- учащиеся изучали биографии своих земляков, историю своего села;
- участвовали в сборе фотографий о родном селе;
- учили стихи о родном крае.
Ход мероприятия:
Учитель:
Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — Родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное.
Думая о Родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие Родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира.
Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, об их подвигах и великих делах. Поэтому, думая о Родине, мы думаем и о героях прошлого и настоящего, и об известных писателях, поэтах, музыкантах, художниках. Все это — наша история, все это — наша Родина.
Наша Родина — это и люди, которые нас окружают в повседневной жизни. Люди, которые родились в одном краю, всегда как-то ближе друг к другу, всегда лучше смогут понять друг друга, им легче найти общий язык и стать друзьями.
В известной песне «Наш край» Автор текста (слов) Пришелец А.
Композитор (музыка) Д.Б. Кабалевский есть такие слова:
То берёзка, то рябина, Куст ракиты над рекой. Край родной, навек любимый, Где найдёшь ещё такой!
От морей до гор высоких, Посреди родных широт - Всё бегут, бегут дороги, И зовут они вперёд
Солнцем залиты долины, И куда ни бросишь взгляд - Край родной, навек любимый, Весь цветёт, как вешний сад.
У каждого из нас есть свой родной уголок, свой родной край — своя маленькая родина. Это тот город, поселок или деревня, та улица и тот дом, где мы родились, где сделали свои первые шаги, сказали первое слово, узнали первые радости и первые обиды.
Ученик 1.
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он пролетая:
«Лучше нет родного края».
Ученик 2.
На карте меньше точки любимое село.
И средь полей бескрайних раскинулось оно.
Люблю его поля я и вязы мне родные,
И речку, что, сверкая, на солнце чуть блестит.
Люблю я парк красивый, и тропочки кривые,
И памятник, который, как часовой стоит.
И мыслям места мало, чтоб обо всем сказать,
Но сердце не устало сторонку воспевать.
Ученик 1.
Люблю тебя в любое время года
Мое родное милое село,
И в теплый день, в любую непогоду
С тобой всегда мне на душе светло.
Ученик 2.
Люблю тебя, Бессоновка родная,
За то, что здесь родился я.
И что со мной моя семья,
И рядом есть мои друзья.
Люблю я улицы родные
И речку тихую свою.
Когда довольный и счастливый
Улов богатый достаю.
Люблю тебя, село родное,
И не хочу тебя менять.
Хочу я счастья и здоровья
Односельчанам пожелать!
Ученик 1.
Родное село мое, село родное,
Тобой любуюсь с высока!
А за селом – большое поле,
А надо мною – облака.
Любуюсь я твоей красою.
На свете нет тебя милей.
Здесь похоронены герои –
Солдаты Родины моей.
Живет село привычной жизнью,
Трудолюбив его народ.
И мы своим селом гордимся
Из года в год, из рода в род.
Звучит песня«Родные места» муз. Ю.Антонова, сл. М. Пляцковского.
Учитель:
Полнее и точнее о значимости родных мест, чем М. Пляцковский не скажешь. Сегодня мы попытаемся лишь окунуться в историю села, судьбы ее жителей.
Село Бессоновка – малая частица нашего района. Это место, где мы с вами живем, а многие и родились. Они по праву могут сказать: «Это моя малая Родина».
- А знаете ли вы, когда образовалось наше село?
-Каким оно было много десятилетий назад?
Нашему селу немногим более 100 лет. Основали его переселенцы из Пензенской губернии. Название селу дали по тому месту, откуда прибыли сами – из Бессоновки. Населенный пункт с таким названием существует и сегодня в Пензенской области, расположен рядом с областным центром. Правда по количеству жителей пензенская Бессоновка во много превосходит наше родное село – 11, 5 тысяч жителей. Специализируются пензенские бессоновцы на выращивании элитных сортов лука, поэтому на гербе у них красуются три луковицы.
