Ролевой проект "П.А.Столыпин и программа модернизации России"
Ролевой проект "П.А.Столыпин и программа модернизации России"
Цеель данного мероприятия - создать условия для осмысления обучающимися социально-нравственного опятапредшествующих поколений формирование собственной гуманистической позиции в отношении к историко-культурномуледию России, настоящему и будущему своей страны
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ролевой проект "П.А.Столыпин и программа модернизации России"»
«П.А. СТОЛЫПИН И ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ»:
Ролевой проект
Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры,
я бы не в состоянии был ничего делать.
ПЛ. Столыпин
Цели занятия
На основе изучения программы П.А. Столыпина по модернизации России подвести учащихся к выводам об исторических уроках его реформаторской деятельности и их значении для анализа социально-экономического и политического развития страны на современном этапе.
Способствовать становлению опыта творческой деятельности учащихся на основе развития умений проводить поиск, критический анализ и обработку разнообразных источников информации и представлять результаты своей индивидуальной и коллективной проектной работы в творческих формах: сценарий заседания Государственной думы; ролевые ретроспективные ситуации; спонтанные дискуссии; макеты предметов исторической эпохи и др.
Создать условия для осмысления школьниками социально-нравственного опыта предшествующих поколений и формирования собственной гуманистической позиции в отношении к историко-культурному наследию России, настоящему и будущему своей страны.
Учебно-методический комплекс и оборудование
1.История России: XX — начало XXI века / Н.В. Загладин и др.: учебник для 11 класса. М.: Русское слово, 2011.
2.История России: XX — начало XXI века: хрестоматия- практикум / О.Ю. Стрелова, В.А. Шестаков, Е.Е. Вяземский. М.: Русское слово, 2010.
3.Клокова Г.В., Розенталь И.С. История парламентаризма в России: уч. пособие для 9—11 классов. М.: Русское слово, 2008.
4.Аудиозаписи гимна Российской империи «Боже, царя храни» и Государственного гимна Российской Федерации, а также другие визуальные атрибуты общественно-политической жизни России начала XX в.
5.Мультимедийная презентация и выставка книг, посвященные жизни и деятельности П.А. Столыпина; таблички-визитки: «Председатель думы», фракции Государственной Думы VI созыва: Единая Россия, ЛДПР, КПРФ, Справедливая Россия.
Подготовительный этап
Школьники делятся на группы по 3—4 человека и выбирают парламентские партии, которые они будут представлять на «заседании Государственной думы». Их задача — в соответствии с политической платформой «своей партии» подготовить вопросы к П.А. Столыпину. Отдельные ученики будут играть Федора Александровича Головина — «Председателя II Государственной думы» (1907) и Петра Аркадьевича Столыпина — «Председателя Совета министров» (1906—1911). Группа поддержки П.А. Столыпина помогает ему готовить ответы на вопросы фракций, основываясь на реальных выступлениях и статьях этого исторического персонажа. «Председатель» знакомится с правилами поведения депутатов в Государственной думе (это можно делать по отрывкам из воспоминаний Ф.А. Головина) и пишет сценарий «думских прений»: открытие, порядок выступлений, регламент и т.п.
Особая группа школьников накануне проводит социологический опрос населения, учителей и учащихся:
1.Знаете ли вы, кто такой П.А. Столыпин?
2.Что вам известно о нем?
3.Как вы считаете, какую роль он сыграл в истории России начала XX в.: положительную или отрицательную?
Возрастные группы респондентов: 16—18 лет; 18—35 лет; 35—50 лет; 50—65 лет. По результатам опроса составляются диаграммы, их презентации и комментарии включаются во вводный или заключительный этап «заседания Думы».
Вводное слово учителя:
Сегодня мы проведем реконструкцию исторических эпох и параллель между началом XX и началом XXI в. Мы попытаемся представить одно из «совместных» заседаний Государственной думы Российской империи и Государственной думы Российской Федерации, посвященных проблемам модернизации России.
Немного фантазии, и мы — на заседании II Государственной думы в 1907 г.
Заседание открывает председатель II Государственной думы — Федор Александрович Головин, представитель кадетской партии.
Председатель II Государственной думы Ф.А. Головин:
-Господа! Мы продолжаем заседания Второй думы. Еще раз прошу и напоминаю:
не выходить за рамки установленного для выступления времени;
-не мешать выступающим, уважая их право на изложение своего мнения;
-соблюдать порядок прений.
-Прошу встать!
(Звучит Гимн царской России «Боже, царя храни»).
-Прошу садиться.
Учитель:
Так начиналось заседание Государственной думы в 1907 г. Но сегодняшнее заседание II Государственной думы необычное, на нем присутствуют представители парламентских фракций Государственной думы VI созыва 2012 г., заседание которой начинается не менее торжественно.
Звучит Гимн Российской Федерации.
Председатель II Государственной думы Головин Ф.А.:
Сегодня на заседании II Государственной думы присутствует председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин. У вас есть уникальная возможность задать Петру Аркадьевичу интересующие вас вопросы. Прошу, господа!
Вопрос от фракции ЛДПР:
Уважаемый Петр Аркадьевич! В настоящее время под руководством В.В. Путина и Д.А. Медведева Россия взяла курс на модернизацию. По мнению многих современных исследователей, разработанные под вашим руководством в начале XX в.
реформы были одной из самых ярких попыток модернизации России. Расскажите, пожалуйста, какие идеи лежали в основе вашей программы модернизации России?
Ответ П.А. СтолыпинаI.
Вопрос от фракции «Единая Россия»:
Петр Аркадьевич, ваши реформы охватывали практически все политические и общественные институты Российской империи. Какие изменения в государственном управлении вы считали важными для России?
Ответ П.А. Столыпина.
Вопрос от фракции «Справедливая Россия»:
Скажите, пожалуйста, почему вы придавали такое большое значение реформе местного самоуправления?
Ответ П.А. Столыпина.
Вопрос от фракции КПРФ:
Петр Аркадьевич, модернизация невозможна без реформирования системы образования. В нашей стране за последние годы в образовании произошли большие изменения. У нас давно уже нет неграмотных людей, большинство молодежи стремится получить качественное высшее образование. Что вы думаете по этому поводу?
Ответ П.А. Столыпина.
Председатель II Государственной думы Ф.А. Головин:
Большое спасибо за ваши ответы, уважаемый Петр Аркадьевич. Мы знаем, что вы планировали еще целый ряд важнейших реформ, имеющих целью вывести Россию в число ведущих стран мира. Но самой актуальной и значительной для судьбы России вы считали аграрную реформу. Давайте поговорим о ней.
Вопрос от фракции ЛДПР:
А почему вы не хотели отобрать землю у помещиков и передать ее крестьянам? Может быть, тогда реформа пошла бы успешнее?
Ответ П.А. Столыпина.
Вопрос от фракции «Единая Россия»:
Петр Аркадьевич, мы знаем, что, осуществляя аграрную реформу, вы придавали большое значение «переселенческой» политике. Расскажите о ней.
Ответ П.А. Столыпина.
Председатель II Государственной думы Ф.А. Головин:
Господа, продолжаем нашу работу! Прошу вас!
Вопрос от фракции «Справедливая Россия»:
В настоящее время актуальной является проблема формирования гражданского общества. Мы знаем, что впервые в России основные политические и гражданские права и свободы были провозглашены в Манифесте 17 октября 1905 года, подписанном императором Николаем II. Как вы думаете, почему они не стали реальностью?
Ответ П.А. Столыпина
Вопрос от фракции КПРФ:
Вас часто обвиняют в жестокости, особенно в связи с действиями военно-полевых судов. Цифры говорят следующее: «За восемь месяцев своего существования военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора, казнено было 683 человека». Что вы можете сказать в ответ на эти обвинения и уверены ли, что суды не осудили невиновных людей?
Ответ П.А. Столыпина.
Председатель II Государственной думы Ф.А. Головин:
Петр Аркадьевич, большое вам спасибо за встречу. Мы многое узнали и поняли. Вы помогли нам разобраться в ваших реформах и извлечь некоторые уроки, которые могут пригодиться нам в наше непростое время. Мы, так же как и вы, верим в светлое будущее России и будем, так же как и вы, неустанно работать ради ее блага.
Учитель:
Почему же, несмотря на всю важность предложенных Столыпиным реформ, они остались незавершенными? Эта проблема остается актуальной и в наши дни. «В России необходимо завершить основные положения Столыпинских реформ», — заявил Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев. Он отметил, что между временами Столыпина и современностью присутствует «незримая связь, которая сегодня объединяет нас и тех, кто начинал реформы в начале XX в.».
По мнению Д.А. Медведева, «основные положения реформ столетней давности еще предстоит воплотить в жизнь».
Дискуссия:
Ребята, вашему вниманию предоставляются две противоположные точки зрения о значимости деятельности и политики П.А. Столыпина. Какая точка зрения кажется вам более предпочтительной? Аргументируйте свой ответ.
1.Деятельность Столыпина была сопряжена с нарушением прав народа и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905—1907 гг.
2.Политика Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 г.
Учитель:
Хочется надеяться, что и в современной России есть люди, для которых не пустым символом остаются слова, сказанные великим российским гражданином Петром Столыпиным незадолго до своей смерти: «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего сделать».
28 декабря 2008 г. на телеканале «Россия» завершился телепроект «Имя России». Исходный список, включавший 500 имен наиболее достойных представителей нашего прошлого, потом выбрали 50 имен, а до заключительного этапа дошли 12 имен: Александр Невский, Иван IV Грозный, Петр I, Екатерина И, А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Ф.М. Достоевский, Д.И. Менделеев, П.А. Столыпин, В.И. Ленин, И.В. Сталин.
Окончательный итог подводили зрители. Всего проголосовало 4 498 840 человек: первое место занял Александр Невский, второе П.А. Столыпин. Возникает вопрос, что российский народ нашел в Петре Столыпине? Кажется, что сегодня на уроке мы нашли на него ответ.
Обычно в конце занятия подводятся его итоги. Для оценки своего участия и личностного результата нашего мероприятия используйте начало любой фразы:
Сегодня я узнал...
Было интересно….
Я выполнял задания...
Я понял, что...
Теперь я могу...
Я почувствовал...
Я научился...
У меня получилось ...
Я попробую...
10. Мне захотелось...
Список источников и литературы
Опубликованные источники
Нам нужна Великая Россия. Полное собрание речей в Государственном совете и Государственной думе. 1906—1911. М., 1991.
Столыпин ПЛ. Программа реформ. Документы и материалы / под ред. П.А. Пожигайло. Т. 1—2. М., 2002.
П.А. Столыпин: Переписка. М., 2007.
Тери Э. Экономическое преобразование России. М., 2008.
Исследования
Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.
Пожигайло ПЛ. Столыпинская программа преобразования России (1906—1911). М., 2007.
Сидоровнин Г.П. П.А. Столыпин: Жизнь за Отечество: жизнеописание (1862—1911). М., 2007.
Интернет-ресурсы
http: // www.stolypin.ru/Фонд изучения наследия П.А. Столыпина.