Тема:" Пусть больше никогда не будет войны… Памяти узников концлагерей и жительнице нашего города Вере Павловне Мусиенко посвящается ".
Тема:" Пусть больше никогда не будет войны… Памяти узников концлагерей и жительнице нашего города Вере Павловне Мусиенко посвящается ".
Данное мероприятие,посвящённое 73летию Победы в ВОВ. Мероприятию предшествовала следующая работа – учитель ИЗО зачитывала отрывки из книги Р.И. Вахитова « Долгая дорога домой», дети рисовали иллюстрации к книге, была проведена выставка рисунков, оформлен Музей Славы в школе.м
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема:" Пусть больше никогда не будет войны… Памяти узников концлагерей и жительнице нашего города Вере Павловне Мусиенко посвящается ".»
школа-гимназия №11 г.Каракол
Тема:" Пусть больше никогда не будет войны… Памяти узников концлагерей и жительнице нашего города Вере Павловне Мусиенко посвящается ".
Описание – Данное мероприятие ,посвящённое 73летию Победы в ВОВ. Мероприятию предшествовала следующая работа – учитель ИЗО зачитывала отрывки из книги Р.И. Вахитова « Долгая дорога домой», дети рисовали иллюстрации к книге, была проведена выставка рисунков, оформлен Музей Славы в школе.
Цель – познакомить учащихся с историей ВОВ. Встреча с автором книги Р.И.Вахитовым и его героиней В.П.Мусиенко .
Развитие у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ, сопереживание.
Воспитание любви к Родине, к людям, одержавшим победу над фашизмом
Задачи- расширить представления учащихся о ВОВ,
формировать интерес к изучению истории ,воспитать чувство сострадания к памяти жертв нацистов, рассказать о роли детей в ВОВ ,воспитать уважение к ветеранам ВОВ, прививать интерес к событиям ,о которых нельзя забывать.
Методы-рассказ –беседа с презентацией ,диалог
Оборудование- компьютер ,мультимедийный проектор ,фрагмент из фильма, рисунки учащихся, музыкальные произведения.
эпиграф
Пусть помнят те, которых мы не знаем,
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.
Н. Майоров, 1941 год
Ход внеклассного мероприятия
Звучит песня Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат».
Учитель - 11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей. 11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд - одного из самых страшных лагерей смерти - подняли интернациональное восстание против гитлеровцев, и вышли на свободу. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.
Ученик Сколько жить доведётся на свете Бывшим узникам концлагерей - Не забыть им ни фабрики смерти, Ни фашистов, что злее зверей! Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим, Маутхаузен в том же ряду... Кто попал в лапы дьявола, к немцам,- Побывал, прямо скажем, в аду. Вся Земля содрогалась от горя, Не щадило зверьё и детей! Пасть чудовищная - крематорий Что ни день, пожирала людей. И душа леденела от страха, Ужас гетто вовек не избыть! Сколько брошено жизней на плаху! Разве ж можно такое забыть?!
(Н. Горланова)
Учитель- Великая Отечественная война длилась 1418 дней ,почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Дорогой ценой досталась победа нашему народу. Вы читали книги о войне, рассказывали о прочитанном, писали эссе. Рисовали рисунки, плакаты. Знакомились с жизнью героев Советского Союза, с подвигами детей в годы войны. У нас есть в школе Музей Славы, где есть вся информация и рисунки детей, а так же участники той войны –это герои и ветераны нашего города,области,нашей страны. Сегодня у нас устный журнал . У нас в гостях почетный гость Вера Павловна Мусиенко –ветеран войны, узница концлагеря. А так же автор книги Равиль Исмаилович Вахитов –автор книге о Вере Павловне « Долгий путь домой». На уроках ИЗО я вам читала отрывки из книги Р.И.Вахитова. Мы с вами выступили в роли соавторов ,потому что дети нашей школы рисовали рисунки, которые вошли потом в книгу.
Стенд с рисунками уч-ся нашей гимназии
Ученица - В 1937 году, 71 год назад, открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд. 71 год назад официально заработала нацистская фабрика смерти Бухенвальда. 71 год назад первые узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому свое». За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек. И более 120 тысяч из них никогда отсюда не вышли
Ученик - Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда..
Ученица - Крематорий был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключённых под предлогом осмотра у врача. Когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников. Заучить свой порядковый номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. С этого момента набор цифр заменял имя.
