Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Бессоновка - село многонациональное"»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Саратовской области
филиал МОУ "СОШ села Куриловка Новоузенского района Саратовской области" в с. Бессоновка
(внеклассное мероприятие по истории родного края)
Автор:
Смолина Ольга Александровна,
учитель истории и обществознания
Внеклассное мероприятие по истории родного края для учащихся 5 -8 классов (11-14 лет). Данное мероприятие проводится в форме фестиваля народов, проживающих на территории Бессоновского муниципального образования. Оно включает несколько этапов. Лучше всего такое мероприятие проводить в дни каникул, так как оно рассчитано на два - три часа.
Тема: «Бессоновка – село многонациональное».
Цель: помочь учащимся раскрыть мир национальных культур народов, населяющих муниципальное образование.
Задачи:
-формировать чувства толерантности к национальным культурам;
-воспитывать любовь к родному краю;
-создать условия для проявления творческой активности;
-привлечь родителей к проведению мероприятия.
Форма проведения мероприятия: фестиваль творчества народов.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, слайды для компьютерной презентации; видеоролик; фотографии; музыкальное сопровождение; предметы быта и экспонаты из краеведческого уголка, выставка хлебобулочных изделий «Кулинарные шедевры бессоновцев», творческие работы учащихся.
План мероприятия:
1.Организационное начало мероприятия.
2.Выставка рисунков «Национальные костюмы народов нашего села».
3.Конкурс «Народные умельцы».
4.Детские подвижные национальные игры.
5.Концертная программа.
6.Чайная церемония.
7.Подведение итогов. Награждение наиболее активных участников.
Ход мероприятия:
Организационное начало мероприятия.
Всех гостей праздника в украшенном холле школы встречают дети в национальных костюмах, раздают программы праздника и просят стать его участниками.
2.Выставка рисунков.
Гости проходят в актовый зал, где оформлена выставка детских рисунков «Национальный костюм моего народа». В книге отзывов они могут оставить свои записи и назвать наиболее понравившиеся работы.
3.Конкурс «Народные умельцы».
Здесь же представлены работы сельских умельцев из различного материала: резьба по дереву, моделирование, вязание, вышивки, поделки из природного материала. Посетители также могут оценить наиболее понравившиеся изделия.
4.Детские подвижные национальные игры.
После просмотра выставочных работ всех приглашают в спортивный зал, где организованы подвижные игры. Стать участниками этого мероприятия могут не только дети, но и их родители. Все под музыку заходят в зал и внимательно рассматривают обстановку. Ведущий говорит, что сегодня зал украшен национальными атрибутами, которые соответствуют какому-либо народу, живущему у нас в селе. Он приглашает всех девочек и мальчиков, а также гостей праздника принять участие в подвижных играх. Организаторами становятся старшеклассники, которые до праздника познакомились с национальными играми и изучили их. Представители каждой национальности проводят игры своего народа.
Русские народные игры.
- «У медведя в бору»;
- «Гуси-лебеди».
2. Татарские народные игры.
- «Продаем горшки»;
- «Угадай и догони».
Казахские народные игры.
-«Ак суек»;
-«Орамал».
4. Дагестанские народные игры.
-«Достать шапку»;
-«Спутанные кони».
Данная часть мероприятия рассчитана на 40- 45 минут.
Затем всех приглашают на концертную программу, знакомящую с национальным творчеством народов.
5.Концертная программа.
Зрители занимают места в зале. На сцену выходят двое ведущих (учащиеся 8 класса) и начинают концертную программу.
1 ведущий – Добрый день, дорогие друзья!
2 ведущий – Здравствуйте, уважаемые гости!
1 ведущий – Сегодня в нашей школе замечательный праздник. Мы проводим фестиваль творчества народов, проживающих в нашем селе «Бессоновка – село многонациональное».
2 ведущий – На наш праздник прибыли представители разных народов, проживающих в нашем многонациональном селе. Давайте встретим народные делегации дружными аплодисментами.
(Представители народов выходят в национальных костюмах и приветствуют гостей на родном языке).
1 ведущий – На нашу праздничную сцену приглашается делегация русского народа.
( Ребята выходят под наигрыши на гармони)
- Здравствуйте! Добрый день!
2 ведущий – Встречаем делегацию татарского народа!
(Участники программы выходят под татарскую мелодию «Татарская народная танцевальная»)
1 ведущий – Встречаем делегацию казахского народа.
( Делегация выходит под казахскую народную танцевальную мелодию)
- Бармысын! Есенснба! Ассаламалейкум!
2 ведущий - Приглашаем делегацию народов Северного Кавказа.
( Представители народов Дагестана выходят под кавказскую мелодию «Дагестанская свадебная»).
- Ворчами! Щибхалбугеб? Ишкинбугеб?
1 ведущий – Сколько нас, нерусских у России,
И татарских, и иных кровей.
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Любим мы края свои родные
И во век – ни завтра, ни сейчас.
Отделить нельзя нас от России.
Родина немыслима без нас.
