Экскурсия по выставке. Великая Отечественная! Под таким гордым названием навсегда вошла в историю священная война советского народа и его воинов против фашистского нашествия в 1941 – 1945 годах, на гигантском фронте от заполярья до Черного моря 1418 дней и ночей полыхал огонь сражений, каких еще не знало человечество. Беспримерный подвиг народа – героя, народа – богатыря не померкнет в веках. Герои шли на подвиг не ради личной славы, а по велению ума и сердца, во имя Родины, за народное счастье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тарбагатай в годы Великой Отечественной войны »
Экскурсия по выставке, посвященной Великой Отечественной войне
Великая Отечественная! Под таким гордым названием навсегда вошла в историю священная война советского народа и его воинов против фашистского нашествия в 1941 – 1945 годах, на гигантском фронте от заполярья до Черного моря 1418 дней и ночей полыхал огонь сражений, каких еще не знало человечество. Беспримерный подвиг народа – героя, народа – богатыря не померкнет в веках. Герои шли на подвиг не ради личной славы, а по велению ума и сердца, во имя Родины, за народное счастье.
ГУСЛЯКОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ
(1922 – 1998 гг.).
Герой России.
Гусляков Георгий Иванович родился 14 февраля 1922 года в селе Большой Куналей. Георгию очень хотелось учиться. Всем деревенским утехам предпочитал книгу. Семилетку закончил на одни «пятерки». До 1940 года работал в колхозе. Ему стоило большого труда убедить мать, что ему надо дальше учиться. В 1940 году уехал в Ленинград к родственнику. Первое время Георгий ходил по городу, не замечая прохожих, буквально впитывал неповторимую красоту северной столицы. Поучиться в институте так и не удалось, тогда учеба тоже платной была. Устроился на авиационный завод, чтобы на институт заработать. Сметливый, ухватистый парень быстро освоил специальность монтажника. Подумывал уже о поступлении в техникум при заводе, все больше нравилось ему быть причастным к рождению крылатых машин. И вот, как снег на голову, война…
Первый раз к званию Героя Советского Союза его представляли в августе 1944 года. За Львовско – Сандамировскую операцию свыше 400 км. Он прошел на Т – 34 под постоянным огнем без аварий и пробоев.
В конце октября 1944 года за участие в боях был награжден орденом Красной Звезды. С 14 января 1945 года принимал участие в боях Висло – Одерской операции, форсированием рек Пилица, Варта. С боями прошел от Вислы до Одера, был награжден орденом Отечественной войны II степени.
За участие в Берлинских боях командир 69 – го гвардейского танкового Сандомирского Краснознаменного полка гв. Майор Малых, вновь пишет представление к званию Героя Советского Союза. И вновь он не получил награду.
В феврале 1994 года Указом Президента Российской Федерации №400 от 28 февраля Б.Н. Ельциным Гуслякову Г. И. было присвоено звание Героя Российской Федерации. Поздравить героя пришли односельчане и другие почетные гости. Событие это произошло 18 мая 1994 года. Торжество проходило в здании центра культуры в Тарбагатае. Командующий войсками Забайкальского военного округа генерал – полковник Третьяков В. С. вручил «Золотую Звезду» Героя.
И в мирное время он оставался ярким примером служения народу. К годовщине 60- летия Победы на его Родине в с. Большой Куналей открыт мемориал.
Жизнь в деревне шла своим чередом, никто не догадывался о надвигавшейся беде для всей страны. Но она пришла. 22 июня 1941 года страшная весть разнеслась: ВОЙНА!
Война… Она пришла в каждый дом.
Шумел июнь, кружилось лето,
Беспечной радостью одето.
Вдруг наступила тишина…
И грянул гром средь ясна неба:
«…сегодня началась война!»
Вскоре начался массовый призыв военнообязанных на фронт. Призывали молодежь с 19 лет и старше и уже семейных мужчин. Это был период страха и горького предчувствия за жизнь уходящих, может быть, навсегда любимых мужей–кормильцев и сыновей — еще почти босоногих мальчишек, иногда единственных.
В первые месяцы войны из деревень нашего сельского аймака на фронт ушли многие мужчины, остались женщины, старики, подростки и дети. На их плечи легла вся тяжесть деревенской жизни. Надо было обрабатывать землю, выращивать хлеб, готовить корм для скота — коров, лошадей, — основной тягловой силы в деревне
Тяжело приходилось подросткам — мальчишкам и девчонкам 11–15 лет, которые выполняли мужскую работу, заменяя отцов, братьев, ушедших на фронт. Их фронт был в колхозе Работать приходилось много — от темна до темна.
На более легкие работы подростки выходили без руководства старших: ворочать и грести сено, подгребать за возами, вязать снопы, молотить. Обмолот зерновых снопов производи ли конной молотилкой. «Какое удовольствие испытывали мы от коллективной работы, — вспоминает Чебунина Варвара Климовна — И пусть было трудно, но мы не унывали, знали, что этим помогаем фронту. Наши отцы почти у всех были на войне...».
Деревня и уцелевший за зиму скот оживали с приходом весны. Ели все, что можно было взять от земли, начиная с картошки, которая осталась невыбранной с осени. Питательную ценность представлял крахмал, который отмывали, отстаивали и сушили, а потом употребляли его в разных невероятных блюдах неписаной кулинарии Лакомством служили «казачки» с сосны. Затем шли земляника, малина. Мальчишки и девчонки корзинами и решетом ловили вьюнов в нашей речке Тарбагатайке.
Трудными и суровыми были военные годы в тылу. Нелёгким было это испытание для учеников и учителей школы. Зимой стояли лютые морозы. В школе замерзали чернила, не было бумаги, учебников (1 на 10 человек). Хотя время было и трудное, в школе проводилась большая работа, вовсю работали кружки, регулярно собирался Совет дружины. Коллектив учителей был дружным, очень работоспособным. Было много творческих учителей:
Чебаков Григорий Ильич
Писарева Елена Михайловна (кавалер Ордена Ленина)
Колодина Елена Николаевна
Щербакоа Ттьяна Даниловна
Адушинова Ольго Осиповна
Кривенко (Авдошина)Наталья Романовна
. Как бы трудно ни было людям, они старались всем возможным помогать фронту. «Мысли и дела учителей Тарбагатайской средней школы направлены на помощь фронту. Учителя ежемесячно отчисляли однодневный заработок в фонд обороны Родины В школе работали пионерская и комсомольская организации. Дети участвовали во всех делах, направленных на помощь фронту, а ещё — шили кисеты, вязали носки, варежки для воинов. Учителя готовили посылки и отправляли их на фронт.
В 1942 году по всей стране началось новое патриотическое движение – сбор крупных сумм на строительство танковых колонн и эскадрилий боевых самолётов. Коллектив школы № 5 заработал и собрал более 22 тысяч рублей на строительство танков. Деньги отправили в Фонд обороны страны, в ответ пришла телеграмма за подписью И.В.Сталина.
Из воспоминаний Псельской Галины Иннокентьевны.
Школе в годы войны приходилось очень тяжело, но она жила. Учеников было много, однако не всем пришлось учиться. не хватало учебников, не было чернил, бумаги, поэтому писали на амбарных и старых книгах между строк. Было холодно, голодно, особенно голодали большие семьи. Запасы продуктов, у кого они были на начало войны, закончились.
В здании большой школы учились в 2 смены. В школе было очень холодно, замерзали чернила. Вечером печки топили технички. Старшие школьники заготовляли дрова на зиму, готовили «жерде». Много помогали колхозу: ходили на сенокос, копали картошку, вручную жали пшеницу. Младшие школьники собирали колоски, потом их сдавали, денег за работу не платили. Иногда не успевали выполнить всю работу, и часть картошки оставалось в земле. Но копать для себя ее не разрешали. Только весной можно было копать мерзлую картошку. Школьники помогали семьям погибших, ставили концерты для жителей села. Школьники вязали теплые вещи на фронт, собирали деньги на самолет.
Из воспоминаний Болотникова К. И. Запомнилось, что в школе иногда кормили завтраком — жидким супом из картошки или «затиркой» из муки. А во время экзаменов кормили кашей и белым хлебом, испеченным в пекарне колхоза «Красный партизан. Писали на старых книгах чернилами из свеклы или сажи. Трудно было, но мы не падали духом. При всех трудностях и тяжкой для детских плеч работе в колхозе дети учились и даже развлекались, забывая по-детски обо всех неприятностях . Зимой мы катались на санках, на деревянном коньке, на лыжах с гор Крестик, Гуриха, Степушка. На лыжах ходили в лес по следам полевой и лесной дичи. Летом с азартом играли на лужайке в забытые ныне игры «лапта», «бабки», «зоска».