Просмотр содержимого документа
««Цифровая образовательная среда новые компетенции педагога и качество организации дистанционного обучения»»
Доклад на тему:
«Цифровая образовательная среда:
новые компетенции педагога
и качество организации дистанционного обучения»
Формат обучения на расстоянии зародился ещё несколько веков назад. История дистанционного образования берёт свои корни в Европе XVIII века — правда, тогда вместо цифровых технологий использовались почтовые письма.
Термин «дистанционное образование» не относится к какой-то особой технологии, скорее, он описывает способ обучения, который позволяет обучающему и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в классе. Рассмотрим подробнее понятие дистанционного образования, а также спектр его возможностей.
Бесспорно, дистанционное образование является удобной формой обучения для тех, кто не вписывается в рамки традиционной очной системы — например, интровертам, путешественникам, юным спортсменам и ребятам с ОВЗ.
Дистанционное обучение редко используется в обычных школах — пока нет возможности внедрять технологии массово. Показательна ситуация в марте 2020 года, когда в период пандемии COVID-19 всем школам пришлось резко перейти в онлайн — и дистанционное образование явно вызывало трудности.
Преимущества и недостатки дистанционного обучения.
Преимущества:
массовость - возможность вместе учиться детям из разных городов и с разными жизненными ситуациями;
дистанционное школьное образование не отличается от очного по методам и формам;
шанс учиться дома, а не ездить через весь город;
получение знаний в удобное время для ребёнка;
освоение новых технологий;
мобильность и оперативность образовательного процесса;
развитие самодисциплины и самообразования.
Недостатки:
возможность нестабильного интернет-соединения на удалёнке;
малое количество методических материалов;
низкая компьютерная грамотность учителей;
установка родителей «дистанционная форма обучения — это никакое не образование»;
высокие требования к администрированию дистанционной школы;
необходимый высокий уровень самоорганизации учеников;
высокая стоимость построения дистанционной системы образования на начальных этапах;
высокая трудоёмкость разработки интерактивных заданий.
Формы дистанционного образования
Есть технологии, которые делают удалённую учёбу доступной. Вот самые распространённые форматы:
видеоконференции;
аудиоконференции;
онлайн-вебинары и записи вебинаров;
занятия на интерактивной платформе;
письма по электронной почте.
Как организовать дистанционное обучение: 5 ошибок в организации
Ошибка 1. Учиться в мессенджерах
В интернете завирусились скрины школьных уроков из WhatsApp, Viber и других мессенджеров — так проводили даже занятие физкультуры. Конечно, такое дистанционное обучение неэффективно, ведь мессенджеры предназначены для переписок, а не проведения учебных занятий.
Необходимо создать удобную платформу для занятий – с уроками, домашними заданиями и теорией. Разработать алгоритм, помогающий понимать и запоминать материал — следить за прогрессом. Такие платформы уже существуют, например, онлайн-школа «Фоксфорд» разработала сайт для обучающихся с 1 по 11 классы, учителей и родителей. Данный сайт помогает улучшить школьные оценки, понять сложные темы, подготовиться к олимпиадам, изучить предмет глубже.
Ошибка 2. Воспринимать дистанционку как халяву
Школьники легко решат, что дистанционка — это «каникулы», если в правилах работы не будет чёткой системы и плана действий. Когда обучение превращается в хаос, никакой пользы не извлекаешь.
Одно из правил организации дистанционного обучения в домашней условиях, дать понять ребенку, что данная форма обучения - это не игра, а возможность продолжить обучение и приобрести необходимый ресурс знаний.
Обучение в онлайне — иной формат, чем обычные уроки в школе. Чтобы дистанционное онлайн-занятие прошло эффективно, педагог должен уметь работать через интернет. Большинство учителей в обычных школах никогда не сталкивались с онлайном и не знают, как правильно провести дистанционное обучение.
Перед педагогом стоят сложные задачи, как грамотно строить онлайн-занятие, и мастерски общаться через экран. На занятиях ученики задают вопросы и получают ответы преподавателя в режиме реального времени, а потом закрепляют знания — решают домашку и читают теорию. Учителю необходимо пройти курсы по организации дистанционного обучения в школе.
Ошибка 4. Задавать тонны домашки
Пытаясь компенсировать отсутствие обычных занятий и не зная, как правильно организовать дистанционное обучение в школе, учеников часто заваливали горами домашних заданий. Детям приходилось осваивать программу практически самостоятельно, пытаясь поспеть за бесконечными заданиями.
Объём домашних заданий не должен заставлять учеников часами сидеть за уроками. Как правило, домашка состоит из 5–10 тестовых заданий или нескольких творческих. Если ребёнок был внимателен на уроке, то в среднем уходит не больше 30–60 минут.
Ошибка 5. Традиционная система оценок
Онлайн-обучение — это современный подход. Устаревающая система «двоек» и «пятёрок» не вписывается в онлайн-формат.
В образовании России постепенно внедряются новые формы оценивания знаний, но разговор идет об очной форме обучения. В профессиональных учебных заведениях была внедрена балльная система. Непривычно, но постепенно это дало свои результаты. В г. Липецке не первый год существует практика безоценочной системы. Правда пока в экспериментальных классах. Но с 1 сентября 2021 года такие классы будут уже во всех муниципалитетах области.
Подводя итог, сформулируем основные выводы.
Дистанционное обучение провалится, если проводить уроки в мессенджерах, считать, что это «халява», бомбардировать учеников домашкой и использовать наскучившую систему оценок.
Дистанционное обучение должно быть организовано грамотно — удобная платформа, отработанный формат, адекватные объёмы домашки и крутые очки опыта вместо «двоек» и «троек».
Нужно понимать, как правильно оформить и организовать дистанционное обучение. Для этого необходимо расширить собственное мировоззрение, проявить творчество и использовать успешный опыт коллег.