(Делегации занимают свои места в зале)
2ведущий – Россия… Родина… Отечество… Эти слова мы впервые слышали в детстве. И на протяжении всей нашей жизни, они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это великая страна с великой историей. Но Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где всё ему кажется особенным и родным.
1 ведущий – Для нас Родина – это наш богатый Саратовский край, наше любимое село Бессоновка.
.
(Звучит песня в исполнении Ольги Воронец «Деревня моя…» Идет показ видеоролика о родном селе на экране «Бессоновка – село многонациональное»).
2 ведущий – Находясь на перекрёстках сухопутных путей, наш край издревле был многонациональным. И сейчас на его территории проживают представители разных национальностей. И если спросить: «Какой же народ является коренным в Саратовской области?», мы получим ответ: «Коренного населения на нашей территории нет». Все мы, живущие в Саратовской области: русские, украинцы, казахи, татары, немцы являемся потомками переселенцев разного времени. Но все мы живём в одном краю, любим свою землю, а значит нам нечего делить!
1 ведущий – Все народы стремятся жить в дружбе и согласии. Ведь ничто не сближает нас так, как простое и естественное желание людей быть рядом друг с другом. Наши национальные культуры богаты и разнообразны. Наши песни, стихи и танцы никого не оставят равнодушными.
2 ведущий – Поэтому на праздник наш мы приглашаем гостей.
Разных народностей, разных кровей.
Будут для вас они петь и плясать,
Будут народность свою представлять.
1 ведущий – Русская частушка,
Как ты хороша.
И поёт с тобою.
Русская душа!
(звучат русские народные частушки в исполнении учащихся 8 класса)
Наш баран богатый барин. Он себе обновку справил. То ли шуба, то ль кафтан, Не поймет теперь и сам!
Как по саду-огороду Любит козочка гулять. После этого похода Урожая не собрать!
Я гусыня бедная, Как копейка медная. По селу хожу босая, Пух на зиму запасаю.
Га-га-га, - распелся гусь. Я лисичек не боюсь. Всех лисичек на весу Я в корзинке унесу!
Я корова хоть куда! Как венец мои рога. Кто меня проведает, Молочка отведает!
У дверей на сундуке Сидит Попка в колпаке. Как напялили колпак – Сам себя назвал «дурак»!
Ай да серенький коток Пошел к речке под мосток, В воду хвостик опустил, Кошкам рыбы наловил!
Я сидела на печи, Сторожила калачи. А за печкой мышки Сторожили пышки.
2 ведущий – О, народы Кавказа, вы свободны, горды.
Как звучат ваши песни, как танцуете вы.
И народов свободней нигде не сыскать.
Делегацию вашу мы будем встречать.
1 ведущий – Музыка, громче звучи.
Звуками кровь горячи.
Выходи смелее в круг.
Каждый здесь нам в зале друг.
(Учащиеся 6 класса танцуют «Кавказскую лезгинку»)
Ребята 5 класса читают стихотворение Р.Гамзатова «Мой Дагестан».
Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
"Не край ли далекий тебе полюбился?"
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
"Немало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете.
Я, может, в любви тебе редко клянусь,
Не ново любить, но и клясться не ново,
Я молча люблю, потому что боюсь:
Поблекнет стократ повторенное слово.
И если тебе всякий сын этих мест,
Крича, как глашатай, в любви будет клясться,
То каменным скалам твоим надоест
И слушать, и эхом в дали отзываться.
Когда утопал ты в слезах и крови,
Твои сыновья, говорившие мало,
Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви
Звучала жестокая песня кинжала.
И после, когда затихали бои,
Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей
Клялись молчаливые дети твои
Стучащей киркой и косою звенящей.
Веками учил ты и всех и меня
Трудиться и жить не шумливо, но смело,
Учил ты, что слово дороже коня,
А горцы коней не седлают без дела.
И все же, вернувшись к тебе из чужих,
Далеких столиц, и болтливых и лживых,
Мне трудно молчать, слыша голос твоих
Поющих потоков и гор горделивых".
Исполняется песня «Дагестан и моя Чечня» девочками 7 класса
У каждого на этом свете
Есть райский свой уголок.
Всевышний доверил нам это
Чтоб каждый это сберег.
Здесь горы, Каспийское море
И зелень повсюду цветет.
Вот город строят и села,
Красивый народ здесь живет.
Вот город строят и села,
Красивый народ здесь живет.
Дагестан – древнейший край,
Многокрасочный как рай.
Все народы здесь равны,
Все друг другу мы нужны.
Цену дружбе знаем мы,
Эти узы нам важны.
Дагестан и моя Чечня:
Там и здесь моя родня.
Дагестан и моя Чечня:
Там и здесь моя родня.
Мне нравятся ваши рассветы
И берег просторный морской.
И этот особенный вечер,
Подаренный милой судьбой.
На этой земле благородной
Немало друзей у меня.
Наш праздник удался сегодня
И этим довольная я.
Наш праздник удался сегодня
И этим довольная я.
Дагестан – древнейший край,
Многокрасочный как рай.
Все народы здесь равны,
Все друг другу мы нужны.
Цену дружбе знаем мы,
Эти узы нам важны.
Дагестан и моя Чечня
Там и здесь моя родня.
