kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие «Это трудное слово блокада…» (посвящено годовщине снятия блокады Ленинграда)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие «Это трудное слово блокада…» (посвящено годовщине  снятия блокады Ленинграда) для учащихся 5-8 классов. Имеет большое воспитательное значение, способствует формированию чувства гражданственности, патриотизма, гордости за свою Родину.

Задачи:

- расширить представление детей о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда;

-формировать положительную оценку духовного подвига советского народа, показать деструктивный характер попыток извратить историю войны, принизить значение Победы;

-воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения; пробуждать сочувствие к людям, перенесшим трагедию блокады; побуждать к критическому осмыслению различных трактовок военных событий, воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Оборудование:    карта Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, презентация, иллюстративный материал для оформления доски  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Это трудное слово блокада…» (посвящено годовщине снятия блокады Ленинграда) »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»






План-конспект

внеклассного мероприятия:

«Это трудное слово блокада…»

(посвящено годовщине

снятия блокады Ленинграда)







Проведено: 26.01.2015г.

Класс: 5а, 5б

Подготовила: учитель истории

Кудрявцева С.Ю.







Саранск


Внеклассное мероприятие: «Это трудное слово блокада…»



Задачи:

- расширить представление детей о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда;

-формировать положительную оценку духовного подвига советского народа, показать деструктивный характер попыток извратить историю войны, принизить значение Победы;

-воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения; пробуждать сочувствие к людям, перенесшим трагедию блокады; побуждать к критическому осмыслению различных трактовок военных событий, воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Оборудование: карта Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, презентация, иллюстративный материал для оформления доски


Ход мероприятия

  1. Вступление.



Мероприятие начинается со звука метронома и показа прибора – метроном.

Вопросы:

-Кто знает, как называется этот прибор?

-Что означает этот стук метронома?



Обобщение учителя: Это метроном – прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении. Он стал печальным символом Ленинграда. Более полувека назад стук этого прибора - метронома жадно ловил по радио весь мир. 900 дней и ночей звучал он в эфире, как пульс бьющегося сердца. Слушали внимательно. Следили за ритмом. За тем, как не прерывается этот стук.

В Музее истории Ленинграда под стеклянным колпаком хранится метроном. Громко тикая, он отсчитывает время. Этот метроном включили в Ленинградском радиокомитете после объявления воздушной тревоги. И он стучал до отбоя, как большое сердце города. Сердце, которое нельзя остановить.

Стук метронома.

Вопросы:

-Как вы думаете, почему так важно было услышать этот стук?

-Какому событию будет посвящено наше внеклассное мероприятие?



Тебе, Великий город!

Тебе, Великий Ленинград, посвящается внеклассное мероприятие «Это трудное слово блокада…»



  1. Начало блокады.



1941 год. 22 июня мирный Ленинград, как и вся страна, готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон.

Страна росла, трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

И вдруг… тревожный голос Левитана…



Запись голоса Левитана: Внимание, товарищи! Война!

Стук метронома.



Вторжение врага было вероломным и неожиданным для советского Союза.

Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «план Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган, евреев. Фашисты говорили, что Москва – это сердце страны, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

Наступление на СССР осуществлялось по трем направлениям: группа «Север» на Ленинград, группа армий «Центр» - на Москву, группа «Юг» должна была наступать на южном, украинском направлении.

Показ по карте.

В первые три недели войны 23 советские дивизии были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвигались вглубь советской территории.

Одновременно с ожесточенными сражениями на центральном и южном направлениях, не менее упорная борьба развернулась на северо-западном направлении.

На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941г.

Несмотря на героические усилия красной Армии к осени 1941г. город оказался в кольце. 8 сентября. 1941г. захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с суши.

Показ по карте.

Вопрос:

-Что такое блокада? Что значит быть блокированным?

Блокада – окружение города со всех сторон.

Началась блокада.

События с 8 сентября 1941года до 27 января 1944года вошли в историю под названием «Блокада Ленинграда». Наше мероприятие называется «Это трудное слово блокада…»

Советский народ был полон решимости отстоять Ленинград несмотря ни на что.

