внеклассное мероприятие по истории ИЕ Репин Творческая биографи
Внеклассное мероприятие по истории ИЕ Репин Творческая биографи
Интегрированное мероприятие по истории и литературе которое мы хотим представить вашему вниманию, называется «Илья Ефимович Репин. Творческая биография»» в форме заочного посещения картинной галлерии Мероприятие имеет межпредметную связь, охватывает литературу, историю,. живопись
Цели мероприятия :
-Расширить представление ребят о творчестве талантливового художника Ил. Еф. Репина
-Показать выдающийся вклад Репина в развитии русской живописи..
-Развивать творческие способности детей, умение декламировать, эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное в живописи
-Способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и национального самосознания прививать любовь к урокам истории и литературы
-Способствовать сплочённости коллектива ребят, ответственности каждого за себя и свою команду
Оборудование компьютерная презентация, аудиозапись музыкальных фрагментов, костюм художника, мольберт, краски Мероприятие рассчитано на учащихся 9 – 11 классов.
Структура мероприятия:
Поскольку формой проведения мы выбрали заочное посещение картинной галлерии, мы построили все мероприятие в виде художественного анализа картин . При помощи света, цвета ,музыки ,стихов попытаюсь изменить отношение наших учеников к пониманию себя как неоъмлемой части истории , культуры .А язык культуры – это система знаков , символов, цвета , Реализую образовательные , воспитательные цели через постижение цветовой гаммы. и просмотр картин « Иван Грозный и сын его Иван» , « Бурлаки на Волге»,, « Не ждали», « Царевна Софья в Новодевичьем монастыре», « Отказ от исповеди»., « Запорожцы пишут письмо турецкому султану», и другие Избранная мной форма оптимально соответствуетпедагогическим целям
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«внеклассное мероприятие по истории ИЕ Репин Творческая биографи »
Если бы мы с вами были бы птицами , мы поднялись бы в бирюзовое небо и только бы успевали смотреть , как мелькают под нашими крыльями тёплая солнечная зелень лугов, голубое в цвет неба озеро Байкал , красные деревенские домики, серая степь, жёлтые с зелёным мхом и белыми шапками Уральские горы- в общем Россия .Певцом этого удивительного многоцветья был Илья Ефимович Репин.
Я предлагаю построить наше занятие, опираясь на многоголосье цвета картин Репина, который воспел дух России в красках , Его творчество можно показать только через цвет.
И первый из них вы видите Красный…Отношение человека к красному цвету неоднозначно. Разные образы , разные настроения возникают. Вот так его увидели поэты.
А Белый Красным полымем всходит любовь
Цвет любви на земле одинаков-
Да прольётся горячая кровь
Лепестками разбрызганных маков.
М Цветаева. Красною кистью рябина зажглась ,
Падали листья я родилась.
Спорили сотни колоколов-
День был субботний – Иоанн Богослов
Мне и до ныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть
А какие у Вас ассоциации с красным цветом? ( кровь ,любовь,война, страдание, страсть.)
А теперь давайте посмотрим , как мастер цвета, мастер русского духа изображал это в своих полотнах.
Посмотрите , вся картина как красное пятно. Это произведение написано в 1885 г
Сумеречный полумрак царских палат, мрачные стены в тёмно-малиновых и тёмно- зелёных шашках , пол, покрытый красными узорными коврами , опрокинутое кресло, брошенный жезл и в. центре, две освещённые фигуры: отец и сын. Только что совершилось убийство. Красными змейками сбегает кровь по лицу смертельно раненного царевича .И сам его золотой в красном отсвете халат, как будто пожар отполыхал и тихо тлеет. А Иоанн уже не грозный царь, он отец: судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь, А в глазах нестерпимая мука. Жалость . любовь.
Репин: Как-то на рынке я встретил чернорабочего , с которого написал этюд для Грозного, потом ездил в царское село к Чистякову. Где царевича позировал мне писатель Всеволод Михайлович Гаршин.» В лице Гаршина меня поразила обречённость : у него было лицо обречённого погибнуть , Это было то , что мне нужно для моего царевича», Над картиной работал не в мастерской , а в отдельной комнате, Сам кроил костюмы :для Грозного – чёрный, в виде подрясника. И розоватый , с с серебристым отливом для царевича, Я работал заворожённый . Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. Но что то гнало меня к этой картине, И я опять работал над ней.
Очень глубоко переживал художник страдание и смерть и не даром общий фон красный как символ крови , страсти , мучений.
