kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие «Традиции семейного воспитания у терских казаков: история и современность».

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с культурой терских казаков

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Традиции семейного воспитания у терских казаков: история и современность».»


Традиции семейного воспитания у Терских казаков: история и современность.


Овешников Сергей Викторович, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №13» станицы Незлобной Ставропольского края,.













ОГЛАВЛЕНИЕ



I.Введение………………………………………………………………………….3

II.Основная часть………………………………………………………………….4

2.1. Расселение казаков. Основные семейные традиции и ценности казачества………………………………………………………………………5-6

2.2. Подготовка воина.............................................................................................7

2.3. Воспитание девочки-казачки……………………………………. ………..8

2.4. Терские казаки на Ставрополье - сегодня………………………..……9-10

III. Заключение………………………………………….……………………...11

IV.Список литературы…………………………………………………………..12



























ВВЕДЕНИЕ

Казачество – субэтнос русского народа, с особой историей и культурой. История заселения Северного Кавказа казаками начинается в ХVI в. Оторванность и частичная изолированность казачества от основной части страны, близкое соседство с горскими народами Кавказа, личная свобода казаков - в этом заложены истоки самобытной культуры Терского казачества.

Исследование традиций воспитания детей в казачьей семье на наш взгляд актуально и значимо, так как в последние десятилетия в нашей стране и крае идет возрождение традиций и обычаев казачества, накопленных в XVI-XIX вв. Комплекс традиций, связанных с детством, играл и играет важную роль в традиционном быту любого народа, поскольку комплекс детских обрядов и обычаев формирует личность человека и его поведенческие характеристики.

Изучение и популяризация обычаев детского цикла должно сыграть важную роль в воспитательном процессе современной семьи, так как многие составляющие традиционного воспитания являются ценными и не потеряли своей значимости. Российское Правительство, рассматривая оптимизацию семейных отношений, демографический прирост населения, воспроизводство и межпоколенную передачу этнокультурной традиции, физическое и духовное воспитание молодого поколения, проявляет заботу о стабильности семьи.

Изучение традиционных аспектов, связанных с воспитанием казака и казачка представляет практический интерес. Выявление и отбор положительных традиций народного воспитания обогащают арсенал воспитательных средств и воздействий современной педагогики. Изучение прогрессивных сторон народной педагогики следует использовать в воспитании молодого поколения жителей Ставропольского края, Благодарненского района, села Сотниковское в наше время. Мир детства – существенная часть образа жизни и культуры каждого отдельного народа и человечества в целом. Известно, что корни многих недостатков и неудач человека «родом из детства», то как воспитан ребенок, какие моральные устои были заложены при его воспитании, отражается на протяжении всей жизни человека. Очень важно, чтобы ребенок получил верные ориентиры духовного и физического развития. Казачество на протяжении веков сформировало свою систему воспитания, ценность которой подчеркивали в XIX – начале XXI века, исследователи, писатели, путешественники, чиновники и военачальники. Все они восхищались мужеством и твердостью духом, трудолюбием и внутренней и внешней красотой казаков и казачек, поэтому, на наш взгляд, стоит внимательно присмотреться к системе воспитания казаков и постараться возродить её наиболее ценные компоненты.




II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Работая над проектом, я обратилась также к обобщающим работам по истории и культуре казачества.

Официальным историком терского казачества считался И.Д. Попко –офицер, занимавший крупный военно-административный пост в 40-50-х гг. XIX в. В 1877 г. к годовщине празднования 300-летия Терского казачьего войска И.Д. Попко по просьбе администрации Терского края написал расширенный очерк о терских казаках.1

Близко к этой работе примыкает и объемистый труд В.А.Потто2, написанный на основе широкого использования архивных материалов и сведений, содержавшихся в работах его предшественников.

История терского казачества получила свою дальнейшую разработку в исследованиях ряда советских автор. Прежде всего следует отметить монографию Л.Б. Заседателевой,3 которая обладает бесспорными достоинствами, особенно в освещении историко-этнографических особенностей терских казаков, их семьи и семейной обрядности.