Планы Гитлера в отношении Ленинграда были бесчеловечны, как и холокост.

Вопрос: Что такое холокост? Вспомните классный час, посвященный жертвам Холокоста.

Гитлер планировал захватить Ленинград за три недели.

Из директивы Гитлера №1601 от 22 сентября 1941г. «После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса… Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».

Характерный комментарий к этим планам дал Гейдрих в письме к рейхсфюреру СС Гимлеру: «… Четкие распоряжения относительно Петербурга и Москвы не могут быть реализованы в действительности, если они изначально не будут исполняться со всей жестокостью».

Итог нацистским планам в отношении Ленинграда и его жителей подвел генерал-квартермейстер Вагнер: «Не подлежит сомнению, что именно Ленинград должен умереть голодной смертью».

Согласно директивам германского командования, блокада была направлена именно против гражданского населения Ленинграда. Ни город, ни его жители нацистам были не нужны. Ярость нацистов по отношению к Ленинграду была ужасающа.

Стук метронома.



  1. Осажденный Ленинград

История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили воины и жители блокадного Ленинграда.

В осажденном городе часто не работало радио, тогда в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм – отбой.

8 сентября 1941г. город был окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро.

К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тысяч человек). Около 3 миллионов человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тысяч детей.

Враг прекрасно знал, что в городе катастрофически не хватает продуктов. В этом-то и был его дьявольский замысел – погубить ленинградцев голодом. Враг был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов сами сдадут город.

Но никакие вражеские обстрелы не могли деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки.

Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду в блокадную зиму 1941-1942гг. Необычайно сильные морозы, которые наступили очень рано в 1941г. - в ноябре. Столбик термометра опускался до -40 градусов. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Не было электричества, почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки – буржуйки, выведя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. За водой ходили на набережную Невы в проруби.

По воду (В.Вольтман-Спасская)

Я в гору саночки толкаю.

Еще немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжелой стала, как свинец.

Метет колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, словно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

И смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда…

Как хорошо, что ты замерзла

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой.



В труднейших нечеловеческих условиях город жил и продолжал работать. За первые месяцы блокады тысячи жителей влились в отряды народного ополчения, в партизанские отряды, направились на строительство оборонительных рубежей. Только на возведении укреплений вокруг Ленинграда работало ежедневно до 500 тысяч человек. За 900 дней ленинградцы произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 10 миллионов снарядов и мин. Весной 1942года в опустевшие цеха пришли дети и подростки. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы. На рабочих местах мальчишек и девчонок было написано: «Не уйду, пока не выполню норму».

На Исаакиевской площади в здании Всесоюзного института растениеводства трудились ученые-биологи. Они умирали от голода, но свято берегли для будущих селекционеров уникальную коллекцию семян – гордость института, хлеб будущего. С весны 1942г. на площадях города, на каждом клочке земли ленинградцы выращивали травы для питания, делали грядки с овощами. Блокадные годы 1942-1943 прошли чуть легче, чем 1941год.

В годы блокады в Ленинграде начал писать свою знаменитую Шестую Ленинградскую симфонию Дмитрий Шостакович. 9 августа 1942года по радио состоялась премьера этого музыкального произведения. За дирижерским пультом стоял главный дирижер оркестра Ленинградского радио Карл Ильич Элиасберг. Он был болен дистрофией и любое движение отнимало у него частицу жизни. Симфония прозвучала и вся стран слышала, что город жив. Эта симфония во время войны была исполнена за рубежом, в Нью-Йорке, летом 1942г. после исполнения Ленинградской симфонии один американский журналист написал: « Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!».

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Бомбили нас – хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Сон сокращался в бытие.

Была одна судьба на всех.

Мы растеряли светлый смех.

Мы усмиряли темный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…

Город жил –

Исполнен малых наших сил.

(Г.Семенов. Мужество)

Город умирал, но ленинградцы не принимали этого, они боролись и работали. У них было мало еды, света, тепла, но их жизнь продолжалась. Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди, повинуясь велению сердца и долгу, находили в себе силы работать у станков. В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые и деятели культуры.