Но вернемся к родному селу. Его история неотделима от истории страны. Бессоновцы причастны ко всем событиям, происходившим в стране: революции, войны, разные политические нововведения, экономические реформы.
Инсценировка стихотворения С. Викулова "Возле дома на скамейке".
- Здравствуй, бабуля! - Здорово, сердешный. Чей ты? Узнать-то тебя не могу. - Да не узнаешь: В гостях я, не здешний Вот в магазин за буханкой бегу. Ушку сварганил: поудил немного. - Есть ли хоть рыбка-то? - Рыбки полно! - Как ты меня-то заметил с дороги? - Да не сегодня заметил - давно. Всё ты сидишь на скамейке у дома в поле глядишь, подперевшись рукой: Не завелось ли чего-то худого, думаю: Мало ли: возраст такой: Думаю, дай-ка ее я спытаю: может, нужда: - Да какая нужда! Я тут не просто сижу - я - летаю, милый ты мой, в молодые года. Жизнь вспоминаю: Дивлюся порою: Господи, кем только я не была! Девкой, невестой, женою, вдовою, матерью: Шила, варила, мела: Бабьим делам ни конца и ни края: Но ни одно не валилось из рук! Мало! И лошадью - тоже была я, в борону, помню, впрягалась и в плуг. Лямку на грудь - и по семь да по восемь в борозду: "Эй, пристяжные, ровней!" - шутим, бывало, сквозь слезы и просим Бога, чтоб нам возвернул лошадей, и мужиков и парней – отгремела, отполыхала война-то: пора: Мельницей - тоже была я: вертела жернов в глухом закуточке двора. Да и другие: Под каждою крышей меленки пели на сорок ладов: Я и теперь еще вроде бы слышу музыку этих военных годов. Помню, достанешь лепешки-т из печки - сыплются: мучка с травой пополам. "Ешьте, ребята!" фуфайку на плечи и на своих на двоих - по полям! Утром я - жатка, в обед - молотилка, а через день - все работы подряд - стогометатель я, льнотеребилка, да и доильный к тому ж аппарат. Вот я теперь и гляжу на поля-то, и вспоминаю: - А сколько Вам лет? - Сколько? Да вроде бы семьдесят пятый: Все собираюсь зайти в сельсовет, пусть по бумагам взглянут. - А хотите, я вам на ушку плотвы наловлю? - Что ты! Не надо, мой ангел-хранитель, пенсия скоро: консервы куплю.
Сегодня мы проведем интеллектуальную игру «Летопись родного села» и выясним, насколько глубоки ваши знания об истории родного края, сможете ли вы стать экскурсоводами по родным местам.
Мы будем говорить о нашем родном селе, об истории его основания, о славных людях, которые жили и трудились в нём.
Все присутствующиеся разделятся на команды. Первая команда – учащиеся 5, 6, 9 классов; вторая – обучающиеся 7, 8 классов.
Первое задание – викторина. Командам по очереди задается вопрос. За правильный ответ – 1 балл. Если ответ дан не правильный, то ответить может другая команда.
Викторина «Знаешь ли ты…»
- Какие названия улиц села ты знаешь?
-Какие улицы названы в честь политических событий? (Октябрьская)
-Как село получило название?
- Какие водные объекты в округе вы знаете?
- Кто из бессоновцев – участников Великой Отечественной войны был награжден орденом Красной звезды? (Шилкин П.А.)
- Самый старый житель села? (Косоруков П.Т. -86 лет)
-Сколько улиц сегодня в селе? (4).
- А сколько улиц было в годы войны? (2)
- Самая густонаселенная улица сегодня? (Молодежная)
- На какой улице находится наша школа?
- Сколько прудов окружает наше село? (4)
- Как называется река, протекающая по территории Бессоновского муниципального образования и впадающая в Волгу? (Большой Узень)
- Название детского дошкольного учреждения села. ( Сказка)
-Как называется форма организации сельских жителей сегодня на месте бывшего колхоза? (ЗАО)
-Назовите номер последнего дома по улице Пушкина. (58)
-Самый маленький житель села.