В 1991 г. во Владикавказе увидела свет монография И.Л.Омельченко4, посвященная терскому казачеству. В ней, опираясь на широкий круг источников, автор освещает время, причины и условия образования Терского казачества, его общественное устройство, хозяйственную деятельность, характер отношений с соседними горскими народами.

В последние годы наблюдается повышенный интерес отечественных историографов к казачьей проблематике, что, конечно же, не случайно. Долгое время казачья тема относилась к своего рода "запретным". И сегодня, как никогда, важно для того, чтобы понять и разрешить современные проблемы, правдивое освещение истории прошлого казаков.

Большое число статей, посвященных истории и этнографии, а также современным проблемам, опубликовано в материалах различных научных конференций, на страницах газет и журналах, во всемирной сети Интернет.

Особый интерес характеристика казачества, его традиций данная великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, в частности в повести «Казаки» и других произведениях.

Ценную для нас информацию мы получили из уст атамана хуторского казачьего общества с. Сотниковкое - Н.М. Рыбас, который много делает для сохранения и развития казацких традиций в нашем селе.


2.1. Расселение казаков. Основные семейные традиции и ценности казачества.

Казаки жили на границе Российского государства, участвуя в военных столкновениях, охраняя границы, наблюдая за беспокойными соседями, постоянные набеги которых влияли на внутреннюю среду поселений казаков. Вся их жизнь, их уклад подчинялся военным задачам и поэтому воспитание молодых казачат, также было направлено на подготовку хорошего воина, умеющего защитить свое отечество.

Однако, основным занятием, требующим каждодневных усилий и жертв, было несение службы непосредственно на Кавказе. Это многие десятилетия определяло жизнь и быт всего терского казачества. Особенно с 70-х годов XVIII в., когда сформированная Россией Кавказская линия укреплений приобрела исключительно военный характер.

Специфические условия жизни казачества оказали существенное влияние на процесс его этногенеза и на особенности отношений между казаками и горцами. Их регулярные контакты между собой привели к зарождению особого вида дружественных отношений – к куначеству. Кунаки были взаимно связаны долгом гостеприимства, и в каждой казачьей станице можно было встретить семьи, которые заводили друзей в горских аулах из числа местных жителей и называли друг друга кунаками.

С другой стороны, заселение горцами казачьих городков приводило к большему сближению казаков с соседями и к «переимчивости полезных особенностей у них», придавая отдельным из них колорит, особенно в укладе жизни, в обрядах, в песнях.

Казачьи станицы соединялись между собой кордонной линией, где через 2-2,5 версты располагались сторожевые посты. На казаках лежала обязанность нести службу на постах, чинить дороги, строить мосты, поддерживать укрепления крепостей, заготовлять лес для строительства, проводить земляные работы. По началу станицы были небольшими, постепенно они разрастались, вплоть до середины Х1Х века, станицы были своего рода укрепленными городками.

Дом - важный элемент традиционной народной культуры, оказывающий влияние на воспитание каждого человека. Дома у казаков назывались хатами, были они обычно турлучными, т.е. плетенными и обмазанные несколько раз глиной, крыши были соломенными. Строили хаты с помощью соседей и родственников. Взаимопомощь являлась и является важным элементом культуры казаков. Наиболее трудные работы в хозяйстве делали сообща.

В хате обычно было две комнаты. В маленькой находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В большой стояли шкаф для посуды, комод для белья, сундуки и т.д.

Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница», где вешали иконы. Необходимо отметить, что казаки были в набожны, и еще Российский император Петр I, во время Каспийского похода восхищался казаками сумевшими сохранить христианскую веру несмотря на то, что многие годы жили далеко от Центра страны и в окружении кавказских народов.

Распространенная деталь интерьера казачьей хаты с конца Х1Х в. - фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Особое распространение фотографии получили в период русско-японской и Первой мировой войны, когда казаки уходя на фронт фотографировались на память.

Казачьи семьи были достаточно большими, многодетными. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Старшие были примером для младших. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли.

