Просмотр содержимого документа
«« Сущность и основные направления исследовательской компетентности современного преподавателя истории»»
Августовские секционные районные заседания учителей истории и обществознания
Доклад на тему:
« Сущность и основные направления исследовательской компетентности современного преподавателя истории»
Раскина Светлана Ивановна, учитель истории и обществознания
МБОУ « Баевская СОШ»
Ардатовский р-н
Республика Мордовия
Август 2016 г
Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Исследовательская компетенция педагога является составной частью профессиональной компетентности. Организация педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности, имеет свою специфику.
Исследовательская компетентность может быть сформирована только в исследовательской деятельности. Ключевые понятия, которые определяют необходимые условия для организации такого рода деятельности учащихся в школе, следующие: поиск, самостоятельность, инициатива, практическое действие, эксперимент, совместная работа, противоречия, разные точки зрения.
Качественная работа в развитии компетенций определяется, прежде всего, профессиональным мастерством учителя. Нужен учитель, который это может и хочет делать, то есть речь о симбиозе профессионализма и мотивации преподавателя. Исследовательская деятельность (а тем более научно-исследовательская деятельность) требует определенной подготовки, как школьника, так и учителя. В этой совместной работе успех зависит от каждого из её участников. Вполне естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника. Прежде чем начать организовывать исследовательскую деятельность учащихся в качестве инновационной результативной технологии обучения, педагог должен определить не только то, есть ли у него мотивированные учащиеся, но и есть ли у него самого возможности создать необходимые условия успешной реализации их творческих способностей. При этом важно, чтобы педагог уяснил для себя, возможен ли для него подобный род деятельности, есть ли у него необходимый научный и педагогический потенциал, владеет ли он сам методами сбора первичных данных, их обработки, получения оригинальных карт, схем, графиков и главное, сможет ли он научить им своего ученика. После такого самоопределения педагога как научного руководителя учащегося можно приступать к реализации совместных задач. Иначе организация научной деятельности среди школьников будет затруднена. Под руководством учителя дети могут выполнить проектную, исследовательскую или творческую работу с глубоким анализом первоисточников и поиском решений для самореализации собственной идеи .
Какое исследование может проводить ученик под профессиональным взором педагога? Во - первых, различные формы мини-исследования в рамках классно-урочной системы: самостоятельная работа с литературой и дополнительными источниками (сеть Internet), так любое исследование невозможно без самостоятельной работы школьников с теоретическим материалом. Обязательно при работе с литературой учитываю возраст учащихся, темп их чтения и усвоения материала. В 5 классе даю учащимся прямые указания по поиску информации. В 6 классе с помощью наводящих вопросов предлагаю ученикам выбрать нужную для работы информацию. В 7 классе вопрос не конкретизирую, обращаю внимание учащихся на цель работы и смысл ее содержания. В 8 и 9 классе предлагаю ученикам самим подобрать необходимый источник и найти нужный материал. Познавательную активность учащихся можно стимулировать введением в инструкции к заданиям исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок и отклонений в результатах. Во – вторых, выполнение проектов по теме исследования. Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках истории занимает метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач. В – третьих, публичное выступление с исследовательским проектом. Ученики учатся выступать перед аудиторией слушателей на научно – исследовательских конференциях. Научно-исследовательская работа школьников является важным фактором при подготовке учеников старшей ступени к студенческой жизни, то есть умению писать научные и курсовые работы. Однако здесь не может идти речь о массовости участия в этом деле школьников по определению. Проблема состоит в том, что многие школьники по целому ряду причин объективно не могут подходить к учебному процессу творчески. Работа в этом направлении должна вестись с теми школьниками, которые проявили себя и могут заниматься научно-исследовательской работой. А задача учителя выявить этих детей.
Смысл исследовательской деятельности учащихсясостоит в реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде, понимание исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. Такая работа направляет школьников самостоятельно мыслить, оценивать свою деятельность и ее результаты, что крайне необходимо для осознания личностью возможностей самореализации.
Во многих педагогических и методических работах исследование рассматривается почти как педагогическая панацея, позволяющая преодолеть многие проблемы современного школьного образования - от формирования нового уровня понимания учебного материала до профессиональной ориентации и личностного самоопределения учащихся. Однако собственный опыт организации учебных исследований позволяет выделить ряд сложностей, касающихся индивидуальных особенностей ученика, с которыми каждый педагог сталкивается в ходе подобного рода деятельности. Это следующие проблемы:
выбор темы исследования,
особенности самоорганизации учащегося,
динамика рабочей активности в течение года,
представление результатов работы.
Одна из первых и, на мой взгляд, самых значимых трудностей исследовательской деятельности - это выбор темы работы. Считаю, что к вопросу выбора темы для исследования необходимо подходить серьезно. Эта тема должна быть очень интересна и самому школьнику и научному руководителю. Определение тематики исследования вызывает затруднения не только у ученика, но и у учителя. Данные сложности можно объяснить и небольшим опытом исследовательской деятельности сторон, и особенностями традиционного школьного изучения научного материала, когда содержание излагается в готовом виде в качестве достоверного абсолютного знания, а для исследователя важны не только и не столько утвержденные знания, сколько проблемы, неясности и вопросы.
Проблема самоорганизации связана с необходимостью для учащегося самостоятельно строить свою работу. В традиционном школьном образовании ученик не планирует свою работу, а действует "реактивно", выполняя задания учителя. Эффективность исследования как средства личностного развития имеет оборотной стороной как раз неумение школьника планировать и осуществлять собственные действия. Здесь важно педагогу вовремя, пока не пропал у ребенка интерес к работе по причине "я не знаю, ничего не умею, у меня не получится", суметь поддержать веру ученика в собственные возможности и ресурсы. В этой ситуации обычно школьнику помогает снять страх собственной несостоятельности организация регулярных еженедельных (а, если нужно и ежедневных) общих встреч и консультаций, кроме того эффективно формирование плана действий с определением примерных сроков, разбивка каждого этапа исследовательской деятельности на конкретные задачи.
Следующая проблема - динамика рабочей активности школьников в течение года. Как правило, в начале года наблюдается трудовой подъем, после чего идет плавный спад, оканчивающийся кризисом, затем "плато" активности до весенних конференций, когда дети опять обретают высокий уровень трудоспособности. Такая особенность активности определяется непривычной формой деятельности, отсутствием шаблонов, алгоритмов, рутинности в многочисленных повторах опытов, обработки данных социологических опросов и анкетирования, изучения научной литературы с содержанием далеко не школьного уровня и т.п. Здесь опять важна роль педагога как мотивирующего фактора, следует еще раз определить, что было достигнуто в ходе работы, особенно подчеркнуть успехи ученика в исследовании, пусть даже полученные данные не соответствуют ожидаемым и предполагаемым результатам, обратить внимание на успешность развития ученика как исследователя, отметить развитие его умений научной деятельности. Очень положительно влияют в момент кризиса участие школьника в мероприятиях, где он может поделиться с промежуточными результатами своего исследования, например, выступление на уроке, участие в оценке результатов других ученических исследований, в частности, в настоящее время есть возможность это делать на сайтах, выставляющих на обсуждение исследовательские работы школьников.
Значимая проблема - представление результатов исследовательской работы школьников. Важный этап в исследовательской деятельности - достойная презентация результатов работы, залогом успеха может быть только серьезная подготовка. Опыт участия в научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ школьников показывает, что стандартная форма организации этих мероприятий (доклад - оценка жюри - присуждение мест) порождает некоторые проблемы. Учащийся сталкивается с жесткими требованиями к презентации своей работы: за минимальное время (обычно 5-7 минут) необходимо максимально полно представить содержание и результативность исследования. Усиливает волнение перед выступлением - оценочная ориентация и конкуренция в отношениях между участниками конференций и конкурсов. В данной ситуации, конечно, важен опыт публичных выступлений, можно знать теоретические основы ораторства, но именно собственные ощущения и навыки работы с аудиторией позволяют быть успешным на этом заключительном этапе исследовательской работы. Учителю с учащимся следует проговорить все моменты выступления: текст, интонации, ударения, паузы, возможные вопросы из зала и ответы на них, внешний вид, управление мультимедиа презентацией на компьютере, фразы начала и окончания выступления. Участие в конференциях и конкурсах имеет, на мой взгляд, и другое важное значение в формировании исследовательской компетенции ученика - возможность анализа результативности работ и выступлений других участников данных мероприятий.
Участие в научно – исследовательской работе по истории
Научный рук-ль: учитель истории Раскина С.И.
Годы
Класс
ФИО уч-ся
Тема работы
Результат
2006-2007уч.г.
8
Раскина Анжелика
С.Баево. Историко-этнографический очерк
Диплом третьей степени на районной конференции « Первые шаги в науку»; Диплом с поощрением жюри на межрегиональной научно-практической конференции: « Живая культура: традиции и современность» в г.Саранске
2007-2008уч.г.
9
Раскина Анжелика
« Одно только и есть счастье – творить. Живет лишь тот, кто творит…Все радости жизни-радости творчества». Р.Роллан.
Диплом участника районного Форума «Одаренные дети» в номинации « Историко-краеведческая»
2008-2009уч.г.
10
Раскина Анжелика
« Судьба человека в истории страны» Памяти моего прадеда посвящается…
Диплом первой степени на межрегиональной научно-практической конференции: « Живая культура: традиции и современность» в г.Саранске
2009-2010 уч.г.
11
Раскина Анжелика
« Фотографии семейного альбома как отражение истории страны»
Диплом третьей степени на районной конференции « Первые шаги в науку»
2010-2011 уч.г.
2011-2012
2012-2013
2013-2014
10
11
7
8
9
Арсентьева Наташа
Святкина Марина
Ладяшкина Мария
Ладяшкина Мария
Ладяшкина Мария
Без родной земли нет большой судьбы.
Судьба села в истории страны. Хроноскоп.
Нам завещаны память и слава
Есть женщины в русских селеньях
История моей школы
Диплом третьей степени на Всероссийской научно-практической конференции: « Живая культура: традиции и современность» в.г.Саранске
Диплом участника на 4 районной конференции
« Первые шаги в науку»
Диплом участника на 5 районной конференции « Первые шаги в науку»
Диплом участника на 6 районной конференции « Первые шаги в науку»
Диплом участника на 7 районной конференции « Первые шаги в науку»
Тематика исследований связана с историей родного края. Особенность исторического краеведения состоит в том, что учащийся непременно попадает в положение исследователя, а это производит огромный воспитательный эффект - формирует у учащегося уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску, постижение навыков исследовательской работы и умения их применять в дальнейшей жизни. Для школьного уровня, возможно, более важным являются не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности. Осваивая и применяя исследовательский метод, учащиеся становятся соучастниками творческого процесса. Конечно, их творчество не совершит переворота в науке (пока), но они самостоятельно повторяют путь, пройденный учеными и наукой в целом. Чтобы исследовательская деятельность учащихся в школе имела постоянную перспективу, необходимо обеспечить преемственность данной работы. Учащиеся старших классов могут проводить беседы, классные часы, социологические исследования среди младших школьников, они могут также стать для малышей экскурсоводами в школьном музее и в загородных поездках. Начиная работу по организации научно-исследовательской деятельности в общеобразовательной школе, следует помнить о факторах успешности научно-исследовательской деятельности учащихся. Успех исследований зависит, прежде всего, от следующих факторов: • соблюдение принципа добровольности занятий учащихся исследовательской работой; • добровольность выбора темы учащимся, т.к. только та тема может быть любимой, а, следовательно, и хорошо выполненной, к которой у учащегося проявляется интерес; • максимальная самостоятельность учащихся в процессе проведения исследования; • компетентное, заинтересованное руководство преподавателя ученической исследовательской работой; • учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся при выборе темы исследования; • уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы в учебно-воспитательном процессе и на краеведческом уровне; • системы мотивации и поощрения за исследовательскую работу. Вместе с тем к исполнителям ученической исследовательской работы предъявляется и ряд обязанностей: • соблюдение графика работ в соответствии с рабочей программой исследования; • соблюдение полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и справочно-информационных материалов образовательного учреждения, а также вспомогательных учреждений (библиотек, архивов, музеев и т.п.)
Можно твердо заявить, что исследовательская деятельность способна развить профессиональные возможности учителя, формируя в нем собственный взгляд на определенные проблемы его деятельности и путей их разрешения. Для того чтобы постоянно повышать свой профессиональный уровень в исследовательской работе, учитель не должен останавливаться в своей деятельности, поэтому, ему необходимо постоянное участие в педагогических советах, семинарах, конференциях, позволяющих повышать и развивать свой педагогический опыт в процессе взаимодействия с коллегами.