А теперь другой цвет Жёлтый , другой характер, другое настроение
,Например: такое А Блок Река раскинулась , течёт. Грустит лениво
И моет берега
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога
А. Ахматова Это песня последней встречи
Я взглянула на тёмный дом..
Только в спальне горели свечи
Равнодушно жёлтым огнём
А Белый Солнца контур старинный .
Золотой , огневой,
Апельсиновый и винный
Над червонною рекой
Онемела земля
А кругом золотые пространства
Золотые поля
А что для вас значит жёлтый цвет ( разлука. Жизнь . солнце , радость . тепло, осень)
А теперь . отталкиваясь от своих впечатлений , ощущений , посмотрите на эту картину. « Бурлаки на Волге»очень известное произведение , написанное Ильёй Ефимовичем в 1870 – 1873 гг. « Бурлаки на Волге» , Вся она сплошной жёлтый цвет, только , что он несёт с собой?
Перед нами широкая , бесконечно раскинувшаяся Волга, словно млеющая и заснувшая под палящим июльским солнцем. Где то вдали мелькает дымящийся пароход, ближе золотится тихо надувающийся парус бедного судёнышка, а впереди , тяжело ступая и отпечатывая следы своих лаптей на сыром песке, идёт ватага бурлаков . Запрягшись в свои лямки и натягивая постромки длинной бечёвы . идут в шаг эти одиннадцать человек, живая возовая машина.
Впереди выступают словно пара могучих буйволов . главные коренные .Это дремучие геркулесы , со всклоченной головой . бронзовой от солнца грудью и жилистыми , неподвижно висящими вниз руками.. Тотчас позади них натягивает свою лямку , низко пригнувшись к земле , ещё третий богатырь. Тоже в лохмотьях и с волосами , перевязанными тряпкой : этот кажется всюду перебывал, во всех краях света отведал жизни и попытал счастья .
Тут же , за их спинами , немного фальшивя и ухитрившись поменьше вести , идёт, должно быть , отставной солдат , высокий и жилистый . Позади всех жёлтый . как воск . старик, он страшно болен и измождён, и кажется , немного дней останется ему пожить , он отвернул в сторону бедную свою голову и рукавом обтирает пот на лбу. Пот слабости и безвыходной муки. И всё это общество молчит : оно в глубоком безмолвии совершает свою воловью службу.
Один только шумит . Это юноша , с длинными белыми космами и босиком , являющийся центром и шествия и картины Его яркая розовая рубашка , его быстрый серый взгляд, его сильные молодые руки . поправляющие на плечах мозолящую лямку . – всё это протест могучей молодости против безответственной покорности возмужалых . сломленных привычкой и временем мужчин,шагающих вокруг него впереди и сзади
Недаром здесь этот бурый жёлтый до горечи , до неприятия как испепеляющее душу солнце . жаркое, страшное , уничтожающее радость жизни.
А теперь добавляем к жёлтому синий цвет. Какое у вас возникает настроение? ( грусть , тихая печаль, конфликт тёплого и холодного цвета, драма.)
Верно, именно поэтому не случаен выбор Репина в картине « Не ждали « : созвучия жёлтого и сине- голубого.
Комната небогатой интеллигентной семьи . все заняты. Бабушка что то шьёт или вяжет, мать играет на рояле , дети готовят уроки. Вдруг открывается дверь , и в комнату входить человек. На нём тёмный крестьянский армяк, в руках шапка. Лицо бесконечно усталое и в тоже время радостное и тревожное- как его примут ?Он идёт прямо к матери. Мы не видим её лица, не видим какими глазами смотрит она на сына, но вся её фигура , рука, слегка опирающаяся на кресло, говорят о том . что она узнала , что она в душе всегда ждала его.. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно. Исподлобья- она не помнит отца.. За окном летний день . Рассеянный свет на голубовато- зеленоватых обоях . на сиреневом платье горничной., на полу. Комната полна света, воздуха, ,живопись картины свежая ,ясная.
Тёплым родным домом веет от жёлтого света полов , края стула, жёлто-зелёной обивки кресла. И теплом , как будто светом свечи . озарено лицо вернувшегося . И он сам. И вся его жизнь как свеча, зажженная и сгорающая во имя людей. Только в этом пламени есть особая печаль , драма .Он думал , что его ждут, а его не ждали. И всё -таки это светлая печаль.
И третий цвет в нашем занятии ( Чёрный) , и третье впечатление)
И о нём сколько ни сказано, например так:
А Ахматова Сжала руки под тёмной вуалью..
« Отчего ты сегодня бледна?
- Оттого , что я терпкой печалью
Напоила его до пьяна.
