Сказка о рыбаке-профессоре, сварливой старухе
и Золотой рыбке, или сказ о том, зачем историю учить надобно
А в т о р С т а р у х а
Жил профессор-историк Дурачина ты, прямой простофиля.
Со своею старухой Обо мне ты совсем не заботишься!
У самого синего моря. Как мне жить прикажешь на это?
Они жили в ветхой палатке Ничего не понять с деньгами!
Ровно 30 лет и три года. Не купить ни колье, ни платья,
А чтобы было что кушать – И к знакомым пойти мне не в чем!
Ловил он неводом рыбу, Раньше было куда как лучше,
Старуха ж пряла свою пряжу. Помню, сам мне рассказывал это.
Не хочу жить в двадцать первом веке
С т а р и к Не сумел ты взять выкупа с рыбки,
Неудачный денёк, знать, сегодня – Пусть отправит нас в древнее время!
Третий час сижу я у моря, А в какое? Да это неважно!
Не поймал ни одной пока рыбки, Лишь бы дальше от нашего века.
Знать, старуха опять осерчает. А в т о р
Впрочем нет без добра в жизни худа, Вот пошли они к синему морю;
И «Неделю истории» в школе Видят – море слегка разыгралось.
Я обдумал сегодня подробно. (на экране слайд №2
А в т о р И позвал старик рыбку золотую.
Вот в последний раз закинул он невод, Приплыла к нему рыбка и спросила:
Пришёл невод с одною рыбкой, З о л о т а я р ы б к а
С непростой рыбкой – золотою. Чего тебе надобно, старче?
З о л о т а я р ы б к а С т а р и к
Отпусти ты, старче, меня в море, Смилуйся, государыня рыбка,
Дорогой за себя дам откуп: Разбранила меня моя старуха,
Откуплюсь, чем только пожелаешь. Не даёт старику мне покою.
А в т о р Захотелось ей в древнее время -
Удивился старик, испугался: В первобытное время, то есть.
Он рыбачил 30 лет и три года В нашем, видишь ли ей не по нраву.
И не слыхивал, чтобы рыба говорила. З о л о т а я р ы б к а
Отпустил он рыбку золотую Э – э, куда захотела, право.
И сказал ей ласковое слово. Что ж ты знаешь о времени этом?
С т а р и к Покажу тебе я картинку -
Бог с тобою, золотая рыбка! Скажи мне – что это такое?
Твоего мне откупа не надо; На экране слайды № 2,3
Ступай себе в синее море, С т а р у х а
Гуляй там себе на просторе. Ничего я в этом не смыслю,
А в т о р А так хочется в давнее время!
Воротился старик ко старухе, Может, кто-нибудь мне поможет?
Перед ним палатка со светёлкой, Подскажите скорее, дети!
Под окошком сидит его старуха (Ждёт ответ из зала)
И чертёнка своего гладит. З о л о т а я р ы б к а
С т а р и к Что ж, отправиться в давнее время
Я сегодня поймал, было рыбку, Нам волшебное слово поможет.
Золотую рыбку не простую; Повторяйте за мною, дети:
По - нашему говорила рыбка, Море волнуется раз,
Домой в море синее просилась, Море волнуется два,
Дорогою ценою откупалась; Море волнуется три,
Откупалась чем только пожелаю. Давнее время, приди!
Не посмел я взять с неё выкуп; Сценка «Первобытное время»
Так пустил её в синее море. Готовят учащиеся 5 класса
С т а р у х а
Нет, куда я попала, люди! И вокруг чудесные храмы.
Жить здесь, право, совсем не возможно! Статуй много таких огромных!
Что на них надето?! Обуто?!
Как едят?! Что едят?! Всё ужасно!!! Ч ё р т
Дурачина ты, простофиля! Ты пока смотрела – стояла,
Ведь один виноват во всём ты, Ничего не увидела, право!
Воротись, дурачина, ты к рыбке, Я вот видел: на площади рядом -
Поклонись ей, потребуй другое- Продают людей, покупают,
Я слыхала, что в Греции Древней То невольничий рынок, значти!
Женщин всех осыпали цветами, А в другой стороне, я видел,
И мне нравится этот обычай. Бьются насмерть рабы те в цирке.
Ей скажи – пусть туда нас отправит! Никого не щадят там люди!