Воспитание казака и казачки начиналось с первых дней жизни. Детей старались поменьше брать на руки, чтобы ребенок не привыкал к рукам его клали в зыбку, подвешиваемую к потолку. После крестин в зыбку клали шашку (кинжал), или пулю. Наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если заплачет – надо бы задуматься. Женщинам не позволяли сюсюкаться с мальчиком: «Не портьте, бабы, казака!». Если мальчик где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плачь, ты же казак, а казак не плачет!»

Детей казаки к труду приучали с детства, уделяя трудовому воспитанию особое внимание. Уже с пяти – шести- летнего возраста дети начинали помогать родителям.

Они готовили пищу, нянчили младших братьев и сестренок, ухаживали за скотом и домашней птицей.

Авторитет старших в семье был непререкаемым. Ослушание родителей строго наказывалось. Известно, что в казачьих общинах господствовал культ семьи. Авторитет родителей в казачьих семьях был чрезвычайно велик. Родители стремились воспитать в детях честность, смелость, уважительное отношение к старшим, любовь к Отечеству. Особо почитались старейшины. Например, несмотря на воинскую субординацию, рядовой казак–ветеран пользовался большим уважением, чем офицер.5

Таким образом, основополагающими принципами воспитания были: уважение к старшим, патриотизм, гостеприимство, мужество, честность, трудолюбие.








2.2. Подготовка воина.

Система физического воспитания мальчиков-казаков готовила молодежь к хозяйственной (земледелие, скотоводство, рыболовство, охота) и военной (физическая сила и выносливость, владение оружием и лошадью) деятельности. Это воспитание начиналось с раннего детства, когда мальчика сажали на лошадь. Тем более, что традиционная казачья культура практически не давала выбора. Ребенок должен был стать воином. В ХIХ в. эта практика закрепилась постановлениями российских властей, а идеологически – подпитывалась пропагандой о необходимости защиты царя, Отечества и православия. «Казаки с военным духом роднились с детства». У казаков эта установка на воспитание воина – защитника долгое время поддерживалась и суровой приграничной действительностью, влияние которой было зачастую более эффективным, чем «педагогические» приемы.6

Казаки носили кавказскую бурку, папаху, черкеску, башлык, бешмет. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками.

Впервые мальчика одного сажали на коня в годик, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору, это был своеобразный обряд – посвящение в казаки

В состоятельных семьях детям шили военную экипировку уже в юном возрасте, всех ребят учили джигитовке, рубке саблей, стрельбе и др.

Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. В 7 лет мальчик переселялся из женской половины дома в мужскую, на его плечи ложилось все больше трудовых обязанностей.

Мальчикам прививались такие качества воина, как удаль, храбрость, смекалка, верность слову и долгу, мастерство земледельца и воина.

Большое внимание казаки уделяли военизированным играм, которые готовили юношей к военной службе.

Особенно ценили умение хорошо ездить на коне, владение в совершенстве холодным и огнестрельным оружием, умение метко стрелять на скаку, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ориентироваться на местности, знать приемы борьбы. Конь для казака был верным другом и товарищем

На праздниках молодежь показывала свою силу, ловкость, выносливость и выдержку, при этом часто при помощи лошади, все то, чему их учили отцы и старшие братья. Казацкие спортивные состязания представляли собой интереснейшие зрелища.

Ребята играли в такие спортивные игры, как «Перетягивание каната», «Борьба на поясах», «Борьба всадников», Трусость для юноши-казака считалась позором.



2.3. Воспитание девочки-казачки.

Женщина в казачьей семье играла важную роль, на её плечи ложились заботы о немалом хозяйстве и воспитании детей, так как мужчины часто покидали свои дома, отправляясь в военные походы или охрану границ и кордонов. В отсутствии мужа именно женщина становилась главой семьи.

