Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия ко Дню народного единства : «Едино государство, когда народ един»»
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся старших классов, посвященное
Дню народного единства
Тема: «Едино государство, когда народ един»
Цель: знакомство учащихся с историей Дня народного единства историческими событиями и героями, связанными с этим праздником; формирование активной гражданской позиции.
Задачи:
Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в РФ
Показать современную идею Дня народного единства
Воспитывать уважение к русским национальным героям
Развивать у учащихся патриотические чувства, чувства единения многонациональной страны
Оформление: икона Казанской Божьей матери, государственная символика РФ, изображение памятника Минину и Пожарскому.
Оборудование: компьютер, презентация, музыкальные фонограммы.
Ход мероприятия:
1 учащийся:
Земля замутилась — пропащее дело! Того ли крестьянство сердечно хотело? То ли купечество крепко желало? Но руки разжались, держава упала. А может быть, в смуту тянуло боярство? И мнилось боярству инакое царство?.. Ослабла, однако, великая скрепа, Такая земля погибает нелепо! Попала родимая в Божью немилость. И вот закружилась, и вот замутилась. На многие дни и на многие лета - Без малой отрады, без Божьего света. Но двое мужей на Руси отыскалось, - Такая-то, право, пустяшная малость! Но чудо случилось: земля устоялась. И. А. Тертычный
Учитель:
4 ноября –День народного единства. Это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.
В этот день Россия прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени.
Этот праздник был установлен при Михаиле Федоровиче Романове и на протяжении нескольких веков в Российской империи отмечался как день освобождения. Отменен он был после революции 1917 г. Поэтому в определенной степени речь идет не об установлении нового праздника, а о возрождении традиции, прерванной в 1917 году. Никогда Россия не была так близка к гибели, как в эпоху Смутного времени. Полный распад государства, борьба сословий между собой, захват власти иностранными интервентами, угроза полного уничтожения, угроза территориальной целостности и независимости страны.
2 учащийся:
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
Учитель.1. Что такое единство?
2. Какие события происходили в это время?
3. Что такое Смута?
Учащиеся отвечают:
Смута – период в российской истории, связанный с тем, что прервалась правящая царская династия Рюриковичей, появились лже-цари, также с обострением социально-экономической ситуации в стране, осложнённое вторжением поляков и шведов, их попытками возвести на российский престол своих кандидатов.
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени. В Смуту беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре все, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам. Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.
3 учащийся:
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.
Учитель: Расскажите, что вы знаете о событиях Смутного времени?
Ученики отвечают: В 1584 г. умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева в 1581 г., младшему сыну Дмитрию было всего два года. На престол вступил средний сын Грозного - Федор Иванович (1584-1598). Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия Рюриковичей. Земский собор избирает новым царем Бориса Годунова.Царствование Бориса Годунова было успешным до 1601 г. В 1601–1603 гг. Россию поразил неурожай. По свидетельству современников, в этом году в небе была замечена необычайной яркости комета, в небе стояли три солнца. В течение лета 10 недель не прекращались дожди, а в августе 1601 ударили морозы. Холода стояли такие, что по Чёрному морю в Константинополь ездили на санях. Последовал голод, усиленный отсутствием запасов в разоренной стране.Всё население оценило этот природный катаклизм, как наказание Божье за "незаконного" царя. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных.
Вывод: Годунов оказался неудачливым царем, а значит – и незаконным.
Учитель: Если вспоминать те события, то становится очевидно: главной бедой того времени была утрата нравственных и религиозных устоев. Начало Смуты можно определить одним словом - предательство. Ради своих шкурных интересов существовавшие тогда боярские группировки (сегодня их можно назвать элитой) готовы были на любое предательство, на признание любой лжи. Ведь вспомните, что происходило, когда Лжедмитрий уже приближался к Москве. Армии, целые боярские роды переходили на его сторону, признавали его законным наследником. Тогда было странное смешение в умах, когда одновременно обвиняли Годунова в убийстве Дмитрия и признавали Дмитрием самозванца. И может быть, самым страшным был эпизод, когда Самозванец вошел в Москву, а все бояре, дьяки, в том числе и дьяк Щелкалов, который проводил расследование убийства, признали его царевичем Дмитрием Ивановичем. Даже мать убитого отрока, и та признала его сыном. И вот в этот момент только Патриарх Иов, обычно изображаемый человеком слабым, только он, которого избивали в Успенском соборе, оплевывали, изгнали, только он не уставал повторять: не царевич Дмитрий это, а вор и расстрига Гришка Отрепьев. Его не слушали. Но очень важно, что в этот момент, как и на протяжении всей Смуты, Русская церковь неустанно свидетельствовала об истине. И ни Патриарх Иов, человек мягкий, ни твердый, как кремень, Патриарх Гермоген не были сломлены. И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа. И, наверное, у многих современников тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Трудно было даже представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы. И, тем не менее, нашлись здоровые силы - и в простом народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского, они объединились, спасли, сохранили страну, сделали возможным ее будущее возрождение. Ведь уже к середине XVII века Русь снова была сильной державой, причем не только в военном, политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.
На борьбу с захватчиками поднимается русский народ.
Вы подготовили сообщения про героев. (Двое учащихся представляют руководителей ополчения – К.Минина и Д. Пожарского)
4 учащийся:Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1642)
князь, родом из Стародубских князей, государственный и военный деятель России. Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года. С 1598 года Пожарский – стряпчий и член Земского собора, с 1602 года – стольник. Он принимал активное участие в подавлении восстания под предводительством И. И. Болотникова. В 1608-1610 годах поддерживал Василия Шуйского. Пожарский был участником I-го народного ополчения против польско-литовских интервентов. В марте 1611 года, во время боев в Москве, был ранен. С конца 1611 года Пожарский – один из руководителей и вдохновителей II-го народного ополчения. После изгнания польских интервентов из Москвы кандидатура Дмитрия Михайловича рассматривалась в качестве возможного претендента на русский престол. В 1612-1613 годах вместе с князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким Пожарский руководил временным правительством. В 1615 году он возглавил боевые действия русских сил против польских интервентов на юго-западе страны. В 1618 году участвовал в походе против польских войск во главе с королем Владиславом. Пожарский пользовался большим авторитетом при дворе, руководил Ямским, Разбойным, Приказных дел и Судным приказами. Он участвовал в переговорах с Англией (1617 год), Польшей (1635 год), Крымом (1630-1640 годы).
5 учащийся:Кузьма Минин (Сухорук) (?-1616) один из организаторов 2-го народного ополчения. В начале XVII века Кузьма Минин был посадским человеком в Нижнем Новгороде. 1 сентября 1611 он был избран земским старостой и возглавил сбор средств для народного ополчения и движение по его организации. Военное руководство принял князь Д.М. Пожарский. До созыва Земского собора в 1613 году Минин входил в "Совет Всея земли", выполнявший функции правительства. В 1613 году Минин вошел в состав Боярской Думы, получив чин думного дворянина.
1 учащийся:
Кто на Руси за правду ополчится?
Кто чист пред богом? Только чистый может
Святое дело честно совершить.
Народ страдает, кровь отмщенья просит,
На небо вопиет. А кто подымет,
Кто поведет народ? Он без вождя,
Как стадо робкое, рассеян розно.
Учитель. Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села. В Ярославле сформировали «Совет всей земли» и ввели налог «5-я деньга».
22 октября, на день обретения иконы Казанской Богоматери, сопровождавшей ополчение, войска штурмом взяли Китай-город, а 26 октября (4 ноября) интервенты открыли ворота Кремля и сдались.
Народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность.
Икона Казанской Богоматери сопровождала ополчение в походе к столице, сотворив «многая чудеса».
(Выступление учащегося «Икона Казанской Божьей матери – заступница Земли русской»)
2 учащийся: 4 ноября отмечается праздник Казанской иконы Божией Матери (икона с изображением Богоматери с младенцем Христом на руках в иконографическом типе Одигитрия, то есть Путеводительница). По церковному преданию икона была обретена в Казани в 1579 году. После пожара, уничтожившего половину Казани, 9-летней девочке Матрёне Онучиной трижды во сне являлась Богородица и повелела возвестить всем, что в земле, на месте сгоревшего дома хранится Её икона. Матрёна со своей матерью откопали икону, а священник ближайшего Никольского храма, будущий патриарх Гермоген с крёстным ходом отнёс икону в свой храм. После молебна икону перенесли в Казанский Благовещенский собор.В 1612 году список с иконы находился во Втором ополчении, освободившем Москву от интервентов. Накануне решающего сражения русское воинство 3 дня постилось и молило Богородицу о милости перед Казанской иконой. Победа, одержанная в этом сражении, была расценена как чудо. Возникло народное почитание иконы. Позднее на Красной площади был возведен Казанский собор и установлено празднование Казанской иконы 22 октября (4 ноября). Казанский собор был возведён на углу Красной площади на средства князя Д.И.Пожарского, одного из руководителей Второго ополчения, который лично перенёс список с иконы в церковь. В 1632 году деревянный храм сгорел. Царь Михаил Романов построил на его месте новый, который снесли в 1936 году, а восстановили в 1990-1993 г.г. В 1649 году царь Алексей Михайлович установил общероссийское празднование иконы. В годы правления первых Романовых многочисленные источники сообщают о чудесах, явленных от списков с Казанского образа.
Новый всплеск чудотворений от образа приходится на годы Северной войны (что это за война?), которую Россия вела со Швецией в 1700-1721 годах за выход на Балтийское побережье. Тогда же происходит переосмысление образа как святыни, оберегающей Русскую землю от нашествий иноплеменников. В 1709 году, накануне Полтавского сражения, перед иконой молился царь Пётр I. В 1710 году икона из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург, и после строительства в 19 веке Казанского собора (архитектор Воронихин) хранилась в нём. В 1812 году, отправляясь в русскую армию, перед Казанской иконой стоял М.И.Кутузов. Ныне икона находится в Богоявленском соборе в Москве.
Учитель. После освобождения Кремля, кн. Пожарский установил икону в церкви Введения Богородицы, а летом 1613 года сообщил о чудотворениях иконы царю Михаилу и его матери. В торжественные дни венчания на царство нового русского государя Михаила Федоровича Романова (22 февраля 1613 г.) оба великих мужа — Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин — были вознаграждены за свой подвиг во славу Отчизны: первый был пожалован в боярство, второй — в думные дворяне (отчество — Минин — теперь стало фамилией).
В 1613 году на Земском соборе был избран новый царь. Им стал Михаил Федорович Романов. В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова. Формально Романовы имели право на престол как родственники прежней династии: дед Михаила, Н. Р. Захарьин-Юрьев, был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Фактически же их избрание всех устроило.
В память столь чудесного заступничества царь повелел дважды в год (8 июля и 22 октября) праздновать и устраивать крестный ход с иконой Казанской Богоматери. В 1632 году на средства Дмитрия Пожарского для иконы был построен отдельный каменный собор на Красной площади.
Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского.
Вывод: Так два праздника на Руси слились в один. А сегодня в России празднование этих событий восстановлено.
День 4 ноября – День народного единства, День Славы русского оружия и День возрождения Российской государственности.
Учитель: Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов, заведшего врагов в глухой лес, в болото. По преданию, таким образом, он спас жившего тогда в Костроме выбранного на царство Михаила Фёдоровича Романова.
Звучит финал оперы «Иван Сусанин» со знаменитым хором «Славься!» и звоном колоколов)
3 учащийся:
Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути.
Учитель: В дате 4 ноября важна жертвенность русского многонационального и многоконфессионального народа, различных слоёв его. Объединение вне зависимости от национальности, вероисповедания.
Современная идея Дня народного единства состоит в том, чтобы объединить людей ради развития своей страны. Россия сильна не только экономическими успехами и авторитетом в мире, но, прежде всего, благодаря народному единству и, конечно, благодаря огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей — талантливых, квалифицированных и искренне желающих принести пользу своему народу.