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

Вот девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяльце тело

На охтинское кладбище везет.

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.

(О.Берггольц)

Стук метронома

  1. Голод

В осажденном городе не было ни растерянности, ни паники, на которую надеялся Гитлер. Организованно и даже буднично люди тушили пожары и разбирали завалы обрушившихся зданий, спасая пострадавших, а налеты бомбардировщиков и стояли у станков, хоронили умерших, сберегали памятники культуры и оберегали город ото льда и снега.

Особой страницей блокадного Ленинграда стала осень 1941-го, потому что в ноябре к почти непрерывным вражеским налетам и бомбежкам добавился ещё один страшный враг – голод. С приближением военных действий к стенам Ленинграда в городе создались большие трудности в снабжении войск и населения продовольствием. С этого времени войска, и моряки Балтийского флота питались за счет продуктов, имеющихся в городе. Кроме того, Ленинград пополнился за счёт беженцев из Прибалтики, Пскова, Луги, Петрозаводска, Карелии. В начале сентября был проведен переучет всех съестных припасов города. На 12 сентября 1941г. наличие основных продуктов питания составляло:

Хлебное зерно и мука – на 35 суток;

Крупа и макароны – на 30 суток;

Мясо и мясопродукты – на 33 суток;

Жиры на 45 суток;

Сахар и кондитерские изделия – на 60 суток.

В связи обстановкой, Военный Совет принимает решение по сокращению расхода продуктов питания, вводятся карточки на хлеб, крупы, сахар, жиры.

Карточка была дороже денег, дороже картин, дороже всех сокровищ. Отсюда следовало, что к выдаче карточек отношение должно быть строжайшее. Военный Совет в начале октября 1941 года обязал Ленгорисполком выдавать карточки гражданам только после тщательной проверки документов, а должностных лиц, нарушивших порядок выдачи привлекать к уголовной ответственности. Потерянная карточка не восстанавливалась.

Уже в октябре неожиданно рано наступили заморозки, а затем вместе с пронизывающим ветром настоящие морозы. Откуда только возможно добывали топливо. В ход шли пустующие киоски, мебель, разрушенные деревянные дома.

В ноябре дистрофия и холод угнали в могилу 11.000 человек. Первыми гибли мужчины преклонных лет. Они в отличие от женщин того же возраста оказались менее стойкими к голоду. Такое явление, по мнению врачей, объясняется большей сопротивляемостью организма женщин к лишениям. Однако скоро голод уравнял всех. В декабре смерть косила людей, независимо от пола и возраста.

С осени 1941года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствие. С 1 октября были введены нормы отпуска хлеба: 400 грамм рабочим, 200 грамм всем остальным. С 13 ноября 1941г.: 300 грамм рабочим, 150 грамм – остальным. С 20 ноября 1941г. пятый раз сокращается хлебный паек: 250 гр. рабочим, 125 – остальным. Это была самая низкая норма отпуска хлеба, отпускаемая на человека в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть.

Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки… Хлеб осенью – зимой 1941года был практически единственным питанием ленинградцев.

Вот он хлеб блокадного Ленинграда – 125 грамм. Подержите его на ладошке. Столько хлеба давалось детям на целый день.

Во время блокады по радио обращались к родителям: «Не отдавайте свой паек детям, т.к. вы умрете, а без вас погибнут и ваши дети».

Детям раздается по 125 граммов хлеба.

Отрывок из дневника блокадницы Лидии Агафоновой.

Хлеб.

Люди привыкли считать, что хлеб – это просто хлеб и сытость от 125 грамм всегда одинакова. Это неверно. Хлеб можно есть по-разному, и каждый должен найти для себя самый «сытный» способ. Можно есть, кусая от куска, можно отламывать хлеб по крошке. Некоторые его режут – кто на тоненькие прозрачные ломтики, кто на толстенькие квадратики. Все соглашаются с тем, что самое сытное – корка. Малодушные съедают хлеб, не успев выйти из булочной, другие – их меньшинство – делят паек на три части: на утро, к обеду и на ночь. Это героизм: знать, что можешь съесть свой собственный кусочек хлеба сию минуту, и воздержаться».