Казачка умела управлять лошадью, пахать, сеять, убирать урожай. Всему этому и многому другому девочку учила мать и крестная мать (мамашка). Они формировали из девочки женщину-казачку, умеющую ждать мужа, жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. В силу особенностей военного быта исторически выработался и особенный тип женщины – казачки. Как отмечал Д.С. Васильев, «тяжелая изнурительная служба по охране кордонной линии, а также многочисленные другие службы и повинности, изматывали все силы рядового казака и почти целиком отрывали его от хозяйства, которое ложилось на плечи женщин – казачек».7 Казачка управляла лошадью, ездила верхом и пахала, и сеяла, и убирала урожай, а в случае необходимости могла и защитить свой очаг.

В казачке весьма широко ценилось умение содержать хозяйство и дом. Она выполняла значительную часть сельскохозяйственных работ и почти все домашние дела. В связи с этим казачка пользовалась немалой свободой и отличалась независимым поведением.

Девочек в казачьих семьях воспитывали так, чтобы они стали достойными женами, берегли свою честь и стали хорошими хозяйками, умеющими делать все домашние дела.

Уже с 3-5 лет девочки начинали нянчить младших. С 5 лет некоторых отдавали в «няньки» людям. Девочки с семилетнего возраста пасли домашнюю птицу, телят, свиней. С 10-12 лет девочки наравне со взрослыми выполняли домашнюю и полевую работу: гребли сено, вязали снопы, доили коров, готовили пищу.

Девочек – казачек рано приучали к ремеслу и рукоделию. Они шили и вышивали как собственную одежду, так и одежду для мужчин: черкески, бешметы и др.

Терские казачки выделывали сукно, шедшее главным образом на зипуны, чекмени, халаты. Девочки пряли пряжу, вязали разнообразную одежду. Вообще девочка к моменту замужества должна была своими руками подготовить приданное: сшить, вышить белье, полотенца и др.

Женские промыслы являлись существенным подспорьем в бюджете многих казачьих семей. Как отмечают многие исследователи, девушки-казачки ни минуты не сидели без дела, с утра до вечера хлопотав по хозяйству. Необходимо подчеркнуть, что дома казаков отличались особой чистотой и порядком.

В казачке весьма высоко ценилось умение содержать дом и хозяйство в исправности, всему этому училась девочка дома.


2.4. Терские казаки на Ставрополье – сегодня.

Возрождение казачества в России в целом, и на Ставрополье в частности, началось в 90-е годы ХХ века. В 28 и 29 сентябре 1990 года казаки Ставрополья провели Большой круг казаков Ставропольского края, на котором принято решение о создании Ставропольского краевого Союза казаков. А уже в октябре того же года был сформирован организационный комитет по подготовке проведения учредительного казачьего круга города Ставрополя.

Основной задачей казачества являлось объединение представителей исторически традиционных казачьих территорий и выходцев из них на основе совместной деятельности и общения, восстановление исторической правды о казачестве и его вкладе в развитие Российского государства, пропаганда обычаев, праздников, обрядов казачества, традиционного быта и культурного наследия, создание военно - патриотических клубов и школ для подготовки к службе в Российской армии на основе казачьих воинских традиций.

27августа 1994 года Ставропольский краевой Союз казаков переименован в Ставропольское Казачье Войско (СКВ).

На его базе впервые в России 25.03.1995 года была создана краевая детская казачья организации, функционирующая и сейчас.

Казаки активно участвуют в культурных, общественных, спортивных и политических мероприятиях города, края и страны. Продолжают сотрудничество с правоохранительными органами по поддержанию общественного порядка.

Вся работа казачьих обществ строится на добровольной и безвозмездной основе и на средства от членских взносов каждого казака.

На Ставрополье создана и прочно закрепилась система работы с казачьей молодежью. Во многих образовательных учреждениях работают кадетские казачьи классы, использующие в образовательном процессе историю и традиции казачества, созданы и работают учреждения дополнительного образования казачьего профиля. В них обучаются сотни детей. Ежегодно на территории войска проводятся десятки мероприятий военно-патриотического, спортивного и культурного характера.

В 2011 г. в г.Благодарном был торжественно открыт Памятный Крест Терским казакам защищавшим Отечество. Инициатором возведения Креста явилось Благодарненское казачье общество Терского казачьего войска. 

В Сотниковском в 1995г.также создано хуторское казачье общество. Его атаманом был избран Н.М. Рыбас, этот шаг не был случайным для него: «Ведь мой предок казак Хопёрского полка Андрей Рыбас(Рыбец)в 1777году переселился на Кавказ. С момента вступления в казачье общество и принятия казачьей присяги человек меняется. Ведь присягу принимают в храмах, перед иконами, целуя крест и святое евангелие. Казак несет ответственность перед верой, народом, да и спрашивают с казака больше, чем с простого человека. Чувствуя ответственность казак старается быть примером для молодёжи » 8 В 1996 году Н.М.Рыбас вышел с инициативой создания отряда «Казачата» из числа учащихся нашей школы. Его инициативу поддержала Комарова Т.И.-заместитель директора по воспитательной работе и активно помогала в организации работы с детьми из этого отряда. «Это были учащиеся разного возраста от 9 до 16 лет, которых обучали верховой езде, обращению с оружием знакомили с культурой и обычаями казаков, совершали экскурсии в города Кавказских Минеральных Вод, краеведческий музей г.Ставрополя, краевую Епархию»9.В школе работает кружок «Юные казачата» для детей 8-10лет под руководством Вязник А.Н. Содержание программы кружка предусматривает: учебные занятия по изучению истории края в рамках становления казачества на Кавказе, его роли в освоении и присоединении этих земель к России; традиций и обычаев этого народа, его материальные и духовные ценности; взаимодействия казачества с другими народами . Некоторые темы позволяют ребятам приобрести новые практические навыки прикладного искусства казаков, например вязания, вышивки. А также навыки для изготовления наглядных пособий (макет станицы).

В 2012г.районный отдел образования предложил руководству школы , общественности села подумать над предложением открыть учебный казачий класс на базе нашей школы. Отношение к этой идее не однозначное. Директор школы- Лапина Г.А.считает: «Казачье общество в селе организованно в 1995г., глубоких корней оно не имеет. Немаловажное значение имеет и финансовая сторона вопроса: полное отсутствие финансирования. А на общественных началах работать никто не хочет» 10. Но не следует забывать о том, что наше село основали не только выходцы из российских губерний, но и донские казаки, а это значит что казачьим традициям на нашей земле 180 лет. И даже если казачья община воссоздана в какой-то мере формально, вспомним что это произошло уже 17 лет назад. Все эти годы велась целенаправленная воспитательная работа среди детей, молодежи села, и она дает свои плоды. На вопрос «Смогут ли казаки вернуть себе историческую роль?» Комарова Т.И. уверенно отвечает «Они её уже возвращают: «На межкраевом конкурсе «Казачья невеста» сотниковчане заняли второе место.» Вязник А.Н. тоже настроена оптимистически : «Сегодня можно наблюдать растущий интерес к казачьему наследию не только у взрослых, но и у детей. Мы не остались в стороне от этого процесса».

Казаки Ставрополья заняты в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, ликвидации последствий стихийных бедствий. Осуществляется сотрудничество и взаимодействие с военным комиссариатом, министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, главным управлением МЧС, региональным отделением  ДОСААФ, органами внутренних дел.

В августе 2012 г. Президент России В.В. Путин утвердил состав Совета при Президенте по делам казачества.

Летом 2012 г. у станицы Темнолесской состоялся военно-патриотический форум казачьей молодежи Юга-России «Казачье единство-2012». В нем приняли участие более 100 ребят от 16 до 23 лет. Основная задача Форума – подготовить будущих воинов к службе в рядах Вооруженных сил России. Ребята изучают традиционные виды единоборств, бытовавших в казачьей среде, знакомятся с оружием и приобретают ряд специальных знаний и умений, необходимых настоящему мужчине.

Именно такая работа должна принести успех и повлиять на решение многих проблем, возникающих при воспитании детей, сформировать их них достойных граждан нашей страны, продолжателей блестящих традиций наших предков.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В августе 2012 г. губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков впервые провел заседание Совета атаманов казачьих обществ края, оно было посвящено реализации программы государственной поддержки казачества и перспективам его развития, что говорит о важности возрождения традиций казачества. Глава региона обратился к атаманам с призывом не допускать распыления сил и ресурсов казачества. Он отметил важность создания казачьих дружин при каждом хуторском и станичном обществе. Все это подчеркивает важность и значимость нашей исследовательской темы. Ведь благодаря правильному воспитанию можно подготовить казака, на которого возлагаются определенные обязательства.