Дагестан и моя Чечня
Там и здесь моя родня.
2 ведущий – Гости опять на пороге стоят.
Будут казахский народ прославлять.
1 ведущий – На территории Бессоновского муниципального образования проживают представители казахской национальности. Это около трети от общего населения муниципального образования.
2 ведущий - И песни Абая, и звуки домбры,
Традиции древние, роды.
В казахской культуре сложились давно.
Живут они, крепнут уж многие годы.
( Исполняется казахский народный танец учащимися 6 класса)
1 ведущий – Звучит казахская мелодия.
О чём она в тиши грустит.
Поймёт без слов любой: и ты, и я.
Она о вечном говорит.
(Звучат казахские наигрыши на домбре в исполнении ученика 7 класса)
2 ведущий – Лишь солнышко село.
Вновь гости пришли.
Стихи и музыку с собой принесли.
Встречайте татарский весёлый народ.
Скорей принимайте в наш хоровод.
(Мальчики 6 класса исполняют татарский народный танец)
(Исполняется песня «Коробочка» мальчиками 7 класса)
Ой, полна, полна моя коробушка: Есть и ситец и парча. Пожалей, душа моя зазнобушка, Молодецкого плеча!
Выйди, выйди в рожь высокую! Там до ночки погожу, А завижу черноокую – Все товары разложу.
Цены сам платил немалые, Не торгуйся, не скупись: Подставляй-ка губы алые, Ближе к милому садись!»
Вот и пала ночь туманная, Ждет удалый молодец. Чу, идет! — пришла желанная, Продает товар купец.
Катя бережно торгуется, Всё боится передать. Парень с девицей целуется, Просит цену набавлять.
Знает только ночь глубокая, Как поладили они. Распрямись ты, рожь высокая, Тайну свято сохрани!
«Ой! Легка, легка коробушка, Плеч не режет ремешок! А всего взяла зазнобушка Бирюзовый перстенек.
2 ведущий – Играй, гармонь! Звени, гармонь!
Раздольной песней звонкой.
Весёлой пляской огневой.
Огнём рябины тонкой.
(Звучат русские наигрыши под баян в исполнении учащихся 8 класса)
Исполняется русский народный танец под мелодию «Калинка» мальчиками 6-7 классов.
1 ведущий – Близится к концу наш замечательный праздник. Праздник песни, танца, дружбы.
2 ведущий – Пусть мы такие разные-
У нас одна семья.
И дружба народов.
Не просто слова.
Дружба народов
На все времена.
Пусть на нашей планете.
Исчезнет вражда.
Пусть мирные звёзды над миром горят.
И дружба не знает границ и преград!
(Все участники концерта приглашаются на сцену для финальной песни «Я, ты, он, она - вместе дружная семья).
Я, ты, он, она: Вместе - целая страна. Вместе - дружная семья. В слове мы - сто тысяч я: Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных; Грустных и веселых, В городах и селах.
Над тобою солнце светит, Родина моя. Ты прекрасней всех на свете, Родина моя. Я люблю, страна, твои просторы. Я люблю твои поля и горы, Сонные озера и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину Радуга-дуга. Нам откроет сто тропинок Синяя тайга. Вновь настанет время спелых ягод, А потом опять на землю лягут Белые, огромные, роскошные снега, Как будто праздник.
Будут на тебя звезды удивленно смотреть. Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба. В синей вышине птицы будут радостно петь, И будет песня звенеть над тобой в облаках. На крылатых твоих языках.
Я, ты, он, она: Вместе - целая страна. Вместе - дружная семья. В слове мы - сто тысяч я. Над тобою солнце светит, Льется с высоты. Все на свете, все на свете, Сможем я и ты. Я прильну, земля, к твоим березам. Я взгляну в глаза веселым грозам. И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы.
Обняла весна цветная Ширь твоих степей. У тебя, страна, я знаю Солнечно в судьбе. Нет тебе конца и нет начала, И текут светло и величаво Реки необъятные, как песня о тебе, Как будто праздник.
Будут на тебя звезды удивленно смотреть. Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба В синей вышине птицы будут радостно петь И будет песня звенеть над тобой в облаках На крылатых твоих языках.
Ведущий 1 – Как радушные хозяева мы сегодня хотим всех Вас угостить национальными блюдами, которые приготовили ваши мамы и бабушки. Приглашаем всех участников фестиваля на чаепитие в школьную столовую.
6.Чайная церемония.
Все участники проходят в столовую, где накрыты 4 стола с национальными лакомствами народов, проживающих в селе. Здесь можно отведать угощения на любой вкус. Приглашают к столу и угощают гостей мамы и бабушки ребят, учащихся в школе.
Посетители могут узнать рецепты наиболее понравившихся блюд у их создателей, которые оформляют их в форме буклетов.
7.Подведение итогов. Награждение наиболее активных участников.
На протяжении всего праздника работало жюри, состоящее из представителей попечительского совета, которое подводило итоги каждого этапа фестиваля. После чаепития проходит церемония награждения победителей, призеров и наиболее активных участников праздника почетными грамотами.