Внеклассное мероприятие по истории на тему: "Генеалогия. Происхождение имен и фамилий"
Внеклассное мероприятие по истории на тему: "Генеалогия. Происхождение имен и фамилий"
Внеклассное мероприятие по истории на тему : "Генеалогия. Происхождение имен и фамилий". Мероприятие закрепляет знания обучающихся по составлению родословных и изучении истории своих семей; развивает творческие способности умение выступать перед аудиторией с защитой презентации; воспитывает любовь к малой и большой Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наверное вы догадываетесь, что сегодня все вместе мы будем обсуждать что-то очень важное. Многое в жизни важно. Но мы будем говорить об умении воспитывать в себе желание знать свои корни, историю своей семьи.
Этот главный вопрос перед вами: «Должен ли человек знать историю своей семьи и почему?» Мы ответим на него в конце нашего разговора.
Нет человека, который бы появился на земле сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно и важно понять наши корни.
На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.
Исследования доказывают, что отдаленные предки влияют на физическое развитие детей. Выяснилось что каждое поколение вносит свой вклад в развитие ребенка, причем наиболее сильно воздействуют пятые деды и бабки прабабок. Ни одна жизнь рождённого ранее не пропадает бесследно.
Особое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства.
А что мы знаем о них?
Во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость Пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости.» Фамильная гордость ,интерес к своей родословной-всё это утрачено нами ,не понимающими родства.
Нам уже знакомо понятие родословная, давайте вспомним определение .
Родословная-это последовательный переченьпоколений одного рода с основными сведениями о каждом из них.
Как называется наука изучающая происхождение, историю, родственные связи семей? (генеалогия.)
Мы уже знакомы с работой по составлению родословной. В качестве опережающего задания я просила вас составить свою родословную. Я вижу вы все справились с этим .
Расскажите,как вы ее начинали?
Послушаем рассказы о своей родословной •
(представление презентаций)
А сейчас посмотрим советы, как продолжить начатую работу,
~ показ на доске, обуч-ся читают)
1. Соберитесь на семейный совет и решите, кто будет вести летопись.
2. Начните с приобретения специального альбома или папки с файлами, сбора документов, фотографий, писем, дневников, которые хранятся в вашем доме, соберите их. Определитесь, какие сведения вы хотели поместить на страницах вашей семейной родословной. Это могут быть рубрики:
Наша семья;
История нашей семьи;
Летопись рода отца;
Семейные традиции;
Наш дом.
3 Клей лучше не применять, чтобы не испортить ценные документы. Для наклеивания нужно пользоваться фотоуголками.
4 Фотографии следует подписать (кто изображен на них, время) 5. Созвонитесь и спешитесь с родственниками. Вы сможете не только восстановить прерванную связь, но и узнать интересные факты из жизни вашей семьи .
6. Не огорчайтесь, если безвозвратно потеряны сведение о далеких предках.
Начните «Семейную родословную» со своих дедушек и бабушек, которые еще живы и могут многое рассказать о себе.
Фамилия человека тоже играет важную роль в жизни и имеет свое происхождение и значение. Слово «фамилия» в значении семья заимствовано из латинского языка «наследственное семейное имя», переходящие от родителей к детям.
В русском языке это слово появилось в эпоху Петра 1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству.
Чаще всего свои фамилии люди получали от имен данного при крещении, или имени отца (например Иванов, Петров)
Ог профессии отца (Столяров, Кузнецов)
Ог собственного прозвища (Лихачев)
Ог места рождения (Донцов, Сибирцев)
Ог национальности (Татаринцев, Украинцев)
От различных признаков наружности или черт характера
Но недаром в народе говорят: «Не смотри на кличку, а смотри на птичку.» Как вы понимаете? Важно, кто и как носит свою фамилию.
( Как бы странно ни звучала ваша фамилия, стесняться ее не надо , нужно сделать все, чтобы прославить ее своим трудом и заслугами)
В нашем классе у всех очень красивые имена. Встаньте те, у кого имена Кристина.,Карина.,Екатерина,,Олег. Ирина.,Андрей. Дмитрий Анна,Роман,Светлана, Татьяна, Максим,Мария,Илья, Антон, Настя,Владислав, Олеся!
Я просила вас узнать происхождение своего имени, с какого языка к нам пришло и что означает.
(ответы детей)
Родительский дом ,родители,род.
Итак, род - это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия «потомство» является порода, родня, родственники. Родство бывает: кровное родовое - по общему предку, свойственное- по брачным союзам, (духовное- по восприятию от купели (крестные, кумовья)
Различают родство по мужскому и женскому колену. Дети, происходящие от одних и тех же родителей, называются
единокровными, родившиеся от одной матери, но от разных отцов - единоутробными.
Зная все тонкости родства, легко ответить на вопросы: Кто является золовкой, снохой, деверем и т. д. Во многих семьях не поддерживаются отношения далее, чем с двоюродными братьями и сестрами, считая остальных «седьмой водой на киселе». А сейчас проверим,как мы разбираемся в родственных связях. Вам предлагаются вопросы викторины .
1. В каком родстве состоят свояки (женаты на сестрах)
2. Твоя сестра выпала замуж, Как зять может называть тебя (шурин
свояченица)
3 Я тебе не отец, но ты мне - сын. Кто я? (мать)
4 Кто такие сватья и кумовья? (родители жениха и невесты - сватовья, кровные родители и духовные - кумовья)
Учитель: А сейчас интервью.
Представьте, что у вас есть машина времени, на которой вы
сможете совершить путешествие в прошлое.
1. О чем бы вам хотелось поговорить с вашими предками?
2. Замечаете ли вы, в чем похожи на своих родственники?
3. Расскажите ли вы им, кто вы?
4. С кем вместе ты живешь дома?
5 Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
6. У вас есть в семья праздники, которые вы все вместе празднуете?
7 Похожи ли вы на папу или маму?
8 Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?
Мы так много сегодня работали, нам было интересно, вы узнали
много полезного, а помните наш главный вопрос?
Должен ли человек знать историю своей семьи почему
Давайте попытаемся ответить на него .
( ответы обучающихся)
Завершить нашу встречу хотелось бы словами автора Баласагунского
Нам только имя навсегда дается
Уходим мы, но имя остается
Прославленному имени почет
Мир не одно столетье воздает,
И понимает до окончанья века
Проклятьем имя злого человека.
Хочется пожелать, чтобы ваши имена были прославленны и
каждый из вас внес свой достойный вклад в многовековую историю