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала. Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошечка не пропала… ни одна крошечка.



Из воспоминаний Е.А.Скрябиной (ноябрь 1941года)

«Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шел человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрет. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следя за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, о был уже мертв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься а трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать».

Январь и начало февраля 1942 г. стали самыми страшными, критическими месяцами блокады. Первую половину января всё неработающее население города никаких продуктов по карточкам вообще не получало. Примеси в выдаваемом хлебе составили уже 60%, а выработка электроэнергии сократилась до 4% от довоенного уровня. В январе наступили самые сильные морозы. Среднемесячная температура составила минус 19 градусов Цельсия − гораздо ниже средней нормы для этого месяца в Ленинграде, которая обычно составляет минус 8 градусов. Более того, в течение 8 январских дней термометр показывал минус 30 и ниже. Питьевая вода стала большим дефицитом, а её транспортировка в квартиры и учреждения − настоящим подвигом.

Число жертв голода стремительно росло. Каждый день умирали более 4000 человек. Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.

Работники коммунального хозяйства и здравоохранения, ежедневно объезжая улицы и переулки, подбирали трупы и увозили их на Серафимовское, Большеохтинское, Смоленское, Богословское кладбища. Но больше всего увозили мертвых на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось известное ныне всем Пискаревское кладбище.

Но трупы людей часто заносило снегом. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Власти зарегистрировали более 250 случаев людоедства, а на рынках торговали сомнительным студнем.

В декабре 1941 года хлебный паёк вырос до 350 граммов для рабочих и 200 граммов для остальных групп населения. Ленинградцы считали, что паёк вырос потому, что многие уже умерли от голода. Мёртвые спасали живых.



За ноябрь 1941г. от голода погибло 11 тыс.человек, в декабре 53 тысячи. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде свыше 250 тыс. человек.

Вспоминает житель блокадного Ленинграда Николай Суворов
Февраль 1942 года

По пути домой, каждый раз натыкаюсь на покойников. Одни завернуты в простыни и одеяла, другие лежат, как умерли. Жители соседних домов знают, что мы (санитарная команда) отвозим тела на кладбище, и подкладывают покойников нам.

В феврале больше всего заняты именно этой тягостной работой - на кладбищах. Быть может, только здесь каждый из нас осознал, прочувствовал меру и масштаб трагедии, разыгравшейся по вине фашистов. Трупы везут каждый день. Я как-то попробовал посчитать, быстро дошел до шестисот, сбился и бросил... Везут в одиночку, на саночках... Одна картина горестнее другой.

Вот мать, еле передвигаясь, подтащила саночки, а на них тело мальчика лет шести-семи. Женщина плачет, а слез нет. Просит:

- Положите его получше, моего милого...

Я осторожно беру тело ребенка, опускаю в могилу. Она долго стоит у края, убитая горем, полуживая. Потом, согнувшись под тяжестью несчастья, медленно уходит. Я не мог сказать ей каких-нибудь слов утешения. Нет утешения людям в таком горе. Велико всенародное горе, рожденное войной.»

Стук метронома.



  1. Дети блокады

Ещё одной горестной страницей блокадного Ленинграда стали дети… Несмышленыши до пяти лет и что – то уже начинающие понимать младшие школьники – детские лица со взрослыми глазами.

Война и дети – несовместимые слова. Также как дети и сиротство, дети и голод, дети и смерть. Ни одно сердце, ум, душа человека не может совместить эти понятия. Но в блокадном Ленинграде это происходило.


Для фашистов дети, которых, пытаясь спасти от голода и смерти, вывозили из города, на баржах по Ладожскому озеру были всего лишь объектом. Объектом, который нужно было уничтожить, как и всё живое в Ленинграде. И фашистские самолёты нещадно бомбили баржи с детьми. Санитарки и воспитательницы, сопровождающие детей на большую землю, во время налётов прикрывали их своими телами и бушлатами, говоря в отчаянии: «Господи! С кем они воюют?! Разве они не видят? Это же дети.… С кем же они воюют?!».

