Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Их именами названы улицы Тросны" с презентацией»
«Добиться того, чтобы воспитанника уже
в детстве волновало настоящее
и будущее отчизны,- одна из важнейших
предпосылок предотвращения моральных
срывов в отрочестве. Гражданские мысли,
гражданский долг, гражданская
ответственность – это основа человеческого
достоинства».
В. А. Сухомлинский.
Ход семинара.
Ведущий: - Как часто люди не задумываются над тем, почему и в честь кого названа улица, на которой живут, ходят на работу, в школу или просто гуляют. Для многих людей, названия улиц лишь ориентир в их динамичной, вечно спешащей куда-то городской или сельской жизни. Остановиться бы ненадолго, подумать, по какой земле ты шагаешь, по какой улице идешь. За бесконечными названиями улиц, переулков, площадей, кроются имена и фамилии не простых людей, а тех, кого мы должны помнить. Знать о людях, именами которых названы улицы, значит помнить тех, кто прославил наше село, страну, а это значит – знать историю, культуру своего края, своей Родины.
- 9 января 2012 года президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев подписал указ «О проведении в 2012 году в России Года российской истории». Согласно тексту указа, Год истории проводится «в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе». Не случайно, 2012 год объявлен президентом Годом российской истории. Именно на этот год приходится много великих исторических юбилейных дат:
Вопрос: - Давайте вспомним какие?
(1150 лет с момента зарождения российской государственности; двухсотлетие победы нашего народа в Отечественной войне 1812 года; 150 лет со дня рождения Петра Аркадиевича Столыпина, великого российского реформатора; 400-летие освобождению Москвы народным ополчением Минина и Пожарского).
Слайд:Название педагогической мастерской.
Ведущий: - История нашего района это маленькая частичка в истории нашей Родины. Сегодня, в рамках Года истории России, мы проводим творческую мастерскую по теме: «Их именами названы улицы Тросны».
Успех нашей сегодняшней работы будет зависеть от активности педагогов и учеников. Самые активные участники мастерской будут награждены. Определить победителя нам помогут жетоны, которые мы будем сегодня вручать вам за активность в работе. В работе будут принимать участие как педагоги, так и учителя. Желтые жетоны получают учителя, а зеленые – ученики. Определять и награждать победителей будет жюри в составе… (представление жюри).
Прослушивание песни из кинофильма «Весна на Заречной улице»
в исполнении хора РДК.
Слайд:Презентация. Фото из прошлой жизни.
Вопрос: - В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя.
- Как вы думаете, почему для автора песни улица стала главной в его судьбе?
- Как он называет улицу, на которой родился? (родная улица).
– Почему родная?
Ведущий: - Значит, в песне поется о Родине.
Ведущий: (Обобщает ответы учащихся): - Родина - это наше село Тросна, Орловщина, Россия. А еще Родина – это дом, где мы родились, это то, что нам очень дорого, что мы оберегаем, охраняем. Это - улица, на которой ты вырос.
Звучит 1 куплет и припев песни Ю.Антонова «Есть улицы …».
Ведущий (после песни): - Названия улиц бывают разные. И сегодня мы с Вами поведем разговор об истории улиц с. Тросна.
Мини-викторина.
- Кто знает, сколько в Тросне улиц и переулков? (Всего в Тросне 39 улиц и переулков.)
(За правильные ответы выдаются жетоны).
Ведущий: - В Тросне есть улицы с простыми названиями. Н-р, Лесная, Каштановая. Приведите свои примеры таких названий улиц Тросны. (Молодежная, Набережная, Парковая, Садовая, Северная, Школьная, Солнечная).
(Слайд с названиями улиц).
Ведущий: - Есть улицы, которые названы в честь значимых событий в истории нашей Родины. Н-р, Октябрьская, Комсомольская. Кто продолжит список данных названий?
(70 лет Октября, Заводская, Колхозная, Советская, Пролетарская, Победы).
(Слайд с названиями улиц).
Ведущий: - Есть улицы, которые названы в честь выдающихся людей, оставивших глубокий след в истории нашей страны, людей, которые имеют мировую известность. Назовите имена этих людей. (великий русский писатель Николай Семенович Лескова, известный политик, общественный деятель В.И.Ленин).
