Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме Период правления Александра I и первые тайные общества. Представим сегодняшнее жюри:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме Период правления Александра I и первые тайные общества. Представим сегодняшнее жюри:
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………....
Итак, начнем.
1 наш конкурс – Приветствие.(представление команд и приветственное слово соперникам)
3 слайд: 1 конкурс «Приветствие»
2 конкурс - Наш вопрос, ваш ответ. (ребята по очереди задают вопросы соперникам, всего 2 вопроса)
4 слайд: 2 конкурс «Наш вопрос, ваш ответ»
3 конкурс – Викторина.
5 слайд:3 конкурс «Викторина»
Кто занял престол после смерти Павла? Александр 1
Кто занимался воспитание Александра 1? Фредерик Цезарь Лагарп
Период правления Александра 1? 1801-1825
В каком году произошла замена коллегий министерствами? 1802
Кто по указу Александра 1 разрабатывал проект конституции? Новосильцев
Какому государству Александр подарил конституцию? Польша
Правая рука Александра 1? Сперанский
Цели Восточной политике Александра 1? Контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы
Дата сражения под Аустерлицем? 20 ноября 1805 год
Тильзитский мир? 1807
Какое событие связывают с началом Отечественной войны? Переправа через реку Неман 12 июня 1812 года
Чьи слова «лечь костьми, но не допустить неприятеля к Москве»? Кутузов
Генеральное сражение в Отечественной войне? Бородинское сражение 24 августа 1812 года
Создатель Священного союза? Александр 1
Создатель проекта крепостного права? Аракчеев
Первая декабристская организация? Союз спасения 1816 года
Создатель проекта «Русской правды»? Пестель
Программный документ Северного общества? Конституция Муравьева
Чьи слова «Задушат, как отца задушили»? Константин Павлович
Какой документ должен был подписать Сенат в ходе успеха в восстании? «Манифест к русскому народу»
Сколько человек было приговорено к четвертованию, впоследствии замененному повешением? 5 человек, Пестель, Рылеев, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол, Каховский
Первая из жен, которая добилась разрешения следовать за мужем? Екатерина Трубецкая
4 конкурс – Капитанов. Зачитывается по 3 документа каждому капитану, должны ответить, что это за документ.
6 слайд: 4 конкурс «Капитанов»
7 слайд-12 слайд: тексты документов.
«Возможно ли одному человеку управлять государством, а тем более изменить укоренившиеся в нем злоупотребления? Это выше сил даже самого умного человека…» «Наследственная монархия – установление нелепое и несправедливое». «Верховная власть должна быть вверяема не вследствие случайности рождения, а по голосованию народа».
Александр I о монархии
«Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли одну только его волю».
Князь А.Чарторыйский об Александре I
«Князь и Друг мой Российский император присоединил к своей обширной Империи Финляндию, Молдавию и Валахию и часть Галиции. Не соперничаю ни в чем, могущем послужить ко благу России».
Наполеон
«…Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнью за свое отечество…Кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли».
Из донесения М.И.Кутузова о Бородинском сражении.
«Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести (на войне), хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание, словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для блага народа своего…»
Из «Записок» князя С.П.Трубецкого о создании первой тайной организации либеральных дворян в 1816 году.
«Провидение…омрачило умы людей буйных, и они в порыве своего безумия решились на предприятие столь же пагубное, сколько и несбыточное: отдать государство власти неизвестной, злодейски свергнув законную…»
Из воспоминаний современников о декабристах.
5 конкурс - Проект реформы. (представляют свои проекты по изменению Российской империи начала 19 века, политическая система и аграрно-крестьянский вопрос).
13 слайд: 5 конкурс «Проект реформ»
6 конкурс – Угадай кто! (назвать личность, представленную в презентации).
14 слайд: 6 конкурс «Угадай кто!»
15 слайд – 28 слайд: портреты деятелей начала 19 века.
П.Пестель
Е.Трубецкая
Александр 1
Николай 1
М.И.Кутузов
А.А.Аракчеев
М.М.Сперанский
К.Рылеев
П.Каховский
Наполеон
М.Волконская
А.Муравьева
М.Бестужев – Рюмин
С.Муравьев-Апостол
7 конкурс – История в стихах. (узнать о каком событии идет речь).
29 слайд: 7 конкурс «История в стихах»
30 слайд- 31 слайд: текст стихотворения.
Друг Марса, Вакха и Венеры,
Тут Лунин дерзко предлагал,
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал свои ноэли Пушкин,
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча, обнажал
Цареубийственный кинжал…
И плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.
(Их 10-й главы Евгения Онегина, в которой А.С.Пушкин описывает тайные собрания либеральных дворян начало 1820-х годов).
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселья,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
(Стихи А.С.Пушкина, обращенные к осужденным декабристам, которые отбывали каторгу в Сибири на рудниках Нерчинского завода 1827 год).
8 конкурс – Сопоставь имя с ключевым событием.
32 слайд: 8 конкурс «Имена и события»
33 слайд: Задание.
Н.Н.Новосильцев - Государственная уставная грамота
П.Пестель - Русская правда
Н.М.Муравьев - Конституция
М.И.Кутузов - орден Св. Георгия первой степени
А.А.Аракчеев - проект военных поселян
П.Каховский - роль цареубийцы
Ф.Е.Шварц - новые методы в армии
Василиса Кожина – партизанский отряд
Константин Павлович – польская графиня Ж.Грудзинская