Ученица - Свидетельство очевидца:
«Я вместе с группой заключенных пытался бежать, но не удалось - поймали, посадили в карцер. Почему не расстреляли? А карцер был, по сути, тот же смертный приговор. Девять суток в камеру никто не заходил. На десятый день поставили бак с водой. Все, кто смог, бросились пить. До сих пор не могу забыть, как жадно они пили, а затем громко вскрикивали и в муках умирали. Вы бы видели их глаза... В открытую дверь смотрели надзиратели и смеялись, показывая пальцем на заключенных, скрюченных в смертельной агонии. Я понял, что накидываться на воду нельзя – она отравлена, поэтому отрывал клочки пропитанной потом рубахи, мочил их и высасывал влагу».
Ученик - Над узниками проводилось множество медицинских опытов, в результате которых большинство умерли мучительной смертью. Заключённых инфицировали сыпным тифом, туберкулезом и другими опасными заболеваниями для того, чтобы проверить действие вакцин против возбудителей этих болезней.
.
Эксперименты документировались в журнале наблюдения за пациентами эсэсовским врачом Эрвином Динг-Шюлером, были подтверждены врачами-узниками лагеря, а также описывались в книге бывшего заключенного, австрийского социолога и философа Ойгена Когона «Государство СС».
Ученица - В концлагерях и в лагерях смерти существовала группа врачей-эсэсовцев, проводивших на заключенных свои преступные «медицинские опыты». Эти действия, не имевшие ничего общего с наукой, причиняли заключенным неописуемые страдания и часто ускоряли их смерть.
Ученик - Людей оперировали без наркоза, удаляли им органы, безжалостно стерилизовали и кастрировали, иногда с помощью рентгеновских лучей. Заключенные проверялись на способность выдержать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма.
Ученица - На траурном митинге, посвященном памяти умерщвленных товарищей, 19 апреля 1945 года узники Бухенвальда всех национальностей дали клятву, которая была известна тогда всему миру, но теперь, к сожалению, позабыта: « ... мы прекратим борьбу только тогда, когда последний фашистский преступник предстанет перед судом народов. Уничтожение фашизма со всеми его корнями - наша задача».
Ученик - Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на конвейер. Не только в Бухенвальде происходили вышеописанные события. Лагерями смерти, предназначенными для массовых убийств, были Хелмно, Белжец, Собибор, Майданек, Освенцим и тысячи других.
Ученик - Рассказ узника концлагеря Освенцим:
«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ... Справа и слева проволочные заграждения, а сзади десятки нацистов с винтовками. Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки, все голые, как мать родила, идут толпой. На повороте, у входа в здание, стоит, ухмыляясь, эсэсовец и объявляет ласково: «Ничего дурного вам не сделают.. Вы только должны дышать поглубже. Это укрепляет легкие. У некоторых в душе мелькает надежда, достаточная, чтобы без сопротивления продолжать брести к газовым камерам. Они медленно... но все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. «Наполнить до отказа!»—командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми зимой.. Включают подачу газа... Но дизель не действует. Проходит 50 минут... 70 минут... А люди в камере стоят. Слышен их плач…
Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы — это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Дети умирают последними. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы—им некуда упасть. Выбрасывают трупы — посиневшие, покрытие смертным потом и мочой. Среди них младенцы и дети. Две дюжины рабочих заняты тем, что обследуют полость рта убитых, открывая ее с помощью железных крюков. Приказ: «С золотыми зубами—налево, без золота—направо».
Ученик - Более 18 миллионов человек в годы войны оказались в жерновах нацистских фабрик смерти. Те, кому удалось выжить, спустя десятилетия, вспоминают через что им пришлось пройти.
Учитель -предоставляем слово Вере Павловне .(она рассказывает о своем пути).Дети ведут диалог с Верой Павловной.
Ученица - Еще об одном лагере. Вскоре после Освенцима он был создан в Бжезинке - Освенцим II, более известный как Биркенау. Количество узников в августе 1944 года достигло свыше 100 тысяч человек
Ученик - На территории Биркенау гитлеровцы построили четыре крематория с газовыми камерами и две временные газовые камеры в переделанных для этих целей крестьянских домах, а также ямы и кострища. Концлагерь в Биркенау был местом массового уничтожения людей из Польши, СССР, Австрии, Бельгии, Чехословакии, Дании, Франции, Греции, Голландии, Югославии, Норвегии, Румынии, Италии, Венгрии. Люди погибали здесь в результате рабского труда, голода, нечеловеческих условий существования, пыток и расстрелов.
Ученица - Из официального отчета лагерного командования:
« ... В течение июля 1944 года убивали в день по 12 тыс. заключенных, а так как крематорий не мог пропустить такое количество трупов, то они сбрасывались в глубокие ямы и засыпались негашеной известью...»