(Слайд с названиями улиц).
Ведущий: - (Слайд с названиями улиц Лебедева, Пименова, Резника, Мосина): - А еще есть улицы имени И.Я. Мосина, Ивана Алексеевича Лебедева, И.Т. Пименова, Ф.Г. Резника.
Ведущий: - Кто из вас может сказать, а почему улицы названы именами этих людей?
(Ответы детей.)
Ведущий обращается к участникам творческой мастерской (детям и педагогам) с вопросом:
Ведущий: - Сегодняшняя наша встреча посвящена истории названия этих улиц.
Вопрос аудитори: - А надо ли знать историю названия улицы? Постарайтесь аргументировать свой ответ.
Ведущий: - При подготовке данного семинара мы решили поинтересоваться, что знают троснянцы о людях, чьими именами названы улицы.
Юнкоровцы молодежной газеты «Перекресток»провели социологический опрос. Жителям данных улиц был задан вопрос: что вы знаете о человеке, именем которого названа улица, на которой живете? Слово предоставляется юному корреспонденту газеты.
Слайд- график.
Юнкоровец: - Всего было опрошено 60 человек. Респондентов разделили на три возрастные категории: от 7 до 20 лет, от 20 до 40 лет, от 40 до 65 лет.
От 8до 20 лет (опрошено 20 чел.) - только 6 человек владеют информацией.
От 20 до 40 лет (опрошено 20 чел.) - 9 человек владеют информацией.
От 40-65 лет (опрошено 20 чел.) - 15 человек владеют информацией.
- Мы выяснили, что половина из опрошенных жителей Тросны (50%) не владеют полной информацией о заслугах героев, именами которых названы улицы.
Ведущий: - Вот и возникло противоречие: с одной стороны, мы, люди, ныне живущие, должны помнить тех, кто посвятил свою жизнь искреннему служению Отечеству, народу, кто жертвовал жизнью во имя независимости Отчизны. А с другой стороны мы столкнулись с исторической амнезией жителей, проживающих на улицах, названных в честь героев.
Переход к основной теме.
- От кого зависит сохранение исторической памяти?
Ответы участников семинара.
-Я предлагаю повести разговор о том, как мы с вами можем помочь сохранению исторической памяти?
Ведущий: - И сегодняшняя нашатворческая мастерская – посильный вклад в сохранение исторической памяти жителей Троснянской земли через историю улиц.
В рамках подготовки к данному семинару каждой школе было предложено проектное задание по сбору краеведческого материала об истории улиц Тросны и выявлению проблемы сохранения исторической памяти улиц нашего райцентра.
Результаты исследовательской работы сейчас будут представлены участниками нашей мастерской.
- Мы начинаем знакомство с улицами, которые названы в честь воинов – защитников, Героев советского союза
Слайд: фото И.Я. Мосина, И.Т. Пименова, Лебедева, ул. им. Ф.Г. Резника).
- Первыми выступают учащиеся Сомовской школы, которые проделали большую работу по изучению истории названия улицы имени И.Т. Пименова в рамках Социального проекта «Улица имени И.Т. Пименова».
(Слайд: Социальный проект «Улица имени И.Т. Пименова»).
Ученица: - Результаты социального проекта мы представляем в форме Виртуальной экскурсии. В проекте принимали участие учащиеся 5, 7 классов Сомовской основной школы.
(Слайд современной улицы с названием.)
(Выходят ученики и занимают места на сцене).
Слайд: Портрет И.Т. Пименова. - Из исторической справки:
Иван Тимофеевич Пименов родился в 1924 г. в селе Урено-Карлинское ныне Карсунского района Ульяновской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 6 классов. Работал трактористом в зерносовхозе «Зилаирский» Баймакского района Башкирской АССР.
В Красной Армии с июля 1942 г. В действующей армии в период с октября 1942 г..
Слайд: - Награжден орденами Ленина и Отечественной войны 2-й степени.
Слайд: - Погиб в битве на Курской дуге в боях за Тросну 22 июля 1943 г.
Слайд: - Наводчику орудия 167-го гвардейского легкого артиллерийского полка, комсомольцу гвардии рядовому Пименову И. Т. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. Присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Слайд: - Похоронен в селе Тросна Кромского района Орловской области.
