Просмотр содержимого документа
«Сценарий районного исторического журнала «Сохраняя память о войне», посвященного 80-й годовщине тацинского танкового рейда»
Сценарий
районного исторического журнала «Сохраняя память о войне», посвященного 80-й годовщине тацинского танкового рейда
Подготовила Бирюкова Е.А., методист ДДТ
Звучат песни военных лет
Смена фона военной мелодии сл.1 – «Сохраняя память о войне»
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, уважаемые ребята и гости.
Мы рады приветствовать в этом зале юных исследователей и их наставников, кому небезразлична история своего края, своей малой родины.
Чем дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны, тем острее у нас возникает желание больше рассказывать молодому поколению о тех суровых и героических днях, о людях, которые, несмотря ни на что, в исключительно тяжёлых и крайне напряженных оборонительных сражениях выстояли, а затем, взяли стратегическую инициативу в свои руки, перешли в контрнаступление и сокрушили гитлеровскую армию. Ребята, сегодня наше мероприятие пройдет в форме исторического журнала под названием «Сохраняя память о войне», посвященного 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Страницы журнала расскажут нам о военных событиях, о судьбах людей об истории Бадановского рейда, о героях - участниках самой кровопролитной и разрушительной битвы.
слайд 2. 1 страница «Вставай, страна огромная!»
Ведущий: Начинаем листать наш исторический журнал и 1-ая страница, название ее вы видите на экране, посвящена военным событиям Великой Отечественной войны, которая началась 22 июня 1941 года, после того, как фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.
Сл.3. из 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт,
97 не вернулись назад и фото молодых бойцов
Ведущий:В первый день Великой Отечественной войны на защиту Родины встали парни, мужчины, которым было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100!
Сл.4. Разрушено 1725 городов, картинка разбитых городов и сел, ж/д дорог
Ведущий: Во время той войны было разрушено и сожжено 1725 городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране, взорвано 32 тысячи заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей, разрушили 84 тысячи школ.
Сл.4 фото солдат…………………………..
Ведущий: Фашисты уничтожили 11 миллионов советских граждан, из них 7 миллионов мирных жителей, стариков, женщин, детей, 4 миллиона военнопленных.
сл. 5…………………………………………..
Сл. 6. 900 дней блокады Ленинграда и фото Ленинграда
Ведущий:Страшное слово – война! Война -это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Сл. 7…………………………………...
Ведущий:Война - это по 20 часов у станка в день для работников тыла. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.
Сл. 8…………………………………...
Ведущий:Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
Сл. 9…………………………………...
Ведущий:Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот для пехоты пройти, проползти это расстояние заняло - 4 года, 1418 дней.
Мы никогда не забудем о тех людях, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для нас и грядущих поколений.
Сл. 9. 2 страница – «Защитники Родины»
Ведущий:1418 дней и ночей шла война с коварным, жестоким, беспощадным врагом. Мужчины, совсем молодые парни уходили на войну, чтобы защитить нашу Родину.
Сл. 10…………………
Ведущий: Великая Отечественная война навеки останется в памяти потомков и продолжателей великого народа великой страны. Около тридцати миллионов наших соотечественников героически погибли за свободу нашей Родины. Русский человек всегда готов был встать на защиту своей Родины и драться до последнего вздоха. Не было предела патриотизма у наших солдат. Только русский солдат спасал раненого товарища из-под шквального огня вражеских пулемётов.
Только русский солдат беспощадно бил врагов, но щадил пленных. Только русский солдат умирал, но не сдавался. Порой немецкие командиры приходили в ужас от ярости и упорства, отваги и героизма простых русских солдат. Один из немецких офицеров говорил: "Когда идут в атаку мои танки - земля дрожит под их тяжестью. Когда идут в бой русские - земля дрожит от страха перед ними".
Сл. 11……………….
Ведущий: Немало было подвигов совершено нашими солдатами во время Великой Отечественной войны. Молодые ребята жертвовали собой ради этой долгожданной Победы. Многие из них не вернулись домой, пропали без вести или были убиты на полях сражений. И каждого из них можно считать героем. Ведь именно они ценой своих жизней вели нашу Родину к Великой Победе. Солдаты погибали, прекрасно понимая, что они отдают свои жизни во имя счастья, во имя свободы, во имя чистого неба и ясного солнца, во имя будущих счастливых поколений.
Ведущий: Да, они совершали подвиги, они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчётное это действие - подвиг, а убеждённость в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдаёт свою жизнь. Предлагаем вашему вниманию, посмотреть коротенький фильм
«15 подвигов в Великой Отечественной войне».
Фильм «15 подвигов в Великой Отечественнойвойне».
Ведущий: Сегодня мы не можем забыть о героическом прошлом земли Тацинской, на которой мы живем, о подвиге военных в годы Великой отечественной войны, о знаменитом Тацинском танковом рейде. В годы Великой Отечественной войны на территории нашего района проходили ожесточенные бои.
Сл.12 -. 3страница «Тацинский танковый рейд»
Ведущий: Листаем дальше страницы истории.В годы войны самым грозным противником стал танк Т-34.
Сл. 13.«ЗНАМЕНИТЫЙ БОЕВОЙ ТАНК Т-34»
Ведущий: Это бронированный гигант длиной около 6 метров, шириной – 3 метра и высотой 2,44 и обладавший высокой скоростью и маневренностью. Весил 26 тонн, вооружен 76 – мм пушкой, имел большую башню, широкие траки гусениц и наклонную броню. Танк Т-34 признан лучшим танком 2 мировой войны.
Обратите внимание на белую стрелу. Белая стрела – символ Тацинского танкового корпуса, означает стремительный бросок вперед. А буква поверх белой стрелы – это первая буква фамилии командира:
«Б» - Баданов, Бурдейный
«Л» - Лосик
«Н» - Нестеров
«С» - Савченко и т.д.
А также на танке изображен номер – это башенный номер.
Сл.14. «Тацинский танковый рейд»
Ведущий: Всего в Тацинском рейде участвовало танков: Т- 34 – 96 единиц (осталось 39), Т-70 – 63 единицы (осталось 15) В ходе боев корпус утратил всего 100 танков.
Более обстоятельнее о Бадановском рейде расскажет………
Выступление с докладом …………………….. обучающаяся ………………школы.
Сл. 15…………………………………
Ведущий: На фронт из Тацинского района ушли – 7 тысяч 581 человек, 2 тысячи 614 из них – не вернулись.
Сл. 16…………………………………...
Ведущий: Героически сражались и наши земляки, тацинцы, на фронтах Великой Отечественной войны.
Сл. 17…………………………………...
Ведущий: Война – как много боли в этом слове... Горькие слезы, мучительные дни, месяцы, годы. Каждая секунда жизни наполнена страхом за своих родных, которые не щадя своей жизни, воюют за мирное небо. Бьются за Отчизну, не смотря ни на что. Чтобы в родимом доме звучал громкий детский смех, чтобы дети не знали войны…
Из поколения в поколение передаются страшные факты военных событий, чтобы люди помнили и история их не искажала.
Сл. 18. 4 страница. «Детство, опаленное войной»
Ведущий: Следующая страница нашего журнала о детях, о детях войны. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те ребята, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что он помнит? Что может рассказать?
Можно спросить: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или шестнадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?» Многое!!! Внимание на экран.
«Дети войны» видеоклип
Ведущий: Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Но в годы Великой Отечественной войны испытывали страдания и горе не только взрослые, но и дети. «Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», — написал Твардовский в одном из своих очерков. Из воспоминаний ребенка войны….
Сл. 19………………………………………………
Ведущий: Сегодня мы не можем не вспомнить о юных героях – Тацинцах, пионерах Грише Волкове и Феде Игнатенко, совершивших в свои неполные 14 лет подвиг. Они провели в декабре 1942 года советские танки безопасной дорогой к Тацинскому военному аэродрому, мимо пушек фашистов.
Родина высоко оценила подвиг героев.
Сл. 20. Фотография памятника пионерам-героям
Ведущий: Отважным пионерам – героям в станице Тацинской воздвигнут памятник. Юные герои награждены медалями «За отвагу». Посмертно.
Сл. 21. 5 страница - «Живая память»
Ведущий: Следующая страница называется «Живая память». О чем она нам говорит? О том, чтобы мы и следующие поколения помнили о военных событиях, о героях тех лет. В нашей стране присвоены имена героев городским паркам, улицам, проспектам, образовательным учреждениям. В память о героях – бадановцах, увековеченных в названиях улиц поселков и хуторов расскажет…..
ученица……………………………… ……………….школы.
выступление………………………………………………..
сл. 22. 6 страница «Фронтовые треугольники»
Ведущий: Раньше не было телефонов, интернета. Письма-треугольники были стандартной формой переписки солдат во время Великой Отечественной войны. При помощи их поддерживалась связь между солдатами, воюющими на фронте, и их родными. Треугольники сообщали о том, что солдат живой, но могло дойти и страшное известие — такие письма часто заменяли "похоронку".
сл. 23. Фотография писем-треугольников
Ведущий: Откуда же взялась необычная форма писем? Во время войны письма солдат с фронта доставляли их родным бесплатно. Однако в первые же недели войны почтовые работники столкнулись с тем, что попросту не хватало конвертов. Так и появились треугольники.
Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Фронтовые письма! Нет, это не короткие SMS-сообщения или сообщения в чате. Это – жизнь, человеческая боль и страдание, долгожданная радость и потаенная надежда и вера в то, что «Он жив, раз он пишет, значит жив!».
сл. 24. Фотографии пишущих письма солдат
Ведущий: Как ждали эти письма, как писали их урывками между боями, прямо в окопе или, обессилено припав к огарку свечи в землянке, или в медсанбате кое-как, превозмогая боль ранений. Писали мамам, мужьям и женам, любимым, детям, всем-всем, кто жил этими весточками с фронта. Всем, кто зачитывал их до дыр.
Весточки вселяли в ждущих матерей, жен надежду, что родной человек жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. И было так страшно, когда с фронта переставали приходить письма - это означало, что человек пропал без вести или убит. Но, что бы ни было, родные надеялись, верили и ждали…Письма с фронта по сей день бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Весточки хранят в себе дыхание войны, мужество солдата, веру в Победу. Расскажет о письмах с фронта ученики Ермаковской школы…………………………………….. ….
сл. 23. 7 страница «Сохраняя память»
Ведущий: Да, у нас есть святая обязанность - беречь этот мир. Мир, который был завоеван нечеловеческими усилиями, испытаниями, огромным горем для всего человечества 20 миллионов жизней стоила нам эта победа. Ни одну семью не обошла война. В нашем районе в образовательных учреждениях ведется кропотливая поисковая, исследовательская работа с населением. Школьные музеи хранят различные экспонаты и у каждого из них своя история.
сл. 24……………………………………….
Ведущий: В каждом школьном музее хранятся уникальные экспонаты времен войны. За каждой вещью, справкой, фото стоит история человеческой жизни. И очень важно нам хранить память о тех Великих событиях, передавая её от поколения к поколению.
Ведущий: приглашаю вас виртуально посетить музей Скосырской школы.
ФИЛЬМ о Скосырском музее.
Сл. 25. 8 страница «Война и песня…»
Ведущий: Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями
фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего.
Сл. 26……………………..
Ведущий: Вопреки известному афоризму «Когда пушки грохочут, музы молчат», поэзия и музыка в годы войны была в первых рядах, тех, кто отстаивал честь и свободу родной земли. Песни о войне – это песни о Родине, о Встрече и Разлуке, об Утрате и Надежде. Песни Победы! Песни, которые на веки связали ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную, жизни. И эта нить священной памяти, о великом подвиге доблестного советского солдата не прервется, пока будут звучать песни о войне.
Сл. 27……………………..
песня……………………../в живую /или на экране демонстрируется попурри военных песен.
Ведущий: Быстро крутится колесо истории. Но почему-то хочется оглянуться назад, еще раз в прошлое. Вспомним, друзья, «Катюшу». Какое нежное русское имя дали наши солдаты этому грозному оружию. А имя легендарная реактивная установка позаимствовала от популярной в те годы песни. Написана она была ещё до войны, но стала одной из самых любимых песен Великой Отечественной композитором М. Блантером и поэтом М. Исаковским. Они написали много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей на нашей планете, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша».
Песня «Катюша» /живое исполнение или в записи/
Ведущий: Вот и перевернули мы последнюю страницу нашего устного журнала. Но в истории Великой Отечественной войны есть ещё много интересных, познавательных, не до конца изученных страниц. Надеемся, что вы, молодое поколение, не остались равнодушными к военным событиям, проходившим на нашей Тацинской земле, в годы Великой Отечественной войны, о которых мы сегодня рассказали.
Каждый год наш народ вспоминает и отдает дань памяти великим тем годам, потому что мы должны знать и помнить о событиях той страшной войны, особенно сегодня, когда наша страна вновь столкнулась с ожившим и бесчинствующим рядом с нашими границами фашизмом. Мы должны помнить, какой ценой досталась нам Великая Победа.
Ведущий: Мы благодарим всех участников нашей встречи за творческий исследовательский труд, за ваш энтузиазм, за вашу память. До новых встреч!