Тяжело было детям, перешагнувшим порог одиннадцатилетия. На двенадцатом году жизни детская карточка заменялась иждивенческой. Ребенок становился взрослее, принимал участие в обезвреживании зажигательных бомб, брал на свои неокрепшие плечи часть тяжёлых работ и забот по дому, помогая родителям, а паёк его уменьшался. Иждивенцы – так именовались в осажденном Ленинграде подростки и другое неработающее население. Подростки… наши сверстники. Уже не дети и поэтому все понимающие и осознающие это страшное время. Но еще и не взрослые, не имеющие возможности пойти на фронт или стать у станка на заводе. Они рано повзрослели. Война заставила их это сделать. Они должны были быть стойкими и мужественными, потому что понимали, что без их помощи родителям не выстоять в суровом испытании. Это они оберегали своих младших сестрёнок и братишек во время ночных бомбёжек, встречали измученных матерей после ночных смен в госпиталях и на заводах, писали письма братьям и отцам на фронт.

И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохранится в истории обороны города облик ленинградского учителя. Они стоят одни других – учителя и ученики. И те и другие из мёрзлых квартир сквозь стужу, и снежные заносы шли иногда километров за пять-шесть в такие же мёрзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились. Они впервые познавали цену друг другу, когда и те и другие умирали друг у друга на глазах на заснеженных улицах города, за партой или у классной доски. В Ленинграде есть школы, которые не прекращали работать в самые тяжёлые дни зимы. А большинство школ, не работавших в эти наиболее тяжёлые месяцы, возобновили свою работу с 1 мая 1942 года.

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось-

Умерла…

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, сто снова

Занятья –

После похорон.


Из воспоминаний:

«3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые».
 «8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело»

 «12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое, учителя советуют подтянуть кушаки».
 «15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки».

«Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».

«Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставалась для шестидесятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных землях. Мы говорим о малышах, те кто постарше, быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе.»

«Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».

« Когда они попадали на большую землю, их узнавали сразу – ленинградские дети. Узнавали по старческим личикам, походке, но, прежде всего, по глазам, видевшим все. И их не узнавали. Знакомые или родные, если встречали своих, часто не могли узнать.»

«Когда нас вывезли в Вологодскую область, мне было 13 лет. Рядом оказалась деревня, в которой у моей соседки родные жили. А девчушка их приезжала когда-то в Ленинград, к нам заходила в гости. И вот она обратилась ко мне: «Бабушка, а где Галя?». Я была так одета, да и сама, кожа да кости. «Катя, – говорю, – Галя – это я». Она заревела и говорит: «Я тебя не узнала».

Из воспоминаний:

«Нам выдавали талончики. На них дадут немного жидкой-жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели.»

«Из меню столовой лета 1942года:

Щи из подорожника

Пюре из крапивы и щавеля

Котлеты из свекольной ботвы

Шницель из лебеды

Суп из дрожжей

Соевое молоко»

«Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах поет жаворонок. А здесь мы просто этой травы наелись досыта».

Видео « Детям блокадного Ленинграда посвящается



  1. Таня Савичева

Фильм Таня савичева



  1. Дорога жизни

В стране предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев. Единственным окном, соединившим Ленинград с «большой землей», было Ладожское озеро.

Показ по карте.

Принимается решение организовать помощь Ленинграду через Ладожское озеро. Это было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не существовало. Ладожский лед ленинградцы прозвали «дорогой жизни».

Показ по карте.

20 ноября 1941г. толщина льда на озере достигла 180 мм (18 см). На лед вышли конные обозы. Подводы двигались вереницей, с большими интервалами. Так в город были доставлены первые 63 т муки.22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лед вышли машины. Соблюдая Интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей 60 автомашин вышли в свой первый ледовый рейс. Казалось, самое страшное теперь позади. Но эта дорога унесла и многие жизни. Лед был очень хрупким, несколько машин затонуло. Тем не менее, зимняя дорога с каждым днем становилась все более оживленней. Прошла зима, лед растаял, но дорога не умерла, на место грузовиков и саней встали баржи и катера. По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжающий Ленинград горючим. Вторую зиму блокады жить было легче.