Ученица:Слайд (письмо, фото ребенка с гармошкой) – Из воспоминаний мамы.
Звучит «Мелодия слез» Бетховена.
Иван был обыкновенным ребенком. Учился хорошо, его имя передавали по школьному радио, как отличника учебы. Ваня любил кататься на лыжах и коньках. Увлекался музыкой. Играл на двухрядке (т.е. на гармони), на балалайке.
С детских лет у него выработалась любовь к труду. Летом он работал на уборке сена.
Ученик: - В 1941 году у Вани умер отец. В семье он был старшим и во всем помогал маме: мыл полы, стирал и смотрел за маленькими братьями и сестрами. Особенно внимательно ухаживал за больным братом.
Ученица (Слайд – прощание солдата с матерью): - 16 августа 1942 года Ваню вызвали в военкомат, а 17 августа проводили в армию. Уходя на фронт, он обещал родным, что отомстим врагу и вернется…. домой с победой. С фронта шли такие теплые и с таким наказом матери его письма:
Слайд (Письмо с фронта):Ученик: - «Берегите все, старайтесь во имя нашего народа – все для фронта».
Ученица: - 1 января 1943 года Иван отморозил ноги. В письме он писал маме:
Ученик:- «Мама, лежу в госпитале и спасаюсь за каменными стенами, когда наши отцы и братья проливают кровь за Родину».
Ученица: - На фронте Иван Пименов вступил в комсомол и в очередном письме написал:
Ученик:- «Мама, теперь я комсомолец и я горжусь этим. Я буду мстить – смерть фашистам!»
Ученица: - В своем последнем письме матери он писал…:
Ученик:- «Мама, я теперь комсомолец, гвардеец, красноармеец… Мама, я был награжден, но какой наградой не знаю».
Ученица: - Иван Пименов погиб, когда ему было всего 19 лет…
(Звучит мелодия.)
Ведущий: Слайд («статья: «Подвиг Ивана Пименова») – Из материалов газеты «Ульяновская правда» от 23 июля 1988.
Звучит Седьмая симфония Шостаковича.
Слайд (Немецкие танки): - 22 июля у села Тросна началась мощная артподготовка противника. Из-за горизонта появились вражеские танки. Вскоре ими заполнилось все поле.
Слайд (Солдаты у орудия): - Артиллеристы — на пределе человеческих сил — стойко удерживали занимаемые позиции, посылая снаряды во врага.
Слайд (Подбитые немецкие танки): Росло число подбитых и подожженных немецких танков на поле перед батареей. В разгар боя Пименов был дважды ранен, но не оставил свое место у орудия
- Держись, ребята! – крикнул он, вытирая грязный пот со лба. – Если погибну в бою, считайте меня коммунистом.
Слайд (Подбитый танк): - Началась очередная атака — и расчет вновь открыл огонь по танкам. Вести бой становилось все труднее и труднее.
Слайд (Весь расчет выведен из строя): - Вот вражеский снаряд разорвался рядом с орудием Пименова, весь расчет был выведен из строя, а сам наводчик получил уже третье ранение.
Собрав все силы, он подтащил к орудию оставшиеся ящики со снарядами. Каждый выстрел давался наводчику с большим трудом, но снаряды вскоре кончились, а танки уже совсем близко. Тогда, схватив противотанковую гранату, Пименов метнул ее под гусеницы ползушего на орудие танка. Бросок оказался удачным, и машина с разорванной гусеницей завертелась на месте. Но следом за ним выползал еще один. Грозно рыча, он шел прямо на орудие.
Слайд (Солдат с гранатой в руке): Прижав к груди связку гранат, Пименов спрятался за щитом орудия и стал ждать приближения стальной машины. Обессиленный, истекая кровью, он пополз навстречу. И когда танк был уже рядом, встал и решительно бросился под гусеницы машины. ….
Фашистский танк не прошел. Его остановил, пожертвовав своей жизнью, 19-летний советский солдат Иван Пименов.
Ученица: (Звучит Мелодия слез Бетховена)
Роберт Рождественский. Маленький человек На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький. У него была служба маленькая. И маленький очень портфель. Получал он зарплату маленькую … И однажды — прекрасным утром — постучалась к нему в окошко небольшая, казалось, война… Автомат ему выдали маленький. Сапоги ему выдали маленькие. Каску выдали маленькую и маленькую — по размерам - шинель.
…А когда он упал — некрасиво, неправильно, в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило мрамора, чтобы вырубить парня в полный рост!
Слайд (Памятник воинам – освободителям):Ученица: - После боя оставшиеся в живых друзья Пименова с почестями похоронили его в селе Тросна Орловской области .
Имя отважного воина навечно внесено в списки личного состава Н-ского гвардейского артиллерийского полка.
Подвиг героя увековечен на его родине. На здании средней школы в селе Урено-Карлинское установлена мемориальная доска. Имя Героя носят улица в городе Баймак и в родном селе Урено-Карлинское.
Слайд (Решение Троснянского районного совета):Ведущий: - В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1965 года и учитывая пожелания трудовых коллективов и населения с. Тросна, исполком райсовета народных депутатов от 29 мая 1986 года РЕШИЛ:
Слайд: Улицы Тросны сегодня: Ходатайствовать перед исполнительным комитетом областного Совета народных депутатов о присвоении наименования улице с. Тросна им. Пименова улице, находящейся на территории жилого поселка завода «Стройматериалов».
Ведущий:(После выступления о Пименове) - Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ о Пименове?
- Ас какими словами вы обратились бы к Ивану Тимофеевичу Пименову, если бы он был жив?
(Отвечающие на вопросы, получают жетоны).
Ведущий: - Юнкоровцы молодежной газеты «Перекресток» взяли интервью у жителей села. Опрашиваемым был задан вопрос: «Что они знают о Иване Пименове, имя которого носит одна из улиц села Тросна? Давайте послушаем, какие ответы получили юные корреспонденты.
Прослушивание интервью.
Ведущий: - Отрадно то, что корреспонденты встретили людей, которые знают о Герое Советского Союза Иване Пименове.
Ведущий: - Коллектив Троснянской средней школы представляет свою исследовательскую работу в форме Тематического информационного стенда, посвященного Герою Советского Союза Ивану Яковлевичу Мосину.
(Выступление коллектива Троснянской СОШ)
Ведущий: - С литературно-музыкальной композицией о Герое Советского Союза А.И. Лебедеве выступают учащиеся и учителя Муравльской СОШ.
(Выступление коллектива Муравльской СОШ)
Ведущий: - Юные исследователи Ломовецкой СОШпредлагаютвашемувниманию компьютерную презентацию о Герое Советского Союза Федоре Григорьевиче Резнике.
(Выступление коллектива Ломовецкой СОШ)
Ведущий (в руках черный ящик): - В этом черном ящике находится предмет, который подскажет вам писателя, именем которого названа одна из улиц с. Тросна.
(Ведущий достает из ящика подкову): - В каком произведении писателя –орловца этот предмет играет очень важную роль?
(Жетон за ответ).
Ведущий: - Слово предоставляется юным исследователям Старо-Турьянской СОШ.
(Выступление коллектива Старо-Турьянской СОШ).
Ведущий: - Этот человек оставил глубокий след в истории нашей страны и в судьбах русских людей. Отношение к нему в нашем современном обществе довольно противоречивое. Есть люди, которые преклоняются перед этим человеком и не только в нашей стране. Н-р, во Франции, ему поставили памятник. А другие дают отрицательную оценку его политической деятельности.
- О каком человеке идет речь?
Ведущий: - Совершенно правильно, именно о нем поведут речь учащиеся Жерновецкой СОШ.
(Выступление коллектива Жерновецкой СОШ).
Подведение итогов работы мастерской.
Рефлексия.
Ведущий: - Наша мастерская подходит к завершению.Сегодня мы много узнали о людях, именами которых названы улицы Тросны. Какой главный вывод вы сделали для себя из нашей сегодняшней встречи?
Высказать свою позицию предлагается не только учащимся, но и педагогам.
Участники мастерской озвучивают свою позицию.
Ведущий: - Слово для подведения итогов и награждения предоставляется жюри.
Жюри подводит итоги работы и награждает лучших участников мастерской.
Номинации в рамках районной творческой мастерской «Их именами названы