А какие у вас ассоциации рождает чёрный цвет( горе, ночь, печаль, смерть, страдание , одиночество)
Посмотрите на общее настроение этой картины « Царевна Софья Алексеевна В Новодевичьем монастыре), Эта картина была написана Репиным в 1897 г.
Перед нами в чёрной комнате царевна Софья , старшая сестра Петра 1 , которая была правительницей Московского государства , поднимала стрельцов на бунт против брата, а потом была схвачена , пострижена в монахини, заточена в Новодевичий монастырь Вот она, в полуосвещении , она у стола , откинувшись назад, скрестив на груди руки, побеждённая , но не покорённая . Зло , горят на бледном лице глаза , сжаты губы, рассыпались по плечам волосы . Горестно, недоумённо смотрит на неё чёрная прислужница – чернильница, Рядом , за решёткой окна, голова повешенного стрельца, а по Москве всё ещё идёт розыск , казни стрельцов… Чёрный здесь – символ трагедии человеческой жизни. Она женщина , сестра , готова была стать убийцей родного брата. Во имя чего? И даже теперь , униженная , она не смирилась , А казни десятков , сотен, поддержавших её людей ? Разве это возмутило её взор? Разве в нём раскаяние ? Не женская силища в этой человеческой плоти, окутанной тьмой!
Мы подходим к многоцветью. Все цвета собираются .В этом многоцветьи можно запутаться , заблудиться как в русском лесу . Россия многоцветна,, как и русский лес. Она прекрасна и печальна одновременно. Но, чтобы не запутаться в таком многоголосье, сейчас мы будем выделять главное настроение.
Картина « Запорожцы» Здесь все цвета слились воедино- и жёлтый ,и чёрный, и синий. Мы знаем , что каждый цвет несёт в себе определённое чувство, определённую нравственную форму. Ваша задача определить главное настроение этой картины?
Украина с её плодородными землями, реками, ,лесами, притягивала к себе непрошенных гостей , кому-то из них удавалось на время подчинить её своей воле( например Польше), кто то хитростью искал её расположения .но желал покорить, например Турция Султан предлагает поддержку, свое покровительство в борьбе с Польшей - в « обмен на « Мелочь»- присоединение к Турции А вот как ответили казаки , мы можем догадаться по их лицам.
Догорает день , вьётся дымок костров, далеко- далеко раскинулась широкая степь. И стала собираться запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Пишет писарь , человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все- каждому хочется сказать своё слово. Над писарем склонился атаман - Иван Серко. .Это он , вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор.. Рядом
схватившись за живот, хохочет могучий седоусый запорожец- совсем Тарас Бульба. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой черноусый , в шапке от восторга грохнул его кулаком по спине, Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде . ..А вот « дидок» широко открыл рот, сморщился от смеха.
И вся эта толпа шумит, хохочет, но по первому зову своего атамана готова « бросить всё, идти на врага и душу свою положить за Сечь, потому что для каждого из них нет ничего дороже Отчизны
Так каково же главное настроение картины? Всё это свобода, это воля. Они несут в себе эту обобщённую русскость , независимость. Многоцветье здесь и есть свобода.
Репин :После « Запорожцев» у меня начала сохнуть правая рука , но я учился писать левой рукой , изобретя в 1910 г. подвесную палитру .В 1920 г жил в своей усадьбе Пенаты, оказался отрезанным от России ( в связи с закрытием границ местечко Куоккала отошло Финляндии .Волею судьбы я превратился в русского эмигранта. В 1924 г. я писал В Россию художнику Остроухову: А я по – старому всё тот же , неотступно пристрастившийся к некоторым идеям и до последних дней ищущий неисчерпаемых глубин в бесконечных очарованиях искусства. Я ещё жив и не думаю бросать совсем , надеюсь ещё , что ни будь напишу»
И написал . Последняя в нашем занятии и одна из последних картин Репина « А .С Пушкин на акте в Лицее 8 сентября 1815 года», где все цвета слились в одном художественном образе , все подчинены одной идее . Если «запорожцы» - это душа России , то Пушкин это дух России .Он посвящён служению истине , добру и красоте. Но разве не дух России мог написать о родной природе так:
Октябрь уж наступил – уж роща отрясает
Последние листы с нагих своих ветвей ;
Дохнул осенний хлад- дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей ,
Но пруд давно застыл
Или ещё один оттенок многоцветья чувства , воспетый А Пушкиным – любви к женщине « Я вас любил..
И наконец , в многоголосье чувства появляется ярчайший оттенок любви к Родине.
Пока свободою горим ,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы !
Товарищ верь : взойдёт она Звезда пленительного счастья ,