Казачество традиционно продолжает занимать значимое место в общественных отношениях в Ставропольском крае. Казакам небезразлично то, что происходит на территории нашего региона. Они не первую сотню лет живут вместе с народами Северного Кавказа и становятся связующим звеном между русским населением и горскими народами, помогают урегулированию межэтнических отношений в регионе. В этом отношении краевым правительством проводится целенаправленная работа.

На Ставрополье действует краевой закон о казачестве, с 2003 года применяется программно-целевой метод поддержки казачьих обществ. Постановлением ПСК от 20.07.2011 года № 288-п утверждена уже четвертая по счету краевая целевая программа «Государственная поддержка казачьих обществ в Ставропольском крае на 2012-2015 годы». С учетом роли казачества в жизни региона разрабатывались принятые в этом году Основные направления реализации государственной национальной политики на Ставрополье на 2011-2015 годы. Адресованная казачеству поддержка дает отдачу. Казаки нашего региона участвуют в комплектовании ряда казачьих воинских подразделений. Созданы 58 муниципальных казачьих дружин, они участвуют в охране общественного порядка.

В крае сформирована структура казачьего образования. Она представлена двумя профессиональными лицеями с преподаванием казачьего компонента, а также 64 кадетскими казачьими классами. В военно-патриотических клубах и спортивных секциях, организованных при казачьих обществах, более двух тысяч детей и подростков получили возможность заниматься бесплатно.

В специальных летних лагерях, организуемых на Ставрополье юношей ждут образовательные площадки в области военно-патриотического воспитания, мастер-классы военно-прикладных дисциплин, как спортивно-оздоровительной, так и культурной направленности, занятия по тактике, военной подготовке, владению холодным оружием, джигитовке. С ними встречаются представители казачьих обществ, органов государственной власти, деятелями культуры, духовенством.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. История народов Северного Кавказа. XVIII – 1917 г. М.:Наука, 1988.

  2. Энциклопедия культур народов Юга России. Т. 1. Народы Юга России. Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ, 2005 243 с.

  3. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. 257 с.

  4. Потто В.А. Два века Терского казачества (1577-1801). Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. Т. 1. Т. 2.

  5. Заседателева Л.Б. Терские казаки. М.: Наука, 1974.

  6. Омельченко И.Л. Терское казачество. Владикавказ: Ир, 1991.

  7. Виноградов В.Б., Великая Н.Н., Нарожный Е.И. Н терских берегах. Очерки об исторических группах старожильческого населения среднего Притеречья. Армавир, 1997.

  8. Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-Х1Х вв. Ростов-на-Дону,2001.

  9. Васильев Д.С. Очерки истории низовьев Терека. Махачкала, 1986.

  10. Терское казачество: история, современность. Сборник статей и докладов региональной практической конференции. Кизляр, 2006.

  11. Кизляр – столица нижне-терского казачества. Кизляр, 2010.

  12. Казачество – продолжение закона // Благодарненские вести. 11 августа 2012. С. 2.



1 Попко И.Д. Терские казаки со стародавних времен. Вып.I. Гребенское войско. СПб., 1880.

2 Потто В.А. Два века Терского казачества (1577-1801). Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. Т. 1. Т. 2.

3 Заседателева Л.Б. Терские казаки. М.: Наука, 1974.

4 Омельченко И.Л. Терское казачество. Владикавказ: Ир, 1991.

5 Заседателева Л.Б. Терские казаки. С. 259–260.

6 Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в ХVIII–ХIХ вв. С. 197.

7 Цит: Васильев Д.С. Очерки истории низовьев Терека. Махачкала, 1986. С. 155.

8

9

10

12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Овешников Сергей Викторович

Дата: 26.08.2020

Номер свидетельства: 556510


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства