Цель: расширять исторические знания учащихся приобретенные на уроках истории ; формировать умения работать с картой, историческими понятиями; развивать воображение, фантазию; воспитывать чувство взаимопомощи, дух соревновательности, любовь к истории.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,карта «Древний Египет» раздаточный материал, картины по истории.
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в далёкое прошлое .Наша задача - приподнять тяжёлую завесу веков и показать свои знания во время путешествия.
Известно, что археологи, раскапывая предметы старины, многие из них собирают буквально по кусочкам. Как известно, время не щадит предметов прошлого и поэтому то, что мы можем увидеть в музеях – это результат кропотливой работы историков, археологов, реставраторов. Вот и мы сегодня перед тем как отправимся в путешествие попробуем собрать историческую карту, которая станет нашим путеводителем.
Предлагаю разделиться на две команды
.
1.задание: собрать историческую карту
( карту Древнего Египта)
-Догадались вы, о чём сегодня пойдёт речь на нашем мероприятии? И в какую страну мы совершим с вами путешествие? (Ответы учащихся.)
С этим заданием вы справились замечательно и теперь мы с вами перенесёмся на несколько тысячелетий назад и попадем в Древний Египет. Но для того , чтобы мы с вами смогли путешествовать по этой стране необходимо ответить на несколько вопросов, которые лежат перед вами. Сейчас прочитайте внимательно вопросы и каждый для себя выберите один из них и постарайтесь на него ответить . От правильности ваших ответов будет зависеть наше дальнейшее путешествие.
Используя собранную карту рассказать:
Задание для первой команды:
1. Где находится Египет?
( В северо – восточной Африке на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря)
2. Как называется протекающая по территории Египта река?
(Нил)
3. Что означает желтый и зеленый цвет на карте?
(желтый – песок, зеленый – оазисы и районы земледелия)
4. Что такое оазис?
( оазис – это островок зелени среди пустыни)
Задание для второй команды:
1. Чем могли заниматься жители древнего Египта?
( земледелием, различным ремеслом)
2 Что стало символом объединения Египта?
(Двойная корона : одна как бы вставлена в другую)
3. Как называется столица Египетского государства?
( Мемфис)
4Кто является повелителем Египта?
(Фараон)
Учитель: молодцы ребята ! Ваши знания помогли нам отправиться путешествовать дальше по Египту.
Прошло много тысячелетий, и теперь каждый может войти во дворец фараона, чего ранее был лишён простой смертный. И я приглашаю вас совершить путешествие во дворец фараона и в дом простого египтянина (слайд)
И вот следующее задание :
Для первой команды: (Дворец фараона). Расскажите какую обстановку вы увидели ? Какую пищу едят? Во что одеваются?
Для второй команды: ( дом простого египтянина). Расскажите какую обстановку вы увидели ? Какую пищу едят? Во что одеваются?
( команды готовятся 2 минуты)
Задание: «Соотнеси понятия» ( слайд) Какая команда быстрее.
Каждый египтянин будь то фараон, вельможа или простой ремесленник верили, что людьми и природой управляют могущественные существа – боги. И следующее задание такое: вы должны выбрать правильный ответ из приведенных утверждений
Ра, Амон, Амон-Ра – (бог солнца)
Геб- (бог Земли)
Нут- (богиня Неба)
Бастет- (покровительница женщин)
Тот- ( бог Мудрости)
Анубис- (бог царства мертвых)
Маат- ( богиня Правды)
Солнца, Земли, Неба, женщин, Мудрости, царства мертвых, Правды
Учитель: Фараоны в древнем Египте как и все его жители верили в загробную жизнь и еще при жизни начинали строить для себя усыпальницы – пирамиды.
Семь самых знаменитых сооружений в старину называли « чудесами света», и первое из них – пирамиды. У меня случайно оказался один исторический документ, но на мой взгляд в нем много несообразностей. Я вас попрошу восстановить историческую правду. И хочу заметить, что все цифры даны правильно, правда кое –где не хватает нулей. Это , возможно облегчит вашу задачу. Потому, что если вы не справитесь с этим заданием, то мы с вами не сможем построить новых пирамид и двигаться дальше
Задание: восстанови историческую правду
« Рабы в Древнем Египте решили, что им надо увековечить свои имена, и поэтому стали строить себе гробницы – пирамиды. Самой маленькой была пирамида бедняка Хеопса. Высота её была 15 (0) метров. На постройку её пошли каменные глыбы, весившие около 25 (0) кг. Пирамиды охраняли огромные сфинксы. Это были чудовища с головой быка и телом змеи. Чудовище было настолько удивительно и казалось таким добродушным и сострадательным, что вызывало у египтян умиление.»
Задание: «Пирамида»
Учитель: Вы действительно смогли восстановить исторический документ. И наше интересное путешествие продолжается и мы с вами попробуем теперь сами построить пирамиду. Только основным строительным материалом будут буквы. Итак, вместо точек нужно написать слова, относящиеся к истории Египта, так что в первом ряду получается слово из двух букв, во втором из –четырёх и т.д. и только правильно построив пирамиду вы сможете узнать какие ещё шесть чудес света есть.
Р .
Х . . .
М . . . . .
П . . . . . . .
Т . . . . . . . . .
Р а
Х р а м
М е м ф и с
П и р а м и д а
Т у т а н х а м о н
Учитель: Молодцы ребята! С этим заданием вы тоже справились.
Но ведь для того. Чтобы построить такое чудо света нужны были определённые знания, которые египтяне получали в школе. В школах готовили писцов, жрецов.
Задание: «Составь рассказ»
Следующее задание составить рассказ на тему « О чём рассказал писец». Используйте приведенные слова.
Пороги, оазис, шадуф, канал, урожай, крокодил, папирус, фараон, писец, земледелец, гончар, колесница, налоги, вельможа, пирамида, сфинкс, мумия, саркофаг, дворец, храм, жрец.
И последнее задание которое поможет нам завершить путешествие по Древнему Египту и вернуться домой.
Задание: «Рекламный плакат» ( Рефлексия)
Мы ежедневно видим рекламу в газетах, в транспорте, на улицах городов. Слово «реклама» происходит от латинского «громко кричать» и означает объявление, призванное привлечь общее внимание к определённым вещам, событиям, товарам и пр. Попробуйте составить такую рекламу, которая вызовет интерес к путешествию в страну , где сохранились исторические памятники. Рассказ можно начать фразой « Если вы это посетите, то узнаете, что…» К рассказу должен быть эскиз рекламного плаката.