А в т о р Да и ты напрасно торчишь здесь!
Вот пошли они к синему морю, Женщин, что приходят на Игры,
Помутилось синее море. С той скалы бросают высокой!
На экране слайд №5 С т а р у х а
Стал он кликать золотую рыбку. Что же ты молчал, дурачина?
Приплыла к нему рыбка, спросила: Нет, не нравится мне время это!
З о л о т а я р ы б к а Что же тут за законы? Нравы?
Чего тебе надобно, старче? Воротись, поклонись рыбке -
С т а р и к Не хочу жить в Греции этой,
Смилуйся, государыня рыбка, Хочу быть владелицей замка
Ещё пуще старуха браниться, Чтобы рыцари в ладных доспехах
Не даёт старику мне покою: В мою честь на турнирах
Не понравилось ей в первобытном, сражались!
Хочет в Грецию глупая баба. А в т о р
З о л о т а я р ы б к а Вот пришли они к синему морю,
Не печалься – уладим и это! Не спокойно синее море.
(Обращается к старухе) (На экране слайд № 9)
Произносишь ты это время. Стал он кликать золотую рыбку.
А хоть ведаешь – что это значит? Приплыла к нему рыбка, спросила:
Посмотри опять мои картинки- З о л о т а я р ы б к а
Может вспомнишь средь них ты Чего тебе надобно, старче?
хоть что-то? С т а р и к
На экране слайды №6,7,8. Смилуйся, государыня рыбка!
С т а р у х а Пуще прежнего старуха вздурилась,
Ничего, боюсь, не узнаю – Не даёт старику мне покою:
Помогите мне сразу, дети! Не по нраву ей в Греции Древней,
Хочет жить она в средневековье.
Ждёт правильных ответов из зала. З о л о т а я р ы б к а
Не печалься, уладим и это.
З о л о т а я р ы б к а (Обращается к старухе)
Что ж, отправлю вас в Грецию, люди, Хочешь в средние жить века ты,
Нам волшебное слово поможет. Но сначала скажи, что читала,
Повторяйте за мною, дети: Какие фильмы смотрела об этом?
Раз, два, три, древнее время, приди! С т а р у х а
Я вообще ничего не читаю,
Сценка «Древняя Греция» . Да и незачем зрение портить!
Готовят учащиеся 6 класса. Может, вы мне поможете, дети?
Назовите вы книги и фильмы!
С т а р у х а (Ждёт ответа из зала)
Что ж, понравилось время мне это,
Люди здесь красивы и ловки.
З о л о т а я р ы б к а З о л о т а я р ы б к а
Что ж, исполню, конечно, но всё же Не печалься - уладим и это.
Посмотри на творения эти. (Боже, дай мне терпенье и силу!)
Кто их сделал, скажи мне скорее! (Обращается к старухе)
Ты ответь – кто правил в этом веке,
(На экране слайды №10,11.) Кто град на Неве заложил и построил?
(Старуха ждёт подсказки из зала)
С т а р у х а З о л о т а я р ы б к а
И картин никаких я не знаю, Дай названья сим дивным твореньям,
Не попасть мне в средневековье, Укажи их создателей чудных.
Если мне не подскажут из зала. (На экране слайды №№ 13,14,15,16.)
(Ждёт ответа из зала)
З о л о т а я р ы б к а С т а р у х а
Что ж, отправлю вас в средневековье. Вот уж вовсе настала погибель,
Нам волшебное слово поможет, Ничего я такого не знаю.
Повторяйте за мною, дети: Отвечайте скорее – иначе,
Раз, два, три Я останусь здесь с вами надолго.
Древнее время, приди! (Ждёт ответа из зала)
Сценка «Средние века». З о л о т а я р ы б к а
Готовят учащиеся 7 класса. Что ж, ступай в восемнадцатый с богом
Нам волшебное слово поможет,
С т а р у х а Повторяйте за мною, дети:
Да, удобное выбрала время. Раз, два, три, давнее время, приди!
Буду жить я в замке прекрасном (Сценка «Петровский Петербург».
И верхом выезжать на охоту, Готовят уч-ся 8 класса)
На турнире сидеть королевной!
Ч ё р т С т а р у х а
Королевной сидеть захотела? Что ж, неплохо и здесь, наверно-
Ну а если сочтут тебя ведьмой? Заграничные платья носят,
Я вот только что видел рядом – Ассамблея вечером будет,
Женщин трёх, совершенно безвинно, По морю можно плавать,
На костре сожгли преогромном! За границей бывают люди.
А старик твой погибнет и вовсе – Во дворце жить, конечно, я буду!
Ждёт учёных топор здесь и плаха!
С т а р у х а Ч ё р т
Ты во всём виноват, простофиля, Да, наслушалась у царя ты,
Ты всё знал о времени этом! Я ж в народе крутился – понял,
Воротись, поклонись рыбке. Что почём в этом городе чудном:
Не хочу я жить в средневековье, На костях людских он построен,
Хочу жить в восемнадцатом веке! Коль не глянешься ты государю-
Где-нибудь, ну, к примеру, в России. В монастырь он тебя отправит!
А в т о р С т а р у х а
Вновь старик отправился к морю, Ну совсем одурел, простофиля,
Почернело синее море. В монастырь чуть меня не отправил!
(На экране слайд № 12) Воротись, поклонись рыбке -
Стал он кликать золотую рыбку. Не хочу жить в восемнадцатом веке,
Приплыла к нему рыбка, спросила: В девятнадцатый век пусть отправит
З о л о т а я р ы б к а А в т о р
Чего тебе надобно, старче? Старик не осмелился перечить,
С т а р и к Не дерзнул поперёк слово молвить.
Смилуйся, государыня рыбка, Вот пришли они к синему морю.
Опять моя старуха бунтует: Видит- на море чёрная буря:
Уж не хочет она жить в средневековье, Так и надулись сердитые волны,
Хочет жить в восемнадцатом веке, Так и ходят, так воем и воют.
И скажу точнее, в России. (На экране слайд №17.)
Стал он кликать золотую рыбку. За время то – мы в ответе,
Приплыла к нему рыбка, спросила: А все остальные – чужие.
З о л о т а я р ы б к а А в т о р
Чего тебе надобно, старче? Вот и сказке конец,
С т а р и к Кто помог нам – молодец!
Смилуйся, государыня рыбка, Сказка – ложь, да в ней намёк,
Что мне делать с проклятою бабой? Добрым молодцам урок!
В восемнадцатом ей не по нраву, И осталось только нам -
В девятнадцатый, вишь, захотела. Песню спеть и по домам!
З о л о т а я р ы б к а
Бес попутал связаться с тобою! Звучит Гимн истории в исполнении
Ну да ладно, уладим и это. Всех участников спектакля
Но сначала, сварливая баба,
Ты скажи – кто придумал те вещи, Если на планете вы Земля живёте,
Что увидишь сейчас пред собою. Если песню о России вы поёте,
( На экране слайд №18) Значит, знать историю должны мы
С т а р у х а с вами
Кто же лампочку эту придумал?... И должны гордиться дедами,
Телефон – тыщу раз я звонила, отцами.
Кто ж его изобрёл – я не знаю!... И историю страны, друзья,
Для кино эта штука - помню, Забывать нам никогда нельзя.
Кто придумал её – помогите!... Помни, каждый день, что нами
(Ждёт ответов из зала) в жизни прожит,
З о л о т а я р ы б к а Важный след в истории оставить
Чтобы век тебя больше не видеть! может.
В девятнадцатый век отправляйся. А история – о времени наука.
Нам волшебное слово поможет, Память нам дана не зря – такая
Повторяйте за мною дети: штука,
Раз, два, три, Что и кровь, и боль и войн
Давнее время, приди! прошедших бойни
Повторятся вновь, если не будем
Сценка «XIXвек», готовят учащиеся помнить…
9 класса.
С т а р у х а
Да и что здесь хорошего, право? Сказка сопровождается слайдами
Я всё это видела и прежде, презентации
Телевизора нет к тому же!
Ч ё р т
На сей раз я с тобою согласен!
Да и это не всё, старуха,
Революции здесь и войны,
Да и деньги правят повсюду!
С т а р у х а
И на что ты мне сдался, простофиля?
Все глаза ведь испортил, читая,
А не можешь сказать – где жить лучше?
Отвечай же скорее – что делать?
С т а р и к
Не хотела меня ты слушать,
По векам прокатилась знатно,
А так и не поняла ты,
Что время своё дано нам,
И беды свои, и заботы.