Дорога жизни позволила подвозить боеприпасы, продукты в город, а в обратный рейс вывозить из блокадного города детей и больных, женщин и стариков, заводское оборудование, памятники культуры. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 грамм, служащим, инвалидам и детям на 75 грамм в сутки. Всего за зиму 1941-1942г. по ледовой трассе было доставлено Ленинграду 361109 тонн различных грузов, в том числе 262419 тон продовольствия. За этот же период из города было эвакуировано 554186 человек.

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Стук метронома.

  1. Освобождение

Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-1943годов был прорыв фронта противника вдоль побережья ладожского озера. Наступление началось 12 января. 18 января 1943 года воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта. Ими был освобожден участок побережья озера шириной 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады. В образовавшемся коридоре была в неимоверно короткие сроки построена железная дорога, по которой пошел поток грузов. И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединил Ленинград с большой землей.

Показ карты.

14 января 1944 года началась Красносельско-Ропшинская операция войск Ленинградского фронта. Жители города услышали могучий гул, доносившийся с юго-запада. Началась операция «Нева – 2», которая должна была завершиться полным освобождением Ленинграда. А 27 января 1944г. враги были отброшены от города до 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

27 января 1944года в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом прозвучал торжественный салют: в 8 часов над Невой взметнулись цветные фонтаны праздничного салюта - 24 залпа из 324 орудий.

Стук метронома.



  1. Итоги. Значение.

Великая Отечественная война… все дальше и дальше от нас. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, хотя люди, пережившие ее еще живы. Мир ее уже пытается забыть, переписать историю тех лет.

Многомиллионный город жил и боролся 900 дней и ночей. 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Ни один город в мире, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания.

Незабываемый подвиг совершили жители блокадного Ленинграда, которые ценой своей жизни боролись с голодом и лишениями, чтобы отстоять город и разрушить планы фашистской Германии.

Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц нашей истории. О мужестве блокадников слагались песни и снимались фильмы. Их были тысячи, а выжили единицы. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде – это подвиг. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений.

Они – Победители, которые и через столетия останутся ярким символом несгибаемого мужества и стойкости.

Родина высоко оценила заслуги города. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина и ему присвоено звание «Город-герой». Более 930 тыс. человек удостоились медали «За оборону Ленинграда».

Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой!

В суровые дни блокады умерло от голода 641 тыс. горожан (по другим подсчетам их было 850 тысяч), около 17 тысяч человек погибли от бомбежек и обстрелов. К январю 1944 года в городе и почти 3 миллионов человек осталось 560 тыс.человек. за время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за все время войны.

Тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находившегося на территории нынешнего Московского парка Победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» - один из самых страшных памятников Петербурга. На таких вагонетках вывозили в близлежащие карьеры после сожжения в печах завода прах погибших.

Серафимовское кладбище также было местом массового захоронения ленинградцев, погибших и умерших во время блокады Ленинграда. В 1941-1944 годы здесь было похоронено более 100 тысяч человек. Умерших хоронили и на других кладбищах – Волковском, Красненьком.

Многие ленинградцы похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией – 9 Мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. За фигурой Родины-матери на гранитной стене – строки Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы:

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита,

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина мать и город-герой Ленинград.



Стук метронома. Минута молчания



«Все может родная земля:

Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.

Вот только защитить сама себя не может:

Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой». (А.Митяев)

«Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших…».



Ребята, помните эти слова. Мы должны знать и уважать историю страны, какой бы жестокой она не была. Это история нашей Родины и другой она уже быть не может. Перед вами открылась героическая страница из жизни нашего народа. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей Родине. Сохраните это в своей памяти.





Домашнее задание: выразить мысли, чувства в творческих работах (рисунках, плакатах, стихах и пр.)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Кудрявцева Светлана Юрьевна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177682


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства