kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий "И шар земной гордится Ленинградом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дорогие друзья! 27 января исполняется 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда. 900

Дней и ночей город находился в фашистском окружении, подвергаясь массированным бомбежкам и артобстрелам. Тяжелым испытанием для ленинградцев стал голод, от которого умерло около 1 миллиона человек. Но город выстоял, город победил!

В этот торжественный и памятный день мы хотим вам еще раз напомнить о тех суровых годах, о том, «какой ценой завоевано счастье» и кому мы обязаны за мирное время над головой. Сегодня у нас в гостях свидетели тех дней, дети блокадного Ленинграда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий "И шар земной гордится Ленинградом" »

Историко-музыкальная композиция к 70 – летию снятия блокады Ленинграда

«…И шар земной гордится Ленинградом»

2013-2014 учебный год



Авторы: И.В. Куликов, учитель истории, Т.Л. Синева, старшая вожатая






«Вступительное слово учителя истории Куликова И.В.


Дорогие друзья! 27 января исполняется 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда. 900

Дней и ночей город находился в фашистском окружении, подвергаясь массированным бомбежкам и артобстрелам. Тяжелым испытанием для ленинградцев стал голод, от которого умерло около 1 миллиона человек. Но город выстоял, город победил!

В этот торжественный и памятный день мы хотим вам еще раз напомнить о тех суровых годах, о том, «какой ценой завоевано счастье» и кому мы обязаны за мирное время над головой. Сегодня у нас в гостях свидетели тех дней, дети блокадного Ленинграда



Разрешите встречу с участниками блокады Ленинграда считать открытой.

Звучит гимн Российской Федерации.


На фоне песни «Священная война» идут слайды презентации

1 ученик

Великая Отечественная война. Немецко-фашистская группа армий «Север» рвется к Ленинграду. Цель: захватить и уничтожить этот один из крупнейших российских городов.

Несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашистам удалось прорвать оборону и 8 сентября 1941 окружить Ленинград с суши.


2 ученик читает стихотворение О. Берггольц

Мы предчувствовали полыхание

Этого трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.

Родина! Возьми их у меня!


Я и в этот день не позабыла

горьких лет гонения и зла,

но в слепящей вспышке поняла:

это не со мной – с Тобою было,

это Ты мужалась и ждала.


Нет, я ничего не позабыла!

Но была б мертва, осуждена,-

встала бы на зов Твой из могилы,

все б мы встали, а не я одна.


Я люблю Тебя любовью новой,

Горькой, всепрощающей, живой

Родина моя в венце терновом,

С темной радугой над головой.


Он настал, наш час,

и что он значит –

только нам с тобою знать дано.


3 ученик

900 дней и ночей г. Ленинград находился в немецко-фашистской блокаде. В первые дни блокады разбомбили продовольственные склады. В городе начался голод. Суточная норма хлеба для ленинградцев составляла 250 гр. – для рабочих, 125 гр. – для служащих и иждивенцев (это примерно с величину спичечного коробка). Ежедневно от голода умирали 3-4 тыс. человек. За все время блокады умерло около 1 миллиона жителей Ленинграда. В меленькой телефонной книжке ленинградской девочки Тани Савичевой было записано:


Ученица начальной школы в образе Тани Савичевой читает свой дневник:

«Женя, умерла 28 декабря в 12 часов дня 1942 года.

Бабушка - 25 января в 3 часа дня 1942 года.

Лека умер – 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

Дядя Вася, умер - 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

Дядя Леша - 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама, 13 мая в 7.30 утра. Савичевы умерли. Все мертвые. Осталась только одна Таня»


3 ученик

Эвакуированная в г. Горький Таня тоже умерла летом 1942 года.


4 ученик читает стихотворение АВТОР!!!!

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится

очень скромный

дневничок.

Его писала

Савичева Таня.

Он

каждого пришедшего

влечет.

Пред ним стоят

сельчане,

горожане,

От старца –

До наивного мальца.

И письменная

сущность содержанья

Ошеломляет

Души и сердца.

Это – всем живущим

в назиданье,

Чтобы каждый

в суть явлений

вник,-

Время

Возвышает

Образ Тани

И ее доподлинный дневник.


5 ученик

Дорогой жизни прозвали ленинградцы Ладожское озеро, т.к. это была практически единственная коммуникация, по которой Ленинград связывался с Большой землей. По Дороге жизни в блокадный город везли хлеб и вооружение, эвакуировали 550 тыс. человек, тонны оборудования для военной промышленности на Большой земле.


Звучит песня А. Розенбаума «На дороге жизни» в исполнении уч-цы 11 класса Колесниковой Юлии.


6 ученик читает стихотворение В.Лифшица «Баллада о черством куске»


По безлюдным проспектам оглушительно звонко

Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.

Леденистый брезент прикрывал ее кузов –

Драгоценные тонны замечательных грузов.


Молчаливый водитель, примерзший к баранке,

Вез на фронт концентрат, хлеба вез он буханки,

Вез он сало и масло, вез консервы и водку,

И махорку он вез, проклиная погодку.


Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.

Был он худ. Был похож на голодную птицу.

И казалось ему, что водителя нету,

Что забрел грузовик на другую планету.


Вдруг навстречу лучам – синим, трепетным фарам –

Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.

А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел, как мука,- плавно, медленно, сыто…


-Стоп!- сказал лейтенант.- Погодите, водитель.

Я,- сказал лейтенант,- здешний все-таки житель.-

И шофер осадил перед домом машину,

И пронзительный ветер ворвался в кабину.


И взбежал лейтенант по знакомым ступеням.

И вошел. И сынишки прижался к коленям.

Воробьиные ребрышки…Бледные губки…

Старичок семилетний в потрепанной шубке…


_Как живешь, мальчуган? Отвечай без обмана!,,_

И достал лейтенант свой паек из кармана.

Хлеба черствый кусок дал он сыну: -Пожуй-ка,-

И шагнул он туда, где дымила «буржуйка».


Там – поверх одеяла – распухшие руки.

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи

И в глаза заглянул, что мерцали как свечи.


Но не знал лейтенант семилетнего сына.

Был мальчишка в отца – настоящий мужчина!

И, когда замигал догоревший огарок,

Маме в руку вложил он отцовский подарок.



А когда лейтенант вновь садился в трехтонку:

-Приезжай! – закричал ему мальчик вдогонку.

И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито.

Он летел, как мука, - плавно, медленно, сыто…


Грузовик отмахал уже многие версты.

Освещали ракеты неба черного купол.

Тот же самый кусок – ненадкушенный, черствый –

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.


Потому что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему подложила.

Потому что была настоящей женою.

Потому что ждала. Потому что любила.


Грузовик по местам проносился горбатым.

И внимал лейтенант орудийным раскатам,

И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,

Потому что солдатом он был настоящим.


7 ученик


Не смотря на голод, постоянные бомбежки и обстрелы, ленинградцы работали на заводах и фабриках, рыли траншеи и окопы, с оружием в руках защищали свой родной город.


8 ученик читает стихотворение Ю.Воронова


В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали,

И только в сорок пятом –

Паспорта.


И в этом нет беды…

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда…



Инсценировка переписки двух влюбленных по мотивам статьи «Пока я жив, я с тобой» письма юности и любви «КП» 24.03.1984 Т.Яковлева


Лев Жаков

15.02.1942 Кострома, госпиталь

«Любушка, мой дорогой друг! Утром я написал тебе письмо и снова пишу. Сегодня я прочел в «Огоньке» статью Беляева «Ленинградские ночи». Ты знаешь, я перечел ее 2 раза. Я рвался к вам, я хотел сражаться под стенами моего любимого города . Думаю, что сумею умереть за Ленинград как ленинградец. И мне стыдно за то, что в эти грозные дни я мог думать о своем маленьком горе и о своей тоске. Друг мой, я знаю, что я погибну за свой город, за свою науку и искусство, за свой народ, за тебя и свою любовь. Храни наши лучшие мечты и мечты…. Пока я жив – я с тобой»

Люба

Ленинград, апрель 1942

«Сейчас ярчайшее солнце, небо без единого облачка, синее-синее, тает, а в тени – 10-12.

Когда такие дни, все мысли у меня путаются, я только люблю тебя. В этих таких синих

тенях, в этом блеске солнца – я люблю тебя…Ну вот, опять бомбежка. Опять начались налеты…»

Лев

Фронт, 19 мая 1942 г

«Теперь я лучший наводчик нашей батареи, чье орудие «метко било и будет бить по врагам Родины» («Боевой листок»). Мне сейчас легче все переносить. То ли оттого, что после пережитого зимой мне кажется все пустяками, то ли я возмужал, не знаю.

Люба

Ленинград, июнь1942 года

«То, что мы видим, переживаем, нельзя написать человеческими словами. Это войдет в историю как пропасть, как ненависть к врагу.

Мы живы все четверо. Но бабушка и дедушка почти и не оправились, хотя мы уже второй месяц сыты. Они почти не могут есть, совершенно изменившаяся психология. Мы же с тетей совсем поправились, пополнели, цинга проходит от массы зеленой травы и березового сока….

Жизнь города восстановилась. Рабочих поддерживает «повышенное питание», которое назначают легко, на всех предприятиях и учреждениях дают соевое молоко и витамин С.

Работают поликлиники, магазины….»

Лев. Фронт. Июнь 1942 г.

«Недавно нас накрыла тяжелая артиллерия немцев. Но мы чудом вылезли сухими из воды. Не для того я родился и учился, чтобы умирать в 19 лет. Я отдам себя науке, я буду биологом, во что бы это не стало!»

Люба.

Ленинград. Август 1942 г.

«….Если я погибну голодной смертью, то я сумею перед тем выжать все, что можно из своей жизни. Но только этого никогда не будет, я волнуюсь только за родных, а я так окрепла, что могу пережить еще одну зиму… Главное, не беспокойся. Опасность висит над нами, но необязательно же она упадет нам на голову. И я все сумею достойно встретить….»

Лев.

Фронт. Осень 1942 г.

«Слушай, как ты там дышишь? А? Как дома, здоровы ли? Когда проходишь по тем местам, где мы….- в общем, улыбнись за меня тем местам»

Люба.

Ленинград. Декабрь 1942 г.

«Кольцо блокады прорвано! Левка, прорыв блокады! В городе флаги. Флаги на трамваях.

Люди малознакомые целуются и поздравляют друг друга…»

Лев

Фронт. Март 1943 г.

«Мы подбираемся к своему 20-летию, юность наша стоит на первой грани, на первой ступени зрелости. Сейчас я живу только тобой. У меня почти нет собственной духовной и интеллектуальной жизни – все в тебе. Но я верю, что я еще посижу за книгами и микроскопом, обниму душой и мыслью природу»

Люба

Ленинград 27 января 1944 года!!!

«Выбежала на площадь. На улице толпа. Небо вспыхивает ярчайшим светом, площадь горит, разноцветные волны летают над нею. На Невском танцуют русского… Здесь ленинградцы, чьи дети кровью своей освободили нас от блокады. Здесь ленинградцы, чья кровь была на льду Невы у прорубей, куда от слабости на четвереньках спускались женщины в 41-году. Здесь те, кто считал хлеб на граммы, те, кто ходил, прижимаясь к стенам от снарядов. Здесь 12-14-летние мальчики, по суткам не отходящие от станков…

Лев! Это пылкое вступление, написанное дрожащей рукой, не требует комментария»

Лев.

Фронт. Февраль 1944 г.

«Пусть говорят поэты, что в бою

Мы думаем о чем-то теплом, близком,

У жизни мысль одна: прицел не низко ль?

Но в эти вот минуты, когда нет

Того, что правильно назвать бы адом,

Я достаю помятый твой портрет

И чувствую. Что близко ты, ты рядом,

Что все еще волос упрямых прядь

На лбу твоем не перестала виться.

Что все-таки, мне очень трудно ждать,

Что и тебе сегодня вряд ли спится …»

Люба

Ленинград. Март 1944 г.

«Сегодня была в концерте. Концерт прекрасный, давно таких не было…

Не могу обойти молчанием дорогого Карла Ильича Элиасберга. Представь: все время войны и блокады он – единственный дирижер – остался в городе в трудные его дни. Из жалких остатков после эвакуации оркестра сборно он создал оркестр, который 9 ноября 1941(!) года под грохот обстрела играл Пятую симфонию Бетховена.»

Лев.

Фронт. 7 ноября 1944 г.

«Мне хочется сказать, что я плакал сегодня утром, слушая приказ 220, что я не стыжусь этих слез, что я сын своей Родины, что я сорок месяцев ждал этих великих, бессмертных и простых слов:»Советская государственная граница, вероломно нарушенная гитлеровскими полчищами 22 июня 1941 года, восстановлена на всем протяжении от Черного до Баренцева моря». Да, я плакал. Стоял в строю, держал свой автомат, думал о каждом дне этих 40 месяцев. Я же человек, я же русский человек, ради этого дня прошедший столько дорог и препятствий войны….»


9 ученик

Учеными Ленинграда в голодном, блокадном городе была сохранена ценнейшая коллекция образцов пшеницы, ячменя, кукурузы, картофеля и других сельско-хозяйственных культур.


10 ученик читает стихотворение А.Ахматовой «Мужество»


Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!


11 ученик на фоне звучащей Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича

Композитором Д.Д.Шостаковичем в период блокады была написана его самая знаменитая Седьмая симфония. Она носит второе название «Ленинградская», была написана в 1941 году. Одно из первых исполнений симфонии состоялось в Ленинграде 9 августа 1942 года – в день, выбранный немецким командованием для въезда в город. Премьера стала настоящим подвигом музыкантов, сочинение Шостаковича поддержало дух жителей города. Первую часть обычно связывают непосредственно с военными событиями. Она написана в сонатной форме, но вместо разработки автор дает большой фрагмент, основанный на новой теме, условно называемой «темой нашествия». По форме этот фрагмент является вариациями на неизменную мелодию; он построен по тому же принципу, что и знаменитое «Болеро» Равеля. Сначала тема нашествия звучит у флейт – тихий незатейливый наигрыш под легкий аккомпанемент ударных. Затем она не один раз повторяется, и с каждым повторением увеличивается число исполняющих инструментов;

В результате тема превращается в зловещий марш, который играет весь оркестр. Напряжение темы нашествия переходит на репризу – почти все мажорные темы экспозиции звучат в миноре, усиливая таким образом трагическое содержание части. Интересен финал симфонии. Он завершается медленной, торжественной по характеру темой победы, торжества над злом. Однако в музыке столько строгости и неизжитой скорби, что слушатель понимает: речь идет о победе, одержанной ценой жизни. Композитор отказался от первоначальной идеи дать каждой части название («Война»,

«Воспоминания», «Родные просторы», «Победа») и ограничился обобщенным подзаголовком. Тем самым он сделал содержание симфонии более глубоким, связал свое сочинение не только с конкретными военными событиями, но и с общими размышлениями о борьбе человека с силами зла.


12 ученик читает стихотворение А.Межирова «Музыка»


Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души, и тела

Война проклятая попрала…

Какая музыка

во всем,

Всем и для всех -

не по ранжиру.


Осилим…Выстоим…Спасе…

Ах, не жиру – быть бы живу…

Солдатам головы кружа,

Трехрядка

Под накатом бревен

Была нужней для блиндажа,

Чем для Германии Бетховен.

И через всю страну

струна

Натянутая трепетала,

Когда проклятая война

И души и тела топтала.

Стенали яростно,

навзрыд

Одной-единой страсти ради

На полустанке – инвалид

И Шостакович в Лениграде.


13 ученик

27 января 1944 года войсками Ленинградского фронта (командующий генерал Л.А.Говоров) и Волховского фронта (командующий генерал К.А.Мерецков) немецко-фашистские войска были разбиты и 900- дневная блокада с города Ленинграда снята!


14 ученик читает стихотворение П.Булушева «Салют»


Черное небо вспорото

сабельным взмахом ракет.

Небо великого города

окрашено в разноцвет.


Падает черное небо

Отблесками в Неву.

Отныне блокада –

небыль!

В полнеба салют –

наяву!

Вьюжится, вьюжится, вьюжится

огненный снегопад.

В огненном вальсе кружится

праздничный Ленинград.

А мы у моста Дворцового,

в сквере, что у дворца,

привычные к ливню свинцовому,

впервой палим без свинца.

И я – со товарищи – рядом,

сбросив на снег шинель,

развешиваю над Ленинградом

праздничную шрапнель.

Небо золотом вспорото.

Но черен январский лед.

И по червонному золоту –

Черный свинцовый налет.

И свет и мрак непролазный

отныне в едином ряду.

Победа,

вобравшая разом

и празднество и беду.

В сверкающем сабельном взмахе

взмывает салют в зенит…

За этот салют

в атаке

в среду мой брат убит.


Учитель музыки Костылева Л.А. исполняет песню А.Розенбаума «А может не было войны..»

Минута молчания

Выступление ветеранов - блокадника Матехина Артура Николаевича


Совместное исполнение песни Д.Тухманова «День Победы»





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий "И шар земной гордится Ленинградом"

Автор: Куликов Игорь Васильевич

Дата: 25.07.2015

Номер свидетельства: 223529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Сценарий торжественной церемонии присвоения школе имени полного кавалера ордена Славы  Игоря Николаевича Зикеева"
    ["seo_title"] => string(133) "stsienarii-torzhiestviennoi-tsieriemonii-prisvoieniia-shkolie-imieni-polnogho-kavaliera-ordiena-slavy-ighoria-nikolaievicha-zikieieva"
    ["file_id"] => string(6) "290923"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455033834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства