Розработка мероприятия, которое посвящено учителю, школе и жизни страны в годы Великой Отечественной войны. В работе большой упор делается на развитие патриотизма, гордости за своё Отечество. Описывается жизнь детей, связь судьбы учителя с судьбой страны. При небольшой коррекции может быть использовано с привличением местного краеведческого материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Страна..Война...Школа...Судьба »
МОУ-СОШ с. Подленое Марксовского района
План-конспект внеклассного занятия в 5 классе
«Школа. Война. Страна. Судьба...»
Учитель истории высшей категории
Лященко Зоряна Николаевна
Подлесное 2010
Цель воспитание патриотизма и любви к Родине, формирование представления у детей о ужасах войны и роли учителя в жизни человека.
Воспитательные задачи формирование гордости за нашу страну, край, школу. Воспитание чувства прекрасного через прослушивание музыки и литературных произведений.
Образовательные задачи формирование начальных знаний о Великой Отечественной войне, расширение кругозора, знаний по истории края и поселка.
Развивающие задачи развитие толерантности, терпимости, навыков публичных выступлений.
Оборудование мультимедийная презентация ( мультимедийный проектор + компьютер+ экран), буклеты для гостей, материалы из школьного музея (альбомы по истории школы, журнал «Крестьянка» за август 1941 года, книга приказов 1941-1947года ). Презентация переключается по щелчку.
Ход занятия
Слайд № 1 включен на перемене, пока собираются учащиеся и гости.
Звучит музыка «Школьное попурри»
Слайд № 2
Баландина Л.
Здравствуй, школа!
Ты не просто зданье.
Ты для нас как будто дом родной.
Ежедневно к новому свиданью
Тщательно готовимся с тобой.
пишем мы не складные стихи...
Каждый год приходит пополненье,
А уходят лишь выпускники...
Наша школа это храм науки,
Дом уюта, светлый огонёк
Добрые учительские руки,
Первый и последний наш звонок
Вед1. Здравствуйте гости и ветераны педагогического труда
Вед2. Здравствуйте учителя и ученики.
Вед 1. Мы рады видеть вас сегодня у нас в гостях
Вед2. Наше выступление мы посвящаем году учителя и 65 летиюПобеды нашего народа в Великой отечественной войне.
Вед1. А еще мы посвящаем его всем, кто навсегда связал свою жизнь со школой- Вам уважаемые учителя.
Вед2. Сегодня многие страны, большие и малые народы не хотят помнить о войне.
Вед1. Война представляется чем-то далеким и порой случайным
Слайд № 3
Габсабиров Рустам
Французские школьные учебники и вторая мировая война
Французские и американские школьные учебники успехи советских войск на советско-германском фронте объясняют прежде всего географическими и климатическими особенностями, помощью «Генерала Зимы». Фамилии советских военачальников в учебниках не встречаются. Сталинградская битва приравнивается к военным операциям в африканских пустынях. Только в некоторых учебниках можно встретить прямое указание на то, что именно советские войска взяли штурмом Берлин.
Вед2. Сегодня мы расскажем Вам о том, что мы знаем и помним о войне, которую пережил наш народ.
Вед1. Мы расскажем вам о жизни школы и о вкладе каждого ученика и учителя в приближение светлого дня победы.
Слайд № 4
Канаев Дмитрий
Мрачные каменные своды нависают над небольшим помещением, которое лишь чуть освещено свечой. А наверху, совсем близко, фашисты. Но дети стараются забыть об этом, погружаясь в тот волшебный мир, куда ведет их бледная, исхудавшая учительница.
Так в Керченских каменоломнях в годы войны работала, одна из самых необычных школ. Но немного легче было в школах блокадного Ленинграда, в школах, работавших подпольно. Учиться приходилось в три смены при свете керосиновой лампы. Не хватало учебников, учительница вела урок по памяти, а писали на сшитых из бумажных мешков тетрадях самодельными, приготовленными из сажи чернилами.
Загорнов Егор
Слово «Родина» с маленькой буквы
Не умею писать. Не могу.
То же самое слово как будто.
Только в чем- то уступка врагу.
Память давнее сохранила.
Первый класс, военные дни.
Ярко-ярко алеют чернила:
Из мигнальной ракеты огни.
И учитель склонился над нами.
Слово Родина пишет наш класс.
Буква р, развеваясь как знамя,
Полыхает в тетрадях у нас.
Все мы голодны, плохо обуты,
Но грозим, как большие врагу.
Слово Родина с маленькой буквы
Не умею писать, не могу!
Слайд № 5
Слова учителя о открытии школы в Подлесном
До августа 1941 года в Подлесном работала немецкая школа, но с середины сентября в опустошенное село приезжают переселенцы из Старобельского района Ворошиловоградской области. Первая книга приказов по школе начата 01.10.1941 года. Это большая тетрадь сиреневого цвет с надписью на немецком языке.
К сожалению, первая страница отсутствует и нет приказов номер 1, 2, 3. Но параграф 1 приказ номер 4 от 1.10.1941 года гласит : «На основании приказа по унтервальденскому райОНО, Я, Шедько Петр Моисевич с 1 октября 1941 года принял дела и вступил в исполнения обязанностей директора Унтервальденской средней школы. На Слайде № 6 Вы видите, как выглядела наша школа в военные годы.
Вед1. Многие школы, как и наша находилась в глубоком тылу, но нелегко приходилось всем.
Вед2. Тяжкие испытания обрушились на детей военной поры. Очень рано стали они взрослыми.
Слайд № 7
Кудренок Дмитрий
В тылу подростки шли в опустевшие заводские цехи, убирали урожай на осиротевших полях. Работали, как взрослые, недоедали, недосыпали. А еще — дежурили на крышах, чтобы вовремя погасить «фугаски», следили за светомаскировкой. В начале войны Аркадий Гайдар написал школьникам такое письмо: «Ребята! Пройдут годы. Вы станете взрослыми. И тогда в хороший час после радостной мирной работы вы будете с гордостью вспоминать об этих грозных днях, когда вы не сидели сложа руки, а, чем могли, помогали своей стране одержать победу над хищным и подлым врагом».
Слайд № 8
Савицкий Артем
Пионеры мужественным трудом ответили на призыв своего любимого писателя. 8 ноября 1942 года они провели Всесоюзный воскресник под девизом: «Пионеры — фронту». В этот день собрали 4268 тонн металлолома, 355 тонн лекарственных растений, очистили от снега 29 тысяч квадратных метров железнодорожных путей. По примеру своего любимого героя тимуровцы помогали семьям погибших, в госпиталях ухаживали за ранеными, писали письма их родным, выступали с концертами. И все это — не в ущерб учебе.
Слайд № 9
А учиться стремились как можно лучше, чтобы гордились ими отцы на фронте, чтобы доставить хоть небольшую радость матерям, на чьи плечи легли все тяготы и невзгоды военного лихолетья.
Слова учителя о помощи школьников
В ноябре 1941 года в школе объявляется трудовая повинность. Все ученики и учителя отправляются на уборку подсолнуха в село Сосновка (Сусаненталь).
Однако учитель немецкого языка Баум Р.И. не является на трудовую повинность с село Сусаненталь, ничего не сообщает дирекции школы. Все заканчивается тем, что 13 декабря 1941 года Бауман увалена и заработная плата ей не выплачена.
На слайде№ 10 перед вами здания, в которых розмещалась Подлесновская (Унтервальденская ) школа. Когда в основном здании перестало хватать места.
Кулаков Семен
Школа, 1942-й
Тут быть бы живу. Не до жиру.
Везде беда встречала нас.
Но в дни войны был остров мира —
Битком набитый школьный класс.
Урок тянулся монотонно,
И в моде были, как всегда,
Периклов шлем, парик Ньютона
И Льва Толстого борода.
Слова учителя. Учитель математики Григоренко А.Ф. в декабре 1942 года была отпущена в Вольск на свидание к раненому брату и опоздала на сутки. Она объяснила это слабостью лошади и необходимость переночевать в пути. Однако её привлекли к судебной ответственности по законам военного временивсе вышеперечисленные получили выговор.
Вед1. Десятки школьных учителей ушли на фронт.
Вед2. А вместе с учителями уходили и бывшие ученики.
Слайд № 11
Сейчас вы видите коренного жителя нашего поселка. Это Антропов Александр Михайлович. Войну он встретил в 15 лет и в 17 ушел на фронт.
Звучит песня «Вальс фронтовой сестры» в исполнении учителя физической культуры Шмыревой А.В.
Шницер Павел
Зачем рассказывать о том
Солдату на войне,
Какой был сад, какой был дом
В родимой стороне?
Зачем? Иные говорят,
Что нынче, за войной,
Он позабыл давно, солдат,
Семью и дом родной;
Он ко всему давно привык,
Войною научен;
Он и тому, что он в живых,
Не верит нипочем.
Не знает он, иной боец,
Второй и третий год,—
Женатый он или вдовец,
И писем зря не ждет...
Так о солдате говорят.
И сам порой он врет:
Мол, для чего смотреть назад,
Когда идешь вперед?
Зачем рассказывать о том,
Зачем бередить нас,
Какой был сад, какой был дом,
Зачем?
Кириллова Алена
Затем как раз,
Что человеку на войне,
Как будто назло ей,
Тот дом и сад вдвойне, втройне
Дороже и милей. |
И чем бездомней на земле
Солдата тяжкий быт,
Тем крепче память о семье
И доме он хранит.
Забудь отца, забудь он мать,
Жену свою, детей,
Ему тогда и воевать
И умирать трудней.
Живем, не по миру идем,
Есть, что хранить, любить.
Есть где-то, есть иль был наш дом,
А нет — так должен быть!
А. Т. Твардовский l943 г.
Слова учителя.
Война накладывает отпечаток на все.
Случаются и неприятные инциденты. Учителя постоянно опаздывают на работу, а некто Ковальчук О.С. (наверное, работник столовой, хотя в приказах нет пока ни одного упоминания о работе столовой или буфета при школе) уволена за кражу хлеба из норм учителей.
Уже с апреля учителя школы привлекаются на работы в колхоз. 8 учителей на основании постановления Правительства с 4.06. 1942 закрепляются на сельскохозяйственные работы в колхоз «Ворошилова»
30 мая распределяются учителя, которые будут заниматься с учащимися летом.
Текучка кадров очень большая.
Руководство школы отзывает часть своих сотрудников из колхоза в середине лета. Необходимо заготавливать дрова на зимний период, ремонтировать школу.
Сигнал, того что в войне наступает перелом в книги приказов видно из приказа № 93 от 6.12.1943 года. Завуча и преподавателя школы Харченко Е. П. освобождают от работы в связи с выездом на Украину. Следом за Харченко уезжает на родину Стопкова В.К. – учитель русского языка.
Слайд №1 2
Вед 1. Часто ученики оказывались на оккупированных территориях и они не только учились в подпольных школах, но вместе с учителями вступали в борьбу с врагом.
Олейник Владимир
В период Великой Отечественной войны в партизанских отрядах находилось свыше 50 тысяч пионеров и школьников. Они помогали партизанам, участвовали в вооруженной борьбе с фашизмом.
За ратные и трудовые подвиги в годы Великой Отечественной войны орденами и медалями было награждено свыше 36 тысяч пионеров и школьников.
Звание Героя Советского Союза было присвоено пионерам Лёне Голикову, Марату Казею, Вале Котику.
Вед 2. В редкие минут отдыха пели песни, танцевали
Лена Сариева
У нас на Волге песни
словно волны.
Им нет конца,
как нет конца воде.
Ах, как поют,
ах, как поют на Волге!
Таких я песен не слыхал
нигде.
А средь плясуний —
плавно и несмело -
Плывет девчонка
в гулкой тишине.
Задумчивая,
словно лебедь белый,
Красивая — как вишня
по весне.
Лена Сергеева
Не королева
из печальной сказки,
Не Золушка
с волшебным башмачком.
Блестят глаза
из-под задорной челки.
Движенья все быстрее и быстрей.
Завидуют плясунье
той девчонки,
И парни молча думают о ней.
Слова учителя. В декабре 1944 года в школе выходит приказ о запрещении учащимся посещать кино, театральные постановки и гулять по улицам после 10 вечера. Этот приказ написан на основании приказа Наркома просвещения товарища Потемкина.
Вед 1. Школа не только запрещала и следила за порядком, но и несла ответственность за жизнь и здоровье детей
Слайд № 13
Вед 2. Предлагаем вашему вниманию выдержки из статьи доктора Нимена СОХРАНИМ И УКРЕПИМ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ.
Вед 1. Данная стать была опубликована в журнале «Крестьянка» в сентябре 1941 года.
Вед 2. Этот журнал хранится в нашем школьном музее.
Сериков Дима
СОХРАНИМ И УКРЕПИМ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ
В связи с военным временем повышается ответственность педагогов и родителей за сохранность жизни и здоровья школьников. Так, для защиты учащихся от воздушных нападений врага надо подготовить крытые щели, проводить светомаскировку школьных зданий, наладить охрану школ на случай пожаров.
Необходимо приучить детей к правильному режиму дня. Это имеет огромное значение для здоровья ребенка, его успеваемости и воспитания дисциплины.
Комнату, в которой спит ребенок, надо хорошо проветривать, и если погода и обстоятельства позволяют, следует оставить открытыми окно или форточку на всю ночь.
Условием правильного режима для школьника является чередование его труда и отдыха.
Надо помнить, что чем дольше ребенок бывает на воздухе, тем лучше укрепляется его здоровье.
Школьник должен питаться ежедневно в установленные часы с промежутками в 3—4 часа между приемами пищи. Важнейшее значение для здоровья ребенка имеет забота о чистоте его тела и платья. Надо воспитывать у ребенка навыки по уходу за руками, зубами, всем телом, одеждой и обувью. Особенно тщательно школьник должен помыться перед сном и по возвращении из бомбоубежища.
Родители должны требовать чистоты и порядка в здании школы, оказать помощь школе со стороны родителей, если в этом будет необходимость.
Нужно объявить в школе войну пыли, отравляющей детские легкие.
Вед 1. Сегодня мы знаем имена учителей, чья жизнь является примером самопожертвавания и безграничной любви к детям.
Слайд № 14
Вед 2. Первым в этом ряду стоит Януш Корчак — польский врач, педагог, автор чудесных детских книг.
Акимов Илья
«Когда я снова стану маленьким». Книга с таким названием была издана 85 лет назад в Варшаве. Кто же он, человек, который снова мечтал вернуться в детство? Это— Януш Корчак — польский врач, педагог, автор чудесных детских книг. Настоящее имя Корчака — Генрих Гольдшмидт. В своих книгах для маленьких и взрослых читателей он делился своим жизненным опытом, опытом работы с детьми. Творчество Корчака тесно связано с жизнью довоенной Варшавы. Большой многонациональный город с фабриками, широкими площадями, музеями, рабочими кварталами. И главными гражданами своего родного города, да и всего мира, он считал детей — своих маленьких пациентов, которых он видел ежедневно. Для них он организовал летние оздоровительные колонии и писал занимательные рассказы, повести и сказки. «Когда я снова стану маленьким» — книга о человеке, снова ставшем ребенком, Но жизнь детей так же непроста, как жизнь взрослых. И писатель Корчак честно рассказывал юным читателям о любви, о смерти, о том, как непросто дружить и любить, и как нужно учиться этому...
Польша была оккупирована гитлеровскими войсками. В это время Корчак работал в Варшаве в приюте для еврейских детей-сирот. Одним из зверских преступлений фашизма была программа массового уничтожения евреев — граждан оккупированных гитлеровцами стран. В Варшаве фашисты устроили гетто — специальный изолированный район, куда переделили еврейских граждан.
Алиев Руслан
Многие друзья-поляки предлагали Корчаку спрятать его, помочь ему бежать. Но он отказался, он не мог бросить беззащитных детей. Еврей по национальности, Корчак вместе с воспитанниками и сотрудниками приюта был переселен в гетто. Дети в гетто умирали от непосильного труда и голода. Корчак и его сотрудники стремились организовать помощь детям, наладить питание и учебу. Каждый день уходили из Варшавского гетто вагоны в концентрационные лагеря, где беззащитных людей ждала страшная смерть в газовых камерах. Настал день отъезда из Варшавы и для приюта, руководило Корчаком. Сохранились свидетельства очевидцев, они рассказывают о том, что сотрудники и воспитанники приюта шли спокойно. Это был и вызов, и живой укор убийцам невинных людей... Автор книги «Когда я снова стану маленьким» погиб, но и сегодня, раскрывая страницы его прекрасных книг, мы попадаем в страну детства, страну граждан будущего. Мы учимся доброте, чистоте и честности.
Сайфетдиновав Александра
В современной Сербии находится окруженный горами город Крагуевац. 21 октября 1941 года фашисты расстреляли здесь 7 тысяч жителей, в том числе 300 школьников. Расправляясь с учащимися, враг решил оставить в живых учителя Милоя Павловича. Но Павлович встал в одну шеренгу со своими учениками: „Стреляйте, я провожу свой последний урок". Каждый год 21 октября на могилу школьников и учителя Павловича приезжают десятки тысяч ребят со всех концов многонациональной Югославии. В этот день здесь проходит Большой школьный урок
Стихотворение читает Тараканова Т.К.- зам.дир. по УВР.
Про войну немало песен спето, Только вы не ставьте мне в вину, Что опять, что я опять про это, Что опять пою вам про войну.
Мне штыки мерещатся и каски И холмом, что всем ветрам открыт, Крагуевац - город югославский Забывать о прошлом не велит.
Партизаны бьют в горах фашистов, Озверели немцы, терпят крах. Расстрелять подростков-гимназистов Решено родителям на страх.
В Крагуевце знает каждый житель, Что покинуть класс учитель мог. Но сказал гестаповцам учитель "Не мешайте мне вести урок!"
А потом вот здесь, на этом месте Гимназисты выстроены в ряд И стоит учитель с ними вместе, Не оставил он своих ребят.
Камни, камни, что же вы молчите?! Шевелит седины ветерок... Говорит гестаповцам учитель "Не мешайте продолжать урок!"
Про войну немало песен спето, Только вы не ставьте мне в вину, Что опять, что я опять про это, Что опять пою вам про войну.
И пока хоть где-нибудь на свете Собирают войны свой оброк, Льется кровь и погибают дети - Продолжай учитель свой урок!
В. Лифшиц
Слайд № 15
Акимов Павел
Разными были учителя
В человеческом общежитии,
Но на них держалась наша земля
Наши открытия...
Они не ожидали от нас
Непременной известности,
Но предпочитали известный запас
Порядочности и честности.
Имели крепкий костяк
Уважали своё призвание
Некоторые заслуженные
Прочие –так без всякого звания.
Вед 1. Тысячи учителей погибли в годы войны, никто не вел статистику сколько их было в партизанских отрядах и в тылу, сколько работали в эвакуации.
Вед 2. Но мы знаем, что в Подлесновской школе 57 учителей работали в годы войны.
Вед 1. Они не только учили детей, но и заготавливали дрова для школы, выезжали на работу в колхоз, самостоятельно готовили кабинеты.
Слова учителя. Учитель начальных классов Авдеева К.М. в конце февраля 1942 года получает двухнедельный отпуск в связи с болезнью ребенка, но уже через 9 дней её отпуск прерывают, т.к. учащиеся выезжают на работу в колхоз «Новая жизнь» и она должна их сопровождать. А как же больной ребёнок. Этот вопрос наверное тогда мало кого беспокоил.
Звучит песня «До свидания мальчики» ( Запись в исполнении А.Варум)
Кириченко Рая
И на редких привалах
Военных дорог
В черном зареве
Огненных смерчей
Он мечтал...
Чтобы школьный звонок
Заглушил перекличку смерти.
Он мечтал, чтобы
В мирные детские сны
Не врывались орудий раскаты
Он учителем стал
Накануне войны,
А к ребятам пришел
В сорок пятом
Вед 2. Мы хотим рассказать вам о тех учителях, кто был участником военных действий и после войны пришел на работу в нашу школу.
Вед 2.. Это учителя наших родителей и учителя наших учителей.
Волков Миша
Слайд № 16
Белозёров Алексей Федорович
Родился 2 апреля 1923 года в селе Потемкино Волгоградской области.
На войну ушел из Энгельского района в 1941 году.
Из воспоминаний Алексея Федоровича: «Самыми памятными боями были бои за освобождение Крыма, особенно в 1943-1944 г.г., за г.Керчь. Наши танки переправились через Керченский полуостров в Крым. Наша часть штурмовали керченские высоты полтора месяца. Укреплены были эти высоты очень сильно. Перед высотами был противотанковый ров. Тридцатого января, при поддержке моряков Приморской армии эти высоты были взяты. Путь на Керчь был открыт и далее на г.Феодосию».
После войны окончил Саратовский педагогической институт, исторический факультет и работал учителем в Подлесновской школе Марксовского района
Награжден орденом «Красной Звезды», медалью «За отвагу».
Умер в 2000 году.
Манютин Артем
Слайд № 17
Загрядский Василий Васильевич.
Родился 28 февраля 1923 года в Липецкой области, деревне Барановка. После окончания школы работал в шахте проходчиком.
10 августа 1941 года ушел на фронт. Воевал на различных фонтах. Был командиром танкового экипажа, 2 раза горел в танке, несколько раз был ранен и контужен. Участвовал в штурме Берлина, освобождении Праги, Будапешта. Войну закончил в Берлине.
Награждён орденом «Славы III степени» за взятие Кёнигсберга, «Орденом Отечественной войны 1, 2 степени», медалью «За взятие Берлина», медалью «За освобождение Праги», медалью «За победу над Германией» и юбилейными медалями.
После войны вернулся в город Елец Липецкой области. Работал в Доме культуры декоратором. В 1954 году с женой и 2 детьми приехал в село Подлесное Марксовского района и стал работать учителем трудового обучения в Подлесновской средней школе. Проработал в школе 20 лет, в 1979 году ушёл на пенсию по состоянию здоровья. Общий стаж работы 40 лет.
Умер в 1999 году.
Савицкий Артем
Слайд №18
Калашников Андрей Яковлевич.
Родился 09.ноября 1920 года в Курской области в семье рабочих. До войны закончил 2 курса Брянского машиностроительного института. На фронт ушел в 1943 году. Был командиром отделения связи. Принимал участие в освобождении Прибалтики, восточной Пруссии. Войну закончил в августе 1945 года в Маньчжурии.
Награжден орденом «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Японией», «За победу над Германией», «За боевые заслуги».
После войны вернулся в Воронежскую область, к родителям. Поступил в Воронежский учительский институт. По окончанию института стал работать учителем физики.
В 1963 году с женой и 2 детьми переехал в село Подлесное Марксовского района. До 1983 года работал учителем физики в Подлесновской среденей школе.
Умер в 1985 году
Валентин Берестов
Слайд № 19
Самхарадзе Пация
В час мира
Все в мире сущие народы,
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле застигли нас.
Ещё теплы стволы орудий
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Преступив войны порог...
А. Т. Твардовский
Звучит запись «Волшебный микрофон»
Савицкий Артем
Школа в годы Великой Отечественной войны с честью выдержала трудные испытания, выпавшие на ее долю. И в великом деле Победы есть и ее вклад. В страшное для страны время не прерывались уроки знаний, гражданственности и человечности. Их на всю жизнь запомнили не только будущие первые космонавты но и, такие родные и любимые наши дедушки и бабушки.
Слайд № 20
Слово предоставляется гостям –ветеранам педагогического труда и войны.
Учитель благодарит всех за участие, подводит краткие итоги.