанновна подписала указ о финансировании "Известной экспедиции". О какой экспедиции шла речь, каковы были ее цели?
ОТВЕТ: В целях секретности так называли Оренбургскую экспедицию, задачи ее: основание приграничного города, крепостей, исследование и описание территории Южного Урала – их природные богатства, историю, культуру, обычаи живших там народов, были научные задачи, а также налаживание торговли с Азией. Из кн. "История Оренбуржья".
ВОПРОС 3: Оренбургскую экспедицию (впоследствии она стала называться комиссией) возглавляли несколько человек. Определите последовательность из руководства: И.К.Кириллов, В.А.Урусов, В.Н.Татищев, И.И.Неплюев.
ОТВЕТ: 1 – Кириллов (1734-1737)
2 – Татищев (1737-1739)
3 – Урусов (1739-1742)
4 – Неплюев (1742-1757)
ВОПРОС 4: На рисунке представлены два герба. Определите, где герб Оренбургской губернии, где – города Оренбурга. Какое животное изображено на одном из гербов: соболь, горностай, куница, ласка?
ОТВЕТ: Герб с куницей – это герб Оренбургской губернии.
ВЕДУЩАЯ: Команды активно включились в игру, а теперь – внимание! Объявляю первый конкурс, конкурс Музы истории Клио "Дела давно минувших дней…"
ЗАДАНИЕ 1: Кроссворд. Команды сдают ответы или заполненный кроссворд.
ЗАДАНИЕ 2: "Город - путешественник": Известно, что г.Оренбург закладывался три раза. Определите по карте очередность мест закладки Оренбурга.
ОТВЕТ: на месте современного г. Орска - 1735г.; с.Красногор - 1739г.; современное местонахождение - 1743г.
ЗАДАНИЕ 3: "Цитата". О каких событиях повествуют данные высказывания:
- "Ежели б оный злодей, не мешкав в Татищевой и Чернореченской крепостях, прямо на Оренбург устремился, то б ему ворваться в город никакой трудности не было…"
"…Можно почесть за счастье, что сии канальи привязались целые два месяца к Оренбургу и далее куда пошли".
ОТВЕТ: Первое высказывание принадлежит П.И.Рычкову, второе - Екатерине 2, в них говорится о Е.Пугачеве.
15 января 1775 года был издан указ, в котором говорилось: "…для совершенного забвения сего на Яике последовавшего несчастного происшествия". О каком событии стереть память предписывалось этим указом, и каким образом это пытались сделать?
ОТВЕТ: переименование р. Яик в Урал, Яицкое казацкое войско в Уральское, г. Яицкий - в Уральск, в Оренбурге улица Яицкая в Уральскую, Яицкие ворота в Уральские (кн. "Над Уралом - рекой" Дорофеев В.В.)
ЗАДАНИЕ 4: "Губернаторы": Оренбургских губернаторов, начиная с И.И.Неплюева, было 27. Каждый из них внес что-то в облик города и жизнь губернии. По высказыванию определить, кому из губернаторов оно принадлежит (карточки с цитатами).
Г.С.Волконский - ему принадлежит идея основания Неплюевского военного училища.
П.К.Эссен - "В его правление в 1819 г. возникли начальные школы в наиболее многолюдных станицах".
П.П.Сухтелен - "…единственному из губернаторов, навеки оставшемуся здесь".
В.А.Перовский - "При нем был заложен водопровод, были построены Дворянское собрание, Каравай - сарай, реальное училище".
Н.А.Крыжановский - "Почетный гражданин города Оренбурга"
М.С.Тюлин - "При нем служил вице-губернатором - Действительный статский советник Л.А.Пушкин (потомок А.С.Пушкина)
ВЕДУЩАЯ: Мы с вами уже совершили путешествие по ступеням истории нашего края. Но в Оренбуржье перебывало в свое время немало известных писателей, вследствие чего оно довольно часто упоминается в летописях нашей классической литературы. Державин, Крылов, Аксаков, Пушкин, Шевченко, Лев Толстой, Короленко таков неполный перечень литераторов, которые бывали у нас и были так или иначе связаны с краем. Сейчас команды будут участвовать в конкурсе Музы поэзии и знания Каллиопы "Писатели - классики в Оренбургском крае".
ЗАДАНИЕ 1: "Экспромт": подготовить небольшую инсценировку по пушкинскому произведению, тему которого он взял из истории края (отрывки из "Капитанской дочки").
ЗАДАНИЕ 2: "Встречи": командам раздаются карточки, разрезанные на две части. Задача - соединить карточки в единое целое: только соединив их, ребята смогут ответить на вопрос, который написан на оборотной стороне карточки.
КАРТОЧКА 1
Уроженец оренбургского края С.Аксаков
Провели часть своего детства
в Оренбургском крае Державин, Крылов
Приезжали с творческими планами Пушкин, Короленко
Отбывали политическую ссылку Плещеев, Шевченко
ВОПРОС: Кто из русских писателей ребенком пережил пугачевскую осаду г.Оренбурга? (И.А.Крылов)
КАРТОЧКА 2
Село Державино Здесь было имение поэта
Бузулукского района Г.Р.Державина (1743-1816)
ВОПРОС: в 1815 г. в Петербурге произошла встреча Державина с молодым человеком, впоследствии известным русским писателем; к нему поэт обратился со словами: "Вы - Оренбуржец…и я тоже. Да мы с вами и соседи по имениям…" Назовите имя этого человека? (С.Аксаков)
КАРТОЧКА 3
Село Аксаково В 18 веке это село купил дед
Бугурусланского района писателя С.Т.Аксакова
ВОПРОС: Село Аксаково - особая глава в жизни писателя, ему посвящены десятки страниц романа, принесшего писателю всероссийскую славу. Назовите роман? ("Детские годы Багрова - внука")
КАРТОЧКА 4
Город Орск Место ссылки Т.Г.Шевченко -
украинского поэта в 1847-1848г.
ВОПРОС: Известно, что Шевченко был освобожден из крепостной неволи благодаря помощи двух великих деятелей культуры. Назовите их имена? (В.А.Жуковский, К.Брюллов)
КАРТОЧКА 5
Бердская слобода Здесь была ставка Е.Пугачева с
октября 1773 по март 1774 года.
В сентябре 1833 г. ее посетил
А.С.Пушкин.
ВОПРОС: С какой целью А.С.Пушкин посетил Оренбург в 1833 году? Что явилось творческим итогом этой поездки? (Написать роман на тему крестьянской войны, повесть "Капитанская дочка", "История Пугачева")
ВОПРОС: Осенью 1833 года В.И.Даль встретился в Оренбурге с русским поэтом, по настоянию которого Даль принялся составлять этот словарь. Назовите имя этого поэта? (А.С.Пушкин)
ВЕДУЩАЯ: Теперь составим памятную краеведческую карту нашей области. (Участникам игры раздаются карточки с именами знаменитостей, посетивших наш край, а также карта, схематично изображающая нашу область, с отмеченными на ней памятными местами. Разложить на карте.)
Подведение итогов.
Литература
1. Кузнецов, В. Я посетил места...: писатели-классики в Оренбургском крае / В. Кузнецов. - Калуга: Золотая аллея, 1995.
2. Кузьмин А.Г. Татищев. (ЖЗЛ). М., 1981.
3. Любовь и Восток: эссе, документы, справочная информация, воспоминания, рассказы, стихи: сборник. - М: Моск. писатель, 1994. - (сер. «Вся Россия»)
4. Слово об Урале: очерки советских писателей и журналистов. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984.
5. История Оренбуржья.- Учебное пособие.-Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996. – 351 с.