Ученица - Свидетельство очевидца:
«Для того, чтобы в камерах поместилось большее число жертв, людей загоняли с поднятыми руками, а на головы им бросали маленьких детей. Эсэсовец Зепп Гейтрейдер был специалистом по убиванию младенцев, которых сам хватал за ножки и убивал, ударяя головкой о каменный забор. По показанию свидетелей, умерщвление в камерах продолжалось 15 минут...»
Ученица - Свидетельство очевидца:
«Чтобы разрядить атмосферу приема, оркестр из молодых, красивых заключенных, одетых в белые блузки и синие матросские юбки, играл веселые арии из оперетт. Фашисты боялись паники, поэтому прибывшим говорили, что это трудовой лагерь».
Ученик - Свидетельство очевидца:
«Часто ночью мы просыпались от страшных криков, это происходило когда экономили газ в газовых камерах и живых детей бросали в топки крематорных печей».
Ученик - Из допроса коменданта лагеря на Нюрнбергском процессе:
«Обвинитель: Видели ли вы в лагере беременных женщин? И что с ними происходило? Свидетель: Да… После того, как они производили на свет ребенка, его топили в ведре с водой. Спустя некоторое время приехал новый врач, и детей перестали топить, из них выкачивали кровь, для переливания солдатам на фронте или использовали для опытов.»
Ученик - Несмотря на террор, в концлагере, начиная с 1940 года, действовала польская, а с 1943 года – тайная международная организация сопротивления.
Ученица - Проводилась политическая работа среди узников, организовывалась взаимопомощь, побеги, поддерживались контакты с движением сопротивления вне концлагеря. В начале января 1945 года гитлеровцы начали эвакуировать лагерь. Во время транспортировки погибли тысячи людей. 27 января 1945 года советские войска освободили концлагерь, в котором в тот момент находилось более 7 тысяч узников, в том числе несколько сотен детей.
Ученик - В апреле 1967 был открыт памятник жертвам концлагеря Биркенау. Памятник состоит из основного монумента и 20 плит, лежащих у его основания. Надписи на них выполнены на языках народов, представители которых были здесь замучены (плита с текстом на русском языке – седьмая слева). Содержание текста на всех плитах одинаковое: «Да будет навеки криком отчаяния и предостережения для человечества это место, где гитлеровцы уничтожили около полутора миллионов мужчин, женщин и детей.
Ученица - В июне 1942 года был тяжело ранен, попал в плен и заключён в концлагерь Шпандау известный поэт Мусса Джалиль. Здесь он стал активным участником сопротивления. И когда видел, что у людей нет больше сил бороться , он начинал читать свои стихи. Его произведения узники заучивали наизусть и передавали друг другу. За участие в подпольной организации поэт был казнён на гильотине 25 августа 1944года в военной тюрьме. В 1956 году Мусса Джалиль посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
Ученица - События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны и заслуживают свою толику памяти.Нас слишком мало, чтобы разбрасываться памятью миллионов.
Учитель- Теперь слово предоставляется Равилю Вахитову автору книги ,которую вы держите в руках Книга написана со слов единственной узницы, выжившей в концлагере Веры Мусиенко, которая является жительницей города. Ученик - Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно. Не уважать оной – есть постыдное малодушие», – писал А.С. Пушкин. Знание истории своих предков способствует выработке активной жизненной позиции, прежде всего патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Любовь к своему дому, родному городу, людям, живущим вокруг нас и посвятившим свою жизнь служению Родине, – это и есть любовь к Родине. Для того чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо хорошо знать ее историю, людей, творивших эту историю.
Учитель - После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.И даже в нашей стране, понесшей самые тяжелые потери в войне, поднимают голову сторонники идей национал-социализма. Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи национализма, фашизма, шовинизма принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане Кыргызстана, мы гордимся им, помним историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Кыргызстан – многонациональная страна, и в этом наша сила. Изучая историю, мы с вами еще не раз убедимся, что нам чужды захватнические идеи. И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, шовинизма и национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.
Звучит «Реквием» Р.Рождественского. На фоне музыки читается стихотворение.
Учитель- Дорогая Вера Павловна и Равиль Исмаилович наши дети хотят вам сказать свои пожелания( говорят) и преподнести вам подарки.
Ученик-Почтим память погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.
Минута молчания.
Учитель. Хочется завершить наше мероприятие об узниках фашистских концлагерей фразой из Книги пророка Илиа:
Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши или во дни отцов ваших. Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети - следующему роду. И сейчас во многих странах идет война, так давайте ее не допустим у нас!!!..
Д.З -ребята ,мне бы хотелось ,чтоб вы не только прослушали все это ,но и выполнили следующее задание: нарисовать сюжет,который тронул ваше сердце
Выступление с песней «Бухенвальдский набат»
Список используемой литературы и документальных фильмов.