-Название строительного материала, который использовался жителями села на протяжении всего столетия и не утратил своей популярности сегодня? (саман, дерево)
-Какие женские и мужские имена были наиболее популярны в селе в начале века?
- А как предпочитают называть детей сегодня?
- Почему исконно русские имена доминируют над западноевропейскими, которые были популярны в 60-70 –е годы? (возврат к историческим корням)
-В каком году состоялся первый выпуск учащихся Бессоновской средней школы? (1992)
-Сколько первоклассников село за парты в нашей школе 1 сентября 2016 года? (5)
- Сколько ребят получили аттестаты в 2017 году? (10)
-Представителей каких профессий можно сегодня встретить в селе?
II. «История Бессоновки в датах»
(Минута на размышление. Первой отвечает команда, у которой готов ответ). 3 балла за правильный ответ.
1). 1987 год - сдано в эксплуатацию новое здание школы
2). 1890 год – основание села
3). 1988 год – асфальтирование дороги Новоузенск - Бессоновка
4). 1990 год – реорганизация основной школы в среднюю, газификация села
«Знатоки истории»
2 балла за правильный ответ
предмет для переноса воды в старину (коромысло)
в нем хранили вещи (сундук)
железное орудие, с помощью которого ставили в печь чугунки и доставали их (ухват)
инструмент из железа, который использовался для выгребания углей из печи (кочерга)
их носили, сплетенные из лыка (лапти)
без какого блюда невозможен обед на Руси (хлеб)
самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица (блины)
какое блюдо солят трижды? (пельмени; соль кладут в тесто, в начинку и при варке)
«Бессоновцы – герои войны и труда»
- Скажите, а какое же самое главное богатство нашего села?
Да, действительно, это – люди.
Не оскудеет, не убудет,
Святая слава на земле
А замечательные люди
Есть и у нас в родном селе!
Да, люди у нас в селе – замечательные. Трудятся на славу, и в общественных делах им равных нет.
- Сколько односельчан было награждено Орденом Ленина? Назовите их (5 баллов за полный ответ, 3 - за неполный)
- Кавалерами каких орденов стали наши односельчане в советские годы? (1 балл за награду)
- А какой медалью награждали механизаторов в конце 50-х годов? ( 5 баллов)
-Назовите фамилии механизаторов, награжденных этой наградой? ( 2 балла за фамилию)
-Какими наградами отметило российское правительство наших земляков? (орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени) 5 баллов
-Назовите фамилии этих людей . 3 балла
- А кто из наших односельчан был отмечен правительством области и страны в этом году за вклад в развитие родной земли? 3 балла за фамилию, 2 за награду.
-Кто защищал нашу Родину в годы ВОВ? (2 балла за фамилию)
-Кто из них погиб? (2 балла)
V . «В старину бывало».
Каждая команда получит по несколько предметов старины. Ваша задача – определить название и назначение данных предметов. По 3 балла команда получит за название предмета, по 2 - где использовался. (веретено, чески, рушник, косоворотка…)
VI. Конкурс фотозагадок.
Перед вами фотографии некоторых мест нашего села в разные годы. Вы должны определить, что это за объект, на какой улице он расположен или был когда – то. По 2 балла за полный ответ.
VII. «Когда мы были молодые».
На представленных фотографиях вы должны угадать наших односельчан в молодые годы. (по 2 балла за каждый правильный ответ.)
Учитель:
Да, много интересного мы узнали о своем селе, вспомнили тех жителей, которые прославили нашу Бессоновку, проделали большую работу и подведём итоги конкурсов и викторин.
Я благодарю всех участников нашего мероприятия. Хочется надеяться, что оно расширило ваши знания о родном крае, помогло по - другому на него взглянуть. А закончить мне его хочется такими словами: